Научная статья на тему 'Крым XIV–XV веков в диалоге культур Московской Руси и Византии'

Крым XIV–XV веков в диалоге культур Московской Руси и Византии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Московская Русь / Византия / княжество Феодоро / пещерные монастыри / исихазм / Moscow Rus’ / Byzantium / the Principality of Theodoro / cave monasteries / hesychasm

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Наталья Сергеевна Жиртуева

Цель статьи – анализ роли средневекового Крыма в диалоге культур Руси и Византии в XIV–XV вв. Можно выделить два пути влияния византийской культуры на Крым – через Балканские страны (юго-западный Крым) и через Закавказье (восточный Крым). Юго-западный Крым оказался в большей степени подвержен влиянию «палеологовского ренессанса». Сюда проникают идеи исихазма в виде учения Григория Синаита. Но если в IX–XII вв. Крым играл активную роль транслятора идей христианства в культуру Киевской Руси, то в XIV– XV вв. культурная жизнь Крыма становится все более зависимой от Московской Руси.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Crimea of the XIV–XV centuries in the dialogue of the cultures of Moscow Rus and Byzantium

The aim of this article gives a detailed analysis of the role of medieval Crimea in the cultures dialogue of Moscow Rus and Byzantium of the XIV-XV centuries. This problem has not been touched upon the issue in the research literature yet. The author addresses to the works of researchers such as A. Gertsen, O. Dombrovsky, M. Kolesov, T. Fadeeva, A. Yakobson, and others. The source base is monuments of literature, art and architecture. The methodology of the study is comparative theological analysis. The main research methods used in the article are comparative-historical, analysis, synthesis, generalization, individualization, historical narrative. There is every reason to assume that the Crimea of the XIV-XV centuries was in the sphere of influence of the culture of the “Paleologian Renaissance”, which is best seen in the monuments of art of “expressive style”. The influence of Byzantine culture came to the Crimea in two ways through the Balkan countries to the southwestern Crimea (the Principality of Theodoro), as well as through the Caucasus, to the eastern part of the peninsula. That is why the art of the Crimea of the XIV-XV centuries is distinguished by the features of provincialism. The culture of southwestern Crimea turned out to be more influenced by the “Paleological Renaissance” than eastern Crimea. Thus, the Crimea, along with the Balkan countries, in the XIV-XV centuries was influenced by the teachings of Gregory of Sinai, which contributed to the spread of the ideas of neohesychasm here. It is also known that in the XIV-XV centuries between the Crimea and Moscow Rus there were the closest cultural ties. It can be assumed that from the Crimea the teachings of Gregory of Sinai could penetrate into Rus. There is practically no information given about the mystical life of the monasteries at this time. It is possible to suppose that at this stage of history the role of the Crimean "cave monasteries" as intermediaries between the mystical centers of Byzantium and Russia was not as significant as in the era of iconoclasm. If in the period of IX-XII centuries the Crimea (Tavrika) played an active role as a translator of orthodox and unorthodox Christianity into the culture of Kievan Rus, then in the XIV-XVcenturies it was no longer the Crimea, but the Balkans that became the main channel for the penetration of ideas of Byzantine neohesychasm into Rus. From the XV centure the cultural life of Crimea is becoming increasingly dependent on Moscow Rus.

Текст научной работы на тему «Крым XIV–XV веков в диалоге культур Московской Руси и Византии»

Вестник Томского государственного университета. История. 2024. № 88

Tomsk State University Journal of History. 2024. № 88

Научная статья УДК 930.85

аог 10.17223/19988613/88/4

Крым XIV—XV веков в диалоге культур Московской Руси и Византии

Наталья Сергеевна Жиртуева

Севастопольский государственный университет, Севастополь, Россия, [email protected]

Аннотация. Цель статьи - анализ роли средневекового Крыма в диалоге культур Руси и Византии в XIV-XV вв. Можно выделить два пути влияния византийской культуры на Крым - через Балканские страны (юго-западный Крым) и через Закавказье (восточный Крым). Юго-западный Крым оказался в большей степени подвержен влиянию «палеологовского ренессанса». Сюда проникают идеи исихазма в виде учения Григория Синаита. Но если в 1Х-Х11 вв. Крым играл активную роль транслятора идей христианства в культуру Киевской Руси, то в XIV-XV вв. культурная жизнь Крыма становится все более зависимой от Московской Руси. Ключевые слова: Московская Русь, Византия, княжество Феодоро, пещерные монастыри, исихазм

