КУБАНЦЫ И КАВКАЗЦЫ: ВМЕСТЕ И ВРОЗЬ В ЕВРОПЕЙСКОЙ ЭМИГРАЦИИ (1919 - 1930-е ГОДЫ)1
И.Л. Бабич
Как известно, после революции 1917 г. и установления большевистской власти на Северном Кавказе представители большинства народов региона были вынуждены эмигрировать, поскольку не были готовы принять и жить при новой власти. Среди северокавказцев - эмигрантов были и западные адыги - народ, который до революции находился в составе Кубанской области. Их судьба в первые годы эмиграции оказалась необычной. С одной стороны, как представители Кубанской области они тяготели к кубанским казакам и на первом этапе именно с ними связывали свою будущую жизнь на Родине без большевиков, а с другой, как часть кавказского сообщества, и в частности, адыгов, как адыгская этническая группа они не могли не чувствовать этнического родства с теми, кто по началу в эмиграции оказались в другом политическом лагере - среди кавказцев, боровшихся за независимость Кавказа. В предлагаемой статье рассмотрим этот период взаимоотношений западных адыгов, или, как в то время их называли в эмигрантских материалах, кубанских горцев, и кубанских казаков - жителей Кубанской области, также оказавшихся в эмиграции в составе многочисленных казачьих подразделений. Предлагаемая статья написана на основе изучения ряда частных архивов во Франции, а также эмигрантской периодики. Потомки многих кавказцев бережно сохраняют материалы о жизни своих предков, оказавшихся на чужбине в 1920-1930-х годах (архивные фонды видного азербайджанского общест-
1 Приношу огромную благодарность фонду «Дом науки о человеке» (Fondation Maison des sciences de l'homme, Франция) за предоставленную возможность работать в архивах и библиотеках Франции (2008 -2011 гг.).
венного деятеля Алимардан бека Топчибаши и его сына Аликбер бека2, архив семьи Гаджемуковых3).
История жизни кавказцев в эмиграции начинается с Мирной конференции, которая состоялась в Париже в 1919 г. На нее съехались представители ряда регионов бывшей Российской империи, стремящихся к независимости. И вот перед нами письмо, написанное на имя французского премьер-министра Жоржа Клемансо - председателя конференции. Письмо датируется 8 октября 1919 г. В этом письме руководители зарубежных делегаций семи республик обращались к Ж. Клемансо с просьбой о признании их в качестве субъектов международного права и их государственной независимости. От Азербайджана письмо подписал Алимардан Топчибаши, от республики Северный Кавказ - А.М. Чермоев, от Грузии -Н. Чхеидзе, от Кубанской республики - Л. Быч, от Латвии - И. Сескис, от Литвы - Т. Парушевич, от Эстония - С.Р. Пуска, от Украины - граф Тышкевич1.
7 июня представители этих республик приняли совместную Декларацию о независимости, в которой утверждалось, что данные государства, возникшие на территории бывшей Российской империи, «строятся на демократических принципах и... нуждаются в «признании их субъектами международного права». В Декларации говорилось, что «российские большевики стремились на территории всей бывшей России установить диктатуру пролетариата и коммунизм, а российские реакционные круги стремились на той же территории установить свою военную диктатуру и реставрировать прежнюю Россию с порабощением народностей». Лидеров зарубежных делегаций не устраивало ни то, ни другое. Итак, мы видим, что кубанские казаки и северокавказцы на первом этапе жизни в
2 «Archives personnelles de А. Topcibasev», CERCEC, EHESS, par autorisation spéciale. Личный архив Алимардан бека Топчибаши, CERCEC, EHESS, по специальному разрешению; Личный архив Алиакбера бека Топчибаши, CERCEC, EHESS, Франция, Париж, по специальному разрешению.
3 Автор благодарит семью Гаджемуковых за возможность ознакомиться с материалами архива, Франция, Париж.
европейской эмиграции начали свою политическую деятельность совместно.
В том же году между республиками Азербайджана, Северного Кавказа и Кубани было составлено Соглашение, в котором «стороны обязались признать политическую независимость и государственную суверенность друг друга и оказать друг другу в случае необходимости военную, политическую, дипломатическую, экономическую и финансовую помощь». В соглашении также указывалась необходимость подписания дополнительного соглашения с Грузией и Арменией . В другой редакции данного соглашения было подчеркнуто, что документ необходим по причине «сознания общности задач и интересов в борьбе за национальное освобождение и политическую независимость и в целях закрепления в их
3
странах демократического строя» .
