Научная статья на тему 'КУБА - ЕВРОСОЮЗ: ПРОТИВОРЕЧИВОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО'

КУБА - ЕВРОСОЮЗ: ПРОТИВОРЕЧИВОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
162
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУБА / ЕВРОСОЮЗ / СОТРУДНИЧЕСТВО / ПРОТИВОРЕЧИЯ / ОБЩАЯ ПОЗИЦИЯ / ИСПАНИЯ / США / РЕФОРМЫ / ТОРГОВЛЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Калашников Николай Викторович

В статье рассматриваются особенности становления отношений между Кубой и Европейским союзом в постсоветский период. Их развитие в течение более 30 лет происходило неравномерно и условно разделяется на три этапа. При взаимной экономической заинтересованности сторон эти этапы определяются наличием политического фактора. Стремление Евросоюза достичь соблюдения Гаваной своих представлений о демократии и правах человека постоянно наталкивается на сопротивление этому со стороны кубинских властей, трактующих подобные попытки как вмешательство во внутренние дела. Обострение политических противоречий периодически приводило к заморозке торгово-экономических связей. Критических масштабов подобная ситуация достигла после принятия Евросоюзом в 1996 г. «Общей позиции» в отношении Кубы. При этом особенность принимаемых Брюсселем по политическим мотивам решений заключалась в нераспространении их на двусторонние связи европейских стран с Кубой. Безусловно, следует учитывать и существенные изменения международной обстановки вокруг острова. В частности, косвенное влияние на отмену Европой «Общей позиции» оказала кубинская политика Б. Обамы, открывшая возможности для бизнеса американских компаний на острове и создавшая угрозу здесь экономическим интересам Евросоюза. Это подтолкнуло Брюссель к подписанию в 2016 г. соглашения о сотрудничестве между Кубой и ЕС, что стало возможным и в результате произошедших на острове перемен в политической и экономической сферах. Однако сохраняющиеся противоречия служат препятствием для установления отношений полноценного партнерства между Брюсселем и Гаваной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CUBA - THE EU : CONTROVERSIAL PARTNERSHIP

The article studies the features of the establishment relations between Cuba and EU in the post-soviet period. Their development for more than 30 years has been uneven and conditionally divided into three stages. In the case of mutual economic interest of the parties, these stages are determined by the presence of a political factor. The European Union's efforts to achieve Havana's respect for its ideas about democracy and human rights have been met with constant resistance from Cuban authorities, who interpret such attempts as interference in internal affairs. The aggravation of political contradictions periodically led to a freezing of trade and economic ties. This situation reached critical scales after the adoption of the «Common Position» on Cuba by the European Union in 1996. At the same time, the peculiarity of the decisions taken by Brussels for political reasons was their non-proliferation to the bilateral relations of European countries with Cuba. It is necessary to take into consideration the changes of the international situation around Cuba. In particular, B. Obama's Cuban policy had an indirect influence on Europe's cancellation of the «Common Position», which opened up business opportunities for U.S. companies on the island and threatened the economic interests of the European Union here. This prompted Brussels to sign a cooperation agreement between Cuba and the EU in 2016, also as a result of political and economic changes on the island. However, the remaining contradictions are an obstacle to the establishment of a full partnership between Brussels and Havana.

Текст научной работы на тему «КУБА - ЕВРОСОЮЗ: ПРОТИВОРЕЧИВОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО»

й01: 10.312249/аре/2022.0 3.09

© Калашников Н.В.1, 2022

Куба - Евросоюз: противоречивое сотрудничество

Аннотация. В статье рассматриваются особенности становления отношений между Кубой и Европейским союзом в постсоветский период. Их развитие в течение более 30 лет происходило неравномерно и условно разделяется на три этапа. При взаимной экономической заинтересованности сторон эти этапы определяются наличием политического фактора. Стремление Евросоюза достичь соблюдения Гаваной своих представлений о демократии и правах человека постоянно наталкивается на сопротивление этому со стороны кубинских властей, трактующих подобные попытки как вмешательство во внутренние дела. Обострение политических противоречий периодически приводило к заморозке торгово-экономических связей. Критических масштабов подобная ситуация достигла после принятия Евросоюзом в 1996 г. «Общей позиции» в отношении Кубы. При этом особенность принимаемых Брюсселем по политическим мотивам решений заключалась в нераспространении их на двусторонние связи европейских стран с Кубой. Безусловно, следует учитывать и существенные изменения международной обстановки вокруг острова. В частности, косвенное влияние на отмену Европой «Общей позиции» оказала кубинская политика Б. Обамы, открывшая воз-

1 Калашников Николай Викторович - кандидат экономических наук, советник директора, ведущий научный сотрудник Института Латинской Америки РАН (n.kalashnikav@ilaran.ru).

можности для бизнеса американских компаний на острове и создавшая угрозу здесь экономическим интересам Евросоюза. Это подтолкнуло Брюссель к подписанию в 2016 г. соглашения о сотрудничестве между Кубой и ЕС, что стало возможным и в результате произошедших на острове перемен в политической и экономической сферах. Однако сохраняющиеся противоречия служат препятствием для установления отношений полноценного партнерства между Брюсселем и Гаваной.

Ключевые слова: Куба, Евросоюз, сотрудничество, противоречия, общая позиция, Испания, США, реформы, торговля.

В настоящее время Куба переживает экономический кризис, сопоставимый по остроте с так называемым «Особым периодом» 90-х годов. В обоих случаях он связан с воздействием внешнего фактора. В первом - Гавана потеряла опору в лице СССР и соцлагеря, благодаря которой строился социализм по советскому образцу. Во втором - крайнее ужесточение санкционной политики администраций Д. Трампа и Дж. Байдена усугубилось пандемией коронавируса, подорвавшей основы создаваемой новой экономической модели с опорой на принимающий туризм и сферу услуг.

Для кубинской экономики, ориентированной на внешний рынок, ключевой вопрос налаживания и сохранения диверсифицированных внешнеторговых отношений все эти годы дополняется крайней заинтересованностью в притоке инвестиций и получении международной финансовой помощи. Такую поддержку в постсоветские времена Гавана могла получить со стороны Европейского союза.

