Научная статья на тему 'КРУГОВАЯ ТРЕНИРОВКА: РАЗВИТИЕ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ 13-14 ЛЕТ'

КРУГОВАЯ ТРЕНИРОВКА: РАЗВИТИЕ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ 13-14 ЛЕТ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1128
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРУГОВАЯ ТРЕНИРОВКА / СИЛА / ГИБКОСТЬ / СНОРОВКА / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ШКОЛЕ / РАЗВИТИЕ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Дебелый Василий Михайлович

Автор обосновывает необходимость применения круговой тренировки при проведении уроков физической культуры в школе в 7-8 классах. В статье доказана эффективность круговой тренировки в развитии силовых способностей детей 13-14лет. Результат применения метода круговой тренировки на уроках физической культуры позволяет значительно улучшить уровень двигательной дееспособности, функциональной подготовленности и состояние соматического здоровья, а так же силовые качества учащихся 7 классов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CIRCULAR TRAINING: DEVELOPMENT OF STRENGTH ABILITIES IN CHILDREN AGED 13-14

The author substantiates the need for the use of circular training during physical education lessons at school in grades 7-8. The article proves the effectiveness of circular training in the development of strength abilities of children aged 13-14 years. The result of using the circular training method in physical education lessons can significantly improve the level of motor capacity, functional fitness and the state of somatic health, as well as the strength qualities of students in grades 7.

Текст научной работы на тему «КРУГОВАЯ ТРЕНИРОВКА: РАЗВИТИЕ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ 13-14 ЛЕТ»

Физическое воспитание и образование

УДК 796

КРУГОВАЯ ТРЕНИРОВКА: РАЗВИТИЕ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ 1314 ЛЕТ

Дебелый В.М.

Средняя общеобразовательная школа № 45 с углубленным изучением математики Санкт-Петербург, Россия E-mail: v.debelyy@ list.ru

Аннотация: Автор обосновывает необходимость применения круговой тренировки при проведении уроков физической культуры в школе в 7-8 классах. В статье доказана эффективность круговой тренировки в развитии силовых способностей детей 13-14лет. Результат применения метода круговой тренировки на уроках физической культуры позволяет значительно улучшить уровень двигательной дееспособности, функциональной подготовленности и состояние соматического здоровья, а так же силовые качества учащихся 7 классов.

Ключевые слова: круговая тренировка, сила, гибкость, сноровка, физическая культура в школе, развитие силовых способностей детей.

Введение

В настоящее время уровень здоровья детей подросткового возраста падает. Пагубное влияние оказывает экологические проблемы, различные компьютерные технологии, ритм жизни, вредные привычки, это не дает человеку развиваться и его здоровье страдает. Сила является важным фактором здоровья и жизни человека. Без здоровья человеку трудно адаптироваться к нынешним проблемам, его продолжительность жизни резко сокращается.

Сила относится к основным физическим качествам. Развитие силы необходимо во всех видах спорта. Так, в волейболе сила удара по мячу, в баскетболе сила ног для прыжка, в любых единоборствах нанесение ударов, в лыжной подготовке и в лёгкой атлетике. Сила способствует достижению побед в избранных видах спорта. Исходя из практики современного обучения в системе физического воспитания и анализа научно-методической литературы, можно судить, что занятия с применением метода

круговой тренировки являются научно обоснованной системой физического воспитания. Но ещё не достаточно изучены средства и методы, которые комплексно способствуют развитию силы у детей 1314 лет на уроках физической культуры и тренировочных занятиях [4].

Из выше сказанного видна актуальность проблемы - поиска путей повышения эффективности занятий на уроках физической культуры с применением метода круговой тренировки, направленных на развитие силы, то есть возникает необходимость выбора эффективных средств, для решения данной задачи.

Целью данной работы является выявление наиболее эффективных средств для развития силовых способностей с применением метода круговой тренировки на уроках физической культуры у детей 13 -14 лет.

Объект: процесс развития силовых способностей у детей 13-14 лет.

Предмет: средства и методы развития силовых способностей на уроках физической культуры.

Гипотеза - предполагается, что систематическое использование комплексов упражнений на развитие силовых способностей методом круговой тренировки проводимых и в первой половине основной части урока физической культуры с учетом индивидуальной подготовки детей 13-14 лет, будет способствовать росту силы.

