Научная статья на тему 'Крымский миф в Алтайской культуре'

Крымский миф в Алтайской культуре Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
43
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЫМ / СИБИРЬ / АЛТАЙ / В.М. ШУКШИН / Г. Д. ГРЕБЕНЩИКОВ / И. ЖДАНОВ / CRIMEA / SIBERIA / ALTAI / G.D. GREBENSHCHIKOV / V.M. SHUKSHIN / I. ZHDANOV

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Богумил Татьяна Александровна, Куляпин Александр Иванович, Худенко Елена Анатольевна

В статье исследуется историко-культурное взаимовлияние алтайского и крымского текстов. Основываясь на мифологическом, историческом, литературном и культурном взаимодействии двух топосов, обозначена геопоэтическая общность в осмыслении судьбы природы и человека, исторического и культурного развития регионов. Литературные геопоэтические «перекрестки» представлены очерками Г. Д. Гребенщикова, биографическими фактами из жизни В. М. Шукшина, поэзией и фотоработами И. Жданова. Крым в отечественной культуре это не только сад, но и курорт, он приобретает двоящуюся инфернально-эдемскую семантику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CRIMEAN MYTH IN THE ALTAI CULTURE

The article examines the aspects of historical and cultural interactions of the Altai and Crimean texts. Based on mythological, historical, literary and cultural interactions between the two of the toposes, it makes it possible to talk about some geopoetical community in understanding of the fate of Man and Nature, historical and cultural development of the regions. Literary geopolitical «crossroads» are presented in the essays of G.D. Grebenshchikov, in biographical facts from the life of V.M. Shukshin and R. Rozhdestvensky, in poetry and photographs by I. Zhdanov and other Altai writers. Crimea in our culture is not only a garden, but it is also a resort, it becomes double infernal-Eden semantic.

Текст научной работы на тему «Крымский миф в Алтайской культуре»

крымский текст и крымский миф £ русской и мировой литературе

УДК: 82-3

КРЫМСКИЙ МИФ В АЛТАЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ* Богумил Татьяна Александровна,

к. филол. н., доцент кафедры литературы ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет» (г. Барнаул, РФ); e-mail: tbogumil@mail.ru

Куляпин Александр Иванович,

д. филол. н., профессор кафедры литературы ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет» (г. Барнаул, РФ); e-mail: iskander58@mail.ru

Худенко Елена Анатольевна,

д. филол. н., зав. кафедрой литературы ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет» (г. Барнаул, РФ); e-mail: helenahudenko@mail.ru

В статье исследуется историко-культурное взаимовлияние алтайского и крымского текстов. Основываясь на мифологическом, историческом, литературном и культурном взаимодействии двух топосов, обозначена геопоэтическая общность в осмыслении судьбы природы и человека, исторического и культурного развития регионов. Литературные геопоэтические

* Исследование выполнено в рамках проекта №16-14-22001 РГНФ «Семиотика пространства в региональной литературе: особенности геопоэтики В. М. Шукшина»

© Т. А. Богумил, А. И. Куляпин, Е. А. Худенко, 2017

вопросы русской литературы, 2017, № 1-2_

«перекрестки» представлены очерками Г. Д. Гребенщикова, биографическими фактами из жизни В. М. Шукшина, поэзией и фотоработами И. Жданова. Крым в отечественной культуре - это не только сад, но и курорт, он приобретает двоящуюся инфернально-эдемскую семантику.

Ключевые слова: Крым, Сибирь, Алтай, В.М. Шукшин, Г. -Д. Гребенщиков, И. Жданов.

«Крымский текст» и «алтайский текст» как отдельные объекты исследования не раз привлекали внимание современных литературоведов [1; 7; 8; 10; 11; 12], однако вопрос о взаимовлиянии крымских и алтайских топосов ни разу подробно не обсуждался в науке. Найденные нами «точечные» пересечения в геопоэтике этих двух культур позволяют, на наш взгляд, выстроить некое общее поле литературных смыслов (мифологических, культурологических, исторических по своему происхождению) и раскрыть новые стороны геокультурного диалога столь далеких друг от друга территорий -сибирской и крымской.

