Научная статья на тему 'Крымскотатарские СМИ Крыма и социальные медиаплатформы'

Крымскотатарские СМИ Крыма и социальные медиаплатформы Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
558
171
Поделиться
Ключевые слова
КРЫМСКОТАТАРСКАЯ ПРЕССА / ЭТНИЧЕСКАЯ ПРЕССА КРЫМА / ПРОДВИЖЕНИЕ МЕДИА / СОЦИАЛЬНЫЕ МЕДИАПЛАТФОРМЫ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / THE CRIMEAN TATAR’S MEDIA / THE ETHNIC MEDIA OF THE CRIMEA / THE PROMOTION OF THE MEDIA / SOCIAL MEDIA PLATFORMS / SOCIAL NETWORKS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Яблоновская Наталья Всеволодовна

Изучаются новые способы взаимодействия крымскотатарских СМИ с аудиторией через различные социальные медиаплатформы (Facebook, Вконтакте, Одноклассники): изучение целевой аудитории через опросы, лайки, отклики, замечания, перепосты, комментарии; усиление активности аудитории и ее расширение через проведение конкурсов, акций, подписных кампаний, ведение диалога с читателями, размещение в открытом доступе резонансных материалов; выполнение организаторской функции и т. д.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Яблоновская Наталья Всеволодовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

THE CRIMEAN TATAR’SMEDIA OF THECRIMEA AND THE SOCIALMEDIA PLATFORMS

This article describes the features of interaction with the audience and the Crimean Tatar’s media through various socialmedia platforms (Facebook, Vkontakte, Odnoklassniki): the technologies used by them to contact with the audience were determined, the comparative analis is of the practices of individual media was conducted; the effectiveness of the promotion of these media on socialmedia platforms was evaluated; the recommendations to improve the effectiveness of networking were given. The object of the study account sand communities in the social networks Facebook, VKontakte, Odnoklassniki and Twitter of the Crimean Tatar’smedia: news agency “QHA”, the newspapers “Avdet” and “Yani dunya”, the magazines “Arzi”, “Armanchiq”, “Merhaba”, “Nesil”, “Muslim”, TV channels “ATR” and “Lale”, radio “Meydan”. The possibilities of the targeting of the audience were researched by the opinion polls, likes, comments, reposts; the increasing of the activity of the audience and its extension was researched by the competitions, promotions, subscription companies, conducting dialogue with readers, placement in open access resonant materials; perform managerial functions, etc. Proper using of socialmedia platforms helps Crimean Tatar’s media to attract a younger audience, to develop feedback from readers and viewers, to strengthen the authority of the national environment, to consolidate the most active representatives of their people to solve important cultural, educational, economic and social goals.

Текст научной работы на тему «Крымскотатарские СМИ Крыма и социальные медиаплатформы»

Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 5 (360). Филология. Искусствоведение. Вып. 94. С. 196-201.

УДК 070.1: 323.15 (477.75), ББК 76.02: 63.3

Н. В. Яблоновская

крымскотатарские сми крыма и социальные медиаплатформы

Изучаются новые способы взаимодействия крымскотатарских СМИ с аудиторией через различные социальные медиаплатформы ^асеЬоок, Вконтакте, Одноклассники): изучение целевой аудитории через опросы, лайки, отклики, замечания, перепосты, комментарии; усиление активности аудитории и ее расширение через проведение конкурсов, акций, подписных кампаний, ведение диалога с читателями, размещение в открытом доступе резонансных материалов; выполнение организаторской функции и т. д.

Ключевые слова: крымскотатарская пресса; этническая пресса Крыма; продвижение медиа; социальные медиаплатформы; социальные сети.

Социальные сети все чаще привлекают внимание отечественных и зарубежных ученых. В числе последних исследований виртуальных сообществ и социальных сетей можно назвать статью Л. Бобовой о механизмах консолидации в сетевых сообществах [1], монографию Н. Ермоловой о продвижении бизнеса в социальных сетях [2], публикацию С. Носовой о методологических основаниях изучения общества-сети [6], сборник научных трудов Центра социальных научно-информационных исследований ИНИОН РАН «Социальные сети и виртуальные сетевые сообщества» [7], в котором анализируются социальные, правовые, экономические, этические и этнические аспекты сетевой коммуникации, статью Д. Бойда и Н. Эллисон, изучающую историю и сущность феномена социальных сетей [12]. Особый интерес для нас представляют публикации Р. Клевцова [4], К. Мёллера и М. Стоуна [5], Дж. Терни [13], изучающие возможности продвижения медиа в социальных сетях.

