Научная статья на тему 'КРЫЛАТЫЙ ЧИТАТЕЛЬ'

КРЫЛАТЫЙ ЧИТАТЕЛЬ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
9
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СКАЗКА / КОНКУРС "ЖИЛ-БЫЛ ВОРОБЕЙ"

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шарикова Галина Юрьевна

Работа участника литературного конкурса «Жил-был воробей» Вадима Мункуева. Сказка «Крылатый читатель».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КРЫЛАТЫЙ ЧИТАТЕЛЬ»

ДЕТСКАЯ СТРАНИЧКА

Юные читатели и читательницы! В этом выпуске предлагаем вам познакомиться с работой участника литературного конкурса «Жил-был воробей»

Вадима Мункуева. Вадим — ученик 6 класса из г. Реутов Московской области.

КРЫЛАТЫм ЧИТАТЕЛЬ

«Тяжела жизнь обычного воробья в городе?» — спросите вы, а я, будучи этим самым обычным воробьём, отвечу: «Да, хлопот немало, однако я не унываю».

Родился я в городе, родители, как положено, заботились обо мне до того момента, как я вместе со своими братьями и сёстрами вылетел из родительского гнезда, а после пришлось самому разбираться со всем, но я справился, хоть было и трудно. Поначалу было страшно, я не отлетал от братьев и сестёр ни на крыло, спал с ними на чердаке одного из близлежащих домов, прижавшись друг к другу для тепла, но в какой-то момент понял, что пора что-то менять.

Отец первое время летал с нами, показывал, где можно найти пропитание, а в какие места лучше даже не летать. И когда я набрался храбрости и объявил о своём решении отделиться от стаи, внезапно поддержал и даже одобряюще коснулся крылом, когда я показал место, где собирался свить своё собственное гнездо.

— Библиотека? — спросил он, сидя со мной на ветке дерева у входа в двухэтажное здание и смотря на надпись на табличке. Он внимательно осматривал окна, вдруг там мелькнёт какой-нибудь кот, но всё было спокойно, котов не наблюдалось, а значит, опасности не было.

— Тепло, людей не так много, а вечером они уходят, так что можно не бояться, что меня обнаружат, — бойко ответил я, перепрыгнув на ветку повыше.

Прямо под нами проходили люди, о чём-то шумно переговариваясь, им было не до нас, но мы всё равно были настороже. Привычка.

— Хорошее место, — только и сказал довольно отец, напоследок дав подзатыльник крылом, и улетел.

Так я и стал жить под крышей библиотеки: днём летал по своим делам, искал пропитание, навещал родителей, успевал видеться со своими братьями и сёстрами, сидел с ними на ветках дерева у ресторана быстрого питания, летая наперегонки в надежде урвать крошки от бургеров или упавшие ломтики жареного картофеля.

Родительское гнездо было всё там же, только наши места уже были заняты новыми братьями и сёстрами, которых неустанно выхаживали наши родители. Отец и мать попеременно летали за добычей: приносили в клювах вкусных насекомых, которых с такой радостью уплетали маленькие птенчики.

Рисунок Максима Андрияшкина

По вечерам я возвращался к своему новому дому, приносил что-нибудь для постройки гнезда, обычно это была соломинка или, если повезёт, то клочок мягкой тряпочки. Понемногу гнездо строилось, я его утеплял как мог, даже несколько раз выгонял особенно наглых сородичей. Вот же дело, я гнездо строил-строил, а кто-то просто возьмёт и его заберёт? Ну уж нет.

В целом библиотека, над которой я жил, ничем особо и не отличалась от других домов: временами я садился на карниз какого-нибудь окна и часами наблюдал за тем, как внутри сновали туда-сюда люди, брали книги с полок и читали их за столами. Наверное, там было что-то интересное, ведь они могли читать их часами — только страницы успевали переворачивать. Сам я книги не любил читать: все книги, которые я видел, были неинтересные. Мне куда как чаще попадались газеты — вот их в парках на скамейках сколь-

ко хочешь. Иногда особенно интересные статьи я отрывал и нёс в гнездо: и перечитать можно, и гнездо утеплить.

Как-то раз я заметил, что одно из окон библиотеки осталось приоткрытым, я присел на карниз и заглянул в окно — в комнате никого не было. Я бы, может, и полетел к себе, но случайно посмотрел на стол, что стоял как раз рядом с окном и увидел открытую книгу, а на её странице красивый рисунок. Я пригляделся и внезапно увидел себя. Любопытство тут же взыграло, ведь как так вышло, что меня даже в книгах рисуют? А может, там даже про меня что-то написано?

Протиснуться в приоткрытое окно труда не составило, на секунду-другую я замер, вслушиваясь, есть ли кто в здании, но вокруг стояла тишина, и я осмелился облететь комнату, прежде чем сесть на стол рядом с книгой, что так меня заинтересовала.

«Воробей», И. С. Тургенев — значилось на странице, и я перескочил на страницу, чтобы рассмотреть картинку. Птица, которая была изображена на соседней странице, всё-таки при ближайшем рассмотре-

Какие произведения про воробьёв

читали вы?

нии была чуть-чуть другой, но сходство всё равно прослеживалось. Я взглянул на рисунок ещё раз и решил всё же прочитать, что тут написано про воробьёв. Надеюсь, не про то, что мы плохие и досаждаем людям — терпеть не могу такое про себя и своих сородичей читать.

Но этот И.С. Тургенев, однако, показался мне хорошим человеком: я каждую строчку через себя пропустил, волновался за молодого воробья и за старого воробья как за себя, даже не удержался от того, чтобы восхищённо чирикнуть, когда прочитал, что автор «благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным ее порывом».

Рассказ мне понравился, да так понравился, что я на эмоциях ещё несколько раз облетел комнату, прежде чем вернуться к книге, и ещё раз посмотреть на рисунок. Это ведь значит, что про нас, воробьёв, тоже что-то хорошее и интересное пишут. Мысль мне понравилась, настолько, что засыпал я в своём почти до-

строенном гнезде счастливым.

Знаете, сколько я всего перечитал про воробьёв? Всё, что пока смог найти в этой библиотеке: «Воробей» Л.Н. Толстого, «Воробьишко» М. Горького, «Растрёпанный воробей» К.Г. Паустовского, «Воробей» А.Н. Толстого, «Сказка Про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу» Д.Н. Мамина-Сибиряка, «Когда мы смеемся» Н.Н. Носова.

Я прочёл каждый из этих рассказов, да и не по одному разу, даже в энциклопедиях про воробьёв читал. Не думал, что люди так много про нас знают и так много про нас пишут. Я даже родителям про книги рассказал, они удивились, ведь тоже не ожидали, что не все люди к нам так могут относиться.

Я теперь каждый вечер в библиотеке провожу, ищу рассказы про воробьёв, да и вообще про птиц. Вот только про хищных птиц пока читать боюсь, но наберусь храбрости и про них всё прочту. Когда-нибудь.

Соберите пословицы и поговорки

Нет той веточки,

а камень долбит.

Вольному воробью

там и воробей.

Где просо —

и соловей в клетке завидует.

Слово не воробей,

чтоб воробей не сидел.

Капля — воробью глотка нет,

вылетит — не поймаешь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.