Кубанская Народная Республика была образована на территории бывшей Кубанской области и Кубанского Казачьего Войска после развала Российской империи и существовала в 19180-1920 гг. 16 февраля 1918 г. было избрано правительство во главе с Лукой Лаврентьевичем Бычом. Он родился в 1870 г., служил главой г. Баку, в 1917-1918 гг. стал Председателем Кубанского краевого правительства. В эмиграции обосновался в Праге, где работал преподавателем муниципального права Украинской сельскохозяйственной академии, а впоследствии стал ректором академии.
В Кубанскую республики входили территории, на которых проживали казаки, крестьяне и горцы, проживавшие в имперское время в Кубанской области. На основе «Временных положений о высших органах власти в Кубанском крае» управление в области передавалось Кубанской Раде, которая должна была избираться «правомочным» или полноправным местным населением: казаками, горцами и коренными крестьянами. Исполнительная власть возлагалась на войсковое правительство в составе 10 членов кабинета, из которых трое являлись представителями горцев и иногородних. Оно являлось подотчетным Законодательной Раде. В
политической области программа Рады отстаивала незыблемость казачьих прав и привилегий при сохранении неполноправности иногородних. В состав Кубанской рады вошло 45 казаков, 45 иногородних и 8 горцев. Пост министра юстиции в Правительстве Рады занял адыг Айтек Алиевич Намиток4, а в Кубанскую Раду вошли горцы: бжедуг Василий Николаевич Гаджемуков, Султан Шахим - Гирей5, Кучук Натырбов6, Пшемахо Коцев7,
8 9
Паша-бек Султанов, Х. Хубиев, С. Сиюхов, К. Улагай , М. Хатагогу .
2 ноября 1920 г. в Париже состоялась совместная встреча кубанских адыгов и казаков, на которой также присутствовали и представители других кавказских республик: среди приглашенных были казак Л.Л. Быч, северокавказцы - адыг А. Намиток, осетин В. Джабаги, чеченец А. Чермоев10, азербайджанцы А. Топчибаши, Дж. Гаджибеков, Ш-И. Исламов, Я. Мехтиев11.
Новый проект Договора о сотрудничестве Азербайджана, Республики Союза Горских Народов Северного Кавказа и Кубанской Республики
12
датируется октябрем 1920 г. В документе подчеркивалось «единство исторических судеб и общности задач и интересов их народов в борьбе за национальное освобождение и политическую независимость». Цель договора - взаимное признание политической независимости трех государств - Азербайджана, Кубани и Горских Народов и оказание военной, политической, экономической и финансовой помощи во взаимной защите «демократического республиканского строя».
В это же время, в 1920 г. в Константинополе создается другая горская организация, которая также своей целью ставила борьбу с большевизмом вместе с казаками. В Константинополе был организован Национальный Комитет освобождения горских народов Северного Кавказа, в состав которого вошли: генерал Ф.Н. Бекович-Черкасский (представитель от Кабарды), В.Н. Гаджемуков (представитель Кубанских черкесов)13, генерал Я. Хабаев ^от Осетии/4, генерал С. Мальсагов (от Ингушетии)15. Председателем комитета стал Микаэль Халилов (от
Дагестана)76. Таким образом, мы видим, что весь состав Комитета -крупные представители военной элиты Северного Кавказа, которые состояли в течение многих лет на российской военной службе. Надо отметить, что российская империя проводила в течение всего Х1Х в. деятельность, направленную на формирование пророссийской горской элиты. Одним из ключевых механизмов этого и стала военная служба. Горцев активно брали в военные учебные заведения, после которых они
17
служили в Российской армии . И мы видим, что все пять горцев - членов Кавказского комитета, к 1917 г. в течение многих лет верою и правдою служили России, имели «пророссийские» взгляды, поддерживали Российскую империю и российскую монархию, а главное - российское присутствие на Северном Кавказе, признавая его целесообразность.
В основу программы Национального Комитета освобождения горских народов Северного Кавказа вошли следующие положения: «1. признание генерала Врангеля главнокомандующим, 2. соблюдение полного нейтралитета по отношению к политике Антанты и Кемалистов, 3. организация, при более благоприятных условиях, армии из турецких мухаджиров - выходцев с Северного Кавказа для движения на Кавказе против большевиков». В тексте программы подчеркивалось, что «не преследуя никаких политических целей, комитет является единственным представительным органов русских мусульман, находящихся заграницей и признан как таковой генералом Врангелем». Таким образом, мы видим из этой коротенькой программы, что все члены Комитета планировали вести борьбу в составе армии Врангеля за восстановление Российской империи и российской монархии, т.е. за возвращение Северного Кавказа в состав Российской империи. Причем далее в документе была приписка: «в своей работе комитет будет стремиться к объединению с антибольшевистскими силами и в особенности с казаками». И на первом этапе планировалось с объединиться с Украинским национальным комитетом.