Адекватная оценка состояния и перспектив кубино-евро-пейского сотрудничества требует учета следующих факторов: «двусторонние отношения и партнерство с Евросоюзом как коллективным органом; специфика принятия согласованных решений в ЕС и ограниченность возможностей для политических маневров кубинского руководства; степень зависимости экономических связей от политических решений; меняющаяся международная обстановка» [Калашников, 2020, с. 155].

Определение взаимных позиций

Интерес Кубы к сотрудничеству с Европейским союзом возник во второй половине 80-х годов. Перспектива потери СЭВ как основного экономического партнера требовала частичной замены. Поэтому именно кубинское руководство сделало первые шаги по сближению, и по его инициативе в сентябре 1988 г. были установлены дипломатические отношения с Евросоюзом, а уже в сентябре 1989 г. кубинская сторона направила предложение о подписании рамочного соглашения о торговле и сотрудничестве. За прошедшие более 30 лет в процессе выстраивания партнерских отношений между Гаваной и Брюсселем можно выделить три этапа, различающиеся по продолжительности и результатам.

Первый этап (1989-1996) можно рассматривать как период определения взаимных интересов и проявления противоречий, в той или иной мере влияющих на процесс взаимодействия вплоть до настоящего времени. Активные шаги по замещению российского экономического присутствия натолкнулись на неготовность кубинской стороны следовать европейским представлениям о демократии и правах человека. Наметившееся сближение было прервано летом 1990 г. в результате так называемого «посольского кризиса». В Гаване в поисках политического убежища несколько десятков кубинцев прорвались в европейские дипломатические представительства, а кубинская полиция, нарушив международные соглашения, вошла на территорию посольства Испании для их ареста. В ответ Испания прервала официальное сотрудничество с Кубой, а ЕС заморозил программы взаимодействия с Гаваной до 1993 г. [Сету, 2013, р. 272-273].

Понадобилось два года для примирения сторон, во время которых произошли два важных события. Во-первых, в поисках выхода из острейшего экономического кризиса Ф. Кастро пошел на открытие кубинской экономики для деятельности иностранного капитала и частичное разрешение частного предпринимательства. Эти решения не могли не найти положительный отклик в Европе. Во-вторых, в 1992 г. Конгресс США принял Акт Торри-челли, затрагивавший интересы третьих стран (в том числе европейских), занимающихся морскими перевозками на остров. Мож-

но сделать вывод, что в разной степени эти события подтолкнули начало кубино-европейских переговоров (в 1992 г.) без предварительных условий по подготовке двустороннего соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве.

В условиях ослабления позиций ЕС в латиноамериканском регионе в первой половине 90-х годов [Тайар, 2018] возможность занять место СССР на «неосвоенном» кубинском рынке была весьма привлекательной. Одновременно развитие связей с островом рассматривалось Евросоюзом и как продвижение Гаваны к внутриполитическим демократическим переменам. С 1993 г. здесь начало работать Бюро гуманитарной помощи Европейского сообщества (European Community Humanitarian Office, ECHO), открывшее в Гаване в 1994 г. свой офис.

Несмотря на положительные сдвиги, наращивание экономических связей шло медленно. Тем не менее с учетом общего падения внешнеторгового оборота острова это вывело регион на второе место среди его торговых партнеров с долей в 35,4% [Калашников, 2020, с. 157].

Завершением первого этапа можно считать 1996 г., ознаменовавшийся резким обострением кубино-американского противостояния. Под предлогом ответа на сбитые два частных самолета кубиноамериканцев, нарушивших кубинское воздушное пространство, Конгресс США принял действующий до настоящего времени закон Хелмса-Бертона, еще более ужесточавший санкции против острова с целью экономически задушить Гавану и добиться смены там политического режима. Чувствительное к проблеме защиты прав человека (гибель летчиков) руководство Евросоюза решило пересмотреть свою политику по отношению к Кубе.

«Общая позиция» Европейского союза

Начало второго этапа (1996-2017) выстраивания кубино-европейских отношений было связано с принятием Брюсселем «Общей позиции по отношению к Кубе». Инициатором этого решения снова выступила Испания, чье консервативное правительство Хосе Марии Аснара в своей внешнеполитической деятельности твердо ориентировалось на США. Целью «Общей позиции»

провозглашалось обеспечение «процесса перехода к основанной на плюрализме демократии, политике уважения прав человека и основных свобод, восстановлению и существенному улучшению уровня жизни кубинского народа» [Сету, 2013, р. 275]. Этот демарш стал апофеозом политической конфронтации Гаваны с Европейским союзом и первым (и единственным) случаем принятия Брюсселем подобного документа по отношению к какой-либо из латиноамериканских стран. Развитие сотрудничества было поставлено в зависимость от решения проблемы прав человека, как это виделось в Европе, и демократизации кубинского режима. В данном случае политические интересы взяли верх над экономической целесообразностью.

Вместе с тем, поддерживая американскую позицию и считая, что вопрос об отмене блокады нужно решать путем двусторонних переговоров, Брюссель категорически выступил против экстерриториальности положений Акта Торричелли и Закона Хелмса-Бертона, квалифицируя их как нарушение международного права [Куба : от адаптации ..., 2007, с. 78].

Особенностью второго этапа, несомненно, стала его продолжительность. Если для выработки «Общей позиции» членам Евросоюза потребовалось несколько месяцев согласования, то для принятия решения о ее отмене целых 20 лет. Этот период вместил серьезные изменения как в международной обстановке вокруг Кубы, так и перемены во внутренних делах и острова, и Евросоюза.

Прежде всего изменились условия, в которых реализовыва-лась европейская политика в отношении карибского государства. Ранее в ее определении ведущую роль играли Испания, Италия, Франция, основные экономические партнеры Кубы. Перемены произошли после вступления в 2004 г. в ЕС бывших соцстран -Польши, Чехии, Словакии, Венгрии, Словении, а также входивших в состав СССР прибалтийских республик. Будучи внешнеэкономически мало связанными с островом, они присоединились к ярым критикам внутренней политики кубинского государства. Именно «новым европейцам» стала принадлежать инициатива в определении политики ЕС по взаимодействию с Гаваной. В ряде случаев эти государства становились соавторами антикубинских

резолюций в Совете ООН по правам человека в Женеве и препятствовали отмене «Общей позиции».

