Научная статья на тему 'КУЛЬТ СЛАВИКА ЧЕБАРКУЛЬСКОГО: НАРРАТИВЫ ДИСКУРСА'

КУЛЬТ СЛАВИКА ЧЕБАРКУЛЬСКОГО: НАРРАТИВЫ ДИСКУРСА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
71
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕКАНОНИЧЕСКИЙ КУЛЬТ / ПАРА-АГИОГРАФИЯ / ЦЕЛИТЕЛЬСТВО / РЕЛИГИОЗНЫЙ МИФ / НАРОДНОЕ ПРАВОСЛАВИЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Лебедев Владимир Юрьевич, Прилуцкий Александр Михайлович

В статье анализируется пара-агиографическая специфика нарратива об «Отроке Вячеславе» (Славике Чебаркульском). В настоящее время культ Славика сохраняет популярность в православной среде, причем в его почитании отсутствуют четкие юрисдикционные границы. Почитание Вячеслава Крашенинникова является частью плохо структурированного мифоритуального комплекса народного православия, образуемого конспирологическими и эсхатологическими мифологемами. В статье рассмотрено происхождение корпуса текстов, содержащих базовую информацию о жизни, чудесах и пророчествах Славика, особенности прагматики дискурса и задействованные семиотические и герменевтические приемы популяризации культа. Проанализированы фантастические и мифологические компоненты дискурса, их источники и причины их востребованности среди адептов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CULT OF SLAVIK OF CHEBARKUL: NARRATIVES OF THE DISCOURSE

The article analyzes the para-hagiographic specificity of the narrative about «Otrok Vyacheslav» (Slavik of Chebarkul). At present, the cult of Slavik remains popular in the Orthodox environment, and there are no clear jurisdictional boundaries in his veneration. The veneration of Vyacheslav Krasheninnikov is part of a poorly structured mythological and ritual complex of folk Orthodoxy formed by conspiracy and eschatological mythologies. The article considers the origin of the corpus of texts containing basic information about the life, miracles and prophecies of Slavik, the features of the discourse pragmatics and the semiotic and hermeneutic methods of cult popularization involved. The fantastic and mythological components of the discourse, their sources and the reasons for their demand by adherents are analyzed.

Текст научной работы на тему «КУЛЬТ СЛАВИКА ЧЕБАРКУЛЬСКОГО: НАРРАТИВЫ ДИСКУРСА»

ТРУДЫ КАФЕДРЫ БОГОСЛОВИЯ

Научный журнал Санкт-Петербургской Духовной Академии Русской Православной Церкви

№ 3 (19) 2023

В. Ю. Лебедев, А. М. Прилуцкий

Культ Славика Чебаркульского: нарративы дискурса

УДК 271.2-879

DOI 10.47132/2541-9587_2023_3_60 EDN GLVJOS

Аннотация: В статье анализируется пара-агиографическая специфика нарратива об «Отроке Вячеславе» (Славике Чебаркульском). В настоящее время культ Славика сохраняет популярность в православной среде, причем в его почитании отсутствуют четкие юрисдикционные границы. Почитание Вячеслава Крашенинникова является частью плохо структурированного мифориту-ального комплекса народного православия, образуемого конспирологическими и эсхатологическими мифологемами. В статье рассмотрено происхождение корпуса текстов, содержащих базовую информацию о жизни, чудесах и пророчествах Славика, особенности прагматики дискурса и задействованные семиотические и герменевтические приемы популяризации культа. Проанализированы фантастические и мифологические компоненты дискурса, их источники и причины их востребованности среди адептов.

Ключевые слова: неканонический культ, пара-агиография, целительство, религиозный миф, народное православие.

Об авторах: Владимир Юрьевич Лебедев

Доктор философских наук, доцент, профессор кафедры теологии Института педагогического образования и социальных технологий Тверского государственного университета. E-mail: semion.religare@yandex.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4840-3135

Александр Михайлович Прилуцкий

Доктор философских наук, профессор и заведующий кафедрой истории религий и теологии РШУ имени А. И. Герцена, профессор кафедры богословия СПбДА. E-mail: alpril@mail.ru

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7013-9935

Для цитирования: Лебедев В. Ю, Прилуцкий А. М. Культ Славика Чебаркульского: нарративы дискурса // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2023. № 3 (19). С. 60-71.

Статья поступила в редакцию 13.02.2023; одобрена после рецензирования 24.04.2023; принята к публикации 30.04.2023.