Обнаруженные нами материалы подтверждаются и другими материалами - сводкой иностранного отдела ВЧК - дело № 541 - «Совершенно секретно», которое датируется 254 январем 1922 г., и в котором говорится о константинопольском Комитете освобождения горских народов Северного Кавказа. В состав Комитета были включены еще два горца -Пшемахо Тамашевич Коцев и Клыч Султан-Гирей1. В вышеуказанном донесении говорилось, что комитет, пользуясь поддержкой турецких властей, сформировал конную дивизию из горцев, которая находилась в распоряжении командования Ангорского правительства и располагалась на границе Турции и Советской России. Кавказский комитет в Константинополе установил тесные связи с Высшим монархическим союзом, сформи-рованым во Франции19.
В конце 1919 г. В.Н. Гаджемуков начал издавать на Родине газету на черкесском языке. Цель газеты состояла в призыве народа к беспощадной борьбе с большевизмом. В одной из статей В.Н. Гаджемуков подчеркивал, что «для горцев и старый и новый режим одинаково не сладки. но если дело дойдет до свободного выбора, то горцы, как один, сохраняя самое дружеское отношение к казакам, все-таки пойдут рука об руку с Добровольческой армией по пути государственного строительства и предпочтут остаться подданными Великой, Неделимой Демократической России и в этом отношении беспрекословно подчиняются решению Учредительного собрания»20.
Тем не менее Национальный комитет освобождения горцев Северного Кавказа в Константинополе просуществовал недолго, около года. Причин тому несколько. Во-первых, в Константинополе в конце 1922 г. появился новый комитет - «Комитет освобождения Азербайджана и горцев Северного Кавказа», в который уже вошли не все те, кто был в предыдущем комитете. Дело в том, что азербайджанцы в эмиграции начали деятельность по созданию независимого государства Азербайджан, вне состава Российской империи, таким образом, тем горцам, кто имел
монархические взгляды, было с азербайджанцами не по пути . По мнению Л.В. Соцкова, в Турции в основном «финансировали» борьбу за независимость Кавказа, а не за восстановление монархии, поэтому судьба комитета
22
и была предрешена изначально . Кроме того, 16 марта 1921 г. между РСФСР и Турцией была заключен договор о дружбе и сотрудничестве, который уже не предполагал проведение подрывной деятельности на территории Турции. Многие члены «Комитета освобождения горских народов Северного Кавказа» выехали из Константинополя в ряд европейских государств, где началась уже совсем другая жизнь. У некоторых произошла переоценка ценностей, изменились приоритеты и ориентация.
В.Н. Гаджемуков в 1923 г. переселился на постоянное жительство в Марсель и участия в политической жизни Франции вообще не принимал. Как рассказывал нам правнук В.Н. Гаджемукова - Себастьян, Василий Николаевич один раз ездил в Париж «не какое-то кавказское собрание,
23
после чего больше там не появлялся» . Очевидно, что своих взглядов он не изменил, хотя и не испытывал больших разочарований в связи с крушением империи. В эмиграции чувствуя себя адыгом, все же Василий Николаевич больше общался с русскими, нежели с кавказцами. В последние годы он жил в Русском доме Сент-Женевьев - де Буа и похоронен там же, на русском кладбище, на его могиле стоит православный крест. Я.В. Хабаев также перебрался во Францию и жил в Париже, принимая участие лишь в русских военных организациях - Совете Общеказачьего объединения во Франции, Союза Георгиевский кавалеров, Союза русских военных инвалидов во Франции. Его кавказские корни проявлялись в участии Ассоциации беженцев - горцев Северного Кавказа - единственной северокавказской организации во Франции, не имеющей политической направлении и поэтому к его деятельности привлекались северокавказцы, имевшие разные политические ориентации, также он представлял Осетинский аул на так называемом Общезарубежном съезде, который состоялся в 1925 г. во Франции. С.Т. Мальсагов со временем
перебрался в Польшу и не принимал активного участия в политической жизни, М. Халилов остался жить в Стамбуле, участия в политической жизни не принимал, лишь посылая свои статьи в журнал «Горцы Кавказа». Ф.Н. Бекович - Черкасский осел во Франции, в Париже, активно включился в «русскую монархическую организацию Николаевского толка» -сторонников бывшего Верховного главнокомандующего Российской армией великого князя Николая - эмигранта, живущего во Франции -одного из главных претендентов на российский трон. Ф.Н. Бекович-Черкасский стал участвовать в деятельности различных военных союзов, в частности, находился в Правлении Союза Георгиевский офицеров, Союза офицеров Кавказской армии, Объединении бывших воспитанников Николаевского Кавалерийского училища, Объединение кирасир Его императорского величества полка. А как же его кавказские корни? Из перечня вы видим, что он практически не контактировал с кавказскими организациями, которые во Франции вели целенаправленную антироссийскую и антирусскую деятельность, направленную не на восстановление имперской власти на Кавказе, а на создание независимых государств. Мы находим лишь одно упоминание о его членстве в Кавказском обществе «Алаверды», которое не было связано с политическими движениями и преследовало чисто культурные цели. Важно подчеркнуть, что он не участвовал и в кавказских движениях во время второй мировой войны, которые поддержали немцев в их войне против СССР, более того, есть информация, что он был одним из руководителей Русского антифашистского сопротивления в Париже. Между тем эволюция взглядов Ф.Н. Бековича - Черкасского имела место и заключалась она в смене его религиозной принадлежности: к концу жизни Федор Николаеевич или скорее уже Тембот принят ислам и был похоронен на мусульманском кладбище под Парижем в Бобиньи 16 ноября 1953 г. Его жена, калмычка -Надживат Капланова, пережила его более чем на 25 лет, последние годы жила в Доме русских военных инвалидов в Монморанси, где и умерла в
1979 г., она была также похоронена на мусульманском кладбище в Бобиньи24.