Для реализации поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи: -Изучить научно-методическую литературу по проблеме применения круговая тренировка как средство развития силы у детей 13-14 лет.

- Подобрать средства для развития силовых способностей с использованием метода круговой тренировки на уроках физической культуры с учетом анатомо-физиологическими особенностями детей 13-14 лет.

- Определить эффективность разработанных комплексов упражнений для развития силы методом круговой тренировки.

Обоснование программы исследования

13-14 лет это пик подросткового возраста. Подростковый возраст это - период максимальных темпов роста всего организма, ответственный этап биологического созревания и социального становления личности [3].

В этом возрасте организм переживает большие изменения и развития мышечной силы, которые обусловлены возрастными морфофункциональными особенностями костно-мышечной системы, общим биологическим созреванием организма, степенью двигательной активности и другими факторами.

В этом возрасте основное развитие идет в опорно-двигательном аппарате. После 11лет кости скелета вновь начинают быстро расти, формируются костные отростки (апофизы), костномозговые полости приобретают окончательную форму. Изменения костей происходит под влиянием физических нагрузок. При высоких механических нагрузках кости приобретают большую массивность, а в местах сухо-

жильного прикрепления мышц образуют хорошо выраженные утолщения - костные выступы, бугры, гребни. Правильно дозированная физическая нагрузка замедляет процессы старения костей [2].

В подростковом возрасте улучшается нервная регуляция мышечного аппарата, однако увеличение мышечной массы несколько отстает от увеличения длины скелета, это приводит к повышению тонуса мышц и утомляемости при физических нагрузках.

Существенные изменения происходят в сердечно-сосудистой системе; интенсивно растет масса и объем сердца, увеличивается относительный сердечный выброс и продолжительность сердечного цикла.

В 13-14 лет идет развитие дыхательной системы; перестраивается нервная и гуморальная регуляция, совершенствуется аппарат внешнего дыхания; возрастает дыхательный и минутный объемы, увеличивается диффузионная способность и жизненная емкость легких; растут показатели максимальной вентиляции легких [1].

В этом возрасте темп развития тела у девочек и мальчиков отличается. У девочек максимальный темп роста в длину отмечается в 12 лет, он приближается к параметрам взрослого человека. А у мальчиков показатели силы намного выше, чем у девочек. Индивидуальные темпы развития силы зависят от фактических сроков полового созревания.

В данном возрастном периоде увеличиваются индивидуальные различия детей, что необходимо учитывать в обучении силовых упражнений.

Поэтому годовым рабочим планом необходимо предусматривать 64 часа для воспитания быстроты; 44 часа для воспитания силы; 28 часов для воспитания ловкости; 24 часа для развития аэробной выносливости и по 8 часов приходится для анаэробной и силовой выносливости.

В этом возрасте при развитии силовых качеств необходимо учитывать отставание силы мышц от прироста мышечной массы. Это положение определяет методы воспитания отдельных компонентов силы. Основным методом развития силовых качеств динамической силы по-прежнему

остается метод повторных усилий до отказа, но с увеличением веса отягощений, позволяющим выполнять упражнение не более 7-8 раз.

Согласно Е.Н. Назаровой, школьный возраст (11-12 лет) - период относительно «спокойного» развития высшей нервной деятельности: достигнутый уровень развития силы, подвижности, уравновешенности нервных процессов, а также ослабление внешнего безусловного торможения и усиление условного обеспечивают возможности широкого обучения и воспитания ре-бенка[6]

Понятия и варианты метода круговой тренировки у детей 13-14 лет на уроках физической культуры. В последнее время широкое применение нашли специальные формы упражнений при комплексном содержании занятий. Основная из них - круговая тренировка. Большую роль в выборе этого метода сыграло и то, что при переполненной школе - один спортивный зал. При такой загруженности моторную плотность урока помогает увеличить «круговая тренировка». «Круговая тренировка» хорошо сочетает в себе избирательно направленное и комплексное воздействия, а также строгое упорядоченное и вариативное воздействия.