Для цитирования: Жиртуева Н.С. Крым XIV-XV веков в диалоге культур Московской Руси и Византии // Вестник Томского государственного университета. История. 2024. № 88. С. 37-41. (М: 10.17223/19988613/88/4

Original article

The Crimea of the XIV-XV centuries in the dialogue of the cultures of Moscow Rus and Byzantium

Natalia S. Zhirtueva

Sevastopol State University, Sevastopol, Russian Federation, [email protected]

Abstract. The aim of this article gives a detailed analysis of the role of medieval Crimea in the cultures dialogue of Moscow Rus and Byzantium of the XIV-XV centuries. This problem has not been touched upon the issue in the research literature yet. The author addresses to the works of researchers such as A. Gertsen, O. Dombrovsky, M. Kolesov, T. Fadeeva, A. Yakobson, and others.

The source base is monuments of literature, art and architecture. The methodology of the study is comparative theological analysis. The main research methods used in the article are comparative-historical, analysis, synthesis, generalization, individualization, historical narrative.

There is every reason to assume that the Crimea of the XIV-XV centuries was in the sphere of influence of the culture of the "Paleologian Renaissance", which is best seen in the monuments of art of "expressive style". The influence of Byzantine culture came to the Crimea in two ways - through the Balkan countries to the southwestern Crimea (the Principality of Theodoro), as well as through the Caucasus, to the eastern part of the peninsula. That is why the art of the Crimea of the XIV-XV centuries is distinguished by the features of provincialism.

The culture of southwestern Crimea turned out to be more influenced by the "Paleological Renaissance" than eastern Crimea. Thus, the Crimea, along with the Balkan countries, in the XIV-XV centuries was influenced by the teachings of Gregory of Sinai, which contributed to the spread of the ideas of neohesychasm here. It is also known that in the XIV-XV centuries between the Crimea and Moscow Rus there were the closest cultural ties. It can be assumed that from the Crimea the teachings of Gregory of Sinai could penetrate into Rus.

There is practically no information given about the mystical life of the monasteries at this time. It is possible to suppose that at this stage of history the role of the Crimean "cave monasteries" as intermediaries between the mystical centers of Byzantium and Russia was not as significant as in the era of iconoclasm. If in the period of IX-XII centuries the Crimea (Tavrika) played an active role as a translator of orthodox and unorthodox Christianity into the culture of Kievan Rus, then in the XIV-XVcenturies it was no longer the Crimea, but the Balkans that became the main channel for the penetration of ideas of Byzantine neohesychasm into Rus. From the XV centure the cultural life of Crimea is becoming increasingly dependent on Moscow Rus.

Keywords: Moscow Rus', Byzantium, the Principality of Theodoro, cave monasteries, hesychasm

For citation: Zhirtueva, N.S. (2024) The Crimea of the XIV-XV centuries in the dialogue of the cultures of Moscow Rus and Byzantium. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Istoriya - Tomsk State University Journal of History. 88. pp. 37-41. doi: 10.17223/19988613/88/4

© Н.С. Жиртуева, 2024

Введение

Статья посвящена исследованию роли Крыма в диалоге культур Византии и Руси в Х1У-ХУ вв. Предыдущее исследование рассматривало период с IV по XII в., и в нем сделаны выводы о том, что средневековому Крыму (Таврике) было суждено сыграть роль «культурного моста» между Византией и Русью, особенно в корсуньский период русско-византийских отношений (1Х-ХП вв.). При этом культурное взаимодействие осуществлялось по двум основным направлениям. С одной стороны, «пещерные монастыри» Таврики стали связующим звеном между византийским и древнерусским (киево-печерским) монашеством в распространении идей исихазма. С другой стороны, христианство Херсонеса, являвшееся синтезом язычества, арианства и кирилло-мефодиевской традиции, сыграло решающую роль в становлении христианства Руси [1. С. 16].

Развитие культурного диалога Крыма, Византии и Руси в XIV-XV вв. в контексте распространения идей византийского исихазма практически не исследовано. В работах А. Герцена, О. Домбровского, М. Колесова, Т. Фадеевой, А. Якобсона рассматриваются лишь отдельные аспекты темы.

