Научная статья на тему 'Кубачек Владимир Рудольфович (к 95-летию со дня рождения) (1916 – 1985)'

Кубачек Владимир Рудольфович (к 95-летию со дня рождения) (1916 – 1985) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
123
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кубачек Владимир Рудольфович (к 95-летию со дня рождения) (1916 – 1985)»

КУБАЧЕК ВЛ АД И М И Р Р У'ДОЛ ЬФОВ И Ч (к 95-:1стию со дня рождения) (1916 - 1985)

v

Кубачск Владимир Рудольфович родился 16 мал 191 (у гада в г. Горловка Доменкой облает, I.

Мать Варвара Дмитриевна. до замужества Махова. уроженка г Линии Орловской губернии. русская, образование среднее (гимназия). йз служащих

Отец Калинников Андрей Николаевич, русский, из служащих, умер в 191$ году иг туберкулеза.

Мать вышпа замуж :«а Куба чека Рудольфа Франасвича. позднее он усыновил Владимира и дал ему свою фамилию и отчество Кубачек Владимир Рудольфович

Р Ф Кубачек - чед по национальное™, по образованию инженер-механик. попел в нлен и России во время Первой мировой иойны и 1914 году, до 1925 гол» рабозал « России в качестве иностранного спеииалнста. затем принял российское гражданство

С 1914 по 1922 гт семья жила и Ставро польском крае, где Рудольф Фрапиевич К>-бачек работал уполномоченным »смсльного отделе Ставропольской губернии, используя своп инженерные знания, помогал восстанавливать разрушенное войной хо»яйство (в голодные годы восстановил работу мельиии. находящихся « его ведении).

В 1922 году Р. Ф Кубачек с семьей переехал в Донбасс, поступил па роботу в качестве тайного механика Донжонского рудоуправления.

В 192-4 году Рудольф Фрапиевич с семьсй переехал во Владикавказ п начал работать в системе ГЛанинетмета. в качестве главного механика работая па нескольких предприятиях цветной металлургии вплоть до 193Я голв стране нужны были грамотные инженерные

кадры В I93S голу арестован НКВД, в 1940 голу рсабилгтнронан. С 1940 по 194V п работал и Гипромсльрудс и Свердловске. yvep и 1949 г.

Геотрафмя мест работы Кубачека Рудольфа Фраицевича обширна, велел за ним следовали жена Варвара Дмитриевна и сын Владимир. Мать Владимира была человеком юле-вым. с очень сильным характером, образованной. очень начитанной, ценителем искусства, кроме того, она была трудолюбива, интересовалась веем новыМ) происходящим и жпшн Варвара Дмитриевна имела художественные наклонности (один из ее предков был профессиональным художником), которые она рсалн-зовыыала п нышнваннн, выполненном с величайшим мастеренном Володя был единственным и горячо зюбимым сыном MiiOive и» лучших качеств матери он и унаследовал и волю, и Целеустремленность, и способность доводить начатое дело до конца, н живой aira-нннческин ум. и отличные орпши шорские способности, и лаже художественные наклонности (он очень хорошо рисовал). Атмосфера семьи было благоприятной для развито и формирования незаурядной личности

С 1924 гадя жизнь семьи гесно евя:ана с Северным Кавказом

В 1924 голу сын Владимир начал учиться в школе во Владикавказе.

В I ^29 голу вместе с родителями переехал в Карсакипй (Казахстан). затем в Рнддер (позднее Леннногорск)

В 1930 голу закончил семилетку Этог год .зля страны в системе образования интересен тем, ч го восьмой и последующие классы пыли отменены, дети должны были лля иродолжс-_199_

пня учебы поступать и техникум Владимир поступил н горно-механический техникум я i Рнддер Одновременно с учебой с IМI голе началась трудовая деятельность на Рндлерс» КОМ горно-металлургическом комбинате Подручным слесаря

В 1933 году мкончвд техникум, к пому времени родители пернул на* и Орджоникидзе.

