Научная статья на тему 'Крымский стиль в вертикальном озеленении в конце XIX- начале XX веков'

Крымский стиль в вертикальном озеленении в конце XIX- начале XX веков Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
194
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЫМ / ВЕРТИКАЛЬНОЕ ОЗЕЛЕНЕНИЕ / ЛИАНЫ / ИСТОРИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шитикова В. Н.

К началу XX века сложилось единое художественное представление о садово-парковой архитектуре на Южном берегу Крыма. Характерной чертой декорирования архитектурных сооружений являлся прием озеленения лианами вертикальных плоскостей. На основе культурно исторических традиций, подбора растений, природных условий, сформировался крымский стиль.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Крымский стиль в вертикальном озеленении в конце XIX- начале XX веков»

9. «Футуристический Центр исполнительских искусств Taipei» FiledUnder (Городской дизайн) 31-01-2011 [электронный ресурс] - режим доступа: http://pixelbot.org.ua/futuristicheskij-centr-ispolnitelskix-iskusstv-taipei/

10. «Son-O-Nox - Музей Звука», 28.07.2010 [электронный ресурс] - режим доступа: http://jull-k.livejournal.com/7212.html

11. «A FROZEN PIECE OF MUSIC» David K./ August 17, 2011 [электронный ресурс] -режим доступа: http://plusmood.com/2011/08/anisotropia-orproject/

12. «НЕЛИНЕЙНЫЕ МЕТОДЫ ФОРМООБРАЗОВАНИЯ», автор исследования: Карнаухов Игорь, 2009, [электронный ресурс] - режим доступа: http://www.adaptik-a.com/research/item/29-nonlinear-methods-of-morphogenesis

13. «Композитор архитектурных форм», Александр Дернов, www.forma.spb.ru -информационный портал, [электронный ресурс] - режим доступа: http://www.forma.spb.ru/magazine/articles/d_008/main.shtml

УДК 712.03(477.75)

КРЫМСКИЙ СТИЛЬ В ВЕРТИКАЛЬНОМ ОЗЕЛЕНЕНИИ В КОНЦЕ XIX- НАЧАЛЕ

XX ВЕКОВ

Шитикова В. Н.

Национальная академия природоохранного и курортного строительства

К началу XX века сложилось единое художественное представление о садово-парковой архитектуре на Южном берегу Крыма. Характерной чертой декорирования архитектурных сооружений являлся прием озеленения лианами вертикальных плоскостей. На основе культурно - исторических традиций, подбора растений, природных условий, сформировался крымский стиль. Крым, вертикальное озеленение, лианы, история

Введение.

К началу XX века на Южном берегу Крыма сложились определенные традиции вертикального озеленения, которые могут быть полезны для благоустройства других городов и парков. На примере лучших образцов садово-парковых композиций можно выделить совокупность характерных признаков ландшафтного оформления, который сложился как крымский стиль в вертикальном озеленении.

Анализ публикаций.

Обширен круг публикаций, посвященный рекомендациям и предложениям по формированию вертикального озеленения. Отметим основные направления исследований в этой области: работы А. И. Колесникова « Вертикальное озеленение», «Архитектура парков Кавказа и Крыма» посвящены анализу видового состава растений. [1,2]; в учебном пособии Лунц Л.Б. «Городское зеленое строительство» раскрывает комплекс архитектурно -планировочных и инженерно- технических мероприятий по созданию вертикального озеленения [3]; в книге Б.В.Давыдович «Вертикальное озеленение» делается акцент на региональные особенности по благоустройству городов и населенных мест [4]. Наиболее близки к исследуемой проблеме работы старшего научного сотрудника Алупкинского дворца-музея А.А.Галиченко «Старинные усадьбы Крыма» [5] и главного ландшафтного архитектора Алупкинского дворцово-паркового музея-заповедника Арбатской Ю.Я. «Лианы рода ROSA L. в старинных усадебных парках Южного берега Крыма» [6]. В целом информация о специфике вертикального озеленения как композиции, несущей в себе историческиее и культурные особенности, в публикациях четко не определена.