PROCEEDINGS OF THE DEPARTMENT OF THEOLOGY

Scientific Journal Saint Petersburg Theological Academy Russian Orthodox Church

No. 3 (19)

2023

Vladimir Yu. Lebedev, Alexander M. Prilutsky

The cult of Slavik of Chebarkul: narratives of the discourse

UDC 271.2-879

DOI 10.47132/2541-9587_2023_3_60 EDN GLVJOS

Abstract: The article analyzes the para-hagiographic specificity of the narrative about «Otrok Vyacheslav» (Slavik of Chebarkul). At present, the cult of Slavik remains popular in the Orthodox environment, and there are no clear jurisdictional boundaries in his veneration. The veneration of Vyacheslav Krasheninnikov is part of a poorly structured mythological and ritual complex of folk Orthodoxy formed by conspiracy and eschatological mythologies. The article considers the origin of the corpus of texts containing basic information about the life, miracles and prophecies of Slavik, the features of the discourse pragmatics and the semiotic and hermeneutic methods of cult popularization involved. The fantastic and mythological components of the discourse, their sources and the reasons for their demand by adherents are analyzed.

Keywords: non-canonical cult, para-hagiography, healing, religious myth, folk Orthodoxy. About the authors: Vladimir Yurievich Lebedev

Doctor of Philosophical Sciences, Associate Professor, Professor of the Department of Theology at the Institute of Pedagogical Education and Social Technologies of the Tver State University. E-mail: semion.religare@yandex.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4840-3135

Alexander Mikhailovich Prilutsky

Doctor of Philosophical Sciences, Professor and Head of the Department of the History of Religions and Theology, Herzen State Pedagogical University of Russia; Professor of the Theology Department at the St. Petersburg Theological Academy. E-mail: alpril@mail.ru

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7013-9935

For citation: Lebedev V. Yu., Prilutskii A. M. The cult of Slavik of Chebarkul: narratives of the discourse. Proceedings of the Department of Theology of the Saint Petersburg Theological Academy, 2023, no. 3 (19), pp. 60-71.

The article was submitted 13.02.2023; approved after reviewing 24.04.2023; accepted for publication 30.04.2023.

Однажды был ограблен наш сарай, мы были очень огорчены и обратились к Славику с вопросом, знаем ли мы этого человека? Славик сказал: «Этот человек имеет машину "Волга", сильный, молодой и в своем деле почти профессионал, у него есть все приспособления для взлома и вы его не найдете». Действительно, сарай был вскрыт профессионально, и колючая проволока на заборе была перерезана. Грабителя так и не нашли.

Крашенинникова В. А. «Посланный Богом».

Культ Вячеслава Крашенинникова (1982-1993), расцвет которого приходится на 2005-2015гг., до настоящего времени сохраняет популярность среди части православных верующих, несмотря на свою очевидную неканоничность и критику со стороны иерархов Русской Православной Церкви1. Социологический анализ данного культа позволяет сделать вывод о том, что в Русской Православной Церкви он коренится в средних и низовых иерархических стратах2: среди епископата его адептов нет, но среди приходских священников таковые периодически находятся. Известно, например, что святость Вячеслава Чебаркульского признавал Владимир Головин3, что в Заявлении Чистопольского епархиального управления в отношении его деятельности было расценено как один из поводов для смущения многих людей4. На протяжении ряда лет пара-агиографическая литература о Славике открыто продавалась в храмах Московской Патриархии, что способствовало популяризации культа. В целом дискурсивная среда культа сочетает мифологемы фундаменталистского мифа с модернистской герменевтикой5.

Если иерархи Русской Православной Церкви святость Славика отрицают, то в некоторых неканонических околоправославных юрисдикциях Вячеслав Крашенинников официально или фактически канонизирован. По имеющимся сведениям, Вячеслав Крашенинников почитается в качестве святого

1 Обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия к клиру, Приходским советам храмов Москвы, наместникам и настоятельницам ставропи-гиальных монастырей на Епархиальном собрании 2007 года // Patriarchia.ru. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/356093.html (дата обращения: 11.02.2023); Митрополит Челябинский Иов предупреждает об опасности культа поклонения «отроку Вячеславу» // Patriarchia.ru. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/322601.html (дата обращения: 11.02.2023).

2 Никифорова Е. А. Почитание Славика Чебаркульского как способ обретения утраченных ценностей // Литература и язык в современном поликультурном пространстве: сборник статей по материалам Всероссийской науч.-практической конференции молодых ученых, Стерлитамак, 15 мая 2017 года. Стерлитамак, 2017. С. 117-119.

