Научная статья на тему 'Крымский передел в 1954 году'

Крымский передел в 1954 году Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2299
338
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискурс-Пи
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОЛИТИКА НАЦИОНАЛЬНОЙ ПАМЯТИ / КРЫМСКАЯ ОБЛАСТЬ / Н.С. ХРУЩЕВ / КОНСТИТУЦИЯ СССР / КОНСТИТУЦИЯ РСФСР / NATIONAL MEMORY POLICY / CRIMEA REGION / N.S. KHRUSHCHEV / CONSTITUTION OF THE USSR / CONSTITUTION OF THE RSFSR

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мошкин С.В.

В статье рассматриваются вопросы политико-правового обоснования передачи Крымской области из состава РСФСР в состав Украинской ССР в 1954 году. Отмечается, что это событие наложило заметный отпечаток на политику национальной памяти на постсоветском пространстве, а непрекращающиеся дискуссии по этому вопросу сосредоточены вокруг двух основных тем: о мотивах решения советского руководства передать Крым Украине и о законности этого акта. На основании анализа основополагающих правовых документов того времени текстов конституций, законов, указов и постановлений высших органов государственной власти СССР и союзных республик автор делает вывод, что передача Крымской области была осуществлена в целом юридически корректно, в полном соответствии со сложившимися к тому времени в СССР политическими традициями и правоприменительными практиками территориально-административного обустройства страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Crimea Redistribution in 1954

The article looks into the political and legal justification of the transfer of the Crimean region from the RSFSR to the Ukrainian SSR in 1954. It is noted that this event left a noticeable imprint on the policy of national memory in the post-Soviet space, and the ongoing discussion on this issue is centered around two main topics: the motives of the decision of the Soviet leadership to transfer Crimea to Ukraine and the legal justification of this act. Based on the analysis of the fundamental legal documents of that time: the texts of the Constitution, the laws, decrees and resolutions of the supreme bodies of the state power of the USSR and the union republics, the author concludes that the transfer of the Crimean region was generally legally correct, in full compliance with the USSR political traditions and law enforcement practices of territorial and administrative arrangement of the country.

Текст научной работы на тему «Крымский передел в 1954 году»

I 1 oiacouRBB-p Ж ft -г- ^

ШЩши ТРибУна

УДК 323+342.1

DOI 10.17506/dipi.2019.34.1.100110

_

КРЫМСКИМ ПЕРЕДЕЛ В 1954 ГОДУ

*

Институт философии и права

Уральского отделения Российской академии наук,

доктор политических наук, главный научный сотрудник,

Екатеринбург, Россия,

E-mail: osa-sv@yandex.ru

Мошкин Сергей Вячеславович,

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы политико-правового обоснования передачи Крымской области из состава РСФСР в состав Украинской ССР в 1954 году. Отмечается, что это событие наложило заметный отпечаток на политику национальной памяти на постсоветском пространстве, а непрекращающиеся дискуссии по этому вопросу сосредоточены вокруг двух основных тем: о мотивах решения советского руководства передать Крым Украине и о законности этого акта. На основании анализа основополагающих правовых документов того времени - текстов конституций, законов, указов и постановлений высших органов государственной власти СССР и союзных республик - автор делает вывод, что передача Крымской области была осуществлена в целом юридически корректно, в полном соответствии со сложившимися к тому времени в СССР политическими традициями и правоприменительными практиками территориально-административного обустройства страны.

Ключевые слова:

политика национальной памяти, Крымская область, Н. С. Хрущев, Конституция СССР, Конституция РСФСР

История передачи в 1954 году Крымской области из состава РСФСР в состав Украинской ССР по-прежнему приковывает интерес как российских, так и зарубежных специалистов. В последние годы о «крымском вопросе» вышло

* Статья подготовлена в рамках проекта фундаментальных исследований Института философии и права УрО РАН: проект № 18-6-68 «Стратегические установки и технологии реализации политики национальной памяти на постсоветском пространстве в контексте информационной безопасности России».

немало работ научного и публицистического характера, среди которых можно отметить публикации П. Вольвача [2], А. Хорошевой [19], Д. Караичева [9], В. Панова и А. Чичкина [15], С. Бабурина [1], С. Мошкина [13], Д. Беляева и Н. Старикова [17]. Однако, несмотря на обильный корпус доступных официальных документов, опубликованных мемуаров, книг и статей на эту тему, спорными остаются, как минимум, два вопроса: 1) чем было мотивировано решение советского руководства; 2) насколько исполненная процедура по передаче Крымской области из состава одной союзной республики в другую в рамках единого союзного государства соответствовала действующему на тот момент законодательству, была ли она вообще законной?

