Научная статья на тему 'Кукурузное масло как противодымная присадка к нефтяным топливам'

Кукурузное масло как противодымная присадка к нефтяным топливам Текст научной статьи по специальности «Промышленные биотехнологии»

CC BY
185
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЗЕЛЬНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ / ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО / КУКУРУЗНОЕ МАСЛО / СМЕСЕВОЕ БИОТОПЛИВО / ПРОТИВОДЫМНАЯ ПРИСАДКА / DIESEL ENGINE / DIESEL FUEL / CORN OIL / BIOFUEL MIXTURE / ANTISMOKE ADDITIVE

Аннотация научной статьи по промышленным биотехнологиям, автор научной работы — Марков Владимир Анатольевич, Девянин Сергей Николаевич

Рассмотрены возможные пути использования кукурузного масла в качестве топлива для дизелей. Проведены экспериментальные исследования дизеля Д-245.12С на смесях дизельного топлива и кукурузного масла различного состава. Показана возможность улучшения показателей токсичности отработавших газов при использовании этих смесей в качестве топлива для автомобильных и тракторных дизелей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по промышленным биотехнологиям , автор научной работы — Марков Владимир Анатольевич, Девянин Сергей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Corn Oil as Antismoke Additive to Petroleum Fuels

Possible ways of utilizing corn oil as a fuel for diesel engines are considered. Experimental work on D-245.12C diesel engine fueled with mixture of corn oil and diesel fuel of dif erent percentage has been carried out. Possibility of exhaust toxicity characteristics improvement by using these mixtures as a fuel for automotive and tractor diesel engines is demonstrated.

Текст научной работы на тему «Кукурузное масло как противодымная присадка к нефтяным топливам»

Кукурузное масло как противодымная присадка к нефтяным топливам

B.А. Марков,

профессор МГТУ им. Н.Э. Баумана, д.т.н.,

C.Н. Девянин,

заведующий кафедрой МГАУ им. В.П. Горячкина, д.т.н.

Рассмотрены возможные пути использования кукурузного масла в качестве топлива для дизелей. Проведены экспериментальные исследования дизеля Д-245.12С на смесях дизельного топлива и кукурузного масла различного состава. Показана возможность улучшения показателей токсичности отработавших газов при использовании этих смесей в качестве топлива для автомобильных и тракторных дизелей.

Ключевые слова: дизельный двигатель, дизельное топливо, кукурузное масло, смесевое биотопливо, противодымная присадка.

Corn Oil as Antismoke Additive to Petroleum Fuels

V.A. Markov, S.N. Devyanin

Possible ways of utilizing corn oil as a fuel for diesel engines are considered. Experimental work on D-245.12C diesel engine fueled with mixture of corn oil and diesel fuel of different percentage has been carried out. Possibility of exhaust toxicity characteristics improvement by using these mixtures as a fuel for automotive and tractor diesel engines is demonstrated.

Keywords: diesel engine, diesel fuel, corn oil, biofuel mixture, antismoke additive.

В последние годы в качестве реальной альтернативы нефтяным дизельным топливам рассматриваются различные растительные масла: подсолнечное, рапсовое, хлопковое, соевое, льняное, пальмовое, арахисовое, сурепное и некоторые другие [1]. Их можно использовать в качестве топлива для дизелей в исходном виде или после специальной химической обработки, а также в смеси с нефтяными топливами или спиртами. В настоящее время стоимость растительных масел и топ-лив на их основе соизмерима со стоимостью нефтяных дизельных топлив. Поэтому применение таких топлив в ряде случаев становится экономически выгодным, особенно в тех странах, где растительные масла имеются в избытке [2].

Следует отметить, что полное замещение нефтяных дизельных топлив растительными маслами или их производными (метиловые или этиловые эфиры растительных масел) в ближайшей перспективе маловероятно. Но следует учитывать, что даже при небольшой добавке растительного масла или его метилового эфира (до 5...10 % объема) в нефтяное дизельное топливо существенно улучшаются показатели токсичности отработавших газов (ОГ) дизелей. В частности, при этом снижаются дымность ОГ (выброс сажи) и выбросы продуктов неполного сгорания топлива (в первую очередь - несгоревшие углеводороды) [3]. Таким образом, растительные масла можно рассматривать как экологическую добавку к нефтяным топливам.

