Научная статья на тему 'Культовые сосуды карлуков-несторианцев из городища Кастек'

Культовые сосуды карлуков-несторианцев из городища Кастек Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
259
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народы и религии Евразии
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / CULTURE / СРЕДНЕВЕКОВЬЕ / MIDDLE AGES / ХРИСТИАНСТВО / CHRISTIANITY / РЕЛИГИЯ / RELIGION / ДУХОВНОСТЬ / SPIRITUALITY / ЭПОХА / ЦИВИЛИЗАЦИЯ / ТОРГОВЛЯ / TRADE / НУМИЗМАТИКА / NUMISMATICS / КЕРАМИКА / CERAMICS / ЭТНОГРАФИЯ / ETHNOGRAPHY / МИГРАЦИЯ / MIGRATION / THE EPOCH OF CIVILIZATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Нуржанов А. А.

Культовая керамика с зооморфными признаками имеет важное историко-культурное значение. Сосуды не только являются носителями информации о форме, декоративном оформлении и технологии их изготовления, но и дают уникальную возможность получить представление о религиозном мировоззрении городского населения. Христианство несторианского толка имело значительное число приверженцев среди оседлого населения средневекового Жетысу и оказало определенное влияние на культурное развитие народов этого региона. В последние годы археологические исследования были проведены на целом ряде новых памятников, имеющих отношение к христианскому культу: пещерные монастыри, церкви, винодельни с символами христианства. Помимо прочности, неуничтожимости, крест, видимо, символизировал и перекресток, где сходятся пути мира. В противоположность правилам, принятым мировыми религиями, в тенгрианстве строили храмы в честь божеств или духов предков с одним внутренним помещением, предназначенным только для сохранения их символов. По представлениям древних тюрок, божества и духи посещали храмы лишь в дни религиозных празднеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULT KARLUK-NESTORIYANTSEV FROM SETTLEMENT KASTEK

Cult ceramics with zoomorphic signs is important historical cultural significance. Vessels not only a carrier of information about the shape of the decorative design and manufacturing technology, but also provide a unique opportunity to get ideas about the religious outlook of the urban population. Nestorian Christianity had a considerable number of followers among the settled population of the medieval Zhetysu and had a certain influence on the cultural development of the peoples of the region. In recent years, archaeological research has been conducted on a number of new monuments related to the Christian cult: cave monasteries, churches, wineries with Christian symbols. In addition to strength, indestructibility, the cross, apparently, also symbolized the intersection, where the world's ways converge. In contrast to the rules adopted by world religions, temples built temples in honor of deities or ancestral spirits with one inner room intended only for the preservation of their symbols. According to the views of ancient Turks, deities and spirits visited temples only during religious festivals.

Текст научной работы на тему «Культовые сосуды карлуков-несторианцев из городища Кастек»

Tokarev, 1990 — Tokarev S.A. Rannieformy religii i ikh razvitie [Early forms of religion and their development]. Moscow, 1990,622 p. (in Russian).

Usmanova, 2005 — Usmanova E. R. Mogil'nik Lisakovskii I-.fakty iparalleli [Burial ground Lisakovskiy I: facts and parallels]. Karaganda, Lisakovsk, 2005,232 p. (in Russian).

Usmanova, Merts, Kolbina., Ventreska, 2006 — Usmanova E.R., Merts V.K., Kolbina A. V., Ventreska A. O nekotorykh siuzhetakh v «tekste» pogrebal'nogo obriada epokhi bronzy. Izuche-nie pamiatnikov arkheologii pavlodarskogo Priirtysh'ia [About some plots in the «text» of the burial rite of the Bronze Age. Study of archeological monuments of Pavlodar Irtysh territory], Pavlodar, 2006, pp. 70-80 (in Russian).

Frezer, 1980 — Frezer D.D. «Zolotaia vetv» [«A golden branche»]. Moscow, 1980, 831 p. (in Russian).

