Научная статья на тему 'Куда история влечет культуру? (от «Общества концертирующих» к «Обществу репетирующих»)'

Куда история влечет культуру? (от «Общества концертирующих» к «Обществу репетирующих») Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
194
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ФУТУРОЛОГИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ ИДЕНТИЧНОСТИ / КУЛЬТУРНОЕ СОЗНАНИЕ / КУЛЬТУРНЫЙ ПРОЦЕСС / ТЕНДЕНЦИИ КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ / КУЛЬТУРНЫЙ ОПЫТ / БУДУЩЕЕ КУЛЬТУРЫ / КУЛЬТУРНАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ / ПАРТИКУЛЯРИЗАЦИЯ КУЛЬТУРЫ / ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ КУЛЬТУРЫ / SOCIAL FUTUROLOGY / SOCIAL MANAGEMENT / SOCIAL IDENTITIES / CULTURAL CONSCIOUSNESS / CULTURAL PROCESS / TENDENCIES OF CULTURAL DEVELOPMENT / CULTURAL EXPERIENCE / FUTURE OF CULTURE / CULTURAL REPRESENTATION / PARTICULARIZATION OF CULTURE / HUMANITARIZATION OF CULTURE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Костина Анна Владимировна, Флиер Андрей Яковлевич

Авторы пытаются предсказать будущее культуры на основе анализа тенденций ее развития, рассматривая группу признаков, характеризующих технологические эпохи развития человечества, выявляя иерархию социальной значимости разных социальных индустрий им присущих. Статья будет особенно интересна тем, кто занимается проблемами культурного сознания, футурологии, социального управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WHERE DOES HISTORY LEAD CULTURETO? (FROM "THE SOCIETY OF CONCEPT-GIVING" TO "THE SOCIETY OF REHEARSING")

The authors try to forecast the future of culture on the ground of its development tendencies analysis studying a group of features characteristic of the epoch of mankind development revealing the hierarchy of the appropriate social industries social significance. The article will be of special importance to those involved in studying the problems of cultural consciousness, futurology and social management.

Текст научной работы на тему «Куда история влечет культуру? (от «Общества концертирующих» к «Обществу репетирующих»)»

Раздел И КУЛЬТУРОЛОГИЯ

А. В. Костина, А. Я. Флиер

КУДА ИСТОРИЯ ВЛЕЧЕТ КУЛЬТУРУ?

(От «общества концертирующих» к «обществу репетирующих»)1

Авторы пытаются предсказать будущее культуры на основе анализа тенденций ее развития, рассматривая группу признаков, характеризующих технологические эпохи развития человечества, выявляя иерархию социальной значимости разных социальных индустрий им присущих. Статья будет особенно интересна тем, кто занимается проблемами культурного сознания, футурологии, социального управления.

Ключевые слова: социальная футурология, социальное управление, социальные идентичности, культурное сознание, культурный процесс, тенденции культурного развития, культурный опыт, будущее культуры, культурная репрезентация, партикуляризация культуры, гуманитаризация культуры.

The authors try to forecast the future of culture on the ground of its development tendencies analysis studying a group of features characteristic of the epoch of mankind development revealing the hierarchy of the appropriate social industries social significance. The article will be of special importance to those involved in studying the problems of cultural consciousness, futurology and social management.

Key words: social futurology, social management, social identities, cultural consciousness, cultural process, tendencies of cultural development, cultural experience, future of culture, cultural representation, particularization of culture, humanitarization of culture.

Предсказание будущего - малопочтенное занятие. Когда-то оно основывалось на благих пожеланиях предсказателя, его мистических видениях (пришедших в виде Божественных откровений или как-либо еще) или просто являлось обманом, осуществлявшимся с какой-то прагматически актуальной целью. Но даже при самых честных намерениях предсказателя в его пророчествах трудно было уловить хоть какую-нибудь аналитическую основу, это, скорее, идеологически ангажированные мечты (например, ренессансные утопии).

Предсказание будущего - малопочтенное занятие. Когда-то оно основывалось на благих пожеланиях предсказателя, его мистических видениях (пришедших в виде

Авторы выражают сердечную признательность доктору философских наук, проф. Г. В. Гри-ненко, своими критическим замечаниями помогшей в работе над этим прогнозом.

