НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2024. Т. 11, № 2 (42). С. 168-173. УДК 39; 256
Б01 10.24147/2312-1300.2024.11(2).168-173
Н. А. Томилов
КУЛЕМЗИН ВЛАДИСЛАВ МИХАЙЛОВИЧ - ЭТНОГРАФ, КУЛЬТУРОЛОГ, РЕЛИГИОВЕД (К 85-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)
Раскрывается вклад в этнографию и смежные науки сибиреведа, томского учёного, профессора, доктора исторических наук В. М. Кулемзина (1938-2021). Приведены биографические сведения об этом учёном с упором на его работу в течение полувека в Томском государственном университете, данные о его научных трудах о хозяйстве и культуре хантов и особенно о шаманизме и мифологии этого северного народа, а также о его теоретических работах в культурологии и религиоведении, о его вкладе в музееведение и в целом в музейное дело Западной Сибири.
Ключевые слова: российский учёный; история; этнография; религиоведение; культурология; музееведение; томский научный центр.
Владислав Михайлович Кулемзин (1938-2021)
Владислав Михайлович Кулемзин прожил долгую и славную жизнь, внёс существенный вклад в науку, образование и в целом в российскую культуру. Об этом немало написано в ряде публикаций о нём и его деятельности [1-4]. И всё же ниже немного данных о его жизненном пути.
В. М. Кулемзин родился 5 мая 1938 г. в пос. Тогучин (с 1945 г. стал городом) Новосибирской области в семье служащих. Его отец Михаил Николаевич (1910-1974) был учителем математики, участвовал в Великой Отечественной войне, после войны работал директором школы в с. Чумат Чебулинского района Кемеровской области. Мать Александра Ивановна (урожд. Лаврова, 1917-2000) была учителем географии, работала воспитателем в интернате. В 1954 г. семья Кулемзи-ных переехала в с. Усть-Серту Чебулинского района, где Владислав в 1955 г. окончил среднюю школу. Затем он учился сначала в Томском государственном инженерно-строительном институте, затем в Осининском горном техникуме (Кемеровская область). В 19571960 гг. он служил в Советской Армии радистом в Забайкальском военном округе. В 1960-1961 гг. работал лаборантом в Усть-Сертинской средней школе и был руководителем художественной самодеятельности в этой школе и в совхозе «Усть-Сертинский».
А затем судьба повела Владислава Михайловича по другому маршруту, который
связал его с наукой. В 1961 г. он поступил учиться на историко-филологический факультет Томского государственного университета (далее - ТГУ) имени В. В. Куйбышева, где и занялся научной работой в области этнографии. Он вступил в этнографический студенческий кружок, которым руководила Г. И. Пелих - тогда доцент, кандидат исторических наук, а позднее профессор, доктор исторических наук. Началась пора экспедиционных поездок, научных докладов, курсовых работ. В 1966 г. он защитил дипломную работу «Коренное население бассейнов рек Кии и Чулыма».
В 1966-1968 гг. В. М. Кулемзин работал ассистентом кафедры философии Томского государственного политехнического института, затем из-за разногласий в трактовке некоторых понятий марксистской философии вынужден был покинуть это место работы. Какое-то время работал грузчиком в сфере торговли, рабочим базы Томского облкниго-торга, затем научным сотрудником Томского областного краеведческого музея. В 1968 г. в ТГУ открылась Проблемная научно-исследовательская лаборатория истории, археологии и этнографии Сибири (далее - ПНИЛИАЭС), где меня и Н. В. Лукину приняли на работу проводить этнографические исследования. И мы регулярно напоминали заведующему лабораторией доценту А. П. Бородавкину, что на работу нужно принять и этнографа В. М. Кулемзина. И этого удалось добиться, хотя и не сразу. Он поработал в ТГУ сначала на разных должностях, в том числе старшим лаборантом ПНИЛИАЭС, и в этой же должности на кафедре истории СССР досоветского периода. И, наконец, с сентября 1973 г. был принят младшим научным сотрудником ПНИЛИАЭС. В октябре этого же года он стал работать старшим научным сотрудником, а с января 1993 г. - ведущим научным сотрудником.