Накануне нашествия монголов культурным центром Крыма по-прежнему оставался Херсонес. В его архитектуре обнаружилось некоторое обновление стиля, которое нашло выражение в стремлении к глубокому расчленению фасадов зданий. Подобный прием был характерен для константинопольского зодчества времен раннего «палеологовского ренессанса». Он был воспринят херсонесской знатью, желавшей, чтобы ее дома выглядели более выразительными на общем фоне городской застройки. Облицовка храмов и зданий Херсонеса делалась из гладкоотесанного камня, что было типично для архитектуры Малой Азии и Закавказья. Как и в более ранние периоды своей истории, херсонесское зодчество XIII в. объединяло черты столичной и провинциальной архитектурных школ, в которых уже шло формирование нового «палеоло-говского» стиля.

Однако на этом этапе истории дальнейшее развитие культуры Херсонеса было остановлено. После разорения отрядами Ногая и Эдигея город уже не смог возродиться.

В дальнейшем, после вторжения завоевателей, в Крыму XIV-XV вв. произошли очень важные перемены. Здесь сформировалось два новых центра культуры -юго-западный и восточный, каждый из которых отличался чертами своеобразия [2. С. 200-202].

Культура юго-западного и южного Крыма Х1У-ХУ вв.

После уничтожения Херсонеса центром православной культуры Крыма становится страна Дори, которая с XIV в. носит название княжества Феодоро. Его основными центрами были небольшие поселения в юго-западной части полуострова - Мангуп, Эски-Кермен, Чуфут-Кале. Столицей княжества стал Мангуп, не избежавший разрушений в результате нашествия Золо-

той Орды, но сохранивший известную самостоятельность.

В этот период зависимость Крыма от Золотой Орды ослабела. Хан Тохтамыш заключил в 1380 г. договор с генуэзцами, согласно которому за ними закреплялось южное побережье от Чембало (Балаклава) до Солдайи (Судак). Эта зона называлась «капитанство Готия» и являлась предметом постоянных конфликтов между Феодоро и Кафой. Горная же часть Крыма с Фео-доро в центре осталась самостоятельной, находясь лишь в вассальной зависимости от самого хана. Владетели княжества стали фактическими правителями всего юго-западного и южного Крыма.

Относительно происхождения мангупской династии нет единого мнения. Одни связывают ее с византийско-армянской династией Гаврасов, правившей в Трапезун-де. Другие - с малоизвестным провинциальным аристократическим родом, который возвысился благодаря удачному браку князя Алексея с Марией Асаниной Палеологиной Цымбалакониной. Неслучайно после 1425 г. на плитах с надписями, сообщающих о строительной деятельности мангупских князей, появился двухглавый орел - герб дома Палеологов. О наличии родственных связей говорит и тот факт, что Софью Палеолог, племянницу последнего византийского императора, отправившуюся в Москву, чтобы вступить в брак с великим князем Иваном III, сопровождал ман-гупский князь Константин Гаврас. Позднее этот герб активно внедряется в русскую государственную геральдику. По мнению А.Г. Герцена, объяснить такие противоречивые мнения при оценке происхождения мангупской династии можно тем, что, скорее всего, в ее истории было два периода [3. С. 360].

В XV в. Феодоро заняло заметное место в истории не только Крыма, но и всей Восточной Европы. Княжеский двор заботился об укреплении династических связей. Из документов известно, что княжны были выданы замуж за Трапезундского царевича, господаря Молдавского. В 1474-1475 гг. велись даже переговоры о бракосочетании сына московского князя Ивана III с мангупской княжной [4. С. 156]. Браку помешало только турецкое завоевание Крыма в 1475 г.

Как отмечает А.Г. Герцен, определяющим для культуры княжества Феодоро являлся греческий позд-невизантийский фактор. Население княжества «ощущало себя частью византийского мира, будучи тесно связано с ним идеологически, будучи включенным в структуру церковной организации константинопольской организации» [3. С. 359].

Материалом для изучения культуры юго-западного Крыма на этом этапе его истории являются преимущественно произведения искусства княжества Феодоро. Известно, что с середины XIV в. на Мангупе проходят серьезные строительные работы. Здесь возводятся укрепления, строится княжеский дворец, восстанавливается большая базилика святых Константина и Елены, укрепляется цитадель.

