Научная статья на тему 'Кудинские городища-святилища: планиграфия и конструкция'

Кудинские городища-святилища: планиграфия и конструкция Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
300
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОДИЩЕ / СВЯТИЛИЩЕ / КУДА / ВАЛ / РОВ / FORT / HOLY PLACE / KUDA / WALL / DITCH

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Харинский Артур Викторович

На территории Предбайкалья известно 90 «городищ». Военно-оборонительная функция играла на этих объектах второстепенную роль. Они прежде всего использовались как культовые центры или святилища, поэтому для их обозначения используется термин «городища-святилища». Отдельная территориальная группа городищ-святилищ располагается в долине р. Куды. Тринадцать из них обследованы в 2010 г. Городища-святилища локализуются на мысовидных площадках или горах, занимающих доминирующее положение среди окружающей местности. На них совершались ритуальные действия, позволявшие людям заручиться поддержкой небожителей. С помощью валов и рвов сакральные территории ограждались от проникновения вредоносных сил.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forts holy places of Kuda valley: form and design

In the territory of Predbaykalye 90 ancient "forts" are known. Military and defensive function played a supporting role on these objects. First of all, they were used as the cult centers or holy place therefore for their designation the term " fortholy place " is used. The separate territorial group of fortholy places sanctuaries settles down in a valley of river of Kuda. Thirteen of them are surveyed in 2010: Маntahie I, Маntahie II, ^Mik I, fajkunut I, Dalahan I, Маnhie I, Daha^lga I, Ulan-Zola-Tologoi, Uha-Hushun I, Uha-Hushun II, Handagay I, Sharsa I и Harhar-Zelga. Excavations took places only in 4 fortholly places situated in Kuda valley. During 50s of the last century the expedition under the leadership of Oklad-nikov made big excavations in Manhay site. In the southern part of this site were eight pits which consisted grate amount of bone remnants and a fragment of birch bark vessel. Excavating the pit and shafts of this site there were found more than sixty plates of red sandstone with images cut on it. Using stone plates with images for shaft fortification demonstrate two stages of this site existing as said P.P. Khoroshih. So far it is the only one fort holly place in Predbaikalye where were found proofs of long stay of people. During 70-80 s in Manhay site took place reconnoiter works, as result were found new plates with images, specified the form and the construction of site fortification. In the end of 80-s through the pits and shafts of following fort holly places: Darbay-I, Kapsal-I and Kapsal-II was laid a trenches allowed to judge about design features of this sites. Fortholy places sanctuaries are localized on mountain capes or tops of mountains occupying a leading position among the surrounding district. There is good view on a big area of the river valley from each site. They form self territorial groups adhered to a district site. More often it is a valley of Kuda river tributary or area of Kuda river valley. In this regard it is quite lawful to consider the fort holly places as peculiar markers of the territory assigned to group of people who built it. Protective constructions of Kudinsky sites of fort holly places consist of walls and ditches. The wall was filled either with internal or from outer side from a ditch. Fortification lines weren't intended for defense, and were only as symbolical environment of the sacral territory. Fort-holly places were the centers of commission of prayers to heavenly deities. The top of the mountain or the mountain cape were perceived as a place where contact of people to inhabitants of heaven is possible. The ritual actions were made on them allowing people to get support of inhabitants of heaven. Using walls and ditches sacral territories were protected from penetration of harmful forces.

Текст научной работы на тему «Кудинские городища-святилища: планиграфия и конструкция»

Вестник Томского государственного университета. История. 2013. №2 (22)

УДК 930.26

А.В. Харинский

КУДИНСКИЕ ГОРОДИЩА-СВЯТИЛИЩА: ПЛАНИГРАФИЯ И КОНСТРУКЦИЯ

На территории Предбайкалья известно 90 «городищ». Военно-оборонительная функция играла на этих объектах второстепенную роль. Они прежде всего использовались как культовые центры или святилища, поэтому для их обозначения используется термин «городища-святилища». Отдельная территориальная группа городищ-святилищ располагается в долине р. Куды. Тринадцать из них обследованы в 2010 г. Городища-святилища локализуются на мысовидных площадках или горах, занимающих доминирующее положение среди окружающей местности. На них совершались ритуальные действия, позволявшие людям заручиться поддержкой небожителей. С помощью валов и рвов сакральные территории ограждались от проникновения вредоносных сил.