Ни один советский руководитель, включая Н.С. Хрущева, при котором собственно и была осуществлена передача Крыма, по этому поводу официально не высказались, что объяснимо: в советские годы не принято было комментировать ранее принятые государственные решения, тем более сомневаться в их целесообразности и законности. Публично не высказывался и первый президент постсоветской России Б.Н. Ельцин, хотя по воспоминаниям его коллеги, первого президента независимой Украины Л.М. Кравчука, во время обсуждения Беловежских соглашений в декабре 1991 года в приватных разговорах этот вопрос поднимался. «Когда мы рассматривали соглашение об образовании СНГ, - рассказал Кравчук в интервью газете «Комсомольская правда - Урал», -встал вопрос о ядерном оружии и о Крыме. Ельцин начал рассуждать... Ну вот Крым, 1954 год. Хрущев подарил Украине. Может, говорит, надо восстановить как бы справедливость и порядок. Я ответил, что никакого подарка не было. Наоборот, Украина взяла на себя огромную обузу. Хрущев тогда сказал, что нужно передать Крым, чтобы Украина помогла восстановить хозяйство Крыма, сделав из него базу отдыха <...> Ельцину я сказал: давайте мы вопрос о передаче Крыма сейчас рассматривать не будем. Мы просто договорились, что вот создадим СНГ, начнем жить, и тогда будем рассматривать границы, все по закону, в соответствии с международными нормами. Ельцин согласился.» [12].

Позиция Ельцина в изложении Кравчука примечательна не только тем, что российский президент не проявил особой настойчивости в вопросе о принадлежности Крыма, но и тем, что своими словами воспроизвел, пожалуй, самую устойчивую мифологему, отложившуюся в коллективной памяти россиян, -Хрущев Украине Крым «подарил». Украинцы же, напротив, воспринимали тогда присоединение Крыма как некую «огромную обузу», а вовсе не подарок, о чем красноречиво свидетельствовал уже процитированный выше Кравчук. Впрочем, существует и другая версия того разговора в Беловежье, ее изложил Сергей Никитович Хрущев, сын Н.С. Хрущева. По его словам, Кравчук тогда спросил у Ельцина: «А как с Крымом будем поступать?», тот ответил: «Да забирай» [15]. Затем, как известно, начался процесс по юридическому оформлению (делимитации) российско-украинской границы на основе полного признания Крыма украинской территорией обеими сторонами.

Всё изменилось весной 2014 года. После шестидесятилетнего пребывания Крыма в составе Украины российское руководство впервые за все эти годы официально поставило под сомнение законность передачи полуострова в 1954 году. В «крымской речи» 18 марта 2014 года Президент России В.В. Путин так изложил свое видение событий тех лет: «В 1954 году последовало решение о пере-

даче в её (Украинской ССР - С.М.) состав Крымской области... Инициатором был лично глава Коммунистической партии Советского Союза Хрущёв. Что им двигало - стремление заручиться поддержкой украинской номенклатуры или загладить свою вину за организацию массовых репрессий на Украине в 30-е годы - пусть с этим разбираются историки. Для нас важно другое: это решение было принято с очевидными нарушениями действовавших даже тогда конституционных норм» [14].

Путин, как видим, тоже не чурается исторических мифов по поводу причин передачи Крыма, хотя и оставляет эту тему на откуп специалистам. К слову заметим, на сегодняшний день не известно ни одного официального документа, свидетельствующего о персональной ответственности Хрущева за передачу Крыма. Это было коллективное решение советского руководства, и без участия Г.М. Маленкова, Л.М. Кагановича, В.М. Молотова, К.Е. Ворошилова, Н. А. Булганина, А. И. Микояна и прочих представителей «сталинской гвардии» оно бы не состоялось. Правовая же оценка событий, по мнению Путина, совершенно однозначная - «решение было принято с очевидными нарушениями».

По традиции тех лет все важнейшие государственные решения первоначально рассматривались на заседаниях Президиума (позже - Политбюро) ЦК КПСС, и только затем, в случае одобрения, передавались для формального утверждения высшими органами Советов. Так было и с Крымом. 25 января 1954 года на заседании Президиума ЦК КПСС (протокол № 49) был утвержден проект Указа Президиума Верховного Совета СССР о передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР [8]. Далее события развивались стремительно.