Лучше всего сохранились фрески поселения Эски-Кермен, которое расположено неподалеку от Мангупа. В храме «Трех всадников» находится роспись, изображающая трех святых всадников. В центре ее распо-

Жиртуева Н.С. Крым Х1У-ХУ веков в диалоге культур Московской Руси и Византии

39

ложен святой Георгий Победоносец, поражающий копьем змея-дракона. Двое других держат копья остриями вверх, а за спиной одного из всадников на крупе коня видна фигура мальчика. По мнению Т.М. Фадеевой, содержание фрески придает всему сооружению «на редкость живое и трогательное, в высшей мере патриотическое звучание». В юго-западном Крыму, в условиях непрерывной борьбы с завоевателями, сложилось особое отношение к воинам, павшим в борьбе с врагами. По всей видимости, они были причислены к лику святых мучеников за веру [4. С. 177].

Интересен сам выбор сюжета росписи. Средневековое искусство знало несколько разных образов святого всадника, например Георгий-мученик или Георгий - пеший воин. Известно, что образ Георгия Победоносца сложился в Малой Азии. Оттуда, по всей видимости, он проник в Болгарию, а затем в Крым. Стал он широко известен также и на Руси, что можно объяснить постоянными войнами русичей с кочевыми народами. С другой стороны, образ Георгия Победоносца был символом героического духа эпохи русского Предвозрождения. Неслучайно в скульптуре Московской Руси XV в. очень часто встречаются изображения конного Георгия Змееборца. Среди простого народа этот святой воспринимался как защитник справедливости, а потому был любимым образом. А среди феодальных кругов он воспринимался как покровитель всего воинства. Одна из наиболее известных скульптур святого Георгия, изготовленная Василием Ермолиным в 1460-е гг., находилась над аркой Фроловских (Спасских) ворот Московского Кремля.

Изображение святого Георгия храма «Трех всадников» Эски-Кермена отличается контрастным сочетанием зеленых, желтых и густо-красных тонов. Для него также характерен беспокойный ритм линий, что создает в целом динамичный экспрессивный художественный образ. Подобные стилистические приемы в то время применялись в живописи Болгарии и Сербии. Существует еще один храм Эски-Кермена - храм «Успения». Его росписи сохранились гораздо хуже, но отличаются теми же стилистическими особенностями.

Так называемый экспрессивный стиль византийского искусства XIV в. исследователи связывают с влиянием идей Григория Синаита, который наряду с Григорием Паламой является самым известным представителем неоисихазма. В отличие от Паламы Синаит сделал акцент не на метафизическом, а на реальном изменении плоти в результате аскетической практики. Именно он развил раннехристианское учение о необходимости активной борьбы с Мировым Злом. Как следствие этого живопись XIV в. наполнилась динамикой и внутренней экспрессией. Важно, что в самой Византии распространилось преимущественно пала-митское направление, а идеи Синаита оказали большее влияние на Балканы и Русь [5. С. 201]. Распространение идей неоисихазма в культуре Византии привело к расцвету «палеологовского ренессанса».

В пещерном храме Эски-Кермена, который называется «судилищем», в одном из помещений располагалось епископское кресло, что дает основание предполагать, что здесь некогда находился центр епархии.

Известна также церковь Иоанна Предтечи XIV в., расположенная недалеко от Качи-кальонского монастыря, от которой уцелели одна алтарная апсида и фундамент. Находившаяся в апсиде роспись, ныне перенесенная в музей, представляет художественную ценность как по стилю, так и по композиции. На ней изображен весьма редкий и архаичный сюжет «Поклонение жертве».

Интересна роспись церкви Мангупа, относящаяся к XV в., от которой, к сожалению, уцелели лишь фрагменты. По обеим сторонам алтарной ниши с изображением Христа-отрока написаны отцы церкви в покрытых крестами облачениях, со свитками в руках. Над ними расположена сильно поврежденная композиция из пяти фигур, между которыми размещены херувимы с алыми крыльями. В центре всей композиции -Христос с поднятой для благословения правой рукой и с евангелием в левой руке. На плафоне арки в центре находится медальон с изображением Богоматери Знамения, а по обе стороны от нее два пророка в коронах и пышных облачениях. Этот типичный для византийской иконографии сюжет тем не менее несет на себе следы влияния итальянского искусства. Изображение Христа отмечено чертами реализма, что дало основание О.И. Домбровскому назвать его изображением, стоящим «на грани двух эпох» [4. С. 170; 6. С. 79-89].