Chernetsov, 1959 — Chernetsov V.N. Predstavleniia o dushe u obskikh ugrov. Issledovani-ia i materialy po voprosam pervobytnykh religioznykh verovanii [Representations of the soul of the Ob Ugrians. Studies and materials on the issues of primitive religious beliefs]. Moscow, 1959, fol. 51, pp. 114-156 (in Russian).

A.A. Нуржанов

Институт археологии имени А.Х. Маргулана Акалемии наук Республики Казахстан, Алматы (Казахстан)

КУЛЬТОВЫЕ СОСУДЫ КАРЛУКОВ-НЕСТОРИАНЦЕВ ИЗ ГОРОДИЩА КАСТЕК

Культовая керамика с зооморфными признаками имеет важное историко-культур-ное значение. Сосуды не только являются носителями информации о форме, декоративном оформлении и технологии их изготовления, но и дают уникальную возможность получить представление о религиозном мировоззрении городского населения. Христианство несторианского толка имело значительное число приверженцев среди оседлого населения средневекового Жетысу и оказало определенное влияние на культурное развитие народов этого региона. В последние годы археологические исследования были проведены на целом ряде новых памятников, имеющих отношение к христианскому культу: пещерные монастыри, церкви, винодельни с символами христианства. Помимо прочности, неуничтожимое™, крест, видимо, символизировал и перекресток, где сходятся пути мира. В противоположность правилам, принятым мировыми религиями, в тенгрианстве строили храмы в честь божеств или духов предков с одним внутренним помещением, предназначенным только для сохранения их символов. По представлениям древних тюрок, божества и духи посещали храмы лишь в дни религиозных празднеств.

Ключевые слова: культура, средневековье, христианство, религия, духовность, эпоха, цивилизация, торговля, нумизматика, керамика, этнография, миграция.

A. A. Nurzhanov

The Institute of archaeology named after A. Kh. Margulan Academy of Sciences of the Republic of Kazakhstan, Almaty (Kazakhstan}

CULT KARLUK-NESTORIYANTSEV FROM SETTLEMENT KASTEK

Cult ceramics with zoomorphic signs is important historical — cultural significance. Vessels not only a carrier of information about the shape of the decorative design and manufacturing technology, but also provide a unique opportunity to get ideas about the religious outlook of the urban population. Nestorian Christianity had a considerable number of followers among the settled population of the medieval Zhetysu and had a certain influence on the cultural development of the peoples of the region. In recent years, archaeological research has been conducted on a number of new monuments related to the Christian cult: cave monasteries, churches, wineries with Christian symbols. In addition to strength, indestructibility, the cross, apparently, also symbolized the intersection, where the world's ways converge. In contrast to the rules adopted by world religions, temples built temples in honor of deities or ancestral spirits with one inner room intended only for the preservation of their symbols. According to the views of ancient Turks, deities and spirits visited temples only during religious festivals.

Key words: culture, the Middle Ages, Christianity, religion, spirituality, the epoch of civilization, trade, numismatics, ceramics, ethnography, migration.

Средневековое городище Кастек-1 находится в 2,5 км от с. Кастек в Жамбылском районе Алматинской области, на левом берегу реки Кастек, у подножья горы Суык-Тобе. Географические координаты: 43° 03" 03,54" с. ш.; 75° 59" 09,11" в. д., на высоте 1296 м над уровнем моря (рис. 1). Городище расположено на месте выхода горной речки из горных теснин на относительно широкую часть возвышенных прилавков, образующих возвышенное плато, при этом река еще сохраняет стремительность своего течения, создавая своеобразный звуковой фон местности.

Центральная часть памятника представляет собой несколько возвышенный над общей поверхностью подчетырехугольный участок, ориентированный углами по сторонам света. Размер по линии С — Ю — 210м, В — 3 — 150м, что составляет 4 га. Он обнесен крепостной стеной, которая выглядит как оплывший вал толщиной до 15 м, высотой до 4 м. По гребню вала видны впадины и всхолмления на месте оборонительных башен. В топографии городища выделяются 14 башен и 32 крупных домовладения, располагавшихся внутри стен, имеется и значительное число других построек, расположенных, главным образом вдоль реки. Вокруг вала с трех сторон, кроме восточной, прослеживается ложбина былого рва глубиной 0,5-2 м и шириной 3-4 м, с восточной стороны город располагался на высоком берегу реки, остатков построек на нем не зафиксировано. Въезды находятся напротив друг друга в середине стен [Нуржанов, 2011:80].

