Научная статья на тему 'КУЛЬТОВОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО ТАТАР-МУСУЛЬМАН БЕЛАРУСИ НА ПРИМЕРЕ НЕКРАШУНСКОЙ ПАРАФИИ'

КУЛЬТОВОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО ТАТАР-МУСУЛЬМАН БЕЛАРУСИ НА ПРИМЕРЕ НЕКРАШУНСКОЙ ПАРАФИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
32
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРАФИЯ / МЕЧЕТЬ / ИМАМ / БЕЛОРУССКИЕ ТАТАРЫ-МУСУЛЬМАНЕ / МИЗАР

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Грибова Светлана Владимировна

Данная статья посвящена культовому строительству татар-мусульман Некрашунской парафии. Автор вводит в научный оборот материалы из фондов Гродненского государственного музея истории религии, касающиеся мечети в Некрашунцах. В статье отмечается, что данная мечеть является одной из древних культовых построек татар-мусульман Беларуси. Она подверглась полному разрушению в 1915 г., затем в межвоенный период была восстановлена заново. Мечеть в Некрашунцах имела огромную значимость для местного татарско-мусульманского населения. Она выполняла консолидирующую функцию, способствовала сохранению татарской общины. Мечеть не раз ремонтировалась, реконструировалась, но, к сожалению, в 1950-е годы была уничтожена, что способствовало угасанию религиозной жизни. По большому счету на современном этапе свидетельством существования здесь некогда значимого татарско-мусульманского поселения являются лишь сохранившиеся мизары.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELIGIOUS CONSTRUCTION OF MUSLIM TATARS IN BELARUS ON THE EXAMPLE OF NEKRASHUN PARISH

This article is devoted to the cult construction of the Tatar-Muslims of the Nekrashun parafia. The author introduces into science materials from the collections of the Grodno State Museum of the History of Religion concerning the mosque in Nekrashuntsy. The article notes that this mosque is one of the ancient religious buildings of the Tatar-Muslims of Belarus. It was completely destroyed in 1915, then in the interwar period it was rebuilt anew. The mosque in Nekrashuntsy was of great importance for the local Tatar-Muslim population. It performed a consolidating function, contributed to the preservation of the Tatar community. The mosque was repaired and reconstructed more than once, but, unfortunately, it was destroyed in the 1950s, which contributed to the extinction of religious life. At the present day, only the preserved mizars (tombs) are evidence about existence of a once significant Tatar-Muslim settlement here.

Текст научной работы на тему «КУЛЬТОВОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО ТАТАР-МУСУЛЬМАН БЕЛАРУСИ НА ПРИМЕРЕ НЕКРАШУНСКОЙ ПАРАФИИ»

КУЛЬТУРА

УДК 726.03(=512.145)(476.6) Б01: 10.22378/кю.2022.2.129-136

Культовое строительство татар-мусульман Беларуси на примере Некрашунской парафии

Светлана Грибова

(Брестский государственный технический университет)

Аннотация. Данная статья посвящена культовому строительству татар-мусульман Некрашунской парафии. Автор вводит в научный оборот материалы из фондов Гродненского государственного музея истории религии, касающиеся мечети в Некрашунцах. В статье отмечается, что данная мечеть является одной из древних культовых построек татар-мусульман Беларуси. Она подверглась полному разрушению в 1915 г., затем в межвоенный период была восстановлена заново. Мечеть в Некрашунцах имела огромную значимость для местного татарско-мусульманского населения. Она выполняла консолидирующую функцию, способствовала сохранению татарской общины. Мечеть не раз ремонтировалась, реконструировалась, но, к сожалению, в 1950-е годы была уничтожена, что способствовало угасанию религиозной жизни. По большому счету на современном этапе свидетельством существования здесь некогда значимого татарско-мусульманского поселения являются лишь сохранившиеся мизары.

Ключевые слова: парафия, мечеть, имам, белорусские татары-мусульмане, мизар.

Для цитирования: Грибова С.В. Культовое строительство татар-мусульман Беларуси на примере Некрашунской парафии // Крымское историческое обозрение. 2022. Т. 9, № 2. С. 129-136. Б01: 10.22378/кю.2022.2.129-136

Появление татар-мусульман на белорусских землях исследователи относят к концу XIV века в период существования Великого княжества Литовского. Наибольшее количество татар было переселено на земли Белару-

си при князе ВКЛ Витовте, который создал здесь благоприятные условия для их существования. Вообще татарское население на протяжении веков (конец Х1У-ХУ1 вв.) образовалась на этих землях из трех элементов:

1. из оселых наемных и союзных воинов татарских орд;

2. из улусов, пригнанных Витовтом, плененных в войнах с татарами;

3. из выходцев, которым надоели междоусобицы на родине, и они добровольно переселились в ВКЛ.

