Научная статья на тему 'Крупнейший отечественный невролог (к 150-летию со дня рождения Г. И. Россолимо)'

Крупнейший отечественный невролог (к 150-летию со дня рождения Г. И. Россолимо) Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
611
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Крупнейший отечественный невролог (к 150-летию со дня рождения Г. И. Россолимо)»

КРУПНЕЙШИЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ НЕВРОЛОГ (К 150-летию со дня рождения Г.И. Россолимо)

Михайленко А.А.1, Кузнецов А.НД Бисага Г.Н.1 Цыган Н.В.1

1 Военно-медицинская академия,

2 Национальный медико-хирургический Центр имени Н.И. Пирогова

Г.И. Россолимо. наряду с В.К. Ротом. С.С. Корсаковым. Л.О. Дарк-шевичем, Л.С. Минором, В.А. Муратовым, безусловно, относится к числу блистательных учеников основоположника московской неврологии А.Я. Кожевникова [12].

Григорий Иванович Россолимо родился 5 декабря 1860 года в Одессе в греческой семье, где по линии отца и матери [34] «существовал целый ряд научных и музыкальных дарований»:. С раннего детства будущего ученого обучали русскому, греческому, французскому и итальянскому языкам. В отроческие годы Г.И. Россолимо занимался в известной школе сестер Комстадиус и Дмитриевой, вдохновителями создания которой были многие профессора Новороссийского университета (И.М. Сеченов, И.И. Мечников и др.). В 1871-1879 г.г. он обучался в Ришельевской одесской гимназии, а в 1879-1884 гг. - на медицинском факультете Московского университета.

Склонность к научным изысканиям и увлечение неврологией про явились с первых лет обучения в университете: он был активным членом научных кружков В.Е.Глики и А.Б. Фохта, прилежно занимался анатомией и физиологией нервной системы, а с четвертого курса усердно трудился в клинике А.Я. Кожевникова. Еще будучи студентом опубликовал две научные работы [13, 37].

В1885-1888 гг. Г.И. Россолимо-ординатор клиники нервных болезней университета. В1887 г. он успешно защитил диссертацию [14]. С1889 г. Г.И. Россолимо - приват-доцент университета (читал курс пропедевтики нервных болезней). В 1890 г. его назначили заведующим нервным отделением, состоявшим при клинике внутренних болезней в Ново - Екатерининской больнице и получил [1] «возможность воспитывать своих учеников*. В 1908 г. ему было предоставлено право читать в больнице «параллельный обязательный курс» [1].

Плодотворная педагогическая, клиническая, научная деятельность в связи с непредвиденными обстоятельствами испытала серьезные затруднения: в знак протеста против деятельности министра просвещения Л.А. Кассо, учинившего форменный разгром Московского университета в 1911 г., Г.И. Россолимо, вместе с В.К. Ротом, К.А. Тимирязевым, П.Н. Лебедевым, Н.Д. Зелинским, С.А. Чаплыгиным, Ф.А. Рейном, В.П. Сербским, П.Б. Ганнушкиным и другими профессорами покинул университет.

В годы вынужденного пребывания вне университета Г.И. Россолимо [34] «соорудил на свои трудовые сбережения и содержал небольшое ... учреждение «Институт детской неврологии и психологии». В этом учреждении в Москве были заложены «основы научной разработки вопросов детской дефективности и прикладной психологии», были собраны богатые коллекции научных и учебных материалов. Все они позже будут переданы в дар Московскому университету.

Разнородные (клинические, педагогические, научные, организационные) вопросы неврологии детского возраста занимали в деятельности Г.И. Россолимо столь значительное место и столь плодотворно культивировались, что он удостоился звания основоположника отечественной детской психоневрологии [3, 8, 9,10].

Г.И. Россолимо шесть лет (1911-1917) вынужденно отсутствовал в университете. В1917 г. он был избран на кафедру, созданную его учителем, и возглавлял ее до 1928 г. В клинике нервных болезней им было создано первое в стране и в Европе детское отделение [4].

В своей многогранной профессиональной деятельности Г.И. Россолимо был по-настоящему талантлив как организатор, педагог, клиницист, исследователь.

