Научная статья на тему 'Кукушка-доносчица и мухомор-проводник'

Кукушка-доносчица и мухомор-проводник Текст научной статьи по специальности «История. Исторические науки»

CC BY
202
73
Поделиться
Ключевые слова
ШАМАН / ШАМАНИЗМ / КАМЛАНИЕ / БУБЕН / ДУХИ / ШАМАНСКИЕ АТРИБУТЫ / КОЛОТУШКА

Аннотация научной статьи по истории и историческим наукам, автор научной работы — Кулемзин Владислав Михайлович

В основе такой противоречивого и разнопланового явления народной культуры, как шаманизм, лежит вера в существование духов. Истоки этой веры − в древних анимистических представлениях, наделяющих душой все окружающие человека предметы и явления природы. Солнце и луна − супруги, деревья перешептываются друг с другом, кукушка доносит до людей слова небесного бога, а гриб-мухомор следит за их поведением. Мухомор может общаться с обитателями всех трех миров Вселенной, он может стать проводником для шамана, спустившегося в преисподнюю за душой умершего человека… Все эти верования, идущие из глубины веков, наделяют магическим смыслом современную практику шаманов − жрецов, колдунов и целителей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Кукушка-доносчица и мухомор-проводник»

ОТКРЫТИЕ СИБИРИ

В.М. КУЛЕМЗИН

Кукушка-доносчица и мухомор-проводник

Ни одно явление народной культуры не порождает столь разных, порой взаимоисключающих точек зрения, как шаманизм. Единственное, в чем сходятся все ученые - отечественные и зарубежные, современные и прошлых эпох, медики, этнографы, культурологи, - это в том, что шаманизм базируется на вере в существование духов.

Истоки этой веры - в древних анимистических представлениях, наделяющих душой все окружающие человека предметы и явления природы. Солнце и Луна - это супруги, из-за воркотни своей жены муж Луна каждый месяц худеет. Деревья, как и люди, перешептываются друг с другом, гриб-мухомор следит за поведением человека, а кукушка доносит человеку слова небесного бога.

Ключевые слова: шаман, шаманизм, камлание, бубен, духи, шаманские атрибуты, колотушка.

Keywords: shaman, shamanism, shamanistic ritual, tambourine, spirits, shamanistic attributes, tampon

С давних пор деревья причудливой формы ассоциировались с потусторонним миром. Считалось, что в таких местах встречаются духи местности, воды, горы Проходя мимо, люди оставляли для них подношения. На фото - священное дерево в окрестности с. Хонуу Момского улуса Якутии. При строительстве местного аэропорта жители попросили не вырубать его, и строители выполнили их просьбу Фото Ю.А. Слепцова

Слева - молодой хантыйский шаман осваивает бубен. Старый шаман должен на слух выявить его ошибки. Фото А. Михалева (1989)

Этот бог - творец всего сущего. Он обитает на самом верхнем ярусе неба. Там всегда светло и тепло, шумит светлый березовый лес, там нет черного цвета, смерти, болезней и голода. Этот прекрасный Верхний мир соединяется с землей где-то далеко на юге, где стекают с гор маленькими ручейками истоки Оби и Енисея.

Живут в тех местах старик со старухой. Каменным ножом они строгают палочки, из которых мастерят ловушки на зверей и рыб. Падая в воду, стружки тут же превращаются в рыб, а старики, окунувшись в воду, обретают молодость.

Ниже по течению начинается Средний мир - обитель людей. В этом мире день сменяется ночью, а жизнь смертью. Есть в нем черное и белое, обильная пища и голод, здоровье и болезни, добрые и злокозненные духи. Этим духам человек должен делать подарки, а кому какие - указывает шаман.

Далеко на севере, у большого моря, Средний мир соединяется с Нижним - миром предков, миром под моховой подстилкой. Здесь нет власти Верховного бога, здесь правит свой бог, его извечный противник в черных одеждах. В подземном мире всегда темно и сыро, время

Деревянные идолы -духи-помощники шамана. Вселяясь в них, душа шамана становится такой же бессмертной, как и они Фото А. Михалева (1989)

Бубен - один из главных атрибутов шамана, средство его общения с духами. Под рукоятью бубна крепятся металлические подвески - «помощники шамана», передающие своим звоном его обращения к духам. Березовский краеведческий музей (ХМАО)

и реки текут вспять, а вместо берез растет темный кедровый лес. Человек, умерший в Среднем мире, рождается в Нижнем, но жизнь его начинает идти в обратную сторону, вплоть до момента рождения. И тогда он вновь появляется в Среднем мире новорожденным младенцем.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Если колыбель для ребенка сделана из березы, он обретает покровительство Верховного бога. Об этом доносит богу кукушка. Если колыбель сделана из кедра, то она для человека, отправляющегося из Среднего мира в Нижний мир. Об этом подземному богу докладывает гриб-мухомор. Его красная шляпка объединяет свойства черного и белого цветов, и поэтому он может общаться с обитателями всех трех миров.

Если в Среднем мире внезапно умирает человек, который не нарушал правил охоты, не высказывался плохо о боге или духах, делился с общин-

КУЛЕМЗИН Владислав Михайлович -доктор исторических наук, профессор кафедры археологии и исторического краеведения Томского государственного университета. Сфера научных интересов: этнография коренных народов Сибири. Организатор и участник 22 этнографических экспедиций. Автор множества научных и научно-популярных работ, в том числе 12 монографий

На фото вверху. В. Кулемзин после охоты на глухаря.

Экспедиция 1974 г. к хантам, р. Юган

никами всем необходимым, то такого человека шаман может из Нижнего мира вернуть обратно на землю. Для этого он вселяет в себя мухомора-проводника и спускается в преисподнюю.

Подобных верований, наполняющих сакральным смыслом практику шаманизма, великое множество. Точно осколки прошлого, они составляют мозаику, в которой заключен весь мир и человек в нем. Бережно, из поколения в поколение, хранит их память тех, кто живет богатым прошлым своего народа: шаманов, провидцев, фокусников, сказочников и целителей.

Перед камланием шаман нагревает бубен, чтобы кожа на ободе натянулась и громче стали звуки, созывающие добрых и отпугивающие злых духов. Фото В.М. Кулемзина (1972)

95