Научная статья на тему 'Крупные международные проекты и их характерные особенности относительно существующего понятия «Мегапроект»'

Крупные международные проекты и их характерные особенности относительно существующего понятия «Мегапроект» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3870
516
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕГАПРОЕКТ / КРУПНЫЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПРОЕКТ / МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ КРУПНОГО МЕЖДУНАРОДНОГО ПРОЕКТА / MEGA-PROJECT / THE MAJOR INTERNATIONAL PROJECT / ACTIONS FOR IMPLEMENTATION OF THE MAJOR INTERNATIONAL PROJECT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Королёв А.М.

Вопрос реализации мегапроектов в мире сейчас достаточно актуален. Такие проекты зачастую определяют уровень роста и развития национальных экономик и практически не могут быть реализованы без широкого интернационального сотрудничества. Уникальность мегапроектов усложняет задачу их классификации, тем не менее уже сейчас можно говорить о существовании инфраструктурных и нефтегазовых, как наиболее популярных типов мегапроектов, а также специфичных крупных международных событий, проведение которых подразумевает реализацию нескольких локальных мегапроектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAJOR INTERNATIONAL PROJECTS AND THEIR CHARACTERISTICS RELATIVE TO THE EXISTING CONCEPT OF «MEGAPROJECT»

The implementation of megaprojects in the world now is quite relevant, because such projects often determine the level of growth and development of national economies and almost can not be implemented without broad international cooperation. The uniqueness of megaprojects complicates the problem of their classification, however, we can already speak about the existence of infrastructure, oil and gas, as the most popular types of megaprojects, as well as specific major international events, which involves the implementation of several mega projects.

Текст научной работы на тему «Крупные международные проекты и их характерные особенности относительно существующего понятия «Мегапроект»»

нообразующего фактора на устойчивость функционирования предпринимательских структур, подверженных государственному регулированию;

- амортизация, как экономическая категория, претерпела существенные изменения и утратила свое значения в качестве значимого элемента ценообразования;

- использование классической переоценки активов не позволяет в полной мере решить поставленную задачу;

- восстановление роли и места амортизации возможно лишь при условии признания необходимости учета переходного состояния от ретроспективной стоимости к актуальной, посредством замещения аналогом, учитывающим новую фазу экономического развития бизнес структур.

Литература:

1. И.В. Липсиц Ценообразование: учеб.-практическое пособие для бакалавров - М.: Издательство Юрайт, 2012. - 399 с.

2. Экономика железнодорожного транспорта: Электронный

учебник для вузов ж.-д. транспорта / Н.П. Терешина, В.Г. Галабурда, М.Ф. Трихунков и др.; Под ред. Н.П. Терешиной, Б.М. Лапидуса, М.Ф. Трихункова. - М.: УМЦ, 2006.

3. Чейз, Ричард, Б., Эквилайн, Николас, Дж., Якобс, Роберт, Ф. Ч62 Производственный и операционный менеджмент, 8-е издание.: Пер. с англ.: М.: Издательский дом «Вильямс», 2001. - 704 с.

4. Себестоимость железнодорожных перевозок: Учебник для вузов ж.-д. транспорта / Н.Г. Смехова, А.И. Крупов, Ю.Н. Кожевников и др.; Под ред. Н.Г. Смеховой, А.И. Крупова. - М.: Маршрут, 2003, - 494 с.

5. Финансирование и кредитование железных дорог. Изд. 5-е Винниченко Н.Г. М., «Транспорт», 1974, с. 1-248.

6. Хейне Пол Экономический образ мышления. - Пер. с англ. М., Изд-во «Каталаксия» для серии Библиотека студента по заказу Академии педагогических и социальных наук и Московского психолого-социального института. 1997 - 704 с., ил.

7. Мэнкью Н.Г. Принципы микроэкономики: Учебник для вузов. 4-е изд./ Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2007. - 592 с.

УДК 330

КРУПНЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРОЕКТЫ И ИХ ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОТНОСИТЕЛЬНО СУЩЕСТВУЮЩЕГО ПОНЯТИЯ

«МЕГАПРОЕКТ»

Королёв А.М., аспирант, Государственный научно-исследовательский институт системного анализа счетной палаты РФ

Вопрос реализации мегапроектов в мире сейчас достаточно актуален.Такие проекты зачастую определяют уровень роста и развития национальных экономик и практически не могут быть реализованы без широкого интернационального сотрудничества. Уникальность мегапроектов усложняет задачу их классификации, тем не менее уже сейчас можно говорить о существовании инфраструктурных и нефтегазовых, как наиболее популярных типов мегапроектов, а также специфичных крупных международных событий, проведение которых подразумевает реализацию нескольких локальных мегапроектов.

Ключевые слова: мегапроект, крупный международный проект, мероприятий по реализации крупного международного проекта.