Другим важным внешним фактором, оказавшим влияние на выстраивание кубино-европейских отношений, было установление Гаваной с 2000 г. тесного сотрудничества с Венесуэлой (после прихода к власти в 1999 г. Уго Чавеса), закрепленного созданием альянса «Боливарианская альтернатива для народов нашей Америки». Благодаря этому Куба смогла на полтора десятка лет решить острую проблему обеспечения нефтью и ослабить свою зависимость от европейской помощи.

Учитывая тесные связи Европы с США, изменения в кубинской политике Белого дома оказывали влияние и на подходы ЕС к отношениям с островом. В конце 90-х годов обстановка вокруг Кубы несколько улучшилась. Этому способствовали ослабление президентом Б. Клинтоном ряда санкций. Как реакцию на эти события можно рассматривать объявленное Брюсселем в конце 2001 г. возобновление политического диалога с Гаваной. С 2002 г. президент Дж. Буш-мл. разрешил (по просьбе американского аграрного лобби) поставки на остров сельскохозяйственной продукции и некоторых фармацевтических товаров, что в 2004 г. вывело Соединенные Штаты на четвертое место среди торговых партнеров Кубы.

В марте 2003 г. в кубинской столице был открыт офис представителя Евросоюза с целью расширения программ помощи. Но ослабления требований «Общей позиции» не произошло. Причиной в очередной раз стало обострение внутриполитической ситуации в карибском государстве. Буквально спустя неделю после открытия в Гаване представительства ЕС на Кубе прошли аресты диссидентов, причастных к попытке организации референдума по вопросам демократизации внутренней политики (Проект Варела) [Куба : от адаптации ..., 2007, с. 13].

В ответ на репрессии против оппозиции (75 человек были приговорены к длительным срокам заключения, а трое к высшей мере наказания) Брюссель в июне 2003 г. принял меры дипломатического характера, которые включали в том числе ограничение двусторонних правительственных визитов высокого уровня [Cerny, 2013, p. 282]. Руководство Кубы прореагировало крайне

негативно, приостановив дипотношения с Евросоюзом. Тем не менее 14 заключенных (официально - по состоянию здоровья) были освобождены.

С очередной инициативой, теперь уже по снижению градуса напряженности, выступила Испания, где к власти в марте 2004 г. пришла Испанская социалистическая рабочая партия. Новое руководство страны в начале 2005 г. призвало приостановить действие принятых в 2003 г. антикубинских мер. В марте 2005 г. остров посетила делегация Европарламента и комиссар ЕС по вопросам гуманитарной помощи Л. Мишель, а министр иностранных дел Кубы Ф. Перес Роке нанес официальный визит в Испанию. Вслед за этим Куба возобновила политические отношения с ЕС [Куба : от адаптации ..., 2007, с. 79]. В 2008 г. офис представителя в Гаване был расширен до представительства. И в дальнейшем во время действия «Общей позиции» наблюдались периоды как «замораживания», так и «потепления» отношений.

Экономические связи на фоне «Общей позиции»

Негативная реакция кубинского руководства на «Общую позицию» была предсказуема. Вместе с тем, лишив Кубу льготных условий торговли и возможности получать от Евросоюза кредиты и займы, документ не затрагивал предоставление острову гуманитарной помощи и не препятствовал двусторонним торгово-экономическим отношениям. В известной степени Брюссель не отказывался от сотрудничества с островом, а пытался использовать принятое решение в качестве инструмента нажима на приверженное идеям социализма государство, чтобы изменить его внутреннюю политику.

При отсутствии рамочного торгового соглашения с ЕС у Кубы имелось 20 двусторонних соглашений с европейскими странами. Обращение Кубы к рынкам стран Западной Европы было необходимо и неизбежно. Объем товарооборота между ними достиг максимальной цифры в 4453 млн долл. в 2013 г. В русле постепенного общего сокращения объемов внешней торговли Кубы он снизился до 2914 млн долл. в 2020 г. [Series Estadísticas ..., 2021].

Евросоюз стал для Кубы вторым по значимости торговым партнером, уступая лишь странам Америки. Колебания удельного веса европейского региона во внешней торговле карибского государства определялись как отрицательным влиянием осложнения между ними внешнеполитических отношений, так и конкуренцией со стороны таких стран, как Венесуэла и КНР. Благодаря своим поставкам нефти Каракас стал крупнейшим торговым партнером Гаваны. Его доля во внешнеторговом обороте Кубы достигла максимума в 2012 г. (44,2% против, соответственно, 20,1% у ЕС). В дальнейшем в связи с кризисным экономическим положением Венесуэлы удельный вес ее поставок острову сократился до 13,3% в 2020 г., значительно уступив Евросоюзу (32,4%). Кубино-венесуэль-ское сотрудничество, основанное на поставках нефти, не составляло конкуренции европейской продукции, однако позволило Гаване в условиях «Общей позиции» получить необходимые средства для расширения торговли с Китаем как поставщиком необходимой кубинскому рынку промышленной продукции. Объем торговли КНР с Кубой в 1995-2016 гг. вырос более чем в 9 раз до 2586 млн долл., или 20,5% от общего показателя (см. табл.).

Особенностью торгово-экономических отношений Кубы с Европой является то, что их уровень традиционно определяется сотрудничеством с пятью странами - Испания, Нидерланды, Германия, Франция и Италия. Их совокупная доля в кубино-европейской торговле в рассматриваемый период колебалась между 73,9% (1995) и 87,8% (2005), а после 2008 г. сохранялась на уровне 78-80% [Series Estadísticas ..., 2021]. При этом Испания с 2008 г. занимает третье место среди торговых партнеров Кубы после Венесуэлы и Китая (см. табл.) и является лидером среди европейских стран, обеспечивая более 1/3 их товарооборота с островом.

В целом для европейско-кубинской торговли характерен дисбаланс в пользу континента, соответствующий отличающему внешнюю торговлю острова доминированию импорта над экспортом. Европейские страны поставляют карибскому государству преимущественно промышленную продукцию, а закупают традиционные товары кубинского экспорта. В частности, на Испанию приходится более 1/3 кубинского экспорта напитков и морепро-

дуктов, около 30% меди и изделий из нее, 9% табачных изделий, поставляемых Кубой на мировой рынок.