Ключевые слова: городище, святилище, Куда, вал, ров.

Термин «городище» для археологических памятников, расположенных на территории Предбайкалья, достаточно условен. Обычно им обозначаются объекты, локализующиеся на возвышенных участках местности (горы, мысовидные площадки, мысы) и огороженные с наиболее доступных направлений фортификационными сооружениями (валы, рвы, стены, гряды). У значительной части городищ размеры и конструкция этих сооружений не позволяли эффективно защищаться от нападавшего противника. Поэтому при определении их назначения на первый план выходят со-крально-семантические функции. Вероятно, для каменных или земляных сооружений, закрывавших подступы к городищам, основной задачей являлась оградительно-маркирующая. Они «защищали» территорию городища от реальных и мифических врагов. Валы, стены, гряды и рвы являлись границей, отделяющей сакральную территорию от мира людей. Её нельзя пересекать, а для того чтобы попасть на огражденную ими площадку, нужно было воспользоваться проходом. Остальные задачи, в том числе и военнооборонительного характера, играли на этих объектах второстепенную роль. Предбайкальские городища использовались прежде всего как культовые центры или святилища, поэтому для их обозначения наиболее уместным будет употребление термина «городища-святилища» [1. С. 110; 2].

В Предбайкалье фиксируется пять территориальных групп городищ-святилищ: ангарская (39 городищ-святилищ), верхнеленская (4), приоль-хонская (20), северобайкальская (6) и кудинская (21). Значительная часть городищ-святилищ находится в долине р. Куды (правый приток Ангары). С учетом географического положения их можно разделить на три территориальные группы: верх-некудинские, занимающие северную часть долины

реки от ее истоков до впадения в нее р. Дундайка; среднекудинские, расположенные между реками Дундайка и Мурин; нижнекудинские - лежащие ниже устья р. Мурин. Первая группа включает городища-святилища Турысэ-Ундэр, Шаршибутэ I, Яняшен и Дарбай I. Ко второй группе относятся городища-святилища Мантахай I, Мантахай II, Харлык I, Кукунут I, Далахан I, Манхай I, Даха-Елга I, Улан-Зола-Тологой, Уха-Хушун I, Уха-Хушун II, Хандагай I, Шарса I и Хархар-Жалга (рис. 1). В число нижнекудинских входят четыре городища-святилища - Капсал I - Капсал IV.

До настоящего времени раскопочные работы проводились только на 4 городищах-святилищах, расположенных в Кудинской долине, - Манхае I, Капсале I, Капсале II и Дарбае I. В 50-х гг. прошлого века экспедицией под руководством А.П. Окладникова предприняты масштабные раскопки на Манхайском городище. В результате исследований выяснилось, что памятник имел постоянных обитателей. В его южной части обнаружено 8 ям, содержащих большое количество костных остатков и фрагмент берестяного сосуда. По мнению Е.Ф. Седякиной, ямы служили для хранения запасов питания. Вдоль восточного рва городища зафиксирован слой золы, образовавшийся от горения навоза, что позволило предположить наличие в этой части памятника стойл для скота [3. С. 295]. Во время раскопок рва и валов городища обнаружено более 60 плит из красного песчаника с высеченными на них изображениями. Использование каменных плиток с рисунками для укрепления вала городища свидетельствует, как считал П.П. Хоро-ших, о двух этапах существования памятника. Рисунки были оставлены какой-то тюркской народностью, жившей в Кудинских степях в первые века н.э. еще до прихода сюда курыкан. Курыканы же, пришедшие в Кудинские степи не

А.В. Харинский

ранее VI в. н.э., изменили внешний вид Манхая, насыпав валы, которые закрепили вырубленными в скале плитами с рисунками [4]. Материалы, полученные в результате раскопок Манхая, опубликованы лишь частично [5].