Реальным резервом для получения указанной экологической добавки являются фритюрные масла, использованные в системе городского общественного питания и подлежащие утилизации [4-7]. Эта сырьевая база достаточно обширна. Например, в Японии ежегодные отходы фритюр-ных растительных масел составляют 400.600 тыс. т [8].

Одним из наиболее распространенных фритюрных растительных масел является кукурузное масло (КМ) с примерно такой же термической стабильностью, как и подсолнечное. Кукурузное масло получают из зародышей, масличность которых колеблется от 32 до 37 %, а также зерен кукурузы прессованием или экстрагированием органическими растворителями. В кукурузных зародышах сконцентрировано более 80 % жира, содержащегося в кукурузном зерне, около 20 % белков и около 74 % минеральных веществ [9]. По объему мирового производства кукурузное масло уступает лишь таким традиционным маслам, как соевое, пальмовое, рапсовое и подсолнечное, и сопоставимо с выпуском арахисового, хлопкового, кокосового и пальмоядрового масел. На долю кукурузного масла в мире приходится около 4 % [10].

Кукурузное полувысыхающее растительное масло - это жидкость светло-желтого цвета с температурой застывания от -10 до -20 °С, плотностью 914.926 кг/м3, динамической вязкостью при 20 °С 63.72 МПа-с, йодным числом 111.133 [11]. Масло нерастворимо в воде, но растворимо в органических растворителях (кроме высших спиртов), имеет температуру вспышки >25 °С. В жирнокислотном составе кукурузного масла доля насыщенных жирных кислот с числом атомов углерода от 14 до 24 составляет 9.21 %. Среди ненасыщенных жирных кислот 20,0.42,2 % приходится на олеиновую кислоту и 34,0.65,6 % - на линолевую кислоту [12]. В целом можно отметить, что жирнокислот-ный состав кукурузного масла близок к жирнокислотному составу наиболее распространенных растительных масел - рапсового, подсолнечного и др. (табл. 1).

Важнейшими характеристиками моторных топлив и растительных масел, используемых в качестве моторных топлив, являются кривые их фракционной разгонки, показывающие, какая объемная доля топлива испаряется при их нагревании до определенной температуры [1]. При снятии этих характеристик для традиционного дизельного топлива выделяют температуры начала перегонки (начало кипения), перегонки 10, 50, 90 % топлива, а также температуру окончания перегонки (конец кипения), соответствующую перегонке 96 или 98 % топлива. Температура перегонки 10 % топлива характеризует его склонность к

Альтернативное топливо

ш

Таблица 1

Жирнокислотный состав растительных масел, %

Кислота Растительные масла

Соевое Пальмовое Рапсовое Подсолнечное Арахисовое Кукурузное

Бутановая (масляная) С 4:0 0 0 0 0 0 0

Гексановая(капроновая)С 6:0 0 0 0 0 0 0

Октановая (каприловая) С 8:0 0 0 0 0 0 0

Декановая (каприновая) С 10:0 0 0 0 0 0 0

Додекановая (лауриновая) С 12:0 0-0,1 0-0,5 0 0-0,1 0-0,1 0-0,3

Тетрадекановая (миристиновая) С 14:0 0-0,2 0,5-2,0 0-0,2 0-0,2 0-0,1 0-0,3

Гексадекановая (пальмитиновая) С 16:0 8,0-13,5 39,3-47,5 1,5-6,0 5,0-7,6 8,0-14,0 8,6-16,5

Гексадеценовая (пальмитинолеиновая) С 16:1 0-0,2 0-0,6 0-3,0 0-0,3 0-0,2 0-0,5

Гептадекановая (маргариновая) С 17:0 0-0,1 0-0,2 0-0,1 0-0,2 0-0,1 0-0,1

Гептадеценовая (маргаринолеиновая) С 17:1 0-0,1 0 0-0,1 0-0,1 0-0,1 0-0,1

Октадекановая (стеариновая) С 18:0 2,0-5,4 3,5-6,0 0,5-3,1 2,7-6,5 1,0-4,5 0-3,3

Октадеценовая (олеиновая) С 18:1 17,0-30,0 36,0-44,0 8,0-60,0 14,0-39,4 35,0-69,0 20,0-42,2