Таблица

География внешней торговли Кубы товарами (в %)

Годы Регионь1 и страны\^ 1990 1995 2000 2005 2008 2012 2016 2018 2020

Всего 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

Западная Европа 11,0 35,4 36,8 27,1 20,4 20,1 27,0 26,7 32,4

Германия 4,0* 2,4 3,1 3,4 2,3 1,8 3,2 3,0 3,3

Испания 2,1 10.2 14,0 8,5 8,0 6,0 10,4 10,6 11,0

Италия 1,1 3,8 5,2 3,1 2,2 2,1 3,5 4,1 3,3

Нидерланды 0,4 3,8 3,2 6,6 2,5 4,1 1,8 2,8 5,6

Франция 0,9 6,0 5,2 2,2 1,7 2,0 2,1 2,1 2,4

Америка 6,5 48,2 40,3 50,0 52,8 63,0 40,9 45,1 38,6

Венесуэла 0,5 7,5 14,0 23,2 27,3 44,2 17,7 22,4 13,3

Азия 6,8 14,5 15,2 12,8 21,0 12,4 27,5 22,1 22,8

Китай 4,7 6,2 7,4 6,9 12,0 8,8 20,5 14,4 14,9

* Включая данные по ГДР.

Источник: подсчитано автором по: [Series Estadísticas ..., 2021].

Вторым по значимости европейским торговым партнером Кубы являются Нидерланды (правда, в отдельные годы на второе место выходила Италия). Нидерланды отличает меньший дисбаланс в торговле с островом по сравнению с другими странами континента, а по стоимости импорта кубинской продукции эта страна нередко опережает Испанию. Например, на голландский рынок приходится порядка 50% экспортируемого островом никеля, около 40 - нефтепродуктов, до 99% - драгоценных и полудрагоценных камней и металлов. Италия также является для Кубы важным потребителем ее продукции: 25% шкур и кож, 22 - фруктов, 13 - меди, 10% - древесины. В свою очередь, Франция выделяется как заметный в Европе импортер кубинских продовольственных товаров. В немецком импорте доминирует табак и табачные изделия (46%). Кроме того, Германия важна для Кубы как основной

покупатель кокосов (57% экспорта этих фруктов) [Калашников, Николаева, 2017, с. 53-55].

При всей значимости внешней торговли, восстановление экономики карибского государства было невозможно без привлечения иностранного капитала. Государства Евросоюза стали для Гаваны одними из основных инвесторов. По данным на 1999 г., из 362 действовавших на острове смешанных компаний при участии Испании было создано 82, Италии - 56, Франции - 16, Великобритании - 13, Нидерландов - 9. Показательно, что в 1999 г. между Кубой и Испанией было подписано соглашение об исключении двойного налогообложения, что стало первым для Гаваны подобным соглашением с иностранным государством [Da Silva, Jonson, Arce, 2013, p. 255-256]. Как отмечал П.П. Яковлев, «испанские ТНК в целом ряде случаев возглавили процесс экономической либерализации "Острова Свободы", заняв прочные позиции в энергетике, туристическом секторе (отели, рестораны), обрабатывающей промышленности, строительстве, транспорте. На конец 2017 г. на Кубе имели свои филиалы 244 испанские корпорации» [Яковлев, 2018, с. 57].

Новые возможности для привлечения иностранного капитала в экономику Кубы появились в результате открытия в 2013 г. Особой зоны развития Мариэль (ZEDM) и принятия в 2014 г. Закона № 118 об иностранных инвестициях, который разрешал создание компаний со 100% -ным иностранным капиталом. За 2014-2020 гг. в ZEDM были утверждены 55 проектов, из них 30 - с участием европейского капитала (27 из стран Евросоюза). При этом Испания выступила как крупнейший инвестор - 27% от общего объема капиталовложений. Аккумулированный объем испанских инвестиций в экономику острова в 2018 г. составил 418 млн евро [Romero, 2022, p. 16]. В числе первых в зоне Мариэль появились также компании из Бельгии, Франции, Нидерландов. В сентябре 2019 г. здесь была создана первая компания с полностью немецким капиталом [Aprobada primera ..., 2019].

Отказ от «Общей позиции»

Ослабление позиций Европы во внешней торговле Кубы, наблюдавшееся в 2005-2016 гг., происходило не только на фоне усиления конкуренции со стороны Венесуэлы и Китая. Сказывалось также восстановление сотрудничества с Россией и возобновление импорта товаров из США. Этот процесс дополнялся наметившимся смягчением противостояния Кубы с северным соседом. Уже в первый срок своего президентства Б. Обама ослабил ряд санкций, в 2009 г. начались первые неофициальные контакты между представителями двух государств. Нормализация отношений Кубы с США неминуемо вела к снижению напряженности в кубино-европейских отношениях. Но особенно важными для смягчения существовавших противоречий между Гаваной и Брюсселем и возвращения к сотрудничеству были происходившие на Кубе перемены.

Их начало было связано с передачей Фиделем Кастро власти брату Раулю де-факто в 2006 г. и де-юре в 2008 г. Накопившиеся проблемы, исчерпание потенциала осуществленных в «особый период» 90-х годов рыночных мер по либерализации экономики ставили задачу более глубоких трансформаций. Избегая термина «реформы», новый руководитель страны объявил о курсе на оптимизацию действующей социально-экономической модели. Намечаемые изменения касались управления экономикой, затрагивали социальную сферу, но не предполагали политического плюрализма [Калашников, 2011, с. 94-95].

Если у кого-то из европейских политиков смена власти на острове породила надежду на быстрое преодоление существовавших разногласий, то они были разочарованы. Р. Кастро недвусмысленно дал понять, что будет защищать завоевания революции и существующий строй. Избранный властью путь дозированных изменений в экономике и социальной сфере, не затрагивающих политических основ, наложил свой отпечаток и на отношения с Европой. О восстановлении политических контактов между сторонами свидетельствовало появление в 2008 г. совместного коммюнике ЕС - Куба, в котором европейская сторона объявила о необходимости отмены мер, принятых в июне 2003 г., а кубинская

согласилась включить в повестку переговоров вопросы, касающиеся политики в области прав человека. Было отмечено, что дальнейшие отношения должны строиться на взаимной и недискриминационной основе [Калашников, 2020, с. 161].

Однако нормализация сотрудничества не шла гладко. Сближению позиций в очередной раз помешало печальное событие - смерть в результате длительной голодовки в феврале 2010 г. Орландо Сапаты, одного из политических заключенных. Тема Кубы была временно снята из повестки Евросоюза [Сударев, 2011]. Хотя Гавана была тверда в отстаивании своего требования невмешательства в ее внутренние дела, власти сделали попытку улучшить свой имидж и освободили из тюрьмы десятки политзаключенных.

