Научная статья на тему 'КРЫМ В ПРОЗЕ И ПУБЛИЦИСТИКЕ АЛЕКСАНДРА ПРОХАНОВА'

КРЫМ В ПРОЗЕ И ПУБЛИЦИСТИКЕ АЛЕКСАНДРА ПРОХАНОВА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
107
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛЕКСАНДР ПРОХАНОВ / КРЫМ / РОССИЯ / УКРАИНА / ЛИТЕРАТУРА / ЖУРНАЛИСТИКА / ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мащенко А. П.

Статья анализирует роль Крыма в жизни, творчестве, общественной и политической деятельности Александра Проханова. Пристальное внимание писателя к судьбе Тавриды обусловлено историей этого региона. Проханов осмысливает Херсонес как духовный исток Русского мира и российского государства и чувствует себя наследником А. Пушкина, Л. Толстого и других классиков отечественной литературы, творчество которых связано с Тавридой. «Империалист Проханов» остро пережил отторжение Крыма от России в результате распада Советского Союза, после чего полуостров оказался в составе Украины - анти-России. Писатель одним из первых понял националистическую природу независимого украинского государства и во многом предвидел дальнейшее драматическое развитие российско-украинских отношений. Публицистическая, общественная, политическая деятельность Проханова, направленная на воссоединение полуострова с Россией, навсегда останется в истории отечественной литературы и журналистики, неразрывно связанной с историей нашей страны. Россия для него не только и даже не столько исторический, географический, геополитический или бюрократический, сколько религиозный феномен. Эти идеи Проханова отчетливо прослеживаются как в его художественном творчестве - прежде всего, в романе «Крым» - так и в многочисленных публицистических статьях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRIMEA IN PROSE AND JOURNALISM BY ALEKSANDR PROKHANOV

The article analyzes the role of Crimea in the life, work, public and political activities of Aleksandr Prokhanov. The writer`s close attention to the fate of Taurida is due to the history of this region. Prokhanov interprets Chersonese as the spiritual source of the Russian world and the Russian state and feels himself the heir of Aleksandr Pushkin, Leo Tolstoy and other classics of Russian literature, whose work is associated with Taurida. The "imperialist Prokhanov" was keenly aware of the collapse of the Soviet Union, after which Crimea became part of Ukraine - anti-Russia. The writer was one of the first to understand the nationalist nature of the independent Ukrainian state and in many ways foresaw the further dramatic development of Russian-Ukrainian relations. Prokhanov's journalistic, public, political activities contributed to the reunification of the peninsula with Russia and will forever remain in the history of Russian literature and journalism, inextricably linked with the history of our country. The return of the Crimea was a key event on the way to the revival of Russia, marked the beginning of the gathering of Russian lands, the writer is sure. Russia for him is not only and even not so much a historical, geographical, geopolitical or bureaucratic phenomenon as a religious phenomenon. These ideas of Prokhanov are clearly seen both in his artistic work - primarily in the novel "Crimea" - and in numerous journalistic articles.

Текст научной работы на тему «КРЫМ В ПРОЗЕ И ПУБЛИЦИСТИКЕ АЛЕКСАНДРА ПРОХАНОВА»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского.

Филологические науки. Научный журнал. 2022. Том 8 (74). № 3. С. 45-57._

УДК 821.161.

КРЫМ В ПРОЗЕ И ПУБЛИЦИСТИКЕ АЛЕКСАНДРА ПРОХАНОВА1

Мащенко А. П.

Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна

ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского»,

Симферополь, Россия

e-mail: [email protected]

Статья анализирует роль Крыма в жизни, творчестве, общественной и политической деятельности Александра Проханова. Пристальное внимание писателя к судьбе Тавриды обусловлено историей этого региона. Проханов осмысливает Херсонес как духовный исток Русского мира и российского государства и чувствует себя наследником А. Пушкина, Л. Толстого и других классиков отечественной литературы, творчество которых связано с Тавридой. «Империалист Проханов» остро пережил отторжение Крыма от России в результате распада Советского Союза, после чего полуостров оказался в составе Украины -анти-России. Писатель одним из первых понял националистическую природу независимого украинского государства и во многом предвидел дальнейшее драматическое развитие российско-украинских отношений. Публицистическая, общественная, политическая деятельность Проханова, направленная на воссоединение полуострова с Россией, навсегда останется в истории отечественной литературы и журналистики, неразрывно связанной с историей нашей страны. Россия для него не только и даже не столько исторический, географический, геополитический или бюрократический, сколько религиозный феномен. Эти идеи Проханова отчетливо прослеживаются как в его художественном творчестве -прежде всего, в романе «Крым» - так и в многочисленных публицистических статьях. Ключевые слова: Александр Проханов, Крым, Россия, Украина, литература, журналистика, политика.

ВВЕДЕНИЕ

Александр Проханов - один из крупнейших русских писателей, публицистов и общественных деятелей второй половины XX - начала XXI веков. Он вошел в историю отечественной литературы с такими произведениями, как «Дерево в центре Кабула», «Последний солдат империи», «Красно-коричневый», «Господин Гексоген», «Крым», а в историю отечественной журналистики - как военкор, один из самых страстных публицистов поздней советской и постсоветской эпох, главный редактор таких знаковых газет, как «День» и «Завтра».

Над Прохановым пытаются иронизировать, представлять его безнадежным маргиналом, обвинять в графомании и отсутствии вкуса, однако история России последнего десятилетия - возвращение Крыма, восстание Донбасса, специальная военная операция на Украине, фактический распад этого государства, углубление конфликта с США и их сателлитами - демонстрирует актуальность проблематики прохановского творчества и точность его оценок и прогнозов. Больше того, на современном этапе идеология российского государства во многом совпадает с идеологией Проханова, которая в первые годы после распада СССР воспринималась как атавизм и маргинез. Великая Россия пошла по стопам «безвкусного графомана» Проханова, а не по стопам утонченных эстетов из квазилиберального литературного лагеря.