Октадекадиеновая (линолевая) С 18:2 48,0-59,0 9,0-12,0 11,0-23,0 48,3-74,0 12,0-43,0 34,0-65,6

Октадекатриеновая (линоленовая) С 18:3 4,5-11,0 0-0,5 5,0-13,0 0-0,3 0-0,3 0-2,0

Эйкозановая (арахиновая) С 20:0 0,1-0,6 0-1,0 0-3,0 0,1-0,5 1,0-2,0 0,3-1,0

Эйкозеновая (гадолеиновая) С 20:1 0-0,5 0-0,4 3,0-15,0 0-0,3 0,7-1,7 0,2-0,6

Эйкозадиеновая С 20:2 0-0,1 0 0-1,0 0 0 0-0,1

Докозановая (бегеновая)С 22:0 0-0,7 0-0,2 0-2,0 0,3-1,5 1,5-4,5 0-0,5

Докозеновая (эруковая) С 22:1 0-0,3 0 2,0-60,0 0-0,3 0-0,3 0-0,3

Докозадиеновая С 22:2 0 0 0-2,0 0-0,3 0 0

Тетракозановая (лигноцериновая) С 24:0 0-0,5 0 0-2,0 0-0,5 0,5-2,5 0-0,5

Тетракозеновая(нервоновая)С 24:1 0 0 0-3,0 0 0-0,3 0

Гексакозановая (церотиновая)С 26:0 0 0 0 0 0 0

Таблица 2

Физико-химические свойства исследуемых топлив

Физико-химические свойства Топлива

ДТ КМ 95 % ДТ + 5 % КМ 90 % ДТ + 10 % КМ

Плотность при 20о С, кг/м3 830,0 921,2 834,6 839,1

Кинематическая вязкость (мм2/с) при температуре, °С 20 40 100 3,8 2,4 1,0 66,6 31,2 7,57 - -

Коэффициент поверхностного натяжения при 20 °С, мН/м 27,1 33,0 - -

Низшая теплота сгорания, кДж/кг 42500 37040 42300 41960

Цетановое число 45 37,6 - -

Температура, °С самовоспламенения помутнения застывания 250 -25 -35 -7 -15 - -

Количество воздуха, необходимое для сгорания 1 кг топлива, кг 14,31 12,38 14,23 14,11

Массовая доля, % С Н О 87,0 12,6 0,4 77,5 11,5 11,0 86.5 12.6 0,9 86,0 12,5 1,5

Массовая доля серы, % 0,20 0,002 0,190 0,180

Коксуемость 10%-ного остатка, % по массе 0,2 0,5 - -

Примечание. «-» - свойства не определялись; для смеси ДТ и КМ указана объемная доля компонентов, %.

образованию паровых пробок в системе питания дизеля. Средняя испаряемость определяется температурой выкипания 50 % топлива. Наличие тяжелых трудноиспаряющих-ся фракций можно определить по температуре перегонки 90 % топлива.

Кукурузное масло имеет существенно более тяжелый фракционный состав по сравнению с нефтяным дизельным топливом (ДТ) [13]. Так, температура перегонки 50 % фракций дизельного топлива составляет 260 °С, а аналогичная температура для кукурузного масла равна 355 °С. Следует отметить, что исследуемое кукурузное масло при температуре Г>360 °С подвергается термическому разложению.

Известны отдельные исследования дизелей, работающих на кукурузном масле и его смесях с нефтяным дизельным топливом, проведенные некоторыми зарубежными двигателестроительными фирмами [14]. Вместе с тем проблема использования кукурузного масла в качестве экологической добавки к нефтяным топливам является недостаточно изученной. При этом смеси ДТ и КМ с небольшим содержанием кукурузного масла имеют ряд преимуществ по сравнению с чистым кукурузным маслом при их использовании в качестве моторного топлива.

Физико-химические свойства кукурузного масла существенно отличаются от аналогичных свойств нефтяного ДТ. Более тяжелый фракционный состав КМ предопределяет его повышенные плотность и вязкость (табл. 2) [2].