Но вернемся к кубанцам. 10 сентября 1921 г. в Праге состоялось заседание инициативной комиссии Кубанской делегации, на котором было
25
принято решение о проведении Общекубанской конференции , на которую приглашались как кубанские политические лидеры, так и горцы, среди последних: А. Намиток и Султан Шахим - Гирей. В это время в европейской эмиграции находилось около 10 тыс. кубанцев, главным образом, военных. Комиссия подготовила «Обращение ко всем кубанцам заграницей», в котором говорилось о необходимости объединения. Для проведения общекубанской конференции было решено просить помощь у азербайджанской делегации. 15 сентября 1921 г. на имя председателя Азербайджанской делегации А. Топчибаши поступило письмо от Кубанской делегации, в котором члены делегации обращались с просьбой о выделении финансовой помощи для организации общекубанской конференции в размере 5-10 тыс. франков. Обращение кубанцев было рассмотрено на заседании Азербайджанской делегации и было принято положительное решение о выделении 5 тыс. франков. Деньги были переданы члену Кубанской делегации, пресс-секретарю адыгу А.А. Намитокову под расписку26. 21 сентября 1921 г. на имя председателя Азербайджанской делегации поступило письмо за подписью председателя Кубанской делегации Вячеслава Дмитриевича Савицкого с благодарностью о положительном решении на просьбу Кубанской делегации27. 3 ноября 1921 г. Л. Л. Быч отправил, как указано в деле, «доверительное письмо» на имя Алимардана Топчибаши, в котором Лука Лаврентьевич описывал результаты проведенной в Праге Общекубанской конференции. По его мнению, это была конференция «кубанских политических и общественных деятелей», на которой планировалось «консолидировать демократические силы Кубани, поставив в основу объединения этих сил лозунги: укрепление и последовательное проведение принципа независи-
мости Кубани, борьба против оккупантов, из какого бы лагеря они не исходили и подготовка дружественных объединений с естественными союзниками Кубани - независимыми государствами, возникшими на развалинах бывшей Российской империи», поэтому «одной из основных задач ее являлось устранение кубанского «многовластия» в лице эмигрировавшего правительства и самозванных претендентов на это звание». Однако на самом деле на конференции произошло окончательное разделение кубанцев на «независимовцев» и «единонеделимцев». Если «незавимовцы» стремились к созданию независимого государства Кубань, то «единонеделимцы» стремились ликвидировать власть большевиков и воссоздать прежнюю Россию и полностью «солидаризировались с
Врангелем». Л.Л. Быч организовал «Демократический Союз независимо-28
сти Кубани» и отправил письма делегациям Азербайджана, Грузии и Армении, в которой описал свою политическую позицию и попросил финансовую помощь для организации деятельности новой партии29.
В архиве Алимардана Топчибаши мы обнаружили любопытный документ под названием «О настроениях зарубежного казачества»30, датированный 30 января 1922 г. Документ под грифом «совершенно секретно» из Информационного бюро Н.С.З.Р. и С. Что это такое? Это организация, созданная в 1921 г. в Варшаве известным Борисом Викторовичем Савинковым под названием «Народный союз защиты Родины и Свободы» - крупная боевая террористическая организация, куда входили люди с самыми разными политическими взглядами. Свое внимание Б. Савинков обратил и на кавказцев, которым он предлагал с ним сотрудничать в борьбе с большевизмом.
Любопытно, что в архиве Алимардана Топчибаши мы нашли и другой протокол заседания Кавказских делегаций, причем данный протокол был подготовлен не на русском языке, как делалось обычно, а на французском. Заседание состоялось в 1921 г. На заседании присутствовали: А.И.
