Научная статья на тему 'Культура человечества и проблемы ландшафтной рекреации'

Культура человечества и проблемы ландшафтной рекреации Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
96
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культура человечества и проблемы ландшафтной рекреации»

продажи билетов на различные виды транспорта, маршруты и номера троллейбусов и автобусов. В 1985— 1986-х гг. разработаны и изданы карты-схемы туристских маршрутов «На родину Зои и Александра Космодемьянских, С.Н. Перекальского (пешеходные, велосипедные и автобусные маршруты) и туристического маршрута «Дом-музей С.В. Рахманинова», а также маршрутная схема «Большое Тамбовское кольцо». Ту-

ристические карты были помещены и во всех изданиях Атласа Тамбовской области, а также издавались в виде настенных карт.

В последнее время интерес к туризму растет, идет восстановление многих памятников истории, культуры и архитектуры. В связи с этим возникает необходимость по составлению и изданию туристических карт, схем, путеводителей с учетом современных условий.

КАРТОГРАФИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНОГО И ПРИРОДНОГО НАСЛЕДИЯ ГОРОДА РАССКАЗОВО © Е.А. Почтарева, О. Луценко, А. Самарин

Одним из новых направлений тематической картографии является картографирование культурного и природного наследия. Формирование данного направления началось в России в начале девяностых годов следом за разработкой теоретических основ науки о природно-культурном наследии, понимании наследия не как совокупности отдельных объектов (памятников), а как территориальных систем социально-культурного и природного характера, образование которых происходило в течение длительного времени.

Объектами картографирования культурного и природного наследия являются не только материальные, но и духовные ценности, созданные и сбереженные предыдущими поколениями: памятники археологии, истории, искусства, архитектуры, природы, науки и техники, исторические территории, ландшафты, топонимические объекты, технологии, обряды, праздники, явления художественного творчества, научные и общественно-политические идеи и многое другое.

В настоящее время картографирование культурного и природного наследия ведется на всех территориально-иерархических уровнях - глобальном, континентальном, национальном, региональном и локальном.

На кафедре физической географии и краеведения совместно с Лабораторией Комплексного Картографи-

рования Тамбовской области ведется работа по созданию карт культурного и природного наследия Тамбовской области. С одной стороны, это дает фактический материал для новой специальности - краеведение и туризм, и в то же время имеет практическое значение для разработки новых туристических маршрутов на территории области. Примером такой работы является создание карт культурного и природного наследия города Рассказово, которые разрабатываются авторами в течение двух последних лет.

Предложен и разрабатывается комплекс карт разнообразного характера, сочетающих отображение природных и культурных объектов и явлений города. Это природные карты, отображающие природное наследие и природные объекты-памятники Рассказова, их охрану, исторические карты, дающие представление о первых поселениях в окрестностях города, о формировании его облика, улиц, памятных мест, карты, отражающие народно-духовное наследие; карты, отражающие инженерно-культурное наследие, туристические карты и др. Предполагается разработка подобных карт как в традиционном (бумажном) варианте, так и в электронном виде.

Карты природного и культурного наследия могут быть использованы не только в практике туризма, но и на уроках географии и истории в средней школе.

КУЛЬТУРА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА И ПРОБЛЕМЫ ЛАНДШАФТНОЙ РЕКРЕАЦИИ © В.Г. Берест, А.В. Берест

Идея «рекреации» на уровне своей всеобщей абстракции широко охватывает все среды человеческой жизни, сфокусированной в техносфере социосферы. Она реализует в себе многие виды своих предметноконкретных составляющих, среди которых «ландшафтная рекреация» занимает не последнее место. Наоборот, ландшафтная рекреация - хорошо отлажен-

ный «канал» проникновения в Природу человеческого сознания и мысли, взаимодействие которых и создает всю полноту культуры нашего «экологического мышления»: руководящие принципы жизни (мораль), гармонизирующие наши отношения с «чистой Природой» и друг с другом. Лишь то, что не противоречит фундаментальным законам бытия, - неуничтожимо. Поэтому

«рекреационные зоны» должны превратиться в непреходящие «культурные ценности» человечества - материальные носители высшей культуры творящего духа.

Совершенная мораль - истинная культура. Только она, одна, сможет вывести нас на уровень «беспроблемного существования». Мораль «прожорливой саранчи» гибельна во всех отношениях, ибо какова «культура», таково и «творение» ее - «культурные ценности».

Культура - неуничтожима. На гребне волн движущихся цивилизаций она передается с нарастанием в жизнь грядущих поколений. «Культурные ценности», -преходящи. Они всегда соответствуют моральному духу «времен и народов» - отпечаткам лучших исканий человечества.

