Научная статья на тему 'КРУИЗНАЯ ИНДУСТРИЯ НА БЕРЕГАХ АРАВИЙСКОГО ПОЛУОСТРОВА'

КРУИЗНАЯ ИНДУСТРИЯ НА БЕРЕГАХ АРАВИЙСКОГО ПОЛУОСТРОВА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
59
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
круизный туризм / круиз / круизная индустрия / Аравийский полуостров / Cruise tourism / cruise / cruise industry / Arabian Gulf

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Исхакова Юлия Марселевна, Панченко Ольга Львовна

В статье рассмотрены основные аспекты, касающиеся круизной индустрии на берегах Аравийского полуострова в рамках современных тенденций развития туристской отрасли. Важно отметить, что за последние десятилетия страны Персидского залива пользуются популярностью и активно продвигают круизный туризм, который предоставляет данным странам экономические возможности и перспективу дальнейшего развития. В исследовании рассмотрена история становления и развития круизного туризма на Аравийском полуострове, сделан анализ текущих стратегий стран, располагающихся в Персидском заливе, в области туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRUISE INDUSTRY ON THE SHORE OF THE ARABIAN PENINSULA

This paper discusses the main aspects of the cruise industry on the shores of the Arabian Peninsula in the framework of current trends in the tourism industry. It is essential to stress that over the past decades, the countries of the Persian Gulf have experienced popularity and are actively promoting cruise tourism, which provides these countries with economic opportunities and prospects for further development. In our study, we will look at the history of the birth of cruise tourism in the Arabian Peninsula, as well as analyze the current strategies of the countries located in the Persian Gulf.

Текст научной работы на тему «КРУИЗНАЯ ИНДУСТРИЯ НА БЕРЕГАХ АРАВИЙСКОГО ПОЛУОСТРОВА»

УДК 327

КРУИЗНАЯ ИНДУСТРИЯ НА БЕРЕГАХ АРАВИЙСКОГО ПОЛУОСТРОВА

Ю.М. Исхакова, О.Л. Панченко

catsandpeople@mail.ru

Казанский (Приволжский) федеральный университет г. Казань, Россия

Аннотация. В статье рассмотрены основные аспекты, касающиеся круизной индустрии на берегах Аравийского полуострова в рамках современных тенденций развития туристской отрасли. Важно отметить, что за последние десятилетия страны Персидского залива пользуются популярностью и активно продвигают круизный туризм, который предоставляет данным странам экономические возможности и перспективу дальнейшего развития. В исследовании рассмотрена история становления и развития круизного туризма на Аравийском полуострове, сделан анализ текущих стратегий стран, располагающихся в Персидском заливе, в области туризма.

Ключевые слова: круизный туризм, круиз, круизная индустрия, Аравийский полуостров.

Для цитирования: Исхакова Ю.М., Панченко О.Л. Круизная индустрия на берегах Аравийского полуострова. Казанский вестник молодых учёных. 2020;4(5):121-125.

Введение. Стремительное развитие круизной индустрии обусловливает интерес к этой отрасли туризма. Основной целью статьи является раскрытие понятий круиза в туристической индустрии, рассмотрение краткой истории развития круизов, а также освещение регионов мира, в которых круизная индустрия наиболее развита. Для анализа развития круизного туризма взят Персидский залив как один из наиболее динамично развивающихся регионов, в данной области туризма.

Персидский залив, входящий в тройку лучших круизных направлений в мире для отдыха, является местом, в котором туристу предлагаются всевозможные условия, включая природную среду - солнечные ванны, морские берега, величественные пустынные пейзажи и футуристические городские пейзажи, и культурную среду - погружение в мир восточной культуры. Разнообразие услуг и направлений, предлагаемые странами Аравийского полуострова, несомненно, приносят положительные впечатления от путешествия и, прежде всего, развивают потенциал для роста круизного туризма.