Уже 5 февраля 1954 года Президиум Верховного Совета РСФСР на своем заседании (протокол № 41) постановляет: «передать Крымскую область из состава РСФСР в состав Украинской ССР», «настоящее постановление внести это на утверждение Президиума ВС СССР» [8]. В тот же день аналогичное постановление (протокол № 156) принимает Совет Министров РСФСР, в котором признается целесообразность передачи полуострова [8].

Через неделю, 13 февраля, Президиум ВС Украинской ССР принимает встречное постановление «О представлении Президиума Верховного Совета РСФСР по вопросу передачи Крымской области в состав УССР», в котором отмечает, что «передача Крыма Украинской ССР <.> вполне целесообразна и является свидетельством безграничного доверия великого русского народа украинскому народу» и просит Президиум ВС Союза ССР передать Крымскую область из состава РСФСР в состав УССР [8].

Еще через шесть дней, 19 февраля, собирается Президиум ВС СССР, рассматривает представления Президиумов ВС РСФСР и УССР и утверждает проект Указа Президиума ВС СССР «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР», одобренный ранее, 25 января, Президиумом ЦК КПСС. Именно этот день - 19 февраля 1954 года - считается официальной датой передачи Крыма. В Указе за подписями Председателя Президиума ВС СССР К.Е. Ворошилова и Секретаря Президиума ВС СССР Н.М. Пегова, в частности, говорилось: «Учитывая общность экономики, территориальную близость и тесные хозяйственные и культурные связи между Крымской областью и Украинской ССР, Президиум Верховного Совета Союза Советских

Социалистических Республик постановляет: утвердить совместное представление Президиума Верховного Совета РСФСР и Президиума Верховного Совета УССР о передаче Крымской области из состава Российской Советской Федеративной Социалистической Республики в состав Украинской Советской Социалистической Республики» [18]. В прессе, в том числе и крымской, документ был опубликован 27 февраля 1954 года. На следующий день, 28 февраля, газета «Крымская правда» вышла как орган Крымского обкома компартии Украины. С этого времени делопроизводство партийных и советских органов Крымской области велось уже не от лица РСФСР и КПСС, а от лица Украинской ССР и КПУ.

Затем, в соответствии с правовыми процедурами тех лет, данный Указ подлежал утверждению (ратификации) Верховным Советом СССР, что и было сделано спустя два месяца, 26 апреля 1954 года, Законом Союза ССР «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав Украинской ССР». Своим вторым пунктом Закон предписывал внести соответствующие изменения в статьи 22 и 23 Конституции СССР [6].

2 июня 1954 года на сессии Верховного Совета РСФСР были приняты поправки в Конституцию РСФСР, в соответствии с которыми Крымская область исключалась из состава РСФСР [3]. Конституционные поправки о включении Крымской области в состав УССР были оформлены республиканским Законом на сессии Верховного Совета УССР 17 июня 1954 года [7]. По сути, в июне 1954 года республиканские конституции РСФСР и УССР лишь приводились в соответствие с Конституцией Союза ССР, по которой Крым стал частью Украины еще в апреле.

Такова вкратце хронология принятия основных правовых актов по передаче Крыма из состава Российской Федерации в Украину. Вся процедура и формальности - от обсуждения вопроса на Президиуме ЦК КПСС 25 января до Указа Президиума ВС СССР от 19 февраля 1954 года - заняли менее месяца, а если считать время до дня изменения Конституции УССР 17 июня 1954 года -менее пяти месяцев. Но были ли принятые решения, при их очевидной скоротечности, неконституционными, как считает Путин?

Чтобы ответить на этот вопрос, надо прежде всего разобраться: соответствовали ли Постановление Президиума ВС РСФСР от 5 февраля 1954 года и Указ Президиума ВС СССР от 19 февраля 1954 года «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР» действовавшей тогда Конституции СССР 1936-го года, а также Конституциям РСФСР и УССР?

Как отмечалось выше, передаче Крыма предшествовали соответствующие Постановления Президиумов Верховных Советов РСФСР и УССР, а также их совместное представление о передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР, утвержденное Президиумом ВС СССР 19 февраля 1954 года. Здесь главный вопрос: были ли Президиумы Верховных Советов союзных республик, и в частности - Президиум ВС РСФСР, наделены такими полномочиями?