Первая точка пересечения - мифологическая. Наиболее интересные наблюдения в этой области связаны с легендами об амазонках и скифах. Раскопки в алтайских скифских курганах восстанавливают лакуны в историческом описании Геродота и позволяют достроить историю причерноморских скифов. (См. об этом подробнее: [13])

Второе историко-мифологическое пересечение Крыма и Сибири заключается в историческом сюжете завоевания Россией приграничной территории. Покорение Сибири, как известно, началось казачим атаманом Ермаком в XVI веке. Крым аннексировали при Екатерине II, что, казалось бы, исключает параллели с сибирской историей. Однако своеобразным историческим двойником Ермака видится Степан Разин. И Ермак, и Разин в свое время участвовали в военных действиях с крымцами. Прецедент прощения разбойного казачьего атамана Ермака царем Иваном Грозным за присоединение Сибири к России становится потенциальной моделью поведения Стеньки Разина в романе В. М. Шукшина «Я пришел дать вам волю...» [16, т. IV, 12, 177, 279]. В виртуальной исто-

рии Стенька Разин дублировал бы Ермаков сюжет, только в иных исторических декорациях, где объект завоевания - Крым или Персия, а милостивый царь - Алексей Михайлович.

Третье крупное пересечение геопоэтического характера имеет историко-литературный характер и связано с именами «алтайских классиков» Г. Д. Гребенщикова, В. М. Шукшина и современного поэта И. Жданова.

Архив Георгия Дмитриевича Гребенщикова (1884-1964), находящийся в фондах ГМИЛИКА, позволяет говорить о наличии «крымского текста» в творчестве этого известного писателя. Это важный публицистический цикл «Из очерков о близком и далеком»: около 10 вырезок из газет .Ялты, Симферополя и одесского журнала «Жизнь» с очерками, рассказами, зарисовками писателя 1918-1920 гг. Несмотря на гражданскую войну и разруху, он активно публиковался в крымских изданиях.

Среди очерков крымского периода есть остропублицистичные: «В дни безумия», «Бегство от самих себя», «Все хороши!», «Покаяние»; художественные - «Бестолковый старичок»; другие представляют собой ностальгические воспоминания о Сибири («Родина», «Под солнцем», «У моря») [14].

Особенно значителен для нашей темы очерк «Алтай и Крым» (1919). В нем Гребенщиков осмысляет общность алтайской и крымской земель через единство собственной судьбы. Первая часть очерка подробно воссоздает его путешествие с проводником Самойлом по Уймонскому ущелью в поисках раскольничьей благодатной земли -Беловодья, вторая - вынужденное попадание после развала русской армии на Крымский полуостров. Эти части соединены неожиданной антитезой: в горах Алтая автор мечтает о богатом культурой, солнечном юге России, а находясь в Крыму, - о прекрасной естественности Алтая. В очерке читаем: «Крым такой маленький - его пешком в два дня можно пройти вдоль и в один день поперек. Красив ли он? О, бесконечно и невыразимо! Но нет в нем храмов и богинь и нет жрецов и рыцарей. Я опасаюсь нечаянно столкнуть вас с эпического настроенья, если обмолвлюсь, что все лучшие храмы обкрадены, а худшие заложены на кутежи с ... современными богинями, которых не сочтешь и у которых уж конечно нет божественных имен.

Как там, за тридевять земель, в горах Алтая, все сурово, дико, жутко, первобытно, так здесь все пошло, буднично, базарно...

Вот почему из Крыма снова тянутся мечты мои туда, в суровые морщины полудикого Алтая, где снежные вершины ослепляют взгляд и где жизнь еще так юна и первобытна, так девственна и могуча, что уж наверное родит своих чудеснейших богинь и Геркулесов.» [4, с. 74].

В Крыму Гребенщиков воздвигает часовенку Сергию Радонежскому, чудотворцу, строителю земли русской: «Первую часовню святителю он поставил у себя на родине в селе Николаевский рудник, тогда входившем в Томскую губернию, вторую - в Карпатах, затем в Крыму, во Франции и, наконец, в Америке, на слиянии речек Помпераг и Хусатоник - в местах, так напоминавших ему Алтай»

[15].

Г. Д. Гребенщиков принимал активное участие в деятельности Ялтинского литературного общества им. А. П. Чехова, был помощником его председателя С. Я. Елпатьевского. На заседаниях этого общества он знакомил собравшихся со своими новыми произведениями, зачитывал отрывки из романа «Чураевы», проводил сибирские вечера. Сохранились крымские газеты с откликами на лекции Гребенщикова о Сибири. Таким образом, творчество одного из самых выдающихся алтайских писателей (на Алтае недавно издано его 6-томное собрание сочинений) связано с крымской культурой и землей.