В декабре 1974 г. В. М. Кулемзин в Учёном совете Ленинградского отделения Института этнографии имени Н. Н. Миклухо-Маклая АН СССР защитил кандидатскую диссертацию «Шаманство васюганско-вахов-ских хантов (конец XIX - первая четверть XX вв.)» , выполненную под научным руководством С. В. Иванова. Ведущим учреждением по защите была кафедра этнографии
и антропологии Ленинградского государственного университета имени А. А. Жданова, а официальными оппонентами выступили С. М. Абрамзон и З. П. Соколова. А в мае 1993 г. В. М. Кулемзин в диссертационном совете при Институте археологии и этнографии Сибирского отделения РАН защитил докторскую диссертацию «Традиционное мировоззрение хантов»2. Ведущим учреждением был Научно-исследовательский институт «Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого» РАН, а официальными оппонентами - Н. А. Алексеев, Т. М. Михайлов, Ю. Б. Симченко.
С 1995 г. В. М. Кулемзин в должности профессора стал работать на кафедре археологии и исторического краеведения ТГУ и в этой должности, а затем и в звании профессора трудился все последующие годы. Основные его учебные курсы - это «Этнография Сибири», «Этнографическое краеведение», руководство подготовкой дипломных работ студентов. Он стал научным руководителем 11 кандидатов наук и научным консультантом 2 докторов наук (А. А. Ким, С. Ю. Колесникова). Многие годы он был членом докторского диссертационного совета по этнографии, этнологии, антропологии и по истории науки и техники в ТГУ, а также был членом кандидатского диссертационного совета по медицинской психологии, также в ТГУ.
В. М. Кулемзин является автором более 250 научных трудов, в том числе 11 монографий. Вот некоторые монографического уровня его работы: «Шаманство васюганско-ваховских хантов в конце XIX - начале XX в.» (1976), «Васюганско-ваховские ханты в конце XIX - начале XX в. Этнографические очерки» (1977, в соавторстве с Н. В. Луки-ной), «Человек и природа в верованиях хан-тов» (1984), «Знакомьтесь: ханты» (1992, в соавторстве с Н. В. Лукиной), «Мифология хантов» (2000, в соавторстве с Н. В. Луки-ной, Т. А. Молдановой). Существенный вклад внес В. М. Кулемзин в подготовку и издание 4-томника «Очерки культурогенеза народов Западной Сибири» .
Владислав Михайлович в науке - это не только этнограф, но и историк, культуролог, религиовед и философ. Когда в Омске в 1999 г. стал издаваться журнал «Культуро-
логические исследования в Сибири», то его сразу пригласили войти в состав редколлегии этого издания. В первом же номере журнала была опубликована проблемная статья В. М. Кулемзина «Традиционные культуры Сибири: народное сознание и рыночные отношения», в которой были проработаны вопросы сопряжения в связках «мировоззрение - рынок», «человек - общество», «человек - вещь», «человек - природа» и в целом «человек - культура». В общей сложности в этом журнале он опубликовал шесть статей: «Евразийство в России», «Игра в жизни и жизнь в игре», «На перекрестке культур», «Традиционное природопользование у народов Сибири», «Васюган и Вах: от Сирелиуса до современности». И здесь видно, насколько разнообразны и животворящи научные интересы их автора. И, конечно же, фундаментален его вклад в выделение и характеристику целого ряда различных категорий лиц (а не только шаманов), выполняющих религиозные функции, и в глубокое изучение разностороннего и многоступенчатого традиционного мировоззрения хантов и других народов Сибири.
В. М. Кулемзин всегда принимал участие в организации и проведении научных конференций, семинаров и совещаний. И сам выступал с докладами на конференциях не только в России, но и в Венгрии, Финляндии, Эстонии. Международное сотрудничество его особенно заметным было во взаимодействии с венгерскими коллегами, которым он помогал в проведении их экспедиционных поездок на север Западной Сибири.
Ещё одна сторона деятельности Владислава Михайловича - это его музейная работа. Он всегда оказывал помощь музеям Томска и Томской области, а также Ханты-Мансийска в пополнении музейных фондов и в создании экспозиций. Немало лет он выполнял обязанности председателя совета Музея археологии и этнографии Сибири ТГУ. В 1960-х - первой половине 1970-х гг. принимал участие в научной паспортизации этнографических коллекций этого музея и стал автором ряда разделов изданного в 1979 г. первой части «Каталога этнографических коллекций Музея археологии и этнографии Томского университета». Он также входил в состав редакционных коллегий ряда томов
издающейся в Омске многотомной научной серии «Культура народов мира в этнографических собраниях российских музеев».