В 1933 году после получения шпломл Владимир Рудольфович Кубячек поступил работам, и L адонокос рудоуправление а качестве тсхпнка-конструктора

В 1935 году Владимир Рудольфович обратное* и Главнветмет с просьбой перевести его в город, где бы он moi продолжить свое образование Просьба была удовлетворена, он был переведен для работы в Ссвгнпроивстмет п юрол Свердловск. работал коне гругтором

С 1936 т о.тй работник Уралмашзаводв В 1936 голу поступил на вечернее числение и Уральский индустриальный институт, ьоторый ОКОИЧШ1 В голу

В 1945 юлу женился на Киялкковон Лидии Дмитриевне.

Владимир Рудольфович Кубачек прорабо-тал на Уролмашзоволс < V 5TMi более 25 лет и вошел в историю горнорудного машиностроении как один н.т его создателей Первая его большая работ «Параметрические ряды конусных дробилок мелкого и среднего дробления*) была Шлака в 1946 юлу

Ппоследствни. будучи главным кснструх-тором горного машиностроения Уралмашза-нола. Владимир Рудольфович руководил и принимал участие в создании:

• конусных фобн.гок мелкою и среднего дробления:

• конусных Дробилок крупно!О лр« бдения.

• шековык дробилок.

• шаровых, стержневых и трубных медьннн,

• карьерных жскаваторов:

• шшзноших экскаваторов;

• агломерационного оборудованнк;

• обжиговых машин;

• нефтебурового оборудованыч.

• шамно проходческих машин.

Индустриализация народного хозяйства

требовала создания, яысокопронэвошпедь-ною отечественного горного оборудовании Первые образны горных машин, сосланные ни Урялчашзаводс о серелпнс 30-х годов, в

большинстве случаев копировали «арубежиые. Однако открытыми оставались вопросы теории работы машин, выбора нх параметров, расчета параметров и прочности, выбора марок материалов, поверхностной обработки, течнологш из? отовления, сборки н монтажа. Важнсйиимн вопросами оставались пути развития и совершенствования оборудования.

Владимир Рудольфович Кубачек быт одним из руководителей мих исследований в период становления горного машиностроения в нашей стране Во i лапе отрасли стояли плела галинганвых руководи гелей, сыгравших (начитьиную роль не только в создании, но и и ранни ни на Уралмаипаподс. а позднее п в с i ране производства тксквввторов и горно-обогатнзельиото оборудования. К числу этих инженеров следует отнести Д. И. Берсиова, I. И Сативского и В. Р Кубачска К »nicvry Основных достижений irtt* нолей и коялекти-вов, которыми они руководили, слс.гует отнести создание первою в стране карьерного ("3-3 и шагающего 4111 14 65 экскаваторов, дробилок, мельннн и других машин и. что самое I тавное. организацию их серийного производства изготовления. транспортиров-кн. монтажа н нспыгапнй.

Проектирование этих машин начиналось практически с нуля, а ic.mii выпуска машин не давал права Нл ошибки Н ДОВОДКИ ТйДйНт Владимира Рудольфовича раскрылся уже на первых, принятых им решениях. Сейчас уже мало кто тает, что. например привод ходовою механизма oi отдельного, усыновленного на нижней риме двигателя запатентован Кубаче-ком 10 мня 1948 года! Внедрение тгого изобретения было одним пт основные факторов, позволивших позже выпускать »кскаваторы С')-3, ЭЮ -4, ЭКГ-5 (и их молнфикяиниI и др. в невиданных а мире сериях, до 500 единим н год

Повышение технологичности, снижение трудозатрат. взаимозаменяемость, надежность и повышение шлговечиости оборудования, отработка конструкций первых обратное и гре-бовлннп троммшлеииосгн привили к необходимости создания собственных конструкций.