3 Прот. Владимир Головин о святости и почитании отрока Вячеслава // YouTube. URL: https://www.youtube.com/watch?v=JgiaSMLbJPM (дата обращения: 11.02.2023).

4 Заявление Чистопольского епархиального управления в отношении деятельности протоиерея Владимира Головина // Православие^^ URL: https://pravoslavie.ru/115322. htm (дата обращения: 11.02.2023).

5 Головушкин Д. А. Религиозный фундаментализм / религиозный модернизм: концептуальные противники или амбивалентные феномены? // Вестник ПСТГУ. Сер. 1: Богословие. Философия. 2015. № 1 (57). С. 87-97.

в «Российской греко-кафолической Православной Церкви» Сергия Агеева6, сектантской «Русской православной Церкви за рубежом», возглавляемой неоднократно судимым «схимитрополитом-царем» Зосимой7, в т.н. «Патриархии Российской Истинно-Православной Катакомбной Церкви»8, кроме того, положительно отзывался о святости Славика, хотя и с оговорками, лидер группы «непоминающих афонитов» Рафаил Берестов9. Периодически встречается информация о почитании отрока в ИПЦ Рафаила (Прокопьева-Мотовилова).

По оценке о. Павла Бочкова, культ «используют в своих целях разного рода религиозные проходимцы»10. Можно предположить, что для малочисленных неканонических юрисдикций канонизация Вячеслава Крашенинникова служит инструментом привлечения адептов из числа почитателей «отрока», болезненно воспринимающих негативное отношение к данному культу со стороны канонической Церкви. Впрочем, почитание «отрока» сегодня фактически находится вне жестких юрисдикционных границ, оно достаточно прочно вошло в современную православную ритуалосферу: иконы Вячеслава Крашенинникова и молитвы ему популярны не только в карликовых альтернативных юрис-дикциях, но и у прихожан Русской Православной Церкви, которые или не знают об их неканоничности, или же игнорируют позицию Церкви.

В культе «отрока» присутствует выраженная иерархия, возглавляемая до недавнего времени В. А. Крашенинниковой. Ее авторитет изначально был сопоставим с авторитетом самого Славика, поскольку вплоть до смерти в апреле 2022 г. она выступала в «качестве посредника между почитателями и "памятью" об отроке, играла роль ретранслятора, реже — становилась интерпретатором откровений»11. К ней примыкают популяризаторы культа, лица, облагодетельствованные Славиком. Низовые уровни иерархии представлены адептами культа различной степени вовлеченности. Отметим, что «идеологи», дающие культу какое-либо теологическое и «научное» обоснование, всегда остаются за кадром, а авторы книг об «отроке» позиционируются как составители и редакторы: вся слава и авторские права должны принадлежать исключительно «матушке Валентине Афанасьевне».

Контент-анализ материалов, размещенных адептами культа в сети Интернет, позволяет сделать вывод о том, что почитание Вячеслава Крашенинникова

6 О клевете на отрока Вячеслава и помощи святых — владыка Сергий // YouTube. URL: https://www.youtube.com/watch?v=OQ306VDX4zg (дата обращения: 11.02.2023).

7 Схимитрополит Зосима (РПЦЗ). В защиту святого отрока Вячеслава. О хилиазме // YouTube. URL: https://www.youtube.com/watch?v=ACjULAXBx8U (дата обращения: 11.02.2023).

8 Патриархия Российской Истинно-Православной Катакомбной Церкви // Иерархия литургических церквей. URL: http://www.hierarchy.religare.ru/h-orthod-pripkc.html (дата обращения: 11.02.2023).

9 Старец Рафаил (Берестов) об отроке Вячеславе // YouTube. URL: https://www.youtube. com/watch?v=39x-cBs0SKg (дата обращения: 11.02.2023).

10 Бочков П. Группировка лжеархиепископа Сергия (Агеева): очередной раскол и вызов церковному единству // Рязанский богословский вестник. 2022. № 1 (25). С. 92-103.

11 Иномуддинов Т. С. Непризнанная святость: культ «святого отрока чебаркульско-го» // Феномен святости в истории русской цивилизации: сборник статей по мат. всерос. науч. конф. Нижний Новгород, 2019. С. 94.

входит в плохо структурированный мифоритуальный комплекс «глубинного православия» наряду с конспирологическими и эсхатологическими мифологемами, урбанофобией, почитанием царя-искупителя, молитвенным правилом Антонии, страхом перед экуменизмом, медицинскими и информационными технологиями, биометрией и т.п. Данный мифоритуальный комплекс пронизан модальностями эсхатологического страха. В Интернете было представлено пародийное описание носителя подобной религиозности, который из-за страха перед Антихристом безвылазно сидел в старом деревенском нужнике в надежде, что Антихрист побрезгует за ним туда явиться.

