Научная статья на тему 'Крым в Евразийских интеграционных процессах: потенциал и риски'

Крым в Евразийских интеграционных процессах: потенциал и риски Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
49
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЫМ / ЕВРАЗИЙСКИЕ ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ПОТЕНЦИАЛ КРЫМА В ЕВРАЗИЙСКИХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ / РЕГИОНАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КРЫМА / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КРЫМА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Протченко Ю. В.

Республика Крым способна показать себя как весомый субъект в евразийских интеграционных процессах Российской Федерации. В настоящей работе оценивается значимость и возможная степень влияния Крыма на Евразийские интеграционные процессы, потенциал и риски данного региона в этом векторе развития. В статье приведен ряд преимуществ, которыми обладает данный регион по сравнению с остальными субъектами Российской Федерации, дана оценка возможных перспектив реализации экономического потенциала Республики Крым в Евразийских интеграционных процессах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Крым в Евразийских интеграционных процессах: потенциал и риски»

УДК: 327.3

КРЫМ В ЕВРАЗИЙСКИХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ:

ПОТЕНЦИАЛ И РИСКИ

Протченко Ю.В.,

магистрант, Институт социологии и регионоведения, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону,

Аннотация. Республика Крым способна показать себя как весомый субъект в евразийских интеграционных процессах Российской Федерации. В настоящей работе оценивается значимость и возможная степень влияния Крыма на Евразийские интеграционные процессы, потенциал и риски данного региона в этом векторе развития. В статье приведен ряд преимуществ, которыми обладает данный регион по сравнению с остальными субъектами Российской Федерации, дана оценка возможных перспектив реализации экономического потенциала Республики Крым в Евразийских интеграционных процессах.

Ключевые слова: Крым, Евразийские интеграционные процессы Российской Федерации, потенциал Крыма в Евразийских интеграционных процессах, региональное взаимодействие, социально-экономическое развитие Крыма, стратегическое развитие Крыма.

В состав Российской Федерации как полноправный субъект Республика Крым вошла в 2014 году, но интеграция региона в пространство России растянулась на 2 года и полностью был завершена в июле 2016 г., когда Крым вошел в состав Южного федерального округа (ЮФО). Вхождение Республики Крым в состав Российской Федерации повлекло за собой изменение темпа и направления развития региона, в результате чего появилась необходимость в проектировании Стратегии социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года, соответствующей новым тенденциям, стоящим перед данным регионом. Этот документ стал центральным механизмом системы стратегического планирования Республики Крым. Стратегия социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года главным образом берет во внимание специфические геополитические и социально-экономические критерии, в которых находилась Республика Крым после включения в состав Российской Федерации [5, с. 1-3].

Успешная реализация на практике Стратегии социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года станет для

169

Республики Крым своеобразным трамплином для попадания в общероссийское экономическое пространство, будут созданы благоприятные условия для привлечения инвестиций, повысится конкурентоспособность экономики, повысится уровень жизни населения, произойдет ускорение социально-экономического развития данного региона [2, с. 7-12].

По мнению автора, именно с момента разработки в начале 2017 года стратегии развития Республики Крым до 2030 года можно оценивать долгосрочные перспективы, возможности, вовлеченность данного региона в Евразийские интеграционные процессы, стать активным актором которых данный регион имеет все шансы [4, с. 559-561]. Стоит подчеркнуть, что одним из главных положений стратегии социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года является так называемый «евразийский разворот», то есть понимание увеличивающейся роли Азии в мировом экономическом пространстве и осознание необходимости расширения наличия «крымского» продукта на ее рынках [2, с. 7-12]. Таким образом, особенно значимым является анализ перспектив Республики Крым принять участие в Евразийских интеграционных процессах (ЕИП), которые стремительно развивает Российская Федерация в Концепции своей внешней политики.

