Научная статья на тему 'КУЛЬТ ЧЕРЕПА В ДРЕВНЕМ ПАМИРЕ'

КУЛЬТ ЧЕРЕПА В ДРЕВНЕМ ПАМИРЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
162
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕРЕП / КУЛЬТ ОГНЯ / ПОГРЕБАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ / ЗАРАТУСТРА / ФРЕШАГИРДА / ВАХАН

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гулмирзоев Д., Рахимов Ф.Р.

В статье даётся анализ одной из загадочных явлений в археологии Памира, захоронение черепа в отдельности от тела. Автор при рассмотрении данной традиции приводит материалы из истории других народов. А также опровергает связь захоронения черепа с буддизмом. Данную традицию автор связывает с магией и зороастризмом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CULT OF THE SKULL IN ANCIENT PAMIR

The article gives an analysis of one of the mysterious phenomena in the archaeology of the Pamirs, the burial of the skull separately from the body. The author, while considering this tradition, cites materials from the history of other peoples. The authors also refutes the connection of burial of the skull with Buddhism and associates this tradition with magic and Zoroastrianism.

Текст научной работы на тему «КУЛЬТ ЧЕРЕПА В ДРЕВНЕМ ПАМИРЕ»

Таджикистан. Адрес: Таджикистан, 734003, Душанбе, ул.Саид Носира, 33, тел: (+992 37) 228 91 51. E-mailb.p.alizoda63@mail.ru About the author:

Alizoda Bahriddini Pirmuhammad — Candidate of Philology Sciences, Asociate Professor, Main Specialist of the Research Institute ofpublic Administration and public service affairs of the Institute of public Administration under the President of the Republic of Tajikistan. Adress: 33, str. SaidNosir, Dushanbe, 734003, Tajikistan, phone: (+992 37)228 91 51. Email b.p.alizoda63@mail.ru

КУЛЬТ ЧЕРЕПА В ДРЕВНЕМ ПАМИРЕ

Гулмирзоев Д.

Общеобразовательное учреждение №63 района Рудаки Рахимов Ф.Р.

Расиский Таджикский славиянский университет

Во время археологических раскопок в Дараи Абхарв Ишкашимского района археологом А.Д.Бабаевым было открыто погребальное сооружение, которое по конструкции напоминала «ласточкин хвост». Могила была сложена из плиточных камней, поставленных на ребро. В центральной части данного сооружения находился каменный ящик, прикрытый более тонким камнем, внутри которого был обнаружен лишь один череп. Такие могильные сооружение были открыты в Кальта-Туре, Бальянд-Каике, и Южбоке. По конструкции эти могильники также напоминают «ласточкин хвост». В могильниках также найдены каменные ящики, содержащие только череп, или другие части скелета. Подобное явление встречается ив более позднее время, в могильнике Рычив, датированным кушанским периодом.[2.36.37.]

Эти захоронение являются единичными, и с чем данная традиция была связана, остаётся загадкой. Мы предполагаем, что ответ на данное явление необходимо найти в истории других народов. А также в отношение к смерти древнего человека и различные способы захоронения древнего человека.

Смерть для древних людей было самым загадочным явлением. Именно смерть стала основой древних верование и религии. Древний человек верил в то, что с приходом смерти кончается лишь земное существования и начинается новая жизнь. И вера в загробную жизнь породило много обычаев и верований. Все явления, которые, связанные с умершими людьми, в том числе сновидения об этих людях, стали основой вере в загробную жизнь. Многообразие этих верований и обычай было присуще первобытному человеку.

В древних захоронениях прослеживается ряд тенденций. Это прежде всего обеспечение сохранения тело и создание искусственной среды для него, можно также проследить насилие над телом расчленение, связывание или полное уничтожение и за страха перед сверхъестественной силой. Также можно увидеть превращение части телаили всего тела в предмет культа, например мумификация. Во всех этих тенденциях отражались представление первобытного человека его религиозно-мистических представления о смерти. Именно смерть и в последствие похороны покойника стала основам религии древнего человека.

Однако нужно отметить, что насилие над телом его расчленение, возможно, были связанны с верой в неприкаянных душах, и других тёмных сил, которые могли навредить человеку.