Конструкции верхнего строительного горизонта, выявленные на глубине 0,6-0,8 м, были представлены основанием стен, сложенным из нескольких рядов булыжников средних и крупных размеров. Некоторые камни обрушились и сместились и, таким образом, не занимают четкого первоначального местоположения по отношению к ос-

75°59'5"Е 75«59'6"Е 75°59'7-Е 75°59,8"Е 75'59'9"Е 75"59'10НЕ 75°59'11НЕ 75°59'12"Е 75°59'13"Е

МАСШТАБ 1:800

43°3'6"М

43°3,3"Ы

43°3'2"М

43°3'1"М

4303,С™

43°37"М

Средневековое горолите Кастек* 1

Жамбылский район. Алматинская область ТОПОГРАФИЯ

Рукоосяите/Ъ А А Нуржанов Съема Жолоэнякое Б А Антонов М А. Чертеж Аитное М А.

Рис. 1. Топографический план

нованию стен. Слой намытой глины, мусора и зольно-угольные прослои чередовались в раскопе. Они были насыщены раздробленными костями животных и мелкими фрагментами керамики, среди них встречались обломки сосудов разного размера и формы, украшенные зигзагообразным орнаментом.

В числе таких находок — необычный керамический кувшин (рис. 2) грушевидной формы с прямым донцем диаметром 13,5 см, с отогнутым на внешний край венчиком (диаметром 6,5 см) и сливом, выступающим от горизонтальной поверхности венчика на высоту 4 см.

Рис. 2. Культовый кувшин (Водолей)

Петлевидная ручка с канелюрами заканчивается имитацией капюшона кобры с крестом посередине и частыми параллельными насечками на крыльях капюшона (ширина капюшона — 6,8, длина — 8,8 см).

Высокая, конической формы горловина (выс. 9,5 см) расширяется к тулову (диаметр верхней части горловины — 8,2, нижней — 11,7 см) с крутым плечом (диаметр самой широкой части кувшина 32 см), на котором расположен декор после концентрического выступа у основания горловины (расстояние между выступами горловины 2,7см).

После второго концентрического выступа, на расстоянии 2,3 см от первого, расположены между тремя прочерченными прямыми параллельными линиями два ленточных декора с волнообразным орнаментом с частой амплитудой волны.

«Зона неба» на плечиках сосудов покрыта перекрещивающимися линиями. Этот орнамент служит скорее обозначением не «верхнего мира», а условного пространства над землей. В зоне земли изображен орнамент в виде волнистых линий, окруженных точками, — это символическое изображение змей [Байпаков, Терновая, 2001: 226].

Слив выполнен в виде скульптурного зооморфного изображения животного (кобра). Плавные выступы по обеим сторонам слива слегка прижаты. На них расположе-

ны стилизованные выпуклые налепные глаза диаметром 1,9 и высотой 1см, с имитацией зрачка в виде круглого отверстия диаметром 0,3 см. В верхней части горловины, диаметрально противоположно, расположены налепные ушки (длина ушка — 2,7 см, ширина 1,9 см) с отверстием посередине диаметром 0,3 см.

Тесто кувшина плотное, с примесью мелкого речного песка, излом черепка розовый, обжиг равномерный. Поверхность покрыта розовым ангобом. Изготовлен на гончарном круге.

Кобра символизирует изначальную инстинктивную природу, прилив жизненной силы, неконтролируемой и недифференцированной, потенциальную энергию, воодушевляющий дух. Это посредник между Небом и Землей, между землей и подземным миром. Змея ассоциируется с небом, землей, водой и в особенности с Космическим Деревом [Jordan, 1941: 265].

В древности со змеей связывали идею непрерывности жизни, постоянного ее «оживления» после «смерти» (сбрасывания кожи), идею бессмертия и неиссякаемого плодородия [Гаджиев, 1991: 217].