Первые татарские поселения появляются в районе Трок, Вильни, Крева (Литовская Республика), Новогрудка, Лиды, Ошмян, позже в Минске, Клецке. Строительство мечетей на этих землях началось практически одновременно с возникновением татарских осад.

Стоит отметить, что мусульманская религия является важнейшим фактором, который способствовал сохранению идентичности татарской этнической группы в христианском (немусульманском окружении). Очевидно, что культовые сооружения татар-мусульман - мечети, играли в этом контексте огромную роль.

Мечеть в Некрашунцах возле г. Лиды (современный Вороновский р-н, Гродненской области) принадлежит к самым древним культовым постройкам мусульман Беларуси. Документальные свидетельства поселения татар в этих местах относится к рубежу 15-16 вв.1 В джамиат Некрашунской мечети входили татары, проживающие в Некрашунцах (включая близлежащие усадьбы Милькунцы, Улановщина, Сендиковщина, Олекшишки), Сандыковщизне возле Василишек, Геленово, Сасовщизне, Острино, Ски-деле, Радуни и т.д. о 1917 г. джамиат мечети охватывал Лидский уезд Ви-ленской губернии и ближайшие поселения Гродненского уезда Гродненской губернии. Мечеть неоднократно перестраивалась, но до наших дней не сохранилась.

Установлено, что данное культовое сооружение татар-мусульман ремонтировалось в 1832 г. Парафия в 1795 г. составляла 217 человек, в 1851 г. - 364 человека, в 1885 г. - 291 человек [3, 8. 46].

Есть сведения о ремонте мечети в Некрашунцах в начале ХХ века. Известно о пожертвовании средств на эти нужды от королевского правительства в Египте, а также от татар-мусульман из США, которые в 1901 г. прислали 100 долларов на ее ремонт. Пересылкой денег занимался Осип Яковлевич Александрович.

Мечеть в Некрашунцах была полностью разрушена 4 сентября 1915 г. во время Первой мировой войны. А. Вабищевич в своей книге «Нацыяна-льна-культурнае жыццё Заходняй Беларус (1921-1939 гг.)» отмечает, что

1 Фонд Гродненского государственного музея истории религии, КП 8604/7 Л. 46.

вместо нее существовал молитвенный дом [1, с. 210]. После присоединения этих территорий в состав Республики Польша в результате Рижского мирного договора в 1921 г. мечеть в Некрашунцах была построена заново.

В фондах Гродненского государственного музея истории религии сохранился договор на строительство мечети в Некрашунцах от 20 февраля 1925 г. между полковником Александром Романовичем, проживавшим в Вильно по улице Сосновая 8, и Андреем Подляшуком из Бутрыманцев, гмина Полецкишки. Договор содержит следующие условия:

«Я, Андрей Подляшук, обязуюсь построить в околице Некрашунцы мечеть из материалов общины согласно приложенному плану и под руководством Александра Романовича (С.Г. - председатель правления парафии мусульман в Некрашунцах) либо его доверенных лиц - имама И. Ясинского, Адама Радецкого...». В договоре указаны строительные работы, которые мастер обязуется выполнить, а также условия оплаты: «За всё вышеописанное 1200 злотых и 200 пудов ржи. Половина оговоренной суммы должна быть заплачена до окончания работ в четырёх равных частях, а вторая половина - по окончанию всего объёма работ. Настоящее соглашение заключено в двух экземплярах, из которых оригинал хранится у А. Романовича, а копия у Подляшука»2. В данном документе также сделаны отметки о произведенных выплатах. Сказано, что 13 марта 1925 года выдано в качестве оплаты 15 пудов ржи и 422 злотых А. Романовичем и 100 злотых имамом И. Ясинским. 7 апреля 1925 года А. Подляшуком за работу было получено 10 пудов ржи и 400 злотых. 12 мая он получил 116 пудов ржи.