MAJOR INTERNATIONAL PROJECTS AND THEIR CHARACTERISTICS RELATIVE TO THE EXISTING CONCEPT OF «MEGAPROJECT»

Korolev A., the post-graduate student, the State Research Institute of System Analysis of the Account Chamber of the Russian Federation

The implementation ofmegaprojects in the world now is quite relevant, because such projects often determine the level of growth and development of national economies and almost can not be implemented without broad international cooperation. The uniqueness of megaprojects complicates the problem of their classification, however, we can already speak about the existence of infrastructure, oil and gas, as the most popular types of megaprojects, as well as specific major international events, which involves the implementation of several mega projects.

Keywords: the mega-project, the major international project, actions for implementation of the major international project

В современном мире мы все чаще сталкиваемся с новыми экономическими явлениями, одним из которых является реализация инвестиционных «мегапроектов», стоимость которых зачастую оценивается более чем в миллиарды долларов. Практику их реализации можно наблюдать как в индустриально развитых, так и в развивающихся странах по всему миру. Достижения экономической и социальной стабильности страны в долгосрочной перспективе предполагает поиск такого рода решений, которые позволили бы нивелировать максимальное количество существующих социальных проблем и быть экономически выгодными. В этом смысле мегапроекты начинают играть ключевую роль инфраструктурных возможностей государства.

На сегодняшний день отсутствует единые подходы к определению того, какими свойствами должен обладать проект, чтобы обрести приставку «мега». Впервые в российской экономической литературе термин «мегапроект» употребил Ершова В.Ф. Он выделял мегопроект при использовании структурной классификации инвестиционных проектов по двум признакам:

Байчорова К.Ю. в своей статье отмечает, что отличительными чертами мегапроектов являются их социально-общественное ориентированность, а также затрагивание политических интересов вследствие их непосредственного воздействия.

Таким образом можно констатировать тот факт, что «мега-проект» является частным случаем инвестиционного проекта, определенного спецификой своего существования. Особенности реализации мегапроектов в практике позволяют сформировать их

собственную структурную классификацию.

В то время как все больше и больше крупных мегапроектов реализуется по всему миру, становится ясно, что большинство из них характеризуется информативной слабостью итоговых экономических показателей эффективности, потенциально высоким влиянием на окружающую среду, а также возможными социальными эффектами2. Такие частые для мегапроектов явления как итоговый перерасход средства, а также не достижение запланированных экономических показателей ставят под сомнение целесообразность их реализации для достижения поставленных целей (экономического и социального характера).

Кто-то может возразить, что, в конечном счете, перерасход средств не так уж и значим и что наиболее монументальные проекты, потрясающие воображение всего мира, имели немалый перерасход. Однако подобные аргументы явно поверхностны. Физический и экономический масштабы сегодняшних мегапроектов таковы, что успех или провал только одного проекта может оказать влияние на целые нации через определенный промежуток времени, длительный или не очень.

Главной причиной перерасходов является недостаток реализма в первоначальной смете. Недооценивается продолжительность и стоимость задержек, недопустимо низко оцениваются непредвиденные расходы, не учитываются должным образом изменения в технических требованиях и проектных решениях, недооцениваются или игнорируются изменения валютных курсов, равно как и геологический риск, а также количественные и ценовые изменения,

Таблица 1. Определение мегапроекта по масштабу и классу1

По масштабу

Мегапроект определяется следующими признаками:

Объем капиталовложений -более 1 млрд долл. США;

Объем трудозатрат - 2 млн чел.-ч на проектирование, 15-20 млн чел.-ч на строительство;

Длительной реализации - более 5 лет;

Сложная система управления с координацией на региональном уровне;

Наличие иностранных участников (как правило);

Влияние на социальную среду в регионе (местный, региональный, федеральный уровни).

По классу

Мегапроект - целевые программы, содержащие множество факторов, взаимосвязанных общей целью, выделенными ресурсами и ограниченные временем.

стоимость отчуждения и требования безопасности и защиты окружающей среды. Многие крупные проекты к тому же зачастую включают большой процент высокорискованных технологических инноваций. Такой риск обычно проявляется в увеличении расходов, которые в первоначальной смете часто определяются неверно.

Результирующими факторами, оказывающие влияние на реализацию мегапроекта, являются следующие:

- Экономический оптимизм как особенность принятие управленческих решений. С учетом уникальности мегопроектов в части

их конечной цели и способов реализации, зачастую возникает ложные позитивные мотивы принятие управленческих решений, в условиях неопределенности. При этом отсутствует достаточный и эффективный анализ ретроспективных данных, а также опыта подобных проектов.

- Отсутствие эффективного анализа рисков - в условиях специфики масштаба и сроков реализации мегапроектов многие эксперты ставят под сомнение использования методологии прогнозирования на основе нормального распределения4.