Аудитория отдельных страниц в социальных сетях сегодня уже сопоставима с аудиторией СМИ, для отдельных региональных газет и журналов количество подписчиков их аккаун-тов в соцсетях в разы превышает реальную аудиторию оффлайновых выпусков. По данным компании TNS Global за 2013-2014 годы, аудитория российской сети «Вконтакте» составляет 52697000 человек, «Одноклассников» -42648000, «Фейсбук» - 25443000, «Мой мир» -17620358, «Твиттер» - 9200000 [4].

Исследователи также обращают внимание на получившую распространение в последние годы практику обращения к онлайновым медиа через соцсети. Так, в условиях нехватки времени пользователи решают одновременно

три задачи: узнают самые важные новости, знакомятся с повесткой дня своих друзей и получают тему для обсуждения в своем социальном кругу. Поэтому постинг информации в соцсетях способен многократно увеличить количество ее просмотров на сайтах СМИ.

Следует выделить еще одно свойство социальных сетей, соотносимое с организационной функцией журналистики, - это успешно освоенные ими механизмы социальной консолидации [1]. Последнее свойство коррелирует с одной из важнейших задач этнических медиа, и особенно медиа коренных народов: организовывать свой народ для достижения культурно-образовательных, экономических, социально-политических и гуманитарных целей.

До настоящего времени предметом исследования ученых становилось использование социальных медиаплатформ универсальными СМИ - как центральными, так и региональными. Однако то, как пользуются и могут пользоваться данным инструментом этнические СМИ, не становилось темой отдельного исследования. В этой связи представляется интересным изучить опыт продвижения в социальных сетях крымскотатарских медиа.

Целью нашей статьи является установление технологий продвижения этнических средств массовой информации на социальных медиа-платформах (на примере опыта крымскотатарских СМИ Крыма).

Задачи статьи:

- описать особенности сетевого взаимодействия с аудиторией крымскотатарских СМИ;

- установить технологии, используемые ими для контактов с аудиторией, и провести сравнительно-сопоставительный анализ практики отдельных СМИ;

- оценить результативность продвижения крымскотатарских масс-медиа насоциальных медиаплатформах;

- дать рекомендации для повышения эффективности сетевого взаимодействия.

Объект исследования - аккаунты и сообщества в социальных сетях «Фейсбук», «Вконтакте», «Одноклассники» и «Твиттер» крымскотатарских СМИ: информационного агентства «QHA», газет «Авдет» и «Янъы дюнья», журналов «Арзы», «Арманчыкъ», «Мерхаба», «Несиль», «Muslim», телеканалов «АТР» и «Ляле», радио «Мейдан».

Предмет исследования - сетевое взаимодействие крымскотатарских СМИ с аудиторией.

Процессы, проходящие в современных крымскотатарских изданиях, в том числе в он-лайне, были неоднократно рассмотрены в работах Н. Яблоновской [9; 10; 11]. Общую характеристику крымскотатарских ресурсов в интернет дала Г. Юксель [8]. Тем не менее, вопрос взаимодействия крымскотатарских СМИ с социальными сетями является настолько новым, что он до сих пор не получил теоретического осмысления.

Современное состояние крымскотатарских медиа в Крыму нельзя назвать благополучным. С одной стороны, на полуострове выходит целый ряд общественно-политических и культурно-просветительских газет и журналов для крымских татар на крымскотатарском и русском языках. С другой, из-за низкого тиража и невысокой цены практически все они являются дотационными и не могут существовать без поддержки государства, учредителей или благотворителей. Сегодня крымскими властями планируется создание крымскотатарского государственного медиацентра имени Исмаила Гаспринского, объединяющего редакции газеты «Янъы дюнья», журнала «Йылдыз» и издательство «Крымучпедгиз». Финансирование же других крымскотатарских изданий: газет «Къырым», «Авдет», «Голос Крыма», «Маариф ишлери», журналов «Арзы», «Ненкеджан», «Арманчыкъ», «Несиль», «Muslim» и др. в настоящее время вызывает вопросы и ставит перед их редакциями проблему активизации подписчиков и расширения аудитории, и в том за счет продвижения своих изданий в социальных сетях.