5 июня 1925 года по завершении строительства мастеру А.Подляшуку и его работникам была выдана сумма 670 злотых. За неграмотного А. Подляшука в получении средств расписывался Габриэль Подляшук3 . Таким образом, нужно обратить внимание, что было выплачено за работы не 1200 злотых, как сказано в договоре, а почти 1600 злотых, однако выдано на 60 пудов ржи меньше.

Кстати, за проживание мастера Подляшука и его работников в течение двух месяцев у А. Александровича, ему было выдано 6 пудов ржи, о чем свидетельствует расписка от 10 октября 1925 г. [15] Также известно, что М. Каган получил от Шилькевича з Сандыковщизны 25 пудов ржи, что является эквивалентом суммы 75 злотых (3 злотых за 1 пуд ржи), а также 60 злотых (в том числе 10 злотых за набор материалов) от А. Романовича. Таким образом, М. Каган получил 130 злотых, что и указано в его расписке от

2 Фонд Гродненского государственного музея истории религии, КП 8604/184.

3 Там же, КП 8604/184.

8 декабря 1925 г.4 Очевидно, что основные средства на строительство мечети внес председатель правления парафии мусульман в Некрашунцах А. Романович.

Стоит отметить, что для расходов на возведение мечети, он также брал кредит в Государственном земельном банке. Кредитная комиссия в г. Лида 24 марта 1925 г. приняла положительное решение о выдаче кредита в размере 500 злотых на реконструкцию мечети в Некрашунцах5. Известно, что денежные средства выдавались в два этапа. Вторую часть (242 злотых 50 грошей, с учетом вычета административного сбора) Виленский отдел Государственного земельного банка выдал А.Романовичу 15 апреля 1926 г.6

Стоит обратить внимание, что политика Польского государства, в составе которого в межвоенный период находилась Некрашунская парафия, была нацелена на поддержку культурного и религиозного развития татарской общности на его территории. Это выражалось и в финансовой помощи при строительстве культовых сооружений. Во многом это коррелиро-валось с политикой Прометеизма, которая и была начата в 1926 г. Так, в фондах Гродненского государственного музея истории религии сохранилось извещение от 17 мая 1926 г., направленное Новогрудским воеводством старосте в Лиде, о высылке талона на 500 злотых в качестве дотации на возведение мечети в Некрашунцах. В извещении отмечалось, что эти средства предназначаются председателю правления парафии мусульман в Некрашунцах, который должен отчитаться о их расходовании7. Нужно обратить внимание, что 15 октября 1926 г. Лидское староство направило А. Романовичу письмо с просьбой ускорить ответ на письмо староства от 23 сентября 1926 г. по вопросу отчетности за полученную дотацию (субсидию) на ремонт мечети в Некрашунцах8. Данный отчет был сделан и отправлен комитетом строительства мечети в Лидское староство.

Свои пожертвования на строительство мечети прислали в 1926 г. и татары из США. Сумму в размере 100 долларов собрал мулла Шабанович и 100 долларов Сафар Александрович9.

Дальнейшее строительство мечети производили такие рабочие как: Карпович - малярные работы, А. Мавшович застеклил двери, окна михраба и вежи. Медведские Францишек и Бронислав изготавливали доски, М. За-клюковский - столярные работы, М.Гутэлевский и Е.Валпянский крыли

4 Фонд Гродненского государственного музея истории религии, КР 8604/187.

5 Там же, КР 8604/9.

6 Там же, КР 8604/78.

7 Там же, КР 8604/76.

8 Фонд Гродненского государственного музея истории религии КР 8604/80. Там же, КР 8604/81.

9 Там же, КП 8604/118.

крышу, К. Ковалевский сделал пол в мечети, Б. Алешкевич - стол и скамейки, Ф. Подляший пилил балки, К. Козловский сделал ворота и ограждение для мизара. В фондах Гродненского государственного музея истории религии хранятся расписки о получении данными людьми платы за выполнение указанных работ.

В ходе обустройства мечети приобретались товары в таких фирмах, как «Metal» в Лиде (жесть для мечети), «Pracownia swiec Koscielnych Aleksandra Andrukowicza w Wilnie», «Sklad wyrobow zelaznych I naczyn kuchennych S.Koriski I Syn», «Wilenski Dom Towarowa-Przemyslowy Bracja Jablkowcy» (плюш для мечети), «M. Niewiadomcki. Zaklad wyrobow srebnych, zlotych I platerowanych» (бронзовое бра для мечети, металлические изделия).

