Научная статья на тему 'Круизный туризм как фактор развития сферы сервиса приморских городов федеративной Республики Бразилия'

Круизный туризм как фактор развития сферы сервиса приморских городов федеративной Республики Бразилия Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
442
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Круизный туризм как фактор развития сферы сервиса приморских городов федеративной Республики Бразилия»

10. Туризм: подготовка кадров, проблемы и перспективы развития: Тезисы докладов 4-ой международной науч.-^. конф. / Под ред. д.и.н., проф. А.А.Федулина. М.: МГУ сервиса, 2002.

11. Туризм: подготовка кадров, проблемы и перспективы развития: Тезисы докладов науч.-^.конф. 2627 марта 2001 г. / ИТиГ МГУС. М., 2001.

12. Туризм и экология: Кол.монография /Под ред. В.Н.Соловьев и др. СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2006.

13. Туризм, гостеприимство, сервис: Словарь-справочник / Под ред. Л.П.Воронковой. М.: Аспект Пресс, 2002.

УДК 339.9 ББК 65.43

КРУИЗНЫЙ ТУРИЗМ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СФЕРЫ СЕРВИСА ПРИМОРСКИХ ГОРОДОВ ФЕДЕРАТИВНОЙ РЕСПУБЛИКИ БРАЗИЛИЯ

В. А. Черненко, В.Л. Ткачев

Санкт-Петерб^жкий государственный университет сереиса и экономики (СПбГУСЭ)

191015, Санкт Петербург, ул. Кавалергардская, 1 лит. А

Мировая практика функционирования современных условиях показывает, что наряду с традиционными отраслями экономики необходимо активно способствовать внедрению новых механизмов поддержки и направлений развития, к числу которых, несомненно, можно отнести и круизный туризм [2].

Круизный туризм первоначально появился благодаря удачному синтезу возможностей морских перевозок и развитию индустрии международного туризма. В девятнадцатом веке многократно увеличилось число и интенсивность грузовых и пассажирских перевозок в рамках трансатлантических маршрутов, соединявших побережье Западной Европы и Северной Америки. Данный факт был во многом обусловлен растущим потоком эмигрантов в Новый Свет. Однако кроме тех, кто совершал многодневные путешествия по необходимости, были и первые туристы, цель которых заключалась в познании неизведанного на широких просторах американского континента. Вместе с тем только в 60-х гг. двадцатого века впервые появляются исключительно круизные суда, обслуживающие туристские потоки. К этому же периоду времени относится создание всемирно известных круизных компаний, продолжающих свое существование и сегодня, -

приморских городов и территорий в Norwegian Cruise Line, Carnival, Royal Carribbean Cruise Line, Princess.

Первоначально круизные суда были ориентированы исключительно на привлечение туристов из наиболее обес-печенных слоев общества стран Западной Европы. Со временем круизный туризм становится все более доступным для широких масс населения во всех уголках планеты благодаря гибкой ценовой политике и активному продвижению туристских услуг посредством исполь-зования новейших информационных технологий. Важным фактором, обеспечивающим дополнительную привлекательность водных туров, является тот факт, что круизные суда перестали использоваться исключительно как транспортное средство, предназначенное для перевозки пассажиров. Сейчас любое круизное судно предлагает для туристов широкий спектр услуг, к числу которых могут быть отнесены услуги размещения, спортивно-оздоровительные услуги, услу-ги конгресс-но-делового туризма, медицинские услуги, услуги образовательного туризма, анимационные услуги и т.д. Все это способствует дополнительному притоку туристов и повышает конкуренто-способность туристского продукта на международном рынке [6].

С течением времени, под воздействием процессов глобализации и интернационализации международных экономических отношений, происходят серьезные процессы в рамках консолидации ресурсной базы и ведения коммерческой деятельности в рамках создаваемых ассоциаций круизных судов [5].

Так, еще в 1972 г. была образована первая морская ассоциация круизных судов Florida Caribbean Cruise Association (FCCA), куда вошли 12 компаний - международных перевозчиков в сфере круизного туризма из Флориды, стран Карибского бассейна и Южной Америки. Цель данного объединения заключалась в создании единой органи-зационно-эконо-мической основы для развития и продвижения туристских услуг в регионе и за его пределами.