Божественных откровений или как-либо еще) или просто являлось обманом, осуществлявшимся с какой-то прагматически актуальной целью. Но даже при самых честных намерениях предсказателя в его пророчествах трудно было уловить хоть какую-нибудь аналитическую основу, это, скорее, идеологически ангажированные мечты (например, ренессансные утопии).

Со временем ситуация исправилась. Выработался более или менее универсальный метод предвидения будущего на основе анализа наблюдаемых трендов (тенденций развития) и умозрительного продления их во времени. Правда при этом обычно не учитывался (или не мог быть учтен) научно-технический прогресс, переход на иные источники энергии, иное инструментальное обеспечение жизни, что порождало курьезные прогнозы, например: к середине ХХ в. Лондон утонет в конском навозе (по причине стремитель-

27

ного роста населения и расширения хозяйственной жизни города). Сейчас ученые-футурологи стремятся учесть все и даже не очень просчитываемые пути прогресса. Предсказаны альтернативные источники энергии, средства транспорта и технического обеспечения жизни. Все это логически просчитывается на основе анализа современных трендов.

Стоит обратить внимание на очень важную составляющую современного общественного сознания - культурную тенденцию превентивного переживания будущего, родившуюся еще в XIX в. (нам наиболее известна марксистская теория коммунизма), но получившую особое развитие именно в ХХ столетии. ХХ в. просто сошел с ума на этом превентивном переживании, предощущении, аналитическом проектировании и т. п., что выразилось в необъятном потоке научной и ненаучной фантастики (в любых видах искусства - литературе, кино, театре и т. п., и любых жанрах вплоть до комиксов и бытовых анекдотов, от блаженных утопий до политических антиутопий) и футурологических предсказаниях-мечтах ведущих ученых, философов и деятелей искусства, иногда политиков и др. Наконец, это воплотилось в институционализации целого научного направления - социальной футурологии, особенно развившейся и ставшей оказывать прямое воздействие на общественное сознание со времени появления доктрин Даниэла Белла о постиндустриальном обществе [11], Маршалла Маклюэна об обществе информационном [14] и Элвина Тоффлера о шоке будущего [15].

Складывается впечатление, что современное культурное сознание черпает социальный опыт уже не столько в анализе прошлого человечества и вытекающих из него уроков (большая часть этого опыта, к сожалению, уже безнадежно потеряла всякую социальную актуальность и примени-

28

мость), а именно в превентивном переживании будущего. Если вчера мы обретали опыт, анализируя уже сыгранный концерт (поскольку следующий не должен был серьезно отличаться от состоявшегося), то сегодня стремимся к получению опыта в процессе репетирования концерта, еще предстоящего и принципиально не похожего на уже сыгранный. Из «общества концертирующих» мы превращаемся в «общество репетирующих», живущих телесно еще в настоящем, а интеллектуально и особенно эмоционально уже в грядущем.

Науке еще предстоит определить, до какой степени современная культура посвящена этой «репетиции» завтрашнего дня (это можно сравнить и с военными маневрами, также репетирующими «завтрашнюю войну»), какие материальные и интеллектуальные ресурсы вовлечены в эти «репетиции». Но в отличие от военных, отдающих себе ясный отчет в том, что маневры - это только игра, для ученых и политиков, публицистов и писателей (и иных деятелей художественной культуры) интеллектуальная позиция «быть на шаг впереди реальной жизни» отнюдь не игра, а метод осуществления их профессиональной деятельности, видимо, уже доказавший свою достаточную утилитарную эффективность (иначе бы в это не вкладывалось столько средств). А уж успех художественной фантастики (во всех видах литературы и искусства) показывает, до какой степени эти «репетиции» востребованы современным общественным сознанием.

А вот как предсказать будущее самой культуры в ее основных характеристиках? Можно ли провести такого же рода анализ тенденций культурного развития на протяжении истории человечества (в меньшем масштабе это не представляется достаточным и научно корректным)? Выявить или уловить почти на интуитивном уровне (ибо культурные тенденции очень противоречи-

вы - даже при взгляде с самого большого удаления) какие-то направления и умозрительно продлить их еще на шаг, еще на эпоху? Можно ли превентивно «отрепетировать» будущую культуру и на основе какой партитуры?

