Научная статья на тему 'КУЛЬТ ИМПЕРАТОРА АДРИАНА В АНТИЧНОЙ АРХИТЕКТУРЕ НА ПРИМЕРЕ ХРАМА ЗЕВСА ОЛИМПИЙСКОГО В АФИНАХ'

КУЛЬТ ИМПЕРАТОРА АДРИАНА В АНТИЧНОЙ АРХИТЕКТУРЕ НА ПРИМЕРЕ ХРАМА ЗЕВСА ОЛИМПИЙСКОГО В АФИНАХ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
99
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИЧНАЯ АРХИТЕКТУРА / ХРАМ ЗЕВСА В АФИНАХ / ИМПЕРАТОР АДРИАН / ИМПЕРСКИЙ КУЛЬТ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Рубанова Мария Игоревна

Статья посвящена памятнику античной архитектуры, воплотившему лучшие традиции античного искусства и связанному с культом личности римского императора Адриана. Изучена история строительства храма Зевса Олимпийского в Афинах, его архитектурные особенности, современное состояние. Актуальность исследования обусловлена потребностью современного общества понять настоящее, опираясь на незыблемые традиции глубокого прошлого. В процессе работы применялись научные методы: критического анализа использованной литературы и привлеченных источников, сравнительного архитектуроведческого анализа и системно-структурного анализа информации, творческого синтеза при формировании выводов. Практическая значимость исследования заключается в возможности применения полученных результатов при подготовке лекций, докладов и сообщений по истории мировой архитектуры. Научная новизна работы заключается в собранном и проанализированном библиографическим материале, в том числе зарубежных авторов, в результате проведенного исследования научно обоснованы выводы. Методологической и теоретической основой исследования являются теоретические труды ученых историков и архитекторов, касающиеся данного вопроса и приведенные в библиографическом списке. В результате исследования установлено, что, несмотря на то что Олимпейон был посвящен богу Зевсу, истинным центром поклонения был император Адриан, который продвигал афинский храм и его территорию как главную базу имперского культа на греческом Востоке - регионе своей империи, которую он стремился объединить благодаря силе своего влияния, прогреческой репутации и щедрой общественной благотворительности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMPEROR HADRIAN CULT IN ANCIENT ARCHITECTURE: ZEUS OLYMPIUS TEMPLE IN ATHENS

Purpose: A study of the ancient monument, which embodies the best traditions of ancient art and is associated with the Roman Emperor Hadrian cult; the history of Zeus Olympius Temple construction in Athens, its architecture, and the current state. Methodology: The critical analysis of the literature, architectural and structural analyses and system-structural analysis of information, creative synthesis in conclusions. Research findings: Despite the fact that the Olympius Temple was dedicated to the God Zeus, the true center of worship was the Emperor Hadrian, who promoted the Athenian temple and its territory as the main base of the imperial cult in the Greek East, the region of his empire, which he sought to unite through the his power, progressive reputation and generous public charity. Practical implications: The use of the obtained results in lectures, reports, and communication on the history of world architecture. The study is important to understand the present based on the traditions of the deep past. Originality: Collection and analysis of the literature, including foreign, scientifically substantiated conclusions. The methodological and theoretical bases are theoretical works of historians and architects in the field.

Текст научной работы на тему «КУЛЬТ ИМПЕРАТОРА АДРИАНА В АНТИЧНОЙ АРХИТЕКТУРЕ НА ПРИМЕРЕ ХРАМА ЗЕВСА ОЛИМПИЙСКОГО В АФИНАХ»

УДК 72.035

DOI: 10.31675/1607-1859-2022-24-6-22-34 М.И. РУБАНОВА,

Томский государственный архитектурно-строительный университет

КУЛЬТ ИМПЕРАТОРА АДРИАНА В АНТИЧНОЙ АРХИТЕКТУРЕ НА ПРИМЕРЕ ХРАМА ЗЕВСА ОЛИМПИЙСКОГО В АФИНАХ

Аннотация. Статья посвящена памятнику античной архитектуры, воплотившему лучшие традиции античного искусства и связанному с культом личности римского императора Адриана. Изучена история строительства храма Зевса Олимпийского в Афинах, его архитектурные особенности, современное состояние. Актуальность исследования обусловлена потребностью современного общества понять настоящее, опираясь на незыблемые традиции глубокого прошлого.

