ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА КОММУНИКАЦИИ
УДК 659.4
В. В. Фролов
КУБОК ЛИГИ КАК ИНСТРУМЕНТ PR РОССИЙСКОЙ ПРЕМЬЕР-ЛИГИ: СОДЕРЖАНИЕ КОНЦЕПТА
В статье представлена концепт-идея проекта «Кубок Лиги» — футбольного клубного турнира, потенциальным организатором которого может выступить Российская Премьер-лига (РПЛ). В работе также делается вывод о том, что это event-мероприятие способно превратиться в эффективный инструмент PR элитной отечественной профессиональной спортивной лиги, а также стать важным событием в футбольном календаре России. Данная статья может быть интересна всем тем, кто интересуется теорией и практикой PR в сфере профессионального спорта.
Ключевые слова: event-мероприятие, PR-инструменты, PR-продвижение, ребрендинг, профессиональная лига, Российская Премьер-лига, профессиональный спорт.
В 2018 г., с 14 июня по 15 июля, в России проходил Кубок мира FIFA (Чемпионат мира по футболу) — одно из важнейших спортивных событий четырехлетия. Этот масштабный мировой форум вызвал повышенный ажиотаж у жителей практически всех стран мира. Миллионы людей посетили российские города и стадионы, где проходили матчи турнира. Сотни миллионов спортивных болельщиков на период проведения мундиаля прильнули к экранам своих телевизоров и компьютеров, чтобы наблюдать за событиями данного турнира. Россию же как страну-организатора этого мероприятия охватила настоящая футбольная «лихорадка».
На фоне увеличившегося у россиян интереса к футболу Российская футбольная Премьер-лига — элитная национальная профессиональная футбольная лига Российской Федерации провела в конце июля 2018 г. ребрендинг своей организации. В его рамках Лига обновила свой официальный логотип, внесла изменение в свое название (Российская футбольная Премьер-лига была переименована в Российскую Премьер-лигу — авт.), открыла новый премиальный канал о российском футболе («Матч Премьер»). Целью такого ребрендинга является повышение интереса футбольного болельщика из России и других стран мира к Российской Премьер-лиге и «продукту», который она производит.
В связи с этим, на наш взгляд, одним из эффективных инструментов PR обновленной Лиги может стать новый (непродолжительный) клубный турнир, организатором которого выступит Российская Премьер-лига (РПЛ) — Кубок Лиги. В представленной статье мы, как раз, и представим концепт-идею проекта такого турнира.
Следует отметить, что еще в 2003 г. РПЛ организовала и провела Кубок Премьер-лиги, участие в котором приняли 16 клубов элитной российской футбольной лиги. Но затем Российская Премьер-лига отказалась от проведения данного турнира, сославшись на «высокую плотность матчей чемпионата России и приоритетное значением интересов национальной сборной» [1].
В 2012 г. вторая по значимости профессиональная футбольная лига России — Футбольная национальная лига (ФНЛ) провела первый по счету Кубок ФНЛ. Впоследствии данный турнир стал традиционным. В настоящее время этот трофей разыгрывается клубами Футбольной национальной лиги во время зимнего перерыва в Первенстве России по футболу среди команд клубов ФНЛ.
В апреле 2018 г. президент Российской Премьер-лиги С. Г. Прядкин в одном из своих интервью заявил: «Мы хотим воссоздать Кубок Лиги, это желание ведущих клубов, таких как «Зенит», ЦСКА, «Краснодар». Посмотрим, можно ли вставить его в календарь на весь сезон или это будет отдельный по срокам турнир. Возможно, мы проведем его в ходе зимних сборов в одном регионе с участием наших ведущих клубов. Он был бы неплох и в экономическом плане, потому что есть потенциальные партнеры из бизнес-структур, которые хотели бы поработать по этому турниру» [10]. Однако о создании нового футбольного турнира РПЛ в последующие месяцы 2018 г. так и не объявила.