Нужно заметить, что Евросоюз использовал любые намеки на демократизацию общественной жизни на острове, чтобы расширить взаимодействие. Переговоры по соглашению о сотрудничестве с Кубой начались в 2014 г. На проходившем в 2015 г. в Брюсселе втором межрегиональном саммита ЕС - СЕЛАК представители Евросоюза подчеркнули, что намерены продолжать переговорный процесс с Кубой с целью заключения всеобъемлющего договора о сотрудничестве [Тайар, 2018, с. 30]. На ход переговоров большое влияние оказал происходивший параллельно процесс налаживания отношений между Кубой и США, закончившийся восстановлением между ними дипломатических отношений в 2015 г. и смягчением режима блокады в конце второго срока президентства Б. Обамы [Калашников, Кодзоев, 2018].

Важным шагом на этом пути, несомненно, стало достижение в декабре 2015 г. соглашения о реструктуризации долга Кубы (11,1 млрд долл.) перед Парижским клубом, из которых 76,6% были списаны, а оставшаяся сумма должна была быть выплачена в течение 18 лет. Подтверждению готовности развивать сотрудничество был посвящен первый визит Р. Кастро во Францию и Германию в феврале 2016 г. В результате совместных усилий был подготовлен проект базового соглашения о политическом диалоге и сотрудничестве (Political Dialogue and Cooperation Agreement), который после одобрения Европейским советом 12 декабря 2016 г. был подпи-

сан министром иностранных дел Кубы Бруно Родригесом и представителем ЕС Федерикой Могерини. Европарламент утвердил этот документ 5 июля 2017 г., а 1 ноября 2017 г. он временно вступил в силу до ратификации его парламентами стран-участниц (к июню 2021 г. это было сделано всеми странами, кроме Латвии). Второй этап, определявшийся «Общей позицией», завершился. По мнению известного кубинского экономиста Г. Ромеро, «соглашение между Брюсселем и Кубой начинало новый этап отношений, более прагматических, без предварительных условий и больших противоречий» [Romero, 2022, p. 6].

Особенности современного этапа

Подписание соглашения не только знаменовало старт третьего (современного) этапа в отношениях между Гаваной и Брюсселем, но и определило пять приоритетных тем для кубино-европейских отношений: 1) устойчивое развитие; 2) односторонние действия, противоречащие международному праву; 3) права человека; 4) оружие массового уничтожения; 5) торговля оружием, -а также три темы прикладного характера: изменение климата; сельское хозяйство; «чистая» энергетика. Близость позиций партнеров по четырем из пяти политических тем открывало возможности для взаимодействия. Однако сохраняющиеся противоречия по вопросу прав человека таили потенциальную угрозу достигнутому соглашению. Тема прав человека стала предметом дискуссии уже в октябре 2018 г., причем участвовали в ней и представители общественности, включая оппозиционно настроенных. Как отмечал Г. Ромеро, «обсуждение отразило более сбалансированный подход к рассмотрению гражданских, экономических, социальных и культурных прав. Обе стороны проявили заинтересованность в эффективном, конструктивном и недискриминационном рассмотрении этой темы» [Romero, 2022, р. 7].

Ход реализации соглашения рассматривается на ежегодных заседаниях Совместных советов ЕС - Куба, возглавляемых главами дипломатических ведомств. По данным на 2019 г., с помощью Евросоюза на Кубе осуществлялось 48 проектов стоимостью 83 млн евро и готовилось еще 23 на 56 млн. В рамках сотрудничества на

период до 2021 г. было намечено выделить 43 млн евро на цели устойчивого сельского хозяйства и продовольственной безопасности, 22,6 млн - на возобновляемые источники энергии, 21,1 млн -на охрану окружающей среды, включая вопросы борьбы с глобальным потеплением и его последствиями. На программы сотрудничества по вопросам культуры и развития городов предназначалось 20 млн евро, устойчивое развитие экономики - 11 млн, на борьбу за преодоление социального неравенства - 5,8 млн евро. Кроме того, 3 млн евро было выделено на сотрудничество в сфере высшего образования и инноваций и 1,3 млн - на развитие внешней торговли [Cooperación Unión ..., 2019, p. 16-29].

Реализация намеченных программ должна обеспечить передачу необходимых знаний и практик через связи между университетами, осуществление инновационных проектов на местном уровне, общественное участие в политических диалогах сторон, определение стимулов для инвестиций ЕС в приоритетные экономические сферы. 60% выделяемых Евросоюзом средств по программам сотрудничества с Кубой поступает через различные организации ООН, 22 - от банков развития и стран ЕС, 8 - от общественных организаций, 6 выделяют университеты, 3 - местные власти и 1% поступает через региональные латиноамериканские организации, участниками которых являются и ЕС, и Куба [Cooperación Unión ..., 2019, p. 29].

Программы 2018-2021 гг. во многом продолжали те направления взаимодействия, которые начали осуществляться (в более скромных масштабах) еще в период «Общей позиции». Всего Куба получила от Евросоюза за более чем четверть века 300 млн евро на различные программы, в том числе 100 млн евро пришлось на гуманитарную помощь для ликвидации последствий стихийных бедствий.

Коррективы в программы кубино-европейского сотрудничества внесла пандемия коронавируса. Было принято решение больше внимания уделить программе устойчивого сельского хозяйства и продовольственной безопасности, развитию здравоохранения, в том числе расширить исследования в области фармацевтики. Куба выразила заинтересованность в том, чтобы включиться

в круг вопросов, связанных с цифровизацией и мерами по модернизации экономики, а ЕС проявил интерес к программам, связанным с развитием частного сектора и кооперативов [San Martín, Pérez, 2020]. Из-за пандемии третье заседание Совместного совета состоялось только в январе 2021 г. в удаленном формате и было посвящено как рассмотрению вопросов экономического сотрудничества, инвестиций и взаимной торговли, так и взаимодействию в борьбе с COVID-19. Следующее заседание совета было проведено в феврале 2022 г. и на нем рассматривалась программа сотрудничества до 2027 г. Новым направлением взаимодействия будет вовлечение муниципий в обеспечение устойчивого экономического развития с учетом охраны окружающей среды [Nuevos convenios ..., 2022].

