Научная статья на тему 'Круизы в современном туризме и туристское образование'

Круизы в современном туризме и туристское образование Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2268
267
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Круизы в современном туризме и туристское образование»

А1 ТЕОРИЯМ ТЕХНОЛОГИИ СФЕРЫ УСЛУГ

УДК 379.8.091 ББК 65.433

КРУИЗЫ В СОВРЕМЕННОМ ТУРИЗМЕ И ТУРИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

В.Г. Велединский

Санкт-Петербургский государственный университет сереиса и экономики (СПбГУСЭ)

191015, Санкт-Петербург, ул. Кавалергардская, 1, лит.А

Круизы - особый вариант, уникальное явление в туристской сфере [2, с. 197]. Представим себе корабль класса Genesis водоизмещением 220 тыс.т, c 16 палубами, способный вместить 5400 пассажиров в своих 2700 каютах[1, с.38]. Это целый мир-муравейник, плавучий курорт, претендующий на идеал туристской дестинации. В целом круизный лайнер создает образ такой действительности, в которой противоречия реальной жизни представляются преодоленными, «снятыми». В образе прекрасного, разумно и целесообразно устроенного плавучего города воплощается идея целостности, просматривается общая цель -максимальное удовлетворение потребностей туристов.

Круизы относятся к специальным видам туризма, сочетающим в себе несколько его подвидов и разновидностей, таких как рекреационный, спортивно-

оздоровительный, культурно-познавательный, деловой туризм. Под круизом обычно понимают путешествие на водных видах транспорта, включающее береговые экскурсии, осмотр достопримечательностей портовых городов, а также разнообразные развлечения на борту морских и речных лайнеров [2].

Здесь все подчинено туристу и его отдыху: и проживание, и питание, и занятия, и развлечения - вообще вся окружающая среда. Образ этого мира - это образ реальности, претендующей на высшую, труднодостижимую степень совершенства, мыслимый предел достижения, стремлений, желаний. Здесь все обращено к человеку: смотри и ощущай, развлекайся и отдыхай, наслаждайся и потребляй. И чтобы поддерживать такое ощущение, чтобы обеспечивать самые широкие возможности выбо-

ра индивидом конкретных форм своего бытия и деятельности, объединяются возможности и усилия всех, кто вовлечен в обслуживание круизных туристов.

На круизном судне, по сути, три команды: одна отвечает за состояние и движение корабля, другая - персонал курортного отеля (так можно рассматривать организацию проживания и питания на лайнере), третья - команда аниматоров во главе с директором круиза, который организует, проводит и контролирует общественные мероприятия, развлечения и отдых пассажиров. Именно эта третья команда и обеспечивает социально-культурное обслуживание участников круиза, опираясь на богатейшие материально-технические возможности современных круизных лайнеров и береговую инфраструктуру. Социально -культурное сопровождение в этом случае -система профессиональной деятельности этой команды, направленная на создание максимально благоприятных социально-психологических условий туристского отдыха в течение всего путешествия.

Культурно-познавательное начало, экскурсионная деятельность, как правило, присутствуют в той или иной степени во всех модификациях туризма. Не является здесь исключением так называемый «круизный туризм». Все круизы, как правило, предполагают несколько береговых экскурсий в портах стоянок. Не случайно круиз-ные туристы отмечают в качестве привлекательных сторон круизов возможность увидеть новые города и страны, посетить музеи, монастыри и другие достопримечательности.

Сам корабль в силу своих размеров, дизайнерского оформления, конструктивного совершенства и оснащения, разнообразия и

потенциала предлагаемых услуг, аттракционов и забав - уже достопримечательность. Не случайно программа пребывания на борту обычно включает в качестве дополнительной платной услуги экскурсию для туристов по служебным помещениям судна. Сейчас появились варианты, когда все оформление лайнера подчинено одной теме, например, знаменитые города мира (лайнер «Triumph» компании «Carnival») или история Голливуда (лайнер «Fascination» той же компании) [1,с.44]. Весь лайнер в этом случае - плавучий тематический парк, в атмосферу которого постоянно погружен турист.