Научное творчество ученого отличалось значительным разнообразием. Всего им было опубликовано свыше ста трудов, которые могут быть систематизированы в виде нескольких основных научных направлений.

Анатомо-физиологические исследования нервной системы выполнялись Г.И. Россолимо. главным образом, на ранних этапах научной деятельности [14,40,42,43,50]. Необходимость изучения, в частности, прохождения чувствительных проводников автор [14] аргументировал тем, что «вопрос о ходе чувствительных путей в спинном мозгу далеко еще не может считаться решенным». Формулируя позитивные выводы диссертации, автор самокритично признавался: «Соотношение между Голлевскими столбами и задними корешками не уясняется результатами моих исследований». Позже Г.И. Россолимо будет первым, кто изучит путь Говерса в головном мозге [50].

Достаточно широко в творчестве Г.И. Россолимо были представлены нейроморфологические исследования наблюдений сирингомиелии, полиомиелита, хореи, тетании, миотонии, рассеянного склероза [23, 24, 54, 55,

56, 57], а также изучение морфологических аспектов нарушения мозгового кровообращения [38. 39. 48].

Значителен вклад Г.И. Россолимо в неврологическую семиотику [25,29, 35,44.59]. Первая публикация, посвященная глубокому рефлексу большого пальца ноги, который вошел в историю неврологии как рефлекс Россолимо, датируется 1902 годом [25], а после сообщения о нем в немецком журнале [59] симптом получил мировое признание [3]. Этот симптом [9] «вошел в методику исследования каждого больного». Г.И. Россолимо были описаны также анальный и вульво-анальный рефлексы [25, 44].

Много внимания, наряду с семиологией, ученый уделял методике неврологического обследования. Уже в начале творческого пути он издает \/ас!етесит-план клинического исследования нервной системы [15]. Позже им будут сконструированы такие приборы, как мозговой топограф (прибор для проекции частей мозга на поверхность черепа), индивидуальный динамометр, клонограф, адиадохокимограф, устройства для определения степени перетягивания угла рта и отклонения языка и др. [1, 3, 4, 30, 58].

Г.И. Россолимо предложил хирурга - токсический метод изучения мозговых функций, который включает экстирпацию частей головного мозга с последующим введением в кровь вегетотропных ядов [18,45]. Автор был убежден в том, что метод позволял изучать патогенез болезненных расстройств и обнаруживать скрытые функциональные дефекты.

Г.И. Россолимо значительное число работ посвятил клиническим наблюдениям, в том числе описанию новых и оригинальных синдромов и болезней [16,17, 21, 22, 41, 46, 47, 51-54].

Наблюдения рецидивирующей невропатии лицевых нервов послужили началом вычленения клинического синдрома Россолимо - Мелькерсона

- Розенталя [21, 53].

Среди наблюдений амиотактической дисфагии автор выделял моторные, сенсорные и психические варианты [22, 52]. Он полагал, что этот синдром относится к группе расстройств автоматических и привычных движений и рефлексов «у дегенерантов».

Наружную офтальмоплегию автор расценивал как сифилитический множественный неврит, который являлся этапом патогенеза сухотки спинного мозга [16,41 ]. Г.И. Россолимо прослеживал удивительную трансформацию вариантов офтальмоплегии на разных стадиях недуга: наружная офтальмоплегия, возникавшая в раннем периоде сифилиса нервной системы, поддавалась терапевтическим воздействием (противосифилитическому лечению) и регрессировала. Однако спустя несколько лет регистрировалась (в доантибиотиковую эпоху) клиническая манифестация типичной сухотки спинного мозга, но уже с внутренней офтальмоплегией, составляющей центральное звено синдрома Аргайла Робертсона.

Обобщая результаты наблюдений атрофической миотонии, автор достаточно уверенно заключал [24]: «Мышечная атрофия при Томсеновской болезни есть не случайное осложнение таковой...». Сегодня твердо установлено существование семей, в которых прослеживаются как симптомы дистрофической миотонии, так и симптомы врожденной миотонии (болезни Томсена и Беккера).

