Научная статья на тему 'Культовое архитектурное наследие Южного Урала как туристический ресурс'

Культовое архитектурное наследие Южного Урала как туристический ресурс Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
634
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономикс
Область наук
Ключевые слова
значение памятников древнего периода наследие древней синташтинской культуры историко-ландшафтный заповедник Аркаим особенности достопримечательностей заповедника перспективы туристического использования Аркаима / значення пам’ятників прадавнього періоду спадщина прадавньої синташтинської культури історично-ландшафтний заповідник Аркаїм особливості визначних пам’яток заповідника перспективи туристичного використання Аркаїма / the value of ancient monuments the legacy of ancient sintashta culture historical and landscape reserve Arkaim characteristics of reserve attraction the prospects of tourist use of Arkaim

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пономаренко Елена Владимировна

В статье предпринята попытка исследовать систему укрепленных поселений Южного Урала III-II тысячелетия до нашей эры. Представлена подробная характеристика памятника культовой архитектуры Южного Урала «Аркаим». Рассмотрены возможности его использования в качестве чрезвычайно востребованного туристического объекта. На основе исследований автора выявлено значение культовых региональных объектов древности для современной туристической индустрии Южного Урала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Religious architectural heritage of the Southern Urals as tourist resources

In this article the author examines the system of fortified settlements in the Southern Urals of IIIII millennium BC. The detailed characterization of a monument of religious architecture of the Southern Urals “Arkaim” is presented. The possibilities of its use as a very popular tourist attraction are considered. The importance of cult objects of antiquity for modern regional tourism industry in the Southern Urals is revealed on the basis of author’s research.

Текст научной работы на тему «Культовое архитектурное наследие Южного Урала как туристический ресурс»

сти безработицы, миграции и рождаемости требуют новых решений для их преодоления. Наиболее важными среди них, по мнению автора, являются следующие:

1. В условиях высокой хронической безработицы вводить мораторий на въезд трудовых мигрантов и законодательно сокращать оплачиваемое рабочее время для работающего населения. Применение пособий по безработице и миграционных виз здесь малоэффективно.

2. Тормозить миграцию населения в крупные города и мегаполисы и поощрять переселение их мелкие города и села путем поэтапной отмены льгот и дотаций на ЖКХ и транспорт жителям крупных городов и мегаполисов и увеличения социальной поддержки жителям малых населенных пунктов.

3. Значительно увеличить пособия на детей до 16 лет (не ниже прожиточного минимума на каждого ребенка) для семей, имеющих 3-х и более детей, как ориентированных на многодетность, а не на карьеру, за счет введения налога на холостяков и малосемейных граждан (имеющих только одного ребенка). Те, кто хотят жить только

ради себя, обязаны нести дополнительные затраты перед теми, кто заботится о будущем страны и потомках, которые придется содержать в старости и тех, кто детей заводить не хочет

4. Должен быть пересмотрен пенсионный механизм с целью создания тесной финансовой зависимости между работающими детьми и их престарелыми родителями.

Список литературы

1. Волков Е.З. Динамика народонаселения СССР за 80 лет. / Предисловие С.Г. Стру-милина. - М. : Государственное издательство Москва-Ленинград 1930. - 271 с.

2. Россия и страны мира. 2012. : Стат.сб. / Росстат. - M., 2012. - 380 с.

3. Российский статистический ежегодник. 2012 : Стат. сб. / Росстат. - М., 2012. -786 с.

4. BP Statistical Review of World Energy. 2012. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.bp.com

5. Синельников А.Б. Трансформация семьи и развитие общества. / А.Б. Синельников. - М.: КДУ, 2008. - 320 с.

УДК 69.03

Е.В. Пономаренко*

КУЛЬТОВОЕ АРХИТЕКТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ ЮЖНОГО УРАЛА КАК ТУРИСТИЧЕСКИЙ РЕСУРС

Пономаренко Е.В. Культовое архитектурное наследие Южного Урала как туристический ресурс. - Статья.