Особая страница в научно-организационной и общественной деятельности - это его активное сотрудничество с 1991 г. с Научно-исследовательским институтом возрождения обско-угорских народов (Ханты-Мансийск) и Институтом образования Сибири, Дальнего Востока и Севера (Томск). Здесь помощь и в организации мероприятий, и в подготовке изданий, и в подготовке высококвалифицированных кадров. В. М. Кулемзин активно занимался пропагандой этнографических знаний, в том числе через средства массовой информации. Он был великолепным рассказчиком жизненных баек и быличек, записывал их на телевидении, публиковал в книгах. Одна из последних его работ в этом направлении - это книга «Записки этнографа: Жизнь пройти -не поле перейти» (2017).
За свою многогранную профессиональную и общественную деятельность В. М. Ку-лемзин имел немало наград, и среди них медаль «Ветеран труда», звание «Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации», медаль «За веру и добро» (Кемеровская область), медаль «За заслуги перед Томским государственным университетом», звание «Заслуженный ветеран труда Томского государственного университета», звание лауреата премии Администрации Томской области в сфере образования и науки.
Семья Владислава Михайловича - это прежде всего его супруга Кулемзина (урожденная Бобина) Валентина Ивановна (1938 г. рожд.), работала старшим преподавателем по математике в ТГУ. Дочь Александра Владиславовна Кулемзина (1963 г. рожд.) - кандидат психологических наук, работает супервизором международной ассоциации «Еврота-лант» по антропологии, образованию и психологии. Внук Сергей Викторович Кулемзин (1984 г. рожд.) - кандидат биологических наук, работает старшим научным сотрудником Института молекулярной и клеточной биологии Сибирского отделения РАН. Внучка Апполинария Викторовна Кулемзина (2000 г. рожд.) училась на филологическом факультете ТГУ. И ещё у В. М. Кулемзина три правнучки и один правнук.
У В. М. Кулемзина было немало друзей. Он любил общаться с молодёжью. Когда бывал у нас в Омске, то он постоянно был окружён нашими молодыми археологами и этнографами. Его участие в Омске в октябре 2013 г. на Международной научной конференции «Творчество в археологическом и этнографическом измерении» и выступление с докладом «Полевая этнография: вчера и сегодня» было триумфальным и вызвало у молодёжи (и не только у неё) восхищение его талантами. В последнее время мы регулярно перезванивались друг с другом. И моё искреннее желание было, чтобы наши перезвоны длились бы как можно дольше. Но болезнь преодолеть ему не удалось, и Влади-
слав Михайлович ушёл от нас солнечным человеком, оставив светлую память о себе.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Кулемзин В. М. Шаманство васюганско-ва-ховских хантов (конец XIX - перв. четв. XX вв.) : автореф. дис. ... канд. ист. наук. - Л., 1974. - 19 с.
2 Кулемзин В. М. Традиционное мировоззрение хантов : дис. ... д-ра ист. наук в форме научного доклада. - Новосибирск, 1993. - 29 с.
3 Лукина Н. В., Плетнева Л. М., Кулемзин В. М. Очерки культурогенеза народов Западной Сибири - опыт междисциплинарного исследования // Методика комплексных исследований культур и народов Западной Сибири : тезисы докладов Х Западносибирского археолого-этнографическо-го совещания памяти В. Н. Чернецова. - Томск : Том. гос. ун-т, 1995. - С. 99-102.
В. М. Кулемзин среди участников Международной научной конференции «Творчество в археологическом и этнографическом измерении» (слева направо в 1-м ряду): Ю. С. Худяков, В. М. Кулемзин, Н. А. Томилов, В. В. Бобров, Б. А. Коников, Ю. И. Ожередов, Т. Масумото. Омск, 17 октября 2013 г.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дремов В. А., Лукина Н. В., Чиндина Л. А. Археология, этнография и антропология в Томском государственном университете им. В. В. Куйбышева (К 100-летию открытия университета) // Обряды народов Западной Сибири. - Томск : Изд-во Том. гос. ун-та, 1990. - С. 214-227.
2. Зиновьев В. П., Литвинов А. В. Владислав Кулемзин - этнограф божьей милостью // Вестник Томского государственного университета. История. - 2021. - № 73. - С. 189-192.
3. Кулемзин Владислав Михайлович // Историческая энциклопедия Сибири : в 3 т. / гл. ред. В. А. Ла-мин. - Новосибирск : Издат. дом «Историческое Наследие Сибири». 2009. - Т. II. - С. 223-224.
