Научная статья на тему 'КСЕРОФИЛЬНЫЕ КУСТАРНИКИ И ПОЛУКУСТАРНИКИ БАССЕЙНА РЕКИ ИСКАНДЕР И ЮЖНОГО СКЛОНА ЗЕРАВШАНСКОГО ХРЕБТА'

КСЕРОФИЛЬНЫЕ КУСТАРНИКИ И ПОЛУКУСТАРНИКИ БАССЕЙНА РЕКИ ИСКАНДЕР И ЮЖНОГО СКЛОНА ЗЕРАВШАНСКОГО ХРЕБТА Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
56
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУСТАРНИКИ / КСЕРОФИТЫ / ПОЛЫННИКИ / СОПУТСТВУЮЩЕГО / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ГРУППЫ / БИОМОРФЫ / ФИТОЦЕНОЗЫ / ФОРМАЦИИ / ПОЛИДОМИНАНТНЫЕ / ЭДИФИКАТОРЫ

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Давлатов А.

Кустарники в бассейне представлены довольно значительным видовым разнообразием. Их здесь более 70 видов, что составляет 6,9% всей флоры. Они относятся к различным экологическим группам и биоморфам. Большая их часть не имеется самостоятельного фитоценотического значения. Каждый из этих видов в качестве сопутствующего проникает в сообщества различных типов растительности или их формаций в соответствии со своей экологии и биологическими особенностями. К таким относятся иргайники - Cotoneaster multiflorus, C. insignis, C. hissaricus и полынники - Artemisia glaucina и A. persica. Нередко эти кустарники сплошные и почти чистые заросли встречаются и на каменистых сухих поймах рек. Здесь господствующих кустарников мало и они встречаются единично.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

XEROPHILUS SHRUBS AND DWARF SHRUBS OF THE ISKANDER RIVER BASIN AND THE SOUTHERN SLOPE OF THE ZERAVSHAN RIDGE

Shrubs in the pool are represented by quite significant species diversity. There are more than 66 species of them here, which makes up 6.7% of the entire flora. They belong to different ecological groups and biomorphs. Most of them do not have an independent phytocenotic value. Each of these species, as a companion, penetrates into communities of different types of vegetation or their formations in accordance with its ecology and biological features. These include irzhayniki: Cotoneaster mulliflorus, C. insignis, C. hissaricus and wormwoods - Artemisia and A. persica. Often these shrubs are solid and almost clean thickets found on dry rocky floodplains. Here the dominant shrubs are few and they are found sporadically.

Текст научной работы на тему «КСЕРОФИЛЬНЫЕ КУСТАРНИКИ И ПОЛУКУСТАРНИКИ БАССЕЙНА РЕКИ ИСКАНДЕР И ЮЖНОГО СКЛОНА ЗЕРАВШАНСКОГО ХРЕБТА»

УДК: 58+574(575.3)

КСЕРОФИЛЬНЫЕ КУСТАРНИКИ И ПОЛУКУСТАРНИКИ БАССЕЙНА РЕКИ ИСКАНДЕР И ЮЖНОГО СКЛОНА ЗЕРАВШАНСКОГО ХРЕБТА

Давлатов А.

Институт ботаники, генетики и физиологии растений Академии наук Республика Таджикистан

Ксерофильные кустарники в бассейне р. Искандер и южно склона Зеравшанского хребта представлены довольно значительным видовым разнообразием. Их здесь 70 видов, что составляет 6,9% всей флоры бассейна. Они относятся к различным экологическим группам и биоморфам. Большая их часть не имеет самостоятельного фитоценотического значения. Каждый из этих видов в качестве сопутствующего проникает в сообщества различных типов растительности или их формаций в соответствии с своей экологии и биологических особенностей. К таким относятся вишарники, из вишней бородавчатой - Cerasus verrucosa, эфедрарии из Ephedra equisetina и E. gerardiana, Розарии из Rosa beggeriana, R. nanothamnus, R. fedtschenkoana, R. maracandica, R. foetida, R. ecae, R. ovczinnikovii и R. divina, курчавкники из Atraphaxis pyrifolia и A. spinosa, таволжники из Spiraea hypericifolia, жимолостники из Lonicera simulatrix, L. microphylla, L. stenantha, L. heterotricha, L. seravschanica, L. bracteolaris, L. olgae и L. nummulariifolia, иргайники из 11 видов и др. Ряд видов кустарников совместно произрастают и образуют смешанные полидоминантные заросли. Лишь некоторые виды являются ценозообразующими и часто формируют самостоятельные сообщества-формации или же являются эдификаторами в смешанных зарослях. Из таких в первую очередь следует отнести эфедру хвощевую - E. eguisetina. Ценообразующими являются также карликовая вишня - Cerasus verrucosa, таволга - Spirae hypericifolia, курчавка - Atrophaxis pyrifolia, барбарис - Berberis integerrima и B. heterobotrys, шиповники - Rosa ecae и некоторые другие.