С полуостровом Крым связаны очень важные события жизни В. М. Шукшина, другого «алтайского классика». В июне 1950 года Шукшин был направлен для прохождения военной службы в Севастополь. За два с половиной года пребывания в армии трудный подросток Вася Шукшин изменился до неузнаваемости, сделавшись человеком с большой жизненной целью. Он посещает Севастопольскую морскую школу, много читает и, как свидетельствует один из сослуживцев, уже «заболел писательством». В письме к сестре (Севастополь, 27 марта 1951 г.) Шукшин говорит о принципиально новом отношении к выстраиванию своей судьбы: «Начинаю (только теперь, как ни странно) осмысливать, понимать в истинном смысле пройденный путь» [16, т. VIII, с.

221]. Правда, столь радикальное преображение было оплачено немалой ценой - тяжелой болезнью, в ноябре 1952 года медики обнаружили у Шукшина язву желудка и двенадцатиперстной кишки.

Летом 1964 года Крым снова стал для Шукшина местом судьбоносного выбора. Во время съемок фильма «Какое оно, море?» он знакомится с актрисой Лидией Федосеевой. Об атмосфере тех дней вспоминает В. Гинзбург: «В один свободный от съемок день вместе с Лидией Николаевной Федосеевой, будущей женой Василия Макаровича, мы поехали гулять в Новый Свет. Было солнце, море. Было весело. Шукшин был счастлив» [3, с. 217]. И в семиотическом, и в психологическом аспектах существенно, что первоначально поселок Новый Свет назывался Парадиз.

Шукшин еще не раз бывал в Крыму: снимал здесь эпизоды фильмов «Странные люди» (летом 1968 г.) и «Печки-лавочки» (в сентябре 1971 г.), отдыхал в ялтинском санатории «Голубой залив» (в 1969 г.). Каждый из этих визитов оставил заметный след в творчестве писателя.

Впервые на курорте (в Прикарпатье) Шукшин побывал, будучи студентом ВГИКа, в январе 1958 года. В письме к И. А. Жигалко он довольно красочно передал свои впечатления: «Я - на курорте. Это, знаете, здорово - курорт. Когда я приехал сюда, я очень удивился: у меня было точно такое представление о рае» [16, т. VIII, с. 236].

Разумеется, Крым с еще большим основанием, чем Прикарпатский санаторий, может претендовать на статус земного рая, ведь, по наблюдению А. Зорина, Таврида со времен Потемкина и Екатерины Великой - «это и есть наша Древняя Греция, наш рай» [7, с. 121]. Имея в виду «райский» семантический ореол Крыма, авторизированный повествователь размышляет о Сибири: «.наши предки шли вот по этим местам. <.. > А ведь это не кубанские степи и не Крым, это Сибирь-матушка, она „шуток не понимает"» [16, т. IX, с. 33]. Традиционный образ Крыма как пространства жаркого, плодородного, благодатного противопоставлен здесь не менее устойчивой ассоциации Сибири с холодом, суровыми испытаниями, болезнью и смертью.

В художественной географии Шукшина Крымский полуостров - это один из курортных локусов, а значит - пространство инфер-

нальное, средоточие пороков и грехов. Но в отличие от других знаменитых курортов (Кисловодск, Гагры), Ялта в произведениях писателя и режиссера предстает еще и как земной Эдем. В этом аспекте с Крымом будет связан не только библейский мотив искушения, но также тема физического исцеления и возможности духовного преображения человека. (Подробно о мифопоэтике Крыма у В. -М. Шукшина см.: [2; 9])

С Крымом связаны жизнь и творчество алтайского поэта Ивана Жданова (р. 1948). В 1990-е гг. он совместно с К. Кедровым, А. Парщиковым выступал в Крыму (Ялта, Дом творчества) под знаменем только появившегося тогда нового течения - метаметафо-ризма. Теперь в журнале «Культура Алтайского края» И. Жданов ведет рубрику «Лучшие поэты современности». Одно из своих эссе Жданов посвятил ялтинскому поэту Сергею Новикову (член союза писателей Крыма), озаглавив его строкой из стихотворения того, о ком пишет, - «Эпоха кончилась. А утро не взошло» [5, с. 54]. Жданов воссоздает детали биографии Сергея Новикова (исключенного в свое время из Симферопольского университета за публичное чтение Солженицына), осмысляя через них особое, данное поэту, чувство судьбы и истории тех мест, где он родился и умер.

Финальные строки ждановского эссе звучат так: «И даже стихи, если они поэзия, перестают быть фактом твоей биографии, каким бы нелепым ни был ее конец» [5, с. 55]. И далее следует подборка стихотворений Сергея Новикова.