Необходимо учитывать, что степень вовлеченности в культ отрока Вячеслава различна: часть адептов ограничивается использованием его икон в молитвенной практике, воспроизведением отдельных ритуалогем культа (например, манипуляций с «камешками с могилки») без сколько-нибудь последовательного изучения соответствующей пара-агиографии, принятия своеобразных космологических и криптозоологических мифологем. Для них «Чебаркульский Отрок» — один из святых-чудотворцев, что в принципе соответствует содержанию устного нарратива о нем, в котором наиболее отчетливо прослеживается именно тема чудесного целительства12. Далеко не все имеющие в своих жилищах иконы «отрока» знают, что последний верил в подземных динозавров, плоскую землю, живой мрамор и птиц, генерирующих время. Впрочем, подобная стратификация присутствует и во вполне каноничных культах: молитвенное обращение к святому далеко не всегда свидетельствует о знании его жития и особенностей его богословских взглядов.

Психологическими предпосылками почитания чебаркульского «отрока» являются, по всей видимости, часто встречающаяся сентиментальность по отношению к детям вкупе с ранней смертью. Смерть детей обычно расценивается как более масштабная трагедия, нежели смерть взрослого. Имеющиеся в обращении фотографии Славика воспроизводят «смиренный», «трогательный» или даже «ангелоподобный» образ, во многом частотный для человека его возраста. Это еще более четко выражено в иконографии, где Славик часто изображается в обличии ангела. Возможно, современные мифотеологемы о том, что «отрок» является воплощением архангела13, являются следствием семиотического дрейфа: изначально поэтическая метафора «отрок Вячеслав — ангел» утратила метафорическое значение и стала интерпретироваться буквально, гиперкатегориальное значение трансформировалось в категориальное. В результате почитателям осталось только решить вопрос о том, кто именно из архангелов воплотился в отроке: Михаил или Рафаил14.

Формированию данной мифотеологемы способствовала и аллегорическая иконография отрока, которая получила популярность незадолго до формирования нарратива о его «архангельской природе» (2009-2010 гг.).

12 Никифорова Е. А. Чудо исцеления в устных рассказах о Вячеславе Крашенинникове (Славике чебаркульском) // Язык. Культура. Коммуникации. 2016. № 1 (5). С. 32-36.

13 Ангел апокалипсиса. Тайна русского ангела // Последнее время. URL: https://posledneevremya.ru/?p=1041 (дата обращения: 11.02.2023).

14 См. комментарии читателей в указанном источнике.

Дискурс о «святом отроке», а также весь корпус «пророческих» текстов сформировался довольно сложным образом, в настоящее время он существует в различных версиях и редакциях, ожидающих сравнительно-текстуального изучения. Первичным продуцентом текстов был Вячеслав Крашенинников, его ныне тоже покойная мать якобы фиксировала эти тексты в тетради, которая в итоге исчезла (она была объявлена пропавшей после похорон Вячеслава, причем реципиентам недвусмысленно предлагается сделать вывод о том, что за данной пропажей стоят некие могущественные враги святого отрока). Первое издание пара-агиографических материалов об отроке было подготовлено 2001 году, когда, по словам В. А. Крашенинниковой, «один воцерков-ленный мужчина, которому Отрок очень помог, Александр Лямкин, собрал весь этот материал. Оформил в виде книжечки, чтобы было удобно читать, а назвал эту книжечку "Ах мама, маменька..."». Эта книга в итоге была издана, как свидетельствует В. А. Крашенинникова, Г. П. Быстровым с многочисленными искажениями, и, что главное, — без ее разрешения15.