Кукурузное масло имеет несколько меньшую теплотворную способность по сравнению с ДТ, что связано с наличием в молекулах жирных кислот кукурузного масла значительного количества атомов кислорода (массовая доля 11 %). Следует отметить и несколько худшую самовоспламеняемость КМ в условиях камеры сгорания (КС) дизеля. Кукурузное масло более склонно к коксованию в условиях КС дизеля, что может привести к значительным отложениям кокса на стенки КС и распылители форсунок. Кроме того, КМ имеет повышенные температуры помутнения и застывания по сравнению с ДТ, что усложняет холодный запуск дизеля, работающего на кукурузном масле.

С учетом отрицательных качеств кукурузного масла наиболее привлекательно его применение в качестве моторного топлива для работы дизеля на смесях ДТ и КМ с небольшим содержанием последнего. Эти два компонента хорошо смешиваются в любых пропорциях, образуя стабильные смеси. Подбором состава этих смесей можно получить физико-химические свойства, близкие к свойствам стандартного ДТ.

Для оценки возможности использования кукурузного масла в качестве экологической добавки к нефтяному дизельному топливу проведены экспериментальные исследования дизеля Д-245.12С (4ЧН 11/12,5) Минского моторного завода, устанавливаемого на малотоннажные грузовые автомобили ЗиЛ-5301 «Бычок». Некоторые параметры дизеля и условия эксперимента приведены в [15].

При испытаниях использовались дизельное топливо марки «Л» по ГОСТ 305-82 и его смеси, содержащие 5 и 10 % КМ (см. табл. 2). Исследовалось кукурузное масло, производимое ОАО «ЭФКО» (г. Алексеевка Белгородской обл.).

Ые, кВт 80

60

40

20

5т, кг/ч

18

14

10

Кх,% 50

30

10

X-к-1 о-----о - 2 л---л - 3

Я«4

Л/е N

Л

У

Ьтг-—.,

Л

/ V

•г

Ст

Г

/I У \

Г

а

N

к—^

V

> к*

N

>

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ме, Нм

360

320 280

а 2,4

2,0 1,6

1,2

9е, г

кВт ч 260

240

220

1000

1400

1800

2200

Рис. 1. Зависимость эффективной мощности крутящего момента Ме, расхода топлива вт, коэффициента избытка воздуха а, дымности ОГ Кх и удельного эффективного расхода топлива де от частоты вращения п коленчатого вала дизеля Д-245.12С на режимах внешней скоростной характеристики при использовании различных топлив: 1 - ДТ; 2 - смесь 95 % ДТ и 5 % КМ; 3 - смесь 90 % ДТ и 10 % КМ

На первом этапе испытания дизеля Д-245.12С проводились на дизельном топливе и на смесях ДТ и КМ на режимах внешней скоростной характеристики. При этом отмечены слабая зависимость часового расхода топлива Gт, коэффициента избытка воздуха а, крутящего момента двигателя Ме и его эффективной мощности N от вида применяемого топлива (рис. 1). Такое незначительное изменение мощностных показателей (Ме и Ме) не требует изменения исходных регулировок дизеля.

Наличие в молекулах жирных кислот кукурузного масла значительного количества атомов кислорода приводит к снижению теплотворной способности исследуемых смесей ДТ и КМ (см. табл. 2) и к соответствующему увеличению удельного эффективного расхода топлива де. В частности, на режиме максимальной мощности при п=2400 мин-1 перевод исследуемого дизеля с ДТ на смесь 95 % ДТ+5 % КМ и на смесь 90 % ДТ + 10 % КМ сопровождается увеличением д

Альтернативное топливо

с 247,3 до 251,4 и 251,8 г/(кВт-ч) соответственно, однако при этом эффективный КПД дизеля г|е изменяется незначительно.

Наличие кислорода в молекулах КМ благоприятно сказывается на дымности ОГ Кх. На всех исследованных скоростных режимах при переводе двигателя с ДТ на смесь 90 % ДТ + 10 % КМ дымность ОГ снижалась на 7...23 %. При указанной смене топлива наибольшее снижение дымности ОГ отмечено на режиме с п=2000 мин-1. Дымность ОГ уменьшилась с 26 до 20 % по шкале Хартриджа. На режиме максимальной мощности при п=2400 мин-1 дымность ОГ снизилась с 18,0 до 14,0 % по шкале Хартриджа, на режиме максимального крутящего момента при п=1500 мин-1 - с 40,0 до 37,0 % по шкале Хартриджа, а на режиме

с минимальной исследованной частотой вращения при п=1080 мин-1 - с 52,5 до 47,5 % по шкале Хартриджа.