Итальянская культура стала проникать в юго-западный Крым после того, как в 1471 г. владетели княжества Феодоро заключили союз с генуэзцами. К этому их побуждала нараставшая угроза со стороны турок. Генуэзское влияние отразилось на архитектуре княжества. Началось строительство донжонов - жилых башен, которые в это время становятся важным атрибутом замка. Владетели Феодоро часто использовали для декорирования надписи с гербами и сложной монограммой [6. С. 47; 7. С. 132].

Несмотря на заключенный союз, турки легко справились с итальянцами и после покорения Кафы приступили к осаде Мангупа. Полугодовая осада завершилась взятием города хитростью завоевателей в декабре 1475 г. Они предали город страшному разграблению и истребили почти всех жителей. Представители княжеской семьи позднее погибли в заточении в Константинополе. В живых был оставлен только маленький сын князя: воспитанный турками, он сохранил почетный титул мангупского князя, хотя реального влияния, конечно же, более не имел.

Проведенное исследование дает нам возможность сделать следующие выводы. Во-первых, юго-западная часть полуострова по-прежнему оставалась в зоне византийского влиянии, но в ее культуре можно наблюдать также растущее влияние Итальянского Ренессанса. Оно достаточно поверхностно и выражается преимущественно во внешних декоративных элементах. Ренессансные художественные приемы, объединяясь с византийской иконографией, в итоге привели к созданию оригинальных произведений крымского искусства.

Во-вторых, по своим иконографическим и стилистическим особенностям искусство княжества Феодо-ро близко сербскому и болгарскому искусству того

времени, которое находилось под влиянием «палеоло-говского ренессанса».

А что же происходило с «пещерными монастырями» на этом этапе истории полуострова? Когда орды захватчиков завладели Крымом, многие монастыри перестали существовать. Среди выстоявших и уцелевших особенным авторитетом пользовался Успенский пещерный монастырь, расположенный недалеко от Бахчисарая и Чуфут-кале. В конце XV в. он стал центром православия в Крыму, а также резиденцией митрополита.

Из московских жалованных грамот известно, что в Х'УТ-Х'УП вв. крымским монастырям ежегодно выплачивалась субсидия (руга), а греческие монахи часто ездили в Москву «за милостыней». По мнению Т.М. Фадеевой, «поступая так, русское правительство проявляло немалую политическую дальновидность: в сложных дипломатических отношениях с Крымским ханством важно было иметь как источник политической информации в самом ханстве, так и опору среди местного населения». В новых реалиях крымской жизни, когда происходило усиление ислама, очень важно было сохранить «очаги греческого православия», прежде всего христианские монастыри, расположенные в самом центре Крымского ханства, неподалеку от Бахчисарая [4. С. 203-204]. Интересен тот факт, что Успенский монастырь почитался не только христианами, но и мусульманами.

Монастырская жизнь Крыма ХУ1-ХУП вв. становится зависимой от столицы. Вполне возможно, что «пещерные монастыри» оказались под влиянием идеологии иосифлянства.

Культура восточного Крыма Х1У-ХУ вв.

Культура восточного Крыма представлена преимущественно памятниками Кафы (Феодосии), Солдайи (Судака) и Солхата (Старого Крыма). Особенностью их развития является появление здесь двух новых культур - тюркско-татарской и крымско-итальянской.

Уникальная культура сформировалась в средневековой Кафе, в которой слились воедино греческие, западноевропейские (итальянские), армянские и татарские традиции. В архитектуре Кафы и Солхата преобладали армянские традиции, особенностью которых является использование в декоре здания богатого растительного орнамента и так называемых хачкар - досок на фасадах, изображающих кресты. Памятниками армянской архитектуры стали церкви святого Иоанна Предтечи, святого Сергия, святого Георгия и Архангелов в Кафе, а также монастырь в Солхате. В Кафе сохранились также греческие храмы XIV в., относящиеся к провинциальной византийской архитектурной школе. Западноевропейское (итальянское) зодчество представлено здесь храмом, воспроизводящим некоторые элементы архитектуры раннего Итальянского Ренессанса, а также генуэзскими крепостями Солдайи и Кафы.

