Научная статья на тему 'Кто вы - арбитражный управляющий?'

Кто вы - арбитражный управляющий? Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
663
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / БАНКРОТСТВО / НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / НАБЛЮДЕНИЕ / АРБИТРАЖНЫЕ УПРАВЛЯЮЩИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бикин Василий Ильич

В самом начале формирования сообщества антикризисных управляющих в Российской Федерации арбитражными управляющими нередко становились случайные люди, которые не имели ни опыта, ни знаний, ни авторитета в сфере антикризисного управления и, соответственно, такими людьми легко и просто было манипулировать.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кто вы - арбитражный управляющий?»

_

Кто вы —

арбитражный управляющий?

В.И. Бикин,

председатель Совета ПАУ ЦФО "Саморегулируемая организация арбитражных управляющих Центрального федерального округа"

В самом начале формирования сообщества антикризисных управляющих в Российской Федерации арбитражными управляющими нередко становились случайные люди, которые не имели ни опыта, ни знаний, ни авторитета в сфере антикризисного управления, и соответственно, такими людьми легко и просто было манипулировать.

Институт банкротства в современной России достаточно молод — ему еще нет и 15 лет. Первая попытка государства урегулировать цивилизованным образом противоречия между должником, кредитором, обществом и государством была предпринята в начале 90-х годов XX века. Нормативно-правовой базой этого стал Закон РФ от 19.11.92 N9 3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» (далее — Закон 1992 г.), введенный в действие с 01.03.93.

Однако динамично развивающиеся в Российской Федерации в первой половине 90-х годов прошлого столетия общественно-экономические отношения и несовершенство имевшегося на этот период законодательства в сфере банкротства не позволили выстроить в обществе цивилизованную систему взаимоотношений между должником, кредитором и государством.

Все это привело к тому, что пробелы в законодательстве использовали определенные круги общества в своих корыстных, а зачастую и преступных поступках и делах. В обществе начался криминальный передел собственности. Всплыли и другие негативные явления.

О прошедшем с 1992 до 1998 гг. периоде развития системы банкротства в Российской Федерации сказано и написано очень много, поэтому нет необходимости еще раз обсуждать эту тему. Однако один момент, которому почему-то раньше не уделялось достаточно внимания, хотелось бы рассмотреть более подробно.

Согласно Закону 1992 г., одной из ключевых фигур в процедуре банкротства является арбитражный управляющий, наделенный большими полномочиями. При этом требования, предъявляемые к арбитражному управляющему, были определены в Законе только одним абзацем (вторым) пункта 4 статьи 12, который гласил: -Кандидат в арбитражные управляющие должен быть экономистом или юристом либо обладать опытом хозяйственной работы, а также не иметь судимостей. Кандидатом в арбитражные управляющие не может быть должностное лицо администрации предприятия-должника или кредитора. Кандидат в арбитражные управляющие представляет декларацию о своих доходах и имущественном состоянии-. Вот и все требования! То есть получилось, что арбитражным управляющим могло быть любое лицо, отвечающее указанным требованиям.

Все это привело к тому, что в самом начале формирования сообщества антикризисных управляющих в Российской Федерации арбитражными управляющими нередко становились случайные люди, которые не имели ни опыта, ни знаний, ни авторитета в сфере антикризисного управления, и соответственно, такими людьми легко и просто было манипулировать.

Нельзя отрицать и того факта, что в антикризисное управление в тот период приходили люди для проведения одной процедуры банкротства на конкретном предприятии, после чего вопросами антикризисного управления они больше не занимались.

Из немногим более 6000 арбитражных управляющих, внесенных на сегодняшний день в реестр Росрегистрации. стаж работы в качестве арбитражного управляющего до 1995 г. имеют всего лишь единицы! Из этого следует вывод о том, что в период действия Закона 1992 г. сообщество арбитражных управляющих не было сформировано, данный вид деятельности не стал профессиональным, и естественно, за этот период ни о каком-либо авторитете арбитражного управляющего говорить не приходится.

Экономика

Случайные люди, пришедшие в сферу антикризисного управления, своими действиями и бездействием только нанесли вред их преемникам и создали в обществе негативное отношение к арбитражным управляющим. К сожалению, с этим стереотипом по отношению к арбитражным управляющим и сегодня приходится сталкиваться.

Практика применения установленных Законом 1992 г. минимальных требований к арбитражному управляющему показала, что лица хотя и соответствовали данным требованиям, в большинстве своем оказывались недостаточно подготовленными к выполнению возложенных на них многогранных функций.

