Научная статья на тему 'Кружева из золотой соломки'

Кружева из золотой соломки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кружева из золотой соломки»

ТВОРЧЕСКИЙ МАРАФОН // Калейдоскоп

КРУЖЕВА ИЗ ЗОЛОТОЙ СОЛОМКИ

С. В. Иванина, преподаватель ГОУ СПО «Кемеровский педагогический колледж»

Общение с природой, знакомство с произведениями искусства, с изделиями народных промыслов и ремесел положительно влияют на формирующуюся личность. Кроме того, процесс общения становится активным, когда участники не просто наблюдатели, а творцы, превращающие природные материалы в прекрасные изделия, получающие творческое удовлетворение. Выбор материалов и неограниченные возможности техник создают почву для новых открытий и находок. Обучающиеся с удовольствием работают в традиционных и смешанных техниках.

Одним из наиболее благодатных и простых материалов является солома злаковых культур. Заготовленная заранее солома — прекрасный материал для аппликации, изготовления объемных игрушек и плетения.

Плетение из соломки, пожалуй, самый интересный вид художественного творчества. Появилось оно вместе с земледелием, когда соломы после обмолота урожая оставалось так много, что человек со свойственной ему прак тичностью стал задумываться над дальней шим ее использованием.

Наши предки занимались плетением из со ломки не одну тысячу лет. И связано соломо плетение с культом хлеба. Люди тонко чув

ствовали особую сущность, хлебный дух, живущий в сухом стебле. Чувствовали они и земной дух, дух почвы. Именно из соломы стали делать первые обереги.

Искусство соломоплетения живо и в наши дни. Трудно представить себе, что из спелой колосящейся в поле пшеницы можно изготовить изделия, достойные руки настоящего мастера, но тем не менее это так.

Для плетения используют преимущественно ржаную соломку, так как среди злаковых растений стебель ржи имеет наибольшую длину и отличается прочностью. Это очень доступный материал, не требующий сложной технологической обработки. Ржаная солома лучше держит форму при плетении.

Первые шаги в общении с соломкой обучающиеся делали в аппликации из полос стебля овса, затем учились основам плетения на бумажных лентах. В процессе создания работ осваивали азы мастерства, анализируя работы белорусских умельцев, рассматривая мастер-классы современных художников, таких как Лариса Гуржий.

Способов плетения много. Любой цветок состоит из нескольких лепестков, листьев стебля. Каждый его элемент требует терпения, особого способа плетения.

Наши студенты с увлечением работают над своими индивидуальными проектами. Творческие работы в технике соломоплетения выставлялись на областных конкурсах. Авторы работ осознают себя по-настоящему творческими личностями и радуются новым находкам. Продолжая традиции, они учат других, проводят свои мастер-классы, проявляя интерес студентов к творчеству.

ТВОРЧЕСКИЙ МАРАФОН // Калейдоскоп

КУЛЬТУРА СЕМЬИ

Г. А. Жогина, преподаватель физики ГБОУ СПО «Тяжинский агропромышленный техникум»

В наши дни слишком много людей знают всему цену, но не понимают истинных ценностей.

Энн Ландерс

Мы рождены в многонациональной стране, где каждый достоин огромного уважения к истории своего народа, самобытной философии, нравственным устоям и эстетическими понятиям. Но в наше время, к великому сожалению, мы все чаще сталкиваемся с проблемой ассимиляции: растворением друг в друге разных культур, потерей самобытности русского народа. С исчезновением исконно русской культуры может исчезнуть и сам народ. Чтобы не случилось непоправимого, необходимо приобщать наших детей к духовным ценностям, культуре и искусству их предков, к православным традициям, обрядам и праздникам; необходимо формировать в них чувство любви к своей стране и гордости за свою малую родину. К. Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека...»

Данная философия лежит в основе наших семейных ценностей.

Нашему семейному союзу уже 23 года. С мужем, Анатолием Васильевичем Жогиным, преподавателем профессиональных дисциплин ГБОУ СПО ТАПТ, мы воспитываем дочь Екатерину, студентку Российской академии музыки имени Гне-синых.

Наша семья имеет славянские корни, поэтому мы ориентируемся на русские народные традиции, поддерживаем православную культуру,

и в этом направлении развиваем свою дочь.

К тем знаниям обычаев и культуры нашего народа, которые передали нам родители через любовь к русскому аутентичному фольклору, интерес к предметам быта, орудиям труда, к национальной одежде жителей разных регионов России, мы старались добавить новые. Это изучение основ языческой культуры древних славян, истории возникновения христианства на Руси, православных обрядов и праздников (в нашем образовательном учреждении на протяжении десятка лет я вела кружок «Духовная культура»). Мы приобщали к фольклорному искусству нашу маленькую дочь, которая очень любила слушать русские народные сказки, смотреть мультфильмы о русских богатырях, петь русские народные песни и частушки. Мы покупали ей книги с пластинками, рассказывали сказки на ночь, разучивали потешки, прибаутки, считалки, поговорки, играли вместе с ее друзьями в народные игры.

Насаждение через средства массовой информации инородных культур, без всякого сомнения, оказывает большое влияние на духовные потребности наших детей, и поэтому для формирования более устойчивого интереса к русскому фольклорному искусству мы решили использовать профессиональные средства музыкального фольклора. Наша дочь прошла испытания и поступила обучаться в детскую школу искусств

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.