В статье предпринята попытка исследовать систему укрепленных поселений Южного Урала 111-11 тысячелетия до нашей эры. Представлена подробная характеристика памятника культовой архитектуры Южного Урала «Аркаим». Рассмотрены возможности его использования в качестве чрезвычайно востребованного туристического объекта. На основе исследований автора выявлено значение культовых региональных объектов древности для современной туристической индустрии Южного Урала.

* Пономаренко Елена Владимировна - ведущий сотрудник, Научно-исследовательский институт теории и истории архитектуры Российской академии архитектуры и строительных наук, филиал в г. Самаре, доктор архитектуры, доцент, г. Самара, Россия.

Ключевые слова: значение памятников древнего периода; наследие древней синташтинской культуры; историко-ландшафтный заповедник Aркаим; особенности достопримечательностей заповедника; перспективы туристического использования Aркаима.

Ponomarenko E.V Religious architectural heritage of the Southern Urals as tourist resources. -

Article.

In this article the author examines the system of fortified settlements in the Southern Urals of III-II millennium BC. The detailed characterization of a monument of religious architecture of the Southern Urals "Arkaim" is presented. The possibilities of its use as a very popular tourist attraction are considered. The importance of cult objects of antiquity for modern regional tourism industry in the Southern Urals is revealed on the basis of author's research.

Keywords: the value of ancient monuments; the legacy of ancient sintashta culture; historical and landscape reserve Arkaim; characteristics of reserve attraction; the prospects of tourist use of Arkaim.

Пономаренко О.В. Культова архітектурна спадщина Південного Уралу як туристичний ресурс. - Стаття.

У статті зроблено спробу дослідити систему укріплених поселень Південного Уралу III-II тисячоріччя до нашої ери. Представлена докладна характеристика пам'ятника культової архітектури Південного Уралу <^^1^». Розглянуті можливості його використання в якості надзвичайно затребуваного туристичного об'єкта. На підставі досліджень автора виявлене значення культових регіональних об'єктів стародавності для сучасної туристичної індустрії Південного Уралу.

Ключові слова: значення пам’ятників прадавнього періоду; спадщина прадавньої

синташтинської культури; історично-ландшафтний заповідник Aркаї'м; особливості визначних пам’яток заповідника; перспективи туристичного використання Aркаї'ма.

Понятие Южный Урал - географическое. Этот регион включает территорию современных Челябинской и Оренбургской областей, а также частично Башкирию. В районе городов Кыштым и Златоуст Челябинской области водораздельный хребет поворачивает к юго-западу, выпуклой стороной к Сибири. Начиная от горы Юрмы, Уральские горы продольными долинами разделяются на три параллельных отрога. Средний является продолжением хребта, восточный называется Ильменскими горами, а западный - Уренгойским кряжем. Далее к югу рельеф распадается на незначительные возвышенности - Общий сырт и Губерлинские горы, отдельные гряды которых доходят до Аральского бассейна.

Архитектурно-градостроительное наследие Южного Урала является перспективным туристическим ресурсом развития региона. В регионе присутствуют памятники архитектуры, археологии, истории и монументального искусства, относящиеся ко всем периодам его становления. Археологическое наследие особенно интерес-

но сочетанием памятников разных групп населения многих эпох на относительно небольшой территории. Это стоянки, палеолитическая живопись пещерных комплексов, поселения (в том числе - древних ариев Синташта и Аркаим), некрополи гуннов и венгров (курганные могильники, жертвенно-поминальные комплексы), тюркские памятники. Никогда не проводилось планомерного выявления наследия путем археологических разведок крупных площадей. В результате, например, на территории Троицкого района Челябинской области выявлено 220 памятников археологии, а на территории Ашинского района - только

3. В настоящее время памятники разрушаются в связи с нарастающей хозяйственной деятельностью и под воздействием природных факторов. Их консервация и реставрация производится в недостаточном объеме.

