Научная статья на тему 'Кукушка в фольклоре тюркских народов'

Кукушка в фольклоре тюркских народов Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
958
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕГЕНДА / ОБРЯД / ФОЛЬКЛОР / КУКУШКА / ПРИМЕТА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кукушка в фольклоре тюркских народов»

Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 20 (274). Филология. Искусствоведение. Вып. 67. С. 154-156.

Г. В. Юлдыбаева

КУКУШКА В ФОЛЬКЛОРЕ ТЮРКСКИХ НАРОДОВ

Статья посвящена изучению образа кукушки в фольклоре тюркских народов. Образ кукушки рассматривается в легендах, обрядах, поверьях, приметах.

Ключевые слова: легенда, обряд, фольклор, кукушка, примета.

Кукушка занимает довольно большое место в фольклоре тюркских народов. В основном она символизирует одиночество, разлуку, горесть и является самой загадочной птицей. В старину она представлялась даже мифическим существом. Ее образ поражал воображение людей, о ней слагались легенды и предания, передававшиеся из поколения в поколение. Например, в башкирском фольклоре нашли отражение представления о ее человеческой природе, то есть о превращении человека в кукушку. По башкирским легендам, кукушкой, например, становится девушка, безмерно тоскующая по возлюбленному: в очень давние времена на южных склонах Урал-тау обитало башкирское племя. Часто нападали на него соседние племена. Напали и тогда. У башкир того племени был батыр по имени Кэкук. Уходя сражаться, он сказал своей возлюбленной Карагаш: «Если останусь лежать в поле, то из крови моей вырастут красные цветы. Они будут напоминать тебе о моей любви. Поверь: если сам не вернусь, то вернется имя мое!»

...Когда бой стих, на поле боя не осталось ни одной живой души. Только Карагаш не хотела верить этой вести. Горько плакала, пела грустные песни, вспоминая о Кэкуке. «Птицей бы полететь к тебе!» - рыдала она. И вдруг стала она уменьшаться, таять. Вместо рук выросли у нее крылья. Превратившись в птицу, она, перелетая от дерева к дереву, от горы к горе, стала звать любимого: Кэк-кук! Кэк-кук! И как-то раз после томительных поисков увидела она ослепительно красные цветы. Только тогда поверила она в гибель Кэкука. С тех пор она и летает по миру, если и снесет яичко, терпенья у нее не хватает высидеть - все время ищет Кэкука. Особенно жалобно кличет она в пору цветения Кэкука, а когда увядают цветы, уже не в силах куковать, снова улетает она куда-то далеко в поисках красных цветов. Эту птицу люди стали называть Кэкук - кукушкой, а красные цветы - кэкук сэскэhе - кукушкиными цветами. Согласно другой версии, кукушка - женщина,

обернувшаяся в птицу и ищущая своего мужа Кэкука - сына подводного царства. Здесь развивается этиологический мотив, объясняющий, почему у кукушки выглядит обвислым одно крыло: это крыло - незаплетенная коса женщины, которая молила превратить ее в пти-цу1. И у некоторых тюркских народов (хакасов, чувашей, казахов и др.) существует поверье о том, что кукушка произошла от человека. Так, в сказке «Кукушка» женщина, потеряв мужа, по собственной воле превращается навсегда в кукушку2.

Одиночество и несчастная судьба кукушки связывались в народных представлениях также с отсутствием у нее детей. Согласно мифологи-ческо-религиозной легенде, кукушка в святой день «гэйет» (свила гнездо), за это была наказана Аллахом: <^эйет кенде оя торзоц, бала тeçe курмэ».

Громкий, очень характерный голос кукушки знаком каждому. Кукушку знают практически все народы, и зовут ее кукушкой из-за голоса: «кэкук» - башкирское, «кукушка» - русское, «куковица» - болгарское, «Kuckuck» - немецкое, «cuckoo» - английское, «coucou» - французское, «kukalka» - польское, «kakuk» - венгерское, «Cuculus» - латинское и т. п.