В процессе работы применялись научные методы: критического анализа использованной литературы и привлеченных источников, сравнительного архитектуроведческого анализа и системно-структурного анализа информации, творческого синтеза при формировании выводов. Практическая значимость исследования заключается в возможности применения полученных результатов при подготовке лекций, докладов и сообщений по истории мировой архитектуры.

Научная новизна работы заключается в собранном и проанализированном библиографическим материале, в том числе зарубежных авторов, в результате проведенного исследования научно обоснованы выводы.

Методологической и теоретической основой исследования являются теоретические труды ученых историков и архитекторов, касающиеся данного вопроса и приведенные в библиографическом списке.

В результате исследования установлено, что, несмотря на то что Олимпейон был посвящен богу Зевсу, истинным центром поклонения был император Адриан, который продвигал афинский храм и его территорию как главную базу имперского культа на греческом Востоке - регионе своей империи, которую он стремился объединить благодаря силе своего влияния, прогреческой репутации и щедрой общественной благотворительности.

Ключевые слова: античная архитектура, храм Зевса в Афинах, император Адриан, имперский культ

Для цитирования: Рубанова М.И. Культ императора Адриана в античной архитектуре на примере храма Зевса Олимпийского в Афинах // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2022. Т. 24. № 6. С. 22-34.

DOI: 10.31675/1607-1859-2022-24-6-22-34 M.I. RUBANOVA,

Tomsk State University of Architecture and Building

EMPEROR HADRIAN CULT IN ANCIENT ARCHITECTURE: ZEUS OLYMPIUS TEMPLE IN ATHENS

Abstract Purpose: A study of the ancient monument, which embodies the best traditions of ancient art and is associated with the Roman Emperor Hadrian cult; the history of Zeus Olym-pius Temple construction in Athens, its architecture, and the current state. Methodology: The

© Рубанова М.И., 2022

critical analysis of the literature, architectural and structural analyses and system-structural analysis of information, creative synthesis in conclusions. Research findings: Despite the fact that the Olympius Temple was dedicated to the God Zeus, the true center of worship was the Emperor Hadrian, who promoted the Athenian temple and its territory as the main base of the imperial cult in the Greek East, the region of his empire, which he sought to unite through the his power, progressive reputation and generous public charity. Practical implications: The use of the obtained results in lectures, reports, and communication on the history of world architecture. The study is important to understand the present based on the traditions of the deep past. Originality: Collection and analysis of the literature, including foreign, scientifically substantiated conclusions. The methodological and theoretical bases are theoretical works of historians and architects in the field.

Keywords: ancient architecture, Zeus Olympius Temple, Emperor Hadrian, emperor cult

For citation: Rubanova M.I. Kul't imperatora Adriana v antichnoi arkhitekture na primere khrama Zevsa Olimpiiskogo v Afinakh [Emperor hadrian cult in ancient architecture: Zeus Olympius Temple in Athens]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo arkhitekturno-stroitel'nogo universiteta - Journal of Construction and Architecture. 2022. V. 24. No. 6. Pp. 22-34. DOI: 10.31675/1607-1859-2022-24-6-22-34

В настоящее время «классический мир» - область, которая более широко понятна с точки зрения географии, культуры, хронологии и методологии. Многие сочли бы эту область ограниченной только носителями греческого и латинского языков: с начала XXI в. классики целеустремленно исследовали запутанные лингвистические и культурные области древней Северной Африки, Анатолии, Леванта, Аравии и Месопотамии. Другие занимались сравнительными исследованиями, особенно в отношении Древнего Китая и Индии, культур, которые пережили примерно в те же времена, что и Греция и Рим, аналогичные фазы быстрой урбанизации и экономического роста и имели такое же слияние литературных, философских и художественных течений. Третьи исследовали постантичный период и воспринимали греко-римские традиции со все более глобальной перспективой: области роста включают изучение арабской культуры и черт классицизма, а также проникновение классических тем в современное общество с помощью новых средств массовой информации, таких как видеоигры и комиксы.