В рамках церебральной и спинальной амиотаксии (хорео-атетоидных мышечных непроизвольных движений) автор описывал различные виды судорог дегенеративного генеза [46,47]. Г.И. Россолимо также был в числе первых отечественных неврологов, решившихся подвергнуть своих пациентов с опухолями головного мозга оперативному лечению [49].

С первого десятилетия нового века под влиянием психолога А.П. Нечаева и психиатра А.Н. Бернштейна Г.И. Россолимо будет сосредоточен на весьма продуктивной разработке вопросов детской неврологии, прикладной психологии, дефектологии [20, 27, 28, 31, 32, 33]. Доклады и публикации автора, посвященные вопросам психологии, интенсивному и всестороннему исследованию «психологических профилей», вызывали не только сочувствие и поддержку, но и критику, нередко страстную и резкую.

Члены общества неврологов в приветственном адресе Г.И. Россолимо утверждали [1 ]: «Вы очень быстро достигли при посредстве своей неустанной выдумки, остроумия и самоусовершенствования целой новой системы обследования, известной под именем «психологических профилей». Ваша методика ... ныне вошла в обиход многих клиник». В некрологе Г.И. Россолимо редакция журнала [36] констатировала: «Нет ни одной культурной страны ... где бы не пользовались его «психологическими профилями».

Однако достаточно распространено было мнение о том, что поиски новых путей объективного изучения нервной деятельности, стремление разлагать интеллектуальную деятельность на отдельные свойства и способности и количественно их оценивать были ошибкой ученого, а метод «психологических профилей» слишком «механистичен и схематичен » и уже утратил свое значение [2, 3, 8, 9].

Сторонники и единомышленники Г.И. Россолимо предполагали, что недопонимание возникало из-за отсутствия у оппонентов строго дифференцированного уяснения и уразумения «психологического» и «психотехнического» характера исследования.

Почитатели творчества ученого не отрицали, что он многое сделал и в области психологии (изучение психологии детей и психофизиологии музыкального таланта, психологии взаимоотношений врача и пациента,

составление психологических характеристик А.Я. Кожевникова, С.С. Корсакова, А.П. Чехова и др.).

Систематизируя и квалифицируя различные варианты и формы страха, прослеживая взаимосвязи воспитания и чувства страха, автор приходит к многозначительному выводу: необходимо целенаправленно бороться с тем, что ранее составляло основу воспитания - воспитывать в страхе [20].

Для суждения о состоянии детской души автор полагал необходимым не только анализировать истории развития и роста, изучать особенности поведения в семье и школе, но и оценивать интеллект, соображение, память, воображение, чувства, волю и другие параметры психологических процессов [27].

Анализу и оценке результатов исследования музыкальных способностей и вариантов их нарушения сопутствует достаточно неожиданный вывод: такие способности с позиции эволюции - это атавистический признак, так как в борьбе за выживание их значимость уступает другим более полезным с этой точки зрения свойствам [19].

Позже эти умозаключения Г.И. Россолимо получат развитие в трудах другого знаменитого питомца Московского университета С.Н. Давиденкова [6], который утверждал, что на путях эволюции человека отбор одаренных «невыгоден» для повседневной жизни: такие субъекты менее приспособлены к изменениям среды обитания, чаще погибают от своих психических «преимуществ» из-за переразвития признака за границы непосредственной полезности для особи. Поэтому «выбором судьбы», по мнению С.Н. Давиденкова, стал физический и интеллектуальный «середняк», хорошо адаптирующийся к социальной среде.

Музыкальная талантливость, по убеждению Г.И. Россолимо, идет рука об руку с психической неуравновешенностью и психическим вырождением. Автор полагал, что судьбы Моцарта, Бетховена, Шопена, Берлиоза, Шумана и большинства «других музыкальных гениев» являются весомыми аргументами для его выводов.