Круговая тренировка - это форма занятий, при которой упражнения выполняются учащимися поочередно или группами на заданных местах, в процессе движения по кругу или замкнутой линии. Она обеспечивает комплексное воздействие на различные мышечные группы. Упражнения проводятся по станциям и подбираются таким образом, чтобы каждая последующая серия включала в работу новую группу мышц. Число упражнений, воздействующих на разные группы мышц, продолжительность их выполнения на станциях зависят от задач, решаемых в тренировочном процессе, возраста, пола и подготовленности занимающихся. Комплекс упражнений с использованием непредельных отягощений повторяют 1-3 раза по кругу. Отдых между каждым повторением комплекса должен составлять не менее 2-3 мин, во время которого выполняются упражнения на расслабление [1].

Для составления комплексов используют элементарные, технические простые упражнения, которые постепенно заменяют в течение месяца полностью обновляя комплекс. Обязательно соблюдая при этом принципы прогрессирующей нагрузки. Однообразие в нагрузках сдерживают развитие физических качеств, как сила, выносливость и быстрота. Нагрузка должна быть волнообразной: то увеличиваться, то уменьшаться, но при этом постепенно возрастать. Чередование разных нагрузок создает лучшие условия для роста результатов и восстановления работоспособности организма.

Существует несколько вариантов метода круговой тренировки на уроках физической культуры:

1. Метод непрерывного упражнения. Учащиеся проходят круг и, без остановок, продолжают повторно проходить комплекс упражнений. Количество нагрузки зависит от возраста и особенностей учащегося. Применяется для развития общей и силовой выносливости.

2. Метод экстенсивного интервального упражнения. Применяются для совершенствования общей, скоростной и силовой выносливости, скоростно-силовых качеств, ловкость. Характерные параметры нагрузки для экстенсивного интервального метода:

• Насыщенность работы 50-60 % от максимальной мощности в ациклических упражнениях и 60-80 % в циклических. Частота сердечных сокращений во время работы находится на уровне 160-180 ударов в минуту.

• Продолжительность работы 50-90 секунд. Для развития специальной выносливости, возможно применение продолжительных нагрузок (2-3 минуты и более), так как они оказывают преимущественно аэробно-анаэробное воздействие на организм.

• Промежуток отдыха может быть от 5095 секунд и до 1-3 минут. Сигнал для окончания отдыха может служить уменьшение частота сердечных сокращений до 120-130 ударов в минуту.

3. По методу интенсивного интервального упражнения. Этот метод рассчи-

тан на совершенствования скоростной силы, максимальной силы, специальной скоростной и силовой выносливости. Он характеризуется следующими параметрами нагрузки:

• Интенсивность работы - 70-90 % от максимальной мощности в циклических упражнениях и около 60% — в ациклических. Частота сердечных сокращений в конце упражнения не должна превышать 180 ударов в минуту.

• Продолжительность однократной работы - от 30 секунд до 2 минут.

4. По методу повторного упражнения. Он используется для развития максимальной и скоростной выносливости. Этот метод характеризуется частым выполнением упражнения через интервалы отдыха, в течение которых происходит полное восстановление работоспособности. Данный метод используется как в циклических, так и в ациклических упражнениях. Время выполнения упражнений может быть разнообразным. Упражнения выполняются сериями. Число повторений упражнений в каждой серии небольшое и ограничивается способностью поддерживать заданную частоту. Интервалы отдыха зависят от длительности и интенсивности нагрузки, но устанавливаются с расчетом, чтобы обеспечить восстановление работоспособности к очередному повторению упражнения. В циклических упражнениях повторная работа на коротких отрезках направлена на развитие скоростных способностей. На средних и длинных отрезках — скоростной выносливости.

Важное место в «круговой тренировке» занимает дозировка нагрузки. Это представляет сложность для данного метода. Можно выбрать следующий путь определения дозировки. На первом занятии перед учащимися ставится задача выполнить максимальное для себя количество повторений за определенное время. Оптимальная нагрузка составит половину максимальных повторений. После 3-6 недель этим способом уточняем последующую дозировку. Для контроля нагрузки между сериями измеряем частоту сердечных сокращений. Этот метод позволяет учащимся самостоятельно приобретать знания, фор-

мировать физические качества. Добиться высокой работоспособности организма -одна из главнейших задач, которую решает «круговая тренировка». Для решения этой задачи самое важное - моделирование специальных комплексов, направленных на воспитание физических качеств.

