Научная статья на тему 'Кругозор и профессионализм инженера. Некоторые аспекты обучения в техническом университете'

Кругозор и профессионализм инженера. Некоторые аспекты обучения в техническом университете Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
89
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Волобаев A. M.

Два мира есть у человека Один, который нас творил, Другой, который мы от века Творим по мере наших сил».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кругозор и профессионализм инженера. Некоторые аспекты обучения в техническом университете»

КРУГОЗОР И ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ИНЖЕНЕРА. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ В ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

А.М. ВОЛ ОБА ЕВ, профессор, зав. кафедрой Мировой и отечественной культуры

«Два мира есть у человека -Один, который нас творил, Другой, который мы от века Творим по мере наших сил».

Н.Заболоцкий

программы, методики и т.д. Дух - тот настрой, тот вектор, та субстанция, те идеалы, по которым живет это бренное тело. (В принципе, в виде этой триады могут быть представлены и государство (страна) в целом, и кафедра, и любая другая живая структура, в которой участвуют люди).

Как обстоит дело с университетской триадой? Каковы не материальные составляющие этого организма? Поскольку «продукцией» университета является специалист, необходимо сформулировать требования, которым он должен отвечать

Именно высшая школа призвана готовить творцов этого мира вокруг нас: мира вещного, «телесного», мира душевного и мира духовного. Но и сами творцы, студенты, будущие выпускники, есть продукт этого сложного, многообразного организма, что называется технический университет, который, как и человек, тоже есть триада «дух-душа-тело». Тело - это его материальная база, оборудование, финансы и т.д. Душа - это то, что вдыхает в него жизнь - это преподаватели, сотрудники, студенты, его учебные планы.

и, соответственно, как возможно эти требования реализовать в учебном процессе.

Это, в первую очередь, интеллектуальная активность человека. Профессор

Н.В. Маковский по этому признаку делит людей на 3 группы - уровня.

1. Репродуктивный (воспроизводящий) человек этого уровня безинициати-вен, пассивен. Это исполнитель, действующий в рамках конкретного задания, -самограничивающий свою мыслительную деятельность.

2. Эмпирически-творческий (эвристический) - человек, проявляющий интеллектуальную инициативу, что приводит к творческим находкам на основе последовательного логического анализа и эмпирики, но не теории (это так называемый изобретатель).

3. Теоретически-творческий (креативный) - высший уровень, основывающийся на теоретическом мышлении. Это человек, осмысливающий причины, следствием которых и стала выявленная им закономерность. Он-то и ставит крупные теоретические проблемы, подлежащие разрешению.

Еще совсем недавно производство вполне устраивал человек «1-го уровня», узкий специалист, отвечающий за сравнительно ограниченный участок работы. Большое количество стандартов, выпуск на протяжении многих лет одной и той же продукции в общем-то и не стимулировали его творческую активность. Да и учебный процесс был ориентирован в основном на выполнение в будущем тех же стандартов, вроде бы и позволяющих поддерживать уровень качества продукции, но которое мало кого волновало в условиях отсутствия конкуренции. При плановом хозяйстве и государственном регулировании хозяйственной деятельности не было прямой зависимости (к счастью для изготовителей и несчастью для потребителей) между качеством произведенной продукции и оплатой труда (наказывали в основном за меньшее количество). Отсюда и отсутствие потребности в большом количестве спе-

циалистов 2-го, а тем более 3-го уровней, ибо всякая образовательная система теснейшим образом связана с социально-экономической ситуацией в обществе.

С наступлением рыночных отношений совершенно изменились как модель хозяйствования, так и модель специалиста. Напрямую зависящий теперь от потребителя разработчик продукции - выпускник технического университета - технолог, конструктор, ландшафтник, лесо-устроитель - должен быть специалистом как минимум 2-го уровня.

Однако, чтобы стать им, нужно обладать определенным информационным потенциалом, базирующемся на теории и практике, который и формируется вузовскими преподавателями и связан с психологией творчества.

Принятия решения в любой сфере -инженерной, экономической, идейной, по П. Хиллу, - состоит из трех этапов.

1. Подготовительный период - сознательная и направленная умственная деятельность (многовариантные решения).

2. Вынашивание идеи - непроизвольная мыслительная работа над решением задачи.

3. Озарение - при неработающем (подсознательно работающем) мозге.

Творческая мысль не представляет собой абсолютно новую идею. Мозг -бездонная кладовая идей. Активный ум накапливает и большое количество идей. Осознанно работающий мозг может включить механизм памяти в любой момент. Самый незначительный сигнал может «зацепить» факт из глубины памяти. Сила сигнала прямо пропорциональна объему подготовительной работы. Если факт не удается припомнить, то мозг продолжает работать и происходит вынашивание идеи. В этом периоде подсознание будет подавать сигналы механизму припоминания, заставляющие его углубляться за барьер памяти (например, во время сна и отдыха).

Чем больше накоплено в памяти разнообразных, но «связанных» в блоки фактов, тем эффективнее работа припо-

минания и, наоборот, чем они разрознен-нее, тем больше времени уходит на «связку» и выдачу решения. Поэтому эти информационные блоки эффективнее формировать сразу, в процессе обучения.

Увы, учебные планы технического университета - это строго определенный набор дисциплин; подготовка преподавателей, их читающих, как правило, узко специализирована. От всех прочих резко отделены гуманитарные дисциплины.