Хатисов, Ахароян, М. Магеррамов, А.И. Чхенкели (председатель заседания), С.Д. Мдивани, П.С. Гегечкори, А. Топчибаши, А.М. Чермоев,
31
князь М.А. Сумбатов и князь А.А. Авалов . Обсуждался вопрос о сотрудничестве кавказских делегаций с Борисом Савинковым. Вначале А.М. Чермоевым был сделан доклад, в котором он дал характеристику Борису Савинкову и его организации. А.М. Чермоев говорил, что группа Савинкова - «первая русская группа, которая понимает, что мы работаем в интересах нашего дела. Остальные русские группы думают, что мы работает против России. Наша цель - организовать жизнь народов по желанию самих народов и наша деятельность не враждебна России». Поэтому он предложил контактировать с группой Савинкова, но вначале изучить «возможность таких контактов». При этом А.М. Чермоев считал, что нельзя вступать с Б. Савинковым в официальные отношения, надо начать с ним контактировать через третьих лиц, а именно через «другие русские группы». Б. Савинков также обращался с просьбой о финансировании кавказскими делегациями деятельности его организации, однако в этом ему было отказано.
Документ «О настроениях зарубежного казачества» хранился в архиве А. Топчибаши, значит Савинков его послал скорее всего специально для Алимардана. В документе говорилось, что казачья эмиграция общей численностью 30 тыс. чел. в Европе, считает борьбу с большевиками неоконченной и готова к дальнейшей деятельности. Далее он описывл существующие политические направления в донских казачьих группировках (демократическая группа, «Союз возрождения казачества», «новотак-тики», Богаевский и донское правительство, «красновцы»), а затем он остановился на взаимоотношениях кубанских казаков и кубанских адыгов, в частности, он указал, что в 1922 г. А. Намиток полностью «порвал с кубанцами» и перестал иметь деловые и политические контакты с Л.Л. Бычом. Л.Л. Быч уехал из Праги и стал жить в Мариенбаде (Чехия). И
далее жизнь Айтека Намитока пошла уже в другом русле - в русле борьбы за независимость западных адыгов от Российской империи и от СССР. Он начал активно сотрудничать уже с Северокавказской делегаций (Горской делегацией), которой руководил А. Чермоев, упоминавшийся в самом начале. В 1927 г. А. Намиток стал членом Временного Объединенного
32
Национального центра Азербайджана и Северного Кавказа , являлся одним из главных редакторов журнала «Прометей», цель которого
33
бороться за независимость Кавказа . С 1924 г. А. Намиток являлся членом кавказских лож во Франции, но об этой станице жизни северокавказцев пока очень мало известно (ложи «Золотое руно» «Прометей», 1924 - 1931 гг.), был членом Комиссии по выработке Пакта Кавказских народов в 1930 г., стал соратником Алимардана Топчибаши. Одновременно с политической деятельностью А. Намиток увлекся научной. Окончив Сорбонну, он стал активным членом Клуба по изучению Кавказа, в котором делал доклады, например, «Откуда происходит название Кавказ» (1935 г.), «Проблемы этнологии Кавказа: грузины и черкесы» (1937 г.). Переехав на постоянно жительство в Турцию, А. Намиток продолжил свои научные изыскания, опубликовав ряд книг «Fables des Tsey Ibrahim» (Paris, 1938), «Origines des Circassiens» (Paris, 1939), «Récits Oubykh» (Paris, 1955) и др.
А как же другие члены Кубанской Рады? Мурат Хатгогу вместе с А. Цаликовым организовал в Праге Союз горцев Кавказа и выбрал себе девиз: «Сильный человек и водопад везде проложат себе дорогу». Главная цель организации стала «служение делу национально-культурного возрождения и экономического благосостояния горских народов Кавка-за»34. Союз начал издавать журнал «Кавказский горец».
В первом номере журнала «Казачий всполох» была опубликована статья (и затем перепечатала в «Кавказском горце») казака - осетина Николая Александровича Бигаева под названием «Горско - казачьему эмигрантскому студенчеству», в которой автор призывал эмигрантскую
горскую молодежь Северного Кавказа, забыв о «национальном пафосе», объединиться с русскими коллегами. Н.А. Бигаев, полковник, офицер российской армии, служил в Кавказских войсках. Во время первой мировой войны состоял в конвое наместника Его Императорского Величия на Кавказе. В 1915 г. был назначен начальником конвоя великого князя Николая Николаевича. Участник белого движения, затем - эмиграция в Чехию, Прагу. В 1925 г., Н.А Бигаев возглавлял Русский Обще-Воинский Союз в Чехословакии, участник Евразийского семинара в Праге, 1928 г., член русской военной организации, Прага, 1935, возглавлял в Праге организацию под названием «Кавказское куначество» (1920-1940-е годы).