Все лайнеры имеют внутреннее информационное вещание, прямую спутниковую связь с любой точкой мира. Быстрый Интернет доступен в Интернет-кафе или непосредственно в каютах. Работают библиотеки с широким выбором актуальной периодики. Предлагаются интересные лекционные программы. На крупных лайнерах предоставляются услуги секретаря. Все это можно рассматривать как информационный сервис.

Кинотеатры, гигантские видеоэкраны под открытым небом, смотровые площадки, театрально-концертные залы для живой музыки и всевозможных шоу с богатейшими возможностями светового и звукового оформления, ночные клубы, бальные залы, дискотеки, детские игровые комнаты — так представлен в круизах зрелищный и клубный сервис.

Особенно большое внимание уделено на круизных судах активному отдыху и развлечениям. Начнем с того, что практически в центре каждого лайнера - концептуальный центральный парк с прогулочными аллеями, променадом, с зелеными лужайками, засеянными настоящей травой, каруселями, зимними садами и даже пространствами для организации пикников. Существуют целые «улицы развлечений» с казино, бутиками, кафе, снек-барами. Но особое внимание уделено физкультурно-спортивным услугам в силу их большей востребованности всеми категориями круизных туристов.

В разных сочетаниях находим здесь теннисные корты, поля для гольфа и гольф-

тренажеры, серфинг с искусственной волной, бассейны с водопадами и водными аттракционами и даже аквапарки, боксерские ринги, ледовые катки, стены для скалолазания, тренажерные залы полной комплектации с профессиональными тренерами-инструкторами. Фитнес-центры предлагают комплекс спортивных программ оздоровительного характера, основанных на использовании аэробики, шейпинга, танцевальных направлений, боевых единоборств и психотренинга. На борту можно поиграть в кегли, крокет, получить уроки фехтования. Специальные территории отведены для пассажиров детского возраста и подростков: здесь волейбольные и баскетбольные площадки, симуляторы серфинга, гольфа. Из спортивных развлечений и занятий предлагаются боулинг, сквош, бильярд, В качестве дополнительных к физкультурно-спортивным можно рассматривать услуги SPA-caлoнoв, велнес-центров, соляриев, саун, всевозможных бань.

Крупные круизные компании арендуют или приобретают участки земли для стоянок круизных лайнеров. Здесь в заповедных зонах создаются пространства для отдыха, аквапарки, поля для гольфа с возможностью обучения профессионалами. Есть даже варианты для круизных туристов с возможностями каякинга, парапланнинга [1,с.47].

На туристских лайнерах, как правило, есть возможность приобрести сувениры и товары культурного назначения (фотопринадлежности, путеводители и т.п.). На круизных судах крупнейшие аукционные дома Европы имеют свои галереи, продают произведения искусства, ювелирные изделия.

Как видим, характерной особенностью современного туризма стало сочетание целевой туристской программы, определившей выбор круиза, с отдыхом и развлечениями, причем потребитель-турист стал более требователен к разнообразию и качеству развлекательных мероприятий. Нередко именно социально-культурным сопровождением определяется аттрактивность тура, выбор круиза в качестве варианта отпускного отдыха. Этот мотив в качестве значимого отметила половина опрошенных круизных туристов[1, с.60-61]. К этому вы-

воду приводит и анализ потребительских Интернет-ресурсов, объединяющих отзывы круизных туристов.

Развлекательные программы на борту предусматривают мероприятия для всех возрастов и вкусов, проводимые командой аниматоров, задачи которой - составление программы обслуживания; подбор и разработка путевой и экскурсионной информации; подготовка и проведение анимационных программ различной направленности для разных категорий пассажиров.

Ввиду особой значимости для таких путешествий социально-культурного сопровождения остановимся на деятельности аниматоров круизных лайнеров более подробно.