Итак, метод круговой тренировки эффективен на уроках физической культуры. Он обеспечивает комплексное воздействие на различные мышечные группы. Применяя его на уроках физической культуры, он способствует рациональному распределению времени, организованности учеников. В этом методе у преподавателя есть возможность лично с каждым отрабатывать правильность выполнения упражнения и указывать на ошибки.

Понятие физиологического качества силы, её виды

Сила - это способность человека противостоять внешнему сопротивлению за счет мышечных усилий.

Так утверждает Холодов, но при изучении других материалов различий в определение «силы» нет. Так что это можно считать основным понятием, которое доступно для изучения.

Существует много различных направлений в понятии сила. Авторы сходятся на мнение о том, что основными понятиями являются «силовые способности», «абсолютная сила», «относительная сила», «статическая сила», «динамическая сила», «скоростно-силовые способности», «силовая выносливость», «силовая ловкость»

[4].

В зависимости от режима работы мышц различают несколько видов силовых способностей:

1) Силовые способности - это комплекс различных проявлений человека в определенной двигательной деятельности, в основе которых лежит понятие «сила».

2) Скоростно-силовые способности -они характеризуются непрерывным напряжением мышц, проявляемых с максимальной мощностью в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью, но не достигающей предельной величины. Разделяются на два вида: быстрая сила и взрывная сила.

К специфическим видам силовых способностей относят силовую выносливость и силовую ловкость:

1) Силовая выносливость - это способность противостоять утомлению, вызываемому относительно продолжительными мышечными напряжениями значительной величины.

2) Силовая ловкость - способность точно разделять мышечные усилия различной величины в непредвиденных условиях и смешанных режимов работы.

Для сравнения силы людей различного веса используют термины «относительная сила» и «абсолютная сила»:

1) Абсолютная сила - максимальная сила, проявляемая человеком в каком-либо движении, независимо от его массы тела. Например, сила ног, рук или спины, определяемая с помощью различных динамометров.

2) Относительная сила - это сила, проявляемая человеком в пересчете на 1 кг собственного веса. Она выражается отношение максимальной силы к массе тела человека. В спортивной практике данная закономерность учитывается путем разделения спортсменов на разные весовые категория, например, в единоборствах, боксе, штанга и многое другое.

Существует два вида силы:

1) Статическая сила - проявляется при мышечных напряжениях изометрического типа, то есть без изменения длины мышц. Существует два вида статической силы: при напряжении мышц за счет активных волевых усилий человека (активная статическая сила); при попытке внешних сил или под воздействием собственного веса человека насильственно растянуть напряженную мышцу (пассивная статическая сила).

2) Динамическая сила - непрерывное выполнение мышечной работы определенной интенсивности в течение предельного времени. Предельное время динамической работы скелетных мышц зависит от ее мощности. Чем больше мощность, тем короче время динамической выносливости.

Сила характеризуется взаимодействием двух тел (спортсмен и опора или спортс-

мен и снаряд) и непрерывно меняется с течение времени.

Мышцы могут проявлять силу: без изменения своей длины (статический режим), при уменьшении своей длины (преодолевающий режим), при удлинении (уступающий режим).

Средства воспитания силы являются физические упражнения с повышенным отягощением (сопротивлением), которое направленно увеличение напряжения мышц.

Существует два вида средств: основные и дополнительные.

К основным средствам относятся:

1. Упражнения с весом внешних предметов (штанги, гантели, набивные мячи, вес партнера)

2. Упражнения, отягощенные собственным весом (подтягивания в висе, отжимания в упоре, планка, упражнения со специальными поясами для увеличения собственно массы и д.)

К дополнительным средствам относят:

1. Упражнения с использование среды (бег и прыжки по рыхлому песку или в гору, бег против ветра)

2. Упражнения с сопротивление упругих предметов (резиновые жгуты, эспандеры)

3. Упражнения с противодействием партнера.