Обзор литературы. Теоретические и практические аспекты современного этапа развития рынка морских круизов недостаточно широко освещены в работах отечественных и зарубежных ученых. В связи с этим, представляется важным изучить структуру глобального круизного рынка и обосновать подходы к его пониманию.

Исследования, направленные на изучение индустрии круизного туризма, включают в себя труды Н.А. Логуновой [5], в котором автор рассматривает мировой рынок круизной индустрии в целом, В.В. Жихаревой [2], которая освещает проблему основных тенденций развития мирового судоходства, И.А. Голубковой [1], в своем труде она анализирует факторы и закономерности структуризации глобального круизного рынка.

Методы. В данной статье представлен теоретико-эмпирический анализ круизного туризма в мире и регионе (на примере стран Персидского залива). Использован системный подход, в качестве основной методологии. В качестве эмпирических методов использованы: наблюдение; анализ данных статистики, представленной на официальных сайтах. Использован сравнительный анализ, позволяющий проанализировать опыт других стран в развитии круизного туризма. Применён теоретический анализ и сравнение результатов, обобщение, а также метод моделирования.

Результаты и обсуждения. Стоит отметить, что растущее количество пассажиров и диверсификация круизных маршрутов в удалённые регионы мира дают стимул к тому, чтобы правительство стран стремились использовать этот сегмент туризма в качестве инструмента экономического развития. Так обстоит дело с Персидским заливом, у которого есть все возможности для развития круизного туризма. Страны объединились в Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ). Национальные и местные органы ССАГПЗ, на территории Объединённых Арабских Эмиратов, Омана, Бахрейна и Катара (особенно в недавнее время) активно продвигают круизные туристические продукты.

Более того, необходимо упомянуть о стремительном росте круизного туризма в мире и в частности на берегах Аравийского полуострова. Устойчивое развитие круизной индустрии на туристическом рынке восходит к концу 1960-х годов. Несмотря на то, что круизный туризм является относительной «молодым» видом отдыха, круизная индустрия получила широкое распространение в довольно быстрые сроки по количеству заинтересованных клиентов, уровню распространения в множественных регионах и расширению туристических пакетов, что делает его одним из самых быстрорастущих сегментом области туризма в целом.

Сравнивая туристический поток 2003 и 2018 года, количество пассажиров круизных лайнеров увеличилось на 77% до 21,3 млн [4]. В результате популяризации этого туристического направления, в 90-х этот вид туризма стал настоящим глобальным явлением, охватывая рынки различных стран. Несмотря на то, что Северная Америка остаётся самым популярным направлением круизного туризма, за ней следует Европа и менее узнаваемые направления тоже получили скачок популярности. Произошло изменение в доступности круизного туризма -из продукта, доступного только обеспеченным слоям общества, он превратился в услугу для большинства желающих с небольшим бюджетом. Это объяснимо возрастом пассажиров круизов, возраст заметно снизился, молодые люди стали проявлять интерес к этому виду отдыха [5]. К тому же, это могло быть обуслов-

Казанский вестник молодых учёных

2020;4(5):121-125

лено появлением новых направлений по всему миру. Стоит отметить, что продолжительность туров стала короче - вместо привычных двух или трёх недель стали набирать популярность семидневные или даже пятидневные круизы, которые привлекали туристов своей ценой и возможностью побывать в нескольких странах, прочувствовать их колорит за небольшой срок. С другой стороны, кру-изные лайнеры превратились в «плавучие курорты», и составляют конкуренцию странам и их туристическим достопримечательностям. Лайнеры предлагают больше роскошных номеров, разнообразие развлечений, спортивных комплексов и торговых центров на борту.

Вместе с территориально растущими роскошными отелями на берегах туристических дестинаций, круизные лайнеры увеличивали свой размер и вместимость, чтобы вместить в себя все вышеперечисленные развлечения и привлечь большое количество пассажиров. Крупногабаритные круизные лайнеры могут вмещать на своём борту более 5000 человек. И курорты на берегу стали главным конкурентом круизных лайнеров, а не другие круизные компании, как можно посчитать на первый взгляд. Рост круизной индустрии способствовал развитию тематических круизов, которые позволяют совмещать путешествие по морю вместе с интересным досугом. Сюда можно отнести образовательные, кулинарные круизы, круизы с дегустацией вин, лайнеры-казино и многие другие.