В зороастризме воплощением «бессмертия» является дух растительности Амертат вместе с Хаурвататом («целостностью»), духом, воплощающим телесное здоровье, покровителем воды. Их взаимосвязь восходит к мифологеме мирового дерева и источника живой воды [Мелетинский, 1991:720]. Хаурватат и Амертат не только укрепляют бытие смертного, но и даруют вечное процветание и вечную жизнь, получаемую в присутствии Ахурамазды [Бойс, 1988: 76].

Змея может символически изображать солнечные лучи, путь солнца на небе, молнию и силу воды, являясь атрибутом всех речных божеств. В контексте космологии змея — это изначальный океан, из которого все возникает и в который все возвращается, первобытный недифференцированный хаос. Это тот бог ранней космогонии, который позднее послужил отправным пунктом для более психологических и духовных интерпретаций [Афанасьева, 2007: 125].

Змея — страж порога, храма, сокровищ, эзотерических знаний и всех лунных божеств. Она производят бури, контролирует силы вод, окружает воды собою, то преграждая им путь, то, напротив, принося воду человеку. К ней вызывают при всевозможных заклинаниях мертвых, пересекающих воды смерти. Как существо, способное двигаться без помощи ног и крыльев, змея символизирует всепроникающий дух, как существо, проникающее вглубь щелей и расщелин, — внутреннюю природу человека и совесть.

Змей, представленный почти во всех мифологиях, — символ, связываемый с плодородием, землей и женской производящей силой, водой, дождем, с одной стороны, и домашним очагом, огнем (особенно небесным), а также мужским оплодотворяющим началом — с другой [Фрезер, 1980:832].

Крест — один из наиболее распространенных символов, нередко олицетворяющий высшие сакральные ценности. Для объяснения этого феномена необходимо привлечь знания самых разных наук: археологии, истории, психологии, философии, биологии, архитектуры, математики, физики. По сути, как бы сосредоточивает в себе все человеческие знания, и в этом еще одно проявление его универсальности.

Древнейшим способом добывания огня являлось трение двух деревянных брусков, расположенных крест-накрест. Чтобы крестообразно сложенные куски дерева лежали более устойчиво, их наружные концы стали загибать под прямым углом, а весь инстру-

мент приобрел форму крючкообразного креста — свастики. У персов свастика входила в число средств, необходимых для зажигания огня в алтаре. Любопытная связь между Солнцем, Огнем и Свастикой прослеживается в книгах Веды. В них таинство Троицы представлено как аллегория. Крест, обозначающий инструмент для добывания огня, стал символом Огня. Теснейшей связью креста с культом Огня объясняется «широкая распространенность креста, который имел религиозное значение у народов древности не только Европе, но и в Азии, у индусов и китайцев, в Америке, у мексиканцев и инков задолго еще до появления европейцев. Становится ясной также и связь этого символа со жреческим или царским званием и достоинством, а также с культом богов плодородия и растительности. Ибо все эти боги являлись олицетворением животворящего тепла, все они родственны по своему происхождению, если не прямо происходят от него, того первичного божества, наиболее старинная модификация которого нам известна под именем Индийского Агни» [Древе, 1923: 325].

Мистическое и религиозное значение креста уходит корнями в глубокую древность. Крест имеет несомненно дохристианское происхождение. Как показали найденные изображения, язычники использовали этот символ за много тысячилетий до гибели Иисуса Христа. «Использование креста как религиозного символа в дохристианские времена и среди нехристианских народов может, вероятно, рассматриваться как почти универсальное и во многих случаях оно было связано с определенной формой поклонения природе» [Томас, 1998: 714].