Цель и постановка задач состоит в разработке рекомендаций и предложений по созданию вертикального озеленения в крымских городах и населенных мест на основе наиболее типичных черт вертикальных композиций, с использованием историко-теоретического материала в области дендрологии. Это позволит обозначить изучаемую

тему под другим углом зрения, осознать значимость творческих находок в ландшафтном озеленении.

Методика исследований охватывает аналитический, системный, исторический методы. На основе информации по истории формирования садово - парковой архитектуры Крымского полуострова, основам инженерной дендрологии, систематизации высших растений Крыма - сформируем концепцию региональной специфики вертикального озеленения.

Результаты и анализ. Вертикальное озеленение - это прием декорирования растениями вертикальных плоскостей. Ценность этого вида озеленения заключается в том, что для посадки вьющихся растений нужна небольшая площадь. Вертикальное озеленение применяется для эстетического удовольствия, для снижения силы ветра, уровня шума, очистки воздуха от пыли и регуляции теплового режима. Многие города Украины с типовой застройкой традиционно используют лианы: Девичий виноград пятилисточковый (Parthenocissus quinquefolia Planch.), Девичий виноград прикрепленный (Parthenocissus inserta (Kern.) К. Fritsch), Жимолость вьющуюся (Lonicera periclymenum L.), Хмель обыкновенный (Humulus lupulus L. ) и другие. Но запросы сегодняшнего времени не только экологические. В городах Крымского полуострова могут расти уникальные композиции лиан и полулиан, которые олицетворяют южную самобытность, потому что есть благоприятный климат, славная история, свое лицо, своя культура. Для чего необходим поиск «корней», ведь гораздо проще закладывать в проекты типовые стандарты. Все дело в том, что наше окружение, как писал британский архитектор Кристофер Дэй, является частью нашей биографии, это «место, где обитает душа». Что бы подпитывать душу, место проживания человека должно сохранять дух места, историю [7]. Дух места, история - это ключик для осознания своего лица в ландшафтном озеленении полуострова.

Много полезной информации об истоках зарождения зеленого строительства и развитии архитектуры с древнейших времен до наших дней дает краеведческая литература. Обратимся к наблюдениям, сделанным ученым Петр Симон Палласом во время путешествия по южным наместничествам Русского государства в 1773-1788г.г. Это первые подробные сведения о полуострове во время присоединения его к России, в которых достоверно изложены результаты наблюдений с использованием взглядов ученых предшественников. Благодаря тщательности описания виденного автором, можно определить, как выглядело вертикальное озеленение в мусульманской среде Крыма, в частности, Бахчисарайском дворце: «посередине обыкновенных ханских комнат устроен продолговатый сад из роз с беседками... нижняя терраса совершенно покрыта виноградными беседками, несколько далее .одиночная могила Менгли-Гирея, очень поэтичная, лучшего стиля окруженная каменными портиками; ее внутренность оттенена виноградом и иной растительностью.». Неоднократно упоминаются в описаниях греческие развалины и виды одичавших лиан винограда, роз, плюща. Зная греческую мифологию, не трудно представить, каким образом украшались храмы, нимфеи, террасы [8].

Эталоном ландшафтного озеленения полуострова в XIX веке стал Воронцовский садово - парковый комплекс. Волею судьбы и наличию глубокой духовной культуры основателя графа Михаила Семеновича Воронцова и садовника Карла Кебаха удалось талантливо обобщить западную и восточную цивилизации в архитектуре и ландшафтном озеленении, соединить романтический стиль с крымским. Родился наш, милый каждому сердцу образ, который поэтически описал крымовед XIX века Евгений Марков в «Очерках Крыма». Выделим из всего многообразия информации вертикальное озеленение: «.Тень, прохлада и тишина — вот господствующая идея постройки. Она вполне восточная и притом вполне крымская. Дворец является вам. затканный под самую крышу ползучими розами, виноградом и плющами разного рода. Это самый характерный фас дворца.