Другой популярный вариант и нарратива, и пророческого текстуального корпуса был представлен сообществу реципиентов трудами нескольких человек, куда, помимо матери, входили священник, почитатель «отрока», и его супруга. Позднее мать «отрока» В. А. Крашенинникова выступила с жесткой критикой издателей и редакторов и этого издания, обвинив их в самочинии и искажении фактов. Полагаем, что заявления Крашенинниковой, жестко критикующей редакторов и издателей ранних версий нарратива об «отроке», были обусловлены не только финансовыми интересами, но и следствием реализации определенной апологетической стратегии — перекладывания ответственности за наличие в тексте «сомнительных мест» на третьих лиц: «например, написали: "Отрок сказал, что когда изменят Символ Веры — в церковь все равно нужно ходить ради исповеди и причастия" — и поставили точку. На самом деле — Отрок сказал, что когда изменят Символ Веры в церковь все равно нужно ходить ради исповеди и причастия, потому что не все священники предадут Бога. И ходить нужно в те церкви, где священник служит по-старому. Вы чувствуете разницу?» Для того, чтобы понять прагматику данного заявления, следует учитывать, что значительной частью «идейных последователей культа» являются представители различных радикальных пара-православных субкультур антиэкуменическо-царебожнического паттерна16, убежденных, что уже сейчас (или в ближайшее время) ходить в храмы Московской Патриархии будет нельзя, поскольку она утратит благодать в том числе и из-за «изменения Символа Веры» еретиками-экуменистами. Сама В. А. Крашенинникова заявляла о том, что «патриархийные» храмы она не посещает, что, безусловно, является семиотическим кодом принадлежности к упомянутым сообществам и/или реализацией стратегии популяризации культа в среде последних. После отказа иерархов канонической Церкви прославить

15 К истории возникновения книг об Отроке Вячеславе (поясняет Валентина Афанасьевна Крашенинникова) // ВКонтакте. URL: https://vk.com/wall-61163408_44 (дата обращения: 11.02.2023).

16 Силантьев Р., Рагозин Ю. Параправославные секты современной России. М., 2021. 432 с.

чебаркульского «отрока», подобная стратегия развития культа в рамках православной ритуалосферы являлась едва ли не единственной возможной. Понятно, что данная стратегия влияла и на содержание пара-агиографических и профетических нарративов.

Данная ситуация текстопорождения пробуждает вполне мотивированные вопросы о сохранности и аутентичности первоначального текста, который был даже не утерян, а не зафиксирован — его можно менять, дополнять практически как угодно. Можно не только менять высказывания на определенную тему, но и вводить новые темы (что, насколько можно понять, и делалось, поскольку мать Вячеслава неким образом вспоминала что «Славочка», оказывается, «и об этом говорил»).

При уже указанной возможности менять и расширять корпус текстов почти неограниченно, удивляет не только фантастичность космологии культа, но и ее обрывочность, асистемность, компенсированные яркой детализацией. По-видимому, тем, кто входил в основной круг продуцентов, космология была малоинтересна и попыток чем-то ее дополнить или как-то переформатировать просто не было. Центр «откровений» Славика лежит в области взглядов на спасение, которое трактуется не столько сотериологически, сколько как выживание в условиях предапокалиптических катастроф, что вполне естественно приводит к вытеснению космологии на периферию. Да и фактически перед нами не связанная и проработанная космология, а фрагментарная космография.

По мнению ряда авторов, источниками этой космографии стали книги о природе для детей, произведения фантастики и сюжеты кинематографа. Это выглядит правдоподобным, так как вопросы, которым в фантастических текстах и кинематографии того времени не уделялось внимания, не освещены и в космографии чебаркульского «отрока», а сюжеты, центральные для такого рода текстов, акцентируются и у Вячеслава. Яркий пример — динозавры и некие обитатели подземных пространств, совмещающие черты бесов и характерных для научно-фантастической литературы и фильмов «пришельцев», чаще всего недружелюбных (жанровый инвариант, отсылающий, в частности, к «Войне миров» Г. Уэллса). «На берегах Волги есть такие норы в обрывах, как у ласточки гнездо. Но только там живут маленькие человечки. Они обладают сильнейшим гипнозом. Они похожи на людей, голова большая, туловище, как скелетик, очень агрессивные и очень людей ненавидят. Они охотятся в основном по ночам и едят рыбу. Люди, как правило, очень редко их видят, но видят»17. Можно отметить, что тема гипноза широко освещалась в рамках интенсивного внимания к экстрасенсорике.

Рассказ об Атлантиде вполне коррелирует с многочисленными статьями и передачами, посвященными очередной «великой тайне», особенно популярными в перестроечные и первые пост-перестроечные годы: «Славочка сказал, Атлантида — это город, она затонула и находится в Марианской впадине. Там двойное дно, туда и провалилась Атлантида. Это место охраняется

17 Русский ангел. Отрок Вячеслав. Фильм 2, часть 2 // YouTube. URL: https://www. youtube.com/watch?v=3MbhB1pIwvw&t=2095s (дата обращения: 11.02.2023).