Автор был убежден в том, что усиленные занятия искусствами вредоносно воздействуют на нервную систему (развивается патологически повышенная эмоциональность, болезненная возбудимость и др.) и предупреждал о недопустимости в программе эстетического воспитания молодежи чрезмерных занятий музыкой, живописью и литературой, избыточного увлечения театром. Удивительно современны суждения Г.И. Россолимо о психологии взаимоотношений врача и больного, о профессиональных и личностных качествах целителя, о роли психогенных факторов в клинической манифестации заболеваний, о моде в медицине [26, 28].

Он был убежден [28], что альфой и омегой медицинской науки и практики должна бытьличность страдающего человека: «.... врачу в своей деятельности приходится считаться не с обыкновенным человеком, а со страдающим человеком, как с особой психологической разновидностью ... чем больше врач лечит больного, а не болезнь, тем больших он достигает успехов». Этот вывод автора удивительно корреспондирует с афористической дефиницией замечательного отечественного интерниста М.Я. Мудрова [11]: «Врачевание не состоит ни влечении болезни, ни влечении причин ... врачевание состоит в лечении самого больного» (С. 220).

Г.И. Россолимо утверждал, что ответственный врач обязан стремиться быть вооруженным полным научным арсеналом современной медицины, но он не должен увлекаться новизною и внешними достоинствами недостаточно проверенных лечебных средств и способов. Он однозначно негативно относился к моде в медицине [28], когда нередко приходилось сталкиваться с «знаменитостями», с замечательными «кураторами», с повальным увлечением гомеопатией, вегетарианством, «электро-гидро-механо-терапевтическими приемами», которые легко можно было заменить простыми и дешевыми приборами, модными курортами, все действие которых сводилось к «простой перемене обстановки и нормированному режиму». Ученый писал о великом множестве продуктов «...лечебных и питательных, эфемерных и вполне достаточных разве лишь для увеличения оборота некоторых торговых фирм».

Отдавая должное вкладу Г.И. Россолимо в изучении разных аспектов медицинской психологии, коллеги, сочувствовавшие его научным поискам, настаивали [1]: «Вы предвосхищали появление и рассвет современной психотехники и стали в первые ряды ее представителей». Но и его почитатели признавали, что предложенная им методика «психологических профилей» вошла в обиход, главным образом, в «деле изучения детской дефективности».

Ограничение сферы применения искомой методики только рамками «детской дефективности» нельзя признать безупречной позицией. Г.И. Рос-

солимо, работая членом «Центральной комиссии по психо-физиологиче-скому обследованию армии и флота при Главсанупре», разработал методы обследования авиаторов, которые были успешно апробированы, а ученый удостоился особой благодарности Реввоенсовета [34]. Его разработки позже найдут применение в космической медицине.

Ученый также предлагал методы массового психологического обследования различных групп населения, способы профессионального отбора работников транспорта, приемы повсеместного осмотра поступающих в школу детей и оперативного отбора лиц во вспомогательную школу.

Свой метод Г.И. Россолимо [31 ] определял как «метод количественной оценки некоторых простых и сложных душевных процессов, метод составления психологических профилей». По 10-балльной системе оценивалось состояние 11 психических процессов: внимания и воли (характеризуют психический тонус); точности восприимчивости, запоминания зрительных восприятий, запоминания элементов речи и запоминания чисел (квалифицируют восприимчивость); осмысления, комбинаторной способности, сметливости, воображения, наблюдательности (аттестуют ассоциативные процессы). Используя полученные данные, исследователь строил график и получал психологический профиль. В норме показатели ассоциативных процессов всегда выше значений группы восприимчивости, а цифровые данные располагаются выше цифры шесть.

Автор, в частности, обследовал детей и юношей отсталых, малоуспевающих, рассеянных, ленивых, порочных, способных. Полученные результаты, несомненно, любопытные не всегда подлежат однозначной трактовке.

Автором установлено, в частности, что наилучший профиль, кроме способных, имели порочные, хотя показатели ассоциативной группы у них были ниже характеристик восприимчивости и уступали детям всех групп, кроме отсталых. Объем забываемости у отсталых превышал аналогичный параметр у способных в четыре раза, но числовые значения внимания и запоминания чисел у отсталых детей приближались к таковым у способных. У малоуспевающих (с недостатком способностей) запоминание чисел, комбинаторные способности и сметливость были близки к значениям в группе способных, а объем забываемости превышает даже показатели в группе отсталых.