Заросли ксерофильные кустарниковые наиболее характерны для нижней и средней частей бассейна до высоты 2500-2600 м. Они здесь занимают обширные территории. Некоторые из них, например заросли эфедры хвощевой является коренными а другими и, особенно, разнокустаниковые заросли, производными, пришедшими на смену арчовникам или тополевникам.

В нижней части бассейна, в окрестностях кишлака Нарват единичными экземплярами или небольшими группами встречается миндаль бухарский. Заросли эфедры, вишни и курчавки наиболее широкое распространение имеет на склонах ущелья реки Искандер, Саритаг, Хазормеш и Арч. Они встречаются с самых низовьев бассейна. Эфедра хвощевидная встречается до высоты 2600-2700 м.

Иргайники

Из 15 видов иргай или кизильника Cotoneaster флоры Таджикистана 11 видов и Пояркова - C. pojarkovaе, и Попова - C. popovii, и малоцветкового - C. oliganthus, и зеравшанского - C. zeravschanicus, и многоцветкового - C. multiflorus, и приятного - С. suavis, и джунгарского -С. songoricus, и замечательного - C. insignis, и гиссарского - C. hissaricus, и островатого - C. subacutus и монетолистного - C. nummularius произрастают в бассейне реки Искандер и южного склона Зеравшанского хребта. Из этих видов небольшие самостоятельные заросли, с незначительной примесью других кустарников, образуют три вида - С. multiflorus, С. insignis и С. hissaricus. Эти виды являются наиболее распространенных и встречаются с высоты 1900-3000 м (С. multiflorus) 1500-2200 м (С. insignis) и 1000-2100 м (С. hissaricus). Однако небольшие их самостоятельные заросли разбросаны среди полыников из Artemisia glaucina, эфедрарии из Ephedra equisetina, кленовниках из Aser regelii, в группировках миндаля из Amygdalus bucharica, розариях из Rosa есае, а иногда в придолинных зарослях берёзы. В поясах шибляка и чернолесья, на месте сведенных лесов нередко образуют заросли, чистые или с примесью других кустарников, и крупнозлаковые полусаванны в пределах высот 15002500 м. Почва здесь как правило сильно каменистые и шебнистые. Ряд видов кустарников совместно произрастая с иргаями образуют смешанные заросли. Из таких в первую очередь следует отнести эфедру хвощевую, а также карликовая вишня, таволги зверобоелистная, курчавка грушелистная, барбарис цельнокрайный, шиповники - эчисона, превосходная,

самаркандская, бегериана и др. Кусты иргая низкорослый и изуродованный скотом. Наиболее из широко встречающийся виды С. multiflorus, С. insignis. С. hissaricus встречаются преимущественно у верхних пределов древесной растительности и в разреженных арчовниках, а также в субальпийской области на выс. 2700-2800 м. Отмечается в дерновинно - злаковых и разнотравных степях (например, в типчаковых и полынно - типчаковых. в эстрагенниках - Artemisia dracunculus), на лугах (разнотравно - злаковых, шульховых - Rumex paulsenianus, лисохвосных - Alopecurus seravschanicus. гоновых - Polygonum coriarium и др.), изредка образуют самостоятельные ассоциации, а также в крупнотравных полусаваннах (например, из Ferula kuhistanica и Prangos pabularia), колючетравных (из cousinia splendida) на самых шебнистых склонах.