Кукушка, оставшаяся на всю жизнь одинокой, без детей, из-за своего обыкновения откладывать яйца в чужие гнезда, в башкирском народном эпосе «Урал-батыр» произносит такие слова:

Гнезда у меня нет, - сказала тогда кукушка, -

Заботы о детях не знаю.

Для кого дети - их печень3,

Кто за детей душою болеет,

С их пожеланием я согласна4.

Этими словами она словно раскрывает свою сущность, предстает как беспечное, заботящееся лишь о себе существо.

В бурятских улигерах чудесные помощницы героев, их покровительницы являются к богатырям в облике кукушек и даруют им жизнь. Если в алтайском эпосе кукушка-кукуя вызы-

вает болезнь батыра, то в одном из улигеров, чтобы вытащить со дна океана железную бочку с телом богатыря, кукушка так кукует, что «растущее дерево до корня иссушает, текущую воду до дна измельчает, трое суток неустанно кукует - великое черное море до гальки иссушает, священную большую гору до самого подножья опускает». И чтобы привести батыра в нормальное состояние, кукушка опять кукует, но ее пение теперь вызывает уже цветение жизни вокруг, батыр приходит в себя, а вместе с ним оживает и вся природа5.

В алтайском эпосе «Ак чабдар атту Алтын Беке» своим кукованием она вызывает болезнь «дюлгек», и от этой болезни только она сама может вылечить.

Ее голос, повадки и облик послужили основой для возникновения целого ряда примет, поверий, обрядовых действий.

В народе кукушку воспринимали как небесную посланницу, сообщающую о наступлении лета, о начале гроз и дождей. По ее голосу судили о будущем урожае: если кукушка закукует при восходе солнца, на зеленом дереве, то год будет урожайным, а если закукует на ночь, «на голом дереве», будут голод и мор (1). Есть и такое поверье: «Если первое кукование услышишь справа, будет сопутствовать удача, если слева - удача покинет тебя» (2). Или: «Когда услышишь весной кукушку в первый раз, надо быть веселым и иметь деньги в кармане: тогда, если позвенишь монетками, весь год будешь счастливым и не будешь испытывать нужду» (3). В представлении алтайцев свойство кукушки предвещать, предсказывать судьбу сохраняется по сей день. От того, как человек весной в первый раз услышит пение кукушки, зависит его судьба на год. Услышит пение спереди - для него будет хороший год, если пение прозвучало справа - также не будет плохой год. Если же слева - то будет неблагоприятный год. Когда кукушка прокукует позади - надо ждать несчастья6.

Недоброй приметой считался прилет кукушки в деревню, а особенно к дому, и кукование возле дома было предвестием смерти или пожара (4). Она была основана на поверье о том, что кукушка - птица вещая, знающая, кому сколько лет осталось жить. В народе говорили: «Если на крыше дома закукует кукушка, хозяин умрет». В таких случаях обливали молоком дерево или постройку, на которой сидела птица.

Широко распространено гадание по кукованию о продолжительности жизни. Для этого к

птице обращались с вопросом: «Кукушка, кукушка, долго ли мне жить?». Сколько раз прокукует - столько и жить.

В башкирском фольклоре существуют и обряд «Кэкук сэйе».

Башкирский обряд «Кукушкин чай» - женское празднество. Проводилось на горе или у реки. Женщины, девушки пели песни, танцевали, играли, гадали, пили чай. Перед уходом домой остатки пищи оставляли для кукушки.

В 2007 году в Аскинском районе Республики Башкортостан записана версия обряда: «У нас каждый год устраивали этот праздник. Проводилось после первого кукования кукушки. Выходили только женщины. Пели песни, играли, занимались рукоделием. На празднестве чрезвычайно популярны были песенноплясовые игры. В основном играли «Общий круг». Все, взявшись за руки, вставали в круг и плясали. Пляска сопровождалось такмака-ми» (5). По мнению ряда башкирских ученых, «Кэкук сэйе» проводился в честь родового тотема - кукушки, и составной частью его был «танец кукушки». В 2010 году в Белорецком районе Республики Башкортостан нами зафиксирована интересная информация: если вдруг в деревне появлялась кукушка, для нее исполняли любую песню. И, обращаясь к ней, говорили: «Кукушка, мы для тебя пели песню». «В соседнем доме жил дедушка. Если он в деревне услышит голос кукушки, то сразу начинал танцевать. Он танцевал, слегка наклонившись вперед, руки ставив назад, подпрыгивая (как говорит информант «Ьецгелдэберэк, ыргыбырак»). И говорил, что прилет кукушки в деревню -плохое предвестие. И если для нее танцуют, то она больше сюда не вернется» (6).