Свою покорность Тенгри-хану древние тюрки подчеркивали, используя древнейший символ, знак разностороннего креста «аджи»; его наносили на лоб краской либо в виде татуировки. Он символизировал понятие рум — мир, откуда все берет начало и куда все возвращается. Там есть небо и земля, верх и низ со своими покровителями. Рум плавает в безбрежном океане на спине огромной рыбы или черепахи, придавленной для большей устойчивости горой. У основания горы покоится змей Бегша. Время от времени в руме вспыхивает, словно молния, крестообразная вадшра — «алмаз», по аналогии с буддизмом символ неуничтожимое™. При раскопках степного города Беленджера в Дагестане были обнаружены остатки храмов и сохранившиеся древние кресты. Такие же кресты археологи находили на могильных камнях от Байкала до Дуная — на земле исторического Дешт-и-Кипчак». Археолог М. Магометов, исследовавший остатки древних храмов кипчаков, так описывает свои находки: они расположены в центре курганных групп и отличаются небольшими размерами. Ломаные внутренние очертания строения воссоздают в плане форму разностороннего креста [Религии мира, 1996: 216]. Помимо прочности, неуничтожимое™, крест, видимо, символизировал и перекресток, где сходятся пути мира. В противоположность правилам, принятым мировыми религиями, в тенгрианстве строили храмы в честь божеств или духов предков с одним внутренним помещением, предназначенным только для сохранения их символов. Не останавливаясь подробно на проблеме тенгрианства у тюркоязыч-ных и монголоязычных кочевников, что рассмотрено в отдельных работах [Дашков-ский, 2011; Дробышев, 2012], отметим только еще один момент. По представлениям древних тюрок, божества и духи посещали храмы лишь в дни религиозных празднеств.

Таким образом, в течение всей языческой древнос™ крест встречается в храмах, домах, на изображениях богов на предметах домашнего обихода, монетах, оружии. Он получил широкое распространение у людей самых разных вероисповедений. Исследователь Френе пишет: «Крест был одним из древнейших символов, употреблявшихся до-

историческим человеком, и это, конечно, не был второстепенный или случайный символ, а предмет глубокого почтения. Мы видим его с ясно выраженным характером религиозного символа на четырех больших континентах» [Фергюсон, 1998:444]. При этом весьма примечательно, что крест выступает в двух ипостасях: как обычный предмет в искусстве каждого народа и как существенная часть религиозной жизни большей части человечества.

Культовая керамика с зооморфными признаками имеет важное историко-культурное значение. Сосуды не только являются носителями информации о форме, декоративном оформлении и технологии их изготовления, но и дают уникальную возможность получить представление о религиозном мировоззрении городского населения. По сви-дительству Бируни, впервые христиане в Средней Азии появились спустя 200 лет после возникновения христианства. Он сообщает о проповедях священника Барахии среди христиан Мерва. Это наиболее раннее сообщение о христианах Средней Азии в письменных источниках [Никитин, 1984: 123].

В VII-IX вв. несторианство широко распространилось в городах Южного Казахстана и Жетысу [Нуржанов, Муратова, 2015; и др.]. Во многих городах — Таразе, Мерке и др. появились и действовали несторианские церкви. При патриархе Тимофее (780— 819 гг.) несторианство было принято Карлукским каганом Арсланом Иль Тюргуком (766-870 гг.), а на рубеже IX-X вв. была образована особая карлукская митрополия [Кляшторный, 1959: 168]. О христианстве в Жетысу в IX-X вв. свидетельствуют согдийские надписи на глиняных хумах для хранения вина. Надписи содержали христианские термины, такие как «учитель», «наставник». О христианстве свидетельствуют находки нательных крестов из бронзы, серебра и нефрита, сделанные на городищах Жетысу. В XII в. учреждена митрополия Кашгара и Навакета, последний находился в Жетысу, южнее городища Кастек. Рашид-ад-дин в «Истории монголов» писал: «Исповедание Иисуса — мир ему! — проникло к ним (кереитам), и они приняли его» [Записки Восточного отделения..., 1852: 104]. Много христиан было среди монголов и най-манов. И хотя Чингисхан в 1203 г. разорил княжество кереитов, именно его в странах Западной Европы признавали пресвитером Иоанном, чье легендарное царство хронисты XII в. помещали на Востоке [Байпаков K.M., 1994: 97].