Общее количество средств, потраченных на строительство мечети в

Некрашунцах, согласно смете за 1924-1926 гг. составило около 5520 зло-

10

тых .

Торжественное богослужение по поводу открытия мечети состоялось 8 октября 1926 г. в 12.00, на которое были приглашены раввин Радуньский М. Мирвис и ксендз Радуньского костёла. Комитету строительства мечети были ими направлены письма с благодарностью за приглашение на это важное событие для татар-мусульман Некрашунской парафии. Стоит обратить внимание, что такая межкультурная коммуникация подчеркивает добрососедские отношения представителей различных конфессий на данной территории11.

Мечеть имела огромное значение, она объединяла верующих, являлась центром религиозной жизни. Период ее строительства был связан с имамом Ибрагимом Иосифовичем Ясинским (ок.1880 г.р.) родом из Клецка. С женой Айшей (из Слонима) у них было четверо детей. В документах Гродненского государственного музея истории религии Ибрагим Иосифович Ясинский в качестве имама в Некрашунцах упоминается с 1924 г. Дата его смерти, как и место захоронения, не установлены. После Великой Отечественной войны жена Ибрагима Иосифовича Ясинского с тремя детьми эмигрировали в Польшу. Сын Амурат, будучи ветераном войны, какое-то время считался пропавшим без вести, но позже вернулся в родные места и жил в Клецке. Умер в 1975 г., похоронен в Осмолово.

Стоит также отметить, что в фондах Гродненского государственного музея истории религии хранится расписка Станислава Пошивака в получении 30 злотых (вероятно от А.Романовича, так как стоит и его подпись) за

10 Там же, КП 8604/7.

11 Фонд Гродненского государственного музея истории религии, КП 8604/74. Там же, КП 8604/75.

составление списка пожертвовавших на мечеть в Некрашунцах (Вильно, 25 мая 1928 г.)12. Судя по документам, в этот период строился парафиальный дом и мусульманская школа для татар-мусульман Некрашунской парафии.

Важность для местных татар-мусульман культового сооружения в Не-крашунцах нельзя переоценить, поэтому здание мечети благоустраивалось и ремонтировалось. Парафия в 1937 г. составляла 244 г. На нужды общины в начале 1930-х гг. муфтиятом Речи Посполитой (в виде личной дотации для имама) регулярно высылались денежные средства. Нужно отметить, что комитет мусульманской парафии в Некрашунцах обращался с просьбой о денежной выплате в Новогрудское воеводское управление, но комиссия Новогрудского воеводства по реконструкции на своем заседании 15 января 1932 года приняла отрицательное решение по данного вопросу. О чем Лидское староство уведомило парафиальный мусульманский комитет в Некрашунцах 22 апреля 1932 г.13 Отказ мог быть связан, как с начавшимся мировым экономическим кризисом, так и с политикой новогрудско-го воеводы того времени Костэка-Бернацкого, отношение которого к национальным меньшинствам на территории Польши было крайне негативным.

После Великой Отечественной войны в 1950-е гг. мечеть в Некрашун-цах была разобрана, сруб стен и другие элементы конструкции здания были использованы для строительства местной больницы. На сегодняшний день от мечети сохранился лишь частично фундамент. Здание мусульманской школы было национализировано. Оно функционировало до конца 1970-ых годов как общеобразовательная начальная школа. Строение существует по сей день.

Поскольку ни мечети, ни имама в Некрашунцах в послевоенный период не было, религиозная жизнь местных татар затухала.

Надо констатировать, что количество татарского населения неуклонно уменьшалось. В 1994 г. в Некрашунцах проживало 5 татарских семей [4, s. 143]. В 1998 г. - 4 татарские семьи: (Криницкие (2), Асановичи, Мухар-ские), которые относились к мусульманской гмине в Лиде.

Ярким свидетельством существования в Некрашунцах некогда значимого татарско-мусульманского поселения являются лишь два сохранившихся мизара (кладбища). Один действующий, второй недействующий. Еще 2 существовавших ранее (но в межвоенный период уже не действующих) мизара в Некрашунцах были полностью уничтожены в 1970-х годах.

Всего на территории бывшей Некрашунской парафии на сегодняшнй день действуют 3 мизара: в Некрашунцах, Сандыковщизне и Скиделе. Ча-

12 Там же, КП 8604/189.

13 Фонд Гродненского государственного музея истории религии, КП 8604/11.

стично сохранились, но не действуют мизары в Талькунцах, Белице и Не-крашунцах.