При этом важно подчеркнуть, что свои идеи, свое мировоззрение Проханов выработал, не предаваясь теоретическим рассуждениям на диване в комфортном

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, программа «Приоритет-2030» № 075-15-2021-1323.

45

московском кабинете, а работая репортером в горячих точках. Его ценности прошли испытание огнем афганской и чеченской войн, водой Черного и Белого морей и медными трубами «красного» и «белого» политических режимов.

Важнейшее место в жизни, творчестве, общественной и политической деятельности Александра Проханова занимает Крым. Писатель воспринимает распад Советского Союза, в результате которого от исторического российского государства были отторгнуты многие исконные земли, а вместе с ними - миллионы русских людей, не только как крупнейшую геополитическую катастрофу, но и как личную трагедию. С тех пор Крым как регион, большинство населения которого - русские люди, как колыбель отечественного православия, как полуостров русской славы - земля, обильно политая кровью наших солдат в многочисленных войнах, постоянно находится в фокусе внимания писателя.

Своими художественными и публицистическими произведениями, общественной работой Проханов много сделал для воссоединения полуострова с Россией в 2014 г. Эта деятельность писателя отмечена памятной медалью «За освобождение Крыма и Севастополя», но гораздо важнее другое - она навсегда останется в истории отечественной литературы и журналистики, неразрывно связанной с историей нашей страны.

Изучение огромного творческого и общественно-политического наследия Александра Проханова только начинается, и эта статья призвана внести свой вклад в предстоящую длительную работу исследователей - историков, литературо- и журналистиковедов, политологов, политтехнологов, философов. Как точно заметил еще пятнадцать лет назад Лев Данилкин, «человеку, решившему ознакомиться с творчеством Александра Проханова в полном объеме, лучше всего первым делом пойти в отдел кадров и отнести туда заявление об увольнении по собственному желанию» [2].

Цель исследования - изучить роль Крыма в жизни, творчестве, общественной и политической деятельности Александра Проханова и, одновременно, роль самого писателя в истории полуострова.

Задачи:

- проанализировать обращения автора к крымской тематике в его художественных и публицистических произведениях; выделить «самые крымские» тексты писателя;

- описать образ Крыма в творчестве Проханова;

- продемонстрировать и объяснить неразрывную связь художественного творчества Проханова с его общественной и политической деятельностью;

- охарактеризовать связь представлений Проханова о Крыме, России, Украине с представлениями его предшественников - классиков русской литературы более ранних исторических периодов;

- определить роль Проханова в воссоединении Крыма с Россией.

Методы исследования - описательный; историко-генетический, позволяющий выявить связь между традициями русской литературы и представлениями писателя; биографический, устанавливающий зависимость между жизнью, творчеством и политической деятельностью Проханова.

Теоретическая значимость работы определяется тем, что в ней предпринимается одна из первых системных попыток изучить роль Крыма в жизни, творчестве, общественной и политической деятельности такого яркого героя отечественной истории последних десятилетий, как Александр Проханов.

46

_Мащенко А. П._

ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА ИССЛЕДОВАНИЯ

Распад СССР - ключевое историческое событие, определившее главное содержание литературного, журналистского, политического творчества Александра Проханова. Пережив крушение родины как личную трагедию, писатель всю последующую жизнь стремится к собиранию потерянных русских земель и людей.

В 1991 году он написал «Слово к народу», подписанное, кроме Проханова, другими классиками отечественной словесности - Юрием Бондаревым и Валентином Распутиным.

«Родина, страна наша, государство великое, данное нам в сбережение историей, природой, славными предками, гибнет, ломается, погружается во тьму и небытие. И эта погибель происходит при нашем молчании, попустительстве и согласии» [18], -говорилось в этом документе эпохи.

«Что с нами сделалось, братья? Почему лукавые и велеречивые властители, умные и хитрые отступники, жадные и богатые стяжатели, издеваясь над нами, глумясь над нашими верованиями, пользуясь нашей наивностью, захватили власть, растаскивают богатства, отнимают у народа дома, заводы и земли, режут на части страну, ссорят нас и морочат, отлучают от прошлого, отстраняют от будущего - обрекают на жалкое прозябание в рабстве и подчинении у всесильных соседей?.. Неужели допустим вторично за этот век гражданский раздор и войну, снова кинем себя в жестокие, не нами запущенные жернова, где перетрутся кости народа, переломится становой хребет России?» [18] - задавались пророческими вопросами Проханов и его единомышленники.

Увы, как мы знаем теперь, - допустили.

Оказавшийся в результате распада СССР в составе независимого украинского государства, позиционировавшего себя сначала как «не-Россия», а затем как «анти-Россия», Крым находится на острие драматических исторических процессов, и прежде всего этим обстоятельством определяется пристальный интерес Проханова к полуострову.

По мнению писателя, Таврида - не просто одна из ключевых точек, а «столица Русского мира». Здесь крестился святой равноапостольный князь Владимир, здесь сражались за Россию Суворов, Кутузов, Нахимов, Корнилов, Истомин, отсюда уходила в изгнание Русская армия Врангеля, здесь бились с фашизмом герои Севастополя и Керчи во время Великой Отечественной войны.

Связан с Крымом и распад Советского Союза. В роковые дни августа 1991 года на полуострове, в Форосе, «отдыхал» от государственных дел первый и последний президент СССР Михаил Горбачев. Эти события отражаются в романе Проханова «Гибель красных богов». Герои или, точнее, антигерои романа - советники Горбачева -строят в президентской резиденции геополитические «замки на песке». Действие происходит в буквальном смысле в песочнице, символизируя качество этих «государственных прожектов».

Среди возводимых «строений» - зал Братства Мира, зал Экономики Мира, зал Птицы Мира, «куда один из советников, тощий, с английскими седыми усами, положил мертвого воробья. Другой советник, весь в складках прозрачного жира, ловил бегающих вокруг муравьев, заталкивал внутрь сооружения, мешая покинуть песочный замок. Сооружение росло, наполнялось обитателями, а советники, счастливые, неутомимые, воплощали в жизнь свой сокровенный проект» [4].