Греция и Рим являются наиболее задокументированными и наиболее понятыми античными обществами в мире. «Классический мир» обычно рассматривается в период более тысячелетия, традиционно с 800 г. до н. э. до 300 г. н. э., хотя это довольно размыто. После императорских походов Александра Македонского (356-323 гг. до н. э.) и после территориальной экспансии римлян (начиная с II в. до н. э.) греко-римские языки и культура оставили свой след на огромных территориях Евразии - от Британии на западе до Северной Индии на востоке. Широкое распространение греческого языка в восточной части Римской империи и латыни на западе способствовало распространению христианства, которое, в свою очередь, утвердило их главенствующую роль. Стандартная база древней и византийской греческой литературы содержит более 115 миллионов слов. Из древних евразийских культур только Китай и Индия достигли сопоставимого влияния [1].

Таким образом, классика - дисциплина, основанная в период европейского Просвещения, никогда не была просто прошлым; по мере того как практикующие её стали более политически самосознательными, споры о её роли и влиянии усилились. Некоторые вообще отвергли бы ярлык «классика» на основании её универсальности. Эти дебаты только подтверждают её жизнеспособность. Как это ни парадоксально, гораздо больше людей и во многих частях мира чувствуют себя связанными с культурой Древней Греции и Рима и проявляют к ней сейчас даже больше интереса, чем в прошлом. Учитывая человеческую потребность принятия настоящего в диалоге с глубоким прошлым во всех его разновидностях, можно быть уверенным, что «классика» останется с нами навсегда.

Материальными свидетельствами античного искусства являются фрагментарно сохранившиеся произведения архитектуры. К устоявшимся элементам античной архитектуры относятся ордер и арка. Термин «античная архитектура» впервые появился в XV в., так итальянские мастера эпохи Возрождения назвали греко-римскую культуру. Зодчие эпохи Возрождения обратились к ее истокам, поскольку она привлекала их жизненной силой, сознанием величия и красоты личности человека, верой в его неограниченные творческие способности.

Изучению античной архитектуры посвящено множество монументальных трудов. Начиная с XV в., когда проявился интерес гуманистов к скульптуре и архитектуре, античные здания стали объектами изучения, а классические ордерные формы на несколько столетий становятся основой европейского зодчества. Широкую известность получили «Правила пяти ордеров архитектуры» итальянского архитектора XVI в. Джакомо Бароцци да Винь-олы, который сначала долгое время зарисовывал древние сооружения, а затем, основываясь на лучших произведениях архитектуры античности, вывел «правило пяти ордеров» «исключительно для того, чтобы пользоваться им для собственных надобностей, не вкладывая в него иных целей».

Большая роль в изучении античного искусства принадлежит немецкому историку Иоганну Иоахиму Винкельману, который впервые связал развитие искусства с развитием общества. В 1764 г. он выпустил книгу «История искусства древности». По мнению Винкельмана, произведения классического античного искусства отвечали всем требованиям «прекрасного» - верность пропорций, простота, спокойное величие и гармония [2].

В середине XIX в. известный французский архитектор-реставратор и теоретик Э.Э. Виолле-ле-Дюк в своих «Беседах об архитектуре» провел сопоставление архитектурного искусства древних греков и римлян, выявил их различия и причины этих различий [3].

В настоящее время также принято начинать изучение зодчества с античности, как с наиболее древнего и наиболее задокументированного пласта архитектуры.

В настоящем исследовании предлагается отметить политический аспект произведения архитектуры как материального воплощения императорского величия. Таким объектом можно назвать самый крупный храм, построенный в Афинах и посвященный Зевсу Олимпийскому (Олимпейон).

Олимпейон (храм Зевса Олимпийского) был возведен в Афинах в 500 м к юго-востоку от Акрополя (рис. 1). На его строительство ушло более 600 лет

(с 520 г. до н. э.), а после завершения он просуществовал всего 142 года. В 267 г. н. э. восточногерманское племя герулов совершило набег на Грецию, разрушило храм и сожгло Афины. Разрушенный храм долгое время разбирали и использовали для восстановления города. Так до настоящего времени осталось стоять только 15 колонн, а 16-я лежит сломанная на земле (рис. 2).