Искусствовед Р. С. Сулейманов в своей монографии упоминает весенний обрядовый праздник: «Весной на лоне природы солдатки устраивали своеобразный пикник. Там они обменивались впечатлениями. Пели песни, а иногда и куковали, подражая голосу кукушки... Излив на празднике все, что у них накипело в сердце, они получали душевное успокоение и поздно вечером возвращались домой»7. И в этом случае образ кукушки связан с мотивом одиночества.

Таким образом, кукушка со своими любопытными повадками не могла не привлечь внимание наших далеких предков, которые слагали сказки, легенды, связывали с кукушкой отдельные поверья, приметы.

Примечания

1 См.: Башкирское народное творчество : предания и легенды. Т. 2 / сост., авт. вступ. ст., ком-мент. Ф. А. Надршина. Уфа : Башкир. кн. изд-во, 1987. С. 97.

2 См.: Хусаинова, Г. Р. Мифологические мотивы в башкирской народной волшебной сказке // Керуен. 2006. № 2 (03). С. 120.

3 «Дитя есть печень» - образное выражение у тюркских народов, означающее «самое ценное», «самое дорогое».

4 Башкирский народный эпос / сост. тома А. С. Мирбадалева, М. М. Сагитов, А. И. Харисов; авт. исслед. А. С. Мирбадалева; перев. Н. В. Кидайш-Покровской, А. С. Мирба-далевой. М. : Наука, 1977. С. 276.

5 См.: Ябаган тYмэр тэргэтY БухY Хара хYбYYн // Буху Хара зубун. Улан-Уде, 1972. С. 96-97.

6 См.: Ойношев, В. П. Символика мифологии алтайского героического эпоса : дис. ... канд. филол. наук. Горно-Алтайск, 1998. 150 с.

7 Сулейманов, Р. С. Жемчужины народного творчества Урала. Уфа, 1995. С. 139.

Информанты

1. Записано Г. В. Юлдыбаевой в 2011 году в Гайском районе (д. Ишкена) Оренбургской об-

ласти от Ишалбаевой Гульсины Хуснулловны (1941 г. р.).

2. Записано Г. Р. Хусайновой в Нижне-Сергинском районе д. Аккул Свердловской области от Газимы Минигалиевой (1940 г. р.) / Духовное наследие : фольклор свердловских башкир / сост. : Ф. Надршина, Г. Хусаинова, Г. Юлдыбаева, Ф. Гайсина. Уфа, 2008. С. 237.

3. Записано в 2010 году Г. В. Юлдыбаевой в Сафакульском районе (д. Ялан) Курганской области от Исхаковой Канфары Гатиятовны (1936 г. р.).

4. Записано Г. В. Юлдыбаевой в Татышлинском районе (д. Булькайпан) Республики Башкортостан от Халимьяновой Фарханы Халимжановны (1915 г. р.) // Современное состояние народного творчества башкир северного Башкортостана / авт.-сост. Г. В. Юлдыбаева. Уфа : Деловая династия, 2008. С. 95.

5. Записано Г. В. Юлдыбаевой в 2007 году в Аскинском районе (д. Кубияз) от Гариповой Фандии Мавлявиевны (1938 г. р.) // Современное состояние народного творчества башкир северного Башкортостана. С. 85.

6. Записано в 2011 году Г. В. Юлдыбаевой в Белорецком районе (д. Азналы) Республики Башкортостан от Ахметшиной Рахили Муслимовны (1938 г. р.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.