Для развития силовых и скоростно-силовых способностей используют различные методы. Проанализировав учебники по физической культуре, выделяют несколько основным методов. К ним относят:

1. Метод максимальных усилий - выполнение упражнений с околопредельными и предельными отягощениями. Применяя этот метод, предельные веса поднимают 1-2 раза. Предельным тренировочным весом считается тот, который можно поднять без лишних эмоциональных усилий. Величина его составляет от 80-90 % от рекордного достижения спортсмена. В работе с начинающими и детьми его применять не рекомендуется, но если возникла необходимость в его применение, то следует обеспечить строгий контроль над выполнением упражнений.

2. Метод повторных усилий - выполнение упражнений с непредельными отягощениями до отказа. В тренировке использование этого метода его вес составляет 40-70 % от максимального. Установлено, что работа с отягощениями лишь такого веса ведет к росту силы. Эффективность на тренировках спортсменов среднего класса является основным при воспитании силовой выносливости.

3. Метод динамических усилий - выполнение упражнений с отягощениями разного веса с большой скоростью. Применения с целью развития скоростно-силовых качеств во всех видах спорта.

4. Метод круговой тренировки - обеспечивает комплексное воздействие на различные мышечные группы. Упражнения проводятся по станциям и подбираются таким образом, чтобы каждая последующая станция включала в себя работу новых

Анализ программы по физической культуре

Цель физической культуры детей школьного возраста - способствовать всестороннему, гармоническому развитию физической культуры личности ребенка и подготовке детей к жизни, в первую очередь к приобретению профессии и успешному включению в трудовую деятельность.

В теории и практике физической культуры детей все разнообразие задач приведено в единую систему. Ее основу составляют общие задачи, рассчитанные на решение во всех формах направленного использования средств физической культуры. К общим задачам относятся:

1. Содействовать нормальному формированию, гармоническому развитию растущего организма; укреплять здоровье, повышать сопротивляемость организма

мышц. Число упражнений, повторений зависит от задач поставленные в тренировочном процессе, возраста, пола и подготовленности учащихся. Комплекс повторяют 1-3 раза по кругу. Отдых между комплексами составляет 2-3 минуты.

5. Игровой метод воспитывает силовые способности в игровой деятельности. Неожиданные повороты в игре вынуждают менять режимы напряжений различных мышечных групп и бороться с нарастающим утомлением организма. Например: всадники, перетягивание каната, различные эстафеты с переносом грузов различного веса.

Из выше сказанного следует, что у детей в возрасте 13 - 14 лет достаточно высокими темпами развиваются силовые способности, так как увеличиваются мышечная система и отмечается резкий скачок общей массы мышц (табл. 1).

неблагоприятным воздействиям внешней среды; повышать общую работоспособность;

2. Обучать основам техники движений; формировать и совершенствовать необходимые в разнообразной двигательной деятельности знания, умения и навыки, обучать сознательному, творческому применению их в изменяющихся условиях двигательной практики; формировать культуру двигательных действий, воспитывать стремление к обеспечению их целесообразности, экономичности, практической эффективности и эстетической выразительности;

3. Совершенствовать двигательные и связанные с двигательной деятельностью интеллектуальные, волевые и эмоциональные качества; приучать детей к рациональной организации физических усилий, разумному использованию сил в соответ-

Таблица 1. Темпы прироста силовых способностей у детей среднего школьного возраста (%) по Ж.К. Холодову

Физические способности Среднегодовой прирост Общий прирост

Мальчики Девочки Мальчики Девочки

Силовые 15,8 18,4 79,0 92,0

ствии с задачами и конкретными условиями соответствующей деятельности;

4. Воспитывать потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями и использовании других средств физической культуры; обучать элементарным организаторским и методическим знаниям и умениям, обеспечивающим самостоятельное использование средств физической культуры в личной жизни и при руководстве занятиями других лиц; приобщать к доступной спортивной деятельности и обеспечить постепенное повышение спортивных достижений;

5. Воспитывать высокие нравственные качества, приучать к организованности, дисциплинированности, ответственности за свои действия и поступки; воспитывать любознательность, трудолюбие, активность и самостоятельность в учение и труде, творческую инициативность; формировать эстетические потребности и взгляды, воспитывать эстетические чувства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ведущей направленностью физического воспитания в школьном возрасте является общеподготовительная. Содержание уроков физического воспитания определено программами, которые разработаны для каждого класса, но составляют единство, обусловленное общей направленностью, задачами, а также последовательным развертыванием учебного материала. Этим обеспечивается системность и целостность учебно-воспитательного процесса на протяжении всего периода обучения. Физическое воспитание включено в учебный план наравне с другими предметами. Его значение и равноправность подчеркнуты введением оценок в аттестат о среднем образовании.

