Научная статья на тему 'Кто и как будет учить экспертовв области информационной безопасности детей?'

Кто и как будет учить экспертовв области информационной безопасности детей? Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
223
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПЕРТ / ЭКСПЕРТИЗА / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / МЕДИАБЕЗОПАСНОСТЬ / "О ЗАЩИТЕ ДЕТЕЙ ОТ ИНФОРМАЦИИ / ПРИЧИНЯЮЩЕЙ ВРЕД ИХ ЗДОРОВЬЮ И РАЗВИТИЮ"

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фатеева И.А.

В статье ставится проблема отсутствия институциональных форм подготовки экспертов в области информационной безопасности детей, необходимость которых обусловлена вступлением в действие нескольких законодательных актов Российской Федерации по защите несовершеннолетних от «вредной» информации (2012-2013 годы).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Фатеева И.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кто и как будет учить экспертовв области информационной безопасности детей?»

УДК 316.77(094)

И. А. Фатеева Челябинский государственный университет

КТО И КАК БУДЕТ УЧИТЬ ЭКСПЕРТОВ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ?

В статье ставится проблема отсутствия институциональных форм подготовки экспертов в области информационной безопасности детей, необходимость которых обусловлена вступлением в действие нескольких законодательных актов Российской Федерации по защите несовершеннолетних от «вредной» информации (2012-2013 годы).

Ключевые слова: эксперт, экспертиза, информационная безопасность, медиабезопасность, «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Подводя итог 2013 году, можно констатировать, что в ушедшем году родилась новая профессия (или по крайней мере новый вид деятельности) - эксперт, имеющий право проведения экспертизы информационной продукции на соответствие ее требованиям закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Если мы заглянем в реестр экспертов [1], аккредитованных Роском-надзором в соответствии с законной процедурой, то увидим, что начало ему было положено в самом конце 2012 года, когда 12, 24 и 29 декабря вышли первые приказы руководителя Роскомнадзора, которыми статус сертифицированных экспертов получили 11 человек. Однако только в 2013 году эта практика получила значительное развитие, которое и позволяет нам говорить об институализации нового явления.

В соответствии со словарем, эксперт (от лат. ехрейш - опытный) - это специалист, приглашаемый или нанимаемый за вознаграждение для выдачи квалифицированного заключения или суждения по тому или иному вопросу. До настоящего времени в нашей стране были широко распространены экспертизы в области лингвистики, медицины, археологии, музейного дела, геологии и многих других сфер. Они использовались как в судебной практике (например, судмедэкспертиза или лингвистическая экспертиза по запросу суда), так и в хозяйственно-практической деятельности (например, при принятии решения о начале разработок того или иного месторождения полезных ископаемых, или в случае оценки художественной или исторической ценности того или иного артефакта и пр.). Теперь к существовавшим областям применения экспертной деятельности добавилась сфера обеспечения информационной безопасности детей.

Термин 'информационная безопасность детей' введен в оборот законом «О защите детей от информации...» (436-Ф3 от 29.12.2010), вступившим в силу 1 сентября 2012 года. Этим словосочетанием законодатели обозначили «состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию» [2]. С научной точки зрения термин вызывает много вопросов, но это не помешало, разумеется, государству в развитие вышеназванного закона принять еще три, вносивших поправки в него и в другие законодательные акты, действовавшие до его принятия. Это:

- ФЗ № 139 от 28.07.2012 «О внесении изменений в ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (по вопросу ограничения доступа к противоправной информации в сети Интернет); более известен в обществе как «закон о черных списках»;

- ФЗ № 135 от 30.06.2013 «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях защиты детей от информации, пропагандирующей отрицание традиционных семейных ценностей»;

- ФЗ № 252 от 25.12.2012 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.», устанавливающий административную ответственность за нарушение права детей на информационную безопасность.