В 1975 г. в США была основана еще одна ассоциация - Cruise Lines Inter-national Association (CLIA). Главной целью создания данной международной организации явилась унификация подходов к разработке

Активно развиваются как хорошо известные еще с давнего времени круизные маршруты, так и абсолютно новые направления. К числу первых следует причислить акваторию Средиземного моря, где выделяют западное направление круизных маршрутов (побережье Испании, Италии, Франции, Туниса и Марокко) и восточное направление (берега Греции, Эгейского моря, Турции, Египта, Черного моря), а также смешанные маршруты, включающие туристские дестинации обоих направлений. Особенную известность как ключевые порты Средиземноморья, обладающие наиболее развитой инфраструктурой для развития круизного туризма, приобрели города -культурные центры Европы - Барселона,

маркетингового комплекса туристских услуг, разработка новых единых маршрутов и расширение сети круизных судов стран-учредителей (США и Канады), обсуждение в рамках научно-практических конференций и круглых столов проблем состояния отрасли и перспектив ее развития, а также лоббирование интересов предпринимательского сектора во властных структурах.

Достаточно быстро создаются и другие международные ассоциации - Cruisse Europe, Cruise Industry Association of British Columbia, Passenger Shipping Asso-ciacion de Cruceros de Florida-Caribe и др.

Наряду с созданием крупных ассоциаций в области международных круизных перевозок в последние два десятилетия происходят серьезные изме-нения, связанные c перераспределением финансовых потоков в рамках проводимых слияний и поглощений субъектов международного бизнеса. В табл. 1 представлены крупнейшие компании - пассажироперевозчики в сфере круизного туризма [9].

Стамбул и Рим [3]. Еще одним весьма популярным направлением среди туристов всего мира является Карибское море, где наряду с городами атлантического побережья США, пассажиры круизных лайнеров посещают такие страны, как Доминиканская республика, Багамские острова, Барбадос, Гранада и Тринидад и Тобаго.

Вместе с тем появляются и новые направления круизного туризма — туры вокруг побережья Аляски, среди островов Океании, вблизи юго-восточного побережья Африки и Мадагаскара, южных берегов Аргентины - Патагонии и Огненной Земли.

Особую актуальность развитие круизного туризма приобретает в практике раз-

Таблица 1. Крупнейшие компании сферы круизного туризма, 2010 г.

Компании Страна- Количество круиз- Суммарное коли- Доля международ-

роисхождения ных судов чество пассажирских мест ного рынка,%

Carnaval США 58 94583 33,5

Corporation

Royal Carribbean США 31 65054 23,4

Cruises

Princesa group США 23 43022 12,9

Star Cruises Малайзия 16 42930 12,3

вивающихся стран, так как при минимуме инвестиционных вложений возможно получение долговременной финансовой отдачи [1]. Примером вышеназванного может служить опыт развития круизного туризма в Бразилии, о чем и идет речь в данной статье. Прежде всего авторам хотелось бы дать краткую справку об объеме турпото-ков в республике.

В 2011г. был отмечен рост числа иностранных туристов в Бразилии. Так, если в 2010г. общая цифра посетивших страну составила 5161379 чел., то в 2011 г. - 5433354 чел, что в цифровом выражении составляет 271975 посетителей, или 5,3% прироста. Таковы данные, представленные Министерством туризма Бразилии на основе статистического учета, ежегодно проводимого Институтом туризма Бразилии. Следует отметить ряд долговременных тенденций в структуре и динамике въездного туристского потока:

- 10,3% - рост числа посетивших граждан стран Южной Америки, с 2384186 в

2010 г. до 2628957 в 2011 г.

- значительное увеличение числа туристов из стран, входящих в экономическое сообщество БРИКС, - Россия (40,9%), Китай (47,9%), Индия (14,3%), Южная Афри-ка(6,8%) [8].

Аргентина продолжает занимать лидирующие место в числе стран, жители которых активно посещают Бразилию: в 2011 г. - 1593775 человек по сравнению с 1399592 в 2010 г., т.е. рост 13,9%. Данное обстоятельство вызвано географической близостью стран, а также наличием развитых взаимовыгодных контактов в условиях функционирования интеграционного образования МЕРКОСУР. США (10,9%) и Уругвай (4,8%) занимают второю и третью позицию соответственно. Третья часть всех туристов, посетивших Бразилию в 2011 г., составляют жители Европы, по преимуществу из стран Западной Европы. Их число в

2011 году составило 1621183 человека, т.е. по сравнению с 2010г. наметился рост в 0,4%.