Для этого, как представляется, нужно наметить определенные характеристики (группы характеристик), которые, во-первых, являются показательными для состояния культуры в ту или иную эпоху (идеологии, доминирующей не просто формально, но и в реальном общественном сознании, и определяемых ею «правил игры», по которым живет общество) и, во-вторых, меняются от эпохи к эпохе так, что можно выявить какие-то закономерности (направление движения) в этих изменениях.

В качестве таковых групп характеристик, мы полагаем, можно выделить следующие:

- целевые и функциональные приоритеты культуры (к чему культура стремится и с чем борется, к расширению чего идет, какие внутренние условия старается искусственно сконструировать, какие внешние условия адаптирует в первую очередь и что абсолютизирует, какие социальные функции для культуры приоритетны, ее отношение к среде обитания, степень открытости внешних границ взаимодействия и т. п.);

- приоритетные средства, с помощью которых культура осуществляет свои цели (тип доминирующих социальных индустрий, методы управления и социальной регуляции и их иерархия, на основе чего осуществляется социальная регуляция, что является условием достижения успеха и пр.);

- источники содержательного наполнения культуры (актуальность разных социальных опытов и их иерархия, идейные основания для культурных конструкций, главные ценности и объекты отторжения, эталонные культурные герои, особенности отношения к историческому времени);

- участники культурных процессов (наиболее значимые социальные группировки участников, иерархия функциональных групп, преобладающие основания индивидуальной и групповой идентичности, иерархии каналов социализации и пространств репрезентации личности);

- языки и символы (иерархии каналов передачи информации, композиции образных систем, характеристики культурных текстов и пр.).

В качестве эпох, на которые в данном исследовании будет делиться историческое время, мы выбрали уже общепринятые в современных общественных науках технологические эпохи - первобытную (включая ее позднюю «варварскую» стадию), аграрную (начиная со становления первых городских цивилизаций), индустриальную, постиндустриальную и ту, что последует в будущем после постиндустриальной, которую мы условно назвали пост-постиндус-триальной (не берясь предсказывать технологию, которая станет основной в будущем, и потому, не пытаясь выдумать название для этой эпохи). Попыткой представить себе основные (преимущественно социальнофункциональные) характеристики культуры грядущей пост-постиндустриальной эпохи на основании анализа направленности трендов предшествующих эпох и является данное исследование.

Прежде всего, мы сочли необходимым выстроить приведенную ниже таблицу.

29

Сравнение эпохальных культур по выделенным характеристикам2

Иерархии, композиции, доминанты Первобытность и варварство Аграрная эпоха Индустриальная эпоха Постиндустриальная эпоха Пост-постин- дустриальное будущее

1 2 3 4 5 6

Целевые и функциональные приоритеты культуры

Стремится к социальным целям Демографической устойчивости (обеспечивается культом рода и родства) Политической устойчивости (обеспечивается жесткой сословно-кастовой структурой и религиозно санкционированным насилием) Социальной устойчивости (обеспечивается юридическим социальным равноправием) Культурной устойчивости, (обеспечивается манифестацией равноправия разных культурных идентичностей) Идейной устойчивости (обеспечивается преодолением дисбаланса разных оснований социальной солидарности)

Главный дефицит Продовольственной обеспеченности (дефицит эффективности технологий кормления) Обеспеченности внешней безопасностью (дефицит территорий расселения и кормления) Технической обеспеченности деятельности (дефицит технико-технологических возможностей) Актуальной информационной обеспеченности деятельности (дефицит знаний) Прогностической обеспеченности деятельности (дефицит реалистичности планирования)

Главные провозглашаемые ценности и отвергаемые сущности Культурная нормативность. Привычность. Отвержение нового, непривычного Божественная истинность. Правильность. Отвержение чужого Социальная справедливость. Прогрессивность. Отвержение устарелого Культурная пластичность. Плюральность и синтез культур. Отвержение единообразного Социокультурная сбалансированность. Лояльность. Отвержение отвержения иного

Стремится к расширению прежде всего Объема бытийных благ Глубины понимания бытия Технических возможностей освоения бытия Масштабов достоверного знания о бытии Мировоззренческой адекватности бытию

Условия, которые стремятся сконструировать для достижения целей Социальные Идеологические, политические, социальные Политические, социально-эконо- мические Информационные, культурные, политические, соци-ально-экономи-ческие Интеллектуальные, информационные, культурные, социально-политические

