Научная статья на тему 'Куклы и кукловод в романе Дины Рубиной «Синдром Петрушки»'

Куклы и кукловод в романе Дины Рубиной «Синдром Петрушки» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
513
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Д. РУБИНА / «СИНДРОМ ПЕТРУШКИ» / РОМАН-МЕТАФОРА / КУКЛА / «КУКОЛЬНИК-ТВОРЕЦ» / ДВОЙНИЧЕСТВО
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Жулькова К.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Куклы и кукловод в романе Дины Рубиной «Синдром Петрушки»»

лийском и в большей или меньшей степени вписались в американский социокультурный контекст.

2019.02.028. К.А. ЖУЛЬКОВА. КУКЛЫ И КУКЛОВОД В РОМАНЕ ДИНЫ РУБИНОЙ «СИНДРОМ ПЕТРУШКИ». (Обзор).

Ключевые слова: Д. Рубина; «Синдром Петрушки»; роман-метафора; кукла; «кукольник-творец»; двойничество.

«Синдром Петрушки» (2010) - финальное произведение трилогии «Люди воздуха», в которую также вошли «Почерк Леонардо» и «Белая голубка Кордовы», Дины Рубиной. В каждом романе трилогии художественное осмысление сущности дара, судьбы творца, его отношения к объекту творчества, к Богу как источнику дара происходит по принципу метафорической интерпретации.

Романы, составляющие трилогию, по словам самой писательницы, являются «развернутыми метафорами». Основываясь на этом определении, Ш.А. Мазанаев и А.М. Бабаева (Махачкала) рассматривают «Синдром Петрушки» как «роман-метафору».

В отличие от употребления и функционирования метафор в прозе (или поэзии), в жанре - метафора «применена... ко всему целому, слита со всем его емким и богатым содержанием»1. Данное обозначение специфики романа играет, по мнению исследователей, ключевую роль в процессе реализации творческого замысла Руби-ной. Писательскую попытку заглянуть за грань мастерства гениев, проникнуть в «двоящуюся реальность» авторы статьи соотносят с метафорическими моделями: «жизнь - театр», «театр - жизнь», «люди - куклы», «куклы-люди», «кукольник-творец», «творец-кукловод».

Главный герой романа Петр - кукольник, создавший особый мир со своими обитателями. Не случайно в романе дан целый «каталог» кукол: Фаюмочка, Скелетик, Биндюжник, Пипа Австралийская, Томариора и другие. Их портреты - детальное описание внешности - даются с указанием на «характер». Например, кукла Скелетик: «пугливым был, но очень кокетливым, даже жеманным»; Фаюмочка: «. подмигнул близко поставленными глазами, улыб-

1 Днепров В. Как спастись от потопа? // Лит. обозрение. - М., 1977. - № 10. -

С. 158.

нулся мечтательной улыбкой...»; Биндюжник «широкий, могучий в грудной клетке, но на коротких ножках. Подкатился к стойке бара, ловко взобрался на выскокий табурет и выдул своим роскошным басом: "Большую-сам-знаешь-что - Пепичку..."»1. Этот художественный прием описания куклы, в основе которого лежит оксюморон (живая кукла, душа куклы, личность куклы, характер куклы, пульс куклы), демонстрирующий ситуацию размывания границ между такими онтологическими категориями, как реальное (жизнь) - ирреальное (театр) и живое (человек) - неживое (кукла), подчеркивается и О.К. Бутук (Санкт-Петербург) (2).

По замечанию А.Г. Сильчевой (Москва), превращение человека в куклу - мотив, корни которого уходят глубоко в мифологию. Сюжет о подмене ребенка куклой или о превращении куклы в живого ребенка присутствует в народных и литературных сказках, например Пиноккио у Карло Коллоди или механическая кукла Олимпия из «Сказок Гофмана» Жака Оффенбаха.