Экспериментальные исследования Д-245.12С на режимах 13-ступенчатого цикла показали, что характеристика часового расхода топлива Gт (рис. 2а) свидетельствует о том, что на большинстве исследованных режимов замена ДТ смесями ДТ и КМ приводит к небольшому увеличению вызванному повышенными плотностью и вязкостью кукурузного масла. Однако, как отмечено выше, влияние вида топлива на часовой расход топлива Gт сравнительно невелико.

Тип применяемого топлива оказывает сравнительно небольшое влияние на концентрацию в ОГ оксидов азота СМОх (рис. 26). При работе дизеля Д-245.12С на ДТ, смеси 95 % ДТ

Альтернативное топливо

т

+ 5 % КМ и смеси 90 % ДТ + 10 % КМ на режиме холостого хода при п=890 мин-1 объемное содержание оксидов азота в ОГ СМОх составило 90 ррт или 0,0090 % при использовании всех трех видов топлива. На режиме максимального крутящего момента при п=1500 мин-1 значения СМОх равны соответственно 650, 650 и 620 ррт, а на режиме максимальной мощности при п=2400 мин-1 - 600, 600 и 550 ррт.

Вид применяемого топлива в существенно большей степени оказывает влияние на содержание в ОГ монооксида углерода ССО (рис. 2е). При работе дизеля Д-245.12С на трех рассматриваемых топливах на режиме холостого хода при п=890 мин-1 концентрации ССО оказались равны соответственно 525, 390 и 375 ррт, на режиме максимального крутящего момента при п=1500 мин-1 - 470, 420 и 450 ррт, а на режиме максимальной мощности при п=2400 мин-1 - 255, 190 и 210 ррт.

Значительное положительное влияние тип применяемого топлива оказывает на концентрацию в ОГ исследуемого дизеля несгоревших углеводородов ССН (рис. 2г). При переводе дизеля Д-245.12С с ДТ на смеси 95 % ДТ + 5 % КМ и 90 % ДТ + 10 % КМ на режиме холостого хода при п=890 мин-1 содержание несгоревших углеводородов в ОГ ССН снижается с 328 до 260 и 250 ррт, на режиме максимального крутящего момента при п=1500 мин-1 - с 231 до 168 и 145 ррт, а на режиме максимальной мощности при п=2400 мин-1 - со 183 до 138 и 110 ррт.

По представленным на рис. 2 данным по содержанию в ОГ газообразных токсичных компонентов определялись интегральные удельные массовые выбросы токсичных компонентов на режимах 13-ступенчатого цикла ЕСЕ Р49. При этом интегральные показатели токсичности ОГ рассчитывались с учетом коэффициентов К, отражающих продолжительность /-го режима. При оценке токсичности ОГ для каждого режима вычислялись часовые массовые выбросы токсичных компонентов ОГ, которые суммировались за весь цикл по каждому компоненту, и затем делением на условную среднюю мощность дизеля

за испытательный цикл определялись удельные выбросы вредных веществ по формулам

13 13 13

е

NQx 13

где Етх. , ЕСО/ , ЕСН/ - массовые выбросы оксидов азота, монооксида углерода и несгоревших углеводородов на /-м режиме, г/ч; Ме. - мощность двигателя на /-м режиме, кВт; К - коэффициент, отражающий продолжительность /-го режима.

По представленным на рис. 2 характеристикам часового расхода топлива Gт рассчитаны удельный эффективный расход топлива де и эффективный КПД дизеля пе на каждом /-м режиме, а также условные (средние на режимах 13-сту-пенчатого цикла) значения д и п по зависимостям

^ -'в усл 1в усл

1000G. 3600

ge = „ ; -

N.

Hug<

8еусл 13

IX*.

;

3600 Н в

и о еусл

где Ни - низшая теплота сгорания топлива, МДж/кг (см. табл. 2).