В целом положительно оценивая европейско-кубинское сотрудничество последних лет, следует признать, что оно пока слабо помогает выходу экономики острова из кризисного состояния. Связано это с рядом причин, включая и ухудшение международной обстановки вокруг карибского государства. В частности, вступление в силу соглашения между ЕС и Кубой совпало с приходом к власти в США Д. Трампа, последовательно возвращавшего приостановленные Б. Обамой санкции вплоть до введения в действие раздела III закона Хелмса-Бертона, напрямую затрагивающего интересы европейских инвесторов. Негативная реакция Евросоюза на это решение нашла отражение в совместном заявлении его верховного представителя по иностранным делам и политике безопасности Ф. Могерини и комиссара ЕС по торговле С. Мальм-стрем, выразивших «категорическое несогласие» с экстерриториальным применением этого закона, противоречащего международному праву. Ситуацию не изменило и избрание американским президентом Дж. Байдена. Общность интересов в преодолении экстерриториальности применения законов США может, на наш взгляд, способствовать укреплению кубино-европейского взаимопонимания.

Начавшемуся сближению Гаваны и Брюсселя помог инициированный Р. Кастро процесс обновления социально-экономической модели «Острова Свободы», приведший к принятию в 2019 г.

новой Конституции. В ней нашли отражение такие демократические нововведения, как разделение властей, ограничение сроков пребывания на посту президента, защита иностранного капитала, признание частного предпринимательства, а самая большая по объему глава посвящена правам граждан [Калашников, 2019]. Тем не менее на стадии обсуждения проекта конституции консервативное большинство Европарламента приняло в ноябре 2018 г. декларацию с требованием к кубинскому руководству приблизить положения о правах человека к международному законодательству [Eurocamara muestra ..., 2018]. Расходясь с ЕС в трактовке прав человека и демократических свобод, руководство Кубы, чтобы ослабить критику в свой адрес (явно с оглядкой на Европу), уже три года ведет работу по подготовке нового Семейного кодекса, разрешающего однополые браки. Содержанию этого документа была посвящена встреча руководства Национальной ассамблеи Кубы и послов стран Евросоюза [Directivos de la Asamblea ..., 2022].

На фоне разногласий между ЕС и Кубой обозначились противоречия между самими руководящими органами Евросоюза -Европарламентом и Еврокомиссией, а также Советом Европы. В частности, Европарламент наиболее болезненно реагирует на любые, по его мнению, нарушения прав человека со стороны кубинской власти, выпуская соответствующие резолюции. Например, в резолюции от 10 июня 2021 г. отмечалось, что на Кубе не наблюдается прогресса в улучшении положения с правами человека, а новая Конституция служит тому, «чтобы защищать систему и заморозить любой процесс реформирования» [European Parliament ..., 2021].

Острую реакцию европейских парламентариев вызвали события на Кубе 11-12 июля 2021 г. На массовые стихийные выступления населения ряда городов в связи с тяжелым экономическим положением кубинское руководство ответило арестами и приговорами на длительные сроки заключения. Европарламент откликнулся на это событие резолюцией 16 сентября 2021 г. В ней парламентарии потребовали освобождения политзаключенных и проведения диалога по демократизации страны.

Другую тональность имела сделанная 29 июля декларация верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозепа Борреля. Выразив озабоченность репрессиями и призвав руководство острова уважать права человека, он отметил, что демонстрации были вызваны не только отсутствием свободы мнений и прессы, но и растущим недовольством из-за нехватки продовольствия, лекарств, водо- и электроснабжения, усугубленной ситуацией с COVID-19. Решению проблем, по мнению Ж. Борреля, помогло бы ослабление «внешних ограничений». Дипломат заявил о готовности ЕС в контексте существующего партнерства поддержать любые усилия по улучшению условий жизни кубинцев [Cuba : Declaration ..., 2021].

В отличие от прошлых лет июльские события 2021 г. не повлекли за собой прекращения политического диалога и свертывания сотрудничества между Гаваной и Брюсселем. Тем не менее, когда 30 марта 2022 г. Ж. Боррель от имени Евросоюза выпустил очередную декларацию с критикой кубинских властей за суровые приговоры участникам протестных событий, министр иностранных дел Кубы Бруно Родригес заявил, что ЕС не имеет никакого законного и морального права вмешиваться в вопросы, являющиеся компетенцией кубинского государства [La Unión Europea ..., 2022]. Это свидетельствует о том, что в настоящее время трудно ожидать серьезных уступок руководства Кубы в вопросе о правах человека.

Подписание Соглашения о политическом диалоге и сотрудничестве отражало обоюдную заинтересованность ЕС и Кубы во взаимодействии. Для Кубы это возможность получения инвестиций, помощи в решении экономических проблем и в противостоянии с США. Для Евросоюза не меньшее значение, чем освоение кубинского рынка, имеет продвижение идей демократии и прав человека. Стороны продемонстрировали способность договариваться, однако достигнутый консенсус пока еще хрупок. Его устойчивость во многом зависит от стабильности внутриполитического положения на Кубе и от возможного позитивного изменения международной обстановки вокруг острова. При сохраняющихся

противоречиях дальнейший ход сотрудничества в рамках имеющихся договоренностей во многом будет зависеть от того, победит ли европарламентский консерватизм или прагматизм исполнительной власти Евросоюза.

Литература

Калашников Н.В. Заключение / / Куба : новый этап адаптации. -Москва : ИЛА РАН, 2011. - С. 93-96.

Калашников Н.В. Куба - ЕС : трудный путь к сотрудничеству / / Современная Европа. - 2020. - № 7(100). - С. 155-165.

Калашников Н.В. Новая конституция - новый шаг к обновлению социализма на Кубе / / Куба Sí! 60 лет Революции. - Москва : ИЛА РАН, 2019. - С. 23-43.

Калашников Н.В., Кодзоев М.А.-М. Куба - США : зигзаг нормализации отношений / / Латинская Америка. - 2018. - № 7. - С. 5-19.

Калашников Н.В., Николаева Л.Б. Внешнеэкономические партнеры. Раздел 3 // Куба накануне смены поколений. - Москва : ИЛА РАН, 2017. - С. 51-65.

Куба : от адаптации к переменам? / Давыдов В.М., Ивановский З.В., Калашников Н.В., Кудеярова Н.Ю., Лейно К.О., Лунин В.Н., Сударев В.П. -Москва : ИЛА РАН, 2007. - 116 с.

