Научная статья на тему 'Куда смотрит компас коммуникации, или Благодарность — основа коммуникативной среды будущего'

Куда смотрит компас коммуникации, или Благодарность — основа коммуникативной среды будущего Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
17
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Куда смотрит компас коммуникации, или Благодарность — основа коммуникативной среды будущего»

ПОСТСКРИПТУМ

Ирина Ильинична ЧЕРНЫХ,

доцент кафедры гражданского и административного процесса Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), кандидат юридических наук, доцент

Куда смотрит компас коммуникации, или Благодарность — основа коммуникативной среды будущего

Изучение коммуникативных социальных процессов на междисциплинарном уровне способно выступить методом познания и осмысления действительности. В этом выпуске журнала мы собрали размышления о правовой коммуникации. Как предопределено самим феноменом права, в основе своей эти научные поиски стратегий коммуникации направлены на преодоление конфликтной ситуации в общественных отношениях, преимущественно с помощью суда.

Надо отметить, что не только правовая наука, но и иное гуманитарное знание, объединяющееся для исследования общества, человека и коммуникативной среды, длительное время шло по такому же пути, что весьма наглядно демонстрирует наука психология. Традиционно в психологии основное внимание исследователей и практиков было сосредоточено на выявлении патологии, ее причин и исцеления.

Однако в последние десятилетия фокус внимания психологов был смещен в сторону позитивного функционирования личности, сформировалось направление — позитивная психология, у которой центральная тема заключается в том, что благоприятные социальные отношения являются важнейшим условием процветания человека.

Удивительно, что многие исследователи «назначают ответственным» за психологическое и психическое здоровье индивида развитую способность к коммуникативному акту благодарности. Она считается основополагающей для поддержания взаимности обязательств между людьми и эволюционно приспособленной для поощрения альтруистического, просоциального поведения. Кроме того, благодарность связывают с психологическим, социальным и физическим благополучием личности. Учеными было предложено следующее определение благодарности: «...чувство радости в ответ на получение подарка, независимо от того, является ли он ощутимой выгодой от конкретного другого или моментом умиротворенного блаженства, вызванным природной красотой»1.

Но, помимо внутреннего состояния благодарного индивида, подчеркивается и внешнее проявление благодарности как морального, активно просоциального и эмоционального выражения, когда человек признает подарок, осознает его ценность и ценит намерения дарителя2, ощущает признательность за доброту и

Цит. по: Караваева Л. П., Тарасова Л. В. Позитивная психология: феномен благодарности как инструмент обеспечения благополучия личности // Общество: социология, психология, педагогика. 2023. № 6. С. 92—99.

Buragohain Pranjal and Rajen Mandai. Teaching gratitude among secondary school students as a means of well-being // International Journal of Humanities, Social Sciences and Education (IJHSSE). ISSN 2349-0373-printed, 2349-0381-online. Vol. 2. Is. 2. P. 179—188.

в

ЕСТНИК Черных И. И. ООО

УНИВЕРСИТЕТА Куда смотрит компас коммуникации, или

имени o.e. кугафина(мгюа) Благодарность — основа коммуникативной среды будущего

стремится ответить взаимностью. Если мы все это подразумеваем в благодарности, то получаем универсальное понятие, суть которого доступна всем. Его значение выходит за рамки мимолетной мысли или чувства, будучи выраженным каким-либо образом, оно задействует интеллект, волю.

Во-первых, эмоция благодарности служит моральным барометром, указывая на изменения в социальных отношениях человека. Во-вторых, как моральное подкрепление, выражение благодарности служит стимулом для благотворителя в будущем вновь проявлять доброжелательность. Наконец, благодарность служит моральным мотивом, поскольку ее переживание побуждает получателя в дальнейшем вести себя просоциально3.

Поэтому благодарность является важным связующим элементом для общества. Это «моральная память человечества», мост, соединяющий одного человека с другим. Деонтология воспринимает благодарность как моральный долг и фокусируется на состоянии благодарности у детей. Благодарность может не возникать у них естественным образом. Во многих странах, признающих ее серьезное воспитательное значение, в образовательных учреждениях существуют программы по обучению навыкам благодарить. И это очень важно в академической среде.

Исследования показывают, что преобладающим отношением многих студентов является отношение жалобы и неудовлетворенности, противоположное благодарности. Может быть много веских причин для этого, в частности, нарциссизм и чрезмерная ориентация подростков на независимость, изменение в обществе отношения к платному образованию как к услуге: роль учителя обычно строится как «дающего знания» ученику, а роль учащегося — как «получателя», считающего себя «клиентом», которого нужно удовлетворять. Это может оказать разрушительное воздействие на способность студентов заниматься учебой.