Следует учитывать то, что большинство крымскотатарских газет и журналов опирается на уже устоявшийся круг читателей, часть которых составляют люди преклонного возраста,

не пользующиеся социальными платформами. Однако социально значимой задачей для этнических медиа является привлечение молодого поколения читателей и зрителей, и для поставленной задачи наиболее эффективными являются такие технологии, как создание интернет-версий СМИ, их мобильных версий и открытие страниц и групп в популярных социальных сетях, где проводит свободное время потенциальная аудитория.

Социальные сети для ряда крымскотатарских изданий - это не просто способ расширить свою аудиторию с помощью вирусного распространения своих материалов: лайков (плагин «Мне нравится») и шеров (плагин «Поделиться» или «Я рекомендую), это способ увеличить свой авторитет у социально активной части своего народа, поддержать статус лидера мнений. Данной задаче прекрасно соответствует новая концепция взаимоотношений СМИ и потребителя: с помощью соцсетей медиа попадает в круг друзей пользователя, таким образом обеспечивая себе «кредит доверия», и формирует читательское ядро из лидеров мнений, солидарных с мнением редакции, готовых комментировать публикации, давать оценки и рекомендации, делать репосты. При этом, в отличие от универсальных изданий, многие крымскотатарские газеты и журналы (особенно те, которые выходят на родном языке) работают исключительно со своей этнической аудиторией, задача ее расширения за пределы своего этноса ими не ставится, поэтому результаты вирусности публикаций здесь весьма ограничены изначальной аудиторной нишей.

Выбор социальной платформы и способов продвижения на ней СМИ основывается не столько на популярности определенной социальной сети, сколько на ее аудиторных особенностях и возможностях ее функционалов.

Аудитория сети «Вконтакте» - старшеклассники и студенты, заинтересованные не в глубокой аналитике, а в сенсационной, юмористической информации, визуальном контенте: карикатурах, демотиваторах, инфографике, презентациях и т. д. Данная социальная медиа-платформа идеально подходит для молодежных изданий, и поэтому именно на ней открыл свою страницу первый исламский молодежный журнал в Крыму «Muslim». К сожалению, возможностями этой сети не пользуется другой крымскотатарский молодежный журнал - «Nesil»

Аудитория сети «Одноклассники» - преимущественно жители регионов старше 30 лет,

в этой сети популярен развлекательный, визуальный контент, различные методы эмоционального и социального вовлечения: соцопро-сы, голосования, оценивания и т. д. В этой сети открыл страничку и группу женский журнал «Арзы». Вопреки распространенной практике, он ведет продвижение в соцсетях с помощью не своего контента, а рекреационной, справочной, познавательной информации по косметологии, кулинарии, психологии, здоровому образу жизни, делится фоторепортажами, видеосюжетами национальных телеканалов, напоминает о значимых датах и среди прочего ненавязчиво сообщает о выходе своего очередного номера, героинях публикаций и т. д. Очевидно, такую стратегию можно признать успешной: у страницы журнала «Арзы» 4990 друзей, в группе журнала - 13284 участника (для сравнения: тираж «Арзы» - 1000 экземпляров).