Сударев В.П. Дипломатия по всем азимутам / / Куба: новый этап адаптации. - Москва : ИЛА РАН, 2011. - С. 61-74.

Тайар В.М. Европейский союз и Латинская Америка : межрегиональное экономическое взаимодействие в XXI веке / / Актуальные проблемы Европы. - 2018. - № 3. - С. 23-43.

Яковлев П.П. Испания и Латинская Америка : роль транснационального бизнеса / / Актуальные проблемы Европы. - 2018. - № 3. - С. 44-62.

Aprobada primera inversión alemana en la ZED Mariel / / ZED Mariel [sitio web]. - 2019. - 19.09. - URL: https://www.zedmariel.com/noticias/ aprobada-primera-inversion-alemana-en-la-zed-mariel (date of access: 31.05.2022).

Cerny F. La UE ante el desafio de Cuba (1988-2013) / / Cuba : ¿quo vadis? - Warzawa : CESLA UW, 2013. - P. 269-310.

Cooperación Unión Europea - Cuba. Contribuyendo a la agenda 2030 para el desarollo sostenible / Unión Europea. Delegación en Cuba. - La Habana, 2019. - 122 p. - URL: https://www.eeas.europa.eu/node/73589_ bg?s=136 (date of access: 31.05.2022).

Cuba : Declaration by the High Representative on behalf of the European Union on recent events : press release / Council of the EU. - 2021. -

29.07. - URL: https://www.consilium.europa.eu/en/press/press-releases/ 2021/07/29/cuba-declaration-by-the-high-representative-on-behalf-of-the-euro pean-union-on-recent-events/ (date of access: 31.05.2022).

Da Silva M.A., Johnson G.A., Arce A.M. Cuba y la reinserción internacional en el siglo XXI : la búsqueda de nuevos socios / / Cuba : ¿quo vadis? - Warzawa : CESLA, 2013. - P. 247-268.

Directivos de la Asamblea Nacional y embajadores de la Unión Europea en Cuba se reúnen en el Capitolio Nacional / / Granma. - 2022. - 25.02. - URL: https://www.granma.cu/mundo/2022-02-25/directivos-de-la-asamblea-nacio nal-y-embajadores-de-la-union-europea-en-cuba-se-reunen-en-el-capitolio-na cional (dare of access: 31.05.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Eurocámara muestra su gran «preocupación» por proyecto constitucional en Cuba //La Vanguardia. - 2018. - 15.11. - URL: http://oncu banews.com/cuba/15/11/2018 (date of access: 31.05.2022).

European Parliament resolution of 10 June 2021 on the human rights and political situation in Cuba (2021/2745(RSP)) // European Parliament [website]. - 2021. - 10.06. - URL: https://www.europarl.europa.eu/doceo/ document/TA-9-2021-0292_EN.html (date of access: 31.05.2022).

La Unión Europea no tiene derecho ni autoridad moral para intervenir en temas que le competen solo a Cuba // Granma. - 2022. - 01.04. - URL: https://www.granma.cu/mundo/2022-04-01/la-union-europea-no-tiene-dere cho-ni-autoridad-moral-para-intervenir-en-temas-que-le-competen-solo-a-cuba-01-04-2022-00-04-27 (date of access: 31.05.2022).

Nuevos convenios para la cooperación generan oportunidades // Granma. - 2022. - 17.02. - URL: https://www.granma.cu/mundo/2022-02-17/cuba-y-la-union-europea-estrechan-vinculos-con-la-mira-puesta-en-los-muni cipios (date of access: 31.05.2022).

Romero G.A.F. El Acuerdo de Diálogo Político y Cooperación y las relaciones entre la Unión Europea y Cuba / Fundación Carolina ; EU - LAC Fou n-dation. N especial FC/EU-LAC (1) ES. - Madrid, 2022. - 33 p. - (Documentos de trabajo). - URL: https://eulacfoundation.org/sites/default/files/2022-02/Especial_FC_EULAC_1_ES.pdf (date of access: 31.05.2022).

San Martín D.E., Pérez I. Cooperación Unión Europea - Cuba se adapta a los tiempos de pandemia y se alista para 2021-2027 / / Cubadebate. - 2020. -28.07. - URL: http://www.cubadebate.cu/noticias/2020/07/28/cooperacion-union-europea-cuba-se-adapta-a-los-tiempos-de-pandemia-y-se-alista-para-2021-2027/ (date of access: 31.05.2022).

Series Estadisticas Sector Externo. Enero-diciembre 2020 // ONEI : Oficina Nacional de Estadística e Información República de Cuba. - 2021. -URL: http://www.onei.gob.cu/node/15766 (date of access: 31.05.2022).

DOI: 10.312249/ape/2022.03.09

© Kalashnikov N.V.1, 2022 Cuba - the EU: controversial partnership

Abstract. The article studies the features of the establishment relations between Cuba and EU in the post-soviet period. Their development for more than 30 years has been uneven and conditionally divided into three stages. In the case of mutual economic interest of the parties, these stages are determined by the presence of a political factor. The European Union's efforts to achieve Havana's respect for its ideas about democracy and human rights have been met with constant resistance from Cuban authorities, who interpret such attempts as interference in internal affairs. The aggravation of political contradictions periodically led to a freezing of trade and economic ties. This situation reached critical scales after the adoption of the «Common Position» on Cuba by the European Union in 1996. At the same time, the peculiarity of the decisions taken by Brussels for political reasons was their non-proliferation to the bilateral relations of European countries with Cuba. It is necessary to take into consideration the changes of the international situation around Cuba. In particular, B. Obama's Cuban policy had an indirect influence on Europe's cancellation of the «Common Position», which opened up business opportunities for U.S. companies on the island and threatened the economic interests of the European Union here. This prompted Brussels to sign a cooperation agreement between Cuba and the EU in 2016, also as a result of political and economic changes on the island. However, the remaining contradictions are an obstacle to the establishment of a full partnership between Brussels and Havana.

Keywords: Cuba, the European Union, cooperation, contradictions, common position, Spain, USA, reforms, trade.