Все его здания. затканы, как и дворец, шпалерами зелени, а со стороны верхнего парка стена двора обращена в яркие, висячие цветники. Высокие стены не обросли, а просто

облиты сплошным ковром зелени. Тут и розы, и глициния, и плющ, и дикий виноград, и ипомея, не увидите вершка камня...

Эти террасы тканные ползучими розами и плющом...

Если у вас хорошая мечта в голове, останьтесь здесь, на этом глубоком балконе: сплошной навес рдеющего винограда, с кудрявыми листьями, с вьющимися усами, висит над вами будто в воздухе, едва колышась от собственного дыхания и пропуская к вам волшебный зелено-золотой свет. Этим зеленым золотом все теперь, кажется, наполнено в вашем безмолвном, висячем приюте» [9].

Основную декоративную роль в озеленении стен дворца, террас, арок, скальных образований, крупных камней занимают плющ, виноград. Для сказочного колорита в восточном стиле добавили розу, китайскую глицинию и «яркие, висячие цветники».

Представляют интерес на заданную тему воспоминания людей, живших в южнобережных поместьях в XIX веке. Например, в книге «Воспоминания о Крыме» (1883) княгиня Е. Горчакова пишет: «Передо мной былъ домъ Гг. Первушиныхъ, нынешнихь владетелей Артека. Домъ не великъ, но весь обвить зеленью. Плющи, глицинш, колокольчики, розы, всЬхъ возможныхъ сортовь, обвивають его, лезуть на крышу, спускаются разноцветными гирляндами, на близь стоящую мимозу и перемешиваются с огромными кистями винограда. .. у подножия горы, в десяти шагах от дома, прелестная маленькая деревянная церковь, покрытая изумрудной сеткой плюща и вьющихся розь разныхъ сортовь и колеровь. Передь церковью, клумбы штамбовыхь розь и другихь растенш и большая магнолiя; подь ней стоить скамейка и вблизи, вь тени арбутуса и платана, окруженный плющами и розами, домикь, где мне была приготовлена комната»[10].

Для вертикального озеленения в старинных усадебных парках Южного берега Крыма наиболее характерны такие виды растений как: плющ, виноград, роза, глициния и «яркие, висячие цветники», составляющие сочную южную композицию, сочетающие в себе восточную и западную культуры, что соответствует исторической данности Крымского полуострова. Эти растения могут задавать тон и тонус всему, что растет и цветет на территории крымских городов. Зимой плющ оживляет фасады зданий, заборы, террасы, газоны и поддерживает гармонию с вечнозелеными растениями. Весной на фоне плюща пробиваются первоцветы, зеленеют арки с глицинией, беседки с виноградом, распускаются розы... Унылые тротуары, окна, балконы расцвечивают чаши с ампельными цветниками.и начинается бал цветов до первых заморозков. Зимой плющ. много и везде.

Над формированием видового состава растений работали многие поколения ученых и садовников. Крым стал садом, благодаря большой работе и великим целям «экономо-ботанического сада на южном берегу Тавриды под деревней Никитой». [11]. Например, Плетистые розы (Rosa L.) постоянно находятся в центре внимания садовников, научных сотрудников. Селекционные исследования с садовыми розами в Никитском ботаническом саду были начаты в 1824г. Н.А.Гартвисом, которым было получено более 100 отечественных сортов роз. Сегодня славная коллекция роз Никитского сада насчитывает около 2000 сортов отечественной и иностранной селекции. За прошедшее столетие селекционная наука продвинулась далеко вперед и предлагает огромное количество новых перспективных ремонтантных сортов, характеризующихся обильным и очень продолжительным цветением с мая до декабря.

Декоративные приемы использования плетистых роз в вертикальном озеленении усадебных садов и парков на Южном берегу Крыма поражает разнообразием. Как пишет Арбатская Ю.Я.в книге «Лианы рода ROSA L. в старинных усадебных парках Южного берега Крыма»: «.Они (розы) встречаются в виде высоких кустарников без опоры (одиночно или в группах), солитеров на опоре (с применением вертикальных линейных опор), декоративных пирамид (на вертикальных линейных опорах), декоративных арок и зелёных тоннелей, ампельных каскадов, ниспадающих с декоративных подпорных стен, а

также широко применяются для декорирования разнообразных широких опор экранного типа (стен зданий, беседок и пергол, разного рода подпорных стен и декоративных решеток). Наряду с вышеперечисленными, также применяются и другие, нестандартные приёмы - это использование в качестве опор для плетистых роз естественных элементов рельефа, скальных образований, крупных камней, высоких древесных растений пирамидальной формы, а также крон усохших деревьев, обладающих оригинальной архитектоникой» [6].