Аудитория «Фейсбук» более зрелая и склонна осваивать не только визуальный контент, но и развернутые посты (в связи с чем данную социальную сеть в последнее время считают успешным конкурентом «LiveJoumal»), активно участвовать в дискуссиях на социально-политические темы путем комментирования и репостов. «Фейсбук» - идеальная социальная платформа для регионального медиа, в том числе этнического, поэтому именно здесь размещено подавляющее большинство аккаунтов крымскотатарских СМИ (газет «Авдет» (3834 друга, 222 подписчика), «Янъы дюнья» (1973 друга), журналов «Мерхаба» (сообщество, 14 отметок «Нравится») и «Арманчыкъ» (группа, 328 участников), информационного агентства «QHA» (3 страницы на русском(2114 подписчиков (отметки «Нравится»), крымскотатарском (8923 подписчика (отметки «Нравится) и английском языках (718 подписчиков (отметки «Нравится»), группа «QHA Forum» (2827 участников), телеканалов АТР (5 тыс. друзей и 4576 подписчиков у страницы, в группе «ATR Channel» 8513 участников) и «Ляле» (в группе 135 участников), радио «Мейдан» (187 друзей у страницы и 2892 участника в группе).

«Твиттер» предполагает оперативность информации и ограничивает ее объем 140 знаками, поэтому его лучше всего использовать информационным агентствам или для анонсов сенсационных новостей. И поскольку крымскотатарские еженедельники и журналы не ориентированы на оперативную информацию, то страницу в «Твиттере» ведет только информационное агентство «QHA» (в «Твиттере» с ян-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

варя 2012 года, на 2.01.2014 сделано 19,3 тыс. твитов, подписано 389 читателей).

Учитывая разные потребности аудиторий «Вконтакте» и «Фейсбук», ряд крымскотатарских СМИ открывает аккаунты в обеих соцсетях (телеканал ATR, газета «Авдет»). «Авдет», например, применяет в них дифференцированные коммуникативные стратегии: при том, что основное количество постов и в одной, и в другой - это контент издания, страница «Вконтакте» более ориентирована на обратную связь с молодежной аудиторией: проводятся опросы мнений крымскотатарской молодежи, флешмобы (например, подписной «авдет бэкетчелендж»: читатель подписывается на национальные издания, делает пост с фотографиями квитанций о подписке и передает эстафету трем своим друзьям), публикуются соответствующие постеры: «Читаешь газету он-лайн? Не забудь подписать родителей». Аудитория газеты на обеих социальных медиаплатформах сопоставима по размеру: у страницы «Вконтакте» на 2.01.2015 года -4512 друзей, в «Фейсбук» - 3835 друзей и 220 подписчиков. При этом на главной странице сайта издания присутствует виджет подписки на страницу только в сети «Вконтакте».

Сайты изданий «Авдет», «Несиль», «Muslim», агентства «QHA» активно используют технологию размещения виджетов формата «Поделиться»и «Нравится» в конце статей: публикации «Авдет» связаны с шестью социальными медиаплатформами: «Вконтакте», «Одноклассниками», «Фейсбук», «Твиттер», «Мой мир», «Живой журнал», сайт агентства «QHA» - с «Фейсбук» и «Твиттером», и журнал «Несиль» - с сетью «Вконтакте», журнал «Muslim» - с «Фейсбук» и «Твиттером».

Особенностью продвижения СМИ в соц-сетях по сравнению с продвижением бизнеса является акцент на медиатекстах и их содержании. В то же время некоторые СМИ стремятся к тому, чтобы их тексты в соцсетях отличались от текстов в офф-лайне или на сайте издания. Например, газета «Янъы дюнья», выходящая в офф-лайне кириллицей, тексты на своей странице в «Фейсбук» печатает латиницей.

Эксперты рекомендуют узким целевым изданиям или изданиям, актуальным только для небольшого города/района, выходить на целевую аудиторию напрямую, минуя сообщества (группы), поскольку отдача от ведения групп непропорциональна затраченным усилиям. Данный тезис подтверждает опыт крымскота-

тарских СМИ: у сообщества детского журнала «Мерхаба» всего 14 отметок «Нравится», его страница практически не ведется; в группе другого детского журнала «Арманчыкъ» только 328 участников, в месяц в группе появляется всего около 10 постов; в группе детского телеканала «Ляле» 135 участников, в группе политического ток-шоу «Гравитация» (ATR) 522 участника. Очевидно, что журналисты указанных детских журналов и телеканалов ошибочно избрали путь продвижения через сообщество и оказались неготовыми активно мо-дерировать его публикации.