В своем кукольном мире Петр - демиург, творец, единоличный режиссер поставленных им действ с созданными им творениями. «Процесс создания куклы здесь - метафора, так как кукла, по сути, является подобием человека. Кукла уподобляется человеку и подчиняется кукольнику так же, как и судьба человека - в воле Бога. Так смотрит на кукол и окружающий мир Петр. Настоящий конфликт и трагедия начинаются тогда, когда герой теряет границу между двумя мирами и начинает воспринимать кукол как людей, а людей - как кукол» (3, с. 47), - отмечают Ш.А. Мазанаев и А.М. Бабаева.

«Трагедия жизни талантливого человека заключается в том, что он живет в двух мирах - искусства и обыденности / повседневности» (4, с. 82), - считает и В.Ю. Пустовалова (Томск). По мнению исследовательницы, Д. Рубина показывает одаренного героя, играющего две принципиально разные роли в жизни: во-первых, он -Творец, создающий произведения искусства, взаимодействующий с объектом своего творчества и с источником дара - Богом; во-вторых, он - простой человек, живущий среди обычных людей, но смотрящий на окружающий его мир и людей через призму своего дара.

1 Рубина Д. Люди воздуха: Трилогия в одном томе: Романы. - М.: Эксмо, 2013. - С. 792.

Мотив двойничества касается и главной героини - огненно-волосой Лизы, жены Пети. По ее образу и подобию Петр создает куклу Эллис, которая, с его точки зрения, представляет собой совершенное творение.

Ф.Б. Бешукова (Майкоп) (1) находит, что персонаж Рубиной не оригинален в состязании с Творцом (Франкенштейн, Голем, Га-латея). По замыслу автора, Петя - гений, «.погруженный в пространство своей единственной любви настолько, что даже свою самую выдающуюся куклу делает копией своей жены. Он идет на кощунственный поступок, потому что существует только в колее пространства безумной трагической любви к единственной жен-щине»1.

Однако его всепоглощающая любовь к Лизе не приносит ей счастья. Лиза сходит с ума от горя по умершему сыну, который родился с улыбкой трикстера на лице, и от того, что безумно ревнует мужа к кукле Эллис, своему идеальному двойнику, противостояние с которым она не может выиграть. Для Петра Лиза и кукла сливаются в единое, порою неразличимое, целое. «- Сначала он сделал из меня куклу. Потом он достиг наивысшего совершенства: сделал из куклы - меня. Этому человеку нужны только куклы. В его империи нет места живой женщине.»2 Петр сопротивлялся мыслям Лизы, пытаясь ей доказать, что она - его единственная любовь, но, по мнению Ф.Б. Бешуковой, если внимательно всмотреться в строки романа, то становится очевидным, что спокоен и даже счастлив кукольник был только с Эллис, потому что она стала воплощением его гения, его мечтой, его идеальной Лизой. «Я думал о туго натянутой властной связи между творцом и его созданием, о полном подчинении, полном растворении создания в творце. Абсолютное владение, которого он так и не достиг с Лизой»3, - размышляет другой герой романа, доктор Горелик.

Н.Л. Самосюк (Санкт-Петербург) обращает внимание на амбивалентность творческого начала, представленную в романе тра-

1 Меня трясет, когда я слышу что-то о «женской литературе»: Интервью Дины Рубиной «РГ» // Российская газета. - М., 2010. - 24.11, № 5344(265). - Режим доступа: http://www.bigbook.ru/articles/detail.php?ID=10708

2

Рубина Д. Синдром петрушки [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bookz.ru/authors/rubina-dina/sindrom-_507/1-sindrom- _507. html

3 Там же.

гической неопределенностью в замысле Бога-творца, который, с одной стороны, предоставляет человеку свободу по-своему распоряжаться даром - жизнью и талантом, с другой - в самые трагические для героев моменты утверждает некий авторитет своего присутствия, который довлеет над человеком, заставляет его чувствовать себя куклой в руках высших сил (5).