Иргайники нами писаны в урочище Газа, в низовьях ущелья Соминг, Машхеват, Ap^ в правобережье р. Искандер, в окрестностях кишлаков Канчоч, Саратог, Норват и др. Сомкнутость зарослей обычно 0,2-0,3. Однако и здесь имеются небольшие труднопроходимые заросли иргая. Обычно покрытие тровостоя 25-30%, реже оно доходит до 50-55% наиболее распространенными являются зизифора иргайные (из ziziphora pamiroalaica, типчаково - иргайные из Festuca sulcate, полынново - иргайники из Artemisia persica и другие ассоциации). В травостое преобладают эфемеры и эфемероиды, много сорных растений: Роа nemoralis, Р. nemoraliformis, Р. relaxa. Р. pratensis, Р. bulbosa, Festuca sulcate, Leucopoa karatavica, Folium persicum. Melica canescens, Bromus japonicus, B. oxyodon, Anisantha tectorum, Hordeum bulbosum, Stipa bella и S. trichoides, Carex stenophylloides, C. koshevnikovii. Eremurus fuscus, Gagea delicatula, G. capillifolia, Asparagus persicus, Allium barszcezwskii, A. tenuicaule, A. oschaninii, Adonis turkestanicus, Glaucium elegans, Papaver somniferum, Rosularia paniculata, Potentilla orientalis, P. Asiae - Mediae, P. songorica, Sisymbrium loeselii, Erysimum sisymbrioides, Pachypterygium brevipes, Strigosella Africana. Chorispora songorica, Jskandera hissarica, Melissitus gontscharovii, Medicago lupulina, Melilotus officinalis, Glycyrrhiza glabra, Hedysarum flavescens. Onobrychis chorassanica, O. seravschanica, Vicia tenuifolia, V. kokanica. Astragalus kokandensis. A. quisqualis, A. severzovii, A. lasiosemius, A. commixtus. A. intarrensis, A. neurophyllus, A. nobilis и др.

Полынники

На высоте 2100-2600 м на широких открытых полянках и на относительно пологих каменисто-щебнистых склонах широкое распространение имеют полынники в основном из полыни сизой - Artemisia glaucina и п. персидской - A. persica. Эти полукустарники и полукустарнички на ровных полянах из-за постоянного вытаптывания их скотом, а такие обкусывания или текущего прироста очень низкорослы и плотноветвисты. Овцы и козы как бы делают чеканку. Высота их не более 20-30 см. А между крупными камнями и там, где они скоту недоступны высота кустов достигает 70 и более см. Полнота полыни нередко превышает 0,4-0,5. Здесь небольшими группами и единичными кустами распространены шиповник Эчисона, курчавка зеравшанская, вишня бородавчатая, барбарис монетный, иргай приятный, жимолость монетолистная, эфедра хвощевидная и др. Имеются значительные массивы, расположенные на пологих склонах 5-10°, где ни одного вида из перечисленных кустарников не встречается, эти полынники имеют монотонный серый цвет от Artemisia persica или серовато-зеленый от Artemisia glaucina. Травостой экологически разнообразный, он деградирован в сильнейшей степени. Однако преобладающими всюду являются эфемеры и эфемероиды. Здесь наряду с представителями эфемеретума и полусаванн встречаются элементы степей и трагакантников. При преобладании названных полыней характерны Festuca sulcata, Роа bulbosa, Veronica hispidula, Taraxacum fedtshenkoi, Potentilla orientalis, Silene samarkandensis, Astragalus skorniakovii, A. testiculatus, A. intarrensis, Oxytropis litvinovii, Filago arvensis, Alyssum dasycarpum, Cousinia verticillaris, Acantholimon tataricum, Stipa bella, S. trichoides, Bupleurum exaltatum, Potentilla songorica, Scutellaria Iskanderi, Allium alexejanum, Gentiana olivieri, Tulipa turkestanica, Eremostachys serawschanica, Poa relaxa. Eremopoa persica, Rosularia paniculata, Allium barszczewskii, Piptatherum kokanicum, Carex stenophylloides, Artemisia scoparia, Silene brahuica. Trigonella arcuata, Thesiun alatavicum и др.