Интерпретировать такие сравнительные квалификации отдельных свойств и процессов затруднительно. Поэтому ученый [33] старался быть предельно аккуратным в формулировках и полагал, что получаемые результаты свидетельствуют лишь о «принципиальных исходных точках для характеристики психологии ребенка». Но в адекватности итогов обследования автор был убежден. Его уверенность базировалась, в частности, на сопряженности (хотя и не всегда) данных изучения профилей с медикопедагогическими характеристиками [33].

Г.И. Россолимо был также убежден в необходимости предварительной оценки способностей ребенка при поступлении в школу и предлагал, в частности, упрощенную ориентировку в интеллектуальной «наличности» отрока [32]. Но не менее определенно и четко он понимал и то, что материалы научных изысканий [33] «не дают отдельного паспорта для направления в тот или иной класс, в ту или иную низшую или среднюю школу».

Г.И. Россолимо также проводились психотехнические исследования при разнородной патологии головного мозга. Установлено, что из 11 изученных параметров «уровень дебильности» (6,0) превышали у больных паркинсонизмом 5 показателей, у лиц с эпилепсией - 5, с церебральным атеросклерозом -2. Некоторые из этих результатов трудно экстраполировать на повседневную клиническую практику.

Несомненный интерес представляют следующие данные: у лиц с истерией фактически все цифровые значения превышали 6,0, а показатели ассоциативных процессов уступали только результатам в группе способных; у пациентов же с «травматическим неврозом», напротив, только один признак превышал «порог дебильности». Следовательно, для дифференциации «органических» и «функциональных» расстройств полученные результаты заслуживают более глубокого анализа.

При всей дискуссионности и неоднозначности полученных ученым результатов, некоторые избыточно категоричные и излишне эмоциональные негативные оценки психологических и психотехнических научных исследований Г.И. Россолимо несомненно должны быть оставлены. В современной науке подобные методы исследования используются повсеместно и достаточно продуктивно. Г.И. Россолимо предпринимались [3] поиски «нового метода объективного исследования психических функций» и эти усилия ученого-новатора должны оцениваться по достоинству.

Отдавая должное профессиональной деятельности ученого, необходимо обязательно упомянуть о том, что Г.И. Россолимо был одним из учредителей

общества неврологов и психиатров в Москве, участвовал в формировании городского психологического общества и в создании «Журнала имени С.С. Корсакова». Он состоял членом ряда зарубежных обществ неврологов и психиатров (в Париже, Филадельфии, Риме и др.)

Характеризуя научное творчество ученого, трудно переоценить роль выхода в 1923 г. в свет «Курса нервных болезней» (под редакцией Г.И. Россолимо) в неврологической подготовке студентов медицинских вузов. Руководство Г.И. Россолимо кафедрой совпало с бурными, судьбоносными политическими событиями в стране, сопряженными [7] с условиями «крайней бедности современного книжного рынка и почти полного отсутствия в продаже учебников и кратких руководств». В руководстве, в составлении которого принимали участие Г.И. Россолимо, Н.И. Филимонов, Е.П. Кононова, В.М. Верзилов и др., в должной мере нашел отражение современный для минувшей эпохи уровень научных знаний, хотя некоторые и отмечали избыточное увлечение Г.И. Россолимо «невропатологическими конституциями» [2].

Г.И. Россолимо был, несомненно, многогранной личностью, которой были свойственны универсальность интересов, наблюдательность, настойчивость и страстность в достижении цели, пытливость ума, оригинальность творческой мысли [3]. Коллеги видели в нем [1] «чрезвычайно живую, яркую, оригинальную индивидуальность», которая обладала «подлинной интуицией и неутолимым характером» и действовала на учеников «как активатор, фермент».