Действующая тогда Конституция РСФСР 1937-го года в редакциях, актуальных на начало 1954 года, не называет в числе полномочий Президиума ВС РСФСР право решать вопросы территориальной целостности РСФСР. Более того, статья 16 Конституции РСФСР прямо указывала, что «территория РСФСР не может быть изменяема без согласия РСФСР» [10]. Но если Президиум ВС

РСФСР был в этом вопросе неправомочен, кто же тогда, следуя конституционному законодательству, имел право давать согласие от имени РСФСР на изменение ее территории?

В соответствии со статьями 22 и 24 Конституции РСФСР Верховный Совет республики являлся высшим органом государственной власти и единственным законодательным органом РСФСР. Согласно статье 23 Конституции, он осуществлял все права, присвоенные РСФСР. Статья 19 специально оговаривает перечень вопросов, подлежащих ведению РСФСР в лице ее высших органов государственной власти и органов государственного управления. Этот список исчерпывающий, состоящий из 26 пунктов, от установления Конституции РСФСР и контроля за ее соблюдением до амнистии и помилования граждан, осужденных судебными органами РСФСР. Но и здесь исчерпывающий перечень вопросов, относящихся к ведению РСФСР в лице ее высших органов власти, не включал в себя вопроса о территориальной целостности и изменения границ РСФСР [10]. Выходит, что правовая норма, содержащаяся в статье 16 Конституции РСФСР - «территория РСФСР не может быть изменяема без согласия РСФСР» - находилась вне сферы прав не только Президиума, но и самого Верховного Совета РСФСР. Иными словами, как это ни парадоксально звучит, никакие органы государственной власти и органы государственного управления РСФСР не были наделены правом изменять территорию РСФСР или давать согласие на ее изменение. Это был явный конституционный пробел Основного Закона РСФСР.

Единственным безупречным с правовой точки зрения способом получения согласия РСФСР на передачу Крыма Украинской ССР было бы проведение всероссийского референдума на эту тему, да и то в случае его положительного результата. Конституция РСФСР (статья 33 пункт «г») наделяла Президиум Верховного Совета РСФСР правом «производить всенародный опрос (референдум)» [10]. В 1954 году российские власти такой возможностью не воспользовались. Однако надо понимать, что ни Конституция, ни законодательство РСФСР тех лет не описывали правовой статус и юридические рамки всенародного опроса (референдума), упомянутого в Основном Законе. Это была «мертвая» правовая норма, на деле никогда не применявшаяся. Первый всенародный референдум в истории РСФСР - о введении поста президента - был проведен много лет спустя, по сути, в другой России - 17 марта 1991 года, одновременно с единственным за всю историю СССР всесоюзным референдумом - о сохранении СССР.

Но если высшие органы власти РСФСР не имели права на отчуждение российских земель, кто мог это правомерно сделать? Официально передача Крыма, как отмечалось выше, состоялась на основании Указа Президиума ВС СССР от 19 февраля 1954 года. И здесь очередной вопрос: а Президиум Верховного Совета СССР обладал такими правами?

Конституция СССР того времени (статья 14 пункт «д») гласила, что «утверждение изменений границ между союзными республиками» относится к ведению Союза ССР в лице его высших органов власти и органов государственного управления [11]. Высшим органом государственной власти в СССР, согласно статье 30, являлся Верховный Совет СССР [11]. Не Президиум, а именно сам Верховный Совет.

Передача Крымской области из одной союзной республики в другую неизбежно требовала внесения поправок в статьи 22 и 23 Конституции СССР, в которых перечислялись территории, входящие, соответственно, в состав РСФСР и УССР. Но изменять Конституцию, согласно статье 146, было исключительным правом Верховного Совета СССР [11]. То есть право изменять состав союзных республик и границы между ними было только у Верховного Совета СССР, но никак не у его Президиума. Кроме того, согласно статье 49 Конституции СССР, в которой детально изложены полномочия Президиума, ему не предоставлялось право изменять границы союзных республик [11]. Поэтому издание Президиумом ВС СССР Указа «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР» от 19 февраля 1954 года - строго говоря, очевидное превышение полномочий со стороны Президиума Верховного Совета СССР. Ситуация вернулась в правовое поле буквально через два месяца после выхода Указа Президиума, когда Верховный Совет СССР реализовал свое право на изменение границ между РСФСР и УССР, издав Закон СССР «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав Украинской ССР» от 26 апреля 1954 года. Постановляющая часть Закона начиналась словами: «Утвердить Указ Президиума Верховного Совета СССР от 19 февраля 1954 года о передаче Крымской области.» [6].

