Научная статья на тему 'КУЛИКОВА О.В. ДИСКУРС КОРПОРАТИВНОЙ ЭТИКИ В КОММУНИКАТИВНО-ПРАГМАТИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ'

КУЛИКОВА О.В. ДИСКУРС КОРПОРАТИВНОЙ ЭТИКИ В КОММУНИКАТИВНО-ПРАГМАТИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
77
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТИКА / ДИСКУРС КОРПОРАТИВНОЙ ЭТИКИ / КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / КОРПОРАТИВНАЯ ЭТИКА / КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / КОРПОРАТИВНОЕ ЛИДЕРСТВО / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / КОРПОРАТИВНАЯ ЯЗЫКОВАЯ ПОЛИТИКА / КОРПОРАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВЫЕ ПРАКТИКИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КУЛИКОВА О.В. ДИСКУРС КОРПОРАТИВНОЙ ЭТИКИ В КОММУНИКАТИВНО-ПРАГМАТИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ»

Куликова О.В.

ДИСКУРС КОРПОРАТИВНОЙ ЭТИКИ В КОММУНИКАТИВНО-ПРАГМАТИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ. -Москва : ФГБОУ ВО МГЛУ, 2019. - 166 с.

(Реферат)

Ключевые слова: этика; дискурс корпоративной этики; корпоративная культура; корпоративная этика; корпоративная социальная ответственность; корпоративное лидерство; межкультурная коммуникация; корпоративная языковая политика; корпоративная коммуникация; коммуникативно-речевые практики.

В монографии рассматриваются основные характеристики дискурса корпоративной этики, а также взаимодействие дискурса корпоративной этики с другими видами дискурса. Монография состоит из четырех глав.

В предисловии подчеркивается, что данная работа представляет собой междисциплинарное исследование, выполненное в рамках коммуникативно-прагматического подхода. Отмечается, что дискурс корпоративной этики является частью корпоративного дискурса, сложного явления, сочетающего в себе признаки институционального и профессионального дискурса. Этика корпоративной коммуникации имеет тесную связь с прагматикой, поскольку учет этических установок корпорации обеспечивает достижение запланированного результата.

Во введении уточняются основные понятия, используемые в данной монографии (институциональная коммуникация, профессиональная коммуникация, коммуникационное пространство,

профессиональное сообщество, общее знание, корпоративная коммуникация, корпоративная этика и т.д.).

В главе первой «Дискурс корпоративной этики» [с. 15] отмечается значение этики для ведения бизнеса в современных условиях как важной составляющей корпоративного имиджа в глазах широкой общественности. Корпоративная этика опирается на систему ценностей, регулирующую этические отношения в определенной организации, в ее состав входят такие компоненты, как формальная, неформальная этика и этика руководства.

Принципы формальной этики фиксируются в дискурсе в виде текстов. В качестве примера такого текста в данной главе рассматривается кодекс корпоративной этики - свод правил, описывающих принятые в компании стандарты этичного поведения. Вслед за Д.А. Бондарь1 автор выделяет имиджевую (касающуюся «внешней» стороны деятельности корпорации) и управленческую (относящуюся к «внутренней» сфере деятельности) функции кодекса корпоративной этики. При составлении текста кодекса корпоративной этики к нему предъявляются следующие требования: емкость, четкость структуры, наличие наглядных примеров решения этических вопросов в сложных ситуациях, четкие определения, хорошее оформление.

К вопросам неформальной корпоративной этики относят особенности межличностных отношений и поведения в корпорации. Одним из инструментов, формирующих этические ориентиры в корпоративном поведении, является storytelling. Storytelling - это компонент внутренних коммуникаций, выполняющих адаптирующую, пропагандистскую (мотивирующую), объединяющую, коммуникативную и утилитарную функции. В каждой корпоративной легенде, как правило, происходит взаимодействие нескольких функций. Storytelling играет особую роль в дискурсе корпоративной этики, обеспечивая преемственность моральных норм и принципов корпоративной культуры.

Этика корпоративного руководства также важна для формирования корпоративной этики в целом. Для создания положитель-

1 Бондарь Д.А. Корпоративный этический кодекс: основные требования и ошибки (проблемы) формирования. - URL : http://www.intelros.ru/pdf/Diskusi_ etiki/2012_1/bondar.pdf

ного имиджа лидера высоким коммуникативно-прагматическим потенциалом обладает жанр интервью в СМИ. Дополнение образа корпоративного лидера и создание ролевой модели, достойной (или недостойной) подражания, обеспечивается за счет других жанров, например биографии.

Глава вторая «Дискурсивное пространство корпоративной этики» [с. 49] посвящена рассмотрению контекстов реализации корпоративной этики, которыми представлено ее дискурсивное пространство.

Первым контекстом является корпоративная социальная ответственность, которая затрагивает все сферы деятельности компании и подразумевает ответственное и справедливое отношение корпорации к участникам корпоративной коммуникации. Баланс интересов общества и акционеров компании достигается благодаря ведению экологически ориентированной политики. Информирование широкой общественности об экологически ориентированной позиции корпорации происходит посредством распространения сообщений PR-дискурса.

Корпоративное лидерство - еще один контекст, в рамках которого осуществляется развертывание дискурса корпоративной этики. Корпоративные лидеры часто сталкиваются с ситуациями, требующими от них решения этических вопросов. Вопросы этики в сфере корпоративного лидерства затрагиваются в массмедийных материалах (блогах, интервью, репортажах т.д.).