бесами. Они там настроили стеклянных коридоров. И там нужны в рабах люди, потому что есть некоторые вещи, которые должны выполнять люди. Славочка сказал, город находится в хорошем состоянии. Если бы люди его нашли, они бы поняли, кто их истинные враги, и начали бы с ними борьбу. А им это не надо, поэтому они очень тщательно охраняют это место»18. Инвариантный ряд очевиден: помимо Г. Ф. Лавкрафта и его подражателей, это и Уэллс, в «Машине времени» которого присутствует некий нижний мир, населенный уродливыми деградировавшими существами. Отличие лишь в том, что здесь хозяйничают именно бесы. Демонологическая тема в нарративах Вячеслава Крашенинникова присутствует постоянно, в том числе в виде особой герменевтической стратегии, в рамках которой интересные «отроку» направления уфологии и криптозоологии подаются в приемлемом и понятном для православной аудитории виде. Так, НЛО, «пришельцы», различные подземные жители и т.п. соотносятся с бесами. Иногда это соотнесение задается в виде внутритекстового комментария: «полеты людей мешают НЛО, т. е. бесам», «город находится в хорошем состоянии, а охраняется он НЛО, то есть бесами, чтобы люди этого места не нашли», «Славик говорил, что так называемые инопланетяне, т.е. бесы, находятся в воздушном пространстве», «Славик говорил, что так называемые инопланетяне, то есть бесы, не любят мрамор, потому что он живой, у него есть пульс»19. Иногда — в виде самостоятельной герменемы: «Славочка сказал, что все эти динозавры, снежные человеки, "алешеньки", инопланетяне, НЛО — это всё одно и то же — это всё — бесовщина. И как в Библии написано: "чудовища, рожденные во аде"»20. Отметим, что фраза «чудовища, рожденные во аде» в Библии отсутствует. В книге В. А. Крашенинниковой «Посланный Богом» она непосредственно приписывается Вячеславу: «Славочка сказал, что вся эта гадость, все эти невидимые черви и змеи, все эти "снежные человеки", все эти уродливые и злобные существа с гипнозом — это полуматериальные сущности из потустороннего мира, "чудовища рождённые во аде" (это его слово, он так и сказал — "чудовища рождённые во аде")».

В любом случае остается открытым вопрос о надежности источников: учитывая, что детские фантазии Вячеслава Крашенинникова были вдохновлены нерелигиозными текстами, можно усомниться в том, что он действительно соотносил динозавров и снежного человека с бесами. Мы полагаем, что изначально культ Славика формировался в рамках ньюэйджевского увлечения экстрасенсорикой и лишь позднее он был адаптирован для православной аудитории, причем приведенные выше комментарии являются инструментом такой адаптации. Косвенным подтверждением служит рассказ В. А. Крашенинни-ковой о том, как для оценки экстрасенсорных способностей Вячеслава «она с ним даже прошла насколько специализированных комиссий, консультаций,

18 Атлантида затонула и находится в Марианской впадине // YouTube. URL: https://www.youtube.com/watch?v=Kcg2ElUtTas (дата обращения: 11.02.2023).

19 «Русский ангел». Отрок Вячеслав Крашенинников // Livelnternet. URL: https://www. liveinternet.ru/users/paul_v_lashkevich/post174521807/page14.html (дата обращения: 11.02.2023).

20 Русский ангел. Отрок Вячеслав. Фильм 2, часть 2.

встреч»21. Отметим и то, что опубликованные в Интернете собственноручные записи Вячеслава Крашенинникова о динозаврах и рисунки с ними не содержат каких-либо указаний на их демоническую сущность. По оценке сотрудника Челябинской епархии Русской Православной Церкви О. М. Давыдова, первоначально культ «отрока» формировался в рамках перестроечного увлечения 22

экстрасенсорикой .

Откровение о том, что Земля имеет форму полусферы и стоит на неких столбах, также коррелирует с рассказами о древних космогониях, становлении научных взглядов на космос и, возможно, хотя и не очень вероятно, с дискуссиями о форме Земли, характерными для некоторых маргинальных научных сообществ.

Ключевой космологический вопрос — вопрос о творении — в космографии «отрока» не занимает существенного места (возможно, в силу его значительной абстрактности и вытекающей отсюда сложности и неинтересности для интеллекта школьника начальных классов, ведь динозавры и подобные персонажи намного привлекательнее и понятнее). Исключением можно считать лишь утверждение о том, что птицы принимают участие в сотворении времени. Внятных пояснений, как и зачем, не дается, зато появляется запрет на убиение птиц: «Отрок Вячеслав говорил: "Птицы участвуют в сотворении времени и поэтому птиц трогать — нельзя. Убивать их — вообще грех великий. Птиц надо беречь. Птиц надо кормить. Птицы участвуют в сотворении времени"»23. На основании этого текста была сформирована мифотеологема о том, что время будет быстро сокращаться по причине истребления птиц, так как оставшиеся птицы будут не успевать произвести его в должном количестве. Сама идея сокращения времени довольно часто встречается в апокалиптическом дискурсе, но тут она облекается в откровенно странные формы.