Австралийский ученый, Керри Хауэллс, серьезно исследующий тематику благодарности в образовании, опираясь на идеи М. Хайдеггера, весьма изящно формулирует основу для благодарности во взаимоотношениях между учителем и обучающимся. «Как мы можем поблагодарить за этот дар — дар способности размышлять о том, что в наибольшей мере подстегивает работу мысли, — лучше, чем действительно размышлять об этом? Значит, высшей благодарностью должно быть мышление? И глубочайшая неблагодатность — бездумье?» Мы видим прямое указание на замкнутую взаимосвязь между мышлением и благодарностью. И делается вывод, достойный быть высеченным на камне: «Чем больше человек думает с благодарностью, тем больше он думает по-настоящему»4.

Преподавателю следует помнить, чем больше человек способен вовлечь себя в мыслительный процесс, тем больше он выражает благодарность за способность мыслить.

Это такое сокровенное измерение благодарности, которое влияет на все аспекты личности — подсознание, мысли, слова, эмоции и физическое состояниях.

3 Giacomo Bono, Mikki Krakauer, And Jeffrey J. Froh. The Power and Practice of Gratitude. А brief history of research on gratitude// URL: https://www.academia.edu/35818592/the_power_ and_practice_of_gratitude_a_brief_history_of_research_on_gratitude. g

4 Kerry Howells. The role of gratitude in higher education // URL: https://www.academia. edu/62036221/The_role_of_gratitude_in_higher_education. СКРИПТУМ

230 постскриптум

Д ' i

ЕСТНИК

УНИВЕРСИТЕТА

О.Е. Кугафина (МПОА)

Делая эту мысль доступной для учащегося, учитель достигает главной образовательной цели — довести ученика до состояния готовности взять большую ответственность за развитие у самого себя благодарного и отзывчивого отношения к тому, что требует размышлений, к тому чтобы распознавать и ценить преимущества других и культивировать в себе желание отвечать взаимностью позитивными действиями.

«Благодарить — значит делиться... Удовольствие, которым я обязан тебе, принадлежит нам обоим, — объясняет французский философ Андре Конт-Спонвилль.5 Предлагая студенту развить в себе внутреннее отношение к желанию отдавать, а не просто брать в процессе обучения, преподаватель ищет способы, с помощью которых он тоже мог бы получать от своих студентов. Успешный опыт такого взращенного чувства взаимосвязанности можно описать словами одного из обучающихся. «Вместо того, чтобы просто стараться получить более высокую оценку за участие, я давал учителю и классу более продуманные ответы и вопросы, ожидая, что ответы будут полнее информировать других учащихся и меня самого. Поступая таким образом, я обнаружил, что вопросы, которые я задавал, на самом деле были более полезными для моего собственного понимания, чем раньше. Я обнаружил, что чем больше я отдавал своим занятиям, тем больше я получал. Учитель был благодарен мне за участие, что способствовало улучшению отношений между нами. Построение таких отношений с учителями имеет для меня большое значение и способствует более глубокому и взаимовыгодному подходу к обучению».

Очевидно, что благодарность может быть важнейшим компонентом позитивного развития молодежи, приучая вносить вклад в свои собственные сильные стороны и развитие и, в свою очередь, отдавать должное людям, группам, учреждениям или сообществам, которые воспитывают. Можно было бы завершить этот пост жизнеутверждающим призывом к молодежи настраивать жизненную ориентацию на позитивные аспекты окружающего мира. Благодарность и взаимопомощь помогут обрести согласованность в жизни и изменить мир к лучшему, построив идеальные общественные отношения без конфликтов. Но менее всего хотелось бы исполнять роль проповедника.

Реалии современной России таковы, что мы легко оперируем словами, эмоциями, но отнюдь не поступками, способными изменить и объединить общество. Здесь самое время вернуться к праву и оставить, как говорится, открытый финал, который каждый домыслит сам для себя. В качестве «финальных кадров» отметим, что максимально определяет идею права связь личного и коллективного опыта. Для индивида право предстает средством, которое должно оберегать его от конфликтов, исключать социальную опасность, предоставлять алгоритмы выживания среди себе подобных. Для общества это создание, использование, переоценка таких алгоритмов. Большинство людей, в особенности молодежи, упускают рациональную основу права, предусматривающую принудительность, и ответственность индивида. Получается, что он имеет право на все. А если человек чувствует, что имеет право на все, то он ни за что не благодарен.

Каждый должен определить, что чувствовать, что говорить и как поступать в целях построения социально консолидированного общества и куда направлять компас коммуникации.

5 Comte-Sponville A. La gratitude, Petit traité des grandes vertus. Paris : PUF, 1995.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.