Бразилия представляет определенный интерес и для туристов из азиатских стран, о чем свидетельствует также рост числа посетивших страну по сравнению с 2010г. -

220085 против 279161, т.е. наблюдается рост на 26,8%. Негативное влияние на состояние въездных турпотоков в Бразилии оказал финансовый кризис, что значительно снизило ожидаемые показатели приема иностранных туристов. Хотя, как отмечает министр туризма Густаво Виейра, в 2011г. было отмечено достижение рекордного уровня иностранных туристов - 5,4 млн человек.

Отдельное внимание необходимо уделить вопросам, связанным с распределением туристских потоков, исходя из используемых транспортных средств. Особенности географического положения Бразилии и ее отдаленность от большинства регионов, откуда прибывают иностранные туристы, ведут к тому, что основным транспортным средством остается авиасообщение, о чем и свидетельствуют данные национальной статистики: 38008341 человек прибыли в Бразилию воздушным путем. На втором месте находится наземный транспорт (по преимуществу автомобильный), которым в 2011 году воспользовались 1442865 человек. Наконец, морской путь избрали 127153 туриста, а речным транспортом на территорию страны прибыли 54295 человек.

Последние данные свидетельствуют о явно недостаточном развитии водного туризма Бразилии, что отмечается бразильскими властями. Однако в соответствии с национальным планом развития туризма можно говорить об осознании того факта, что индустрия туризма признается ключевой детерминантой для развития инфраструктуры морских и речных портов на территории страны.

Благодаря природно-гео^афическо-му положению Бразилия обладает значительным туристским потенциалом для развития данного направления. Так, океаническая береговая линия составляет 8 500 км, 35 000 км - общая протяженность речных маршрутов, большая часть которых сосредоточена во внутренних северных и северозападных частях страны и представляет собой дельту реки Амазонки с многочисленными притоками, 9 260 км - протяженность прочих водных ресурсов, в том числе водохранилищ и озер [4]. Все это составляет уникальную базу для развития водных ту-

ров. Причем большая часть маршрутов приходится на малонаселенные экологически чистые места, что еще более усиливает привлекательность для иностранных туристов.

Необходимо отметить тот факт, что усилия руководства Бразилии, прежде всего в лице министерства туризма, направлены в целом на развитие данной сферы туристской индустрии и осуществляются по определенным направлениям исходя из специфики оказания услуг и профиля конечного потребителя.

Наиболее перспективной и динамично развивающейся сферой водного туризма может являться круизный туризм. По данным статистики международной круизной ассоциации ^1А, основанных на данных бразильской ассоциации морских круизов (АЬгетаг), Бразилия занимает пятое место в мире по объемам круизных перевозок в мире. В сезон 2010- 2011 гг. 886 ООО пассажиров совершили морское путешествие вдоль атлантического побережья Бразилии, что явилось рекордной величиной по сравнению с предыдущими годами.

Однако Бразилия, по данным ^1А, еще значительно отстает в этом виде туризма. Так, на первом месте находится США, где за отчетный период круизные лайнеры использовали 10 миллионов туристов. На втором месте находится Великобритания - 1,5 млн пассажиров. На третьем Германия - 1,2 млн пассажиров и, наконец, четвертое место Италия - 889 тыс., что практически сопоставимо с бразильскими результатами. Данный рост стал возможен в связи с тем, что на основе государственно-информационной и нормативно-правовой поддержки проводится политика диверсификации туристского продукта, а также внедрение инновационных форм оказания туристских услуг [7].

Активно развиваются направления, связанные с небольшими по протяженности маршрутами. Наиболее популярна трасса, соединяющая Бразилию с Уругваем (Монтевидео) и Аргентиной (Буэнос-Айрес и Мар-дель-Плата). В этом случае интересен факт совмещения морского транспорта и речных маршрутов путем посещения туристами речной акватории вблизи города Эль-

Тигре, где находится дельта трех крупнейших рек региона - Параны, Рио-Гранде, Рио-де-ла-Плата с множеством отдаленных друг от друга островов различной величины.