В 70-80-х гг. на Манхае проводились работы рекогносцировочного характера, в результате которых обнаружены новые плиты с рисунками [5], уточнены планиграфия и конструкция фортификационных сооружений памятника [6]. В конце 80-х гг. в центральной части Капсала II заложено два шурфа, в них найдены фрагменты гладкостенных плоскодонных керамических сосудов I тыс. н.э. Через валы и рвы городищ-святилищ Дарбай I, Капсал I и Капсал II проложены траншеи, позволившие судить о конструктивных особенностях этих памятников [7].

Отсутствие четких представлений о хронологии и культурной принадлежности материалов с кудинских городищ-святилищ, в том числе и с Манхая, не позволяет делать аргументированные выводы о времени сооружения этих археологических объектов и длительности их существования. К настоящему времени можно лишь судить о гео-

морфологии, планиграфии и в некоторых случаях о конструктивных особенностях кудинских городищ-святилищ, что характерно для начальных этапов исследования археологических объектов.

Топографическое положение большинства прибайкальских городищ-святилищ, в том числе и кудинских, практически одинаково. Часть из них располагается на мысовидных площадках (горных мысах), вдающихся в речную долину. Основание мысовидной площадки пересекает линия оградительных сооружений. Иногда она продолжается и вдоль склона площадки, охватывая ее по всему периметру. Другая часть городищ-святилищ находится на вершинах гор. Обрывистый склон горы обращен к речной долине, а пологий окаймлен оградительными сооружениями. К первой группе относятся среднекудинские городища-святилища Мантахай I, Мантахай II, Хандагай I, Кукунут I, Манхай I, Даха-Елга I, Уха-Хушун I, Шарса I и Хархар-Жалга. При этом три первых памятника локализуются на горах мысовидной формы с плоской вершиной, что сближает их с городищами-святилищами второй группы, располагающимися на вершинах гор. В их число входят: Харлык I,

3 4

Рис. 1. Кудинские городища-святилища: 1 - Улан-Зола-Тологой; 2 - Шарса I; 3 - Даха-Елга I; 4 - Хандагай I

Кубинские городища-святилища

Далахан I, Улан-Зола-Тологой, Уха-Хушун II. Вероятно, нюансы геоморфологического положения не играли существенной роли для этого типа памятников. При их сооружении определяющим был выбор площадки, занимающей доминирующее положение среди окружающей местности.

С каждого из городищ-святилищ открывается прекрасный обзор на значительный участок речной долины. С некоторых из них видно одно или несколько соседних городищ-святилищ. Например, с Манхая I можно увидеть Харлык I, Далахан I, Даха-Елгу I и Улан-Зола-Тологой. В свою очередь с Улан-Зола-Тологоя видно Уха-Хушун. В связи с этим у ряда исследователей сложилось представление, что предбайкальские городища составляли оборонительные рубежи, информация вдоль которых передавалась с помощью огневой сигнализации [8, 9]. Возможно, на некоторых из этих памятников и использовалась подобная сигнализация, но говорить о глобальных информационной и оборонной структурах, охватывающих весь регион, безосновательно. Значительная часть городищ-святилищ располагаются изолированно, и с них не просматриваются другие подобные объекты. Так, например, с Кукунута I, Уха-Хушуна II и Хандагая I не видно других городищ-святилищ. Мантахай I и Манта-хай II не просматриваются ни с одного из средне-кудинских городищ-святилищ. Так же локально располагаются Шарса I и Хархар-Жалга и нижне-кудинские городища Капсал НУ. Они образуют собственные территориальные группы, привязанные к определенному участку местности. Чаще всего это долина одного из притоков Куды или участок Кудинской долины. Как правило, в каждой из них проживала группа людей, за которой закреплялась определенная территория, маркерами которой выступали природные объекты (горы, реки, распадки и т.д.). Помимо природных маркеров, люди создавали и искусственные объекты, подтверждавшие права их создателя на близлежащую территорию. К числу таких объектов, вероятно, относились и городища-святилища.

Среди оградительных сооружений кудинских городищ-святилищ фиксируются лишь земляные валы и рвы, что характерно для большинства ангарских и верхнеленских памятников подобного рода [9; 10. С. 142]. В отличие от них на городищах байкальского побережья оградительные сооружения возводились преимущественно из камня. Исключения составляют маломорские городища Нюргон IV и Саган-Хушун I. При этом на городище Саган-Хушун отмечены разные по конструкции оградительные сооружения - земляной и

каменный валы. Вероятно, это связано с наличием или отсутствием рыхлых отложений в различных частях мыса Саган-Хушун, на котором расположено городище [11].