Рис. 1. Схема расположения храма Зевса Олимпийского в Афинах

Рис. 2. Руины храма Зевса Олимпийского в Афинах, современный вид (URL: https://top 10.travel/wp-content/uploads/2017/02/hram-zevsa-olimpijjskogo .jpg)

Храм был основан сыновьями Писистрата, сменившими своего отца на посту правителя Афин, Гиппием и Гиппархом. Братья правили столицей Атти-

ки в 520 г. до н. э., т. е. до того, как Афины стали демократическим городом-государством (полисом). В этот период Афины активно конкурировали с другими греческими полисами (Спартой, Коринфом, Фивами) за привлечение ученых и торговлю. Чтобы сделать свой город самым популярным на полуострове Пелопоннес, два брата наняли архитектора Деция Коссутия, который в 168 г. до н. э. запроектировал самый большой храм в Древнем мире. Им был выложен монументальный фундамент будущего храма, нижняя часть его святилища и базы колонн, решенных в коринфском ордере. Заказчики и горожане убедились, что этот диптер превзойдет два самых известных греческих храма того времени - храм Артемиды в Эфесе и храм богини Геры на Самосе [4].

Новый афинский храм был посвящен Зевсу, царю богов. Он должен был стать самым большим и лучшим храмом в Греции. К сожалению, через десять лет после начала его строительства Гиппий был изгнан из Афин спартанским вторжением. Из-за этого реализация амбициозного проекта была приостановлена. В течение следующих 336 лет фундамент храма и несколько незавершенных колонн стояли неиспользованными.

В течение следующего столетия Афины пережили экспериментальные фазы своей демократии, и незаконченный храм Зевса Олимпийского стал олицетворением эгоистичной расточительности тиранических правительств. В 215 г. до н. э. власть в Афинах захватил Антиох IV Епифан (рис. 3). Вообразив себя реинкарнацией Зевса, в 174 г. до н. э. он возобновил строительство храма. По иронии судьбы через десять лет после смерти Антиоха строительные работы вновь были приостановлены.

Рис. 3. Антиох IV Епифан (215-164 гг. до н. э.) - правитель Сирии (175-164 гг. до н. э.) (URL: https://upload.wMmedia.org/wikipedia/commons/thumb/2/2f/Bust_of_Antio-chusJV-Altes_Museum_%28Berlin%29.jpg/1200px-Bust_of_AntiochusJV-Altes_ Museum_%2 8B erlin%2 9.jpg)

Чтобы закончить строительство храма Зевса Олимпийского, потребовались масштабные инфраструктурные реформы римского императора Адриана. В отличие от подпитываемых тщеславием мечтаний предыдущих строителей, завершение Адрианом храма было скорее пиар-гамбитом. Завершенный храм был облицован ярким белым мрамором, а за зданием была воздвигнута массивная статуя Адриана, напоминавшая грекам об исключительной щедрости их императора [5].

Адриан был преданным филэллином, который восхищался греческой культурой и делал все возможное, чтобы греки принимали его и восхищались им (рис. 4). Он посетил Грецию три раза, когда был императором (124/5, 128/9 и 131/2 гг. н. э.), и особенно любил Афины. Павсаний пишет, что «щедрость императора Адриана к своим подданным больше всего досталась Афинам...». Кассий Дион рассказывает о щедрости Адриана в отрывке, относящемся к его пребыванию: «Он даровал афинянам большие суммы денег, ежегодную порцию зерна и всю Кефалению...» То есть филэллинский император делал все возможное, чтобы поднять Афины на особое положение в Римской империи. Он стремился вернуть городу величие его далекого прошлого.

Рис. 4. Римский император Публий Элий Траян Адриан и его жена Сабина (URL: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/d/d7/Bust_Hadrian_Musei_Capitoli ni_MC817)

Перед тем, как он стал римским императором, афиняне в 112 г. н. э. дали ему афинское гражданство и избрали архонтом эпонима, своим главным должностным лицом. Город Афины оказал ему почести в виде бронзовой статуи в театре Диониса.

Храм Зевса Олимпийского строился в эпоху эллинизма, когда масштабное строительство в городах Европы и Ближнего Востока приобрело особый размах, а завоевания Александра Македонского способствовали широкому распространению греческой культуры.

Особенностью архитектуры храма Зевса Олимпийского (Олимпейона) стало использование коринфского ордера. Коринфские капители Олимпейона были в основном работой римского архитектора Деция Коссутия, нанятого Антиохом IV Епифаном во время эллинистической фазы строительства храма.