Таким образом, христианство несторианского толка имело значительное число приверженцев среди оседлого населения средневекового Жетысу и оказало определенное влияние на культурное развитие народов этого региона. В последние годы археологические исследования были проведены на целом ряде новых памятников, имеющих отношение к христианскому культу: пещерные монастыри, церкви, винодельни с символами христианства.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Афанасьева, 2007 — Афанасьева В. К. Орел и змея в изобразительности и литературе Двуречья. М., 2007.462 с.

Байпаков, 1994 — Байпаков K.M. Христианство Казахстана в средние века // Из истории древних культов Средней Азии. Христианство. Ташкент, 1994. 123 с.

Байпаков, Терновая, 2001 — Байпаков K.M., Терновая Г. А. Женские божества Казахстана на Великом шелковом пути // Известия МОН PK. Серия общественных наук. Алматы, 2001. № 1. 226 с.

Бойс, 1988 — Бойс М. Зороастрийцы. Верования и обычаи. М., 1988. 76 с.

Гаджиев, 1991 — Гаджиев Г. А. Доисламские верования и обряды народов Нагорного Дагестана. М„ 1991. 214 с.

Древе, 1923 — Древе А. Миф о Христе. М„ 1923. 325 с.

Дашковский, 2011 — Дашковский П. К. Мировоззрение кочевников Саяно-Слтая и сопредельных территорий поздней древности и раннего средневековья (отечественная историография и современные исследования). Барнаул, 2011. 244 с.

Дробышев, 2012 — Дробышев Ю. И. Тэнгрианство и буддизм в средневековой Монголии // Мировоззрение населения Южной Сибири и Центральной Азии в исторической ретроспективе. Вып. V. Барнаул, 2012. С. 79-93.

Записки Восточного отделения..., 1854 — Записки Восточного отделения Русского археологического общества. СПб., 1852. Ч. 4.

Кляшторный, 1959 — Кляшторный С. Г. Историко-культурное значение согдийской надписи // Проблемы Востоковедения. 1959. №5. 168 с.

Мифологический словарь, 1991 — Мифологический словарь// гл. ред. Е.М. Меле-тинский. М„ 1991. 36 с.

Никитин, 1984 — Никитин А. Б. Христианство в Центральной Азии (древность и средневековье). Восточный Туркестан и Средняя Азия. М., 1984.123 с.

Нуржанов, 2011 — Нуржанов A.A. Средневековое городище Кастек-1 // Материалы международной конференции. Институт Археологии МОН PK. Алматы, 2011. 80 с.

Нуржанов, Муратова, 2015 — Нуржанов А. А., Муратова С. Е. Религиозная толерантность как система взаимоотношений мировых религий на территории средневекового Казахстана (VI-XIII вв.) // Мировоззрение населения Южной Сибири и Центральной Азии в исторической ретроспективе. Вып. VIII. Барнаул, 2015. С. 79-93.

Религии мира, 1996 — Религии мира. Энциклопедия. М„ 1996. Т. 6. 213 с.

Томас, 1998 — Томас М. Крест и распятие // Энциклопедия Британника. М., 1998. 714 с.

Фрезер, 1980 — Фрезер Дж. Дж. Золотая ветвь. Исследование магии и религии. М., 1980. 832 с.

Фергюсон, 1998 — Фергюсон Дж. Христианский символизм. М„ 1998. 444 с.

Jordan, 1941 — Jordan M. Renenutet // Dictionary of Gods and Goddesses. New York. 1941. 265 p. (на англ. яз.)

REFERENCES

Afanaseva, 2007 — Afanaseva V. K. Orel i zmeia v izobrazitelnosti i literature Dvurechia. M.: Vodolei Publishers, 2007.462 p.

Baipakov, 1994 — Baipakov K.M. Khristianstvo Kazakhstana v srednie veka [Iz istorii drevnikh kultov Srednei Azii]. Khristianstvo. Tashkent, 1994. p. 123.

Baipakov, Ternovaia, 2001 — Baipakov K.M., Ternovaia G.A. Zhenskie bozhestva Kazakhstana na Velikom shelkovom puti [Izvestiia MON RK. Seriia obshchestvennykh nauk], Almaty, 2001. № 1. p. 226.