Отечественная война 1941-1945 к разруха народною хозяйства, потребности новою строительства, а также огромные успехи о темЮЛОГШ и потопления млении вытканные

рати шеи производств» я военное время, существенно изменили возможности машиностроения ъ послевоенный иериол Перехоп I серийному изготовлению машин позволил лучше отрабатывать конструкции и открыв лорогу проведению гсорсгическич и женери-мситальиых работ Гаким обратом с середины 50-х голов на УЗТМ началась модернизация ранее стланных машин и резкое повышение их параметров. В этот период создавались экскаваторы ЭВГ-6. ЭКГ-в. ЭШ 15/90 и ЭШ 25-100. конусные дроби лки, агломерационные машины и др.

Первыми машинами и первыми о1Счеет-венными дробилками были конусные дробилки мелкого и среднего дробления, в проектировании которых принимал участие Владимир Рудольфович, В 1935 I был создан ряд дробн-ток среднею и мелкого дробления, н процессе проектирования которых была разработана методика их динамического и силового расчета. методы определения геометрических и кинематических нирамстров машин С 1935 г ннчиавдиваднсь модели 1220, 19$П. 2100 Было определено, что крупность и равномерное гь н (юлу к га основные кршернн качества фобидок. Встал вопрос ищененфнканин прОиесеоо дробления В 1956 году Кумаче»: провел материи мини» дробилок 2100 н 1650, I также были созданы промежуточные типоразмеры КСД 1200, КСД ¿2006. КМД 2200. КСД 1750Б и КМД 1750. Ирм проведении зги», работ были применены новые методы исследований теншмегрня. скоростная киносъемка лробяшего пространства и исследование с использованием полаританнонио-оп 1 ичеекого метода (." 1458 но 1969 »г юрно-обогмтшедь ная промышленность получила около 1200 таких дробилок.

Производство конусных дробилок крупного дробление начато на УЗТМ в середине 30-х годов с моделей № I (ширина круговой мгрузочной шел и 300 мм); .V 2 (500 мм) и № 3 (ЧПО мм». После войны до 1955 1 >ти дробилки выпускались в улучшенном варианте. а п 1955 I под руководством Владимира Рудольфовича было разработаны проекты дробилок ККД 1500,1200II900, При этом была решена задача коренного увелнченн» производительности (на 20-25 %). повышения износостойкости брони, обеспечена прямоточ-

ное!!. движения продукта н лоне разрушения уменьшена строительная высота н масса дробилок; обеспечен пуск иод закалом. В IV5S 1'>6») гг. выпушено 1?0 единиц этих мапнн. Одно временно проектировались и илотаван вались пластинча! ые шпатели (6 моделей) как горизонтальные, так и наклонные. шоковые дробилки, шаровые и стержневые мельшоны

В 19441 на УЗТМ поя руководством Ь. И. Саго вс кого при непосредственном участии Владимира Рудольфовича было закончено проектирование и изготовление первого экскаватора СЭ-3 ilo предложению В. Р. Куба чека, при первой модернизации машины и 1947 г введен нпливнлуальнын привод хола. что привело к большому сокращению трудозатрат и к созданию экскаваторов ЭКГ-4. ЭКГ4.6. ЭК1 4.6А, ЭКГ-5.

Созданный иол руководством Нлилнмнрм Рудольфовича экскаватор )Kf -х позднее йьп переделан для серинною производства на Пжорском заводе тяжелого машиностроения. Первые экземпляры этого экскаватора работа-Hi ни КоркинскИА угольных разрезах. Коуи-радском руднике и Норильском ГОКе.