Исследовательница считает, что концепт «куклы» в романе «Синдром Петрушки» вбирает в себя философско-религиозную традицию осмысления проблемы живого и неживого в человеке. Старуха Ханна, в магазине которой Петр скрывает куклу от жены, упоминает легенду о воскрешении Лазаря, как она видится про-фанному нерелигиозному сознанию: «У него такие руки, что едва он прикасается к кукле, та оживает. Можете мне поверить, она оживает и двигается, как человек. Я говорю ему: "Петька, когда я сдохну, приди и просто коснись меня своей животворящей лапой. Я тогда сразу поднимусь." Помните, в какой это книжке мертвецу кричат: "Лазарь, пошел вон!" - и он подымается и идет себе?»1.

Именно библейские параллели указывают на разнонаправленные векторы, проводящие четкую линию разграничения между образами кукол в произведениях «Электрическое тело пою!» Рэя Брэдбери и «Синдром Петрушки» Рубиной, полагает А.Г. Сильчева (6). Основываясь на сопоставлении двух гомологических образов, исследовательница выявляет отличие научной фантастики (Брэдбери) от магического реализма (Рубина). Электронная бабушка у писателя-фантаста не вызывает ни страха, ни отвращения - она не отталкивает Агату ни внешностью, ни поведением, в девочке говорит только тоска об утраченной матери. Никто не воспринимает электронную бабушку как зловещего похитителя душ. Эллис же вызывает у Лизы страх именно потому, что ей кажется, будто Петр похитил ее душу, чтобы вложить в куклу, и гибель куклы способствует тому, что нервное расстройство Лизы начинает излечиваться. Несмотря на то что два образа имеют и сходство (например, обе куклы являются реализацией мечты: бабушка реализует мечту Гви-до Фанточини, а Эллис - Петра Уксусова), возможно, связанное с влиянием текста Брэдбери на творчество Рубиной, однако сущест-

1 Рубина Д. Синдром петрушки [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bookz.ru/authors/rubina-dina/sindrom-_507/1-sindrom- _507. html

венным различием является то, что «в научной фантастике Рэя Брэдбери еще не родившееся существо оживает под руками умелых творцов, у Дины Рубиной же изготовление куклы представляет собой создание мертвой копии, сродни творению куклы вуду, мертвого двойника для осуществления магических ритуалов» (6, с. 60).

Список литературы

1. Бешукова Ф.Б. Мир кукол и людей в романе Дины Рубиной «Синдром Петрушки» // Кросс-культурное пространство литературной и массовой коммуникации: Материалы международной научной конференции. - Майкоп: Адыгейский гос. ун-т, 2016. - С. 27-31.

2. Бутук О.К. Репрезентация художественного концепта «кукла» в романе Д. Рубиной «Синдром Петрушки» // Наука: Прошлое, настоящее, будущее: Сб. ст. Международной научно-практической конференции: В 3 ч. - Уфа, 2017. -С. 104-108.

3. Мазанаев Ш.А., Бабаева А.М. «Синдром Петрушки» Дины Рубиной как роман-метафора // Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 2, Гуманитарные науки. - Махачкала, 2018. - Т. 33, вып. 1. - С. 45-51.

4. Пустовалова В.Ю. Выражение авторской интенции посредством метафорического моделирования (На примере трилогии Д. Рубиной «Люди воздуха») // Язык и культура: Сб. ст. XXVIII Международной научной конференции / Отв. ред. С.К. Гураль. - Томск, 2018. - С. 80-85.

5. Самосюк Н. Л. Лейтмотив как художественный прием создания концепта «кукла» в романе Дины Рубиной «Синдром Петрушки» // Мир науки, культуры, образования. - Горно-Алтайск, 2018. - № 4(71). - С. 526-530.

6. Сильчева А. Г. Образ куклы-андроида как члена семьи: Роман Дины Рубиной «Синдром Петрушки» и рассказ Рэя Брэдбери «Электрическое тело пою!» // Россия в мире: Проблемы и перспективы развития международного сотрудничества в гуманитарной и социальной сфере: Материалы V Международной научно-практической конференции / Отв. ред. Д.Н. Жаткин, Т.С. Круглова. - М.; Пенза, 2018. - С. 55-60.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.