Коринфская капитель изначально была пелопонесским изобретением, сочетающим нижнюю зону натуралистичных листьев аканта с такими же растительными, но более стилизованными волютами над ними. На каждой стороне капители центральный прочный стебель между пружинящими волютами поднимается к цветку, который частично перекрывает расположенный выше абак (рис. 5)

Рис. 5. Храм Зевса Олимпийского в Афинах. План, капитель колонны [6]

Храм Зевса Олимпийского является одним из крупнейших храмов побережья Малой Азии. Его размеры в плане - 107,75^41,1 м по стилобату. Колонны его выполнены из пентелийского мрамора, имеют каннелюры. Капители колонн относятся к лучшим образцам коринфского ордера, отражающим влияние более ранних периодов греческого искусства. На этом храме, впервые в мировой архитектуре, коринфский ордер формирует колоссальный периметр храма (рис. 6).

Рис. 6. Храм Зевса Олимпийского в Афинах. Реконструкция [6]

В период своего расцвета при Адриане храм Зевса Олимпийского был восьмиколонным диптером, т. е. имел по восемь колонн на торцевых фасадах и по двадцать - на боковых. 104 колонны, окружавшие центральное святилище (наос, целлу), были расположены в двух окружающих колоннадах. Внутри целлы два двухъярусных ряда колонн выстроились вдоль длинных сторон помещения, обрамляя большую культовую статую Зевса из золота и белой слоновой кости. Благодаря внешним колоннам высотой 17 м и диаметром 2 м, храм должен был показаться древним посетителям густым, возвышающимся лесом из мраморных деревьев (рис. 6).

В афинском храме Зевса Олимпийского были установлены четыре мраморные статуи Адриана (две - из фасосского мрамора, две - из египетского). Здесь же находилось множество медных изваяний императора от различных греческих городов и провинций [7].

К сожалению, в своей блестящей финальной форме Олимпейон простоял недолго. Спустя столетие после Павсания Афины подверглись нападению северных захватчиков. Чтобы защититься от этих нападений, во время правления императора Валериана (253-260 гг. н. э.) была поспешно возведена новая городская стена. При этом городские строители добывали камень из существующих построек в соседнем святилище Зевса. Это был не первый случай в античной истории, когда языческий храм становился источником строительных материалов. Ранее, когда Афины были захвачены армией римского полководца Л.К. Суллы (86 г. до н. э.), некоторые из внутренних колонн тогда еще незаконченного Олимпейона были перевезены в Рим и использованы для украшения Капитолийского храма Юпитера.

К XV в. уцелела только двадцать одна из 104 массивных колонн храма, а его первоначальное назначение со временем забылось. Например, итальянскому гуманисту эпохи Возрождения, «отцу археологии» Кириаку Анконскому (1391-1452) в свое время доложили, что это «руины дворца Адриана» (рис. 7).

Рис. 7. Изображение храма Зевса Олимпийского («Дворца Адриана») в Афинах (нижний правый угол) (URL: https://i.pinimg.com/originals/18/ad/25/18ad25d0d63ff1486ebe0 a97518e657e.jpg)

Разрушение знаменитого храма продолжалось и в XVIII в. Одна из его мраморных колонн была «разрублена и сожжена на известь» турецким губернатором Афин. Сильное землетрясение 26 октября 1852 г. опрокинуло ещё одну колонну, которую всё еще можно увидеть сегодня на западном конце храма (рис. 8).

Пятнадцать сохранившихся колонн Олимпейона давно уже стали знаковым элементом афинского пейзажа. Они описаны в воспоминаниях многих путешественников и изображены на многочисленных картинах, эскизах и фотографиях. Острые глаза наблюдателей этих изображений заметят странное сооружение, построенное на вершине древних колонн, - загадочную и незабываемую деталь. Здесь кроется одна из самых странных и интригующих историй красочного прошлого храма Зевса Олимпийского, поскольку колонны Адриана стали основой для византийской сторожевой башни высотой в три этажа, которая обеспечивала позднеантичным Афинам защиту с восточной стороны.

Позже, покинутое городским гарнизоном, это сооружение перешло в руки монахов-стилитов, о которых впервые упомянул путешественник и художник Эдвард Додуэлл в 1805-1806 гг. Крайняя аскетическая практика привела этих монахов к тому, что они искали убежища от материального мира

и приближения к Богу, устраивая свое жилище на вершине высоких колонн или столбов (стилитов).