В некоторых деталях космография Вячеслава Крашенинникова соприкасается с узнаваемым городским фольклором. В первую очередь, фольклорным осмыслением кладбищ и многочисленными кладбищенскими страшилками. Сюда следует отнести некоего червя: «еще говорил Славочка, чтобы я одна не ходила на кладбище, так как адский червь очень умный и хорошо слышит и, высовываясь немного наружу, хватает и утаскивает под землю ходящих в одиночку»24.

Здесь совместились узнаваемые мифоритуалогемы: многочисленные запреты посещать кладбища в неурочное время и допущение, что покойники (например, из заброшенных могил) могут не только вредить приходящим, но даже выбираться из могилы, а соответствующая встреча живых с ними

21 Неустроев Н. Бог говорит Избранникам Своим... Праведный Отрок Вячеслав // Православный портал «МОСКВА — ТРЕТИЙ РИМ». URL: https://3rm.info/mnemya/22384-bog-govorit-izbrannikam-svoim-na-17-oe.html (дата обращения: 11.02.2023).

22 Давыдов О. М. Имитация традиции в маргинальном эсхатологическом культе отрока Вячеслава Чебаркульского // Традиционные общества: неизвестное прошлое: материалы XV Междунар. науч.-практ. конф. Челябинск, 2019. С. 280-289.

23 Птиц убивать нельзя — птицы участвуют в сотворении времени // YouTube. URL: https://www.youtube.com/watch?v=R_vyMmNX_Y4 (дата обращения: 11.02.2023).

24 Православные старцы: пророчества и о спасении в последние дни // LogoSlovo.ru. URL: http://www.logoslovo.ru/forum/all/topic_9634/ (дата обращения: 11.02.2023).

ничего хорошего не несет. Лишь собственно покойники в культе заменены на червя. В многочисленном интернет-фольклоре жанра «хоррор», впрочем, нам встретился и рассказ с криптозоологическими мотивами — об огромном подземном черве, поселившемся на кладбище и поедающем пришедших туда людей. Кроме того, громадные подземные черви фигурировали в кинематографе того времени.

Вообще постоянный мотив «откровений» Славика — бесы, своевольно утаскивающие в ад или иные подобные места людей (даже, вроде бы, ничего дурного не сделавших, а, например, просто зашедших на кладбище не в то время). «Бывает так, что земля под ногами человека проваливается, и он улетает в кромешную адскую темноту, где видит только много огненных моргающих глаз, его окружающих. Набросившиеся духи-бесы такого бедолагу мгновенно живьем раздирают на мелкие кусочки (одна из причин — почему и куда теряются люди)»25.

Такие расправы никак не совмещаются с Божественной справедливостью, судом, наконец, Его всемогущей волей, и бесовская активность начинает выглядеть как игра по принципу «повезло/не повезло», «попался/убежал». Это в целом естественно для психики ребенка.

Очевидная популярность культа обусловлена его внеюрисдикционным характером и наличием в его дискурсивной среде мифотеологем, востребованных представителями народной религиозности. Мы видим, что собственное, эксклюзивное содержание пара-агиографических конструктов этого культа оказывается конгруэнтным конспирологическим, царебожническим, эсхатологическим и др. установкам народного православия, что обеспечивает популярность культа и облегчает трансляцию его нарративов. Фантастические сюжеты наррации придают дополнительную пикантность пара-агиографии Славика Чебаркульского, поскольку содержат семиотическую референцию моделей игрового поведения.

Источники и литература

1. «Русский ангел». Отрок Вячеслав Крашенинников // Liveinternet. URL: https:// www.liveinternet.ru/users/paul_v_lashkevich/post174521807/page14.html (дата обращения: 11.02.2023).

2. Ангел апокалипсиса. Тайна русского ангела // Последнее время. URL: https:// posledneevremya.ru/?p=1041 (дата обращения: 11.02.2023).

3. Атлантида затонула и находится в Марианской впадине // YouTube. URL: https://www.youtube.com/watch?v=Kcg2ElUtTas (дата обращения: 11.02.2023).

4. Бочков П. Группировка лжеархиепископа Сергия (Агеева): очередной раскол и вызов церковному единству // Рязанский богословский вестник. 2022. № 1 (25). С. 92-103. EDN MCWWJE.