Однако, несмотря на разнообразие архитектурных школ, представленных в восточном Крыму, все они стремились к созданию единого стиля. Например, в декоре генуэзских крепостей использовались расти-

тельные орнаменты армянских церквей. По всей видимости, появление богатой орнаментации на фасадах армянских церквей связано с утверждением в Византии и соседних с ней христианских государствах Балканского полуострова и Закавказья так называемого «живописного стиля», который был одним из проявлений «палеологовского ренессанса».

Монументальная живопись восточного Крыма сохранилась только фрагментарно, что затрудняет ее исследование. В XIV-XV вв. были написаны фрески церкви Стефана в Кафе, церкви Иоанна Предтечи в Керчи, а также росписи Консульского зала в Судак-ской крепости. Фреска из храма святого Стефана воспроизводит сцену Евхаристии, для которой характерен глубокий внутренний драматизм.

Важен тот факт, что в Кафе некоторое время перед отъездом в Новгород работал Феофан Грек, однако нет никаких данных о том, какие именно фрески были им написаны здесь и сохранились ли они вообще. Поэтому очень сложно делать выводы о том, существует ли связь между экспрессивными росписями церкви святого Стефана и творчеством византийского иконописца. Но тот факт, что экспрессивный стиль характерен для живописи и юго-западного, и восточного Крыма, не вызывает сомнений.

Исследователи подчеркивают существование интенсивных торговых связей между Кафой и Московским царством, расцвет которых приходился на XV в. [6. С. 84, 111-115; 8. С. 174-189]. Бесспорно, эти связи также способствовали культурному обмену государств.

Анализируя произведения искусства средневекового Крыма, М.С. Колесов приходит к выводу, что «памятники художественной культуры юго-западного и восточного Крыма иконографически близки друг другу и имеют общий восточновизантийский исток». Однако автор подчеркивает, что в них наблюдается несоответствие между, с одной стороны, архаическими сюжетами и композиционными схемами, а с другой - достаточно передовыми художественными приемами [2. С. 202]. Также и А.Л. Якобсон обращает наше внимание на тесную связь архитектуры полуострова с памятниками Болгарии, Сербии, Малой Азии и Закавказья [7. С. 97-98, 107-108, 119; 9. С. 154-186].

Вместе с тем анализ памятников культуры восточного Крыма дает основания утверждать, что византийское влияние здесь не было господствующим [7. С. 83, 118, 121-124], а в большей степени преобладали архаические сюжеты и приемы, а также влияние Закавказья, Италии и мусульманского Востока.

Выводы

Есть все основания предполагать, что Крым XIV-XV вв. оказался в сфере влияния культуры «палеологовского ренессанса». Проникновение сюда нового стиля началось уже в XIII в., что отразилось в культуре Херсонеса, однако ее дальнейшее развитие было прервано вторжением монголов

Влияние византийской культуры приходило в Крым двумя путями - через Балканские страны в юго-западный Крым (княжество Феодоро), а также через

Жиртуева Н.С. Крым XIV-XV веков в диалоге культур Московской Руси и Византии

41

Закавказье в восточную часть полуострова. Именно поэтому искусство Крыма XIV-XV вв. отличается чертами провинциальности.

Культура юго-западного Крыма оказалась в большей степени подвержена влиянию «палеологовского ренессанса», нежели восточный Крым. Таким образом, Крым наряду с балканскими странами в XIV-XV вв. оказался под влиянием учения Григория Синаита, что способствовало распространению здесь идей неоисихаз-ма. Также известно, что в XIV-XV вв. между Крымом и Московской Русью существовали самые тесные культурные связи. Можно предположить, что учение Григория Синаита через Крым могло проникать на Русь.

Практически отсутствует информация о мистической жизни монастырей в это время. Можно предположить, что на данном этапе истории роль крымских «пещерных монастырей» как посредников между мистическими центрами Византии и Руси была не такой значительной, как в эпоху иконоборчества. Если в период c IX по XII в. Крым (Таврика) играл активную роль транслятора ортодоксального и неортодоксального христианства в культуру Киевской Руси, то в XIV-XV вв. уже не Крым, а Балканы становятся основным каналом проникновения на Русь идей византийского неоисихазма. С XV в. культурная жизнь Крыма становится все более зависимой от Московской Руси.