Закон «О защите детей от информации.» (436-ФЗ) дал определение и интересующему

нас понятию 'эксперт'. Это «лицо, отвечающее требованиям настоящего Федерального закона и привлекаемое для проведения экспертизы информационной продукции и дачи экспертного заключения или осуществления классификации информационной продукции и проведения ее экспертизы» [Там же]. Как видим из формулировки, функционал эксперта предполагает несколько позиций, неравновесных между собой. В свете нашей темы на это важно обратить внимание в связи с оценкой будущей востребованности труда экспертов и, следовательно, емкости рынка образовательных услуг по их подготовке и переквалификации.

С одной стороны, есть все основания думать, что профессия будет более-менее массовой, ведь требование «осуществления классификации информационной продукции» (т. е. маркирования контента по возрастному признаку с помощью значков 0+, 6+. 12+, 16+, 18+) прописано законом для всех средств массовой информации, а их в стране несколько десятков тысяч. Причем если для большинства печатных СМИ и сетевых изданий маркирование явилось практически одноразовой операцией (определились со своей аудиторией, точнее -с ее нижней возрастной планкой, и поставили соответствующие значки в макеты своих главных страниц), то для вещательных компаний (ТВ- и РВ-станций) это чуть ли не ежедневная процедура (вспомним хотя бы, что в сетке телевещания много фильмов, и для каждого из них нужно определиться со знаком информационной продукции). Сейчас данная процедура осуществляется «как бог на душу положит», из-за этого на практике мы сталкиваемся порой с совершенно неадекватной маркировкой (в плане как занижения возрастной границы, так и завышения ее), но со временем средства массовой информации скорее всего будут вынуждены либо ввести в свой штат отдельного специалиста по возрастной классификации своей продукции (крупные), либо вменить эту работу кому-то из своих сотрудников в обязанность наряду с другой (мелкие). Для таких работников вопрос обучения или переобучения будет насущным. Следовательно, спрос на образовательные услуги с их стороны (или со стороны их работодателей) можно прогнозировать достаточно массовый.

С другой стороны, что касается «экспертизы информационной продукции и дачи экспертного заключения» в спорных случаях (по судебным делам или по тревожным сигналам

граждан и организаций), то на это имеют право только эксперты, аккредитованные Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и включенные ею как государственный оператор в специальный реестр. Этот реестр сейчас насчитывает 50 человек [1], он может, конечно, еще увеличиваться, но не до бесконечности, то есть стать массовой эта деятельность сможет вряд ли. Но с точки зрения приобретения нужной квалификации (или, как сейчас принято говорить, нужных компетенций) и эта категория людей тоже может быть потенциальным заказчиком на образовательные услуги. Не столь массовым, но зато претендующим на более высокий уровень подготовки.

Пока в рамках реализации законодательства по защите детей от «вредной» информации мало что делается для повышения квалификации действующих и будущих экспертов. Ро-скомнадзор, к примеру, на этапе «запуска» ФЗ-436 фактически ограничился изданием подзаконных актов, регламентирующих проведение экспертизы и процесс аккредитации экспертов.

Так, за неделю до вступления в силу ФЗ-436, 24 августа 2012 года, Служба издает приказ «Об утверждении Порядка аккредитации экспертов и экспертных организаций на право проведения экспертизы информационной продукции». В соответствии с ним за получением аттестата аккредитации вправе обратиться как юридические лица, так и физические, в том числе индивидуальные предприниматели. Заявители, являющиеся физическими лицами или индивидуальными предпринимателями, обращающиеся за получением аттестата аккредитации, должны иметь высшее профессиональное образование и обладать специальными знаниями, в том числе в области педагогики, возрастной психологии, возрастной физиологии, детской психиатрии. Заявителями не могут быть лица, имеющие или имевшие судимость за совершение тяжких и особо тяжких преступлений против личности, преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, умышленных преступлений против здоровья населения и общественной нравственности, а также являющиеся производителями, распространителями информационной продукции, переданной на экспертизу, или их представителями.