На верхней границе некоторые из этих видов выпадают и травостой обогащается степными, лугостепными, трагакантоидными и тимьянниковыми элементами. Характерными являются ковыльнополынные из Stipa caucasica. ферулево-полынные из Ferula foetidissima,

типчаково-полынные из Festuca sulcata, астрагалово-полынные из Astragalus nobilis, терескеновые полынники из Krascheninnikovia ceratoides и другие ассоциации.

Ассоциации ковыльно - полынные в основном встречаются на шебнистых и каменистых склонах в опустынненых и остепненных волосисто - пырейниках (Elytrigia trichophora), полынно - типчаковых степях, крупногравных (с Prangos) полусаваннах, иногда в колючетравных степях и часто образуя самостоятельные группировки. Кроме того, отмечается среди различных арчовников, в розариях на осыпях в поясе полусаванн -шибляка, арчово - степном и степном.

Ферулово - полынные ассоциации встречается в поясах крупнозлаковых полусаванн, остепненных пустынь и фрагментов щибляка, арчовников и степей, в разреженных группировках Cerasus verrucosa, Ephedra eguisetina, Atraphaxis pyrifolia. в арчовниках на мелкощебнистых и щебнисто - мелкоземистых осыпях, реже на выходах коренных пород, обычно известняков и обнажениях пестроцветных глин.

Типчаково - полынные ассоциации как основной эдификатор субальпийских дерновинно

- злаковых степей, часто встречаются в остепенных арчовниках, розариях, колючетравниках.

Астрагалово - полынные ассоциапидпа основном встречаются в поясах термофильных и микротермных арчовников, в зарослях розариях эфедрариях по каменистам, каменисто -щебнистым а иногда мелкоземистым склонам.

Тересконовые полынники группировка встречаются от предгорий до среднегорий, реже проникая в высокогорные районы на каменисто - шебнистных местах, на выходах гипса, известняка на выс. 1200-2600 м.

Подводя итоги следует подчеркнуть, что общей характернейшей чертой зарослей ксерофильных кустарников является то, что они, как правило, очень разреженные. Густые заросли небольшими массивами встречаются в основном у подножия склонов, на конусах выносов и редко на полянах среди редкостойных арчовников. Как было видно из приведенных выше описаний отдельных ассоциации полнота зарослей кустарников в большинстве случаев не превышает 0,2-0,3 т.е. 80-70% этих территорий занято травянистыми растениями. Стало быть эти территории правильнее относить к разным флороценотипам травянистой растительности. Однако это касается не только кустарников, но и арчовников. полнота которых не превышает 0,2-0,3. Здесь и там речь идет не столько о редколесьях и редкокустарниках, и скорее о лесорастительных условиях существующих во всех территориях, которые ныне заняты травянистой растительностью. Во всех случаях - это явление вторичное, т.е. травянистая растительность пришла на смену сведенных лесов и редколесий, где сохранились некоторые кустарниковые их компоненты. Это характерно для травянистых сообществ пояса арчовников, распространенных на склонах северной ориентации.

В этом поясе некоторые кустарниковые заросли являются коренными, почему и его обычно называют поясом древесно - кустарниковой растительности. К коренным в первую, очередь относятся эфедрарии и вишарники, имеющие важное фитоценотическое значение в нижней и средней части ущелья.

ЛИТЕРАТУРА

1. Афанасьеев К.С. Растительность Туркестанского хребта. /К.С. Афанасьеев. - М.-Л. Изд. АН ССР, 1956.

- С.187-233

2. Давлатов А.С. Вишарники бассейна реки Искандер. /А.С. Давлатов.- Мат. респуб. конф. 26-27 майя 2014 г. Душанбе: Ирфон. 2014. - С.115-118

3. Давлатов А.С. Ксерофильные кустарники басейна реки Искандер-Эфедрарии. /А.С. Давлатов.- Вестник Таджикского национального университета Душанбе: Сино. 2015. - С.167-170

4. Закиров К.З. Флора и растительность бассейна реки Зеравшан /К.З. Закиров. - Ташкент, 1955. - С. 193 с.