Таблица 2. Структурная классификация мегапроектов

1 Ершов В.Ф. Бизнес проектирование. - СПБ.: Питер 2005. - 288 с.

2 Peter W. G. Morris and George H. Hough, The Anatomy of Major Projects: A Study of the Reality of Project Management (New York: John Wiley & Sons, 1987)

3 Фливбьорг Б., Брузелиус Н., Ротенгаттер В., Мегапроекты и риски. Анатомия амбиций. - пер. с англ. / БентФливбьорг, Нильс Брузе-лиус, Вернер Ротенгаттер - М.: Альпина Паблишер. - 2014 г.

4 ТалебНассим Николас Черный лебедь. Под знаком неопределенности - 2-е изд., доп. / Нассим Николас Талеб: пер. с англ. - М.: Азбука-Антикус, 2012 . - 736 с.

Таблица 3. Примеры роста себестоимости мегапроектов в транспортной инфраструктуре3

Проект Перерасход средств (%)

Большой Бостонский туннель 196

Мост Хамбер, Великобритания 175

Железнодорожная дорога Бостон-Вашингтон-Нью-йорк 130

Железнодорожный туннель Большой Бельт, Дания 110

Железнодорожная линия «Синкансэй», Япония 100

Вашингтонский метрополитен 85

Туннель под Ла-Маншем, 80

Великобритания-Франция

Линии метрополитена Мехико 60

Мост-туннель Эресунд 26

- Изменение изначальных условий и предпосылок реализации - данный фактор напрямую связан с длительностью реализации ме-гапроектов, которая не позволяет максимально полно и эффективно оценить все существующие предпосылки и условия реализации проекта с учетом анализа внутренней и внешней среды.

- Сложность в эффективной и достоверной оценке себестоимости и трудоемкости проекта - данный фактор определяется неразвитостью существующих методологий анализа и оценки реализации будущих мегапроектов, в условиях уникальности предлагаемого проекта.

- Недостоверность в оценки возможных ограничений - ограничения могут иметь различный характер(экономический, технологический, организационный), при этом громоздкость их оценки зачастую влияет на последующее увеличение затрат и сроков на реализацию проекта.

Что касается экологических и социальных последствий проектов, можно заметить также, что они часто вообще не принимаются во внимание в процессе разработки проекта или сильно недооцениваются. Экологические проблемы, на которые не обращали внимания в процессе подготовки проекта, обычно дают о себе знать во время строительства и эксплуатации; и, если к ним не относиться серьезно, они часто дестабилизируют естественную среду, общество и сами мегапроекты. Более того, неоднократно оказывалось, что положительное влияние на развитие региона, обычно всячески превозносимое учредителями проекта ради получения политического одобрения своей деятельности, либо невозможно измерить, либо незначительно, либо вообще оказывается негативным

На сегодняшний день существует единственная в мире организация, которая ставит своей целью совершенствования методологии реализации и оценки мегапроектов - Independed project analysis (IPA). За время своей деятельности ТРАпроводит постоянный мони-

торинг большинства крупных инвестиционных проектов по всему, за исключением информационно закрытых стран, в число которых входит и России. По данным IPA80% мегапроектов в мире относится к нефтегазовому сектору.

На сегодняшний день складывает негативная тенденция не достижения мегапроектами планируемых показателей, что заставляет задуматься о целесообразности их существования в целом. При этом статистика выглядит весьма пессимистичной.

- По данным IPA65% всех мегапроектов в мире заканчивается «неудачей»;

- Ernstand Young отмечают, что 64% всех реализуемых мегапроектов заканчивается перерасходом средства и более чем 75% - значительными задержками по срокам реализации;

- ПредставителиРМ! (Projectmanagementinstitute) говорят о том, что порядка 2/3 всех реализуемых мегапроектов не достигают изначально поставленных целей, а 17-20 % полностью проваливаются.

При этом существует ряд мероприятий по своему размеру и значимости превосходящих стандартные мегопроекты. К ним можно отнести международные выставки и форумы, международные спортивные соревнования (олимпийские игры, чемпионаты Европы и мира), совместные программы и проекты в различных сферах деятельности (энергетической, космической, экологической, безопасности). Отличия такого рода мероприятий от мегапроектов в классическом понимании состоит в том, что они определяются комплексным агрегированным набором целей, а также отражают необходимость создание и совершенствования программ и инфраструктуры в глобальных масштабах. То есть это международные мегапроекты, основанные на реализации мегапроектов рангом ниже. Такого рода мероприятий необходимо отнести к крупным международным проектам (КМП).