В заявлении претендент должен указать виды информационной продукции, в отноше-

нии которых им будет осуществляться экспертиза, и области своей экспертной деятельности, приложив документы, подтверждающие соответствие заявителя требованиям, предъявляемым к экспертам и экспертным организациям: дипломы о высшем профессиональном образовании, копии трудовых книжек, подтверждающие стаж работы по специальности, и др. Подать документы можно в Роскомнадзор непосредственно, путем почтового отправления, или в электронном виде через федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» в сети Интернет. Далее в приказе прописан порядок и сроки рассмотрения заявления; отмечены роль и состав Экспертной комиссии, принимающей решение; перечислены условия и сроки приостановки, возобновления и прекращения действия аттестата и другие моменты.

На несколько дней позже этого документа Роскомнадзором был издан еще один подзаконный акт - приказ «Об утверждении порядка проведения экспертизы информационной продукции в целях обеспечения информационной безопасности детей». Именно им следует руководствоваться человеку, получившему сначала аккредитацию, а затем заказ на проведение экспертизы от органов государственной власти или местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, общественных объединений или граждан (инициаторы должны оплатить работу эксперта). В документе прописан регламент взаимодействия эксперта с заказчиком, с Роскомнадзо-ром, с производителем информационной продукции; поэтапные сроки экспертизы; структура Экспертного заключения и др.

Оба документа размещены на сайте надзорного ведомства [3], там же находятся сами реестры аккредитованных экспертов и экспертных организаций, а также Информация о проведенных экспертизах информационной продукции и их результатах, т. е. выставлены тексты Экспертных заключений (их на момент написания статьи было 17).

Изучение этих материалов может быть полезно человеку, поставившему цель повысить свою квалификацию в области информационной безопасности несовершеннолетних. Еще в большей степени этой цели служит изучение «Концепции информационной безопасности детей» [4], также размещенной на сайте Ро-скомнадзора. Это огромный документ (его раз-

мер почти две с половиной тысячи страниц), состоящий из 20 разделов и 6 приложений. Он был создан по инициативе надзорного ведомства большим авторским коллективом ученых и специалистов-практиков и выставлен с 25 ноября 2013 года для всенародного обсуждения.

Особую дидактическую ценность имеют следующие структурные элементы Концепции: «Основные цели, объекты и методы проведения экспертизы информационной продукции в рамках Федерального закона от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ» (раздел 14), «Методологические и методические основы проведения экспертизы информационной продукции» (раздел 15), «Модель проведения экспертизы информационной продукции в рамках Федерального закона от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ» (раздел 16), «Требования, предъявляемые к эксперту информационной продукции» (раздел 17), «Методика, рекомендуемая к использованию при проведении экспертизы информационной продукции в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ» (приложение 1), «Методика классификации экспертом информационной продукции по возрастным категориям детей и подростков 0-6 лет, 6-12 лет, 12-16 лет и 1618 лет» (приложение 2), «Методика проверки правильности возрастной маркировки информационного продукта в случае спорных ситуаций в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ» (приложение 3), «Методика классификации анимационной продукции (мультфильмов) к информационной продукции, рекомендуемой для просмотра детьми соответствующих возрастных групп» (приложение 4).

Непосредственное отношение к процессу экспертизы имеет, как нетрудно убедиться, столь значительная часть документа, что возникает подозрение, будто он весь писался как руководство для экспертов и только в результате каких-то случайных обстоятельств был несколько переформатирован и назван концепцией.

Таким образом, в свободном доступе находится ряд документов, штудирование которых при определенном бэкграунде (уровень и профиль образования) может быть достаточным для освоения функционала эксперта. Однако наряду с самообразованием желательно иметь более организованные формы получения знаний и навыков. По нашим сведениям, в настоящий момент есть только одна возможность

этого - это программа дополнительного образования «Экспертиза информационной продукции в целях ее возрастной классификации» (72 ч.) продолжительностью от двух недель до месяца, открытая на факультете психологии Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова. Ее стоимость в 2013/14 уч. году - 40 тыс. рублей. По ее окончании слушатели получают удостоверение о повышении квалификации в МГУ государственного образца [5].