Г.И. Россолимо [3], «человек большого обаяния ... и высокой культуры», любил театр, увлекался поэзией, хорошо рисовал, играл на скрипке. Он общался с В.Г. Короленко, В.В. Вересаевым, П.И. Мельниковым-Печерским, С.Н. Танеевым, А.В. Гольденвейзером, А.А. Яблочки ной. Г.И. Россолимо встречался и несколько раз беседовал с Л. Н. Толстым, когда приезжал в Ясную Поляну для осмотра Софьи Андреевны [5]. Его однокурсником был А.П. Чехов, с которым Г.И. Россолимо связывали «чрезвычайно нежные и дружеские чувства». Вероятно, неспроста в рассказах А.П. Чехова («Волк», «Неприятность») земского врача Овчинникова звали Григорием Ивановичем.

Чрезвычайно напряженный многолетний труд ученого имел исходом острое нарушение мозгового кровообращения. Г.И. Россолимо, будучи прикованным к постели, упорно пытался преодолеть последствия недуга. Однако 29 сентября 1928 г. его жизнь прервалась после повторного инсульта.

Минувшие десятилетия подтвердили правомерность высокой оценки его научных свершений современниками и потомками [1, 3, 4, 8,10,12]. В знак признания заслуг [3] одного «из выдающихся представителей отечественной медицины», в год столетия (1960) со дня рождения Г.И. Россолимо Божениновский переулок был переименован в улицу Россолимо.

Литература

1. Адрес общества невропатологов и психиатров при Московском университете//Неврология, невропатология, психология, психиатрия.

- М. Наркомздрав, Главнаука, 1925. - С. 8-13.

2. Бобкова Т.И. Кафедра нервных болезней / Т.И. Бобкова // Очерки по истории I Московского ордена Ленина медицинского института имени И.М. Сеченова.

- М.: Медгиз, 1959.-С. 393-407.

3. Боголепов Н.К. Г.И. Россолимо//Журн. Невропатол. и псих.-1953.-Т. 53,

№ 9. - С. 677-685.

4. Брусиловский Л.Я. Григорий Иванович Россолимо//Журн. Невропатол. и псих. -1960. - Т. 60, №12. - С. 1670-1671.

5. Вейн А.М. Клиника нервных болезней им. А.Я. Кожевникова-110 лет/А.М. Вайн // Лечение нервных болезней. - 2000. - № 1. - С. 37-40.

6. Давиденков С.Н. Эволюционно-генетические проблемы в невропатологии. -Л., 1947. - С. 382.

7. Курс нервных болезней / Под ред. Г.И.Россолимо. - М.; Л.: Государствен. издательство, 1927. - 779 с.

8. Лисицин Ю.П. А.Я. Кожевников и московская школа невропатологов. - М.: Медгиз, 1961.-С. 258.

9. Мандельштам. Клиника нервных болезней //175 лет первого Московского государственного медицинского института. - М.Д: Медгиз, 1940. - С. 322-332.

10. Михеев В.В. Невропатология // Развитие медицинской науки в первом Московском ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени медицинском институте И.М. Сеченова. - М.: Медицина, 1968. - С. 362-367.

11. Мудров М.Я. Избранные произведения.-М.: Издательство АМН СССР, 1949.

- 295 с.

12. Российский Д.М. 200 лет медицинского факультета Московского государственного университета, 1 Московского ордена Ленина медицинского института. - М.: Медгиз, 1955. - 444 с.

13. Россолимо Г.И. К учению о множественной гепато-аденоме печени // Ежедневная клиническая газета. -1883. - № 1. - С. 1-9.

14. Россолимо Г.И. Экспериментальное исследование по вопросу о путях, проводящих чувствительность и движение в спинном мозгу: дисс. д-ра медицины Московского ун-та. - М.: Типография И.Н.Кушнерева и Ко., 1887. -107 с.

15. Россолимо Г.И. Vademecum для студентов и врачей. Клиническое исследование нервной системы. - М.: Издание книжного магазина А. Ланг, 1888. - 27 с.

16. Россолимо Г.И. Ophthalmoplegia externa polyneuritica (К вопросу о патогенезе tabes) // Сборн. статей по неврологии и психиатрии посвященных проф. А.Я.Кожевникову его учениками в 25-летнюю годовщину его докторской диссертации.