В этой истории остается, пожалуй, последний вопрос: превышение полномочий Президиумом ВС СССР в отношении изменения границ между союзными республиками произошло из-за поспешности решения о Крыме, или такое случалось и раньше и было, по сути, устоявшейся практикой в СССР? Для ответа снова вернемся к конституционным полномочиям Президиума ВС СССР.

Конституция СССР (статья 49 пункт «б») наделяла Президиум правом в период сессиями Верховного Совета СССР издавать указы, имеющие, по сути, силу закона [11]. Как правило, большинству этих указов не требовалось утверждение со стороны редко собиравшегося (два раза в год) Верховного Совета СССР, так как они не касались изменения текста Конституции СССР. Но даже тогда, когда Указы Президиума ВС СССР затрагивали конституционные вопросы, Президиум ВС легко шел на превышение своих полномочий и принимал решения, которые позднее узаконивались на сессиях Верховного Совета СССР. Подчас это было связано с обстоятельствами ситуативного реформирования и переименования различных государственных ведомств, упомянутых в тексте Основного закона, но нередко и в связи с изменениями территориально-административного устройства союзных республик, зафиксированном в тексте Конституции СССР. Так, к примеру, по Указу Президиума Верховного Совета СССР в конце 1953 года в составе РСФСР была образована Магаданская область [16, с. 48], в 1954 году в РСФСР практически в один день появились Арзамасская [16, с. 50], Балашовская [16, с. 49], Белгородская [16, с. 49], Каменская [16, с. 49-50] и Липецкая [16, с. 50] области. На территории Украинской ССР в 1954 году, опять-таки по Указам Президиума ВС СССР, была упразднена Измаильская область [16, с. 55], появилась новая Черкасская область [16, с. 54], а Каменец-Подольская область была переименована в Хмельницкую [16, с. 55]. Все эти новации, кстати, осуществлялись без всяких предварительных референдумов, и были утверждены общим списком, в один день одним Законом СССР от 26 апреля 1954 года «Об утверждении Указов

Президиума Верховного Совета СССР», в котором передача Крымской области из состава РСФСР в состав Украинской ССР была всего лишь одним из пунктов обширного перечня территориально-административных перемен [5]. Так что, по мнению руководства СССР, в законодательном оформлении передачи Крыма не было ничего необычного, это была общепринятая в СССР юридическая практика. И началась она отнюдь не во времена правления Хрущева, а гораздо раньше. К примеру, практически по такой же схеме весной 1940 года Карельская АССР была выведена из состава РСФСР и преобразована в Союзную Карело-Финскую ССР [4]. По такой же схеме летом 1965 года последняя была обратно преобразована в Карельскую АССР и вновь включена в состав РСФСР [16, с. 24].

Перекройка границ между республиками, краями и областями, учреждение новых и упразднение прежних территориально-административных единиц в послевоенном СССР вообще было делом заурядным. После войны коренным образом изменился экономический и демографический «ландшафт» страны, и это требовало от руководства адекватных ситуации территориально-административных изменений. Поэтому, после того как 2 июня 1954 года на сессии ВС РСФСР все делегаты единогласно проголосовали за приведение Основного Закона РСФСР в соответствие с общесоюзной Конституцией и приняли Закон РСФСР «О внесении изменений и дополнений в статью 14 Конституции (Основного Закона) РСФСР» [3], все вопросы, касающиеся юридического оформления передачи Крымской области, с точки зрения советского законодательства, были закрыты.

Таким образом, вспоминая слова Путина об «очевидных нарушениях действовавших тогда конституционных норм» при передаче Крыма из состава РСФСР [14], мы можем с этим согласиться, правда, с серьезными оговорками, связанными с двумя обстоятельствами: это - неиспользованная возможность проведения референдума в РСФСР и превышение полномочий Президиумом Верховного Совета СССР.

1. Бабурин С. Крым навеки с Россией: историко-правовое обоснование воссоединения республики Крым и города Севастополь с Российской Федерацией [Текст]. - М.: Книжный мир, 2014. - 176 с.

2. Вольвач П. Каким был «подарок Хрущева». Как Украина отстроила Крым [Электронный ресурс] / Сайт интернет-газеты «Аргумент». - Режим доступа: http://argumentua.com/stati/kakim-byl-podarok-khrushcheva-kak-ukraina-otstroila-krym-chast-pervaya (дата обращения: 22.04.2019).

3. Закон РСФСР от 02.06.1954 «О внесении изменений и дополнений в статью 14 Конституции (Основного Закона) РСФСР» [Текст] // Заседания Верховного Совета РСФСР 3-го созыва. Пятая Сессия (31 мая - 2 июня 1954 г.). - М.: Издание Верховного Совета РСФСР, 1954. С. 220.