Рост круизной индустрии можно оценить в появлении новых маршрутов. Популярность круизных направлений отражается в количестве койко-дней. В 2013 году на долю Северной Америки приходилось 63,1 млн койко-дней, что составляет 47% от общей статистики [4]. Карибские острова покрывают почти 80% койко-мест в Северной Америке, что делает их самым популярным круизным направлением в мире. Европа занимает второе место с 37% (что составляет 47,6 млн койко-дней), такие высокие показатели обусловлены популярностью Средиземноморского региона. Последнее место с 34% койко-дней занимают круизы по Красному морю [5]. Персидский залив - это недавно появившийся круизный регион, и он составляет лишь незначительную часть круизной промышленности. Тем не менее, в последнее десятилетие мы стали свидетелями быстрого развития этого вида отдыха в Персидском заливе, чему способствуют его потенциальные преимущества.

Круизы по Персидскому заливу только-только зарождаются на мировом туристическом рынке. Распространение туризма в этом регионе является частью продуманной стратегии, направленной на диверсификацию экономики нефтесодержащих стран Персидского залива. Экономики стран Персидского залива объединены в Совете сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), а именно: Бахрейн, Катар, Оман, Объединённые Арабские Эмираты, Кувейт и Саудовская Аравия. В какой-то моменты власти этих стран пришли к выводу, что для дальнейшего развития необходимо развивать туристическую отрасль независимо от развития нефтяной, которая даёт большие и ценные плоды. Но рано или поздно нефтяные ресурсы закан-

чиваются, поэтому в целях прогнозирования и во избежание истощения природных источников, власти решили расширять туристическую отрасль.

Страны Персидского залива характеризуются жаркими и влажными летними месяцами, а температура в дневное время превышает 40 градусов и опускается лишь до 30 градусов ночью. Сезон морских круизов в этой области приходится с октября по июнь. Необходимо понимать, что погода - это ключевой фактор при выборе круизного направления.

Регион Персидского залива предлагает альтернативный вариант Карибскому и Средиземноморскому регионам в этом плане. Порты Персидского залива стали обычным явлением в круизах на короткие и дальние расстояния.

Круизы на дальние расстояния, которые заходят в порты Персидского залива, варьируются от кругосветных по Европе, до круизов по Ближнему Востоку или Азии и круизов, которые начинаются с берегов Ближнего Востока и плывут в направлении Азии, Европы или Соединённых Штатов. Круизы на короткие расстояния варьируются от 3 до 11 дней по берегам Персидского залива. Варианты от пяти до одиннадцати дней включают остановки в ОАЭ и Омане, иногда их комбинация с добавлением остановки в Бахрейне или Катаре (такие круизные компании, как: Aida, Costa Crociere, TUI). Кроме того, доступны трёхдневные варианты круизов в пределах только ОАЭ или комбинация ОАЭ и Омана.

В целом, все порты городов, располагающихся в Персидском заливе, разделяют ряд общих черт, такие как: сафари по пустыне (Хор-Факкан, Фуд-жейра, Дубай, Маскат), форты (Маскат, Хор-Факкан, Хасаб, Салала, Бахрейн), базары (Дубай, Фуджейра, Маскат, Бахрейн), пляжный отдых (Хор-Факкан, Фуджейра, Дубай, Бахрейн), посещение роскошных и популярных отелей (Дубай, Абу-Даби), живописные виды на горы (Фуджейра, Хор Фак-кан, Хасаб, Маскат, Сур). Следовательно, круизные маршруты по Персидскому заливу экономически схожи.