В качестве основного принципа построения системы туристического использования наследия Южного Урала наиболее продуктивен исторический метод. В осно-

ве выбора наиболее значительных памятников для образовательных программ и экскурсионно-туристических маршрутов лежит культурное значение и степень сохранности объектов.

Центральным элементом наследия периода бронзы на Южном Урале являются памятники синташтинской культуры, которая в настоящее время изучена наиболее полно. По вопросу о происхождении этой культуры у археологов есть несколько точек зрения. Учитывая многочисленные аналогии в характере сооружений, поселений и погребений, наиболее справедливой представляется концепция о переднеазиатском ее происхождении. Лингвисты считают, что арийцы в конце третьего - начале второго тысячелетия до н.э. разделились на индоарийскую и иранскую ветви, а к середине второго тысячелетия до н.э. покинули свою прародину. Во второй половине XVIII века до н.э. арии мигрировали на Южный Урал.

Синташтинское наследие на Южном Урале уникально. Аналогичные погребения обнаружены в Поволжье и Актюбинском Приуралье, но основной их массив располагается в Челябинской области. Только вдоль восточных склонов Уральского хребта найдена группа поселений синташтинской культуры на компактной территории.

Наиболее известное из этих поселений - Аркаим. Оно было открыто в 1987 г. во время археологического обследования перед строительством Караганского водохранилища. Этому предшествовало исследование комплекса памятников на реке Синташта с укрепленным поселением, могильниками и святилищем. Укрепленных поселений синташтинской культуры на сегодняшний день найдено около 20. Наиболее хорошо исследованы из них три: Аркаим, Синташта и Устье.

Заповедник «Аркаим» является одним из наиболее значимых комплексов наследия региона. Типы музейных образований неразрывно связаны с системой приорите-

тов, сложившейся к настоящему моменту в регионе. Идентификация архитектурноградостроительного наследия региона с точки зрения «свое» - «чужое» тесно связана с отношением основной части населения к природным феноменам края. Особенно значим этот аспект для объектов, носящих сакральную функцию. Например, многие озера, пещеры и горы, которые издавна почитались как святые. В настоящее время наблюдается повышенный неформальный интерес к такого рода объектам, представляющим особую энергетику и память места, а также энергетику всего Южного Урала.

Условно говоря «эзотерический туризм» на территории Аркаима появился практически с момента открытия этого памятника. В настоящее время заповедник «Аркаим» посещает свыше 25 тысяч человек в год, и не менее 40 % из них приводит туда духовный поиск. В большинстве своем это представители различных «нерелигиозных» движений.

По наблюдениям сотрудников заповедника, культовая деятельность последователей этих движений ориентирована на природный цикл времени. Ключевым событием годового цикла является летние солнцестояние, на которое собираются тысячи человек. Основным моментом ритуала, приуроченного к летнему солнцестоянию, считается встреча рассвета. Кроме того, на вершинах гор, окружающих аркаимскую долину, в центре поселения Аркаим и на реке Караганке в районе мостика производятся символические жертвоприношения. Коллективные обряды сопровождаются чтением специальных текстов. Осуществляются индивидуальные медитации.

Основным ритуальной деятельности является Черкасинская сопка, называемая «паломниками» «Горой разума». Эта вершина господствует над северо-восточной частью Большекараганской долины и является наиболее высокой в заповеднике. «Паломники» считают, что на ее вершине можно «вступить в контакт с высшими космиче-

скими силами». Сакральный смысл имеет и дорога к этой сопке длиной 8-10 км.

Другая гора - «Шаманка» (Лысая, палеовулкан «Огненный») используется в ритуалах «исцеления и восприятия энергии». На ее вершине из камней сложена большая спираль, закрученная против часовой стрелки. Ряд представителей эзотерических движений отказываются от использования этого сооружения, поскольку направление спирали против движения солнца связывается ими с отрицательными энергиями и культами. Одним из основных является обряд встречи рассвета на этой вершине.