References

Aprobada primera inversión alemana en la ZED Mariel. (2019) / / ZED Mariel [sitio web]. - 19.09. - URL: https://www.zedmariel.com/es/nove

1 Kalashnikov Nikolai Viktorovich - Ph.D. in Economic Sciences, Adviser of Director, Leading Researcher Institute of Latin American Studies RAS (n. kalashn ikov@ ilaran .ru). 222

dades/aprobada-primera-inversion-alemana-en-la-zed-mariel (date of access: 31.05.2022).

Cerny F. (2013). La UE ante el desafio de Cuba (1988-2013) // Cuba : ¿quo vadis? - Warzawa : CESLA UW. - P. 269-310.

Cooperación Unión Europea - Cuba. Contribuyendo a la agenda 2030 para el desarollo sostenible. (2019) / Unión Europea. Delegación en Cuba. - La Habana. - 122 p. - URL: https://www.eeas.europa.eu/node/73589_bg?s=136 (date of access: 31.05.2022).

Cuba : Declaration by the High Representative on behalf of the European Union on recent events : press release. (2021) / Council of the EU. -29.07. - URL: https://www.consilium.europa.eu/en/press/press-releases/ 2021/07/29/cuba-declaration-by-the-high-representative-on-behalf-of-the-euro pean-union-on-recent-events/ (date of access: 31.05.2022).

Cuba : from adaptation to changes? (2007). [Kuba : ot adaptatsii k peremenam?] / Davidov V.M., Iwanowski Z.V., Kalashnikov N.V., Kudeya-rova N.Y., Leino K.O., Lunin V.N., Sudarev V.P. - Moscow : ILA RAS. - 114 p.

Da Silva M.A., Johnson G.A., Arce A.M. (2013). Cuba y la reinserción internacional en el siglo XXI : la búsqueda de nuevos socios / / Cuba : ¿quo vadis? - Warzawa : CESLA. - P. 247-268.

Directivos de la Asamblea Nacional y embajadores de la Unión Europea en Cuba se reúnen en el Capitolio Nacional. (2022) // Granma. - 25.02. - URL: https://www.granma.cu/mundo/2022-02-25/ directivos-de-la-asamblea-nacio nal-y-embajadores-de-la-union-europea-en-cuba-se-reunen-en-el-capitolio-nacio nal (dare of access: 31.05.2022).

Eurocámara muestra su gran «preocupación» por proyecto constitucional en Cuba. (2018) //La Vanguardia. - 15.11. - URL: http://oncu banews.com/cuba/15/11/2018 (date of access: 31.05.2022).

European Parliament resolution of 10 June 2021 on the human rights and political situation in Cuba (2021/2745(RSP)). (2021) // European Parliament [website]. - 10.06. - URL: https://www.europari.europa.eu/ doceo/document/NA-9-2021-0292...EN.html (date of access: 31.05.2022).

Kalashnikov N.V. (2011). Conclusion [Zaklyuchenie] // Cuba : the new stage of adaptation. - Moscow : ILA RAS. - P. 93-96.

Kalashnikov N.V. (2020). Cuba - EU : the difficult road to cooperation [Kuba - ES : trudnyi put' k sotrudnichestvu] // Modern Europe. - N 7 (100). -P. 155-165.

Kalashnikov N.V. (2019). The new constitution is a new step towards the renewal of socialism in Cuba [Novaia konstitutsia - novii shag к obnovleniu cotsialisma na Kube] // Cuba Si! 60 years of the Cuban Revolution. - Moscow : ILA RAS. - P. 23-43.

Kalashnikov N.V., Kodzoev M.A.-M. (2018). Cuba - USA : zigzag in normalization of relations [Kuba- CSHA : zigzag nornalizacii otnoshenii] // Latin America. - N 7. - P. 5-19.

Kalashnikov N.V., Nikolaeva L.B. (2017). Foreign economic partners. Section 3 [Vneshneekonomicheskie partnery. Razdel 3] // Cuba on the eve of a generational change. - Moscow : ILA RAS. - P. 51-65.

La Unión Europea no tiene derecho ni autoridad moral para intervenir en temas que le competen solo a Cuba. (2022) // Granma. - 01.04. - URL: https://www.granma.cu/mundo /2022-04-01/la-union-europea-no-tiene-dere cho-ni-autoridad-moral-para-intervenir-en-temas-que-le-competen-solo-a-cuba-01-04-2022-00-04-27 (date of access: 31.05.2022).

Nuevos convenios para la cooperación generan oportunidades. (2022) / / Granma. - 17.02. - URL: https://www.granma.cu/mundo/2022-02-17/cuba-y-la-union-europea-estrechan-vinculos-con-la-mira-puesta-en-los-municipios (date of access: 31.05.2022).

Romero G.A.F. (2022). El Acuerdo de Diálogo Político y Cooperación y las relaciones entre la Unión Europea y Cuba / Fundación Carolina ; EU - LAC Foundation. - N especial FC/EU - LAC (1) ES. - Madrid. - Documentos de trabajo. - 33 p. - URL: https://eulacfoundation.org/sites/default/files/2022-02/Especial_FC_EULAC_1_ES.pdf (date of access: 31.05.2022).

San Martín D.E., Pérez I. (2020). Cooperación Unión Europea - Cuba se adapta a los tiempos de pandemia y se alista para 2021-2027 / / Cubadebate. -28.07. - URL: http://www.cubadebate.cu/noticias/2020/07/28/cooperacion-union-europea-cuba-se-adapta-a-los-tiempos-de-pandemia-y-se-alista-para-2021-2027/ (date of access: 31.05.2022).

Series Estadisticas Sector Externo. Enero-diciembre 2020. (2021) // ONEI : Oficina Nacional de Estadística e Información República de Cuba. -URL: http://www.onei.gob.cu/node/15766 (date of access: 31.05.2022).

Sudarev V.P. (2021). Diplomacy in all azimuths [Diplomatiya po vsem azimutam] // Cuba : a new stage of adaptation. - Moscow : ILA RAS. - P. 6174.

Tayar V.M. (2018). European Union and Latin America : interregional economic cooperation in XXI century [Evropeiskii soyuz i Latinskaya Amerika : mezhregional'noe ekonomicheskoe vzaimodeistvie v XXI veke] // Current problems of Europe. - N 3. - P. 23-43.

Yakovlev P.P. (2018). Spain and Latin America : the role of transnational business. [Ispaniya i Latinskaya Amerika : rol' transnatsional'nogo biznesa] // Current problems of Europe. - N 3. - P. 44-62.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.