Правда, в январе 2019 г. субхолдинг «Матч!» организовал и провел в Катаре футбольный турнир с участием четырех ведущих клубов Российской Премьер-лиги — Кубок «Матч Премьер». Соорганизатором данного мероприятия выступила РПЛ.
Кубок «Матч Премьер» получил масштабное информационное освещение на телеканалах «Матч ТВ», «Матч Премьер», в официальных аккаунтах этих каналов в социальных сетях, а также на Интернет-порталах «Matchtv.ru» [9] и «Sportbox.ru» [2]. Активное участие в популяризации турнира приняла Российская Премьер-лига, которая рассказывала о событиях Кубка «Матч Премьер» на сайте «Premierliga.ru» [8] и в своих аккаунтах в «ВКонтакте», «Одноклассники», Facebook, Instagram, Twitter [3; 4; 5; 6; 7]. В результате новый футбольный турнир стал заметным спортивным событием в мире российского спорта.
На наш взгляд, Кубок «Матч Премьер» может стать своего рода предтечей Кубка Лиги. Правда при этом руководству РПЛ необходимо выработать грамотную и основательную стратегию по организации этого нового официального турнира, используя, конечно же, опыт проведения Кубка Премьер-лиги 2003 г. и Кубка «Матч Премьер» 2019 г.
Кубок Лиги не должен быть «вставлен» в календарь российского футбола на весь сезон, как это было в 2003 г. В этом случае турнир не вызовет должного интереса со стороны, как клубов РПЛ, так и футбольных болельщиков, так как основное внимание российских футбольных команд и спортивной общественности будет приковано к играм Чемпионата Премьер-лиги и Кубка России. Если же Кубок Лиги будет проводиться в период паузы между матчами главного турнира РПЛ и в какой-то определенный (строго ограниченный) срок, то он способен вызвать повышенный ажиотаж среди российских любителей спорта и СМИ, а также привлечь к участию в его организации партнеров из бизнес-структур (спонсоров). На наш взгляд, наиболее приемлемые сроки проведения данного турнира — 1-2 неделя февраля (за несколько недель до возобновления Чемпионата Премьер-лиги после зимнего перерыва). Для команд-участниц Кубка Лиги — данное соревнование станет последним этапом подготовки к главному турниру РПЛ.
Местом проведения Кубка Лиги может стать Израиль, где проживает достаточно много выходцев их Советского Союза и имеется вся необходимая инфраструктура для проведения такого турнира, или же Катар, где уже успешно был проведен Кубок «Матч Премьер».
Участие в турнире должны будут принять восемь сильнейших клубов РПЛ по итогам прошедшего Чемпионата Премьер-лиги, то есть если Кубок Лиги будет проходить в 2020 г., то его участниками должны стать восемь лучших клубов Чемпионата Премьер-лиги 2019 г.
Если говорить о формате турнира, то предлагается разбить команды, участвующие в Кубке Лиге, на две группы по четыре клуба. Каждой группе можно присвоить имя какого-либо выдающегося советского или российского футболиста (например, группу «А» назвать именем Льва Яшина, а группу «Б» — Эдуарда Стрельцова). На первой стадии турнира команды будут определять победителей групп путем личных встреч. Главный трофей турнира в финальном матче разыграют между собой два победителя групповой стадии.
Кубку Лиги необходим достойный призовой фонд, который будет являться весомым стимулом для участия российских футбольных клубов в этом турнире. Учитывая современные реалии профессионального футбола, призовой фонд Кубка Лиги, на наш взгляд, должен составить не менее 2 млн евро. Такая сумма призовых будет вполне достижима для организаторов турнира (РПЛ), но только при условии привлечения дополнительных финансовых средств от потенциальных спонсоров. Такими спонсорами могут выступить крупные коммерческие компании, которые уже на протяжении достаточно длительного времени активно сотрудничают с Российской Премьер-лигой и Российским футбольным союзом: «Согаз», «Фонбет», БК «Лига Ставок», БК «Олимп», «Росгосстрах» и др.