35
Н.А. Бигаев стремился к ослаблению «национального антагонизма» . Интересно, что именно Н.А. Бигаев стал первым председателем Союза горцев Кавказа, созданного в Праге (1923 г.), а кабардинец Э. Бекович-Черкасский - членом правления. И Эльмурза Бекович - Черкасский дал отпор Н.А. Бигаеву. На страницах журнала было опубликовано так называемое открытое письмо Н.А. Бигаеву, и на следующий год Бигаева сняли с должности члена правления. Новым председателам Союза стал М.
Хатгогу36.
Действительно, кубанские адыги часто «ассоциировали» себя с казаками, например, во Франции, казаком Федором Ивановичем Елисеевым был организован ансамбль казаков - джигитов, который с огромным успехом выступали по всему миру. В группе Ф.И. Елисеева было два
37
кубанских черкеса - Пеюк Хачимизов и студент Чуков .
Но мы видим, что со временем между кубанскими казаками и кубанскими горцами появились «территориальные разногласия», поскольку кубанские казаки в свою Кубанскую республику включили территории, ранее принадлежавшие западным адыгам, что, естественно, не могло понравиться последним. В результате в европейской эмиграции произошла постепенное «этнизация» кубанских горцев - «отход» от кубанских казаков и «приход» к кавказцам. На странницах эмигрантской кавказской
прессы кубанских казаков стали обвинять в «расчленении горцев»38. В статье, подписанной «рядовой Горец», говорилось, что «горцы посягают на казачьи права и казачью территорию», горцы стремятся к созданию кавказской конфедерации, опасной для казачества, тогда как все наоборот - казачеству необходимо для ослабления горцев оттянуть у них по возможности больше территории с горским населением, запереть их в горах39. Автор - аноним наивно пытался «уговорить» казаков не иметь
40
территориальных претензий к горцам .
В результате горско-казачий территориальный вопрос стал активно муссироваться в эмигрантской прессе. Один из кавказских авторов, Мурза-Бек, в своей статье «К вопросу о северных границах Республики Горцев Кавказа» писал, что «не так давно в эмиграции народилась группа идеологов казачьего великодержавия и развернула флаг своей самостийности на страницах журнала «Вольное Казачество».Сначала журнал говорил о независимом государстве, объединяющем три казачества: Донское, Кубанское и Терское»41. Проблема была в том, что между эмигрантскими движениями горцев и казаков существовали территориальные разногласия, в рамках каких территорий они планировали создавать свои независимые государства. Горцы требовали «справедливое отношение к горскому вопросу. в отношении нас, Горцев, г-н Билый на страницах журнала включал в Казакию только кубанских горцев, а г-н Игнатович уже присоединял и кабардинцев, а осетинам предоставлял избрать самим выход, - либо уйти в Грузию, или, - вероятно, войти в пределы «Казакию... Малочисленные Терское казачество, силою внедренное Россией, чуть ли не центра главного расселения Горцев, тоже уводят в Казакию и т.д. Такая территориальная программа идет в разрез с притязаниями горцев. и в таком виде становится решающим фактором Казачье-Горских отношений, которые при этих условиях будут развиваться в нежелательном направлении», т.е. казаки и Горцы претендуют на одну и ту же территорию, считая ее своей исконной землей.
Мурз-бек представил историю заселения спорной территории казаками, из которого он делает вывод, что казачье население в Терской области Горской Республики - население пришлое. Он подчеркивал, что «наличие у Горцев неотъемлимого права на весь Терский край в целом,... отсутствие у казаков даже относительного большинства не только в крае, но и в части, а именно: в так называемом Терском Округе. Таким образом, притязания «Вольного Казачества» являются ни на чем не основанными и удовлетворение таковых влечет за собой ничем не оправдываемое нарушение исторического права Горцев в пользу незначительной части населения, каковым является терское казачество. Всякое посягательство на Закубанье рассматривается горцами как посягательство на их народное достояние. Само собой разумеется, что у казаков не может быть никаких оснований и малейшей претензии на исконную Горскую Черноморскую полосу». При этом Мурза-бек добавлял, что «горцы все же готовы уступить небольшую северную часть Черноморского края с портом Новороссийском, однако с тем условием, что интересы Горской Республики в этом исключительного значения порту будут гарантированы как участием в управлении портом, так и самостоятельными таможенными условиями для транзитных грузов ввоза и вывоза в и из пределов Горской Республики».