- М.: Типолитография т-ва И.Н.Кушнерев и Ко , 1890. - С. 467-480.

17. Россолимо Г.И. Об истерии, симулирующей глиоматоз спинного мозга // Медицинское обозрение. - 1892. - Т. 38. № 15-16. - С. 216-226.

18. Россолимо Г.И. Хирурго-токсический метод исследования мозговых функций //Архив психиатрии, неврологии и судеб, психопатологии.-1893.-Т. 22. №3. -С. 1-42.

19. Россолимо Г.И. К физиологии музыкального таланта// Отдел, оттиск из 19-й книги «Вопросов философии и психологии». - М.: Типо-литография т-ва И.Н. Кушнерев и Ко, 1893.-37 с.

20. Россолимо Г.И. Страх и воспитание // Вопросы нервно-психической медицины. -1897. - Т. 2. - С. 593-607.

21. Россолимо Г.И. Рецидивирующий паралич лицевых нервов на почве мигрени // Клинический журн. -1900. - № 12. - С. 805-810.

22. Россолимо Г.И. Амиотактическая дисфагия как особый вид расстройства глотания // Клинический журн. -1900. - № 3. - С. 221-237.

23. Россолимо Г.И. К патологической анатомии тетании желудочного происхождения/Г.И.Россолимо//Журн. Невропатол. и психиатрии.-1901,-№4.

- С. 727-732.

24. Россолимо Г.И. Атрофическая миотония // Журн. невропатол. и псих. -1901.

- №5. - С. 956-970.

25. Россолимо Г.И. К патологии спинальных рефлексов//Журн. невропатол. и псих.-1902.-№1-2.-С. 239-241.

26. Россолимо Г.И. О роли психических факторов в медицине в связи с необходимостью упрочения лечения болезней нервной системы // Журн. невропатол. и псих.-1905,-№5.-С. 874-886.

27. Россолимо Г.И. План исследования детской души. Пособие для родителей и педагогов. - М.: Типо-литография т-ва И.Н.Кушнерев и Ко, 1906. - 90 с.

28. Россолимо Г.И. Врач и больной. - М.: Типо-литография т-ва Кушнерев и Ко, 1906.-16 с.

29. Россолимо Г.И. Пальцевой рефлекс о//Журн. невропатол. и псих.-1907.

- №4. - С. 583-588.

30. Россолимо Г.И. «Мозговойтопограф» //Журн. невропатол. и псих.-1907.

- №4. - С. 640-644.

31. Россолимо Г.И. Общая характеристика психологических профилей психически недостаточных детей и больных нервными и душевными болезнями,- Типография И.Н.Кушнерева и типография К.Л. Меньшова. 1910-1911.-106 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

32. Россолимо Г.И. Краткий метод исследования умственной отсталости // Журн. невропатол. и псих. -1913. - № 5-6. - С. 724-730.

33. Россолимо Г.И. «Психологические профили» дефективных учащихся//Журн. невропатол. и псих. -1914. - № 3. - С. 267-302.

34. Россолимо Г.И. Curriculum vitae // Неврология, невропатология, психология, психиатрия: сборник, посвященный 40-летию научной, врачебной и педагогической деятельности проф. Г.И. Россолимо 1884-1924. - М.: Наркомздрав. Главнаука, 1925.-С. 1-8.

35. Россолимо Г.И. К 25-летию моего пальцевого рефлекса // Журн. для усовершенствования врачей. - 1927. - № 4. - С. 384-387.

36. Россолимо Г.И. Некролог//Современная психоневрология.-1928.-Т. 7. №10.-С. 187-188.

37. Rossolimo G. Zur Frage uber trophische Storungen der Haut bei Tabikern // Archiv fur Psychiatrie und Nervenkrankh/ — 1884 — Bd. 15, h. 3,- S. 722-730.

38. Rossolimo G. Ein Fall totaler Degeneration eines Hirnschenkelfusses // Neurologis-ches Zentralblatt. -1886 - Ig. 5, №7. - S.147-150.

39. Rossolimo G. Nachtrag zu dem Fall von totaler Degeneration eines Hirnschenkelfusses in №7 // Neurologisches Zentralblatt. -1886. - Ig. 5. №8. - S. 172.