На Вороньей сопке («Гора Любви») совершается обряд привязывания ленточек к веткам кустарника. Считается, что, привязывая ленточку надо загадывать желание. На склоне горы выложен каменный лабиринт. Сакральный смысл придается и самому древнему поселению Аркаим.

Общий уровень религиозных концепций «паломников» весьма невысок. Во многих из них сочетается поверхностно понятое христианство с отдельными, часто разнородными элементами древних религий. В научной и общественной среде Южного Урала не утихают споры по поводу отношения к такого рода культовой деятельности. Мнения диаметрально противоположны. С точки зрения автора, наблюдаемая деятельность подчеркнуто неагрессивна и, по всей видимости, лишена коммерческой основы. Все это спорно, но нельзя не констатировать тенденцию возрождения интереса к сакральной топографии региона и стихийного почитания природных феноменов и отдельных памятников (посещение и ритуалы, например завязывание ленточек, имеют место не только на территории Ар-каима). Этот интерес еще не устоялся и содержит много наносного, но масштабы его таковы, что игнорировать эти явления в настоящее время уже невозможно. Поэтому важно связать туристическое использование архитектурно-градостроительных

памятников с этим интересом. Наследие приобретает особую актуальность для потребителей в регионе именно в сочетании с упомянутыми природными и культурными феноменами.

Аркаим и другие синташтинские поселения по праву вызывают в настоящее время большой интерес как уникальные объекты мирового значения. Композиция Аркаима подчинялась определенным правилам, имевшим, по всей вероятности, религиозно-обрядовую основу. Например, если провести оси зданий города и продолжить направление радиальных улиц, все они сойдутся в одной точке в центре площади. Поселения круглой или овальной формы. Их диаметр колебался от 140 до 180 метров, вокруг располагаются рвы с наклонными стенками. На дне рвов через определенное расстояние выкапывались колодцы для выведения дождевой воды в грунт. Входы были расположены по сторонам света [1, с. 24-27]. Имелось разделение на функциональные зоны: ритуальную, жилую и производственную. На территории Аркаима располагались печи для выплавки бронзы. Центральная площадь прямоугольной формы, вероятно, носила культовый характер, т.к. там обнаружено несколько зольников от погребальных костров. В других поселениях встречались площади округлой формы. В центре было расположено два продолговатых понижения, соприкасающихся между собой и окруженных невысоким барьером. Возможно это остатки сооружений.

Город был центром металлургического производства, которое в то время имело и сакрально-ритуальный смысл. Поэтому можно сказать, что это был своего рода город-храм. Существование древнего металлургического производства на территории Южного Урала отмечали исследователи уже в XVIII веке. П.И. Рычков в «Топографии Оренбургской губернии» пишет: «Впрочем, не надлежит оставить и сего без объявления, что при всех заводах, ныне на-

ходящихся в Оренбургской губернии, имеющиеся рудники по большей части суть старинные копи, по которым довольно означается, что древние здешних мест обыватели в горных делах, а наипаче в плавке меди, в свое время великие и сильные имели промыслы, и имели такое достаточное в том искусство, какого в татарских народах, называемых по древности скифами и ногайцами, конечно быть не могло. Самые те копи и находившиеся в них разные вещи доказывают, что оные горные промыслы и доставание руды были прежде нашествия татар, ибо сверху нынешних рудников на несколько аршин находящаяся наносная земля довольно подтверждает, что та работа в давние времена происходила». [2, с. 76] Несомненно, синташтинские города строились по определенному плану с четкой системой коммуникаций и рациональной системой фортификационных сооружений. Подобный же принцип лежит в основе погребальных сооружений этой культуры. Композиционно план Аркаима и погребальных сооружений синташтинской культуры строится на сочетании основных мотивов - круга и квадрата. Вероятно, это определялось мистическими представлениями ариев о круге как символе Космоса и квадрате - символе Земли. Характерно, что квадрат и круг являлись также символами женского и мужского начал. Культура ариев в настоящее время недостаточно изучена. Сведения о ней, в основном, основываются на четырех Ведах - религиозных текстах, связанных с жертвоприношениями и обрядами. Среди шести дополняющих Веды наук, имеется раздел посвященный архитектуре, который содержит вычисления и геометрические построения. Согласно этим текстам восприятие ариями архитектуры принципиально отличалось от современного. Основной целью создания сооружения являлось придание видимой формы религиозному прозрению. Архитектура, особенно культовая, считалась сакральной формой выражения, подобием