5. Флора Таджикистана. т.т. I-X., 1957 - 1991

КСЕРОФИЛЬНЫЕ КУСТАРНИКИ И ПОЛУКУСТАРНИКИ БАССЕЙНА РЕКИ ИСКАНДЕР И ЮЖНОГО СКЛОНА ЗЕРАВШАНСКОГО ХРЕБТА

Кустарники в бассейне представлены довольно значительным видовым разнообразием. Их здесь более 70 видов, что составляет 6,9% всей флоры. Они относятся к различным экологическим группам и биоморфам. Большая их часть не имеется самостоятельного фитоценотического значения. Каждый из этих видов в качестве сопутствующего проникает в сообщества различных

типов растительности или их формаций в соответствии со своей экологии и биологическими особенностями.

К таким относятся иргайники - Cotoneaster multiflorus, C. insignis, C. hissaricus и полынники -Artemisia glaucina и A. persica. Нередко эти кустарники сплошные и почти чистые заросли встречаются и на каменистых сухих поймах рек. Здесь господствующих кустарников мало и они встречаются единично.

Ключевые слова: кустарники, ксерофиты, полынники, сопутствующего, экологические группы, биоморфы, фитоценозы, формации, полидоминантные, эдификаторы.

XEROPHILUS SHRUBS AND DWARF SHRUBS OF THE ISKANDER RIVER BASIN AND THE SOUTHERN SLOPE OF THE ZERAVSHAN RIDGE

Shrubs in the pool are represented by quite significant species diversity. There are more than 66 species of them here, which makes up 6.7% of the entire flora. They belong to different ecological groups and biomorphs. Most of them do not have an independent phytocenotic value. Each of these species, as a companion, penetrates into communities of different types of vegetation or their formations in accordance with its ecology and biological features. These include irzhayniki: Cotoneaster mulliflorus, C. insignis, C. hissaricus and wormwoods - Artemisia and A. persica. Often these shrubs are solid and almost clean thickets found on dry rocky floodplains. Here the dominant shrubs are few and they are found sporadically.

Key words: shrubs, xerophytes, wormwoods, concomitant, ecological groups, biomorphs, phytocenoses, formations, polydominant, edificators.

Сведения об авторе:

Давлатов А. к.б.н., доцент зав лаб. систематики высших растений и интродукции института ботаники, физиологии и генетики АН Таджикистан.

About the author:

Davlatov A. Ph.D., Associate Professor Head of Lab. systematics of higher plants and products of the Institute of Botany, Physiology and Genetics of the Academy of Sciences of Tajikistan.

УДК 581. 132. 633. 11

ВЛИЯНИЕ КЛИМАТООБРАЗУЮЩИХ ФАКТОРОВ НА СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕГО БЕЛКА И КРАХМАЛА В ЗЕРНЕ ПШЕНИЦЫ

Хасанова Н.Дж., Атоев М. Х., Абдуллаев А., *Шарипов М.М.

Институт ботаники, физиологии и генетики растений Академии наук Республики Таджикистан *Таджикский государственный педагогический университет им. Садриддина Айни

В последние годы все больше возрастает интерес к изучению физиолого-биохимических процессов у высших растений при стрессовых условиях с целью повышения их устойчивости к воздействию неблагоприятных факторов среды. В связи с этим изучение действия неблагоприятных факторов внешней среды на физиолого-биохимические процессы растительных организмов стало одним из приоритетных направлений в области физиологии и биохимии растений [7, 8, 9].

Известно, что эти неблагоприятные факторы приводят к нарушениям синтетической способности растений, распаду белков, к изменениям коллоидно-химического состояния цитоплазмы и в целом к снижению накопления растениями органического вещества. В этом плане исследования физиологии пшеницы в стрессовых условиях имеют важное научно-практическое значение для управления продукционным процессом при неблагоприятных условиях среды [9, 4].

Пшеница - одна из наиболее древних и распространенных культур на земном шаре, и она служит основным продуктом питания, примерно для 35 % населения земли. Ее ценность в большой степени определяется ее химическим составом, технологическими и пищевыми достоинствами. Это свойство тесно связано с особенностями сортов и условиями их выращивания [2, 3, 5, 6].

Нами в модельных экспериментах исследовалось влияние климатообразующих факторов среды и их взаимодействие на продуктивность пшеницы. Изучение данного вопроса является важным для понимания механизмов адаптации растений к воздействию этих факторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.