Другой особенностью части кудинских городищ-святилищ является многорядность их оградительных линий. Одна оградительная линия может состоять из двух рвов и двух валов, как на Мантахае I, Манхае I и Шарсе I. Их количество иногда доходит до трех, как на Улан-Зола-Тологое, Даха-Елге I, Харлыке I, Манта-хае II, или даже четырех, как на Уха-Хушуне I, Хархар-Жалге и Хандагае I. На байкальских городищах фиксируется лишь по одному ряду оградительных сооружений. Во время сооружения рва землю обычно насыпали с его внутренней стороны, формируя вал. Такое расположение было удобно для обороны, так как затрудняло продвижение противника и скрывало защищавшихся. Однако на кудин-ских городищах-святилищах наблюдается различное расположение вала относительно рва. Встречается как стандартное, так и комбинированное их расположение, когда на одних участках городища-святилища вал насыпался снаружи рва, а на других -с внутренней стороны. На ряде памятников отмечено расположение валов лишь снаружи рва, как, например, на Харлыке I, Капсале I и Капсале II [7]. Отсутствие строгой стандартизации в сооружении фортификационных сооружений, вероятно, свидетельствует о том, что валы на городищах-святилищах имели не столько реальное оборонительное значение, сколько символическое. Они, прежде всего, должны были ограждать сакральную территорию от профан-ного мира.

Локализация городищ-святилищ на возвышенных участках местности наводит на мысль, что они были центрами совершения молений небесным божествам. Сопоставляя вершину горы или мысовидной площадки с местом, где возможен контакт людей с небожителями, древние обитатели Предбайкалья старались уберечь и оградить его от посещения вредоносными силами. Такими оградительными сооружениями, по всей видимости, и были валы, рвы, стены и каменные гряды, дошедшие до наших дней. Кроме основного своего назначения - служить святилищами, некоторые городища могли использоваться и для оборонных целей. Но эта функция городищ имела временный характер и явно играла второстепенную роль.

ЛИТЕРАТУРА

1. Харинский А.В. Предбайкалье в конце I тыс. до н.э. -середине II тыс. н.э.: генезис культур и их периодизация. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2001. 198 с.

А.В. Харинский

136 -----------------------------------------------------------------

2. Харинский А.В. Западное побережье озера Байкал в I тыс. до н.э. - I тыс. н.э. // Известия Лаборатории древних технологий. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2005. Вып. 3. С. 198215.

3. Седякина Е.Ф. Курыканы // История Сибири. Л., 1968. Т. 1. С. 291-296.

4. Хороших П.П. Памятники древнетюркского искусства на горе Манхай (Кудинские степи) // Краткие сообщение о научно-исследовательских работах за 1961 г. / Иркут. ун-т. Иркутск, 1963. С. 248-249.

5. Асеев И.В. Прибайкалье в средние века. Новосибирск, 1980. 149 с.

6. Харинский А.В. Городище Манхай (особенности конструкции) // Палеоэтнология Сибири. Иркутск, 1990. С. 155-156.

7. Харинский А.В. Капсальские «городища» // Известия

Лаборатории древних технологий. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2007. Вып. 5. С. 200-217.

8. Агапитов Н.Н. Прибайкальские древности: изображения на утесах Байкала: городища Иркутской губернии // Изв. ВСОРГО. 1882. Т. 12, № 4-5. С. 61-70.

9. Рыгдылон Э.Р. Городища Усть-Ордынского Бурят-Монгольского национального округа Иркутской области // Советская археология. 1955. № 22. С. 177-189.

10. Окладников А.П. Шишкинские писаницы. Иркутск, 1959. 210 с.

11. Харинский А.В. Топография и конструкция «городищ» маломорского побережья озера Байкал // Археологическое наследие Байкальской Сибири: изучение, охрана и использование. Иркутск, 2002. Вып. 2. С. 109-126.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.