И 19481. В Р. Кубачск участвовал в paooic над периым и нашей стране шагаюшнм экскаватором Jlli 14 65 Здесь он выполни;! расчет основных параметров машины, проектировал лебедки и поворотный механизм, осу-шсслшл компоновку и оригинальную систему наводки тяговых кашпо*. За »тим драглайном последовали ЭШ 20'65; ЭШ 10 75; ЭШ 14 75 и позднее ЭШ 15«М

За разработку драглайна ЭШ 14/65 Владимир Рулольфовнч в J951 г был удостоен Cia-линской премии 1 степени. Со или не мании сопровождалось научными и ткеперимеиталь ними исследованиями. в том числе в облагп «ьскаоагоростроенн» Здесь были важные исследования ио определению соогношени» скоросгей напора и иольема экскаватора, по определяло траекторию ковша, сделаны важнейшие выводы, использованные при проектировании экскаваторов. Весьма ннтереснь исследования теории поворотного движение жскаваторов. Полученные значения велнчинь оптимального передаточного числа мехаиичмь поворота использованы о практике проектирования карьерных и ипн'дюших экскаватороЕ УЗТМ. Зависимости, подученные для опреде-

тения времени ранена н торможения и кроме-ни цикла и зависимости о; механических характеристик привода, соогастстас.лллн жепернментазьным данным и позволили проводил, качественную на.тидку мсктрапри-во,ы Полученные аналитические мтлчении юаней мости времени поворота от лере.'шточного числа механизма поворота «несли большой вклад и теорию и практику проектирования экскаватора

М 1963 юлу. ухоля с »аволи на должность председателя Средне-Уральскою совнархоза, директор Уралмашзаяоди В. I* Крою« пртда-енл В Р Кубачска на лоласвОсгь руковод»пеля научно-технического уттраялення совнархоза К* »тому времени совнархозы покатали свою неэффективность: развитие егрань тормозилось из-за местнических решеинП. принн маемых территориальными органами, ломавших техническую политику страны и приводящих к снижению зффекгннносгн производства (достаточно сказать о возни <шсн необходимости увеличения иены на хлеб и вынужденном решении о закупке терма «а границей) Была проведена рсор| анимации совнархозов, связанная с укрупнением предприятий и органов управления, возник избыток управленцев В 1%4 году В Р. Кубачек покидает совнархоз На Уралмашзлводс меси» главного конструктора горнош оборудования было занято достойным спвшиаляс-том Ь И. Сотовским. И Кубйче> В Р пришел о Свердловский горный институт, где им была органнзованл выпускающая кафедра горных машин н комплексов.

В мае 1964 года из объединенной кафедры горных машин и рудничном» транспорта был» выделена кафелра, получившим пази анис горпых машин и комплексов (ГМК), которая стала выпускающей в святи с органи зацией в институте двух новых специализации нКонст-руированне и производство горных машшн» (первый прием п 1962 году) и ««Машины и оборудование обогатительных фабрик* (первый прием в 1964 году) В »то же время кзфел-ра была передана изсостава торного фак\ лыс-та в административное подчинение горио-мехаончсскому факультету. Заведующим пой кафедрой стал профессор Владимир Рудольфович Кубачек, выпускник Уральскою индустриального института им. С М Кировя.

L приколом Владимира Рудольфовичи па кафедру вопросысовершенствования жскавл-торнот оборудования становится одними из основных шшровпспиЙ научной деятельности юоЛлскптва кафедры Активно качали провозиться исследования но изучению влияния различных факторов на рабочие процессы одноковшовых экскаваторов с различными индлхти рабочею оборудовалия, по повышению надежности и долговечности утлой и »стилей жскаввторов.

В то время «дрО учебно-ттедш оптческоти коллектива о УЖ- образованной эфедры состав пли сотрудники: доненты И Ф Ефрс-мов. В Д. Летеча.ст ирсн В А. ГоЛМ&чев, зав. таб. М Л Ютценко. инженеры К). А Серебряков В 11 Кудрявцев, уч. мастер II П Кузнецов, ст. препаратор В. Ф. Сальникова.