4. Закон СССР от 31.03.1940 «О преобразовании Карельской Автономной Советской Социалистической Республики в Союзную Карело-Финскую Советскую Социалистическую Республику» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://m.wikisource.org/wiki/Закон_СССР_от_31.0з.1940_О_преоб-разовании_Карельской_Автономной_Советской_Социалистической_Респу-блики_... (дата обращения: 23.04.2019).

5. Закон СССР от 26.04.1954 «Об утверждении Указов Президиума Верховного Совета СССР» [Текст] // Заседания Верховного Совета СССР четвертого созыва. Первая сессия (20-2 апреля 1954 г.) - М.: Издание Верховного Совета СССР, 1954. С. 545-550.

6. Закон СССР от 26.04.1954 «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав Украинской ССР» [Текст] // Ведомости Верховного Совета СССР. 1954. № 10 (804). 12 мая. С. 343.

7. Закон Украинской ССР от 17.06.1954 «О внесении изменений и дополнений в статью 18 Конституции (Основного Закона) Украинской ССР» [Текст] // Заседания Верховного Совета Украинской ССР (шестая сессия). 16-17 июня 1954 г. - Киев: Государственное издательство политической литературы УССР, 1954. - С. 137.

8. Как это делалось [Электронный ресурс] / Сайт «Российская газета». -Режим доступа: https://rg.ru/2004/02/19/sssr.html (дата обращения: 09.04.2019).

9. Караичев Д. Передача Крыма Украине в 1954 году: мифы и правда [Электронный ресурс] / Сайт интернет-газеты «Аргумент». - Режим доступа: http://argumentua.com/stati/peredacha-kryma-ukraine-v-1954-godu-mify-i-pravda (дата обращения: 22.04.2019).

10. Конституция (Основной Закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (утверждена постановлением Чрезвычайного XVII Всероссийского Съезда Советов от 21 января 1937 г.) / Редакция 13.03.1948 г. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://ru.wikisource. о^^Ы/Конституция_РСФСР/1937/Редакция_13.03.1948 (дата обращения: 11.04.2019).

11. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (утверждена постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов Союза Советских Социалистических Республик от 5 декабря 1936 г.) / первоначальная редакция [Электронный ресурс] / Режим доступа: https:// ru.wikisource.org/wiki/Конституция_СССР_(1936)/Исходная_редакция (дата обращения: 15.04.2019).

12. Кравчук, экс-президент Украины: Ельцин просил вернуть России Крым. [Электронный ресурс] / Сайт «Комсомольская правда - Урал». - Режим доступа: https://www.ural.kp.ru/daily/26207/3093145/ (дата обращения: 03.04.2019).

13. Мошкин С. Почему Хрущев передал Крым Украине. Судьбу полуострова предопределило простое хозяйственное решение [Электронный ресурс] / Сайт «Российская газета». - Режим доступа: https://rg.ru/2014/04/15/ hrushev-site.html (дата обращения: 23.04.2019).

14. Обращение Президента Российской Федерации В.В. Путина к депутатам Государственной Думы, членам Совета Федерации, руководителям регионов России и представителям гражданского общества, 18 марта 2014 года, Москва, Кремль [Электронный ресурс] / Сайт «Президент России». - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/20603 (дата обращения: 05.04.2019).

15. Панов В., Чичкин А. Как Крым Украине отдали. О «белых» пятнах в истории передачи полуострова из РСФСР в УССР [Электронный ре-

I 1 oibcourbb-p Ж ft -г- ^

ШЩши ^6yHa

сурс] / Сайт интернет-газеты «Столетие». - Режим доступа: http://www. stoletie.ru/territoriya_istorii/kak_krym_ukraine_otdali_9S2.htm (дата обращения: 05.04.2019).

16. Сборник законов СССР и указов Президиума Верховного Совета СССР. 193S г. - июль 1956 г. / под ред. к. ю. н. Мандельштам Ю.И. [Текст] - М.: Государственное издательство юридической литературы, 1956. - 500 с.

17. Стариков Н., Беляев Д. Россия. Крым. История [Текст]. - СПб.: Питер, 201S. - 320 с.

1S. Указ Президиума ВС СССР от 19.02.1954 «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР» [Текст] // Ведомости Верховного Совета СССР. 1954. № 4 (79S). 9 марта. С. 64.