Аниматоры стараются предоставить максимум возможностей для активного, занимательного, а часто и азартного развлечения на основе выбора занятий, не продиктованных необходимостью жизнеобеспечения. Направленность мероприятий для туристов может быть культурной, спортивной или чисто развлекательной.

В профессиональных словарях и энциклопедиях туризма утвердился термин «анимация» - комплекс туроперейтинга по разработке и предоставлению программ проведения свободного времени туристами, по организации развлечений и спортивного досуга[6,с.9-10; 13,с.18]. В этих условиях и оказываются необходимыми активность и усилия специальных сотрудников, именуемых аниматорами. В англоязычных странах их называют также activities coordinator -организаторы активного отдыха. Это специалисты-технологи по проектированию, созданию анимационных программ и вовлечению туристов в активную рекреационную деятельность, осуществляемую в массовых и групповых формах.

В процессе анимации человек преодолевает стереотип сосредоточенности на потребностях материально-бытового, карьерного плана, на требованиях бизнеса, статусных ожиданиях и получает возможность обращения к экзистенциальным ценностям бытия, к поиску единства с другими людьми, к ощущению и развитию своего творческого потенциала.

Анимационная деятельность направлена на расширенное воспроизводство жизненных сил человека и характеризуется самоценностью процесса и многообразием видов деятельности. Большой глоссарий терминов международного туризма указывает свыше 180 видов активного отдыха и развлечений [4, с.226-296]. Анимационные технологии предполагают структурное оформление игровых анимационных программ и реализацию их на практике под управлением аниматора. Особый характер приобретают анимационные программы в случае проведения так называемых тематических круизов: кулинарных, винных, любителей шахмат, фотографии и т.д.

Практика осуществления анимационной деятельности, в том числе и на круизных лайнерах, свидетельствует, что цель в плане воздействия анимационных программ на человека достигается лишь при соблюдении ряда необходимых условий:

• особое качество анимационной программы, которая обращена к туристу и имеет характерные черты, обязательные элементы - игровые ситуации, интерактивность, эксцентрика, импровизационное и творческое начало, черты хеппенинга;

• наличие определенных личностно-профессиональных качеств аниматора, среди которых особое место занимает пассио-нарность (от лат. и фр. passion - страсть) -способность к напряжению и жажда деятельности, заразительность, обеспечивающие прилив творческих сил при осуществлении анимационной деятельности [5, с.258-296];

• личное включение аниматора в осуществление программы в качестве участника-лидера, заводилы, «запевалы», своим примером увлекающего и вовлекающего туристов в акт бескорыстной реализации сил и способностей, обращенных на предмет интереса;

• энергетический характер взаимодействия аниматора и туристов (приятие, человеческое тепло, уважение, обаяние), обеспечивающий трансляцию анимационного воздействия;

• участие в мероприятии приносит туристу радость, удовольствие, рождает со-

стояние психофизиологического комфорта и чувство удовлетворения в результате усиления энергообмена [12, с.205-206].

Остановимся на характерных чертах анимационных программ, предлагаемых круизным туристам.

Игра в анимационных программах выступает как форма деятельности в условных ситуациях. Отличительный признак любой игры — быстро меняющаяся ситуация и необходимость быстрого и гибкого приспособления к ней. Нестереотипность реакций и поведения, творческий момент воспроизводится в игре в качестве главного мотива анимации. Для игры характерна двуплановость. С одной стороны, это реальная деятельность, связанная с решением нестандартных задач. С другой - налицо условность ответственности и обстоятельств, дающие свободу самовыражения. Через игру элементарное рекреационное занятие, бытовая ситуация перерастают в творческий акт.

Особенно плодотворно творчество в самой жизни, творчество как неотъемлемая часть повседневной жизни. В творческом процессе человек преодолевает себя, гармонизируя окружающий мир. Анимационные мероприятия игрового характера совершенствуют быстроту овладения способами и приемами деятельности творческого характера, восстанавливают психические и эмоциональные силы, развивают творческую фантазию.