Череп, как сакральный центр человека из-за устойчивости к разложению и тлению в самых древних культурах символизировал жизненную силу. Именно череп как двоякий символ, символ смерти и бессмертия стала поводом для различных трактовок и философствований. Во многих первобытных племенах череп считался вместилищем души. Таким образом, череп превратился в объект поклонения и верования. Голову поверженного врага не хоронили вместе с телом, а ставили в почетном месте в жилище, объясняя это тем, что отныне враг принят в семью и не может навредить кому либо[6]

Череп как вместилище души и сакральный центр человека для первобытных людей, в наше время превратился в культ и символику различных субкультур.

Самой древней находкой, связанной с культом черепа была открыта в Гёбекли-тепе (юго-восточная Анатолия). Найденные черепа имели, следы охри и просверленными, а также в них видны похожие друг на друга процарапанные острым каменным орудием бороздки. Сверление черепа возможно связанно с подвешиванием черепа.[7 .]

В погребальных памятниках ямной культуры Волго-Урала ярко выражен культ черепа. В погребальных сооружениях Герасимовки, Мустаево, Николаевка, и Бережновка были найдены отдельные захоронение черепов со следами охры и с инвентарём. В погребальное сооружение Мустаево, было открыто могильное сооружение с помостом, на котором находились шесть шейных позвонков, закреплённые в глине и череп взрослого человека. Растрескавшаяся поверхность глины и наличие пятен охры говорят о том, что могила, какое то, время стояла открытыми и служила местом для религиозных обрядов. [8.592.596.]Однако во всех захоронениях ямной культуре не прослеживается захоронение в каменных ящиках, как на Памире. Эти памятники ямной культуры возможно связанны с культом предков или рода. В научных кругах о роли культа черепа в ямной культуре нет единого мнения.

В ходе археологических раскопок на территории Бактрии были найдены также отдельные черепа вне захоронений. В частности в Хирман-тепе в жилом доме на высоте 0,6 м от пола в нише была помещен череп. При раскопке Фаёз-теппа в помещение «в нише предназначенной для чирога, был водружен череп, замороженной в гипсовой подставке».[4.64,98. ]Такие же захоронение черепов были обнаружено в наусах Делварзин-теппа и Шахри Кумисе.[4.98.]Вокруг захоронение черепов в наусах Делварзинтеппа и Шахри-Кумисе среди научного мира нет единого мнение.

Отдельные захоронение черепа также были найдены в Южном Таджикистане. А.М.Мандельштам объясняет это «предохранение от проникновения злых сил». [5. 123.]

Б.Н. Литвинский связывает находки черепов в жилых домах в Хирман-теппе и Фаёз-тепе с культом предков.[4.98] Культ предков одно из распространённых культов древних людей в частности у бактрийцев и исседонов. Геродот писал о культе предков этих народов; « С черепа покойника снимают кожу, вычищают эго изнутри, затем покрывают его позолотой и хранят как священный кумир. Этому кумиру ежегодно приносят обильные жертвы. Жертвоприношения совершает сын в честь отца, подобному тому, как происходит на поминальном празднике у эллинов».[4.98.] Данная традиция сохранилась сегодня в Боливии и других странах Латинской Америке. Возможна и то что находки черепа в Хирман-тепе и Файёз тепе связанно с фарном так как они были найдены в жилом доме.

В Иране и Средней Азии также бытовала поверий, что бог достаточный всемогущ, что в день Фрашегирда, он может собрать воедино человека из костей, где бы они ни находились. Однако была бы легко объяснить, культ черепа и культ предков связанный с верой зороастризма, в том, что создатель способен собрать все части тела воедино в день Фрашегирда. Ради этих верований небыли необходимости расчленение трупа и сохранение голову в отдельности. Так как на Памире это явление единичное, то связать это с Фрашагирдом нет смысла.

Также можно отнести к культу череп чеканка монет с изображением черепа. В частности в монетах времен сасанидских царей ХурмуздаП, ШапураП, ВарахранаV и Валаша, монеты чеканились с изображением черепа на алтаре огня. Данная традиция возможно связано с олицетворением фарна, а именно царская фарна.[4.98.]

Анализируя, культ черепа в Бактрии Б. Н.Литвинский делает вывод о том, что «Все эти материалы рисуют те религиозные преставления, которые могли в какой-то форме и в мир религиозных верований бактрийцев, так сказать «религиозный фон», на котором появилась почитание черепов в кушанской Бактрии. Однако конкретная форма этих верований, как представляется, связанна с буддизмом»[4. 99].

Но культ черепа в буддизме была распространено в виде изобразительного искусства и иконографии и подтверждение того, что оно было связанно с поклонением черепа, и тем более с обрядом захоронение черепа в отдельности нет.