47

Муравьи - это граждане отсчитывающего свои последние дни СССР, которых под присмотром послов Франции и Великобритании насильно заталкивают в отдельные псевдонезависимые государства. Советский Союз растворяется, распускается под демагогическую болтовню Горбачева о том, что планета - наш общий дом, а «ядерный чемоданчик» президента превращается в хранилище для купальника его жены и маленькой крымской ракушки.

Проханову очевидна глобальная цель «коллективного Запада», которая заключается в расчленении и уничтожении России с целью воспользоваться ее огромными природными ресурсами для поддержания нынешнего уровня потребления и благосостояния пресловутого «золотого миллиарда». В 2002 году, в статье «Полковнику Путину никто не пишет» Проханов отмечал: «Американские дровосеки раскалывают Россию, как березовый чурбак. В распиленный торец с кольцами тысячелетней империи, в радиальные трещины вбивают аккуратные клинья. Несколько - в Среднюю Азию. Еще один - в Грузию. Другой - в Крым. Третий - в Приморье. Осторожно постукивают, расширяют трещины, вгоняют новые клинушки. Чтобы с последним ударом распалась огромная деревянная плаха. Не разлетелась с грохотом в разные стороны, а с мягким треском развалилась грудой поленьев. Долби себе каждое по отдельности колуном, бери в охапку, тащи в печь «нового мирового порядка» [12].

«Уже прозвучали из уст крупнейших политиков Запада слова об «интернационализации» российских ресурсов. Войны будущего будут вестись за нефтяные поля Западной и Восточной Сибири, за пресную воду Байкала и Онежского озера, за пространства русской Евразии, позволяющей в сжатые сроки перебрасывать нефть с Таймыра в Китай, товары из Токио в Берлин...» [17], - замечал Проханов в 2006 году в очерке «Сияющий меч державы». И прогнозировал, что США и их союзники будут стремиться дестабилизировать Россию, провоцируя внутренние смуты и конфликты.

Писатель критиковал тогдашнюю политику России, отказывающейся поддерживать русское движение в Крыму, Абхазии, Приднестровье и других регионах. Бандеровская, нацистская природа постсоветской Украины стала очевидной для него намного раньше, чем для облеченных государственной властью кремлевских политиков. Еще в 1997 году Проханов опубликовал статью с говорящим названием: «Гитлер и Бандера в гостях у Ельцина», в которой констатировал: тогдашний президент России отдал русский Крым украинским националистам - последователям фашистской идеологии.

В 2006 году, в очерке «Империя Полярной звезды», Проханов, анализируя «непрестанную склоку» между Украиной и Россией, отмечал: «В этом пестром и затейливом ворохе маскируются две встречные тенденции, создающие долговременный, не поддающийся урегулированию конфликт. Первая тенденция - Украина, выпавшая из гнезда СССР, стремится что есть мочи стать суверенным, самодостаточным, национальным государством. Вторая тенденция - после пятнадцатилетнего обморока затоптанная либеральными башмаками Россия вновь начинает осознавать себя империей, втягивает гравитацией своего континента отвалившиеся «дурные» окраины. Две эти тенденции сталкиваются, как океанская и речная вода, создавая бурлящий слой непрерывных противоречий» [6].

По оценке Проханова, Украине мешает стать полноценным национальным государством мощный русский компонент населения в Крыму и Левобережье, тяготеющий к России, а также экономическая ущербность и недостаточность этого «огрызка» СССР. Помогает - протекторат Америки и Европы, стремящихся «отцепить»

48

_Мащенко А. П._

Украину от России, и воля киевского руководства, сделавшего национальный, «европейский» выбор.

«Этот тлеющий, похожий на гниение конфликт будет длиться как угодно долго, вплоть до «глобального обвала», предполагающего смещение центров влияния и новый «передел мира» [6], - прогнозировал писатель. Сегодня, в году 2022-м, мы не просто наблюдаем, а переживаем этот «глобальный обвал».

«Мощный русский компонент населения в Крыму» сначала на протяжении 23 лет удерживал независимую Украину в российской орбите, не позволял ей превратиться в откровенно антироссийское государство, заставлял захвативших власть в Киеве националистов считаться с русским фактором. Когда же это стало невозможно, после событий на майдане и государственного переворота 2014 года, Крым просто ушел из Украины домой, к родным берегам. Вслед за ним двинулись Донбасс, Новороссия, Слобожанщина. Этот распад постсоветской Украины в ее неестественных, а еще точнее - противоестественных границах продолжается на наших глазах.

Исторические события, героями, статистами, свидетелями, жертвами которых мы являемся, - не что иное, как продолжение тектонических сдвигов, вызванных крушением СССР - величайшей геополитической катастрофы не только ХХ-го, но и XXI века. Это длящийся во времени процесс, который растягивается на десятилетия - долгие для конкретного человека и ничтожные по меркам истории.

Критикуя в нулевых годах XXI столетия государственную политику России в Крыму и на всем постсоветском пространстве, Проханов одновременно замечал, что еще не поздно поменять ход игры, перехватить инициативу и переломить ситуацию.

Этот перелом наметился в 2008 г., в ходе пятидневной российско-грузинской войны, которую писатель характеризовал как первую авангардную войну возрождающейся России. По его мнению, это было первое столкновение новой России с НАТО, в ходе которого наша страна доказала, что больше не будет отступать. «Пружина, которую так жестоко согнули в 1991 году, стала распрямляться» [13], - констатировал Проханов.