Для успешной вовлеченности Республики Крым в интеграционные и международные интеграционные процессы, главным образом Евразийские, необходим детальный анализ возможностей и перспектив данного региона, своего рода маркетинг территории с последующим пониманием его ценности и значимости всеми субъектами, вовлеченными в эти интеграционные процессы. Необходимо четко выделять приоритетные достоинства субъекта для последующего включения в Евразийскую интеграцию рассматриваемого региона, как значимого актора экономического развития и производителя регионального товара Российской Федерации [2, с. 7-12].

Республика Крым как субъект Российской Федерации имеет все шансы стать значимым актором в Евразийских интеграционных процессах (ЕИП) и заявить о себе как крупный производитель регионального товара Российской Федерации по ряду причин. Данный субъект обладает достаточным потенциалом для участия во внешних экономических процессах, причем потенциал этот достаточно разносторонний и не сводится к одной сфере (например, туристической) [1, с. 317-322]. До событий «Крымской весны» 2014 года в российском обществе было широко распространено мнение, что Крым - это прежде всего объект индустрии туризма, в котором сконцентрированы только объекты туристско-рекреационного потенциала (море, пляжи, историко-культурные достопримечательности, горы и т.д.) [5, с.

170

2-5]. Однако ведущие российские специалисты в области экономики провели серьезную работу по оценке форм регионального продукта, с которым Республика Крым способна заявить о себе не только на внутреннем российском рынке, но и во внешнеэкономической системе, включиться в Евразийские интеграционные процессы (ЕИП) [4, с. 559-561].

В результате проведения ряда исследований, в том числе целевого SWOT-анализа регионального продукта Республики Крым, были выделены наиболее значимые факторы Республики Крым как производителя регионального товара, среди которых: 1) геополитический; 2) ресурсно-промышленный; 3) военно-промышленный; 4) транспортный; 5) сельскохозяйственный; 6) культурно-исторический; 7) санаторно-курортный [5, с. 2-5].

Таким образом, крымский региональный продукт и перспективы Республики Крым оказались значительно шире и не сводятся только к потенциалу развития в индустрии туризма.

По мнению автора, существенным фактором во внешнеэкономическом развитии региона является геополитический фактор, обусловленный уникальным географическим положением Республики Крым. Не вызывает никаких сомнений тот факт, что Крым занимает важное геополитическое приморское положение в Азовско-Черноморском регионе. Еще в Средние века на побережье Крымского полуострова пересекались крупные торговые пути, некоторые из них вели в Центральную и Восточную Азию, а другие - в Средиземноморские государства [2, с. 11-12]. Итак, можно сказать, что территория Крыма исторически была задействована в международных экономических процессах, и геополитическое положение Республики Крым в настоящее время выступает в качестве потенциала для региона по участию в процессах Евразийской интеграции.

Что касается ресурсно-промышленного фактора Крыма, то стоит сказать, что в регионе сосредоточены крупные запасы нефти и газа, насчитывается порядка 44 месторождений углеводородного сырья. Кроме этого, промышленность является главной отраслью экономики Республики Крым. Серьезную часть мирового рынка занимает Крым в нефтеперегонной промышленности [5, с. 2-3].

Нельзя не обратить внимание на тот факт, что регион столкнулся с трудностями переходного периода (2014 год), когда произошло снижение показателей экономической сферы и уровня жизни населения. Так в 2014 году был отток прямых иностранных инвестиций в размере 15 млн. долларов. Однако уже в 2015 году ситуация в экономической сфере несколько стабилизировалась: индекс промышленного производства вырос на 12,4%,

171

увеличился импорт из стран СНГ, количество туристов увеличилось на 21%, уменьшились темпы роста инфляции (рост на 27,6%) [2, с. 12-13]. Однако нельзя не заметить и негативные моменты в экономике, которые все еще сохраняются, и они же могут выступать в качестве возможных рисков для успешного вовлечения и позиционирования Крыма в Евразийских интеграционных процессах (ЕИП): оборот розничной торговли уменьшился на 5,3%, инвестиции в основной капитал - на 11,2%, сельскохозяйственное производство - на 13,4%. Кроме этого, уровень экономического развития Республики Крым в среднем ниже среднероссийских показателей [2, с. 12-14].