К каким условиям адаптируется и что культурно абсолютизирует прежде всего Адаптируется к природным условиям бытия и абсолютизирует процессы биологического воспроизводства людей Адаптируется к внешним историческим условиям бытия и абсолютизирует религиозно-идеологические установки жизни Адаптируется к социально-экономическим условиям бытия и абсолютизирует социальную справедливость Адаптируется к уровню информационной обеспеченности бытия и абсолютизирует свободу культурных идентичностей Адаптируется к культурному разнообразию людей и абсолютизирует ценности единства их социальных целей

Отношение к среде Потребление среды и приспособление к ней Воспроизводство среды Подавление среды и приспособление ее к себе Организация среды Конструирование среды

2 Мы прекрасно понимаем, что и само разделение по эпохам, и выделенные характеристики, и содержательное наполнение разных характеристик являются сугубо субъективными, отражающими только авторскую точку зрения. Но это метод. Пусть другие попробуют предложить свой вариант, и мы будем готовы согласиться с ним, если он окажется более обоснованным.

30

1 2 3 4 5 6

Социальные функции культуры Социальная регуляция и мифологическое объяснение мира Социальная регуляция, рациональное познание и религиозное объяснение мира Социальная регуляция, научное познание и объяснение мира, социальное проектирование Социальная регуляция, научное познание и объяснение мира, социальное проектирование и информационное обеспечение Социальная регуляция, научное познание и объяснение мира, социальное проектирование, информационное обеспечение и научное предвидение

Культурные границы Абсолютно закрытые Относительно закрытые Относительно открытые В существенной мере открытые Условные

Приоритетные средства

Иерархия социальных индустрий Производство продовольствия, социального порядка, материального инструментария, интеллектуального инструментария Производство продовольствия, социального порядка, интеллектуального инструментария, материального инструментария Производство материального инструментария, социального порядка, интеллектуального инструментария, продовольствия Производство интеллектуального инструментария, социального порядка, материального инструментария, продовольствия Производство социального порядка, интеллектуального инструментария, материального инструментария, продовольствия

Преобладающие формы социального управления Абсолютное торжество обычая Относительное преобладание обычая, дополняемого политическими и идеологическими формами управления Преобладание политических и соци-ально-экономичес-ких форм управления. Дискриминация обычая Абсолютное торжество политических и социальноэкономических форм управления. Изоляция обычая в социальных резервациях Возвращение обычая как формы социального самоуправления. Установление относительного равновесия разных форм

Иерархия средств социального управления Уровни инкор-порированности индивида в сообщество, физическое насилие. Доминирует культурное подавление (обычай), в меньшей мере политическое (автократия) и идейное (теократия) подавление Физическое насилие, уровни ин-корпорированно-сти индивида в сообщество. В равной мере имеют место подавление политическое (автократия), идейное (теократия) и культурное (обычай) Экономическое принуждение, физическое насилие. В равной мере применяются политическое подавление (автократия) и согласование интересов (демократия), реже культурное подавление (обычай) Управление социальными интересами, физическое насилие. Преобладают согласование интересов (демократия) и политическое подавление (автократия), маргинально сохраняется и культурное подавление (обычай) Управление культурными ориентациями и социальными интересами, физическое насилие. Доминируют принцип согласования интересов (демократия) и культурное подавление (обычай), в силу необходимости -и политическое подавление (автократия)

Социальное управление удовлетворяет интересы прежде всего Витальные и непосредственно социальные (на уровне малых групп) Идеологические и социально-статусные (иерархические) Социально-эконо- мические Познавательноинформационные и социокультурные Социокультурные (манифестации собственной идентичности)

31

1 2 3 4 5 6

Успех достигается прежде всего за счет Наращивания числа участников деятельности Усиления дисциплины и качества взаимодействия участников Совершенствования технического обеспечения деятельности Усиления интеллектуального и информационного обеспечения деятельности Повышения индивидуальной подготовленности участников деятельности

Деятельность регулируется на основе соображений Витальной необходимости Социальной необходимости Социальной полезности Социальной перспективности Социальной эффективности и гуманитарной приемлемости