Список источников

1. Жиртуева Н.С. Роль средневековой Таврики в диалоге культур Руси и Византии // Вестник Томского государственного университета. Исто-

рия. 2018. № 55. С. 12-16. doi: 10.17223/19988613/55/2

2. Колесов М.С. Крым в контексте мировой культуры // Брега Тавриды. 1994. № 6. С. 190-214.

3. Герцен А.Г. Княжество Феодоро: от «альфы» до «омеги» // Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии. 2017. № 22. С. 348-

368.

4. Фадеева Т.М. Тайны горного Крыма. Симферополь : Бизнес-Информ, 1998. 256 с.

5. Голейзовский Н.К. Исихазм и русская живопись XIV-XV вв. // Византийский временник. Л. : Наука, 1969. Т. 29. С. 196-210.

6. Домбровский О.И. Фрески средневекового Крыма. Киев : Наукова думка, 1965. 112 с.

7. Якобсон А.Л. Крым в средние века. Л. ; М. : Наука, 1973. 173 с.

8. Бадан В.В., Чипедис А.М. Торговля Каффы в XIII-XV вв. // Феодальная Таврика. Киев : Наукова думка, 1974. С. 174-189.

9. Якобсон А.Л. Закономерности в развитии средневековой архитектуры IX-XV вв. Л. : Наука, 1987. 233 с.

References

1. Zhirtueva, N.S. (2018) The role of medieval Taurica in the dialogue between the cultures of Rus and Byzantium. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo

universiteta. Istoriya — Tomsk State University Journal of History. 55. pp. 12-16. (In Russian). doi: 10.17223/19988613/55/2

2. Kolesov, M.S. (1994) Krym v kontekste mirovoy kul'tury [Crimea in the context of world culture]. Brega Tavridy. 6. pp. 190-214.

3. Herzen, A.G. (2017) Knyazhestvo Feodoro: ot "alfy" do "omega" [The Principality of Theodoro: From "alpha" to "omega"]. Materialy po arkheologii,

istorii i etnografii Tavrii. 22. pp. 348-368.

4. Fadeeva, T.M. (1998) Tayny gornogoKryma [Secrets of the mountainous Crimea]. Simferopol: Biznes-Inform.

5. Goleyzovskiy, N.K. (1969) Isikhazm i russkaya zhivopis' XIV-XV vv. [Hesychasm and Russian painting of the 14th - 15th centuries]. Vizantiyskiy

vremennik. 29. pp. 196-210.

6. Dombrovskiy, O.I. (1965) Freski srednevekovogoKryma [Frescoes of medieval Crimea]. Kiev: Naukova dumka.

7. Yakobson, A.L. (1973) Krym v srednie veka [Crimea in the Middle Ages]. Leningrad; Moscow: Nauka.

8. Badan, V.V. & Chipedis, A.M. (1974) Torgovlya Kaffy v XIII-XV vv. [The trade of Kaffa in the 13th - 15th centuries]. In: Bibikov. S.N. (ed.)

Feodal'naya Tavrika [Feudal Taurica]. Kiev: Naukova dumka. pp. 174-189.

9. Yakobson, A.L. (1987) Zakonomernosti v razvitii srednevekovoy arkhitektury IX—XV vv. [Patterns in the development of medieval architecture in the

9th-15th centuries]. Leningrad: Nauka.

Сведения об авторе:

Жиртуева Наталья Сергеевна - доктор философских наук, доцент, профессор кафедры «Социально-философские и политические науки» Института общественных наук и международных отношений Севастопольского государственного университета (Севастополь, Россия). E-mail: [email protected]

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Information about the author:

Zhirtueva Natalia S. - Doctor of Philosophy, Associate Professor, Professor of the Department of Social and Philosophical and Political Sciences at the Institute of Social Sciences and International Relations, Sevastopol State University (Sevastopol, Russian Federation). E-mail: [email protected]

The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 10.12.2019; принята к публикации 01.04.2024 The article was submitted 10.12.2019; accepted for publication 01.04.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.