Ключевым событием на пути возрождения России стало возвращение Крыма. За три дня до исторического референдума, 13 марта 2014 г., Проханов опубликовал статью «Крымское вино победы», в которой писал: «В девяносто первом году по русским нанесли страшный удар. Оглушили, изрезали, исполосовали. Отсекли самые сочные, цветущие ломти государства. А чтобы русские не восстали и не закричали, их топтали и мучили все девяностые годы. И все обрубки русского государства кровоточили и исходили болью. И вот наступает исцеление. Русские просыпаются, русские восстают из тлена и стряхивают прах. Русские сбрасывают страшное иго и идут в свой новый поход, в своё победное шествие, идут, как весна. Чаша великого государства, расколотая варварами и негодяями, начинает склеиваться» [10].

Среди причин, по которым Крым дорог сердцу русского человека, Проханов называет историю полуострова, тесно связанную с историей России, начиная с крещения святого князя Владимира, и преломившуюся в творчестве Александра Пушкина, Льва Толстого и других классиков отечественной литературы.

«В крымском воздухе, в его солёном ветре, в знойных дуновениях, в ароматах роз содержится таинственный эликсир, который страстно вдыхали русские художники и писатели. Этот сладостный эликсир вдохнул Пушкин, когда писал: Среди зелёных волн, лобзающих Тавриду, На утренней заре я видел нереиду...

49

Этот воздух пил и не мог напиться Максимилиан Волошин, писавший в Коктебеле свои грозные стихи. Бунин, Чехов, Горький. В Ялте каждый камень, каждый цветущий куст может рассказать нам о них.

В Ливадийском дворце на берегу бирюзового моря стояли три кресла, в которых восседали Сталин, Рузвельт и Черчилль. И Сталин самшитовым прутиком чертил на песке план будущего послевоенного мира.

Крым своей волшебной росой во все века, во все времена окропляет государство российское, не давая ему исчахнуть» [8], - убежден Проханов.

В упоминавшейся выше статье «Крымское вино победы» писатель также объяснил причины, по которым жители полуострова решили вопреки угрозам Киева и давлению так называемого международного сообщества вернуться в Россию. По его мнению, это произошло прежде всего потому, что крымчане отказались жить под властью пришедших к власти на Украине неонацистов. «На западе украинские города один за другим становились фашистскими. Их жуткая ненависть к русским, яд фашистской энергии хлестнули из Киева по левобережным городам Украины. Русским показали, как выглядит их плаха, как висит над ними топор, как раскачивается над ними петля. Если в сорок третьем фашисты тысячами убивали евреев и сбрасывали их в Бабий Яр, то теперь носители свастик готовы отрыть на Левобережье гигантский котлован и сбросить в него тела двадцати миллионов русских» [10], - писал Проханов.

Крым восстал первым из русских регионов, оторванных от исторической родины в результате распада СССР, и Россия наконец поддержала этот порыв. Писатель уверен: этот грандиозный шаг свидетельствует о том, что Россия поднялась на новый исторический уровень, вновь обрела утерянный было смысл своего существования. После референдума о воссоединении Крыма с Россией, 20 марта 2014 г., Проханов опубликовал статью, которая называется «Путин Таврический», «уравнивая» таким образом президента России с Г. Потемкиным-Таврическим, который присоединил полуостров к нашей стране в конце XVIII ст.

«Крым - как драгоценная перламутровая раковина среди зелёных восхитительных вод. Приложи к ней ухо, и услышишь таинственную музыку русской истории. Но это -поэтический образ, сквозь который просматривается жесткая схватка континентов, стран, политических систем, идеологических моделей» [14], - писал Проханов. Сравните маленькую крымскую ракушку в ядерном чемоданчике Горбачева и драгоценную путинскую перламутровую раковину, в которой звучит таинственная музыка русской истории.

В 2014 г. Россия вступила в посткрымский период своей истории, который характеризуется новой холодной войной, экономическими санкциями, информационными атаками Запада и «спецоперациями» внутренней пятой колонны, констатировал Проханов. Реакцией на это должна стать духовная мобилизация. Кончился период безмятежных развлечений, легкомысленной иронии, либеральных разглагольствований о свободе и либерального скепсиса по отношению к российскому государству. «Государство ещё раз являет себя выразителем национальной воли и народной судьбы. Консолидация народа вокруг государства и вера в него даст спасительную силу среди угроз и напастей мира сего, станет содержанием общественной жизни во многих её проявлениях. Нам предстоит работа, пусть запоздалая, но неизбежная, по преобразованию общества. Спасибо Крыму с его курортами и его севастопольской базой» [14], - писал Проханов.

50

_Мащенко А. П._

В художественном пространстве воссоединение полуострова с Россией осмысливается писателем в романе «Крым», который увидел свет в том же 2014 г. Сюжет не связан с событиями, приведшими к возвращению полуострова в родную гавань, книга писалась раньше, но Крым неслучайно оказался на обложке романа. Он становится символом грядущего духовного преображения главного героя романа Евгения Лемехова, новой обетованной землей, в которую стремится его душа.

Возвращение Крыма знаменует собой возвращение Россией статуса сверхдержавы, начало собирания русских земель и, одновременно, становится вызовом самому существованию нашей страны. Лемехов говорит в романе: «Наш президент дал нам задание. Не только нам, оборонщикам, но и всему народу. В кратчайший срок преодолеть двадцатилетнее отставание. Перепрыгнуть яму, которую вырыли нам либералы. Успеть до начала крупного военного конфликта восстановить оборону, оснастить армию сверхсовременным оружием. Если нет, то нас сомнут, как сказал Сталин. Он-то знал, что до начала войны остаются считаные годы. Тогда Советский Союз дни и ночи строил танки, отливал орудия, запускал самолеты. Это был гигантский рывок, ведущий к Победе. Сейчас мы должны повторить этот тигриный бросок. Не догонять Запад, а, как тигр, срезать угол. Выйти наперерез и оказаться впереди» [7]. Напомним, роман вышел в 2014 г. Крупный военный конфликт, о котором говорит Проханов устами Лемехова, начался восемь лет спустя - в 2022-м.