В наши дни территория бывшей Некрашунской парафии входит в состав Беларуси и Литвы (Тавсюны). На сегодняшний день на белорусской стороне проживают около двух десятков татар-мусульман из данной пара-фии. Непосредственно в Некрашунцах осталась лишь Софья (Зелийма) Криницкая (Мухарская) 1935 г.р., с сыном. Остальные жители Некрашунц, населявшие эту территорию в послевоенный период, здесь уже не живут на постоянной основе. На литовской стороне в деревне Тавсюны осталось лишь несколько семей.

Таким образом, можно констатировать, что культовое сооружение -мечеть в Некрашунцах, имела огромную значимость для местного татарско-мусульманского населения. Она выполняла консолидирующую функцию, способствовала сохранению татарской общины, так как вероисповедание ислама является важным фактором, препятствующим ассимиляции данной группы населения, проживающей в немусульманском окружении. Поэтому мечеть не раз ремонтировалась, восстанавливалась, но, к сожалению, в 1950-е годы была уничтожена окончательно, что способствовало угасанию религиозной жизни местных татар. К сожалению, по большому счету на современном этапе свидетельством существования здесь некогда значимого татарско-мусульманского поселения являются лишь сохранившиеся мизары.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Вабiшчэвiч, А. Нацыянальна-культурнае жыццё Заходняй Беларуа (19211939 гг.) / А. Вабiшчэвiч. Брэст: БрДУ, 2008. 319 с.

2. Фонд Гродненского государственного музея истории религии, КП 8604/7.

3. Drozd, A. Meczety i cmentarze tatarow polsko-litewskich / А. Drozd, M. Dziekan, T. Majda. Warszawa: Respublika Multiethnika, 1999. 100 s.

4. Olechnowicz, K. Dolnosl^scy tatarzy (2) / K. Olechnowicz // Rocznik Tatarow Polskich. 2020. seria 2. tom VIII(XXII). S. 99-157.

Сведения об авторе: Грибова Светлана Владимировна - кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарных наук Брестского государственного технического университета (224017, ул. Московская, 267, Брест, Республика Беларусь); canc@bstu.by

Religious construction of Muslim Tatars in Belarus on the example of Nekrashun parish

Svetlana Gribova

(Brest State Technical University)

Abstract. This article is devoted to the cult construction of the Tatar-Muslims of the Nekrashun parafia. The author introduces into science materials from the collections of the Grodno State Museum of the History of Religion concerning the mosque in Ne-krashuntsy. The article notes that this mosque is one of the ancient religious buildings of the Tatar-Muslims of Belarus. It was completely destroyed in 1915, then in the interwar period it was rebuilt anew. The mosque in Nekrashuntsy was of great importance for the local Tatar-Muslim population. It performed a consolidating function, contributed to the preservation of the Tatar community. The mosque was repaired and reconstructed more than once, but, unfortunately, it was destroyed in the 1950s, which contributed to the extinction of religious life. At the present day, only the preserved mizars (tombs) are evidence about existence of a once significant Tatar-Muslim settlement here.

Keywords: parafia, mosque, imam, Belarusian Tatar-Muslims, mizar (tomb).

For citation: Gribova S.V. Religious construction of Muslim Tatars in Belarus on the example of Nekrashun parish. Krymskoe istoricheskoe obozrenie=Crimean Historical Review. 2022, vol. 9, no. 2, pp. 129-136. DOI: 10.22378/kio.2022.2.129-136 (In Russian)

REFERENCE

1. Vabishevich, A. National and cultural life of Western Belarus (1921-1939) / A.Vabishevich. Brest: BrDU, 2008. 319 p.

2. Fund of the Grodno State Museum of History of Religion, KP 8604/7.

3. Drozd, A. Mosques and cemeteries of Polish-Lithuanian Tatars / A. Drozd, M. Dziekan, T. Majda. Warsaw: Respublika Multiethnika, 1999. 100 p.

4. Olechnowicz, K. Dolnosl^scy tatarzy (2) / K. Olechnowicz. Yearbook of Polish Tatars. 2020. series 2. volume VIII(XXII). P. 99-157.

About the author: Svetlana V. Gribova - Cand. Sci. (History), Associate Professor of the Department of Humanities, Brest State Technical University (224017, Mos-kovskaya Str., 267, Brest, Republic of Belarus); canc@bstu.by

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.