Источники содержательного наполнения культуры

Иерархия значимости социальных опытов Витальный опыт общины (племени), позднее локальный опыт семьи Исторический опыт этноса, мировоззренческий опыт конфессии, социальный опыт сословия, политический опыт народа, локальный опыт семьи Политический опыт нации, социальный опыт сословия, профессиональный опыт специальности, исторический опыт этноса, мировоззренческий опыт конфессии, локальный опыт семьи Профессиональный опыт специальности, политический опыт нации, социальный опыт сословия, исторический опыт этноса, мировоззренческий опыт конфессии, локальный опыт семьи Культурный опыт человечества в его микро-групповом выражении, профессиональный опыт специальности, социальный и политический опыт нации, локальный опыт семьи

Основания для культурных конструкций Мифические представления и актуальный социальный опыт Религиозные представления, исторический и актуальный социальный опыт Актуальный социальный и исторический опыт и социальные проекты Актуальный социальный опыт и проекты, превентивное переживание будущего Актуальный социальный опыт и проекты, превентивное переживание и научное предвидение будущего

Культурные герои Боги и великие предки Исторические персонажи, святые, эпические герои Великие современники, исторические и художественные персонажи Устойчивые объекты СМИ, художественные персонажи Безусловно художественные персонажи (с остальными пока не ясно)

Иерархия отношений к историческому времени Сакральное прошлое (актуальное религиозно), ужасное настоящее, неактуальное будущее Великое прошлое (актуальное символически), терпимое настоящее, эсхатологическое будущее (представляемое только религиозно) Ужасное прошлое (актуальное как негативный пример), терпимое настоящее, прекрасное будущее (представляемое как системная фантазия) Воспринимаемое скептически прошлое (как заведомо недостоверное знание), противоречивое настоящее и неоднозначное будущее (представляемое сегментарно) Ностальгически актуальное прошлое, интересное настоящее и системно проектируемое будущее

Участники культурных процессов

Иерархия функциональных групп Потребляющие Управляющие, познающие и производящие Управляющие, познающие, производящие и обслуживающие Познающие, управляющие, производящие и обслуживающие Рефлектирующие, познающие, управляющие, производящие и обслуживающие

Наиболее значимые социальные группировки Социально-политические (по функции), трансформирующиеся в этно-конфессиональные В равной мере эт-ноконфессиональ-ные, социальносословные и политические Преимущественно национально-политические и социальные В равной мере социально-профессиональные, национально-политические, а также субкультурные и культурно маргинальные Культурно-синтетические, ниже социальные, на-ционально-поли-тические, этно-конфессиональные

32

1 2 3 4 5 6

Идентичность человека базируется в основном на Родовом происхождении и не корректируется Социальном происхождении и корректируется религиозно Политической принадлежности (гражданстве) и корректируется профессиональным статусом Микрогрупповой культурной принадлежности и корректируется профессиональноиерархическим положением Принадлежности к той или ной культурносинтетической группе и корректируется ситуативно

Идентичность социальных групп в основном Родовая, как потомки великого предка Политико-конфессиональная и социальная, в меньшей мере этническая Национально-политическая и социальная Плюральная, в равной мере политическая, социаль-но-про- фессиональная и этноконфессио- нальная Такая же плюральная, различающаяся в основном степенью социальной значимости преследуемых целей

Иерархия каналов социализации и инкуль-турации личности Обычай, домашнее воспитание Обычай, домашнее воспитание, социальное влияние среды, профессиональное воспитание Домашнее воспитание, общее и профессиональное образование, социальное влияние среды СМИ, общее и профессиональное образование, социальное влияние среды, домашнее воспитание Очевидно, сохранится преобладание каких-то общественных каналов над приватными

Иерархия социальных пространств репрезентаций человека Обрядово- ритуальная практика Религия, социально-сословная культура, политическая принадлежность Общественное служение, ниже социальный статус и профессиональная деятельность, много ниже этнич-ность и религия Прежде всего среда культурных микрогрупп, ниже пространства личной профессиональной деятельности и политическое Пространство социальной жизни в целом, в котором будут репрезентироваться культурно-групповые маркеры

Языки и символы

Иерархия каналов передачи информации Аудио и визуальный равноценно Письменный, аудио, визуальный Письменный, визуальный, аудио Аудиовизуальный, письменный Комплексный, равноценно сочетающий в себе все

