МИФОЛОГИЯ, РЕЛИГИЯ И ФИЛОСОФИЯ
Н.А. Кузьмин*
Культ предков в древнем Китае (период Шан и Чжоу)
АННОТАЦИЯ: На протяжении всей истории Китая культ предков являлся неотъемлемой частью жизни китайцев. Он зародился в период неолита, а в периоды династий Шан и Западная Чжоу связанные с ним ритуалы достигли максимального развития. Несмотря на то, что в период Восточной Чжоу ритуалы культа предков пришли в упадок, сам культ предков сохранялся и в последующие исторические периоды.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: культ предков, период Шан, период Чжоу, духовная культура.
Культ предков занимает важное место в традиционном религиозном культе китайцев. Он берёт своё начало в глубокой древности (период Шан) и в изменённой форме дошёл до наших дней, когда одним из его проявлений является, к примеру, праздник Цинмин ^ ВДШ (Праздник поминовения усопших). Несмотря на проникновение в Китай в начале нашей эры буддизма, который рассматривал душу и её посмертные трансформации в совершенно ином ключе, чем это делали традиционные представления, культ предков сохранил своё место в народных верованиях и ритуалах.
Необходимо различать культ предков и связанные с ним ритуалы. Культ предков — это система верований, основой которой является как почитание как своих непосредственных предков, так и «абстрактных» общих прародителей, правителей древностей, духов и т.д. Ритуалы, связанные с культом предков, — это комплекс
* Кузьмин Никита Александрович, магистрант Института синологии Университета Гейдельберг (Institute of Chinese Studies, University of Heidelberg), Гейдельберг, Германия; E-mail: [email protected]
© Кузьмин Н.А., 2016
384
соответствующих действий. На протяжении истории менялось понимание и содержание как самого понятия «культ предков», так и его ритуалов.
При изучении культа предков периодов Шан и Чжоу учёные опираются как на данные археологических находок, этих свидетелей эпохи, так и на дошедшие до наших дней памятники письменности. Современное китаеведение делит письменные источники о Китае до периода Цинь (221-206 до н.э.) на две категории. Первая — это исторические тексты, такие как «Книга песен» (Ши-цзин ^Ш), «Книга истории» (Шу-цзин ЩШ) и другие, которые на протяжении длительного времени подвергались многократным изменениям, переработкам и дополнениям и дошли до наших дней в изменённом виде1. При работе с такими источниками не стоит забывать, что письменная конфуцианская традиция была прервана во время правления первого императора объединённого Китая Цинь Ши-хуана (259-210 до н.э.). После начала периода Хань (206 г. до н.э. — 220 г. н.э.) часть текстов была восстановлена по памяти учёными, пережившими годы гонений, или же по текстам на бамбуковых планках, которые были найдены в тайниках, специально сооружённых для сбережения конфуцианских текстов от сожжения циньскими цензорами. Во время периода Хань на основании этих двух типов восстановленных и найденных материалов сформировались школы новых и старых текстов. Наличие двух школ является серьёзной проблемой при использовании данного типа источников для изучения древнейшего периода Китая.
Второй тип источников — это надписи на артефактах, которые были обнаружены в ходе археологических раскопок и подлинность которых не вызывает сомнений. К таким источникам относятся гадательные кости, бронзовые сосуды и прочие артефакты2.
Период Шан
Период Шан (ок. 1600-1045 до н.э.) — древнейший период в истории Китая, существование которого подтверждено надписями на археологических находках, в основном на гадательных костях и бронзовых сосудах. Жившим в период Шан окружающий мир представлялся как союз усопших и живых членов рода, а культ
1 Kern Martin. Bronze inscriptions, the Shijing and the Shangshu: the evolution of the ancestral sacrifice during the western Zhou // Handbook of Oriental Studies. Early Chinese Religion, Leiden: Brill, 2009. Pp. 143-144.
2 Там же. P. 146.
385
предков и поминовение усопших являлись неотъемлемой частью их жизни3.