На Памире Буддизм был распространён только в Вахане, об этом свидетельствуют многочисленные исторические источники, в частности буддийские монахи и надпись на камне в кишлаке Даршай, буддийский ступа в кишлаке Вранг. При археологических раскопках в могильниках Канкор, Путуп, Зумудг1 и ЗумудгП относящихся к периоду буддизма в Вахане отдельные захоронение черепа не было найдено, и это свидетельствует о том, культ черепа на Памире не связанно с буддизмом.

Возможно и то что, на Памире не было культа черепа и эти захоронение черепов связано с другой верой.

На наш взгляд, некоторые отголоски данного явления можно найти в традициях ваханцев Памира. Исходя, из этого нам необходимо обратиться к древним преданиям ваханцев, а также к другим историческим источникам, в частности к Зороастризму. Однако следует подчеркнуть, что в зороастризме не было единого обряда захоронение и этой религии были присуще многообразия, особенно в Туране (Восточные арии.)

Зороастризм как религия не возникла на пустом месте, а является синтезом различных первобытных верований арийских племён. Особое место в зороастризме занимала магия. А сам Зардушт (Заратустра) считался главой магов. Когда и где впервые возникла магия, неизвестна. Возможны, что оно зародилась с первым проблеском сознания, когда человек начал осмыслить своё существование. По причине ограниченности власти над природой, человек оказался во власти надежд и страха перед природой. И этот страх и надежда на выживание, стала основой мистического мышления первобытных людей. Древний человек верил в сверхъестественные силы. Всякое явление, которое происходили, в его жизни был разделен на две группы. Первое это явление, которые приносят добро человеку, а другие приносят зло. Между добром и злом идёт вечная борьба. Древний человек оказался в центре этой борьбы, и он был вынужден, поклонятся добрым явлениям, а зло задабривать или вести борьбу с ним. Силы добра в жизни человека начали отождествлять с различными культами и фетишами, а всё зло с дэвами чудовищами (на ваханском языке бргуш и пери). В Ваханской мифологии бргуш и пери отождествляют силу зла, но они всемогущие и обладают определёнными знаниями. Также они олицетворяют женское и мужское начало силы зла. Главным врагом этих сил был человек-маг.

Именно противопоставление силам бргуша и пери появились различные ритуалы, которые проводили вожди рода и племени. Так появились Маг{Mag} человек, который проводил различные ритуалы, начиная от врачевания и кончая различным колдовством.

Древние люди верили в то, эти две явление непобедимы и они вечно будут бороться между собой. Маг, который проводит различные ритуалы против злых сил после смерти, может сам стать жертвой этих сил. Древние люди верили в то, что обладая черепом мага злые силы, могли навредить другим людям. Возможно, страх перед злыми силами стала главной причинной полного расчленения трупа, и захоронение черепа в отдельности. Череп, как сакральная часть человека, могла стать добычей злых сил. После захоронение черепа над могилой в течение трёх суток горел огонь, так как огонь имел очистительную силу, и злые силы не могли, навредить покойному. Вот отсюда и берёт начало выражение в Вахане «над могилой трое суток горел огонь» и оно относилось к людям, которые обладали определённые оккультные знание. С приходом Зардушта эти явление получили дальнейшие интерпретации, а имена обожествление добрых и злых духов. В частности в Ясна говорится о том, что «во истину есть два первичных духа, близнецы славившиеся своей противоположностью. В мысли, в науке слове и в действии они оба, добрый и злой.. .»[Ясна, 30, 3-5.]. Во главе добрых духов и сил света и творца все сущего стоял Ахура-Мазда, а главой духов зла стал, Ангро-Майнью, то есть Ариман.

С приходом Зороастризма изменилась не только религия, но и отношение к захоронениям, ритуалы стали более сложными, но вместе с тем они перетерпели существенные изменения. Маги стали во главе религии зороастризма началась борьба с поклонением девам и злым духам. Так как именно вера в могуществе злых сил привело человека в обожествление этих сил. Здесь можно вспомнить антидевовские законы Ксеркса Ахеменидского царя.

Главным в ритуале захоронения стал очищение умирающего до и после смерти. Этим занимались специально обученные люди. В дом умершего вводили собаку с двумя клоками шерсти на лбу (саги чорчашм) для изгнания дьявола и злых сил, которые могли бы навредить умершему человеку. Люди верили в то, что собаки с такими признаками способны уничтожать нечистые силы. В течение трёх дней в доме покойника горел огонь, в доме не разрешалось готовить пищу. Считалось, что на третий день душа покойного полностью отделяется от земной сферы, и оно станет недосягаемой для нечистых сил.[3.]