Экспериментальные данные подтверждают возможность заметного улучшения показателей дымности и токсичности ОГ исследуемого дизеля при использовании в качестве топлива смесей ДТ и КМ. Так, при замене ДТ смесью 90 % ДТ и 10 % КМ дымность ОГ Кх на режиме максимальной мощности при п=2400 мин-1 уменьшилась на 22,2 %. При этом удельный массовый выброс оксидов азота вМОх на режимах 13-ступен-чатого испытательного цикла снизился на 3,2 %, выброс монооксида углерода еСО уменьшился на 13,8 %, выброс несгоревших углеводородов еСН снизился на 30,0 %, а условный средний эффективный КПД на режимах 13-ступенчатого испытательного цикла п практически не изменился.

е усл

В целом, проведенный комплекс экспериментальных исследований подтвердил эффективность использования кукурузного масла в качестве антидымной и экологической добавки к нефтяным дизельным топливам для отечественных транспортных дизелей.

Литература

1. Марков В.А., Гайворонский А.И., Грехов Л.В., Иващенко Н.А. Работа дизелей на нетрадиционных топливах: Учебное пособие. - М.: Изд-во «Легион-Автодата», 2008. - 464 с.

2. Девянин С.Н., Марков В.А., Семенов В.Г. Растительные масла и топлива на их основе для дизельных двигателей. - М.: Издательский центр ФГОУ ВПО МГАУ им. В.П. Горячкина, 2008. - 340 с.

3. Марков В.А., Баширов Р.М., Габитов И.И. Токсичность отработавших газов дизелей. - М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2002. - 376 с.

4. Neue Technik: Fette werden zu «Biodiesel» // Brennstoffspiegel. - 2002. - № 10. - Р. 4.

5. Nye M.J., Williamson T.W., Deshpande S. et al. Conversion of Used Frying Oil to Diesel Fuel by Transesterification: Preliminary Tests // Journal of the American Oil Chemists' Society. - 1983. - Vol. 60. - № 8. - P. 1598-1601.

6. Payri F., Macian V., Arregle J. et al. Heavy-Duty Diesel Engine Performance and Emission Measurements for Biodiesel (from Cooking Oil) Blends Used in the ECOBUS Project // SAE Technical Paper Series. - 2005. - № 2005-01-2205. - P. 1-7.

7. Supple B., Howard-Hildige R., Gonzales-Gomez E. et al. The Effect of Steam Treating Waste Cooking Oil of the Yield of Methyl Ester // Journal of the American Oil Chemists' Society. - 2002. - Vol. 79. - № 2. - P. 175-178.

8. Hamasaki K., Tajima H., Takasaki K. et al. Utilization of Waste Vegetable Oil Methyl Ester for Diesel Fuel // SAE Technical Paper Series. - 2001. - № 2001-012021. - P. 1-6.

9. Химическая энциклопедия (в пяти томах): Том 4. / Под ред. Н.С. Зефирова. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1995. - 639 с.

10. Марков В.А., Девянин С.Н., Шустер А.Ю. Использование подсолнечного масла в качестве топлива для дизелей // Грузовик. - 2009. - № 4. - С. 46-56.

11. ГОСТ 8808-73. Масло кукурузное. Технические условия. - М.: Изд-во стандартов, 1973. - 10 с.

12. Кодекс Алиментариус (лат. «Продовольственный кодекс»). Жиры, масла и производные продукты: Пер. с англ. - М.: Изд-во «Весь мир», 2007. - 68 с.

13. Goering C.E., Schwab A.W., Daugherty M.J. et al. Fuel Properties of Eleven Vegetable Oils // Transactions of the ASAE. - 1982. - Vol. 25. - № 6. -P. 1472-1477, 1483.

14. Erdogan D., Mohammed A.A. Effect of Preheated Corn Oil as Fuel on Diesel Engine Performance // Agricultural Mechanization in Asia, Africa and Latin America. - 1999. - Vol. 30. - № 3. - P. 56-58.

15. Марков В.А., Девянин С.Н., Маркова В.В. Использование подсолнечного масла в качестве топлива для дизеля // Транспорт на альтернативном топливе. - 2010. - № 5. - С. 42-47.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.