Учебный план модуля включает 8 разделов: «Современные медиа и их правовое регулирование» (8 ч.), «Социология, культурология и психология искусства» (8 ч.), «Возрастная физиология и особенности восприятия информационной продукции у детей» (2 ч.), «Возрастная психология и психология развития» (10 ч.), «Педагогика и психология девиантного поведения» (6 ч.), «Детская психиатрия и клиническая психология» (4 ч.), «Экспертиза информационной продукции» (22 ч.), «Практика и супервизия» (12 ч.). По структуре программа предполагает 51 ч. лекций и 21 ч. практических занятий. Большая часть практических занятий отводится под последний раздел («Практика и супервизия»), который не предполагает лекций вообще (тематика занятий - «Проведение индивидуальной и комиссионной экспертизы медийных продуктов»). Кроме того, семинары есть в рамках разделов 2 («Социология аудитории СМИ и новых медиа» - 1 ч.) и 7 («Методология и этика проведения экспертизы. Экспертиза воздействия информационной продукции на детей» - 2 ч.; «Функции, модели и методы комплексной психологической и педагогической экспертизы» -2ч.; «Психологическая экспертиза информационной продукции для детей» - 2 ч.; «Лингвистическая экспертиза медийных текстов» - 2 ч.).

По нашему мнению, явными недостатками программы являются полное отсутствие юридических тем (хотя специалисты в области юриспруденции заявлены среди преподавателей модуля) и явный уклон в психологию, что неизбежно, если учесть, что реализуется модуль при факультете психологии, хотя в описании заявлено участие в преподавании специалистов с факультета журналистики МГУ, Высшей школы экономики, Института социологии образования РАО и МГППУ. Этот межвузовский характер проекта, вне сомнения, достоин положительной оценки. Хотя в такой интегра-тивной сфере, как медиа- и информационная

безопасность детей, степень междисциплинар-ности, какой бы высокой они ни была, никогда не будет избыточной.

Проблематика подготовки экспертов нашла свое отражение в «Концепции информационной безопасности детей». Так, в разделе 17 «Требования, предъявляемые к эксперту информационной продукции» имеется 15 требований к системе профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации экспертов информационной продукции [6]. Перечислим их.

1. Организация профессиональной подготовки должна осуществляться на базе университетов, имеющих факультеты психологии, юридический факультет и факультет журналистики.

2. В структуре факультета психологии должны быть следующие подразделения:

A) возрастной психологии;

Б) медиапсихологии;

B) клинической психологии;

3. В структуре юридического факультета должно быть подразделение, занимающееся юридическими аспектами информационных телекоммуникационных систем.

4. В структуре факультета журналистики должны быть подразделения:

A) тележурналистика;

Б) радиожурналистика;

B) периодическая печать;

Г) журналистика в интернете и новых медиа.

5. Преподавательский состав должен включать докторов и кандидатов наук в вышеуказанных профессиональных областях.

6. В числе преподавателей должны быть лица, имеющие аккредитацию экспертов Ро-скомнадзора.

7. В числе преподавателей должны быть лица, имеющие опыт проведения супервизии по экспертизе информационной продукции.

8. Курсы профессиональной подготовки могут быть краткими (72 академических часа) и более продолжительными (556 академических часов).

9. Учебно-тематический план должен включать следующие специальные разделы:

Современные медиа и правовое регулирование;

Социология, культурология и психология искусства;

Возрастная физиология и особенности восприятия информационной продукции у детей;

Возрастная психология и психология развития;

Детская психиатрия и клиническая психология;

Педагогика и психологи девиантного поведения.

10. Обучение методике и процедуре экспертизы информационной продукции должно проводиться специалистом по экспертизе, включать как теоретические, так и практические занятия в режиме супервизии.

11. Обучение экспертной деятельности должно включать психологический, лингвистический и судебно-психологический аспекты экспертизы.