Рис. 8. Опрокинутая колонна в западной части храма Зевса Олимпийского в Афинах (URL: https://mir-tourista.ra/wp-content/uploads/2018/10/Temple-of-Zeus-olimpiy-skogo-1.jpg)

Бывший американский консул Александр Уилборн Уэдделл, посетив Олимпейон, написал в журнале National GeograpЫcза (декабрь 1922 г.) следующее: «Мы устроились на основании одной из колонн и смотрели на ее вершину... Во время моего пребывания в Афинах один старый афинянин уверял меня, что он помнит, как ребенком посещал храм и приносил хлеб и фрукты стилиту, который тогда жил на колонне и спускал корзину, чтобы принять подношения посетителей. Сегодня монахи ушли, и руин на колоннах Олим-

пейона больше не видно (их убрали археологи в 1870 году), но святилище Зевса и Адриана, превращенное в археологический объект, остается приятным убежищем, погруженным в афинскую историю...» [9].

Сейчас на территории вокруг храма Олимпейона сохранилось множество остатков построек античной архитектуры (рис. 9). Самыми древними являются стена Фемистокла (479-478 гг. до н. э.), дворец Аполлона Дельфийского (450 до н. э.) и развалины древнего здания суда (500 г. до н. э.), а также арка Адриана и другие постройки времен Адриана - римские бани, еще одно святилище Зевса, жилой поселок и более поздний дворец Кроноса и Реи, родителей Зевса [8].

Рис. 9. План-схема территории храма Зевса Олимпийского в Афинах [8]:

1 - храм Зевса Олимпийского и стена участка (24-132 гг. н. э.); 2 - арка Адриана (131-132 гг. н. э.); 3 - римские бани (124-131 гг. н. э.); 4 - остатки домов (5 г. до н. э. - II в. н. э.); 5 - базилика Олимпейона (450 г. н. э.); 6 - Валериановая стена (256-260 гг. н. э.); 7 - храм Аполлона Дельфийского (450 г. до н. э.); 8 - суд в Дельфинионе (500 г. до н. э.); 9 - храм Кроноса и Реи (150 г. н. э.); 10 - святилище Панэллинского Зевса (131-132 гг. н. э.); 11 - ворота стены Фемистокла; 12 -ворота стены Фемистокла (479-478 гг. до н. э.); 13 - ворота стены Фемистокла

С территории храма прекрасно просматривается величественный Акрополь, построенный за 5 веков до нашей эры, т. е. раньше даже первых попыток строительства храма Зевса Олимпийского. При этом расположенные на неприступной скале культовые сооружения хотя и имеют повреждения, но сохранились достаточно полно.

Монументальная арка Адриана в коринфском стиле ознаменовала торжественный переход от первоначальных Афин к новому римскому пригороду Ад-рианополису. На двух ее фасадах прямо над главной аркой были сделаны греческие надписи, которые со стороны Акрополя гласили: «Это Афины, древний город Тесея», а с противоположной стороны: «Это город Адриана, а не Тесея» [8].

Адриан был ярый эллинофил, которого очень уважали жители греческого Востока. Он подарил Афинам не только завершенный Олимпейон, но и другие храмы в этом районе; новый общественный форум на северной стороне Акрополя, в котором находились библиотека и лекционные залы; городскую систему водоснабжения, питаемую акведуком с горы Пентели, которая продолжала снабжать город до 1930-х гг.

Кроме того, при создании Афин в качестве штаб-квартиры Панхеллени-она, союза восточных греческих городов, основанного в 131 г. н. э., Адриан возвел между Олимпейоном и р. Илиссос второй большой храм, посвященный Зевсу Панеллениону и Гере. Присутствие императора ощущалось по всему городу не только благодаря его многочисленным публичным статуям, но и почти сотне каменных алтарей с почетными надписями [9].

Заключение

В результате проведенного исследования следует отметить, что изучение архитектуры античности является важной составляющей в истории мировой архитектуры, на принципах которой складывались основы европейского и русского классицизма, получившего широкое распространение во второй половине XVIII - первой половине XIX в.

Храм Зевса Олимпийского в Афинах, наряду с Акрополем, являлся отличительной достопримечательностью с незапамятных времен и был одним из крупнейших храмов побережья Малой Азии. В Олимпейоне впервые в мировой архитектуре коринфский ордер выступает как монументальный ордер, формирующий колоссальный периметральный объем, а капители колонн относятся к лучшим образцам коринфского ордера, отражающим влияние более ранних периодов греческого искусства.

Олимпейон стал местом культа императора Адриана, в нем собралось множество медных изваяний императора из разных греческих городов и провинций. Сведения о щедрой благотворительности римского цезаря также увековечены на скрижалях афинского Пантеона. А насыщение произведений архитектуры космическими символами вполне отвечало его политическим устремлениям.