40. Rossolimo G. Zur Frage uber den weiteren Verlauf der Hinterwurzelfasern im Rucke-nmarke // Neurologisches Zentralblatt, -1886 - Ig. 5, № 17. - S. 391-395.

41. Rossolimo G. Ophthalmoplegia externa polyneuritica (Zur Pathologie der Tabes) // Neurologisches Zentralblatt. -1890. - Ig. 9. № 20. - S. 612-621.

42. Rossolimo G. Zur Physiologie der Schleife // Archiv fur Psychiatrie und Nervenkrankh.-1890,-T. 21, h. 3,-S. 897-909.

43. Rossolimo G. Recherche experimentale sur les voies motrices de la moelle epi-niere//Archives de Neurologie.-1891.-T. 22. №64.-P. 52-69. -№ 65. - P. 189-203.

44. Rossolimo G. Der Analreflex, seine Physiologie and Pathologie // Neurologisches Zentralblatt. -1891. - Ig. 10, № 9. - S. 257-259.

45. Rossolimo G. Zur experimentellen Methodik der Grosshirnphysiologie // Neurologisches Zentralblatt. -1892 - Ig. 11, № 20. - S. 625-631.

46. Rossolimo G. Contribution a la Patogenie de I’amyotaxie // Revue Neurologique.

- 1893. -Ann.1, № 21.-P. 586-596.

47. Rossolimo G. Cerebrale Amiotaxie//Neurologisches Zentralblatt. -1894. - Ig. 13, № 24.-S. 882-898.

48. Rossolimo G. Ueber hemianopsia und einseitige ophthalmoplegia vascularen Ursp-rungs // Neurologisches Zentralblatt. -1896. - Ig. 15, №14.-S. 626-637.

49. Rossolimo G. Ueber Resultate der Trepanation bei Hirntumoren // Archiv f Psychiatrie und Nervenkrankh. -1897. - Bd. 29, h. 2 - S. 528-545.

50. Rossolimo G.l. Uber den Zentralen Verlauf des Gowers’schen Bundels // Neurologisches Zentralblatt.-1898. Ig. 17, № 20,- S. 935-940.

51. Rossolimo G. Sur une forme recurrente de la polynevrite interstitielle hypertrop-hique progressive de I’enfance (Dejerine) avec particupation du nerf oculo-moteur externe // Revue Neurologique. -1899. - Ann. 7, № 15. - P. 558-564.

52. Rossolimo G.l. User dysphagia amyotactica // Neurologisches Zentralblatt.

-1901.-Ig. 20, №6.-S. 255-263.

53. Rossolimo G.l. Recidivirende Facialislahmung bei Migrane // Neurologisches Zentralblatt. -1901. - lg.20, № 6. - S. 744-749.

54. Rossolimo G.l. De la myotonie atrophique // Nouvelle iconograph. de la Salpetriere. -1902. - T. 15. - S. 63-77.

55. Rossolimo G.l. Zur pathologischen Anatomieder Tetaniegastrischen ursprungs// Neurologisches Zentralblatt. -1902. - Ig. 21, №5.-S. 194-198.

56. Rossolimo G.l. Uber poliomyelitis anterior chronica und syringomyelie // Neurologisches Zentralblatt. -1903. - Ig. 22, № 9. - S. 388-400.

57. Rossolimo G.l. Multiple sclerose // Handbuch der pathologischen anatomie des nervensystems. - Berlin, 1904.-Bd. 1.-S. 690-698.

58. Rossolimo G. Le Topograche cerebral // Nouvelle iconographi de la Salpetriere.

- 1907.-T. 20.-S. 431-436.

59. Rossolimo G.l. Zehenreflex (ein speziell pathologischer Sehnenreflex) // Neurologisches Zentralblatt. -1908. - Ig. 27, № 10. - S. 452-455.

Контактная информация

Кузнецов Алексей Николаевич

Национальный медико-хирургический Центр им. Н.И. Пирогова 105203, г. Москва, ул. Нижняя Первомайская, д. 70

e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.