Композиция образных систем Образы природы, инфернальные образы, образы социальных систем Инфернальные образы, образы власти, образы природы, образы социальных систем, социально-эталонные образы Социально-эталонные образы, образы власти, образы социальных систем, образы природы, инфернальные образы Образы социальных систем, социально-эталонные образы, образы власти, образы природы, инфернальные образы Образы проектируемого будущего, образы социальных систем, социально-эталонные образы, образы власти, образы природы

Характер культурных текстов Провозглашают истину Интерпретируют истину Критикуют истину Иронизируют над истиной Экспериментируют с истиной

Следует сразу оговорить, что предлагаемый нами прогноз базируется на некотором числе «если», благополучная реализация которых далеко не гарантирована человечеству. Мы думаем, что предполагаемое нами может осуществиться: а) если человечество найдет способ эффективного преодоления ожидаемого энергетического кризиса, вызванного скорым исчерпанием запасов углеводородных источников энер-

33

гии; б) нагрузка на природу в связи с расширяющейся технической экспансией человека не приведет к последствиям, создающим уже принципиально новые экологические условия обитания на Земле; в) «обратная демографическая колонизация» (массированная миграция азиатского и африканского населения в Европу и Америку) серьезно не нарушит существующей политической, социальной и в особенности

культурной ситуации, органичной для Европы и Северной Америки; г) в Европе и Северной Америке в целом сохранятся политический строй и социальное устройство, ориентированные на либерально-демократические принципы, заложенные Просвещением; д) удастся сохранить мир и избегнуть масштабного военного столкновения между мирами технологического детерминизма и религиозного фундаментализма (в их любых конкретно-политических воплощениях), что даже при наиболее вероятной победе Запада обойдется ему в цену, принципиально неприемлемую [см. об этом:

10]. Если будут успешно преодолены перечисленные нами опасности (и наверняка еще многие, о которых мы даже не догадываемся), то развитие культуры в экономически развитых демократических странах (это еще не значит, что во всем мире) может пойти по предполагаемому нами пути.

Теперь попытаемся изложить логику нашего понимания культурной динамики, проиллюстрированной приведенной таблицей.

Прежде всего, представляется необходимым определить функционально-

целевые установки разных эпохальных культур (то, какой дефицит они преодолевали и к каким актуальным социальным целям стремились) и проследить внутреннюю логику динамики исторического развития этих установок.

Судя по всему, первобытная культура стремилась к обеспечению в первую очередь демографической устойчивости сообществ (условно говоря, в идеале пыталась обеспечить право на рождение и жизнь в возможных пределах для каждого человека). Эта цель поддерживалась особой значимостью режима репродуктивного поведения людей (основные регулятивные установки культуры были сконцентрированы на этом и на предотвращении конфликтов по этому поводу) и сакральным культом

34

рода и родового прародителя (великого предка). Основным дефицитом являлись продукты питания, и социальная практика сообществ была сосредоточена главным образом на продовольственном обеспечении. А это в свою очередь было тесно связано с решением задачи обеспечения демографической устойчивости.

Аграрная эпоха, по нашему мнению, особенно стремилась поддержать политическую устойчивость сообществ (т. е., в конечном счете, уделяла пристальное внимание борьбе за право на существование между всеми локальными сообществами). Фактически на протяжении всей эпохи имела место постоянная война всех со всеми за жизненные пространства (или контролируемые пространства), и только при условии достаточной обеспеченности жизненным пространством собственного сообщества право на такое же пространство признавалось и за другими. Разумеется, это не исчерпывало всего содержания истории эпохи. Особо значимую роль в это время играла религия, которая нередко становилась поводом и для обширных завоеваний. Но и религия в это время была полноценной политической доктриной (по своим социальным функциям даже в первую очередь политической доктриной) и обслуживала прежде всего ту же самую устойчивость политических сообществ. Понятно, что дефицитом, который сообщества стремились преодолеть в процессе соперничества, были доступные и удобные территории для расселения и кормления и уже во вторую очередь для распространения веры и осуществления власти.