Наиболее активно протекает жизнь в группах оперативных медиа - информационного агентства «QHA» (2827 участников), телеканала АТR (8513 участников) и радио «Мейдан» (2892 участника): актуальные новости и возможность их обсуждения привлекают сюда тысячи участников.

Наблюдение за страницами крымскотатарских медиа подтверждает тот факт, что наибольшей вирусностью в социальных сетях обладают позитивные новости [13]. Так, на странице газеты «Авдет» одними из наиболее вирусных постов в 2014 году стали картина Виктории Якимовой с изображением Бахчисарая и подписью «Крым - моя родина!» (310 лайков, 21 публикация), поздравление с Ураза-байрамом (213 лайков, 25 публикаций), фоторепортаж с митинга в честь Дня крымскотатарского флага (210 лайков, 23 публикации).

В то же время главным правилом создания постов в соцсетях является то, что они должны вызывать сильные эмоции. Поэтому, как и в повестке дня медиа, негативные новости часто становятся вирусными. Так, в группе телеканала АТР одними из наиболее резонансных стали посты о железнодорожной блокаде Крыма с фотографиями пустого табло на Симферопольском вокзале (145 лайков, 65 комментариев) и проведении для крымскотатарской молодежи конкурса «Любовь с первого взгляда» (641 комментарий при 12 лайках).

Использование социальных сетей открывает мощный канал обратной связи с аудиторией, в том числе и в области краудсорсинга (гражданской журналистики, предоставления новостей самими читателями и зрителями). Газета «Авдет», к примеру, на своей странице «Вконтакте» проводит соцопросы среди своих читателей о том, согласились ли бы они стать героями ее публикаций. Консолидация крымскотатарской аудитории в соцсетях происхо-

дит с помощью различных национально ориентированных флешмобов (например, по подписке на национальные издания), акций (например, «Типажи крымских татар»), конкурсов (к примеру, «Дёрт бизни къуртараджакъ» («Нас спасут четверо»): конкурс фотографий многодетных семей (от четырех детей и более), лучшая из которых должна украсить календарь «Авдет») и т. д. Выполняя непосредственно организаторскую функцию, крымскотатарские СМИ в соцсетях анонсируют благотворительные концерты, собирают деньги для лечения соотечественников и др. гуманитарных целей. Опция «Мероприятие» на «Фейсбук» помогает им держать своих подписчиков в курсе того, в каких мероприятиях коллектив редакций собирается принять участие.

Таким образом, грамотное использование социальных медиаплатформ помогает крымскотатарским СМИ привлекать молодежную аудиторию, развивать обратную связь с читателями и зрителями, укреплять авторитет в своей национальной среде, консолидировать наиболее активных представителей своего народа для решения значимых культурных, просветительских, экономических и социальных целей.

Список литературы

1. Бобова, Л. А. Механизмы социальной консолидации в сетевом обществе / Л. А. Бобова // Вестн. МГИМО(У). 2014. № 2 (35). С. 208-216.

2. Ермолова, Н. Продвижение бизнеса в социальных сетях Facebook, Twitter, Google+ / Н. Ермолова. М.: Альпина Паблишер, 2013. 357 с.

3. Ефимов, Е. Г. Виды кризисного потенциала социальных сетей как региональных социально-экономических систем / Е. Г. Ефимов, А. А. Кузнецов // Всероссийская научно-практическая конференция «Инновационный потенциал современного региона: проблемы региональной безопасности и внутрирегиональной интеграции на постсоветском пространстве» (28-29 окт. 2011 г.). Волгоград: Изд-во ФГОУ ВПО ВАГС, 2011. C. 144-145.

4. Клевцов, Р. Как СМИ работать с соцсетя-ми [Электронный ресурс] / Р. Клевцов // Sostav. ru: реклама и маркетинг в России. URL: http:// www.sostav.ru/publication/v-chem-uspekh-lenty-ru-ili-smm-instrumenty-dlya-smi-11277.html (дата обращения: 01.01.2015).

5. Мёллер, К. Путеводитель по социальным медиа - 2013 / К. Мёллер, М. Стоун. Вена:

Представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ, 2013. 176 с.