Искусство фотографии, которым последние несколько лет увлекается Жданов, предоставляет множество материалов для размышлений о метафизической близости двух пейзажей - алтайского и крымского. И хотя в изданных альбомах поэта фотографии в основном алтайских гор [6], однако, сопровождая поэтические тексты, эти фотопейзажи, несомненно, выходят за границы только алтайского топоса: это и горы Крыма с перекочевавшими со страниц поэтических текстов Жданова мифологическими персонажами, и горы Синая - с библейскими героями и легендами. В альбоме присутствуют и реальные крымские жители. Крымский пейзаж сопровождает и стихотворение Жданова «Рук споткнувшейся Шамбалы взмах...»:

<...> Со дна ли степного всплывает наряд для хрупкой пасхальной скорлупки -отсюда виднее всего Арарат, он в клюве у тюркской голубки. Затем и подробен по-детски обман пространства в предвечном итоге, что наспех стреноженный скифский курган -всего лишь карьер у дороги <... > [6, с. 68].

Современные писатели Алтая продолжают обращаться к крымской мифологии, истории, осмысляя прежде всего вечные темы единства человека и природы, истории и судьбы.

Таким образом, поэтическая общность крымского и алтайского топосов, связанная прежде всего с мифологией, историей и культурой, порождает новые культурно-духовные смыслы, углубляет процессы познания и самопознания человеческой личности, российской истории в целом через геопоэтические детали и символы.

Список использованных источников

1. Алтайский текст в русской культуре. Вып. 1-6. Барнаул, 20032015.

2. Богумил Т. А. Оппозиция «Крым - Сибирь» в творчестве В. М. Шукшина // Мир науки, культуры, образования. 2016. № 5 (60). С. 333-334.

3. Гинзбург В. А. Ученическая тетрадь в коленкоровом переплете // О Шукшине: Экран и жизнь. М. : Искусство, 1979. С. 213221.

4. Гребенщиков Г. Д. Алтай и Крым // Роман-газета. 2014. № 22. С. 72-74.

5. Жданов И. Сергей Новиков // Культура Алтайского края. 2014. № 3 (15). С. 54-55.

6. Жданов И. Ф. Уединенная мироколица. Барнаул : Алтайский дом печати. 2013. 198 с.

7. Зорин А. Кормя двуглавого орла. Русская литература и государственная идеология в последней трети XVIII - первой трети XIX века. М. : Новое литературное обозрение, 2001. 416 с.

вопросы русской литературы, 2017, № 1-2_

8. Крымский текст в русской культуре. Материалы международной научной конференции. СПб., 4-6 сентября 2006 г. Под ред. Н. Букс, М. Н. Виролайнен. СПб. : ИРЛИ, 2008. 250 с.

9. Куляпин А. И. Эдем в преисподней: Крым в художественной географии В.М. Шукшина // Мир науки, культуры, образования. 2016. № 5 (60). С. 344-346.

10. Курьянов С. О. «... тайный ключ русской литературы» : генезис, структура и функционирование Крымского текста в русской литературе X-XIX веков. Симферополь : Бизнес-информ, 2014. 424 с.

11. Люсый А. Крымский текст в русской литературе. СПб. : Алетейя, 2003. 320 с.

12. Образ Алтая в русской литературе XIX-XX вв. Антология : в 5 т. / Под общ. ред. А. И. Куляпина. Барнаул : ИД «Барнаул», 2012.

13. Худенко Е. А. Алтай и Крым: геопоэтические перекрестки / / Мир науки, культуры, образования. 2016. N° 5 (60). С. 350-352.

14. Царегородцева С. С., Дощанова Т. С. Крымские очерки Г. Д. Гребенщикова // Материалы науч. конф. «Ломоносовские чтения» 2012 г. Севастополь : Экспресс-печать, 2012. С. 141-142.

15. Шварцман В. П. Суженый строитель Алтайского дома // Дельфис. 2002. №№ (2) 30. Режим доступа: http://wwwdelphis.ru/journal/ article/suzhdennyi-stroitel-altaiskogo-doma (дата обращения 30.10.2016).

16. Шукшин В. М. Собрание сочинений: в 9 т. Барнаул : ИД «Барнаул», 2014.