Bois, 1988 — Bois M. Zoroastriitsy. Verovaniia i obychai. M„ 1988. p. 76.

Gadzhiev, 1991 — Gadzhiev G.A. Doislamskieverovaniia i obriady narodov Nagornogo Dagestana. M„ 1991.214 p.

Dashkovskii, 2011 — Dashkovskii P. K. Mirovozzrenie kochevnikov Saiano-Sltaia i sopredel'nykh territorii pozdnei drevnosti i rannego srednevekov'ia (otechestvennaia istoriografiia i sovremennye issledovaniia). Barnaul, 2011. 244 s. (in Russian).

Dreve, 1923 — Dreve A. Mif o Khriste. M., 1923. 325 p.

Drobyshev, 2012 — Drobyshev Iu.I. Tengrianstvo i buddizm v srednevekovoi Mongolii. Mirovozzrenie naseleniia Iuzhnoi Sibiri i Tsentral'noi Azii v istoricheskoi retrospektive. No. V. Barnaul, 2012. S. 79-93.

Zapiski Vostochnogo otdeleniia..., 1852 — Zapiski Vostochnogo otdeleniia Russkogo arkheologicheskogo obshchestva. SPb., 1852. Ch. 4.

Kliashtornyi, 1959 — Kliashtornyi S. G. Istoriko-kulturnoe znachenie sogdiskoi nadpisi [Problemy Vostokovedeniia], SPb., 1959. №5. p. 168.

Mifologicheskii slovar, 1991 — Mifologicheskii slovar [Gl. Red. E. M. Meletinskii]. M„ 1991. p. 36.

Nikitin, 1984 — Nikitin A.B. Khristianstvo v Sentralnoi Azii [drevnosti srednevekove] Vostochnyi Turkestan i Sredniaia Azia. M„ 1984. p. 123.

Nurzhanov, 2011 — Nurzhanov A.A. Srednevekovoe gorodishche Kastek-1 [Materialy Mezhdunarodnoi konferentsii]. Institut Arkheologii MON RK. Almaty, 2011. p. 80.

Nurzhanov, Muratova, 2015 — Nurzhanov A. A., Muratova S. E. Religioznaia tolerantnost» kak sistema vzaimootnoshenii mirovykh religii na territorii srednevekovogo Kazakhstana (VI-XIII w.). Mirovozzrenie naseleniia Iuzhnoi Sibiri i Tsentral'noi Azii v istoricheskoi retrospektive. No. VIII. Barnaul, 2015. S. 79-93.

Religii mira, 1996 — Religii mira. Enciklopedia. M„ 1996. T. 6. p. 213. Tomas, 1998 — Tomas M. Krest i raspiatie. Entsiklopediia Britannika. M., 1998. p. 714. Frezer, 1980 — Frezer Dzh. Dzh. Zolotaia vetv. Issledovanie magii i religii. M., 1980.832 p. Fergiusond, 1998 — Fergiusond Dzh. Khristianskii simvolizm. M., 1998. p. 444. Jordan, 1941 — Jordan M. Renenutet [Dictionary of Gods and Goddesses], New York. 1941. p. 265. (na angl. iaz.)

Ю. Б. Сериков, И. Хлахула2

' Российский профессионально-пелагогический госуларственный университет (филиал в Нижнем Тагиле) (Россия) 2 Университет Томаша Бати, г. Злин (Чехия)

ПРЕДМЕТЫ НЕУТИЛИТАРНОГО НАЗНАЧЕНИЯ В ПАЛЕОЛИТЕ УРАЛА

Основными находками на исследованных палеолитических памятниках являются изделия из камня и кости хозяйственного и производственного назначения. Гораздо реже встречаются изделия, не связанные с решением хозяйственных и производственных задач. На уральских памятниках эпохи палеолита к таким находкам относятся произведения искусства, украшения, а также изделия из редких или необычных видов минерального сырья. Из произведений искусства нужно отметить две уникальные скульптуры: изображение мамонта из кремня и кошачьего хищника из бивня мамонта. Сюда же можно отнести скульптуры из природных форм: галек и костей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.