Вместе с тем, благодаря достаточно большой продолжительности - до 6 месяцев и потенциальному интересу жителей Старой Европы и США, продолжаются развиваться и трансатлантические маршруты. Постоянно открываются новые маршруты, как, например, туристская трасса, соединяющая Канарские остров и крупнейшие города-порты Бразилии. В целом в индустрии круизного туризма задействовано около 20 приморских городов, среди которых с точки зрения привлечения туристских потоков наиболее значимыми являются Рио-де-Жанейро, Сальвадор, Ресифи, Аракажу, Витория и ряд других. Особое внимание уделяется приморским портам, которые ранее не включались в туристские маршруты, а именно: порт Белен, Сан-Луис, Натал. 21 маршрут насчитывают трансатлантические перевозки, из них 13 действуют на регулярной основе, что способствует динамичному развитию отрасли.

Вместе с тем есть ряд негативных факторов, которые отрицательно сказываются на итоговых показателях круизного туризма. К числу таковых можно отнести нижеследующие:

• недостаточный уровень развития инфраструктуры портовых городов, большое количество претензий к состоянию портовых сооружений и терминалов, что вызывает негативное отношение со стороны иностранных туристов, привыкших к более высоким условиям комфорта. Еще менее развита речная инфраструктура, большая часть которой не соответствует общемировым стандартам качества;

• низкий уровень обновления транспортных средств на регулярных маршрутах небольшой протяженности, что приводит к периодическим отменам сообщения, задержкам и невыполнению графиков маршрута;

• высокая стоимость туристских услуг, особенно на трансатлантических рейсах, что сразу сокращает число потенци-

альных туристов и смещает вектор туристского спроса в сторону представителей более высокого социального статуса, предъявляющих более высокие требования к качеству услуг и зачастую делающих выбор в пользу классических туров вдоль побережья средиземного моря, береговой линии США или островов бассейна Карибского моря;

• отсутствие гарантий безопасности пребывания туристов в портовых городах Бразилии. Например, Рио-де-Жанейро по праву держит за собой негласный титул криминальный столицы Латинской Америки, признаваемый даже в таких опасных для проживания странах, как Колумбия, Венесуэла и Панама;

• повышенный уровень эпидемии-ологической опасности, особенно в экваториальной части страны, что тре-бует дополнительных медицинских услуг для лиц, посещающих Бразилию. Не соблюдаются нормы санитарной гигиены в местах общественного питания и средствах размещения туристов в портовых городах.

• недостаточная информационная поддержка со стороны государственной власти и ориентация, в основном, на иностранного потребителя.

Однако нельзя не упомянуть о той роли, которую играет круизный туризм в развитии приморских территорий в Бразилии. В целом влияние это является положительным и заключается в следующем:

• значительные вложения денежных средств в экономику Бразилии, большая часть которых непосредственно связана с повышением благосостояния приморских территорий. По данным бразильской ассоциации морских круизов, доходы от круиз-ного туризма составили за сезон 2010-2011 гг. 1,4 млрд бразильских реалов, при общей величине расходов туристских предприятия, занятых в сфере круизного туризма, в 102 млн реалов. Значительная часть заработных средств, а именно 522 млн бразильских реалов, было потрачено непосредственно на раз-витие приморских городов и территорий. Основные направления расходования средств были сосредоточены на

приобретение услуг общественного питания, воды, алкоголя, предметов роскоши, ювелирных изделий, сувениров и предметов народного промысла. Значительные объемы составили налоговые платежи и налоговые сборы;

• дополнительные рабочие места в индустрии туризма и смежных отраслях. Это особенно актуально для приморских городов и территорий, где происходят изменения отраслевой структуры производства, и снижается высокий уровень структурной безработицы;

• развитие событийного туризма в приморских городах. Примером этого может послужить празднование Дня круизов ежегодно, начиная с 2006 года, совмещенное с культурными и деловыми мероприятиями, направленными на развитие водного туризма в Бразилии. Так, в 2012 году данное событие проходило в Сан-Пауло и собрало 1,5 тыс. участников в лице туристских фирм и организаторов водного туризма не только из Бразилии, но и из многих ино-с^шньк государств. В дни празднования состоялся четвертый форум АЬгетаг, где проходили научные дискуссии о перспективах развития круизного туризма в стране [10].