Глициния китайская (Wisteria sinensis Sweet.) появилась в Никитском ботаническом саду в 1826г. С тех пор эта лиана стала королевой ландшафтного озеленения Южного берега Крыма. Глициния - быстрорастущее листопадное растение. Весной и в начале лета на побегах распускаются очень ароматные лилово-синие цветы, собраные в ниспадающие, подобно каскаду, висящие кисти длиной около 40 см. Довольно мощное растение, требующее прочную опору. К почвам не требовательна. Выдерживает понижение температуры до - 20С. В лесостепной и степной зонах Крыма прекрасно выживает с южной стороны фасада здания. Тому пример - старая глициния в Симферопольском парке Салгирка или фасад здания Министерства сельского хазяйства Крыма. Имеет формы: f. alba (Lindl.) Read. et Wils. (var albiflora Lemaire) — с белыми цветками и f. plena hort. — с махровыми фиолетовыми цветками [12]. Как пишет Арбатская Ю.Я. «Совместное использование для вертикального озеленения, розы и глицинии как, например, в случае оформления колоннады - перголы в Верхнем парке арборетума Никитского ботанического сада, является классическим приёмом. Он встречается во многих исторических парках Южнобережья, причём в качестве опор используются и элементы рельефа, и высокие деревья. Предполагается, что этот приём распространился именно из опыта Никитского сада, так как использовался здесь неоднократно».

Виноград (Vitis L.- sylvestris C.C. Gvtl). появился с колонизацией греками крымского побережья. В 1783г. В.Х. Кондранаки , путешествуя по Крыму записал: «На склонах южнобережных гор часто встречается дикий виноград такой громадной величины и толщины, какой никогда не увидишь на равнинах. Такая лоза обвивает порой несколько дерев и покрывается гроздьями очень мелких ягод, которые обычно не вызревают в тени и вообще малогодны для еды.» [13]. Для вертикального озеленения рекомендуют использовать Виноград обыкновенный (Vitis vinifera L.). Распространен в культуре с древнейших времен и имеет огромное количество культурных сортов. Высота - 10м. Листья 3-5-лопастные, сердцевидные до 15см. Ягоды черные с сизым налетом. Растет быстро. Светолюбив. Засухоустойчив. Морозостоек. Газодымоустойчив. Рекомендуется для вертикального озеленения арок, ширм, трельяжей, навесов.

Плющ обыкновенный (Hedera helix L.) и Плющ крымский (H. tayrika Carr.) -вечнозеленая сильная лиана достигает до 10- 15 м. Тянется вверх при помощи придаточных корней. Листья кожистые, темно зеленого цвета. Лучше растет в тени или полутени. Выдерживает до - 22 С. Изображение плюща можно найти в многочисленных орнаментах. Плющ преображает пейзаж. Его густые заросли придают таинственный вид гротам и старым деревьям, свисающие побеги - классическую строгость вазонам с цветами.. Согласно информации из Бюллетеня НБС 2011 вып.: «культивары плющей различают формой роста, листовой пластинки, окраской, фактурой. Все возрастающее внутривидовое разнообразие плюща обыкновенного, которое по последним данным Королевского садоводческого общества (Великобритания) представлено 440 декоративными формами, свидетельствует о постоянном интересе к этой культуре, ее высоком рейтинге на мировом рынке» [14]. Плющ недооценен в ландшафтном озеленении Крыма. Именно это вечнозеленое растение выгодно подчеркивает крымскую архитектуру летом и зимой, может преобразить, облагородить, оживить любую форму, камни, газон. Растет в западной, восточной и центральной частях полуострова.