Да и внутри этих гуманитарных и негуманитарных блоков существуют те же межевые полосы; дурным тоном считается «проникновение» к соседу. «Стыки» оказываются не закрытыми; студенты не видят и, соответственно, не усваивают тех связок, что уплотняют и приводят в систему зачастую разрозненные сведения. Эти «стыковочные» дисциплины в учебных планах, как правило, отсутствуют. Кто будет читать историю научных идей и инженерной мысли (историк? инженер?); бионику (конструктор? биолог?); историю религии (священник? философ?); экологическое право (эколог? правовед?); техническую эстетику («технарь»? художник?); историческое краеведение?? Поэтому нет ничего удивительного в том, что у выпускника не складывается картина целостного мира . Разве может быть целостным мир, когда полностью отсутствуют вузовские ценностные ориентиры, национальная идея, когда о российских духовных ценностях говорить стесняются. Но без нравственного вектора все технологические ухищрения в общем-то теряют всякий смысл.

Каков выход из этого положения в условиях дефицита учебного времени? Во-первых, создавать систему авторских курсов, где студенты смогут прослушать эти «стыковочные» дисциплины. Разумеется, пойдут не все, но именро внутренне гото-

Еще в XIII веке ученый из Каталонии Раймонд Луллий предположил, что все знания являются частными случаями всеобщей науки, названной им ВЕЛИКИМ ИСКУССТВОМ (к слову, считается, что именно он первым высказал идею создания вычислительной машины).

вые стать «эвристическими» людьми. Наверняка это даст им дополнительный шанс в жизни, а России - разносторонних квалифицированных, инициативных творцов будущего. Во-вторых, в базовых, «узаконенных» университетских курсах -не замыкаться (несмотря на крайний дефицит времени) в рамках только своей дисциплины. Например, война 1812 года -«чья» тема? Историческая? А почему бы, рассказывая о ней, «культурологически» не упомянуть о героической увертюре «1812 год» П.И. Чайковского, показав (с помощью фонограммы, разумеется) противоборство не просто двух армий, двух государств (музыкальные темы «Боже, царя храни» и «Марильезы»), но силу русского народа (тема русской народной песни) и, главное, его могучую веру (молитва «Спаси, Господи, люди твоя»), - это ли не воспитание патриотизма? Или - неожиданный переклич композиционных приемов (дать видеозапись) в литературе (Ф.М. Достоевский, «Идиот»), в музыке (П.И. Чайковский, 6-я симфония) и в поставленном по этому роману и с этой музыкой Санкт-Петербургском балете! Какой повод для раскрытия философии добра и зла!

Где же взять таких универсалов-энциклопедистов? Вспомним недавние регулярные переподготовки-стажировки в одном и том же вузе, пусть даже ведущем (например, по истории - в МГУ), где зачастую ничего нового в очередной «заезд» инициативный, самосовершенствующийся преподаватель для себя не узнавал.

Что мешает нам сейчас (и не раз в 5 лет, а чаще) посылать на стажировку, например, историка - на кафедру культурологии и в Духовную академию, культурологов

- в Строгановское училище, и на кафедру философии какого-либо приличного гуманитарного университета и т.д., не исключая (со временем) и очередную стажировку по своей «прямой» специальности.

И, в-третьих, самое главное, рассматривать все преподаваемые предметы сквозь призму нравственности (что особенно важно в курсах культурологии и ис-

тории), положив тео- и антропоцентрический принципы, критерии в основу культурологического и исторического анализа как наиболее объективные и естественные для православной страны с ее 1000-летней историей.

Кстати, о совместимости церковной и светской культуры. Еще в 1904 г., после окончания Университета, П. А. Флоренский поступает в Московскую Духовную академию, желая «произвести синтез церковности и светской культуры, вполне соединиться с церквью, но без каких-либо компромиссов, честно воспринять все положительное учение церкви и научнофилософское мировоззрение вместе с искусством».

Заметим, что в настоящее время, как и раньше, на кафедре МиОК МГУЛа авторские курсы по культурологии и открытые лекции, связанные с историей христианства на Руси читают священники Русской Православной церкви - один

- выпускник государственного пединститута, другой - Литературного (!) института и Духовной академии; оба - авторы многих публикаций и книг духовно-нравственного содержания.

И в заключении напомним о речи, произнесенной в 1934 г. в городах Европы русским философом И. Ильиным.

«Вся система народного образования должна влиться в борьбу за национально-духовный характер. ...Образование в университетах не должно отделяться от духовного воспитания». Далее он говорил о том, что, конечно, многое надо уметь (читать, анализировать... (сейчас бы добавили - пользоваться компьютером, знать менеджмент, маркетинг и т.д.

- A.B.), - «все это... необходимо и полезно, но совершенно недостаточно: все это служит и злодеям для их дурных целей. Образование одной памяти и одного рассудка оставляет человека полуобразованным и, главное, беспринципным, ...уводит от духа и от Бога. Беспринципность ведет на службу к дьяволу. Все, что воспитывает духовный характер человека, все хорошо для России, все должно быть принято, творчески продумано, утверждено... и поддержано. И обратно... все, что не содействует этой цели, должно быть отвергнуто, хотя бы оно было принято всеми остальными народами».

Думается, что именно такой подход и метод преподавания помогут вдохнуть душу и сформировать соответствующий творческий, нравственный, духовный климат в техническом университете. □

ДЕРЕВООБРАБО ТКА В РОССИИ

Московский государственный университет леса начинает выпуск нового производственно-технического журнала «Деревообработка в России».

В 1998 году планируется выпуск четырех номеров первоначальным тиражом 5000 экземпляров.

В ближайших номерах будут опубликованы материалы о новейших технологиях и разработках в деревообрабатывающей промышленности, о новых технологических процессах, многие из которых лишь начинают применяться в практике.

В журнале-вы сможете прочитать о деятельности отечественных и иностранных фирм, а также использовать наш журнал и как средство информации о ваших собственные разработках, о том, что вы производите, чем отличается ваша продукция от продукции других предприятий, раз* местмть свою рекламу.

Телефон редакции: (095) 588-53-4S ЕЛ, Расева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.