В Вахане среди людей, которые занимают экзорцизмом (муллоги) есть такие рекомендации, всегда при себе держать собаку (саги чорчашм) так как собака может видеть злые силы. А эти силы при виде

собаки теряют свои силы и не могут причинять зло. Во время похорон экзорциста собаку водили впереди процессии для защиты от нечистых сил. А над могилой поддерживали огонь в течение трёх суток. Данная традиция не сохранилась сейчас, однако в начале ХХ века в кишлаке Рын Ишкашимского района этнографу М.С.Андрееву удалось сфотографировать процесс похорон, впереди который шёл человек с собакой на поводке.[1.] Исходя, из этого можно констатировать, что человека, которого похоронили, в кишлаке Рын был связан с экзорцизмом (мулло).

Таким образом, исходя, из выше изложенного можно прийти, к выводу, что на Памире и в частности в Вахане культ черепа, как таковой не было, ни в виде культа предков, никак фарн и фетиш. Оно было связанно с зарождением магии, а в дальнейшем претерпели значительное изменение с приходом зороастризма.

С приходом зороастризма, изменилась отношение к захоронение усопших, но отношения и поверий в «злых силах» таки остались и оно сохранилась до наших дней в похоронно-поминальных обрядов. Более подробно об этом можно найти в книге Н.С. Бабаева: Древние верование горных таджиков южного Таджикистана в похоронно- поминальной обрядности . Душанбе 1993г.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреев М.С. Материалы по этнографии Иранских племён Средней Азии. Ишкашим и Вахан./М.С. Андреев. Санкт Петербург. 1911г. - 40 с.

2. Бабаев А.Д. Древние земледельцы « Крыши Мира»./А.ДБабаев.- Ходжент. 2000 г - 340 с.

3. Культ предков- Величайшая загадки и тайны магии .https://www.e-readmg.club/chapter.php/1023287/33/Smirnova_-_Velichayshie_zagadM_i_tayny_magii.html

4. Литвинский Б.А. Седов А.В. Тепаи-Шах культура и связи кушанскойБактрии./Б.А.Литвинский. А.В Седов. Москва 1983г. 244 с.

5. Мандельштам А.М. Памятники эпохи бронзы в Южном Таджикистане. /А.М.Манделштам. Труды Таджикской археологической экспедиции. 1968г. Т.6№145. 341 с.

6. Неподкосов С.Н. Символ «Мёртвая голова». https://litlife.club/br/?b=235383&p=1

7. ШтутинаЮ. Что нам при жизни голова. https://nplus1.ru/material/2017/07/03/GbekliTepecrania-

8. Файзулина А.А. Культ черепа в погребальной практике ямной культуры, Вольго-уральского междуречья/ААФаизулина. Изв.Самарского научного центра Рос.ак. наук. Т.16№3(2).2014г.630 с.

КУЛЬТ ЧЕРЕПА В ДРЕВНЕМ ПАМИРЕ

В статье даётся анализ одной из загадочных явлений в археологии Памира, захоронение черепа в отдельности от тела. Автор при рассмотрении данной традиции приводит материалы из истории других народов. А также опровергает связь захоронения черепа с буддизмом. Данную традицию автор связывает с магией и зороастризмом.

Ключевые слова: Череп. Культ огня. Погребальные практики. Заратустра. Фрешагирда. Вахан.

THE CULT OF THE SKULL IN ANCIENT PAMIR

The article gives an analysis of one of the mysterious phenomena in the archaeology of the Pamirs, the burial of the skull separately from the body. The author, while considering this tradition, cites materials from the history of other peoples. The authors also refutes the connection of burial of the skull with Buddhism and associates this tradition with magic and Zoroastrianism.

Keywords: skull, the cult offire, funeral practices, Zarathustra, freshagirda, wakhan.

Сведения об авторе:

Гулмирзоев Душанбе Курбоналиевич - учитель истории и права общеобразовательного учреждения № 63 района Рудаки, Электронная почта :gulmirzoewdk@ya.ru; тел..+(992) 501517465.

Рахимов Фаррух Рахматуллоевич - Магистрант 1-Года Исторического направления факультета ИМО РТСУ, About the authors;

Gulmirzoyew Dushanbe Kurbonalievich - teacher of history and law of general educational institution № 63 of Rudaki district. e-mail: gulmirzoevdk@ ya.ru; tel + (992)501517465.