Призовой фонд Кубка Лиги может быть распределен следующим образом: 1 млн евро получает обладатель трофея, 500 тыс. евро — финалист, оставшаяся сумма делится поровну между остальными участниками турнира.
В связи с тем, что в зимние месяцы российский футбол, как правило, предоставляет не так много информационных поводов для отечественных СМИ, Кубок Лиги получит широкое освещение на телевидении, в печатных и Интернет-изданиях. Особая роль в этом процессе будет отведена субхолдингу «Матч!», который в настоящее время является официальным информационным партнером Российской Премьер-лиги. Трансляция матчей данного турнира в прямом эфире на общефедеральном национальном канале «Матч ТВ» будет самым активным образом способствовать популяризации не только нового соревнования, но и РПЛ, которая будет «производить» этот продукт.
В заключение следует отметить, что если Российская Премьер-лига сумеет воплотить в жизнь проект турнира «Кубок Лиги», то данное спортивное event-мероприятие превратится в эффективный инструмент PR элитной отечественной футбольной лиги, а также станет значимым событием в футбольном календаре России.
Литература
1. «Зенит» будет владеть Кубком Премьер-лиги еще год // Спорт-Экспресс. [Электронный ресурс]: URL: https://www.sport-express.ru/football/rfpl/news/57285 (дата обращения: 26.02.2019).
2. Интернет-портал «Sportbox.ru» [Электронный ресурс]: URL: Режим доступа: https://news. sportbox.ru (дата обращения: 26.02.2019).
3. Официальный аккаунт Российской Премьер-лиги в «ВКонтакте» [Электронный ресурс]: URL: https://vk.com/rpl (дата обращения: 26.02.2019).
4. Официальный аккаунт Российской Премьер-лиги в «Одноклассники» [Электронный ресурс]: URL: https://ok.ru/rpl (дата обращения: 26.02.2019).
5. Официальный аккаунт Российской Премьер-лиги в Facebook [Электронный ресурс]: URL: https://www.facebook.com/premierliga (дата обращения: 26.02.2019).
6. Официальный аккаунт Российской Премьер-лиги в Instagram [Электронный ресурс]: URL: https://www.instagram.com/premierliga (дата обращения: 26.02.2019).
7. Официальный аккаунт Российской Премьер-лиги в Twitter [Электронный ресурс]: URL: https://twitter.com/rfpl (дата обращения: 26.02.2019).
8. Официальный сайт Российской Премьер-лиги [Электронный ресурс]: URL: https:// premierliga.ru (дата обращения: 26.02.2019).
9. Официальный сайт телеканала «Матч ТВ» [Электронный ресурс]: URL: https://matchtv.ru (дата обращения: 26.02.2019).
10. Прядкин: ведущие клубы РФПЛ хотят воссоздать Кубок лиги // Интернет-портал «Чемпионат». [Электронный ресурс]: URL: https://www.championat.com/football/news-3407685-prjadkin-veduschie-kluby-rfpl-hotjat-vossozdat-kubok-ligi.html (дата обращения: 26.02.2019).
Об авторе
Фролов Василий Владимирович — кандидат исторических наук, доцент кафедры связей с общественностью и журналистики, Псковский государственный университет, Россия.
E-mail: frolov1406@mail.ru
V. V. Frolov
LEAGUE CUP AS A PR TOOL OF THE RUSSIAN PREMIER LEAGUE:
THE CONCEPT CONTENT
The article presents the concept idea of the project «League Cup» — a football club tournament, the potential organizer of which can be the Russian Premier League (RPL). The paper also concludes that this marketing event can turn into an effective PR tool of the elite domestic professional sports league, as well as become an important event in the Russian football calendar. This article may be of interest to all those who are interested in the theory and practice of PR in the field ofprofessional sports.
Key words: event, PR-tools, PR-promotion, rebranding, professional league, Russian Premier League, professional sports.
About theÁuthor
Frolov Vasiliy — Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of Public Relations and Journalism, Pskov State University, Russia.
E-mail: frolov1406@mail.ru