Только через два года после вступления в силу Закона 1992 г. Правительство Российской Федерации приняло постановление от 20.05.94 N9 498 некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий», которым на Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) при Госкомимуществе России возлагалась организация подбора, подготовки и аттестации лиц для назначения арбитражными управляющими в делах о банкротстве.

Можно смело утверждать, что государством только с 1995 г. началась проводиться работа по дополнительному специальному обучению лиц, решивших заниматься деятельностью в сфере антикризисного управления с последующей их аттестацией.

Подготовка в высших учебных заведениях специалистов по специальности «Антикризисное управление» началась после утверждения Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Антикризисное управление». Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию 19.07.96 и приказом Госкомвуза России N° 1315 от 25.07.96 -Классификатор направлений и специальностей высшего профессионального образования» был дополнен указанной специальностью.

Первым в Российской Федерации в 1997 г. к подготовке таких специалис-

тов приступил Московский государственный университет экономики, статистики и информатики.

За прошедшие с 1992 г. пять летмно-гое изменилось в экономической и общественно-политической жизни страны. Закон 1992 г. уже явно не вписывался в действующее законодательство. Поэтому остро встал вопрос о необходимости разработки и принятия нового закона о банкротстве.

Новый Федеральный закон от 08.01.98 N9 6-ФЗ -О несостоятельности (банкротстве)- (далее — Закон 1998 г.) введен в действие с 01.03.98.

В отличие от Закона 1992 г., который под арбитражным управляющим понимал назначенное арбитражным судом лицо, которому передаются функции внешнего управления имуществом должника, в Законе 1998 г. под арбитражным управляющим понимается физическое лицо, назначенное арбитражным судом для (хуществления установленным Законом полномочий, в целях реализации различных процедур банкротства: наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство.

Арбитражным управляющим, названным временным управляющим, является лицо, назначенное арбитражным судом для осуществления процедуры наблюдения. Следует отметить, что Закон 1992 г. не предусматривал применение такой процедуры, как наблюдение, и следовательно, понятие «временный управляющий- в Законе 1998 г. явилось новеллой.

Так же новеллой в Законе 1998 г. по отношению к Закону 1992 г. являются следующие изменения, касающиеся понятия -арбитражные управляющие»:

• кандидат в арбитражные управляющие должен быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя;

• обладать специальными знаниями и иметь аттестат специалиста по антикризисному управлению:

• с 01.03 99 арбитражные управляющие имели право исполнять свои функции только на основании лицензии;

• арбитражным управляющим не может быть назначено лицо, в отношении которого имеются ограничения на осуществление деятельности по управ-

лению делами и (или) имуществом других лиц (дисквалифицированные лица);

• лицо, получившее лицензию арбитражного управляющего, обязано зарегистрироваться, как минимум, в одном арбитражном суде, по назначению которого оно обязуется исполнять обязанности арбитражного управляющего.

По сравнению с Законом 1992 г. в Законе 1998 г. помимо расширения прав и обязанностей арбитражного управляющего была включена статья 21 «Ответственность арбитражного управляющего». в которой в качестве ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на арбитражного управляющего, предусматривался отзыв лицензии, отстранение арбитражного управляющего от исполнения своих обязанностей, а также возмещение убытков, причиненных должнику, кредиторам действиями (бездействием) арбитражного управляющего. нарушающими действующее законодательство РФ.

Проведя краткое сравнение положений Закона 1998 г. с Законом 1992 г. о лицах, назначаемых арбитражным судом для проведения процедур банкротства, можно сделать следующие выводы:

1. Введена новая процедура банкротства — наблюдение.

2. Понятие -арбитражный управляющий» объединяет в себе

а) временный управляющий (наблюдение),

б) внешний управляющий (внешнее управление),

в) конкурсный управляющий (конкурсное производство).

3. В значительной степени изменены требования к лицу, претендующему на должность арбитражного управляющего:

а) необходимо пройти обучение по программе подготовки специалистов по антикризисному управлению и аттестацию для получения аттестата специалиста но антикризисному управлению;

б) зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя;

в) получить лицензию арбитражного управляющего;

г) зарегистрироваться в качестве арбитражного управляющего как минимум в одном арбитражном суде.

4. Введена отдельная статья «Ответ-ственность арбитражного управляющего-. предусматривающая следующие виды ответственности арбитражного управляющего:

а) отзыв лицензии;

б) отстранение от исполнения своих обязанностей;

в) возмещение причиненного ущерба должнику, кредиторам.

Вместе с тем с первого дня действия Закона 1998 г. стали говорит!) о его недостатках и имеющихся пробелах в правовом регулировании отношений, связанных с несостоятельностью (банкротством ).