божественного творения, добровольным ограничением божественной сущности для создания видимого образа Вселенной. Таким образом, синташтинские поселения несут в себе важнейшую информацию о верованиях и образе жизни ариев, это и определяет их значение в системе наследия региона. Особо следует подчеркнуть ярко выраженную центричную направленность пространства Аркаима. В данном случае подчеркнут сакральный смысл центричного пространства, что интересно с семиотической точки зрения.

а

б

в

Рис. 1. а - план Аркаима; б - план поселения Синташта; в - святилище в Синташта.

Системы оборонительных укреплений и ливневой канализации в том законченном виде, в котором они существовали у синташтинцев, могли быть сформированы только в течение длительного времени на основе устойчивых архитектурноградостроительных традиций. Архитектурные особенности, воплощенные в Аркаиме, перекликаются с приемами, существовавшими на территории Палестины и Средней Азии, которые были высоко развиты еще в период неолита. Например, в Мегридо крепостные ворота состояли из наклонной насыпи, идущей параллельно стене, и собственно ворот с поворотом под прямым углом к внутреннему входу. В Аркаиме имелись ложные входы и подлинный с торца западного отрезка оборонительной стены. Стена и ров, как и в Ме-гридо, делали в этом месте резкий поворот на юго-восток, и образовывался проход, совпадавший с входом в коридор внутри оборонительной стены. В Иерихоне под улицами найдены сточные канавы, как и в Аркаиме. По середине улицы под мостовой шел ров, стенки которого были облицованы деревом. Через каждые 30 м на дне его находились дренажные ямы (рис. 1).

Архитектурные традиции, воплощенные в Аркаиме, вызывают параллели с существовавшими на территории Анатолии, которая была высоко развита еще в период неолита. Например, в поселении Хаджилар раскопано девять больших домов, пристроенных друг к другу. Входили в блоки через дворы с узких улиц. Возможно, селение окружала оборонительная стена. В более поздний период там появились сырцовые оборонительные стены. А при следующей перестройке Хаджилара возникло единое поселение из пристроенных домов с центральной площадью, окруженное мощной оборонительной стеной. Другое поселение - Демирчиуйук в северо-западной Анатолии - тоже имеет центральную площадь с сооружениями хозяйственного назначения. Оно круглое в плане, окруженное

оборонительной стеной с вынесенными за ее пределы дополнительными укреплениями. Ворота, как и в Аркаиме, расположены по сторонам света, между ними кольцеобразно в один ряд находились группы домов, глухими торцами к оборонительной стене. Центр поселка оставался свободным от застройки.

В среднем течении Амударьи исследования археологов выявили остатки поселений с круглой планировкой, подобной Аркаиму и Синташте. Они относятся к К-^Н вв. до н.э. Это поселения Усты-кала, Шор-депе, Одей-депе в Чарджевском оазисе и Сазаклы-депе, Хазарек-депе в Гарабекевюлекском. Они представляют собой неправильный круг с цитаделью внутри.

Можно предположить, что Аркаим, Синташта и другие поселения являлись не просто городами, а административнорелигиозными центрами, что косвенно подтверждается переднеазиатской традицией строительства круглых в плане храмов. Например, храм Тепе Гавра в Северной Месопотамии (III тыс. до н. э.), храм Дашлы-3 в Северном Афганистане (XVII в. до н.э.), храм Кутлук-тепе в Бактрии (V в. до н.э.), храм Кой-Крылган-Кала в Хорезме (IV в. до н.э.). Эти храмы были связаны с местными домусульманскими культами зороастрийского толка, т.е. с верованиями в целом аналогичными арийским.