Для Проханова Крым - не столько географический или исторический объект, сколько глобальное Русское чудо, которым заканчиваются скитания Лемехова, писал в «Российской газете» литературный критик Шамиль Керашев. «Крым - это метафора, -пояснял сам писатель журналисту «Комсомольской правды» Александру Гамову. - Это не тот Крым, который недавно к нам вернулся, и мы все видели эту блестящую операцию, эти референдумы и эти толпы людей, и этих вежливых в зеленом одеянии спецназовцев. Нет, в моей книге Крым - как русская мечта, как русское чудо. Это олицетворение тех таинственных и лучезарных надежд, которые русский народ питал после страшной драмы 1991 года, когда он был ранен, когда он был унижен, когда он был повергнут в прах. И вот из этого праха, из этой тьмы русская мечтательность, русская вера и русская надежда обрела вот эту волшебную метафору Тавриды, Тавриды - Крыма русского» [1].

Анализируя воссоединение полуострова с Россией, Проханов заглядывает в будущее: по его мнению, за Крымом последуют Донецк, Луганск, Харьков, Запорожье, Днепропетровск, Николаев, Одесса. Символом этого собирания русских земель является священный холм в Изборске, куда Проханов с его единомышленниками по консервативному политическому Изборскому клубу всыпали землю из самых значительных мест Крыма - Херсонеса, Ливадии, Сапун-горы, Малахова кургана.

Первая религия русских людей - это православие, а вторая, по Проханову, - это государство. Читаем в романе «Виртуоз»: «Для русских людей государство - это вторая религия. Вся история русских - это летопись обретения государства и его потери, неоглядные беды и траты, связанные с этой потерей, и новые траты - для восстановления павшего государства. Русские готовы платить, не считаясь, за создание государства, ибо знают страшную цену, которую платит народ, теряя свою суверенность» [3].

Согласно геополитическим построениям Проханова, история российского государства - это история пяти империй. Первой была Киевская Русь. Второй -Московское царство Рюриковичей. Третьей - «белое царство» Романовых. Четвертой -

51

«красный» Советский Союз. И, наконец, сейчас мы являемся свидетелями (и участниками) зарождения Пятой империи.

Рассматривая историю России сквозь призму прохановских идей, мы видим, что территории современной Украины входили в состав всех четырех предыдущих империй и сейчас возвращаются в состав Пятой в силу геополитической логики, в силу естественного исторического, языкового, культурного притяжения, которое не могут преодолеть носители украинской националистической идеологии и их американские и европейские «кураторы». Это возвращение началось с воссоединения Крыма с Россией и продолжается интеграцией Донецкой и Луганской народных республик, а за ними -освобожденных территорий Херсонской, Запорожской и Харьковской областей. Воссоединение Крыма с Россией стало, по Проханову, ключевым этапом зарождения и развития Пятой империи. Без Тавриды не было бы и не будет новой России.

«Пятая империя объявит русский народ «разделенным народом», возвращая соотечественникам за пределами изуродованной России веру в то, что они не брошены, не оставлены в плену отступившим воинством. Их видят, помнят, станут вызволять из плена. Это вернет русским по обе стороны временно проведенных «демаркационных линий» чувство общности, «соборности». Русские в Крыму, в Харькове, в Семипалатинске, в Приднестровье и в Нарве станут не обреченным арьергардом убегающих, разгромленных армий Четвертой империи, а сражающимся авангардом атакующей Пятой империи - гвардией «имперских пространств» [11], - писал Проханов.

При этом его Пятая империя - это не национальное русское государство, а именно многонациональная империя, опирающаяся в своем строительстве на опыт Советского Союза. Смысл национальной идеологии Пятой империи заключается в том, что «разделенным» будет назван не только русский, а все населявшие СССР народы, строившие единую великую страну, утверждает Проханов.

По его мнению, особую роль в возвращении Крыма в состав России и строительстве Пятой империи играет Владимир Путин. Первую империю писатель связывает с князем Владимиром, Вторую - с Иваном Грозным, Третью - с Петром Великим, Четвертую - с Иосифом Сталиным и Пятую - с действующим президентом России. «Мы помним мелькнувший на телевидении эпизод, когда Путин в маске и ластах ныряет в море и достаёт с морского дна амфору. Иные насмешники издевались над этим постановочным кадром. Они не ведали, что Путин поднимает со дна морского не амфору, а Крым. Путин будет записан на скрижали русской истории как Путин Таврический» [13], - писал Проханов в статье «Путин - русский мечтатель».

Возвращение Крыма было возвращением в Россию сакрального центра русской государственности, раз за разом повторяет и разъясняет, расширяет, разрабатывает Проханов в своих статьях тезис Владимира Путина. При этом, одновременно, «не Путин строит Россию, не Путин создает всё новые и новые этапы, включая возвращение Крыма, а Россия строит Путина, выстраивает его сознание, душу. Осмелюсь сказать, что не Путин вернул Крым в Россию, а Крым пригласил Путина сделать это!» [16].

Вернув Крым и вместе с ним Херсонес, Россия крестилась второй раз, утверждает писатель. По его мнению, главный ресурс Тавриды - не море, не солнце и не виноград, а могучая таинственная духовная энергия православия, которая изливается на Россию уже больше тысячи лет.

23 мая 2018 года Проханов откликнулся на открытие Крымского моста статьей «С Богом! Поехали!» По оценке писателя, его строительство - это огромная экономическая

52

_Мащенко А. П._

и геополитическая победа. «Крым теперь соединён с коренной Россией и стал неуязвим для всевозможных экономических, водных, газовых и электрических блокад, которые постоянно устраивает Украина. По этому мосту в Крым пойдёт могучая электрическая энергия, потекут потоки пресной воды, потянутся эшелоны с продовольствием, со строительным материалом, поедут туристы. А если, не дай Бог, случится беда, по этому мосту с российского побережья двинутся танки. Мост - прочный и великолепный -выдержит хоть танковую армию [15], - прозорливо отметил писатель.