• повышение привлекательности туристского бренда Бразилии для иностранных граждан, создание позитивного образа страны через знакомство с ее морскими воротами. Данный факт приобретает особую значимость в связи с проведением в 2013 году Кубка Кон-федерации по футболу, а в 2014 году - чемпионата мира по футболу, где боль-шая часть спортивных событий будет проходить в приморских городах Бразилии.

Таким образом, круизный туризм представляет собой важную сферу туриндуст-рии Бразилии, и его развития непосредственно оказывает положительное влияние на

сферу сервиса приморских территорий стран.

ЛИТЕРАТУРА

1. Богданова С.К. Речные круизы России: вопрос стоит ребром II Туризм: практика, проблемы, перспекти-

вы. 2009. № 10. С.32-35.

2. Грунин М.С. Туризм на пути в лучший мир II Туризм: практика, проблемы, перспективы. 2009. № 5. С.14-17.

3. Димитров С., Симеонов Д. Европейские культурные столицы - новые возможности для развития туриз-

ма II Страны и регионы на мировом туристском рынке. 2009. № 2. С. 158-164.

4. Климанова O.A., Тельнова Н.О. Оценка природного и историко-культурного потенциала территорий II Теоретические и методологические проблемы развития туризма. 2009. № 2. С. 45-51.

5. Черненко В.А. Международный бизнес. СПб: СП6ГУСЭ,2011.- с. 70-71.

6. Черненко В.А., Арапова JI.A. Рынок туристских услуг в условиях интеграции России в мировое хозяйст-

во. СПб: СПбГУСЭ, 2007. C. 20-26.

7. Сайт Бразильской туристкой ассоциации. URL: www.abremar.com.br (дата обращения 13.03.13).

8. Сайт Министерства туризма Бразилии. URL: www.turismo.gor.br (дата обращения 12.02.13).

9. Журнал «Ecotoun>. URL: www.rvistaccotow.com.br (дата обращения 13.03.13).

10. Портал водного туризма Бразилии. URL: www.neutica.com.br (дата обращения 13.03.13).

УДК 338.24 ББК 65.49

ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО, ЭКСТРЕМАЛЬНОГО И НАУЧНОГО ТУРИЗМА В ПОЛЯРНЫХ ОБЛАСТЯХ

МЛ. Любарская

Санкт-Петербургский государственный экономический университет

191002, Санкт-Петербург, ул. Марата, 27

А.Н.Любарский

Ленинградский областной институт развития образования 197136,Санкт-Петербург, Чкаловский пр., 25а, лит. А

Полярные области обладают уникальными природно-климатическими характеристиками, являются зоной проведения научных исследований и осуществления международного сотрудничества, что делает их территорией, имеющей широкие перспективы для развития таких нетрадиционных туристических услуг, как экологический, экстремальный и научный туризм. Следствием значительной удаленности от основных мест концентрации населения, затрудненной транспортной доступности и сурового климата является формирование достаточно высоких цен на данные услуги. Тем не менее современные тенденции туристического рынка в различных странах мира в настоящий момент заключаются в перемещении платежеспособного спроса из сектора обычного пляжного отдыха и стандартных туристических путешествий в сектора, предоставляющие более интересные и необычные туристические услуги.

Изменения направления туристских потоков связано с изменениями в ценностной ориентации туристов от традиционной модели «море-солнце-отдых» к усовершенствованной модели «знание-лшдшафт-досуг». Так, в исследовании «Российский и мировой рынок туризма», проведенном компанией Intesco Research Group в 2012 году, в главе «Перспективные направления туризма» в качестве приоритетов выделено развитие экологического и luxury-туризма [5].

Многие эксперты прогнозируют развитие экологического туризма в связи с повышением интереса к экологическим вопросам в обществе в целом. Такие факторы, как разрушение экосистем, резкое уменьшение биоразнообразия, изменение климата, разрушение озонового слоя, истощение природных ресурсов, загрязнение водного и воздушного бассейна, изменение скорости многих естественных процессов в биосфере

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.