5. Головушкин Д.А. Религиозный фундаментализм / религиозный модернизм: концептуальные противники или амбивалентные феномены? // Вестник

25 Там же.

Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. 2015. № 1 (57). С. 87-97.

6. Давыдов О. М. Имитация традиции в маргинальном эсхатологическом культе отрока Вячеслава Чебаркульского // Традиционные общества: неизвестное прошлое: материалы XV Международной научно-практической конференции, Челябинск, 15 мая 2019 года / Под ред. П. Б. Уварова. Челябинск: Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2019. С. 280-289. EDN EGTZRS.

7. Заявление Чистопольского епархиального управления в отношении деятельности протоиерея Владимира Головина // Православие^^ URL: https://pravoslavie. ru/115322.htm (дата обращения: 11.02.2023).

8. Иномуддинов Т. С. Непризнанная святость: культ «святого отрока чебаркульского» // Феномен святости в истории русской цивилизации: сборник статей по материалам всероссийской научной конференции, Нижний Новгород, 28-29 ноября 2019 года. Нижний Новгород: Нижегородская духовная семинария, 2019. С. 92-101. EDN TLQIXV.

9. К истории возникновения книг об Отроке Вячеславе (поясняет Валентина Афанасьевна Крашенинникова) // ВКонтакте. URL: https://vk.com/wall-61163408_44 (дата обращения: 11.02.2023).

10. Митрополит Челябинский Иов предупреждает об опасности культа поклонения «отроку Вячеславу» // Patriarchia.ru. URL: http://www.patriarchia.ru/db/ text/322601.html (дата обращения: 11.02.2023).

11. Неустроев Н. Бог говорит Избранникам Своим. Праведный Отрок Вячеслав // Православный портал «МОСКВА — ТРЕТИЙ РИМ». URL: https://3rm. info/mneniya/22384-bog-govorit-izbrannikam-svoim-na-17-oe.html (дата обращения: 11.02.2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Никифорова Е.А. Почитание Славика Чебаркульского как способ обретения утраченных ценностей // Литература и язык в современном поликультурном пространстве: сборник статей по материалам Всероссийской науч.-практической конференции молодых ученых, Стерлитамак, 15 мая 2017 года / Отв. ред. Г. М. Иба-туллина. Стерлитамак: Стерлитамакский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Башкирский государственный университет», 2017. С. 117-121.

13. Никифорова Е.А. Чудо исцеления в устных рассказах о Вячеславе Крашенинникове (Славике чебаркульском) // Язык. Культура. Коммуникации. 2016. № 1 (5). С. 32-36. EDN XRQHLF.

14. О клевете на отрока Вячеслава и помощи святых — владыка Сергий // YouTube. URL: https://www.youtube.com/watch?v=0Q306VDX4zg (дата обращения: 11.02.2023).

15. Обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия к клиру, Приходским советам храмов Москвы, наместникам и настоятельницам ставропигиальных монастырей на Епархиальном собрании 2007 года // Patriarchia. ru. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/356093.html (дата обращения: 11.02.2023).

16. Патриархия Российской Истинно-Православной Катакомбной Церкви // Иерархия литургических церквей. URL: http://www.hierarchy.religare.ru/h-orthod-pripkc.html (дата обращения: 11.02.2023).

17. Православные старцы: пророчества и о спасении в последние дни // LogoSlovo. ru. URL: http://www.logoslovo.ru/forum/all/topic_9634/ (дата обращения: 11.02.2023).

18. Прот. Владимир Головин о святости и почитании отрока Вячеслава // YouTube. URL: https://www.youtube.com/watch?v=JgiaSMLbJPM (дата обращения: 11.02.2023).

19. Птиц убивать нельзя — птицы участвуют в сотворении времени // YouTube. URL: https://www.youtube.com/watch?v=R_vyMmNX_Y4 (дата обращения: 11.02.2023).

20. Русский ангел. Отрок Вячеслав. Фильм 2, часть 2 // YouTube. URL: https:// www.youtube.com/watch?v=3MbhB1pIwvw&t=2095s (дата обращения: 11.02.2023).

21. Силантьев Р., Рагозин Ю. Параправославные секты современной России. М.: Снежный Ком, 2021. 432 с.

22. Старец Рафаил (Берестов) об отроке Вячеславе // YouTube. URL: https://www. youtube.com/watch?v=39x-cBs0SKg (дата обращения: 11.02.2023).

23. Схимитрополит Зосима (РПЦЗ). В защиту святого отрока Вячеслава. О хилиазме // YouTube. URL: https://www.youtube.com/watch?v=ACjULAXBx8U (дата обращения: 11.02.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.