Культ предков зародился задолго до периода Шан. Согласно данным археологии, предки китайцев в период с 5-го по 3-е тысячелетие до нашей эры выполняли захоронения в специально подготовленных гробницах. Эти гробницы наполнялись в некоторых случаях ритуальными предметами, изделиями из нефрита, встречаются в инвентаре и гадательные кости. Гадательные кости использовались в качестве средства общения с душами предков, они являются основными источниками при изучении культа предков дошанского и шанского периодов4. Сохранившиеся надписи на гадательных костях содержат в основном информацию о гаданиях правящего шанского рода и знатных фамилий. К сожалению, мы не располагаем археологическими данными, которые могли бы нам поведать о культе предков в семьях простолюдинов.
В настоящее время считается, что пантеон шанских предков был неоднороден и его можно условно разделить на шесть категорий. К первой категории относилось высшее божество (the high god) ди ф, которое являлось верховным предком-божеством. Во вторую категорию входили духи природы (nature powers), такие как дух реки Хэ М и дух солнца Жи В. К третьей категории относились духи древних правителей (former lords), такие как Нао Ш и Ван Хай Четвёртую категорию составляли духи додинастических предков (predynastic ancestors) Шан Цзя Пятая категория состояла из
предков правящей династии (dynastic ancestors) Да И К шестой категории относились предки правящей династической ветви. Шанцы объединяли духов природы, духов древних правителей и духов додинастических предков в особую категорию под названием «высшие силы» (high powers)5.
Высшим объектом поклонения шанцев являлся ди, который также считался родоначальником всей шанской династии6. Божество ди играло большую роль в шанской цивилизации, так как отвечало за погоду, сельское хозяйство и войну. Согласно археологическим находкам, шанцы приносили в жертву духам предков как животных, так и
3 Keightley David N. The Making of the Ancestors: Late Shang Religion and Its Legacy // Religion and Chinese Society / Ed. by John Lagerwey, 2 vols. Hong Kong: The Chinese UP, 2004. P. 4.
4 Там же. P. 5.
5 Там же. P. 6.
6 Smith Howard. Chinese religion in the Shang Dynasty // Numen 1961, № 8. P. 146.
386
людей7. В ходе раскопок гробниц шанских правителей было обнаружено множество останков сопогребённых людей и лошадей8.
В течение периода Шан знатные семьи стали использовать «храмовые имена» (мяо хао Ш^) для того, чтобы облегчить отправления ритуалов предкам. «Храмовые имена» давились людям после их смерти и состояли из показателя родственной связи, например, фу («отец»), цзу Ш («предок») или определительного аффикса: да ^ («большой»), сяо Ф («маленький») и др. Помимо этих двух компонентов, «храмовое имя» состояло из «корня», который определялся при помощи системы «небесных стволов и земных ветвей» (тянь-гань ди-чжи к таким храмовым именам относятся, например, Цзу
Цзя Му Синь Корень «храмового имени» говорил, в какой день по шанскому календарю должно проводиться поминовение того или иного предка9. По сохранившимся данным, шанцы почитали и отправляли ритуалы предкам, некоторые из которых жили за 21 поколение до них10. Души предков поминались не индивидуально, а в специально организованных группах. Эти группы предков были разделены по хронологическому признаку и поминались отдельно и особым образом. Душам предков, которые относились к более древним, полагалось больше подношений, чем тем предкам, которые умерли в недавнем прошлом. Группы предков имели названия да ши («большие предки») для древних предков, и Фж сяо ши («малые предки»), соответственно, для предков, относящихся к позднему периоду 11 . Сложная система предков шанцев имела название «круг пяти ритуалов» (the five-ritual cycle). Согласно этой системе, ритуалы, связанные с поминовением предков, должны были совершаться только по определённым дням, а их частота и периодичность зависела от «храмового имени» предка12.
Несмотря на то, что шанцы давали усопшим предкам «храмовые имена», они были скорее ритуальным кодом, чем действительными посмертными именами, то есть шанская система поминовения предков не была персонифицированной. По «ритуальному коду» можно было не только определить необходимое время поминовения предка, но и его положение в общей генеалогической системе рода13.
7 Keightley. Op. cit. P. 7, 11. 9 Smith. Op. cit. P. 148.
9 Keightley. Op. cit. P. 12-16.
10 Kern. Op. cit. P. 143.
11 Keightley. Op. cit. P. 16-17.
12 Там же. P. 20-21.
13 Там же. P. 26-27.
387
К концу династии Шан ритуалы поминовения предков стали проводиться с использованием ритуальных бронзовых сосудов.