Представления с масками и колпаками, хлопушками, дудками, серпантином и конфетти, конкурсы, шуточные соревнования создают почву для спонтанных поведенческих акций, импровизации без предварительной подготовки. Именно импровизация — наиболее интенсивная форма творческого процесса. В театрализованной игре к тому же нередко присутствует эксцентрика — парадоксальное смещение по отношению к обыденной логике. Импровизированные театрализованные представления нередко имеют черты хеппенинга, т.е. действия, видимо развивающегося без заранее запланированного сценария и рассчитанного на спонтанные, непредвиденные поведенческие акции участников, на интерактивное соучастие всех присутствующих. На самом

деле тщательно продуманный сценарий, конечно, существует. Однако он осуществляется таким образом, что аниматор-пассионарий своим примером демонстрирует доступность творческого акта для каждого, индуцирует (психически «заражает») людей творчеством и придает процессу видимость полной спонтанности, самодвижения.

Таким образом, социально-куль-турное сопровождение - это собирательная категория для обозначения совокупности услуг, предлагаемых круизному туристу на борту лайнера и на стоянках: экскурсионный, информационный, зрелищный сервис, услуги активного отдыха и развлечений, клубные и физкультурно-спортивные услуги. В современных условиях изменяется сама концепция круизного путешествия, и значительная часть этих изменений - это совершенствование социально-культурного сопровождения. Так обстоит дело в отношении туристов, выезжающих в поездку из портового города.

Но есть и другая сторона: прием пассажиров круизных лайнеров и паромов в портовых городах, например, в Санкт-Петербурге, организация ознакомления с городом и его достопримечательностями в течение тех 72 часов, которые отводятся для безвизового пребывания. Такие гости города обычно живут и питаются на лайнере или пароме, а пребывание на берегу ограничено по времени. И хотя эта категория относится к визитерам и экскурсантам, т.е. к транзитным посетителям, не всегда учитывается в статистике туризма, тем не менее задача организации транспортного и экскурсионного обслуживания, предоставления при этом спектра дополнительных и сопутствующих услуг, формирования тем самым позитивного имиджа страны, региона, города остается весьма актуальной. И этот вариант отличается значительным своеобразием, организационными и содержательными особенностями.

В соответствии с темой обратимся к тому, как отражены особенности круизов, проблематика отправки и приема круизных туристов в современном российском туристском образовании на примере Петербурга.

Специальное туристское образование в нашей стране относительно молодо. Специальность под кодовым номером 230500 «Социально-культурный сервис и туризм» была первой в перечне утвержденных в этом качестве направлений подготовки кадров, в названии которых значился туризм. Как известно, до 1994 г. туристское образование осуществлялось только в рамках специализаций. Появление новой специальности было положительно встречено прежде всего теми, кто занимался подготовкой кадров для туристского комплекса. В этой группе специалистов новая специальность трактовалась, в первую очередь, как чисто туристская. Социально-культурный аспект, по сути, либо опускался полностью, либо присутствовал как культурно-аксиологический аспект сервисной деятельности [8, с153-155].

Нормы и стандарты, положенные в основу специальности 230500 в середине 90-х, в основном соответствовали требованиям, предъявляемым к работникам туристской сферы как у нас в стране, так и за рубежом, обеспечивали системную подготовку кадров нового качества. Однако туризму очень скоро стало тесно в рамках этой специальности. Через несколько лет о необходимости выделить туризм как отдельную междисциплинарную специальность и разработать для нее соответствующий профессиональный стандарт заговорили и практики [9,с.23], и управленцы [11, с.8], и представители крупнейших образовательных учреждений [10, с.107-111].