Выводы. В связи с быстрым ростом круизной индустрии, регион Персидского залива стремится стать центром круизного туризма. Несмотря на то, что регион смог позиционировать себя в круизной индустрии, как популярное направление, эта отрасль ещё находится в зачаточном состоянии. Тем не менее, инвестиции в этот сегмент туризма стремятся обеспечить устойчивый рост кру-изного сектора в арабских странах. Несмотря на неудачи из-за политических волнений 2011 года, регион смог восстановиться, увеличив количество пассажиров на борту круизных лайнеров. Но для развития отрасли требуется стратегия, споспособствующая мировой известности круизных направлений.

Литература

1. Голубкова И. А. Факторы и закономерности структуризации глобального круизного рынка / И.А. Голубкова // Вюник економжи транспорту i промисловостг Зб. наук. праць. - Х.: УкрДАЗТ, 2010. - № 31. - С. 75-78.

2. Жихарева В.В. Современные тенденции развития рынка круизного судоходства / В. В. Жихарева // Розвиток методгв управлшня та господарювання на транспорт! - 2012. - No 39 (2). - С. 153-166.

Казанский вестник молодых учёных

2020;4(5):121—125

3. Левченко К. К. Черноморские круизы как дополнительный фактор развития въездного и внутреннего туризма / К.К. Левченко // Интернет-журнал «Науковедение». - 2016. - Том 8, № 6.

4. Казырыкпай Ш. Б. Современное состояние устойчивого туризма // Вестник науки и образования. 2019. №10-3 (64). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-sostoyanie-ustoychivogo-turizma (дата обращения: 05.10.2020).

5. Логунова Н. А. Мировой рынок круизной индустрии: особенности формирования и перспективы развития // Вюник Бердянського ушверситету менеджменту i бiзнесу. 2013. №2 (22). С. 29-34.

6. Селиванов В. В. Круизное судоходство: между прошлым и будущим: статья [электронный ресурс] // Независимый Севастополь. - 16.07.2010. Режим доступа к

ресурсу:http://newsebastopol.com/port/Kruiznoe_sudohodstvo_mezhdu_proshlym_i_buduschim.

(дата обращения: 12.10.2020)

7. Шпилько С. П. Андросова Н., Чударева Р. Морские круизы: теория и практика: учеб. пособие. - М. : Советский спорт, 2012. - 147 с.

8. Яковенко И. М., Лазицкая Н. Ф. Географические тенденции развития морского кру-изного туризма. // Ученые записки Крымского Федерального Университета имени Вернадского. География. Геология. 2014, Том 22 (66). № 2. С. 238-248.

CRUISE INDUSTRY ON THE SHORE OF THE ARABIAN PENINSULA Yu.M. Iskhakova, O.L. Panchenko

Kazan Federal University Kazan, Russia

Abstract. This paper discusses the main aspects of the cruise industry on the shores of the Arabian Peninsula in the framework of current trends in the tourism industry. It is essential to stress that over the past decades, the countries of the Persian Gulf have experienced popularity and are actively promoting cruise tourism, which provides these countries with economic opportunities and prospects for further development. In our study, we will look at the history of the birth of cruise tourism in the Arabian Peninsula, as well as analyze the current strategies of the countries located in the Persian Gulf.

Keywords: Cruise tourism, cruise, cruise industry, Arabian Gulf.

Авторы публикации

Исхакова Юлия Марселевна, магистрант Института международных отношений Казанского (Приволжского) федерального университета.

E-mail: catsandpeople@mail.ru

Панченко Ольга Львовна, канд. соц. наук, доцент кафедры всемирного культурного наследия Казанского (Приволжского) федерального университета. E-mail: kadri@bk.ru

Authors of the publication

Yuliya M. Iskhakova, master's student of the Institute of international relations of the Kazan Federal University. E-mail: catsandpeople@mail.ru

Olga L. Panchenko, Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor of the Department of world cultural heritage of Kazan Federal University.

E-mail: kadri@bk.ru

Дата поступления 25.11.2020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.