Культ предков мог использоваться и для достижения определённых политических целей. К примеру, согласно тексту из Шу-цзина, Пань Гэн МШ обосновал своё решение о переносе столицы государства с помощью авторитета своего предка .
Период Чжоу
Во время Западной Чжоу ffi^ (ок. 1046-771 до н.э.), культ предков сохранял своё место в социальной и политической жизни. Несмотря на то, что в период Чжоу произошла смена правящей династии, чжоусцы переняли систему культа предков у шанцев, изменив и расширив её.
Согласно историческим источникам, чжоусцы придерживались ритуалов поминовения предков, в общих чертах схожих с шанскими. Отличием культа предков периода Чжоу от Шан было то, что чжоу-сцы в первую очередь почитали Хоу Цзи ^Ш как своего прародителя, а ритуальные жертвоприношения стали производиться по «линейному принципу» (lineage worship). «Линейный принцип» заключался в том, что чжоусцы при отправлении ритуалов культа предков в первую очередь отдавали предпочтение поминовению своих «родовых», а не «общих» предков. Сами ритуалы стали пр15оизводиться уже только при помощи ритуальных бронзовых сосудов . Ритуалы служили своеобразным «мостом» между миром живых и миром усопших.
С началом периода Восточная Чжоу (771-256 до н.э.) «линейная система» культа предков была заменена на абстрактное обобщённое поминовение предков и сил природы, причём сам ритуальный порядок определялся сменой сезонов года. Поминовение предков правящего дома Чжоу потеряло своё большое политическое значение и перешло в разряд семейного ритуала правящего дома. В представлении людей Шан и Западной Чжоу, предки наблюдали за своими потомками из мира мёртвых и могли принимать участие в жизни живых. Однако для жителей Восточной Чжоу вышло на первое место понятие Тянь ^ («Небо»), вокруг которого сформировалась новая система мировосприятия. Чжоусцы развили и дополнили систему верований шанцев. Изменились сама атмосфера проведения церемоний и их значение. Изначально в период Шан ритуалы должны были торжественно производиться по строгим правилам и в опре-
14 Keightley. Op. cit. P. 35.
14 Cook Constance A. Ancestor worship during the Eastern Zhou // Handbook of Oriental Studies. Early Chinese Religion, Leiden: Brill, 2009. P. 237, 240.
388
делённое время, однако в период Восточной Чжоу ритуалы приобретали характер увеселительных пиров правителя и аристократии, сопровождавшихся обильными возлияниями16.
Отказ от «линейного принципа» поминовения предков привёл к возникновению большого количества заброшенных храмов, где раньше проводили эти ритуалы. Жившие при Восточной Чжоу уделяли больше внимания сельскому хозяйству, а жертвоприношения стали приноситься духам, связанным с землёй и сельскохозяйственными культурами. Эти новые «сельскохозяйственные» ритуалы имели сезонный характер17. Земля, на которой произрастали сельскохозяйственные культуры, стала обожествляться и рассматриваться как «мать» чжоусцев.
В период Воюющих царств (Чжань-го Щ®, 475-221 до н.э.) потеря власти ваном Чжоу привела к усилению местных правителей. Они переняли основные формы культа предков правящего дома Чжоу, однако в ходе ритуалов приносили жертвы только своим предкам. Традиция погребения ритуальных бронзовых сосудов, а также их ритуальное использование пришли в упадок. Упадок культа предков периода Чжоу связан в первую очередь с упадком правящего дома и возвышением местных князей18.
Литература
1. Cook Constance A. Ancestor worship during the Eastern Zhou // Handbook of Oriental Studies. Early Chinese Religion. Leiden: Brill, 2009.
2. Keightley David N. The Making of the Ancestors: Late Shang Religion and Its Legacy // Religion and Chinese Society / Ed. by John Lagerwey. 2 vols. Hong Kong: The Chinese UP, 2004.
3. Kern Martin. Bronze inscriptions, the Shijing and the Shangshu: the evolution of the ancestral sacrifice during the western Zhou // Handbook of Oriental Studies. Early Chinese Religion. Leiden: Brill, 2009.
4. Smith Howard. Chinese religion in the Shang Dynasty // Numen. 1961, № 8.
16 Там же. P. 238-240, 253.
17 Там же. P. 242-243, 254.
18 Там же. P. 246-249.
389