19. Хорошева А. Крым 1954: как Никита Хрущев продавил решение о передаче полуострова от РСФСР Украинской ССР [Электронный ресурс] / Сайт журнала «Живая история». - Режим доступа: http://lhistory.ru/statyi/krym-1954 (дата обращения: 23.04.2019).

References

1. Baburin S. Krym naveki s Rossiej: istoriko-pravovoe obosnovanie vossoedineniya respubliki Krym i goroda Sevastopol' s Rossijskoj Federaciej [Tekst]. -M.: Knizhnyj mir, 2014. - 176 s.

2. Vol'vach P. Kakim byl «podarok Xrushheva». Kak Ukraina otstroila Krym [E'lektronnyj resurs] / Sajt internet-gazety «Argument». - Rezhim dostupa: http://argumentua.com/stati/kakim-byl-podarok-khrushcheva-kak-ukraina-otstroila-krym-chast-pervaya (data obrashheniya: 22.04.2019).

3. Zakon RSFSR ot 02.06.1954 «O vnesenii izmenenij i dopolnenij v stat'yu 14 Konstitucii (Osnovnogo Zakona) RSFSR» [Tekst] // Zasedaniya Verxovnogo Soveta RSFSR 3-go sozyva. Pyataya Sessiya (31 maya - 2 iyunya 1954 g.). - M.: Izdanie Verxovnogo Soveta RSFSR, 1954. S. 220.

4. Zakon SSSR ot 31.03.1940 «O preobrazovanii Karel'skoj Avtonomnoj Sovetskoj Socialisticheskoj Respubliki v Soyuznuyu Karelo-Finskuyu Sovetskuyu Socialisticheskuyu Respubliku» [E'lektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https:// ru.wikisource.org/wiki/Закон_СССР_от_31.03.1940_О_преобразовании_Ка-рельской_Автономной_Советской_Социалистической_Республики_... (data obrashheniya: 23.04.2019).

5. Zakon SSSR ot 26.04.1954 «Ob utverzhdenii Ukazov Prezidiuma Verxovnogo Soveta SSSR» [Tekst] // Zasedaniya Verxovnogo Soveta SSSR chetvertogo sozyva. Pervaya sessiya (20-2 aprelya 1954 g.) - M.: Izdanie Verxovnogo Soveta SSSR, 1954. S. 545-550.

6. Zakon SSSR ot 26.04.1954 «O peredache Krymskoj oblasti iz sostava RSFSR v sostav Ukrainskoj SSR» [Tekst] // Vedomosti Verxovnogo Soveta SSSR. 1954. № 10 (S04). 12 maya. S. 343.

7. Zakon Ukrainskoj SSR ot 17.06.1954 «O vnesenii izmenenij i dopolnenij v stat'yu 1S Konstitucii (Osnovnogo Zakona) Ukrainskoj SSR» [Tekst] // Zasedaniya Verxovnogo Soveta Ukrainskoj SSR (shestaya sessiya). 16-17 iyunya 1954 g. -Kiev: Gosudarstvennoe izdatel'stvo politicheskoj literatury USSR, 1954. - S. 137.

I 1 oibcourbb-p Ж ft

Шскурс ш

8. Kak e'to delalos' [E'lektronnyj resurs] / Sajt «Rossijskaya gazeta». -Rezhim dostupa: https://rg.ru/2004/02/19/sssr.html (data obrashheniya: 09.04.2019).

9. Karaichev D. Peredacha Kryma Ukraine v 1954 godu: mify i pravda [E'lektronnyj resurs] / Sajt internet-gazety «Argument». - Rezhim dostupa: http://argumentua.com/stati/peredacha-kryma-ukraine-v-1954-godu-mify-i-pravda (data obrashheniya: 22.04.2019).

10. Konstituciya (Osnovnoj Zakon) Rossijskoj Sovetskoj Federativnoj Socialisticheskoj Respubliki (utverzhdena postanovleniem Chrezvychajnogo XVII Vserossijskogo S"ezda Sovetov ot 21 yanvarya 1937 g.) / Redakciya 13.03.1948 g. [E'lektronnyj resurs] / Rezhim dostupa: https://ru.wikisource.org/wiki/KoHcra-туцнa_РСOСР/1937/Реrцакцнa_13.03.1948 (data obrashheniya: 11.04.2019).