Разумной реакцией на имеющиеся недостатки и пробелы было бы внесение конкретных изменений и дополнений в действующий закон. Однако тонкой работе по налаживанию механизма правового регулирования отношений, связанных с несостоятельностью (банкротством), как это делается в развитых правопорядка, наш законодатель предпочел новую реформу этой сферы законодательства, в результате которой появился новый закон, которому помимо определенного прогресса, присуши и новые недостатки и пробелы. Речь, как вы понимаете. идет о вступившем в силу с 03.12.2002 Федеральном тоне от 27.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)« (далее — Закон 2002 г.).

Закон 2002 г. олицетворяет собой третий этап развития правового регулирования отношений, связанных с несостоятельностью (банкротством) организаций и граждан (первый этап 1992— 199« гг.. второй этап 1998-2002 гг.).

К числу концептуальных изменений правового регулирования несостоятельности можно отнести следующие законоположения:

а) об основаниях возбуждения дел о банкротстве;

б) о новой реабилитационной процедуре финансового оздоровления должника;

в) об очередности удовлетворения требований кредиторов в конкурсном производстве;

г) об особенностях несостоятельности (банкротстве) стратегических организаций и субъектов естественных монополий и др.

Отдельно необходимо в рамках настоящей статьи остановиться на изменениях к требованиям, предъявляемых к арбитражным управляющим, к порядку их назначения и к осуществлению контроля их деятельности.

Еще раз хотелось бы подчеркнуть, что одной из ключевых фигур любого дела о банкротстве на любой его стадии является арбитражный управляющий. на которого возложено проведение процедур банкротства, а при осуществлении внешнего управления и конкурсного производства арбитражный управляющий еще и осуществляет функции руководителя организации-должника.

Практика применения законодательства о несостоятельности (банкротстве) настоятельно требовала внесения в него изменений, направленных на укрепление независимости (юридической. материальной, социальной и т.д.) арбитражных управляющих, вовлеченных в эту чрезвычайно сложную профессию компетентных, грамотных, опытных специалистов.

Эта задача частично решена ныне действующим Законом 2002 г.

Во-первых, теперь четко определено. что арбитражным управляющим может быть гражданин Российской Федерации.

Во-вторых, в Закон 2002 г. внесены новые (по сравнению с Законом 1998 г.) правила, уточняющие требования, предъявляемые к арбитражным управляющим. В частности, кандидат в арбитражные управляющие должен:

• иметь стаж руководящей работы не менее чем два года в совокупности:

• сдать теоретический экзамен по программе подготовки арбитражных управляющих;

• пройти стажировку сроком не менее шести месяцев в качестве помощника арбитражного управляющего;

• являться членом одной из саморегулируемых организаций.

Кроме того. Закон 2002 г. предусмотрел, что руководящей работой признается работа в качестве руководителя юридического лица или его заместителя. а также деятельность в качестве арбитражного управляющего при условии

исполнения обязанностей руководителя должника, за исключением случаев проведения процедур банкротства по отношению к отсутствующему должни-ку.

Законом 2002 г. расширены права и ответственность арбитражного управляющего. Теперь арбитражный управляющий обязан заключить договор страхования ответственности на случай причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве. Данный договор признается формой финансового обеспечения ответственности арбитражного управляющего и должен быть заключен на срок не менее одного года с последующей пролонгацией в случае необходимости.

Из сказанного видно, что обязанности и ответственность арбитражного управляющего в значительной степени увеличились (см. также Кодекс РФ административных правонарушениях, Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ и др.), а вот статус арбитражного управляющего так до настоящего времени законодателем и не определен (не установлен). Формально можно говорить о том, что арбитражный управляющий — это индивидуальный предприниматель. но фактически это не так. По сути, индивидуальный предприниматель получает финансовую прибыль от своей деятельности. А о какой финансовой прибыли может идти речь по отношению к арбитражному управляющему. если за исполнение своих обязанностей (причем не только как арбитражного управляющего, но и как руководителя предприятия-должника) ему устанавливается размер ежемесячного вознаграждения, который всегда бывает значительно меньше заработной платы бывшего руководителя должника. При этом арбитражный управляющий из этой суммы производит все отчисления в бюджет и во внебюджетные фонды, оплачивает обязательное и дополнительное страхование ответственности на случай причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве, а также ежемесячно уплачивает членские взносы в саморегулируемую организацию, членом которой он является.