Учитывав новый статус кафедры как выпускающей, необходимо было решать задачи обеспечения лабораторной баты Были реоргани «овани лаборатория подземных горных машин, »боратория буровой техники Вновь организованы лаборатории гидропривода и лаборатория механизации открытых горных работ, которые постоянно пополняются новыми макетами и теист вуюшими моле-1.ЧМН горных машин Лаборатория механизации открытых торных работ является уникальной но настоящее время, подобной лиоорато рин ист ни в одцом вузе России и бывшего СССР

Наряду с ратин i нем лабораторной базы кафедры решалась задачи комплектовании преподавательского состава К учебном) процессу привлекались ведущие специалисты с предприятий, готовились кадры тп выпуск* Инков института. «Кадры решают все!»» - mu lo.ту hi «.гаи актуальным лтя кафедры как никогда Считаю.что он актуален а любое время В >ю время га кафедру были приглашены доценты канд. тсхи наук Н F. Москвин тнректор Свердловского филиала Института мегролотин. К). А. Муйэемнек начальник нсслсдовательсксЯ таборагорин НИИтяжмаш УЗТМ. безвременно ушедший ив жшни, которому н -пом году исполнилось бы ХО лет, И) М КорК.ии »ам директора НПО иУралгормшн». L;cc названные лошнгты внесли неоценимый вклад в становление и развитие кафедры н наиболее трудный для нее

тсрнол. Его отличал новаторский нодхол к гроцессу обучения студентов. Все новые и трпгннальные конструкторские решения ИI It • «Уралгормаш» были объектами изучения .тудентов кафедры, как говорят, но горячим :лсллм К». М. Коркнна отличали неключн-1ельная доброжелательность в отношении со ту летами, а студенты его очень любили. По течению обстоятельств Кор к ни был вынужден оставил. преподавательскую деятельность ia кафедре, о чем мы искренне сожалеем до :нх пор

Для подготовки научных кадров па хлфелре была открыта асинраитура Первыми зелирантоми были конструкторы УЗТМ 5. С Коников н И И Рутковскня (1965). П. А. Касьянов (1966), который работе! но чафедрс но настоящее время

В настоящее время на кафедре I МК эабогаюз К профессоров, hi них 5 докторов гсхиичсских наук, трос и» которых являются шнускннка.мн кафедры I МК (Сайтов В И . ГуСлов П. VI. Логунова Ю А.) и все они гчнтают себя учениками Владимира Рудоль (ювича Кубачека.

В нашем уинверситетс работают выпуск-тики кафедры ГМК. Попов Юрии Владимирович. зав. кафедрой горной механики, д-р гехн. наук: Белов Сергей Валерьевич, начальник Учебно-меюличсскою управления университета. канл гехн, наук. Говрнлова Люд-дола Анатольевна, начальник отдела менеджмента и качества образования, ханл. гехн наук; Новикова Натилья Александровна, ст. препод саф. ЭГО; Чучмаиова Любовь Дмитриевна, ет фенод. каф ГМ. Яворский Владимир Ва-:ильевнч. директор студенческого городка и лр.

Выпускники кафедры работают на горных I машиностроительных предприятиях страны Многие из них добились больших успехов n тронзводстяенной карьере Гак, работал директором Уралмашзавода И И. С троганов Я Я Кои директор но персоналу холдинга Г)МЗ. В. В. Андреев заместитель директора Уралгипроша.41. А. И. Аннкнн шрсктОр QA< i •Анкер». С А Червяков технический jh-эектор (ЗАО «Л'ралмашзавод». О. М Ьелый начальник блока корпусов ОАО иУрадмашза-иол», А Р Ахмстшнн - директор по режиму н безопасности ОАО «Урал мвшча вол». С». Ю. Фнгурин директор завода круинопо-

не |ьноги домостро<сап> • С мюч • -«-а» бы пролпняить

Отмечены приыпсльстаганими' <tx;p¿u ми выпускники кафедры I МК I 11 ( ч* нюм на!рпжлсна орденом Трудового Кр-нкАм» Знамени, М А Скоморохов орденом «За таслутз! перед Отечеством»

Мы понимаем, что только тесные связи с предприятиями потребителями наших выпускников. являются залогом нашей успешной работы Кафедра I МК. в числе первых и университете, в 2000 толу от липа у ииворапе-га ШКЛЮЧНШ (енеральныи договор о сотрудничестве i" ОАО «Ура л мышь n котором четко расписаны обоюдные обязательства сторон.