Однако, по его мнению, открытие Крымского моста имеет не только материальное, но и духовное значение. «В одну сторону по этому мосту может идти электричество, газ, продовольствие, грузы, медикаменты, туристы, а в другую сторону идёт таинственная загадочная энергия, которая именуется энергией чуда, победы, уверенности. И ещё неизвестно, что дороже» [9], - говорил Проханов в интервью-беседе с главой Крыма Сергеем Аксеновым.

По Проханову, каждая из пяти русских империй создает свой Большой стиль. В Первой империи это Софийские соборы Киева и Великого Новгорода, во Второй -колокольня Ивана Великого и храм Василия Блаженного, в Третьей - Медный всадник, в Четвертой - сталинские высотки и, наконец, в Пятой - Мост русской мечты, символизирующий русское чудо возвращения Крыма.

По мнению писателя, возвращение Крыма в Россию можно разделить на пять этапов. Первый - это внутренняя подготовка, народное движение, которое шло на полуострове все 23 года его нахождения в составе Украины. Второй - собственно события Крымской весны 2014 года. Третий - эйфория после референдума и заключения договора о вхождении в состав России. Четвертый - сложнейшая бюрократическая, экономическая, юридическая состыковка с Россией. И пятый - нынешний, характеризующийся военно-политическим кризисом на Украине, который имеет прямую связь с воссоединением Крыма с Россией.

В глазах Проханова нелепым выглядит внутреннее разделение Крыма на Республику Крым и город федерального значения Севастополь. Речь здесь идет не о бюрократической, а о духовной нелепости. «Это одна судьба, одна территория, одна стратегия, одни и те же люди» [9], - полагает Проханов.

Писатель «любит считать». Мы уже видели, что он насчитал пять этапов возвращения Крыма и пять русских империй. А еще - три великие русские горы: Мамаев курган в Сталинграде, Сапун-гора в Севастополе и Саур-Могила под Донецком - так, среди прочего, перебрасывается еще один мост - из Крыма в Донбасс. «Кажется, что все три горы знают друг друга, находятся в таинственном общении. И когда у Саур-Могилы грохотали киевские установки залпового огня, громили величественный монумент, убивали засевших на вершине горы ополченцев, Саур-Могила молила о помощи. И Мамаев курган, и Сапун-Гора откликнулись, пришли на помощь, спасли Донбасс» [5], -пишет Проханов.

У писателя религиозное сознание и религиозная вера в Россию. Он может повторить вслед за Тютчевым:

Умом - Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать -В Россию можно только верить.

53

Или:

Удрученный ношей крестной, Всю тебя, земля родная, В рабском виде Царь небесный Исходил, благословляя.

Касаясь херсонесского колокола, Проханов понимает, что не князь Владимир выбрал православие среди других мировых религий, а православие выбрало его, а через него - и всю Россию.

«С тех пор, когда высохли брызги святой воды на кудрях крещёного князя, Христос выбрал Россию и уже никогда, вплоть до наших дней, не покидал её. И русская история с её муками, восхождением на Голгофу, с её пасхальным воскрешением, с её чудесной, неумирающей верой в благодатное царство, — всё это начиналось здесь, в Херсонесе. Здесь начиналась священная история России. Херсонес и есть священный корень русской истории. И возвращение Крыма в Россию, как сказал президент Путин, вернуло русской государственности её сокровенный священный смысл» [5], - утверждает Проханов.

Россия для писателя не только и даже не столько исторический, географический, геополитический или бюрократический, сколько религиозный феномен. По Проханову, Русский мир рождается в момент крещения князя Владимира. Крым - столица Русского мира, колыбель пяти грандиозных империй, которые одна за другой облекали и облекают русскую жизнь в плоть великого государства.

Значение Крыма - в идеологическом, духовном, метафизическом, религиозном смысле - обнаруживается сейчас в полной мере и будет становиться всё сильнее, объяснял Проханов на открытии севастопольского филиала Изборского клуба. По его сравнению, мир сегодня меняет кожу, сбрасывает старый отживший либеральный уклад, на смену которому идет новый, еще до конца не ясный, источником которого являются Крым и Россия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Непосредственно связанной с Крымом является для Проханова и борьба Донбасса за независимость и воссоединение с Россией - в его понимании это главы одной великой Русской драмы. Этой теме посвящен роман «Убийство городов», написанный в 2015 году и рассказывающий о гражданской войне на Донбассе.

Герой романа Кольчугин, прототипом которого является сам Проханов, говорит президенту России:

«- Очень много разнотолков, много разногласий. Еще недавно Крым объединил народ и власть. Между властью и народом был построен Крымский мост. Но теперь события на Донбассе расшатывают этот мост. Солнце Крыма начинает меркнуть. Народ охвачен сомнениями, боится предстоящих трудностей, страшится ссоры с Америкой. И невыносимо для русского сердца зрелище окровавленного Донбасса. Когда же мы поможем городам Новороссии?» [19].

Президент внимательно слушал. Его брови сдвигались. Нос и подбородок становились острее. Губы стискивались. Словно его мысль стремилась к невидимой точке, в которой сходились все замыслы, все опасения, таилось решение, одно-единственное, предельно опасное, которое ему предстояло принять. Решение, пробивающее тромб русской истории, открывающее путь русскому времени.

«- Вы правы, Крым - это чудо. Я буду откровенен, это чудо и моей жизни. Но за чудо надо платить. Наступил посткрымский период русской истории. Опасности, которые подстерегают Россию, велики. Здесь нельзя ошибиться. России предстоят

54

_Мащенко А. П._

труднейшие испытания. Повторяю, на нас напали. У нас у всех должна быть длинная воля, терпение и стоицизм на годы. Мы опять почувствуем себя русскими, особым народом, которому история во все века готовит тягчайшие испытания. Либо мы примем эти испытания, либо уклонимся от них. И перестанем быть русскими» [19], - отвечает президент.

А его мысли стремятся к «решению, пробивающему тромб русской истории, открывающему путь русскому времени» - решению, которое было принято через семь лет после написания романа - 24 февраля 2022 года.