Хаджи Абу-Бекир в статье «О «вольных казаках» опять ставил вопрос о том, что казаки не имеют права на северокавказские земли. Другой кавказец, Темур Базырыкхо также выступал против территориальных претензий казаков на северокавказские земли42. В свою очередь казаки в
43
прессе отказывались признавать территориальные претензии горцев . Для понимания взаимоотношений кубанских горцев, кавказцев и казаков в 1930-е годы интересно опубликованное в 1937 г. на страницах журнала донских казаков открытое письмо казаков горцам из эмигрантского движения «Прометей»44. Дело в том, что в эмигрантской политической среде возникла проблема с Султан Килеч-Гиреем. Известный донской
казак- калмык Шамба Нюделич Балинов написал в журнал письмо, в котором писал: Султан Гирей, бывший член Кубанской Рады, со временем стал сторонником борьбы за независимость Кавказа и далее задавал вопрос: «как в этом случае горцы рассматривают Кубань? Султан не только горец, но и гражданин независимой Кубани, «неразрывную часть которой составляли и будут составлять кубанские черкесы. Считает ли Султан Килеч Гирей горскую часть Кубани территорией Кавказской Конфедерацией? И далее он завершал: «Кубань никогда не согласится на отторжение части ее территории». Таким образом, мы видим, что кубанские горцы не воспринимались казаками как часть северокавказского сообщества.
Таким образом мы видим эволюцию взглядов и деятельности западных адыгов в 1920-1930-е годы в Европе: если в начале 1920-х годов адыги вели свою политическую деятельность совместно с кубанскими казаками, что объяснялось исторически сложившимся союзом кубанцев и западных адыгов в Кубанской области, а затем объединились с теми кавказскими силами, которые вели борьбу за создание независимых государств на Кавказе, в том числе и Северокавказской республики. В результате в европейской эмиграции произошла постепенное «этнизация» кубанских горцев - «отход» от кубанских казаков и «приход» к кавказцам.
Примечания
1 Архив Алимардан бека Топчибаши, библиотека СЕЯСЕС, 1Х чемодан.
2 Там же. Х1 чем.
3 Там же. II чем.
4 Намиток Айтек, 2 февраля 1885 г. рожд. (по другим данным в 1892 г.) в ауле Понежукай и окончил Ставропольскую гимназию, а затем юридический факультет С-Петербургского университета.
5 Шахим-Гирей (Шехим-Гирей) Султан, черкес, 1880 г. рожд., Кубанская область, окончил юридический университет Харьковского университета, занимался адвокатской деятельностью в Кубанской области, 1917-1919 г. -заместитель председателя Кубанской Рады.
6 Натырбов Кучук Бахти-Гирей, западный адыг, 1878 г. рожд. , окончил С-Петербургский университет, работал в управлении Читинской губернии, эмигрировал, вначале жил во Франции, Париже, но довольно скоро, в 1923 г. эмигрировал в США. Тем не менее Натырбовы сохраняли контакты с северокавказцами во Франции и Германии, в частности, Мурат и Ислам Натырбову имели постоянную связь с Гайдаром Бамматом в Париже в 1920-1950- е годы.
Коцев (Косок) Пшемахо (Пшемаф) Тамашевич, кабардинец, 1883 г. рожд., аул Сармаково, окончил юридический факультет Петербургского университета, работал юристом, министром, был председателем Правительства Республики Северного Кавказа, эмигрировал в Турции, где прожил многие годы и умер в 1962 г.
8 Улагай Касполет Товшукович, адыг, сын офицера, статский советник, служил по гражданской части в Кубанской области, в феврале 1917 г. был избран в Кубанскую Законодательную раду от черкесов. В эмиграции о Касполете ничего не известно, но стал широко известен его сын, Кучук Касполетович Улагай, 1893 - 1953, участник Добровольческой армии, в эмиграции жил в Турции, Болгарии, Сербии. Видимо отец жил вместе с сыном в Сербии.
9 Хатгогу Мурат, черкес, в 1917 г. стал участником Первого свободного съезда представителей горских народов Кубанской области и Черноморской губернии, в 1919 г. - после отставки Султан Шахим-Гирея занял пост заместителя Кубанской Законодательной Рады, в 1919 г. был арестован деникинцами и выслан заграницу, жил в Праге.
10 Чермоев Абдул Меджид, чеченец, 3 марта 1882, Грозный - 28 августа 1937, Лозанна, Бобиньи, отец - генерал Арцу Чермоев, окончил училище, был в Лейб-Гвардии Собственного Его Величества конвое, 1901 г. промышленник, имел участки в районе Грозного, до первой мировой войны там была обнаружена нефть, что сделало его богатым, председатель первого национального правительства Республики Северного Кавказа, Председатель Центрального Комитета Союза Объединения горцев Северного Кавказа - избран на первом съезде горских нардов в май 1917 г. Активный сторонник Горской республики, эмигрант, Франция, 1919 г., глава Зарубежной Делегации в Париже (во время Версальской конференции), и председатель Северо-Кавказской Заграничной делегации, соратник Г. Баммат,.
11 Архив Алимардан бека Топчибаши, Х1 чем.
12 Там же. Х1 чем.