Управление человеческими ресурсами в корпорации также подразумевает соблюдение принципов этики делового общения. В монографии данный аспект анализируется на примере работы с талантливыми сотрудниками, обеспечивающей выявление лидерского потенциала, обучение талантливых сотрудников, помощь в решении сложных производственных и этических задач, подготовку к дальнейшей руководящей работе. В управлении талантом реализуется одно из ключевых понятий корпоративной этики - ответственность корпоративного лидера перед корпорацией. Программы управления талантом способствуют созданию благоприятного рабочего и этического климата, а также обеспечивают преемственность в корпорации, что благоприятно сказывается на ее деятельности и личностном развитии сотрудников. При этом автором отмечается, что особое значение имеет этический вопрос

ответственности корпорации не только перед выдающимися, но и перед рядовыми сотрудниками, носителями корпоративной культуры. Решение данного вопроса достигается за счет предоставления всем сотрудникам возможности непрерывного образования в целях повышения квалификации и карьерного роста.

В данной главе О.В. Куликова обращается к рассмотрению такого явления, как интернационализация бизнеса, которое сегодня является неотъемлемой составляющей процесса функционирования корпораций. Успешная деятельность компании на международном уровне невозможна без соблюдения этических норм, что подразумевает понимание и принятие национально-культурных ценностей представителей других стран. В транснациональных корпорациях (ТНК), где развертывание внутреннего корпоративного дискурса происходит в условиях мультилингвальной среды, остро стоит проблема выбора языка корпоративного общения. Автор приводит результаты исследования корпоративной языковой политики, представленного в коллективной монографии «Лингвистический менеджмент...»1. Полученные данные показывают, что выбор языка корпоративного общения в значительной степени обусловлен национальными особенностями страны происхождения ТНК.

Глава третья «Этика корпоративной коммуникации» [с. 79] посвящена изучению особенностей структуры корпоративной коммуникации, являющейся ключевым элементом корпоративного дискурса. В зависимости от того, на какие группы общественности ориентирована корпоративная коммуникация, она делится на внутреннюю и внешнюю. Этическая коммуникация составляет основу построения отношений компании со всеми участниками коммуникации.

В монографии выделяются две наиболее эффективные стратегии дискурса корпоративной этики: прямая коммуникативная стратегия и косвенная коммуникативная стратегия. Прямая коммуникативная стратегия подразумевает непосредственное общение с контрагентом и строится на умении слушать своего собеседника и сопереживать. Автором анализируется разработанная

1 Лингвистический менеджмент и экономическая эффективность / Хале-ева И.И. [и др.] : монография. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Триумф, 2014. - 310 с.

125

специалистами классификация типов клиентов, которая позволяет в процессе коммуникации выбрать корректную коммуникативно-речевую тактику общения для соблюдения норм этической коммуникации и избегания коммуникативных срывов. Опосредованная коммуникативная стратегия используется при коммуникации с инвесторами, конкурентами, потенциальными потребителями и реализуется через СМИ, корпоративную отчетность, средства рекламы и PR.

Автор рассматривает основные понятия, представляющие важность для дискурса корпоративной этики. Корпоративная цель сконцентрирована на отношениях с клиентами, при ее достижении компаниям необходимо соблюдать этические принципы как в отношении клиентов, так и в отношении сотрудников. Корпоративная миссия и концепция, в отличие от корпоративной цели, сосредоточены на самой компании и ее сотрудниках. В работе приводятся и анализируются примеры дискурсивной актуализации корпоративной цели, миссии и концепции.

Как правило, корпоративный дискурс развертывается в условиях неопределенности, что обусловлено влиянием внешних факторов. Это может приводить к возникновению кризисных ситуаций. Разрешение данных ситуаций происходит в процессе кризисной коммуникации, являющейся частью корпоративной коммуникации. Кризисная коммуникация подразумевает применение особых коммуникативных стратегий и соблюдение этических принципов.

Глава четвертая [с. 112] посвящена рассмотрению коммуникативно-речевых практик дискурса корпоративной этики. Подчеркивается важность фактора адресата для эффективного осуществления этической корпоративной онлайн- и офлайн-коммуникации.

Сегодня на фоне развития современных технологий коммуникация корпорации реализуется в реальной и виртуальной среде. Присутствие компании как в реальной, так и в виртуальной среде обеспечивает многомерность коммуникационного поля и способствует упрочению ее положения в коммуникативном пространстве. В данной главе исследуются коммуникативно-прагматические особенности самопрезентации компании в виртуальной среде в целях создания имиджа этической компании, ориентированной, прежде всего, на удовлетворение интересов и по-

требностей потребителей, инвесторов, деловых партнеров. Исследование проводится на примере крупных международных компаний. Подчеркивается значение виртуальной составляющей коммуникации для достижения указанных целей.

Отмечается особая роль поликодового способа презентации информации в процессе онлайн-взаимодействия с целевой аудиторией. При этом для формирования корпоративного имиджа используются средства различных семиотических систем, однако отправной точкой создания корпоративного имиджа является печатный рекламный и PR-текст.

В заключении работы автор обобщает результаты проведенного исследования. Подчеркивается, что его концептуальным ядром стало понятие этики, при этом особое внимание было уделено этике корпоративного общения и языковым средствам ее дискурсивной манифестации. Актуальность выбора темы работы обусловлена тем значением, которое этика имеет в сфере современных корпоративных отношений. Намечаются перспективы дальнейших научных изысканий в данной сфере.

А.Ю. Хахалева, Московский государственный лингвистический университет (МГЛУ)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.