Совокупность внешних и внутренних факторов, как правило, определяет общий уровень конкурентоспособности экономики Республики Крым, и как следствие задействованность Крыма как субъекта Российской Федерации в Евразийские интеграционные процессы. Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, можно выделить следующие сильные стороны по вовлечению Крыма в процессы Евразийской интеграции как полноправного субъекта Российской Федерации: 1) выгодное экономико-географическое положение - выход к Азовскому и Черному морям, наличие пяти морских портов (Керченский рыбный, Керченский, Феодосийский, Ялтинский, Евпаторийский), которые способны обеспечить транспортную и внешнеэкономическую связь с зарубежными странами-партнерами в рамках Евразийского региона, имеющими выход к морю; 2) действие льготного режима Свободной экономической зоны в пределах всей территории Республики Крым; 3) развитая сфера промышленности, наличие запасов полезных ископаемых; 4) наличие туристско-рекреационных ресурсов и, как следствие, развитие индустрии туризма и лечебно-оздоровительного комплекса [2, с. 15-17].

Можно также выделить слабые стороны (риски) региона по вовлечению в процессы Евразийский интеграции, а именно: 1) нарушение прежних экономических связей, изменение рынков сбыта, снижение интенсивности внешнеэкономических связей; 2) дефицит высококвалифицированных кадров для будущего технологического рывка и вовлечение в процессы Евразийской интеграции Республики Крым; 3) действия экономических санкций, ограничивающих приток иностранных инвестиций, внешнеэкономические угрозы; 4) низкий уровень инновационности организаций Крыма, устаревшие модели управления [3, с. 256-260].

Крыму для активного включения в процессы Евразийской интеграции необходимо реализовать свой потенциал по ряду критериев, таких как: 1) дифференциация экономических и культурных связей Крыма (заключение новых внешнеэкономических и культурных связей со странами Евразийского

172

региона, например); 2) повышение конкурентоспособности экономики Крыма, внедрение в нее новых инновационных технологий, и повышение качества предоставляемых услуг в сфере туризма и сервиса; 3) работа по увеличению спроса на крымские курорты как со стороны российских, так и со стороны международных туристов (из стран Евразийского региона, например) и т.п. [2, с. 15-17].

Итак, Республика Крым имеет все шансы, чтобы заявить о себе как значимый субъект Российской Федерации, активно включиться в процессы Евразийской интеграции для укрепления своего экономического развития. Потенциал Крыма для участия в Евразийских интеграционных процессах, безусловно, огромен, за последние три года была проделана огромная работа по модернизации экономики этого региона, однако, в условиях геополитической нестабильности сложившихся сегодня в мире необходимо учитывать также и риски, препятствующие для Крыма участвовать в Евразийских интеграционных процессах.

Литература:

1. Бузин А.Н. Научный потенциал Республики Крым в инновационном пространстве России // Образование и наука без границ: фундаментальные и прикладные исследования. 2016. № 1. С. 317-322.

2. Закон Республики Крым от 09.01.2017 г. №352-ЗРК/2017 «О стратегии социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года» [электронный ресурс] // Сайт «Информационно-правовой портал: Гарант.Ру». Режим доступа: http://www.garant.ru/hotlaw/crimea/1086680/ (дата обращения 14.04.2018).

3. Самогородская С.А. Проблемы привлечения инвестиций в экономику Республики Крым в условиях геополитической нестабильности // Развитие экономики в нестабильной международной политической ситуации / Под общ. ред. Л. Совершаева. СПб: С.-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, 2016. С. 256-260.

4. Троян И.А. Евразийский экономический союз: возможности развития крымского бизнеса // Менеджмент предпринимательской деятельности. Материалы XIV Научно-практической конференции Симферополь, 7 апреля 2016. Симферополь: Ариал, 2016.а. С. 559-561.

5. Шевченко О.К. Республика Крым в контексте евразийских интеграционных инициатив Российской Федерации: постановка проблемы // Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. 2017. Т. 14. №1. С. 11.

173

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.