ГОРОДЕЦКАЯ Алиса Александровна, ЗАХАРОВ Максим Дмитриевич
Оренбургский государственный педагогический университет
КУЗНЕЦОВА Софья Евгеньевна, РАТОВА Мария Александровна,
ПЕТРОВ Вадим Дмитриевич
new.sowa2k18@gmail.com
Тульский государственный педагогический университет
им. Л. Н. Толстого
КУЛИКОВСКИЕ ТяГи
С 22 по 25 мая 2023 года в Государственном музее-заповеднике «Куликово поле» проходила историческая школа «Задонщина» для студентов-историков 12 российских вузов. География охватила не только Центральную Россию, но и Урал, Северный Кавказ и Сибирь [1].
В программу исторической школы вошли лекции, проектные работы и экскурсии. В рамках проектной сессии командой Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого и Оренбургского государственного педагогического университета был разработан проект «Куликовские ТяГи».
Проблемой, которую решает проект, является неосведомленность молодого поколения о достижениях прошлого и тех жертвах, которыми стоило создание России сегодня.
36
№ 3
А. А. Городецкая, М. Д. Захаров, С. Е. Кузнецова, М. А. Ратова, В. Д. Петров
Проект «Куликовские ТяГи» ставит перед собой цели гражданско-патриотического воспитания молодежи и научно-просветительскую.
Популяризация истории России и формирование исторической грамотности граждан являются ключевыми задачами информационной политики государства.
Проект заключается в создании удобного тематического телеграм-канала «Куликовские ТяГи» для школьников и студентов, изучающих историю и занимающихся научной деятельностью, в том числе и в рамках просветительского мероприятия.
В рамках проекта реализуется создание канала в мессенджере «Telegram» с историческим контентом, связанным с Куликовской битвой и Государственным музеем-заповедником «Куликово поле».
Как одно из основных отличий молодого поколения является то, что большая часть людей возрастной группы от 18 до 35 лет отмечают, что получают информацию в сети Интернет из социальных сетей. Об этом свидетельствуют результаты исследования Фонда общественного мнения в 2019 году, в которых новостные сайты в Интернете, форумы, блоги и сайты социальных сетей занимают вторую и третью строчки рейтинга наиболее популярных источников информации для респондентов. Кроме того, интернет-платформы пользуются большим доверием у участников опроса от 18 до 30 лет, чем любые другие [2].
Целевой аудиторией нашего проекта являются студенты и школьники возрастной категории 14-25 лет.
В сети Интернет набирает популярность контент с историческими мемами. Интернет-мемы изучаются культурологами, антропологами, историками, лингвистами с осторожностью ввиду своей новизны и иронического компонента, однако с каждым годом становятся всё более заметным явлением.
Интернет-мемами является любая вирусная информация любого формата. Большинство интернет-мемов берутся из расчета популярности в русскоязычном сегменте Интернета, при этом почти все они имеют глобальный характер [3, с. 128-130]. Такая форма информации используется в рамках проекта, потому что решает проблему наиболее быстрого доступа к исторической информации.
В рамках проекта был создан телеграм-канал «Куликовские ТяГи» (адрес: https://t.me/tyagi_na_pole), где создаются следующие виды контента:
1. Викторины по истории Куликовской битвы как основного события, на котором сфокусирован контент-канал;
2. Фотоматериалы о музейном комплексе и музее-заповеднике «Куликово поле»;
3. Видеоматериалы о музейном комплексе и музее-заповеднике «Куликово поле»;
4. Интернет-мемы, посвященные событиям отечественной истории;
2023
37
5. Стикерпаки, созданные участниками команды для исторической школы «Задонщина» и телеграм-канала;
6. Историческая информация о Куликовской битве.
В команду проекта входят:
1. Захаров Максим (ОГПУ, г. Оренбург) - руководитель проекта;
2. Городецкая Алиса (ОГПУ, г. Оренбург) - видео- и контент-мейкер;
3. Кузнецова Софья (ТГПУ им. Л. Н. Толстого, г. Тула) - дизайнер;
4. Ратова Мария (ТГПУ им. Л. Н. Толстого, г. Тула) - фандрайзинг (поиск и подключение организаций к нашему проекту);
5. Петров Вадим (ТГПУ им. Л. Н. Толстого, г. Тула) - СММ-менеджмент.
Результатом проекта является сформированная информационная
база по Куликовской битве в рамках телеграм-канала «Куликовские ТяГи», а также повышение интереса к истории Тульского региона и музею-заповеднику «Куликово поле».
Согласно каледарному плану проекта, создание телеграм-канала произошло 24 мая 2023 года в рамках одной из сессий исторической школы. Формирование базы для контента происходило 24 и 25 мая 2023 года. В настоящее время идёт стадия наполнения канала контентом и разработка материалов.
Потенциальными партнёрами проекта являются: Государственный музей-заповедник «Куликово поле», ТГПУ им. Л. Н. Толстого, Оренбургский государственный педагогический университет, туристический портал Тульской области «VisitTula», Региональный фонд «Агентство развития туризма Тульской области».
Таким образом, в проекте « Куликовские ТяГи» для вовлечения аудитории в процесс познания используются аудио-, видео- и фотоматериалы, а также интернет-мемы и викторины в рамках одноименного канала в мессенджере «Telegram». Данные способы коммуникации более приемлемы для выбранной нами целевой аудитории молодежи 15-25 лет. Представленный проект получил награду в номинации «Лучшее композиционное решение» в рамках церемонии закрытия исторической школы «Задонщина» в музейном комплексе на Куликовом поле.
Литература
1. Историческая школа «Задонщина» стартовала на Куликовом поле // Тул. гос. пед. ун-т им. Л. Н. Толстого : офиц. сайт. URL: https://tsput.ru/ news/news_university/i38295/ (дата обращения: 20.05.2023).
2. Источники новостей и доверие СМИ // Фонд общественного мнения : офиц. сайт. URL: https://f0m.ru/SMI-i-internet/14170 (дата обращения: 20.05.2023).
3. Костоглотов Д. А. Историческое сознание в интернет-мемах: к постановке проблемы // Вестн. РГГУ. Сер. Литературоведение. Языкознание. Культурология. 2021. № 9. С. 126-138.
38
№ 3