Кафедра, в частности, гоювнт специалистов для ОАО «Урал мошза вод». выно шяет НИР по тематике тавода и кафедры, а ОАО «Уралмаш швол» помогает кафедре решать практические <алачи укрепления материальной базы и совершенствования учебного процесса

В результате такого согрудннчсс!на университет получил прекрасно отремою ироничный зал 0нблио1Скн. и кафелра отремонти-ровиинне помещение. Учебная мбораторчя кафедры пос тоянно пополняется действующи-мн моделями машин для открытых юрных рвбо!.

Коллектив кафедры активно ведет научные исследования В настоящее нремя сложи» лнсь несколько направлений научных исследований.

11 изучение рабочих процессов горных и нсфтсгазоиромысловых машин с целью тх оптимизации.

2) оптимизация главных консгрукливиых параметров машин и рациональное исполнение их рабочих органов;

3) разработка новых конструктивных решений горных машии.дробичьцогои нефте-газопромыслокого оборудования

Как следствие научно-исследовательской работы широкая изобретательская деятельность кафедры Сотрудниками подучено свыше 150 авторских свидетельств и патентов В них отражены перспективные технические решения по конструкциям торных машин с внутренним силовым замыканием, по дробнльно-размольному оборудованию. Ю рабочему и ходовому оборудованию одноковшовых зкекаваторов. по гидравлическим приводам горных машин.

По сложившимся на кафе л ре гралипням сотрудники кафедры связаны по НИР с коллегами ю других пулов II разное время на кафедре выступали П. И. Кох (Краматорский политехнический институт). Р. Ю. Подэрни (Московский горный институт), Н. I Ломб-ровскни (Московский инженернп-етроитсль-иый институт). В. ( Берсенев (Ленинградский горный институт). К). О Улуотс (комбинат нЭсгонеданец») и др

Кафедру сказывает многолетняя совмест ная работа с различными предприятиями: ОАО «Уралмвшзавол*), ИКМЗ, Качкаиирский ГОК «Ванадий», ОАО «Ураласбсстт. Копей с-кий машиностроительный тавод СУМЗ. Соликамский комбинат и др.

Владимир Рудольфович был автором многих полезных начнианнй

По инициативе Влалнм1тра Рудольфовича в отделе главною конструктора торного машиностроения (ОГК I'M) Уралмашзалода была организована лаборатория горных машин, которая предполагалась как саязуюШсе звено между Свердловским горным ннешгутом (СГИ) и ОГК ГМ Уралмашзавола, между горной наукой и торным машиностроением.

У себя на кафедре Владимир Рудольфович одним из первых в вузах Свср тловскл активно внедрял п учебный Процесс компьютерные технологии

Благодаря Владимиру Рудольфовичу у кафедры ГМК и ОГК ГМ сложились тесные контакты но вопросам НИР, студенческих курсовых и преддипломных практик, зашиты дипломных проектов, приема выпускников кафедры на работу в ОГК ГМ, мключетШ по диссертациям, книгам и се техническим вопросом.

В. Р Кубпчек был ословоиоложпнком научно-производственной школы, он автор более 140 наушых трудов и 42 изобретений, до сих пор легенды о сто технической зруди-пнн и организаторском maniré живут среди тех люден, с кем он общался

Вклад В Р Кубачеки в науку н практику торного машиностроения неоценим и требует дальнейших подробных исследований

Суслов II. М.. зав. кафедрой ГМК. iLiiciop технических наук, профессор

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.