Культура индустриальной эпохи в существенной мере посвятила себя борьбе за обеспечение социальной устойчивости сообществ (т.е. достижению социального равенства и равного доступа к благам всех людей; отсюда и такая любовь к социальным революциям, в идеале стремившихся к

формальному равенству социальных возможностей для всех). Опыт предшествующей эпохи научил, что ситуация подавления одной из соперничающих социальных (политических, конфессиональных, этнических) группировок всех прочих не приводит к долговременной устойчивости. Устойчивость - это баланс интересов разных групп. И именно к такому балансу (в формах политической демократии), в конечном счете, стремилась культура эпохи. Основной дефицит возможностей, актуальный для этой эпохи, - недостаточная эффективность технико-технологического инструментария деятельности, на преодоление которой и были нацелены все научные и технические революции нового времени. Именно преодоление технико-технологической неэффективности производства вселяло надежду на возможность обеспечить всех равным доступом к социальным (и прежде всего материальным) благам. Коммунизм был возможен только в бездефицитной ситуации.

Культура постиндустриальной эпохи, еще находящаяся в процессе своего становления, развивается в сообществах, где равное право на доступ к социальным благам более или менее обеспечено. И постепенно обрела особое значение проблема достижения культурной устойчивости, т. е. равного права для всех индивидов и социальных групп на жизнь в режиме соответствия своей культурной идентичности (что стало особенно актуальным в условиях абсолютной полиэтничности и поликонфессиональ-ности населения современных крупных городов). Но это проблема социального жизнеустройства. Одновременно, выйдя на определенную стадию научно-технического развития в своих производствах, экономически продвинутые сообщества стали ощущать острый дефицит знаний, более всего сдерживающий процессы развития. Борьба за преодоление этого дефицита, за построе-

35

ние экономики знания (т. е. информационной обеспеченности жизнедеятельности) стала основным императивом деятельности. Но рост информационной обеспеченности развивает и культурную толерантность людей. Так что и здесь взаимосвязь социальных целей и преодолеваемого дефицита совершенно очевидна.

Итак, от устойчивости демографической к устойчивости политической, затем социальной и, наконец, культурной... От преодоления дефицита продовольствия, к преодолению дефицита территории, затем дефицита технико-технологической обеспеченности деятельности, затем дефицита знаний и информационной обеспеченности. Что же будет дальше?

Если следовать логике выявленных тенденций, то представляется, что следующей социальной целью культуры должно стать достижение идеологической устойчивости сообществ. Это не означает подавления всех одной единственно верной идеологией, а наоборот, ведет к достижению разумного баланса разных идеологий. При этом под идеологией необходимо понимать не политическую доктрину (по типу коммунистической или либеральной), а то или иное теоретическое основание для социальной солидарности людей (по кровному родству, общности происхождения, общности социальных или политических целей, общности языка и обычаев, общности веры и конфессиональной принадлежности, общности профессиональных интересов или идейных устремлений, эстетических предпочтений, увлечений, сексуальных ориентаций и пр.). Достижение действенного равноправия этих разных оснований социальной солидарности (не будем сейчас гадать, каким образом) и должно, по нашему мнению, привести к радикальному повышению идеологической устойчивости сообществ.

Дефицит, преодолеваемый на следующем этапе культурной истории, как нам

кажется, будет связан с преодолением ограниченных прогностических возможностей существующих парадигм познания, с развитием технологий превращения приобретаемого знания о каких-то процессах в основание высоко вероятного по своей достоверности предвидения их дальнейшего развития. Возможно, речь пойдет о совершенствовании существующих методов просчета последствий действующих трендов в рамках применяемых алгоритмов, но, скорее всего, будут найдены какие-то иные, более надежные. Это будет в равной мере касаться политических, социальных, экономических, научных, культурных и иных процессов. По нашему мнению, уже невозможно эффективное управление процессами производства, познания и организации чего-то на существующем уровне точности трендовой прогностики.

Этими двумя базовыми параметрами в большой мере определяются и большинство иных характеристик, рассматриваемых в проблемной группе «целевые и функциональные приоритеты культуры». В частности, показательна эволюция основных провозглашаемых ценностей и отвергаемых сущностей, а также вопрос о том, к расширению каких своих свойств и возможностей та или иная эпохальная культура стремится.