ВЫВОДЫ

Крым занимает важнейшее место в жизни и творчестве Александра Проханова. Это обусловлено историей полуострова, который осмысливается писателем как духовный исток Русского мира и российского государства. Именно поэтому «империалист Проханов» так остро переживал отторжение Крыма от России в результате распада Советского Союза.

Русская история Тавриды отражается в творчестве Александра Пушкина, Льва Толстого и других классиков отечественной литературы, наследником которых чувствует себя Александр Проханов.

Писатель одним из первых понял бандеровскую, националистическую природу постсоветской Украины, в составе которой после распада СССР оказался Крым, и во многом предвидел дальнейшее драматическое развитие российско-украинских отношений.

Публицистическая, общественная, политическая деятельность Проханова, направленная на воссоединение полуострова с Россией, навсегда останется в истории отечественной литературы и журналистики, неразрывно связанной с историей нашей страны.

Возвращение Крыма стало ключевым событием на пути возрождения России, знаменовало собой начало собирания русских земель, уверен писатель. Согласно его геополитическим построениям, история российского государства - это история пяти империй. Первой была Киевская Русь. Второй - Московское царство Рюриковичей. Третьей - «белое царство» Романовых. Четвертой - «красный» Советский Союз. И, наконец, сейчас мы являемся свидетелями (и участниками) зарождения Пятой империи.

Россия для писателя не только и даже не столько исторический, географический, геополитический или бюрократический, сколько религиозный феномен. По Проханову, Русский мир рождается в момент крещения князя Владимира в Херсонесе. Таврида - это колыбель пяти грандиозных империй, которые одна за другой облекали и облекают русскую жизнь в плоть великого государства. Эти идеи Проханова отчетливо прослеживаются как в его художественном творчестве - прежде всего, в романе «Крым» - так и в многочисленных публицистических статьях.

Сегодня Россия находится в посткрымском периоде своей истории, который характеризуется новой холодной войной, экономическими санкциями, информационными атаками Запада и «спецоперациями» внутренней пятой колонны, которым мы должны противопоставить духовную мобилизацию общества, констатирует Проханов. Мир «меняет кожу», сбрасывает старый отживший либеральный уклад, на смену которому идет новый, еще до конца не ясный, источником которого являются Крым и Россия.

55

Список литературы

1. Гамов, А. П. Александр Проханов: предсказал и майдан, и возвращение Крыма [Электронный ресурс] // «Комсомольская правда». - 15.09.2014. - Режим доступа: https://www.kp.ra/daily/26282.5m60066/ - (Дата обращения: 19.08.2022).

2. Данилкин, Л. А. Человек с яйцом [Электронный ресурс]. - М. : Ад Маргинем, 2007. - CD-ROM.

3. Проханов, А. А. Виртуоз [Электронный ресурс]. - М. : Алгоритм-Книга, 2009. - CD-ROM.

4. Проханов, А. А. Гибель красных богов [Электронный ресурс]. - М. : Эксмо, 2007. - CD-ROM.

5. Проханов, А. А. Гимн Севастополю [Электронный ресурс] // «Завтра». - 20.03.2019. - Режим доступа: https://zavtra.ru/blogs/gimn_sevastopolyu - (Дата обращения: 19.08.2022).

6. Проханов, А. А. Империя Полярной звезды [Электронный ресурс] // Проханов А. А. Алюминиевое лицо. Замковый камень. - М. : Центрполиграф, 2014. - CD-ROM.

7. Проханов, А. А. Крым [Электронный ресурс]. - М. : Центрполиграф, 2014. - CD-ROM.

8. Проханов, А. А. Крым обетованный [Электронный ресурс] // «Завтра». - 17.08.2016. - Режим доступа: https://zavtra.ru/blogs/krim_obetovannij - (Дата обращения: 19.08.2022).

9. Проханов, А. А. Крым как судьба [Электронный ресурс] // «Завтра». - 10.04.2019. - Режим доступа: https://zavtra.ru/blogs/krim_kak_sud_ba - (Дата обращения: 19.08.2022).

10. Проханов, А. А. Крымское вино победы [Электронный ресурс] // «Завтра». - 13.03.2014. - Режим доступа: https://zavtra.ru/blogs/kryimskoe-vino-pobedyi - (Дата обращения: 19.08.2022).

11. Проханов, А. А. Народ и империя едины [Электронный ресурс] // Проханов А. А. Алюминиевое лицо. Замковый камень. - М. : Центрполиграф, 2014. - CD-ROM.

12. Проханов, А. А. Полковнику Путину никто не пишет [Электронный ресурс] // Проханов А. А. Четыре цвета Путина. - М. : Алгоритм, 2013. - CD-ROM.

13. Проханов, А. А. Путин - русский мечтатель [Электронный ресурс] // «Завтра». - 30.01.2019. - Режим доступа: https://zavtra.ru/blogs/putin_-_russkij_mechtatel_ - (Дата обращения: 19.08.2022).

14. Проханов, А. А. Путин Таврический [Электронный ресурс] // «Завтра». - 20.03.2014. - Режим доступа: https://zavtra.ru/blogs/putin-tavricheskij - (Дата обращения: 19.08.2022).

15. Проханов, А. А. С Богом! Поехали! [Электронный ресурс] // «Завтра». - 23.05.2018. - Режим доступа: https://zavtra.ru/blogs/s_bogom_poehali - (Дата обращения: 19.08.2022).

16. Проханов, А. А. Священный Севастополь [Электронный ресурс] // «Завтра». - 01.12.2016. - Режим доступа: https://zavtra.ru/blogs/svyashennij_sevastopol_ - (Дата обращения: 19.08.2022).

17. Проханов, А. А. Сияющий меч державы [Электронный ресурс] // Проханов А. А. Алюминиевое лицо. Замковый камень. - М. : Центрполиграф, 2014. - CD-ROM.

18. Проханов, А. А. Слово к народу [Электронный ресурс] // «День». - № 15. - 1991. - Режим доступа: https://web.archive.org/web/20131014202353/http://www.zavtra.ru/denlit/050/12.html - (Дата обращения: 19.08.2022).

