Научная статья на тему 'Кубизм в искусстве ХХ века (на примере Жоржа Брака и Хуана Гриса)'

Кубизм в искусстве ХХ века (на примере Жоржа Брака и Хуана Гриса) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1655
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУБИЗМ / ИСКУССТВО / ЦВЕТ / ЖИВОПИСЬ / ГРАФИКА / ХУДОЖНИКИ АВАНГАРДИСТЫ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Усеинова Е.В., Григорьева М.Б.

В работе рассматривается специфика графической подачи формы и содержания цвета в абстрактной живописи ХХ в. Исследуются основные характеристики кубизма, как базис для создания новаторской культуры. Проводится анализ произведений французского художника Жоржа Брака и испанского авангардиста Хуана Гриса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кубизм в искусстве ХХ века (на примере Жоржа Брака и Хуана Гриса)»

Таврический научный обозреватель ■^^^Лауг.эоепсе

УДК: 7.037.2

Усеинова Е. В.

Студент Направление подготовки 54.04.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»

Научный руководитель: Григорьева М.Б.

к. искусствовед.

ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»

КУБИЗМ В ИСКУССТВЕ ХХ ВЕКА (НА ПРИМЕРЕ ЖОРЖА БРАКА И ХУАНА ГРИСА)

Аннотация: В работе рассматривается специфика графической подачи формы и содержания цвета в абстрактной живописи ХХ в. Исследуются основные характеристики кубизма, как базис для создания новаторской культуры. Проводится анализ произведений французского художника Жоржа Брака и испанского авангардиста Хуана Гриса.

Ключевые слова: кубизм, искусство, цвет, живопись, графика, художники авангардисты.

Следует отметить, что благодаря новым формам эмоционально духовного выражения идей в работах авторов, они по-новому раскрывают способы и методы передачи образа в живописи.

Искусство ХХ века развивалось в контексте множества различных направлений, одним из которых был кубизм. Особый интерес представляет данное течение в аспекте отказа художников от классической школы живописи и внесения новых идеи экспериментального характера, не только в искусство, но и в социальную действительность. Важно отметить, что главной особенностью направления является сочетание прямых, ломаных линий и форм, которые выражаются в сложном композиционном построении структуры картины. Работы кубистов всегда узнаваемы благодаря их плоскостному решению с визуальным анализом цветовой среды и простейшей линейной перспективой. В графическом выражении, кубистические картины отличаются сложными контрастными геометрическими формами, острыми углами и линиями, чаще всего в сочетании с нейтральной цветовой гаммой. Данный графический ход радикально отличается от классических подходов к натюрмортам, пейзажам или портретам, так как произведения кубистов не должны быть реалистичными. Для этого художник делит изображение на структурные части складывая их в одну целостную картину. Одновременно с постимпрессионистическими и сюрреалистическими течениями, возникновение кубизма стало попыткой посмотреть на живопись под новым углом, найти яркие выражения решений в произведениях и переосмыслить созданное до этого. Стилевое направление «кубизм» оказал огромное влияние на развитие живописи ХХ в., изменив представление художников о пространстве и способах передачи объема и фактуры.

Анализ последних исследований и публикаций. Изучив основные научные источники по обозначенной тематике можно сказать, что направление «кубизм» в большинстве исследований рассматривается как абстрактное, непонятное для большого социального круга искусство ХХ века, которое лишено сюжетной линии. Среди исследователей данного направления следует отметить работы В. Мириманова, В. Крючкова которые определили, что кубизм - явление наполненное конкретным, высокодуховным элементом цвета и линии в живописи. Авторы поднимают проблему «правильного» решения композиции и подбора технических выразительных средств в живописи, синтезируя результаты сочетания их между собой.

Таврический научный обозреватель ■^^^Лауг.эоепсе

Среди художников-практиков искусства особо примечательны теоретические труды К.Малевича, который является автором многочисленных исследований, строящихся на изучении достижений в художественной культуре. Художник раскрывает новаторские концепции, при формировании живописных форм, выраженные в лишении смысловой нагрузки, выраженной в определенной форме восприятия художника сформированной картины мира. В своих работах К.Малевич отмечает что «если в прошедших тысячелетиях художник стремился подойти как можно ближе к изображению вещи, к передаче ее сути и смысла, т в нашей эре кубизма художник уничтожил вещи с их смыслом, сущностью и назначением»[3с 29].

Цель работы - проанализировать творческие подходы работ кубистов ХХ века на примере (Жоржа Брака и Хуана Гриса).

Изложение основного материала. Зарождение направления «кубизм» совпадает с временем перемен и переломов в искусстве. Пластика кубизма основывалась на деформации и разложении предметов на геометрические плоскости, пластическом сдвиге формы, где ведущий упор делался не на реалистичность передачи, а на конструкцию, цвет и его влияние на восприятие картины. Отрицает кубизм изображения в их первородном виде, сводя формы к геометрическим схемам, раскладывая предметы на части и объединяя их в абстрактное целое в виде плоского декоративного изображения. Художественный образ и декоративно-стилевая манера авторов, создаются посредством нового смыслового и эстетического содержания творческого метода. Концепция работ кубистов была построена на субъективно личностном эмоциональном аспекте. Сами художники интерпретировали традиционные предметы первично в своем сознании, а далее на холсте. Изображения на картинах не имели связи с реальностью, открывая зрителю новый абстрактно-символический смысл.