Экономика

Кроме этого, арбитражному управляющему постоянно приходится повышать свой как общеобразовательный, так и профессиональный уровень. В наше динамичное время принимаются многочисленные правовые акты, прямо или косвенно касающиеся деятельности арбитражного управляющего, даже просто отслеживать их все бывает невозможно, не говоря о том. чтобы их внимательно изучить и проанализировать.

В своей повседневной деятельности арбитражный управляющий должен и обязан знать не только Закон «О несостоятельности (банкротстве)», но и иные законодательные акты (прежде всего. Гражданский кодекс РФ. Арбитражный процессуальный кодекс РФ).

Особо необходимо отметить, что для арбитражного управляющего необходимо знать налоговое законодательство, поскольку практика показывает, что много проблем у арбитражных управляющих возникает при определении состава и размера обязательных платежей для целей внесения требований уполномоченного органа в реестр требований кредиторов. Если до последнего времени арбитражный суд принимал и рассматривал подписанные арбитражными управляющими и налоговыми органами соглашение по фактическим обстоятельствам, то после принятия Пленумом Высшего Арбитражного Суда РФ постановления от 22.06.2006 № 25 О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве» требования к определению состава и размере обязательных платежей изменились. Много вопросов приходится решать арбитражному управляющему по установлению и уплате текущих налоговых платежей, определенных Законом 2002 г.

Немаловажное значение для конкурсного управляющего в повседневной деятельности имеет и Трудовой кодекс-РФ, поскольку с первого и до последнего дня пребывания на предприятии-должнике он имеет дело с работниками предприятия (должен издать приказ о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией предприятия, ознакомить их

с этим приказом, по истечение двух месячного срока уволить и произвести выплат)' заработной платы и выходных пособий и т.д.). В решении этих вопросов возникает всегда масса неожиданных проблем. В то время как решение всегда нужно принять одно и правильное, соответствующее действующему законодательству.

То же самое можно в той или иной степени отнести к ГК РФ. УК РФ и другим законодательным актам.

Все вышеперечисленное в большей степени относится к арбитражному управляющему — исполняющему обязанности руководителя предприятия. Одновременно существует целый ряд других вопросов, в которых арбитражный управляющий должен хорошо разбираться и владеть теоретическими знаниями. К числу таких вопросов ОТНОСЯТСЯ:

• анализ финансово-экономического состояния предприятия;

• анализ бухгалтерского баланса;

• применение на практике положения о порядке проведения инвентаризации имущества организации-должника:

• оценка состава и рыночной стоимости имущества должника, в том числе интеллектуальной собственности, ценных бумаг, прав требований к третьим лицам;

• ведения реестра требований кредиторов;

• организация взаимодействия с оценочными, аудиторскими, консалтинговыми и другими фирмами.

Помимо всего вышеперечисленного, конкурсный управляющий обязательно должен быть и социологом, и психологом, и дипломатом, так как ему приходится постоянно иметь дело с людьми, которые, помимо того, что месяцами, а то и годами не получают заработной платы, еще и через два месяца должны будут лишиться своего рабочего места, а по сути, остаться на улице и начинать трудовую жизнь заново. Кроме того, арбитражному управляющему в своей работе приходится встречаться с большим количеством представителей государственных чиновников и бизнесменов и решать с ними массу разнообразных вопросов.

Можно затронуть еще много вопросов и направлений деятельности, в которых арбитражный управляющий должен и обязан разбираться и применять в своей практике.

Подводя итоги всему вышеперечисленному, необходимо отметить, что роль арбитражного управляющего в развитии экономики страны очень значима. Его деятельность многогранна. Арбитражный управляющий должен хорошо разбираться в юридических и экономических проблемах, в вопросах организации управления предприятием, бухгалтерского учета, быть психологом, кадровиком и т.д. Без постоянного повышения своего общеобразовательного и профессионального уровня арбитражный управляющий не сможет эффективно работать и надлежащим образом выполнять обязанности, возложенные на него законодательством.

Список литературы

1. Закон РФ от 19.11.1992 № 3929-1 -О несостоятельности (банкротстве) предприятий».

2. Федеральный закон от 08.01.1998 № 6-ФЗ -О несостоятельности (банкротстве)».

3. Федеральный закон от 26.10.2002 N° 12^-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

4. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.04.2003 N2 4 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)- // Вестник ВАС РФ. 2003. № 6.

5. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 \"9 25 «О некоторых воп-росах. связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве- // Вестник ВАС РФ. 2006. № 9.

6. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)- / Под общ. ред. В.В. Витрянского. М., 1998.

7. Научно-практический комментарий (постатейный) к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» / Под ред. В.В. Витрянского. М, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.