Синтез опыта, ложащегося в основание культуры, создается взаимодействием людей в техносфере. Он накапливается на энергоинформационных «полюсах» социосферы: в Ноосфере и Предноосфере - «положительном» и «отрицательном» потенциале качеств человеческой культуры, как собственно «культуры» и ее «контркультуры». Истинная культура (духовное совершенство) всегда создавалась и накапливалась Ноосферой. Естественность, как лучшее проявление гармонии свободы, - главное достояние культуры. Контркультура Предноосферы лишена свободы. Снизу доверху она «зарешечена» законодательными установками, которые, как «костыли», и подпирают ее. Каждый шаг контркультуры предписан «правом» законности, суть которого, однако, - «захват и властвование» на фоне «дочеловеческих» страстей и желаний.

Цивилизацию строит Предноосфера, но «зерна культуры» на ее «интеллектуальном поле» всегда высеваются Ноосферой. Когда опыт высшей культуры собран, цивилизация или полностью разрушается, или существует «половинчато», т. е. без культуры (за счет применения утонченных «дипломатических ходов»), или переходит на более высокий «моральный уровень».

Что представляет собой «бескультурная цивилизация», можно понять на примере западноевропейской цивилизации с ее недавней «культурой рационализма» (здравого разума). Лишившись «мудрости» ясного понимания жизни, она выродилась в «голый рационализм» бессмысленных «технолитических» нагромождений, похоронивших под собой главную идею эволюции жизни - человека. Человек стал пустым придатком

«техногенеза» - бездушной «болванкой», без видимых признаков истинной культуры. От «голого рационализма» до «фашизма» - один шаг (человечеству он хорошо известен). Говоря иначе, когда происходит падение государства и волна культуры покидает его, уносясь дальше, то при сохранении цивилизации остается лишь отточенная временем «технология культуры» - подражание ей. Она позволяет «держать марку» культуры, без наличия самой культуры. Культура исчезает. Остается лишь «маска» ее, за ложной добропорядочностью которой всегда ютится серая бездуховность, примитивная мораль и такая же низкая нравственность -невзрачный образ гнетущего существования. Высшие руководящие принципы жизни блекнут и растворяются в механистической повторяемости явлений. На все накладывается отпечаток «технотронной стандартизации», которая и выдает себя за проявление «высшей культуры нравов», хотя на самом деле - это лишь хорошо отлаженный «механизм» поведенческих реакций человеческих существ, унифицировано исполняющих свои узаконенные «скудные добродетели».

Более глубокие разрушения «цивилизации и культуры» произошли в России. Шестая волна «культуры государственной мудрости», идея которой отрабатывалась в СССР, не выдержала испытаний. Куда унесет себя седьмая, североамериканская, волна «культуры силы», ныне восседающей на гребне развития цивилизации США, еще никому не известно. Ясно одно, только тот, кто сможет вместить в себе триединую культуру «рационализма» (умения просчитывать «шаги вперед»), «государственной мудрости» (умения гармонизировать «достигаемое») и «силы» (умения защищать накапливаемые «ценности жизни»), обретет состояние «неразрушимости». Возможно, эта перспектива ожидает Россию. Но кто и как предоставит ей «разум», «мудрость» и «силу»?

Из сказанного ясно, что «рекреационная культура» и «культура рекреацию> - не одно и то же. Все проблемы «культуры рекреации» предопределяются «рекреационной культурой» человека - его руководящими моральными установками. Но последние расцветают только на гребне волны восходящей цивилизационной культуры. Именно они передаются в жизнь грядущих поколений образованием и воспитанием. Это и есть единственный «ключ» к решению всех проблем.

РЕКРЕАЦИОННОЕ ПОЛЬЗОВАНИЕ ЦНИНСКИМ МАССИВОМ © И.В. Полуэктова

На территории Тамбовской области прослеживается тенденция приуроченности лесных ландшафтов к долинам рек. Одним из самых крупных является Цнин-ский лесной массив, который расположен на слабохолмистой песчаной равнине.

Граница двух природных комплексов: леса и реки создает благоприятные предпосылки для рекреационной деятельности. Обилие лугов, густота древостоя и

сосновые боры, открытые поляны и водная гладь привлекают дикий туризм. Развитие туризма и других видов отдыха на природе повышает значение ландшафтов в повседневной жизни.

В пределах Цнинского лесного массива выделяются зоны организованного и неорганизованного отдыха населения с различительными особенностями типов местности: пойменного, надпойменно-террасового, плакорного.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.