В направлении «кубизм» одним их наиболее значимых авторов является французский художник Жорж Брак. В своих работах он изображал отдельные предметы с разных углов, нарушая традиционную для академической школы центральную перспективу. Новаторство решения работ Жоржа Брака заключается в том, что он изображал один и тот же предмет в нескольких ракурсах одновременно. «Я не художник-революционер. Я не ищу исступления. Порыва мне достаточно. Я люблю правило, которое умеряет эмоцию», - утверждает Жорж Брак. В работах автора, можно увидеть ту грань, которая отделяет его от классической французской школы, приобщая к абстрактному беспредметному искусству. Художественные образы в работах Жоржа Брака приобретают характерный символический смысл, определяя связь между названием и общим композиционным решением. В раннем периоде творчества автора ярко выражены такие художественные особенности как объем на плоскости, декоративность, лаконичность линий и форм. Примером является работа «Натюрморт с чайником» в которой Жорж Брак разрушает привычные образы предметов, путем разбития их на отдельные пространственные формы, имитируя технику аппликации и коллажа. Его главной задачей в творчестве было стремление к абстрагированию форм, к разнообразию фактуры и использованию различных графических техник с включением кусков бумаги, дерева, песка. Типичным для творчества автора и для своего времени новаторским считается использование различных декоративных техник и надписей в одном произведении.

Отличительной чертой работ Ж. Брака является декоративная насыщенность, конструктивность в разработке композиции. Под впечатлением работ П. Сезанна и П. Пикассо менялся и стиль Ж. Брака. Самым известным его произведением является «Дома в Эстаке». В работе автор стремился показать не только образ окружающего мира, но и его субъективное видение, поэтому город предстает в виде геометрических форм, сочетающих со сложным техническим исполнением, выраженное в яркой фактуре и объеме. Основой цветового решения является заимствование «сезанновской» гаммы, а именно приглушенных желтовато-охристых, зеленых и серо-голубых тонов. Необходимо отметить что выражение «кубы» появилось вслед мнениям критиков, которое дало название новому направлению кубизм. Это концепция прослеживается в работе «Дома в Эстаке» Ж. Брака.

Таврический научный обозреватель "^^^Лауг.Боепсе

Опираясь на исследования теоретиков отметим, что в кубизме изображения в формате не зависят друг от друга ни по месту расположения, ни по цвету, ни по форме. Главной задачей направления является не только изображение предмета, но и цвет, и даже сама форма, возможности которой ограничиваются только кубом с его резкими гранями и углами. Ж. Брак использует сдержанную гамму глухих тонов, при помощи корой формы рассекаются на мелкие призматические грани.

Другим ярким представителем направления «кубизм» можно считать итальянского художника Хуана Гриса. Его ранние работы выполнены в манере, напоминающей П. Сезанна, П. Пикассо и Ж. Брака. Позже он выработал свою концепцию «синтетического кубизма», которая отличалась от творчества Ж. Брака или П. Пикассо. В свои полотнах художник культивирует утонченную сторону живописи, в результате чего его стиль приобретает необычную свободу, смелость и завершенность. Первые серьезные работы Х. Гриса «Стол и кафе», «Гитара и цветы», выдержанны в сдержанной цветовой гамме, где ведущими оттенками был серый и голубой. Он отказывается в своих произведениях от различных ракурсов, изображая предметы схематично, отражая только внутреннюю суть вещей, в больших количествах создаёт коллажи, наклеивая кусочки газет прямо на холст. Художник стремится отыскать новое сочетание техник и технологий в искусстве, их универсальные составляющие для создания так называемого «синтетического кубизма», сводящего объекты к их постоянным атрибутам и пытаясь отыскать в изображаемых объектах «нестабильные» элементы. Х. Грис писал: «Сезанн из бутылки сделал цилиндр, я из цилиндра делаю особый индивидуум: из цилиндра я делаю бутылку». Отличительной чертой работ Х. Гриса от Ж. Брака была монохромность насыщенных цветов, его колорит больше напоминал произведения

A. Матисса. Оставаясь консерватором по натуре, автор не мог заставить себя загрязнять глубину цвета или искривить графическую прямую в своих произведениях. Ведущим жанром в его работах был натюрморт, так как объекты волновали его намного больше, чем люди. Исключениями в его зрелый период стали несколько портретов приятелей и серия «Арлекины».

Выводы. В статье проанализирована концептуальная составляющая творчества художников-кубистов, а также основные идеи направления в творчестве художников. Изучив основные идеи и подходы в творчестве авторов Ж.Брака и Х.Гриса, можно сделать вывод, что первично в работах кубистов шло формирование графического языка на основе выявления геометрических поверхностей, строящихся на сходстве с изображаемыми предметами, геометрическая форма не была опосредована от изображаемого предмета. С течением времени в работах мастеров все больше проявляется эмоциональная насыщенность, выраженная в динамике линии и форм. Цвету в произведениях отводится минимальное значение, он использовался как средство выражения эмоционального настроя. В произведениях кубистов реальность образов исчезала, идея становилась абстрактной, зачастую понятна только самим авторам. Произведения кубистов в итоге стали базисом для формирования идей всей абстрактной живописи.

Литература

1. Крючкова В. Кубизм, орфизм, пуризм 1906 - 1920. История искусства ХХ века /

B. Крючкова. - М.: «Галарт», 2000. - 520 с.

2. Малевич К. Черный квадрат / К. Малевич. - Спб: издательский дом «Азбука-классика», 2008. - 288 с.

3. Мириманов В. У истоков кубизма /В. Мириманов. - М: Просвещение, 1980. - 346 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.