Rakhimov Farrukh Rakhmatulloyevich - 1st year of Master Student in the Historical direction of faculty IMO RTSU

УДК: 323 (575.3)

МУШКИЛОТИ ТАХДИМИ ИСТЩЛОЛИЯТИ ДАВЛАТИ ВА ОМИЛХОИ БАРТАРАФ

КАРДАНИ ОНХО

Давлатова %.Р.

Академияи илщои Чумх^урии Тоцикистон

Аз таърихи инсоният мо медонем, ки дар мархалахои гуногуни зиндагй бинобар сабабхо ва омилхои айёнй ва зехнй унсурхои таъминкунандаи сулх, ва истикдолият халалдор шуда, боиси парокандагй ва хатто нобудшавии кавмхо, миллатхо ва давлатхо шудаанд. Чунин як вокеаи нангин ва дахшатовар солхои 90-уми карни гузашта аз сари кишвар ва миллати мо низ гузаштааст. Вокеахои фочиабори аввали солхои 90-уми чумхурй хамчун сахифаи сиёх ба таърихи халки точик дохил гардиданд. Ин вокеахо дар матбуоти даврй, китобу маколахо бо чунин номхо «чанги бародаркуш», «чанги минтакавй» ва гайра баён ёфтаанд. Чанги шахрвандй аз мохи майи соли 1992 то июни соли 1997 фазои Точикистонро губоролуда намуда буд. Окибати харобихои ин чангро то имруз омма дарк менамояду хукумати кишвар аз паи рафъи ин мушкилихост. Сабабхо ва омилхои ин чанг чй дар матбуоти давлатй, чй дар китобхои сохавй ва чй дар гуфтахои мардум гуногун шарх дода шудааст. Аммо, чун табиати инсонй, ки ба хатои худ икрор намешавад хамеша гунахгорро мекобаду мушкилиро ба сари дигарон бор мекунанд. Ин албатта осонтар аз он аст, ки каме андеша намуда камбудй ё гунохро дар худ чуст. Чуноне ки Назари Олимпур мегуяд: «Дафъае аз дасти чахолати худу фиреби дигарон гиребони хам гирифтему дахсолахо аз дигарон акиб мондем ва хамеша эхсосаш мекунем».[5, сах.5]. Бале, замоне мо аз беахамиятии худ ё дигар сабабхои аёну ноайён натавонистем пойдории сулхе, ки доштем таъмин намоем. Муддате гиребони хамдигар гирифта ба хотири манфиатхои шахсиямон якдигарамонро курбони теги бегонагон намудем. Миллате, ки дар гузашта бо рахмдилию шафкат ва дустйю фарханги волояш таърихи кадима дошт муддате гирифтори дахшат гардид. «Ч,анги бародаркуш ва ё шахрвандй хоси миллати ноахлу ноитифок ва бефархангу бетамаддун аст. Аз ин нуктаи назар, чангй байни точикон, миллате дорои фарханги кухансолу ганй, ки басе шохкорихои илмиву бадей дар доман дорад ва нобигахояш дар рушди тамаддуни умумибашарй сахми босазое гузоштаанд, хайратомез аст ва аклро бечора месозад>>, гуфтааст Вохид Еафор. [2,сах.6]. Мутаассифона ин хама нобасомонй замоне фазои ин кишвари офтобй ва ин миллати моил ба дустй ва сулхро фаро гирифта буд. Пас ин чо суоле ба миён меояд, ки чаро чунин шуд? Сабаби ин хама низову бесарусомонихо кихо ва чихо буданд? Аз ин ходисахои дахшатбор, кихо фоида мегирифтанду онро хомуш кардан намегузоштанд? Оё омма ба ин бесарусомонй тан дода хамчун ходисаи мукарарй онро кабул намуд ё бар зидди ислохи мушкилихо мубориза бурд? Чй гуна сулх ва вахдат барпо шуд ва дастандаркорони он кихо буданд? Ин ва дигар масъалахо дар макола баррасй гардида пешкаши омма мегардад.

Дар дунёи пуртазоди муосир танхо миллате сохиби ному иззат шуда метавонад, ки истикдоли вокей ва давлати озоду мустакили хешро дошта бошад. Таърихи кухандиёри точикон саршор аз вокеахои бузурги сиёсй ва ичтимоиест, ки дар тамаддуни халки мо накши такдирсоз

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.