13
Газета «Общее дело» 17 января 1921 № 186 // частный архив семьи Гаджемуковых, Франция.
14 Хабаев Яков (Бета) Васильевич, осетин, родился 1 октября 1870 г., станица Новоосетинская, получил военное образование, служил в чине генерал-майора в Собственном конвое Его Величества.
15 Мальсагов Сафарбек Таусултунович, ингуш, 1868 г. рожд., Владикавказ, окончил Елизаветградское юнкерское училище, командир Осетинского конного дивизиона, генерал, участвовал в Добровольческой армии, стал при генерале Деникине правителем Ингушетии, и в 1920 г. эмигрировал вместе с армией в Константинополь.
16 Дипломатическое представительство России в Константинополе, Документ в Верхнюю комиссию Республики Франции в Константинополе 10 января 1921 г. // Архив внешних дел Франции, № 3812; Халилов Микаэль, 1856 - 1936, дагестанец, генерал Русской армии, последний глава правительства Горской республики.
17
Подробнее об этом см. Бабич И.Л. Взаимосвязь современных горских идеологий и национальных интересов России на Северном Кавказе // Северный Кавказ в национальной стратегии России. Под ред. В.А.Тишкова.
М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2008, 264 с., С.171-186.
18
Клыч Султан-Гирей, кубанский черкес, 1880 - 1947, генерал - майора Российской армии, окончил Елизаветградское кавалерийское училище, командира сотней Черкесского конного полка Туземной дивизии во время первой мировой войны, участника Добровольческой армии.
19 Русская военная эмиграция 20-40-годов. Т.1. М.: «Гея», 1998, 426 с., С.549-
550.
20
Частный архив семьи Гаджемуковых, Франция.
21
Осетинская эмиграция // История Северной Осетии. XX век. М.: Наука,
2003, 632 с., С.299.
22
Соцков Л.Ф. Неизвестный сепаратизм. На службе СД и Абвера: из секретных досье разведки. М.: Рипол классик, 2003. 336 с., С.28
23
Интервью автора с Себастьяном Гаджемуковым, Париж, 20 марта 2011
г.
24
Некролог // Русская мысль. 1979 № 3247,
25
Архив Алимардан бека Топчибаши, VII, Х1 чем.
26 Там же. VII чем.
27
Там же. VII чем.; Савицкий Вячеслав Дмитриевич, 7 марта 1880, Екатери-нодар - 12 февраля 1963, США, Голливуд, окончил Оренбургский кадетский корпус, С-Петербургский технологический институт (не окончил), Николаевское кавалерийское училище, есаул Собственного Е.И.В. конвоя. В ноябре 1917 г. глава военного ведомства Кубани, в конце 1917 — 1918 гг. советник Кубанского правительства. В Добровольческой армии. Участник 1-го Кубанского («Ледяного») похода в Кубанской дружине. С 12 марта 1918 полковник, член Кубанского краевого правительства по военным делам, затем командирован во Францию, член Кубанской делегации в Париже, где
остался; с 2 декабря 1919 г. исключен из списков Кубанского казачьего войска. Генерал-майор, с осени 1918 г., Председатель Кубанской делегации в
Париже, 1921 г.
28
Архив Алимардан бека Топчибаши, Х! чем.
29 Там же. Х1 чем.
30 Там же. VII чем.
31 Там же. II - III чем.
32 Там же. ХШ - ХТС чем.
33
Там же. ХШ - Х^ чем. (на фран. яз).
34 Журнал «Кавказский горец». Прага, 1925. № 2-3.
35
Журнал «Казачий всполох». Прага, № 1. 1925.
36 Там же. С.86-91.
37
Казачья джигитовка. По материалам архива кубанского казака Ф.И. Елисеева. Краснодар, 2003. С.43.
38 Рядовой Горец. Горский вопрос на страницах журнала «Вольное Казачество» // журнал «Горцы Кавказа». Париж, 1929 , № 4-5. С. 10
39 Там же. С. 16.
40 Рядовой Горец. Отголоски прошлого // журнал «Горцы Кавказа». Париж, 1930. № 13-15. С. 51-58.
41 Мурза-Бек. К вопросу о северных границах Республики Горцев Кавказа // журнал «Горцы Кавказа». Париж, 1930, № 13-15. С. 33 - 37, 44-49.
42
Хаджи Абу-Бекир. О «вольных казаках» // журнал «Горцы Кавказа». Париж, 1932. № 34. С.3-11; Базырыкхо Темур. Аппетиты не по чину // журнал «Северный Кавказ». Париж, 1935. № 16. С.14-17.
43 Хроника // журнал «Горцы Кавказа». Париж, 1933. № 40. С. 29.
44 Журнал «Казачий голос», Париж, 1937. № 1.