Поэтому приказом Министерства образования № 1656 от 13 апреля 2004 г. была создана новая экспериментальная специальность «Туризм» [7]. Она получила кодовый номер 230800, была включена в группу специальностей «Сервис», закреплена за УМО вузов России по образованию в области сервиса. Однако пробы, экспериментальная «обкатка» специальности длились недолго. Всего через год специальность перестала быть экспериментальной: приказом Минобрнауки РФ № 197 специальность «Туризм» была введена в Перечень направлений подготовки высшего профессионального образования и получила код 100200. В ряде вузов организована подго-

товка бакалавров, дипломированных специалистов и магистров туризма по новой специальности: среди них Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова (МГУ), Московский государственный университет сервиса (с июня 2007 г. - Российский государственный университет туризма и сервиса — РГУТиС), Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики, Национальный государственный университет физической культуры спорта и здоровья им. П.Ф.Лесгафта, Санкт-Петербург.

Новым этапом развития туристского образования можно считать переход на стандарты третьего поколения по направлению «Туризм», утвержденные приказом Минобрнауки РФ № 488 и 489 от 28 октября 2009 г. Бакалавры туризма получили кодовый номер 100400.62, магистры туризма - 100400.68. В стандартах нового поколения реализуется закрепленный в Болонской декларации (1999) компетентностный подход, который предполагает не просто передачу готовых знаний, а формирование компетенций и ориентирует оценку качества образования по уровню освоенных ключевых компетенций. Такой подход обусловлен современными экономическими и социальными реалиями, когда человеку приходится менять сферу профессиональной реализации и получать образование на протяжении всей жизни.

Обращаясь к проблематике круизного туризма, можно констатировать, что она недостаточно представлена в рамках современного туристского образования. Знакомство с учебными планами направления «Туризм» нескольких вузов Санкт-Петербурга показало не только отсутствие специальных дисциплин, посвященных круизному туризму, но даже отдельных разделов по этому виду туризма. Между тем необходимость освоения специфики этого вида туризма будущими специалистами не вызывает сомнений.

Это особенно важно в силу известной особенности круизных судов - большого количества обслуживающего персонала: на многих лайнерах приходится один служащий на двух пассажиров. Такое соотношение обусловлено тем, что на круизном

судне, как уже было отмечено, по сути, три команды: технологическая (состояние и движение корабля), сервисная жизнеобеспечивающая (проживание, питание), сервисная анимационная (общественные мероприятия, развлечения и отдых).

В учебные программы современного туристского образования могут входить следующие разделы:

• содержание и процедуры заключения специального договора - фрахт-контракта между туроператором и владельцем судна;

• общие принципы и требования к оснащению судов, нормы безопасности;

• изучение планов-карт различных типов лайнеров и паромов; план-карта судна (практически паспорт любого судна) определяет общее количество мест, расположение и комфортабельность кают, основной документ, по которому рассчитывается итоговый коэффициент комфортности для пассажиров;

• ценовая политика в круизном туризме (все маршруты круизов предполагают гибкие цены, скидки; цену круиза устанавливают 4 основных фактора: продолжительность круиза, сезон, расположение и размер каюты, тип корабля);

• методологии, стандарты обслуживания на круизных судах;

• содержание и составление программы обслуживания - подбор и разработка путевой и экскурсионной информации;

• содержание и проведение анимационных программ различной направленности для разных категорий пассажиров;

• изучение региональных и международных соглашений и конвенций по кру-изному туризму;

• международные ассоциации, регулирующие организацию круизов и агентской сети по реализации круизных туров.

Одной из причин недостаточного акцентирования проблематики круизного туризма в практике современного туристского образования можно считать отсутствие систематических контактов высшей школы и практических работников круизного туризма.

Ведущая мировая тенденция современного образования, в том числе и туристского, снижение государственного административного ресурса и расширение прав вузов, местных сообществ, бизнеса (в нашем случае — практиков круизного туризма) и населения в управлении образованием -социальное партнерство [3, с.61-64].