Ярким дополнением к лианам прилагались «сплошные цветники самых роскошных цветов, самых изящных клумб». Клумбы, цветущие рабатки требуют ежегодной сезонной

смены культур и затрат по уходу. Сегодня многочисленные питомники, в частности Никитский ботанический Сад, предлагают цветущие композиции из ампельных, полуампельных, кустовых форм растений, предназначенные для декора подвесных конструкций, наземных ваз и балконов. Для этого разработаны и внедрены специальные термочаши (контейнеры для цветов), которые могут быть закреплены как на неподвижном основании, корпусе столба, так и подвешиваются на декоративной цепи. Опоры с висящими на них кашпо могут быть стилизованы под деревья, фонтаны или иные самостоятельные формы, что позволяет рационально использовать земельные участки, придавать улицам и площадям праздничный вид. Вертикальные цветочные композиции при правильном уходе сохраняют декоративность на протяжении всего летнего сезона.

Выводы.

На основе анализа научной и краеведческой литературы можно выделить следующее: к началу XX века возникло единое художественное представление о садово - парковой архитектуре полуострова, в благоприятных климатических условиях, на богатом историческом фоне.

Для вертикального озеленения домов, изгородей, арок сформировался определенный видовой состав - вьющиеся розы, плющ, виноград, глициния, а террасы, партеры -«сплошные цветники самых роскошных цветов, самых изящных клумб». Вертикальная композиция гармонично сочеталась с древесными растениями, формируя художественные свойства окружающей среды. Все перечисленные растения в общей композиции это гармоничный крымский колорит, который воспринимался как «райский сад». При умелом подборе зимостойких и засухоустойчивых сортов лиан и ампельных цветов можно трансформировать цветущий южнобережный колорит на все крымские города вне зависимости от их географического положения. При планомерном внедрении вышеперечисленных растений сформируется единый южный колорит, который можно назвать крымским стилем в вертикальном озеленении.

Список использованных источнков

1. Колесников А. И. Вертикальное озеленение. М., Стройиздат 1964. - 72 с.

2. Колесников А. И. Архитектура парков Кавказа и Крыма. - М., 1949. - С. 22.

3. Лунц, Л.Б. Городское зеленое строительство: Учебник для вузов. - М.: Стройиздат, 1974. - 275 с.

4. Давыдович Б. В. Вертикальное озеленение. Киев, Будiвельник, 1971- 102 с.

5. Галиченко А.А. Старинные усадьбы Крыма. - Симферополь: Бизнес-Информ, 2010.-415с.

6. Арбатская Ю.Я. Лианы рода ROSA L. в старинных усадебных парках Южного берега Крыма. Сорта из группы Роз Кордеса в арборетуме Никитского ботанического сада. // Бюлл. Никит. Боттан. Сад- 2011.- Вып. 102.- с. 5-7.

7. Дэй К. Места, где обитает душа. - М.: Ладья, 2000.- 280 с.

8. Паллас П. С. Наблюдения, сделанные во время путешествия по южным наместничествам Русского государства / Пер. с нем.; Отв. ред. Б. В. Левшин; Сост. Н. К. Ткачёва. — М.: Наука, 1999. — 246 с.

9. Марков Е.Л. Очерки Крыма. Картины крымской жизни, истории и природы - Киев: Стилос, 2006.- 512с.

10. Горчакова Е. Воспоминашя о КрымП. - Москва: 1883.- 84с.

11. Голубева И.В., Кузнецов С.И. Никитский ботанический сад: путеводитель.-Симферополь: Таврия, 1985.-144с. 16л. ил.

12. Определитель высших растений Крыма //Под. Ред. Проф. Н.И.Рубцова-Л.: Наука,1972.- 550 с.

13. Кондараки В.Х. Новый, обстоятельный путеводитель по Крыму.- М.,1885.- 160 с.

14. Улейская Л.И. Новые для арборетума НБС культивары плющей и перспективы их использования в декоративном садоводстве // Бюлл. Никит. Ботан. сада.- 2011. - Вып. 100. - с. 106-108.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.