11. Konstituciya (Osnovnoj Zakon) Soyuza Sovetskix Socialisticheskix Respublik (utverzhdena postanovleniem Chrezvychajnogo VIII S"ezda Sovetov Soyuza Sovetskix Socialisticheskix Respublik ot 5 dekabrya 1936 g.) / pervonachal'naya redakciya [E'lektronnyj resurs] / Rezhim dostupa: https:// ru.wikisource.org/wiki/Koнcтнтуцнa_СССР_(1936)/Hcхorцнаa_реrцакцнa (data obrashheniya: 15.04.2019).

12. Kravchuk, e'ks-prezident Ukrainy: El'cin prosil vernut' Rossii Krym... [E'lektronnyj resurs] / Sajt «Komsomol'skaya pravda - Ural». - Rezhim dostupa: https://www.ural.kp.ru/daily/26207/3093145/ (data obrashheniya: 03.04.2019).

13. Moshkin S. Pochemu Xrushhev peredal Krym Ukraine. Sud'bu poluostrova predopredelilo prostoe xozyajstvennoe reshenie [E'lektronnyj resurs] / Sajt «Rossijskaya gazeta». - Rezhim dostupa: https://rg.ru/2014/04/15/hrushev-site. html (data obrashheniya: 23.04.2019).

14. Obrashhenie Prezidenta Rossijskoj Federacii V.V. Putina k deputatam Gosudarstvennoj Dumy, chlenam Soveta Federacii, rukovoditelyam regionov Rossii i predstavitelyam grazhdanskogo obshhestva, 18 marta 2014 goda, Moskva, Kreml' [E'lektronnyj resurs] / Sajt «Prezident Rossii». - Rezhim dostupa: http://www. kremlin.ru/events/president/transcripts/20603 (data obrashheniya: 05.04.2019).

15. Panov V., Chichkin A. Kak Krym Ukraine otdali. O «belyx» pyatnax v istorii peredachi poluostrova iz RSFSR v USSR [E'lektronnyj resurs] / Sajt internet-gazety «Stoletie». - Rezhim dostupa: http://www.stoletie.ru/territoriya_ istorii/kak_krym_ukraine_otdali_982.htm (data obrashheniya: 05.04.2019).

16. Sbornik zakonov SSSR i ukazov Prezidiuma Verxovnogo Soveta SSSR. 1938 g. - iyul' 1956 g. / pod red. k. yu. n. Mandel'shtam Yu. I. [Tekst] - M.: Gosudarstvennoe izdatel'stvo yuridicheskoj literatury, 1956. - 500 s.

17. Starikov N., Belyaev D. Rossiya. Krym. Istoriya [Tekst]. - SPb.: Piter, 2018. - 320 s.

18. Ukaz Prezidiuma VS SSSR ot 19.02.1954 «O peredache Krymskoj oblasti iz sostava RSFSR v sostav USSR» [Tekst] // Vedomosti Verxovnogo Soveta SSSR. 1954. № 4 (798). 9 marta. S. 64.

19. Xorosheva A. Krym 1954: kak Nikita Xrushhev prodavil reshenie o peredache poluostrova ot RSFSR Ukrainskoj SSR [E'lektronnyj resurs] / Sajt zhurnala «Zhivaya istoriya». - Rezhim dostupa: http://lhistory.ru/statyi/krym-1954 (data obrashheniya: 23.04.2019).

I 1 DiacouRBB-p M A -r- ^

UHCKypC*/ÎW TPM^yHa

UDC 323+342.1

DOI 10.17506/dipi.2019.34.1.100110 CRIMEA REDISTRIBUTION IN 1954

Moshkin Sergey Vyacheslavovich,

Institute of Philosophy and Law

of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, Doctor of Political Science, Chief Research Scientist, Ekaterinburg, Russia, E-mail: osa-sv@yandex.ru

Annotation

The article looks into the political and legal justification of the transfer of the Crimean region from the RSFSR to the Ukrainian SSR in 1954. It is noted that this event left a noticeable imprint on the policy of national memory in the post-Soviet space, and the ongoing discussion on this issue is centered around two main topics: the motives of the decision of the Soviet leadership to transfer Crimea to Ukraine and the legal justification of this act. Based on the analysis of the fundamental legal documents of that time: the texts of the Constitution, the laws, decrees and resolutions of the supreme bodies of the state power of the USSR and the union republics, the author concludes that the transfer of the Crimean region was generally legally correct, in full compliance with the USSR political traditions and law enforcement practices of territorial and administrative arrangement of the country.

Keywords:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

national memory policy, Crimea region, N.S. Khrushchev, Constitution of the USSR, Constitution of the RSFSR.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.