Таким образом, поселения синташтинн-ской культуры являются очень перспективным объектом для туристической индустрии Южного Урала. Аркаим в настоящее время представляет собой филиал Ильменского историко-ландшафтного заповедника. Ильменский государственный заповедник в восточных предгорьях Южного Урала (Ильменские горы) около города Миасс был основан в 1920 году как минералогический. Филиал заповедника «Аркаим» был образован в 1992 году, после нахождения поселения на месте строительства Большекара-ганской плотины. Территория археологических памятников находится в Брединском,

Определение уровня государственного регулирования в аграрной сфере

Российской Федерации

Кизильском, Карталинском, Варненском и Троицком районах современной Челябинской области. Заповедник включает экспозицию реконструированных строений города Аркаим, а также реконструированные: жилища эпохи энеолита, аллею менгиров бронзового века, курган раннего железного века Темир, курганы и святилища эпохи раннего средневековья и этнографические объекты. В пределах заповедника находятся природные объекты - гора «Шаманка» и гора «Грачиная» («Благодатная»). Существует также строящиеся здание музея (проект

челябинских архитекторов В.Н Фуксмана и О.Н. Щельниковой) и палаточный туристический лагерь.

Список литературы

1. Зданович Г.Б. Аркаим: Арии на Урале или несостоявшаяся цивилизация. / Г.Б. Зданович. // В сб. : Аркаим. Исследования. Поиски. Открытия. - Челябинск: Творч. объед. «Каменный пояс», 1995. - С. 21-42.

2. Рычков П.И. Топография Оренбургской губернии. / П.И. Рычков. - Спб., 1762. -298 с.

УДК 338.43.02

С.Е. Шиянов*, Н.В. Снегирева**

ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В АГРАРНОЙ СФЕРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Шиянов С.Е., Снегирева Н.В. Определение уровня государственного регулирования в аграрной сфере Российской Федерации. - Статья.

Государственное регулирование имеет относительную самостоятельность и может оказывать положительное влияние на развитие сельскохозяйственного производственного процесса. Исследование расходной части федерального бюджета РФ показывает на тенденцию возрастания денежных средств, покрывающих затраты сельского хозяйства. Наряду с возрастанием бюджетных поступлений в аграрную сферу наблюдается ухудшение финансового состояния сельскохозяйственных предприятий складывается в силу отсутствия у них опыта работы в условиях рынка. В условиях низкоэффективной реализации методов партнерского взаимодействия государства с различными субъектами собственности деятельность органов законодательной и исполнительной власти по поддержке сельского хозяйства не имеет системного характера и не создает для его базовых отраслей стимулирующих условий.

Ключевые слова: государственное регулирование агропромышленного комплекса, уровень производства сельскохозяйственной продукции, финансовое состояние агротоваропроизводителей, конкурентоспособность продукции.

Shiyanov S.E., Snegireva N.V. Determination of the level of state regulation in the sphere of agriculture of the Russian Federation. - Article.

State regulation is relatively independent and can have a positive impact on the development of the agricultural production process. The analysis of the expenditure of the Federal budget of the Russian Federation shows the increasing trend of the funds covering the costs of agriculture. Along with the increase of the budget revenues in the agriculture industry, a deterioration of the financial state of agricultural enterprises takes place due to the lack of experience under the market conditions. Due to inefficient

* Шиянов Сергей Евгеньевич - доцент кафедры финансов, налогов и бухгалтерского учета НОУ ВПО «Северо-Кавказский социальный институт», кандидат экономических наук, г. Ставрополь, Россия.

** Снегирева Наталья Вадимовна - доцент кафедры финансов, налогов и бухгалтерского учета НОУ ВПО «Северо-Кавказский социальный институт», кандидат экономических наук, доцент, г. Ставрополь, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.