6. Носова, С. С. Методологические основания изучения общества-сети / С. С. Носова // Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 363. С. 53-56.

7. Социальные сети и виртуальные сетевые сообщества / отв. ред. Л. Н. Верченов, Д. В. Ефременко, В. И. Тищенко. М.: ИНИОН РАН, 2013. 360 с.

8. Юксель, Г. Крымскотатарская тематика в интернете / Г. Юксель // Культура народов Причерноморья. 2011. № 198. С. 94-97.

9. Яблоновская, Н. Возникновение и развитие крымскотатарских СМИ для детей / Н. Яблоновская // Учен. зап. Таврич. нац. унта им. В. И. Вернадского. Сер. «Филология. Социальные коммуникации». 2013. Т. 26 (65), № 3. С. 135-142.

10. Яблоновська, Н. Етшчна преса Криму: iсторiя та сучасшсть / Н. Яблоновська.

Омферополь: Кримнавчпеддержвидав, 2006. 312 с.

11. Яблоновська, Н. Кримськотатарсью га-зети часу он-лайн: сучасний стан та перспек-тиви розвитку / Н. Яблоновська // Наук. зап. 1н-ту журналютики: наук. зб. / КНУ îm. Тараса Шевченка. Киев, 2010. Т. 38. Очень - бере-зень. С. 84-89.

12. Boyd, D. Social Network Sites: Definition, History, and Scholarship / D. Boyd, N. Ellison // Journ. of Computer-Mediated Communication. 2007. Т. 13, № 1. С. 210-230.

13. Tierney, J. Good News Beats Bad on Social Networks [Электронный ресурс] / J. Tierney // The New York Times. 2013. URL: /2013/03/19/ science/good-news-spreads-faster-on-twitter-and-facebook.html.

14. Wasserman, S. Social Network Analysis: Methods and Applications / S. Wasserman. Cambridge Univ. Press, 1994. 825 с.

Яблоновская Наталья Всеволодовна - доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры межъязыковых коммуникаций и журналистики Таврической академии Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

yablon@rambler.ru

Yablonovskaya N. V. Sc.D., Professor, Departmentofthe interlanguagecommunicationandjournalism of the TauridaAcademy of the Vladimir Vernadsky CrimeanFederal University, 4 Vernadskogo prosp., Simferopol, 295000. yablon@rambler.ru

the crimean tatar'smedia of thecrimea

AND the SociALMEDIA PLATFoRMS

This article describes the features of interaction with the audience and the Crimean Tatar's media through various socialmedia platforms (Facebook, Vkontakte, Odnoklassniki): the technologies used by them to contact with the audience were determined, the comparative analis is of the practices of individual media was conducted; the effectiveness of the promotion of these media on socialmedia platforms was evaluated; the recommendations to improve the effectiveness of networking were given. The object of the study - account sand communities in the social networks Facebook, VKontakte, Odnoklassniki and Twitter of the Crimean Tatar'smedia: news agency "QHA", the newspapers "Avdet" and "Yani dunya", the magazines "Arzi", "Armanchiq", "Merhaba", "Nesil", "Muslim", TV channels "ATR" and "Lale", radio "Meydan". The possibilities of the targeting of the audience were researched by the opinion polls, likes, comments, reposts; the increasing of the activity of the audience and its extension was researched by the competitions, promotions, subscription companies, conducting dialogue with readers, placement in open access resonant materials; perform managerial functions, etc. Proper using of socialmedia platforms helps Crimean Tatar's media to attract a younger audience, to develop feedback from readers and viewers, to strengthen the authority of the national environment, to consolidate the most active representatives of their people to solve important cultural, educational, economic and social goals.

Keywords: the Crimean Tatar's media; the ethnic media of the Crimea; the promotion of the media; social media platforms; social networks.

References

1. Bobova, L. A. "Mekhanizmy sotsial'noy konsolidatsii v setevom obshchestve" [=Mechanisms of social consolidation in the network society], in:VestnikMGIMO(U) [=Bulletin of the Moscow State Institute of International Relations (University)], 2014, №2 (35), pp.208-216. (in Russ.).