В качестве форм такого партнерства в туристском образовании применительно к круизному туризму можно рассматривать:

• проведение совместных с практиками круизного туризма научных исследований, конференций, круглых столов;

• разработка программ и проектов развития круизного туризма;

• издание совместных учебников, учебных и учебно-методических пособий и монографий по проблематике круизного туризма;

• вовлечение практиков круизного туризма в учебный процесс, в руководство дипломными проектами, в работу государственных аттестационных комиссий;

• проведение презентаций ведущих предприятий круизного сегмента туринду-стрии в вузе;

• поддержка талантливых студентов посредством именных стипендий фирм-туроператоров, круизных кампаний;

• взаимное обучение студентов и персонала круизных лайнеров в период производственной и преддипломной практик.

Социальное партнерство - сложный многокомпонентный процесс, предполагающий преодоление немалых трудностей и инерции прошлого. В частности, можно отметить необходимость формирования культуры общения между работодателями, практическими работниками сферы туризма и работниками образования. Вузовская часть основных образовательных программ (ООП) по реализации ФГОС должна формироваться совместно с работодателями с учетом новых профессиональных стандартов. Работодатели, в свою очередь, должны понять и признать свою ответственность за повышение качества подготовки специалистов, должны быть готовы инвестировать свое время в формирование культуры

взаимодействия с системой профессионального туристского образования.

Интегрируя вышесказанное, можно предложить для обсуждения следующие тезисы-предложения по совершенствованию системы профессионального туристского образования в современных условиях:

1. Обеспечить широкий доступ к образовательным услугам, к базам данных через технологии совместно разработанного вузами и практиками туризма дистанционного обучения как для студентов очной и заочной форм обучения, так и для второго высшего образования, системы повышения квалификации туристских кадров.

2. Вовлекать студентов (в ответ на повышенные требования работодателей к практическому опыту выпускников) в исследовательскую и профессиональную деятельность на базе учебных предприятий туристского комплекса, существующих при ассоциациях круизного туризма.

3. Проводить фундаментальные и прикладные научно-исследовательские работы по приоритетным направлениям научных основ туризма и туристского образования (в том числе, и в рамках изучения круизного туризма).

4. Разработать сопоставимые критерии и экспериментально опробовать методологию общественно-профессиональ-ной оценки качества туристского образования (рейтингование) в рамках менеджмента качества образовательной де-ятельности вузов.

5. Проводить реализацию ФГОС третьего поколения, проектирование новых образовательных программ на основе социального партнерства с обязательным участием ассоциаций и объединений предпринимателей, общественных организаций и властных структур, ответственных за развитие туристского комплекса в регионах.

6. Реализовать многопрофильную подготовку кадров в сфере туризма: специалистов по современным технологиям обслуживания туристов; по современным коммуникациям (глобальные компьютерные системы бронирования и резервирования); по системам организованного досуга и развлечений; по технологиям оздоровления с использованием средств туризма, самодеятельных форм туризма и рекреации; по технологиям разработки программ регионального развития туризма (включая кру-изный туризм), создания принципиально новых эксклюзивных туристских продуктов для транзитных посетителей и продвижения их на отечественный и международный рынок.

7. Осуществить коррекцию системы профессионального туристского образования с учетом требований туристского рынка труда, оперативно разработать, апробировать и внедрить в учебный процесс новые профили и магистерские программы в рамках имеющихся направлений, а также в рамках принципиально новых дисциплин, учитывающих пересечение различных видов производственной деятельности в сфере круизного туризма.

ЛИТЕРАТУРА

1. Безрукова Н.Л. Круизный рынок: современное состояние и развитие/ Н.Л.Безрукова. М.: Финансы и статистика; ИНФРА-М, 2010.

2. Подвиды и разновидности туризма II Биржаков М.Б. Введение в туризм. Изд. 9-е, перераб. и доп. / М.Б.Биржаков. СПб.: Невский Фонд, ИД «Герда»,2007.

3. Власова Т.И. Социальное партнерство в туристском образовании / Т.И.Власова II Вестник Национальной академии туризма. 2009. № 2(10).

4. Глоссарий терминов международного туризма. Развлечения II Туристские фирмы. СПб., 1996.Вып. 11.

5. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли / Л.Н.Гумилев. Л.: Гидрометеоиздат, 1990.