Для первобытной культуры основная ценность - это культурная нормативность, отвергается новое (ненормативное), а стремится культура (в идеале) к расширению объема витальных благ для людей собственной общины. Аграрная культура провозглашает своей главной ценностью божественную истинность, отвергает чужое (по-иному культурно закодированное) и стремится к расширению глубины понимания бытия (познанию истины). Для индустриальной культуры главные ценности - социальная справедливость и прогресс, предмет отторжения - устарелое, потерявшее актуальность, а стремится она к всемерному

36

расширению эффективности технического обеспечения деятельности. Постиндустриальная культура провозглашает главными ценностями культурную пластичность и плюральность, отвергает навязанное единообразие и стремится к расширению масштабов достоверного знания о бытии (не к умозрительной истине, а к прагматически применимому знанию). В таком случае, как представляется, для пост-постиндустриаль-ной культуры главными ценностями будут признаваться сбалансированность и взаи-моуравновешенность разных (разноосновных и разнотипных) социокультурных объединений (на предыдущем этапе находившихся в хаотической соотнесенности друг с другом) и их лояльность по отношению друг к другу, отвергаться - культурное отвержение (т. е. нелояльность), а предметом расширения станет мировоззренческая адекватность человека его бытию (т. е. выстраивание на базе относительно высокой информационной обеспеченности качественно более точных и эффективных модельных представлений о бытии).

Те или иные целевые и функциональные приоритеты культуры в рамках своей направленности определяют и те или иные средства, с помощью которых цели достигаются. Прежде всего это касается иерархии приоритетности так называемых «социальных индустрий», под которыми подразумеваются функциональные концентрации человеческих, материальных и интеллектуальных ресурсов на производстве той или иной особенно актуальной для сообщества продукции. В качестве основных видов такой продукции выделяются: а) продовольствие, б) технико-технологический инструментарий деятельности (собственно инструменты, вещи, сооружения и процедуры обмена ими, а также применяемые технологии производства всего этого), в) интеллектуальный инструментарий деятельности (знания, представления, верова-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ния, идеи, ценности, образы, тексты, содержащие в себе все это, и процедуры обмена и распространения их), г) социальный порядок (нормы и формы социальной организации, социального поведения и взаимо-

действия, технологии управления и поддержания порядка). Именами этих групп продукции и названы различные социальные индустрии.

(окончание следует)

1. Делягин, М. Реквием по среднему классу [Электронный ресурс] / М. Делягин // Ежеднев. журн. -2009 - 1 июня. - Режим доступа: http://ej.ru/.

2. Костина, А. В. Народная культура - этническая культура - массовая культура. «Баланс интересов» / А. В. Костина. - М., 2009.

3. Костина А. В. Культура: между рабством конъюнктуры, рабством обычая и рабством статуса /

А. В. Костина, А. Я. Флиер // Личность, культура, общество. - 2009.

4. Леви-Строс, К. Печальные тропики / К. Леви-Строс. М., 1980.

5. Малиновский, Б. Сексуальная жизнь дикарей Северо-западной Меланезии // Избранное: Динами-

ка культуры / Б. Малиновский. - М., 2004.

6. Сурова, Е. Э. Ритуальная повседневность и идентичность / Е. Э. Сурова // Новые традиции. -СПб., 2009

7. Творческие индустрии [Электронный ресурс] // Институт культурной политики. - Режим доступа: http://www.cpolicy. ru/projects/c_industries.

8. Флиер, А. Я. Социокультурный прогноз на XXI век // Культурология для культурологов / А. Я. Флиер. - М., 2009.

9. Флиер, А. Я. У хорошего прошлого не бывает счастливого будущего // Культурология для культурологов / А. Я. Флиер. - 2 изд. доп. и перераб. - М., 2009

10. Эко, У. Полный назад. «Горячие войны» и популизм СМИ / У. Эко. - М., 2007.

11. Bell, D. The coming of post-industrial society: A venture of social forecasting / D. Bell. - N. Y.: Basic Books, 1973.

12. Hill, W. An Introdaction of the Modern Sociology / W. Hill. - Glencoe, 1983. - Vol. 1-2.

13. Levi-Strauss, Cl. Les Structures elementaires de la parente / Cl. Levi-Strauss. - P., 1949.

14. McLuhan, M. The Gutenberg Galaxy: The Making of Typographic Man. Toronto: Univ. of Toronto / M. McLuhan. - Press, 1962.

15. Toffler, A. A Future Shock / А. Toffler. - N. Y.: Bantam, 1980.

37

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.