2. Ermolova, N. (2013) Prodvizhenie biznesa v sotsial'nykh setyakh Facebook, Twitter, Google+ [=Promoting your businesson the social networksFacebook, Twitter, Google+], Moscow, 357 p. (in Russ).

3. Efimov, E. G., Kuznetsov, A. A. "Vidy krizisnogo potentsiala sotsial'nykh setey kak regional'nykh sotsial'no-ekonomicheskikh system" [=The types ofcrisis potentialof social networksas aregionalsocio-economic systems], in: Vserossiyskaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya «Innovatsionnyy potentsial sovremennogo regiona: problemy regional'noy bezopasnosti i vnutriregional'noy integratsii napostsovetskomprostranstve», 28-29 oktyabrya 2011 g. [=All-Russian Scientific-Practical Conference "Innovation potential of modernregion: regional securityandregional integrationon thepost-Soviet space", 28-29 October 2011]. Volgograd, 2011, pp.144-145. (in Russ.).

4. Klevtsov, R. "Kak SMI rabotat' s sotssetyami" [=How the media to work withsocial networks], in:Sostav.ru: reklama i marketing v Rossii. [=Sostav.ru: the advertising and the marketingin Russia], available at:http://www.sostav.ru/publication/v-chem-uspekh-lenty-ru-ili-smm-instrumenty-dlya-smi-11277.html, accessed 02.01.2015 (in Russ.).

5. Meller, K. and Stoun, M. (2013) Putevoditel'po sotsial'nym media - 2013. [=The guide toSocial Media- 2013], Vena, 176 p. (in Russ.)

6. Nosova, S. S. "Metodologicheskie osnovaniya izucheniya obshchestva-seti" [=The methodological basesof studyingsocietynetwork], in: Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta [=Bulletin ofTomsk State University],2012, № 363,pp. 53-56. (in Russ.)

7. Sotsial'nyesetiivirtual'nyesetevye soobshchestva[=Socialnetworksandvirtualnetworkcommunity], otv. red. Verchenov L. N., Efremenko D. V., Tishchenko V. I., +], Moscow, 360 p. (in Russ.).

8. Yuksel', G. "Krymskotatarskaya tematika v internete" [=The crimean Tatar'stopicson the Internet], in:Kul'tura narodov Prichernomor'ya[=Culture of the peoplesof the Black Sea], 2011, № 198, pp. 9497. (in Russ.).

9. Yablonovskaya, N. "Vozniknovenie i razvitie krymskotatarskikh SMI dlya detey" [=The emergence and developmentof the Crimean Tatar mediafor children], in: Uchenye zapiski Tavricheskogo natsionabnogo universiteta im. V. I. Vernadskogo[=Scientific notes of the TauridaNacionalUniversity named after V.Vernadsky], seriya «Filologiya. Sotsial'nye kommunikatsii», volume 26 (65), № 3, pp.135-142. (in Russ.).

10. Yablonovs'ka, N. (2006) Etnichnapresa Krimu: istoriya ta suchasnist>[=The ethnic periodicals of the Crimea: The past and the present], Simferopol>, 312 p. (in Ukrainian).

11. Yablonovs>ka, N. "Krims>kotatars>ki gazeti chasu on-layn: suchasniy stan ta perspektivi rozvitku" [=The Crimean Tatar'snewspapers of the time of online: The current Status and the prospects], in:Naukovi zapiski Institutu zhurnalistiki[=The scientific Proceedingsof the Instituteof Journalism], Kyiv, 2010, v. 38. Sichen> - berezen>, pp. 84 - 89. (in Ukrainian).

12. Boyd, D. and Ellison, N. "Social Network Sites: Definition, History, and Scholarship", in:Journal of Computer-Mediated Communication, 2007,v. 13, № 1,pp. 210-230.

13. Tierney, J. "Good News Beats Bad on Social Networks", in:The New York Times, 2013,available at:http:// 2013/03/19/science/good-news-spreads-faster-on-twitter-and-facebook.html, accessed 25.02.2014.

14. Wasserman, S.(1994) Social Network Analysis: Methods and Applications, Cambridge, 825 p.