КМП определяется целым рядом специфических особенностей и ограничений:

Таблица 4. Сравнительный характеристика КМП и мегапроекта

Признак Мегапроект КМП

Масштаб Высокий уровень капиталовложений, трудозатрат Высокий уровень капиталовложений, трудозатрат

Структура Определен планом и стратегией реализации Состоит из нескольких мегапроектов, объединенных в один

От 5 и более лет От 1 до 5 с возможностью дальнейшего пересмотра

Длительность

Участники Как правильно наличие иностранных участников Наличие иностранных участников обязательно, в зависимости от проекта на разных этапах его реализации

Цели Достижение конкретной цели по факту реализации (зависимости от проекта- отложенный эффект от реализации) Достижение агрегированной системы экономических, социальный и политических целей на всей стадии разработки, реализации проекта, а также отложенного эффекта от реализации

Рисунок 1. Структура мероприятий по подготовке к КМП

- жесткие требования по срокам реализации (КМП не может быть перенесено или отменено);

- жесткие требования по формированию, составу и реализации функций, закрепленных международной системой качества;

- большое количество участников реализации КМП, что усложняет общую координацию действий;

- масштабность строительных проектов, включающих в себя зачастую более одного объекта;

- повышенное внимания со стороны общества, мирового сообщества, государства.

Относительно вышесказанного выделить основные специфические характеристики, отличающие КМП от классических мега-ропектов.

Как мы можем проанализировать основной отличительной чертой КМП относительно классического мегапроекта является с одной стороны его структурная сложность, с другой - большая ограниченность во времени и полная целевая ориентировать, которая определяется достижением всего спектра целей экономического, политического и социального характера. То есть КМП - это ме-гопроект, который реализуется в меньшие сроки и имеет большее влияние на различные сферы человеческой деятельность. При всем при этом по общим затратам он может даже уступать мегапроекту, но структурно он всегда будет более сложным и разветвлённым.

Проведению любого КМП предполагает реализацию нескольких этапов, включающих предварительную подготовку, проведение подготовительных мероприятий, непосредственное проведение КМП, а также подведение итогов его реализации.

Этап 1 - Первичное операционное планирование. Этап включает процесс первичного планирования мероприятия с учетом текущих экономических, политических и иных факторов. Зачастую данная стадия подразумевает с собой «борьбу» за право реализации КМП, как например в случае с проведением крупным спортивных соревнований (ЧМ, олимпиада). На первичном этапе также происходит текущая (размытая) оценка возможных результатов и последствий реализации КМП.

Этап 2 - Подготовка к реализации КМП. На данном этапе происходит реализация спектра мероприятий по подготовке к проведению КМП. Существует определенная структура мероприятий, необходимые для реализация любого проекта, которая включает в себя этапы планирования, управления, финансирования, проектно-монтажных работы, контроля и др. При этом масштаб КМП позволяет говорить

о том, что отдельно стоит выделять мероприятия по инфраструктурному развитию города/региона/страны (в зависимости от масштаба КМП). В результате все мероприятий по подготовке к проведению КМП можно структурировать следующим образом.

Этап 3 - Непосредственная реализация КМП. Данный этап представляет собой заключительную стадию реализации КМП, которая включает в себя непосредственное «событие», фактическую цель, которую необходимо достичь. Важно понимать, что при построении декомпозиции целей, первичными будут те, которые направлены на непосредственную реализую КМП в части достижения его финальной точки. Экономические, политические и социальные цели являются следствием свершения «события», т.е. они представляют из себя последствия (запланированные или нет), к которым привела реализация КМП.

Этап 3 - Анализ последствий реализации КМП, оценка достигнутых результатов, а также анализ будущего влияния КМП на социальные, политические и экономические процессы на региональном/ национальном уровне. Именно на данном этапе происходит конечная оценка эффективности реализации КМП в контексте первоначально заявленных целей.

Современные тенденции глобализации, а также быстрый рост национальных экономик создают благоприятные условия для потенциального роста числа мегапроектов и крупных международных проектов, которые становятся основными двигателями прогресса. Дальнейшее изучение позволит не только постепенно снижать уровень сопутствующих проблем, но также повысить спектр прикладных направления их реализации в будущем, что станет неплохим подспорьем, для максимизации впредполагаемогоположительного эффекта.

Литература:

1. Ершов В.Ф. Бизнес проектирование. - СПБ.: Питер 2005. - 288 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Талеб Нассим Николас Черный лебедь. Под знаком неопределенности - 2-е изд., доп. / Нассим Николас Талеб: пер. с англ. - М.: Азбука-Антикус, 2012 . - 736 с.

3. Фливбьорг Б., Брузелиус Н., Ротенгаттер В., Мегапроекты и риски. Анатомия амбиций. - пер. с англ. / Бент Фливбьорг, Нильс Брузелиус, Вернер Ротенгаттер - М.: Альпина Паблишер. - 2014 г

4 PeterW. G. Morris and George H. Hough, The Anatomy of Major Projects: A Study of the Reality of Project Management (New York: John Wiley&Sons, 1987)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.