6. Зорин И.В. Энциклопедия туризма: Справочник / И.В.Зорин, В.А.Квартальнов. М.: Финансы и статистика, 2000.

7. Об эксперименте по созданию новой специальности «Туризм» и Совете по туристскому образованию. Приказ МО РФ № 1656 от 13 апреля 2004 г. URL: http://docs.cntd.ru/document/901897283(05.12.2013).

8. Образование в сфере сервиса: Сб. статей / Под ред. Ю.П.Свириденко, В.К.Романович. М.. Изд-во ВНИИЛМ, 2002.

9. Пучкова Л. Высшая школа и турбизнес /Л.Пучкова II Турбизнес. 2004. № 2.

10. Туризм: подготовка кадров, проблемы и перспективы развития: Тезисы докладов 4-ой международной науч.-^. конф. / Под ред. д.и.н., проф. А.А.Федулина. М.: МГУ сервиса, 2002.

11. Туризм: подготовка кадров, проблемы и перспективы развития: Тезисы докладов науч.-^.конф. 2627 марта 2001 г. / ИТиГ МГУС. М., 2001.

12. Туризм и экология: Кол.монография /Под ред. В.Н.Соловьев и др. СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2006.

13. Туризм, гостеприимство, сервис: Словарь-справочник / Под ред. Л.П.Воронковой. М.: Аспект Пресс, 2002.

УДК 339.9 ББК 65.43

КРУИЗНЫЙ ТУРИЗМ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СФЕРЫ СЕРВИСА ПРИМОРСКИХ ГОРОДОВ ФЕДЕРАТИВНОЙ РЕСПУБЛИКИ БРАЗИЛИЯ

В. А. Черненко, В.А. Ткачев

Санкт-Петерб^жкий государственный университет сереиса и экономики (СПбГУСЭ)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

191015, Санкт Петербург, ул. Кавалергардская, 1 лит. А

Мировая практика функционирования современных условиях показывает, что наряду с традиционными отраслями экономики необходимо активно способствовать внедрению новых механизмов поддержки и направлений развития, к числу которых, несомненно, можно отнести и круизный туризм [2].

Круизный туризм первоначально появился благодаря удачному синтезу возможностей морских перевозок и развитию индустрии международного туризма. В девятнадцатом веке многократно увеличилось число и интенсивность грузовых и пассажирских перевозок в рамках трансатлантических маршрутов, соединявших побережье Западной Европы и Северной Америки. Данный факт был во многом обусловлен растущим потоком эмигрантов в Новый Свет. Однако кроме тех, кто совершал многодневные путешествия по необходимости, были и первые туристы, цель которых заключалась в познании неизведанного на широких просторах американского континента. Вместе с тем только в 60-х гг. двадцатого века впервые появляются исключительно круизные суда, обслуживающие туристские потоки. К этому же периоду времени относится создание всемирно известных круизных компаний, продолжающих свое существование и сегодня, -

приморских городов и территорий в Norwegian Cruise Line, Carnival, Royal Carribbean Cruise Line, Princess.

Первоначально круизные суда были ориентированы исключительно на привлечение туристов из наиболее обес-печенных слоев общества стран Западной Европы. Со временем круизный туризм становится все более доступным для широких масс населения во всех уголках планеты благодаря гибкой ценовой политике и активному продвижению туристских услуг посредством исполь-зования новейших информационных технологий. Важным фактором, обеспечивающим дополнительную привлекательность водных туров, является тот факт, что круизные суда перестали использоваться исключительно как транспортное средство, предназначенное для перевозки пассажиров. Сейчас любое круизное судно предлагает для туристов широкий спектр услуг, к числу которых могут быть отнесены услуги размещения, спортивно-оздоровительные услуги, услу-ги конгресс-но-делового туризма, медицинские услуги, услуги образовательного туризма, анимационные услуги и т.д. Все это способствует дополнительному притоку туристов и повышает конкуренто-способность туристского продукта на международном рынке [6].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.