Несмотря на то, что Олимпейон был посвящен Зевсу, истинным центром поклонения был император Адриан, который продвигал афинский храм и его территорию как главную базу имперского культа на греческом Востоке - регионе своей империи, которую он стремился объединить благодаря силе своего влияния, прогреческой репутации и щедрой общественной благотворительности.

Библиографический список

1. Уитмарш Т. Что такое классика? URL: https://www.thebritishacademy.ac.uk/blog/what-is-classics/?gclid=Cj0KCQjwlOmLBhCHARIsAGiJg7kiejGCOcCJb2xZ0TpwdfOqlE0_QFpFhe C93InSVOGwGgnJc98QarkaAsKNEALw_wcB

2. Подъяпольский С.С., Бессонов Г.Б. и др. Реставрация памятников архитектуры. Москва : Стройиздат, 2000. 288 с.

3. Виолле ле Дюк. Беседы об архитектуре. Том I. Москва : Изд-во Всесоюзной академии архитектуры, 1937. 188 с.

4. Гиппиас и Гиппарх. URL: https://www.in2greece.com/english/historymyth/history/ancient/ hippias_hipparchus.htm

5. Temple of Olympian Zeus. URL: https://arthistoryproject.com/timeline/the-ancient-world/ greece/temple-of-olympian-zeus/

6. Храм Зевса Олимпийского в Афинах (Олимпейон) // Блог Юлии Келиди. URL: http://yuhyakehdixom/храм-зевса-олимпийского-в-афинах-олим/

7. Поляков Е.Н., Каштыкина Е.В. Архитектурное наследие римского императора Адриана // Известия вузов. Строительство. 1995. № 4. С. 105-111.

8. Храм Зевса Олимпийского. URL: https://countryscanner.ru/hram-zevsa-olimpiyskogo/

9. Temple of Olympian Zeus & Arch of Hadrian. URL: http://whyathens.com/temple-of-olympian-zeus/

REFERENCES

1. Whitmarsh T. Chto takoye klassika? [What is a classic?]. Available: www.thebritish-academy.ac.uk/blog/what-is-classics/?gclid=Cj0KCQjwlOmLBhCHARIsAGiJg7kiejGCOcCJ b2xZ0TpwdfOqlE0_QFpFheC93InSVOGwGgnJc98QarkaAsKNEALw_wcB (rus)

2. Podyapolsky S.S., Bessonov G.B., et al. Restavratsiya pamyatnikov arkhitektury [Restoration of architectural monuments]. Moscow: Stroyizdat, 2000. 288 p. (rus)

3. Violet le Duc. Besedy ob arkhitekture. [Conversations about architecture], Vol. 1. Moscow, 1937. 188 p. (rus)

4. Hippias and Hipparchus. Available: www.in2greece.com/english/historymyth/history/ancient/ hippias_hipparchus.htm (rus)

5. Temple of Olympian Zeus. Available: https://arthistoryproject.com/timeline/the-ancient-world/greece/temple-of-olympian-zeus/ (rus)

6. Khram Zevsa Olimpiiskogo v Afinakh (Olimpeion) [Temple of Olympian Zeus in Athens (Olym-peion)]. Available: http://yuliyakelidi.com/храм-зевса-олимпийского-в-афинах-олим/ (rus)

7. Polyakov E.N., Kashtykina E. V. Arkhitekturnoye naslediye rimskogo imperatora Adriana [Architectural heritage of Roman Emperor Adrian]. Izvestiya vuzov. Stroitel'stvo. 1995. No. 4. Pp. 105-111. (rus)

8. Khram Zevsa Olimpiyskogo [Zeus Olympius Temple]. Available: https://countryscan-ner.ru/hram-zevsa-olimpiyskogo (rus)

9. Temple of Olympian Zeus & Arch of Hadrian. Available: http://whyathens.com/temple-of-olympian-zeus (rus)

Сведения об авторе

Рубанова Мария Игоревна, студентка, Томский государственный архитектурно-строительный университет, 634003, г. Томск, пл. Соляная, 2, mariaruban@vtomske.ru

Author Details

Maria I. Rubanova, Student, Tomsk State University of Architecture and Building, 2, Soly-anaya Sq., 634003, Tomsk, Russia, mariaruban@vtomske.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.