19. Проханов, А. А. Убийство городов [Электронный ресурс]. - М. : Эксмо, 2015. - CD-ROM.

References

1. Gamov A. P. Aleksandr Prokhanov: Predskazal iMajdan, i Vozvrashhenie Kryma [Aleksandr Prokhanov: Predicted Both the Maidan and the Return of Crimea]. Komsomol'skaja Pravda, 15.09.2014. Available from: https://www.kp.ru/daily/26282.5m60066/ (accessed 19.08.2022).

2. Danilkin L. A. Chelovek s Jajcom [The Man with the Egg]. Moscow : AdMarginem, 2007. - CD-ROM.

3. Prokhanov A. A. Virtuoz [Virtuoso]. Moscow : Algoritm-Kniga, 2009. - CD-ROM.

4. Prokhanov A. A. Gibel'KrasnyhBogov [Death of the Red Gods]. Moscow : Eksmo, 2007. - CD-ROM.

5. Prokhanov A. A. Gimn Sevastopolju [Anthem to Sevastopol]. Zavtra, 20.03.2019. Available from: https://zavtra.ru/blogs/gimn_sevastopolyu - (accessed 19.08.2022).

6. Prokhanov A. A. ImperijaPoljarnojZvezdy [Empire of the North Star]. Prokhanov A. A. AljuminievoeLico. ZamkovyjKamen'. Moscow : Centrpoligraf, 2014. - CD-ROM.

7. Prokhanov A. A. Krym [Crimea]. Moscow : Centrpoligraf, 2014. - CD-ROM.

8. Prokhanov A. A. Krym Obetovannyj [Crimea Promised]. Zavtra, 17.08.2016. Available from: https://zavtra.ru/blogs/krim_obetovannij (accessed: 19.08.2022).

9. Prokhanov A. A. Krym kak Sud'ba [Crimea as Destiny] Zavtra, 10.04.2019. Available from: https://zavtra.ru/blogs/krim_kak_sud_ba (accessed: 19.08.2022).

56

_Мащенко А. П._

10. Prokhanov A. A. Krymskoe Vino Pobedy [Crimean Vine of Victory] Zavtra, 13.03.2014. Available from: https://zavtra.ru/blogs/kryimskoe-vino-pobedyi (accessed: 19.08.2022).

11. Prokhanov A. A. Narod i Imperija Ediny [The People and the Empire are One]. Prokhanov A. A. Aljuminievoe Lico. Zamkovyj Kamen'. Moscow : Centrpoligraf, 2014. - CD-ROM.

12. Prokhanov A. A. Polkovniku Putinu Nikto ne Pishet [No One Writes to Colonel Putin]. Prokhanov A. A. Chetyre cveta Putina. Moscow : Algoritm, 2013. - CD-ROM.

13. Prokhanov A. A. Putin - Russkij Mechtatel' [Putin is a Russian Dreamer]. Zavtra, 30.01.2019. Available from: https://zavtra.ru/blogs/putin_-_russkij_mechtatel_ (accessed: 19.08.2022).

14. Prokhanov A. A. Putin Tavricheskij [Putin Tauride]. Zavtra, 20.03.2014. Available from: https://zavtra.ru/blogs/putin-tavricheskij (accessed: 19.08.2022).

15. Prokhanov A. A. S Bogom! Poehali! [With God! Go!]. Zavtra, 23.05.2018. Available from: https://zavtra.ru/blogs/s_bogom_poehali (accessed: 19.08.2022).

16. Prokhanov A. A. Svjashhennyj Sevastopol' [Sacred Sevastopol]. Zavtra, 01.12.2016. Available from: https://zavtra.ru/blogs/svyashennij_sevastopol_ (accessed: 19.08.2022).

17. Prokhanov A. A. Sijajushhij Mech Derzhavy [Radiant Sword of Power]. Prokhanov A. A. Aljuminievoe Lico. Zamkovyj Kamen'. Moscow : Centrpoligraf, 2014. - CD-ROM.

18. Prokhanov A. A. Slovo k Narodu [Word to the People] Den', no. 15, 1991. Available from: https://web.archive.org/web/20131014202353/http://www.zavtra.ru/denlit/050/12.html (accessed: 19.08.2022).

19. Prokhanov A. A. Ubijstvo Gorodov [Killing Cities]. Moscow : Eksmo, 2015. - CD-ROM.

CRIMEA IN PROSE AND JOURNALISM BY ALEKSANDR PROKHANOV1

Mashchenko A. P.

The article analyzes the role of Crimea in the life, work, public and political activities of Aleksandr Prokhanov. The writer's close attention to the fate of Taurida is due to the history of this region. Prokhanov interprets Chersonese as the spiritual source of the Russian world and the Russian state and feels himself the heir of Aleksandr Pushkin, Leo Tolstoy and other classics of Russian literature, whose work is associated with Taurida.

The "imperialist Prokhanov" was keenly aware of the collapse of the Soviet Union, after which Crimea became part of Ukraine - anti-Russia. The writer was one of the first to understand the nationalist nature of the independent Ukrainian state and in many ways foresaw the further dramatic development of Russian-Ukrainian relations. Prokhanov's journalistic, public, political activities contributed to the reunification of the peninsula with Russia and will forever remain in the history of Russian literature and journalism, inextricably linked with the history of our country. The return of the Crimea was a key event on the way to the revival of Russia, marked the beginning of the gathering of Russian lands, the writer is sure. Russia for him is not only and even not so much a historical, geographical, geopolitical or bureaucratic phenomenon as a religious phenomenon. These ideas of Prokhanov are clearly seen both in his artistic work - primarily in the novel "Crimea" - and in numerous journalistic articles.

Key words: Aleksandr Prokhanov, Crimea, Russia, Ukraine, literature, journalism, politics.

1 This study was financially supported by the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation, Priority-2030 programm N 075-15-2021-1323.

57

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.