12. Методический инструментарий экспертной деятельности должен включать как количественные, так и качественные методики.

13. Слушатели должны освоить функции, модели и методы индивидуальной, комиссионной и комплексной экспертизы.

14. Слушатели должны ознакомиться с психофизиологическими методами анализа воздействия медиапродуктов на функциональное состояние человека.

15. Состав учебных групп не должен превышать 15-20 человек [Там же. С. 26-28].

Таким образом, мы видим, что проблематика подготовки и переподготовки экспертов в области медиа- и информационной безопасности детей уже не только осознана практиками, но и получила некоторую теоретико-практическую разработку. Пока, правда, только в столицах. На региональном уровне реализация мер по обеспечению местных секторов информационного пространства специалистами по защите детей от «вредной» информации запаздывает, несмотря на то, что во многих субъектах федерации на законодательном уровне приняты акты, аналогичные Федеральному закону «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Думается, что начинать надо с малого - с включения в основные образовательные программы журналистов, педагогов, специалистов по работе с молодежью и других профилей в местных университетах курса по медиабезопасности детей как элективного.

Список литературы

1. Сведения, содержащиеся в реестре аккредитованных экспертов [Электронный ресурс]. -URL : http://rkn.gov.ru/mass-communications/ p679/ (дата обращения: 19.01.2014).

2. Федеральный закон № 436-Ф3 от 29.12.2010 г. «О защите детей от информации,

причиняющей вред их здоровью и развитию». Ст. 2.

3. Деятельность по исполнению Федерального закона от 29 декабря 2010 г. N 436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» [Электронный ресурс].

- URL : http://rkn.gov.ru/mass-communications/ p679 (дата обращения: 19.01.2014).

4. Концепция информационной безопасности детей [Электронный ресурс]. - URL : http:// rkn.gov.ru/mass-communications/p700 (дата обращения: 19.01.2014).

5. Программа повышения квалификации «Экспертиза информационной продукции в целях её возрастной классификации» [Электронный ресурс]. - URL : http://www.psy.msu. ru/educat/dopoln/infoexp.html (дата обращения: 18.01.2014).

6. Концепция информационной безопасности детей. Раздел 17. Требования, предъявляемые к эксперту информационной продукции [Электронный ресурс]. - URL : http:// rkn.gov.ru/docs/Razdel_17.pdf (дата обращения: 18.01.2014).

Bibliografija

1. Svedenija, soderzhashhiesja v reestre akkreditovannyh jekspertov [Jelektronnyj resurs].

- URL : http://rkn.gov.ru/mass-communications/ p679/ (data obrashhenija: 19.01.2014).

2. Federal'nyj zakon № 436-FZ ot 29.12.2010 g. «O zashhite detej ot informacii, prichinjajushhej vred ih zdorov'ju i razvitiju». St. 2.

3. Dejatel'nost' po ispolneniju Federal'nogo zakona ot 29 dekabrja 2010 g. N 436-FZ «O zashhite detej ot informacii, prichinjajushhej vred ih zdorov'ju i razvitiju» [Jelektronnyj resurs]. -URL : http://rkn.gov.ru/mass-communications/ p679 (data obrashhenija: 19.01.2014).

4. Koncepcija informacionnoj bezopasnosti detej [Jelektronnyj resurs]. - URL : http://rkn.gov.ru/ mass-communications/p700 (data obrashhenija: 19.01.2014).

5. Programma povyshenija kvalifikacii «Jek-spertiza informacionnoj produkcii v celjah ejo vozrastnoj klassifikacii» [Jelektronnyj resurs]. -URL : http://www.psy.msu.ru/educat/dopoln/in-foexp.html (data obrashhenija: 18.01.2014).

6. Koncepcija informacionnoj bezopasnosti detej. Razdel 17. Trebovanija, pred#javljaemye k jekspertu informacionnoj produkcii [Jelektronnyj resurs]. - URL : http://rkn.gov.ru/docs/Razdel_17. pdf (data obrashhenija: 18.01.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.