THE CRIMEAN MYTH IN THE ALTAI CULTURE Вogumil Tatiana Alexandrovna,

Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer of Altai State Pedagogical University (Barnaul, Altai territory, Russia), e-mail: tbogumil@mail.ru

Khudenko Elena Anatolievna,

Ph.D., professor of Altai State Pedagogical University (Barnaul, Altai territory, Russia), e-mail: helenahudenko@mail.ru

Kulyapin Alexander Ivanovich,

Ph.D., professor of Altai State Pedagogical University (Barnaul, Altai territory, Russia), e-mail: iskander58@mail.ru

The article examines the aspects of historical and cultural interactions of the Altai and Crimean texts. Based on mythological, historical, literary and cultural interactions between the two of the toposes, it makes it possible to talk about some geopoetical community in understanding of the fate of Man and Nature, historical and cultural development of the regions. Literary geopolitical «crossroads» are presented in the essays of G.D. Grebenshchikov, in biographical facts from the life of V.M. Shukshin and R. Rozhdestvensky, in poetry and photographs by I. Zhdanov and other Altai writers. Crimea in our culture is not only a garden, but it is also a resort, it becomes double infernal-Eden semantic.

Keywords: Crimea, Siberia, Altai, G.D. Grebenshchikov, V.M. Shukshin, I. Zhdanov.

References

1. Altayskiy tekst v russkoy kul'ture [The Altai text in Russian culture]. Vol. 1-6. Barnaul, 2003-2015.

2. Bogumil T.A. Oppozitsiya "Krym - Sibir'" v tvorchestve V.M. Shukshina [The opposition "Crimea - Siberia" in works ofVM. Shukshin] // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya [The world of science, culture, education]. 2016. No 5 (60). Pp. 333-334.

3. Ginzburg V. Uchenicheskaya tetrad' v kolenkorovom pereplete [The copybook in cloth cover]. In: O Shukshine: Ekran i zhizn' [About Shukshine: screen and life]. Moskow, 1979. Pp. 213-221.

4. Grebenshchikov G.D. Altay i Krym [Altai and Crimea] // Romangazeta [Novel-newspaper]. 2014. No 22. Pp. 72-74.

5. Zhdanov I. Sergey Novikov [Sergey Novikov] // Kul'tura Altayskogo kraya [The culture ofthe Altai]. 2014. No 3 (15). Pp. 54-55.

6. Zhdanov I.F. Uedinennaya mirokolitsa [Intimate atmosphere]. Barnaul, 2013. 198 p.

7. Zorin A. Kormya dvuglavogo orla... Russkaya literatura i gosudarstvennaya ideologiya v posledney treti XVIII - pervoy treti XIX veka [Feeding the eagle ... Russian Literature and state ideology in the last third of the XVIII - the first third of the XIX century]. Moskow: Novoe literaturnoe obozrenie, 2001. 416 s.

8. Krymskiy tekst v russkoy kul'ture [The Crimean text in Russian culture]. Buks, N., Virolaynen, M.N. (Ed.). Saint-Peterburg : IRLI, 2008. 250 p.

9. Kulyapin A.I. Edem v preispodney: Krym v khudozhestvennoy geografii V.M. Shukshina [Eden in hell: the Crimea in creative geography of V. M. Shukshin] // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya [The world of science, culture, education]. 2016. No 5 (60). Pp. 344-346.

10. Kur'yanov S.O. «.taynyy klyuch russkoy literatury» : genezis, struktura i funktsionirovanie Krymskogo teksta v russkoy literature XXIX vekov ["...a secret key of Russian literature": genesis, structure and functioning of the Crimean text in Russian literature in X-XIX centuries]. Simferopol, 2014. 424 p.

11. Lyusyy A. Krymskiy tekst v russkoy literature [The Crimean text in Russian literature]. Saint-Peterburg, 2003. 320 p.

12. Obraz Altaya v russkoy literature XIX-XX vv. [The image of Altai in Russian literature of XIX-XX centuries]. Anthology: in 5 vol. Kulyapin, A.I. (Ed.). Barnaul, 2012.

13. Khudenko E. A. Altay i Krym: geopoeticheskie perekrestki [Altai and Crimea: geopoetical intersections] // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya [The world of science, culture, education]. 2016. No 5 (60). Pp. 350352.

14. Tsaregorodtseva S. S., Doshchanova T.S. Krymskie ocherki G.D. Grebenshchikova [The Crimean esseys by G.D. Grebenshchikov] In: Materialy nauch. konf. «Lomonosovskie chteniya» 2012 [Materials of scientific conference "Lomonosov Readings" 2012]. Sevastopol, 2012. Pp. 141-142.

15. Shvartsman V. P. Suzhenyy stroitel' Altayskogo doma [The intended builder of the Altai house] // Delfis. 2002. No (2) 30. URL:

http://www.delphis.ru/journal/article/suzhdennyi-stroitel-altaiskogo-doma (30.10.2016).

16. Shukshin V. M. Sobranie sochineniy [Collected Works] In 9 volumes. Barnaul, 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.