4. Профессора Томского университета. Библиографический словарь (1980-2003) / С. Ф. Фоминых и др. - Томск : Изд-во Том. гос. ун-та, 2003. - Т. 1, ч. 1. - С. 468-471.
Сведения об авторе
Томилов Николай Аркадьевич - доктор исторических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Омской лаборатории археологии, этнографии и музееведения
Институт археологии и этнографии Сибирского отделения РАН (Омск, Россия) Адрес для корреспонденции: 644024, Россия, Омск, пр. К. Маркса, 15/1
E-mail: [email protected]
SPIN-код РИНЦ: 5258-5044; AuthorlD: 104310
ОкСЮ: 0000-0002-8105-0573
Информация о статье
Дата поступления 10 марта 2023 г.
Дата принятия в печать 16 апреля 2024 г.
Для цитирования
Томилов Н. А. Кулемзин Владислав Михайлович - этнограф, культуролог, религиовед (к 85-летию со дня рождения) // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2024. Т. 11, № 2 (42). С. 168-173. й01: 10.24147/2312-1300.2024.11(2).168-173.
N.A. Tomilov
KULEMZIN VLADISLAV MIKHAILOVICH -ETHNOGRAPH, CULTURALIST, RELIGIOUS SCIENTIST (ON THE 850TH ANNIVERSARY)
The article reveals the contribution to ethnography and related sciences of the Siberian scholar, Tomsk scientist, professor, doctor of historical sciences V.M. Kulemzin (1938 - 2021). Biographical information about this scientist is given with an emphasis on his work for half a century at Tomsk State University, data on his scientific works on the economy and culture of the Khanty and especially on shamanism and mythology of this northern people, as well as on his theoretical work in cultural studies and religious studies, about his contribution to museology and, in general, to the museum business of Western Siberia.
Keywords: Russian scientist; story; ethnography; religious studies; cultural studies; museology; Tomsk scientific center.
REFERENCES
1. Dremov V.A., Lukina N.V., Chindina L.A. Arkheologiya, etnografiya i antropologiya v Tomskom gosudarstvennom universitete im. V.V. Kuibysheva (K 100-letiyu otkrytiya universiteta) [Archeology, ethnography and anthropology at Tomsk State University V.V. Kuibyshev (To the 100th anniversary of the opening of the university)]. Obryady narodov Zapadnoi Sibiri [Rites of the peoples of Western Siberia], Tomsk, Tomsk State University Publ., 1990, pp. 214-227. (in Russian).
2. Zinov'ev V.P., Litvinov A.V. Vladislav Kulemzin - etnograf bozh'ei milost'yu [Vladislav Kulemzin -ethnographer by the grace of God]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Istoriya [Bulletin of Tomsk State University. History], 2021, no. 73, pp. 189-192. (in Russian).
3. Kulemzin Vladislav Mihajlovich. Istoricheskaya entsiklopediya Sibiri [Historical Encyclopedia of Siberia], in 3 volumes, Novosibirsk, Istoricheskoe Nasledie Sibiri Publ., 2009, vol. II, pp. 223-224. (in Russian).
4. Fominykh S.F. et al. Professora Tomskogo universiteta. Bibliograficheskii slovar' (1980-2003) [Professor of Tomsk University. Bibliographic dictionary (1980-2003)], Tomsk, Tomsk State University Publ., 2003, vol. 1, part 1, pp. 468-471. (in Russian).
About the author
Nikolay A. Tomilov - Doctor of Historical Sciences, Professor, Leading Researcher of the Omsk Laboratory of Archeology, Ethnography and Museum Studies
Institute of Archaeology and Ethnography of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences (Omsk, Russia)
Postal address: 15/1, K. Marksa pr., Omsk, 644024, Russia
E-mail: [email protected]
RSCI SPIN-code: 5258-5044; AuthorlD: 104310
ОRCID: 0000-0002-8105-0573
Article info
Received March 10, 2023
Accepted April 16, 2024
For citations
Tomilov N.A. Kulemzin Vladislav Mikhailovich -Ethnograph, Culturalist, Religious Scientist (on the 850th Anniversary). Herald of Omsk University. Series "Historical Studies", 2024, vol. 11, no. 2 (42), pp. 168-173. DOI: 10.24147/2312-1300.2024.11(2). 168-173 (in Russian).