Годовой план-график распределения учебного материала составляется на 102 урока и должен содержать базовый компонент: требования к знаниям, требовании к двигательным умениям и навыкам, развитие физических качеств, контрольные нормативы по физической подготовленности и домашнее задание.

Порядок размещения уроков, связанных с выполнением разделов программы, является творческим процессом учителя физи-

ческой культуры. Многогранность задач, решаемых в среднем возрасте, позволяет:

1. Содействовать гармоничному физическому развитию, закреплению навыков правильной осанки и устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитанию ценностных ориентации на здоровый образ жизни и привычки соблюдения правил личной гигиены;

2. Осуществлять дальнейшее обучение основам базовых видов двигательных действий (легкая атлетика, гимнастика, спортивные игры, лыжная подготовка, плавание);

3. Продолжать развитие координационных (ориентирование в пространстве, перестроение двигательных действий, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ритм, равновесие, точность воспроизведения и дифференцирования основных параметров движений) и кондиционных (скоростно-силовых, скоростных, выносливости, силы и гибкости) способностей;

4. Формировать основы знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма; развивать волевые и нравственные качества; вырабатывать представления о физической культуре личности и приемах самоконтроля;

5. Углублять представления об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий и оказании первой помощи при травмах;

6. Воспитывать привычки к самостоятельным занятиям в свободное время физическими упражнениями, избранными видами спорта;

7. Вырабатывать организаторские навыки проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи;

8. Формировать умения адекватной оценки собственных физических возможностей;

9. Воспитывать инициативность, самостоятельность, взаимопомощь, дисциплинированность, чувство ответственности;

10. Содействовать развитию психических процессов и обучению основам психической саморегуляции.

Основными средствами физического воспитания детей 12-15 лет являются физические упражнения, с помощью которых у подростков формируются жизненно важные умения и навыки, повышаются физические способности (качества) и адаптивные свойства организма. К ним относятся:

Гимнастические и акробатические упражнения: 1) упражнения в построениях и перестроениях; 2) общеразвивающие упражнения без предметов на месте и в движении; 3) общеразвивающие упражнения с предметами: мальчики с набивными мячами, гантелями (1-3 кг), девочки с обручами, булавами, большим мячом, палками, скакалками; 4) упражнения в висах и упорах на различных гимнастических снарядах; 5) опорные прыжки (прыжки через козла и коня с разбега); 6) акробатические упражнения (кувырки вперед и назад, стойка на лопатках, стойка на голове, длинный кувырок вперед с трех шагов разбега, «мост»).

Гимнастические упражнения являются эффективным средством развития координационных и кондиционных способностей (силы рук, ног, туловища, силовой выносливости, гибкости), содействуют воспитанию смелости, решительности, уверенности (упражнения на снарядах).

Легкоатлетические упражнения: 1) бег с высокого и низкого старта (10-60 м); 2) бег с ускорением (20-50 м); 3) бег с максимальной скоростью (40-80 м); 4) бег в равномерном темпе: мальчики - до 20 мин; девочки - до 15 мин; кросс; 5) прыжки в длину с разбега с 9-13 шагов способом «согнув ноги»; прыжки в высоту с разбега с 6-8 шагов способом «перешагива-ние»;6)метание малого мяча (150 г) в горизонтальную и вертикальную цель: мальчики - с расстояния 8-18 м, девочки - 8-14 м; метание малого мяча на дальность с разбега и др.

Лыжная подготовка: 1) передвижения на лыжах различными классическими ходами (попеременным двухшажным, одновременным бесшажным, одновременным одношажным, одновременным двухшаж-

ным); 2) подъемы на лыжах в гору; 3) спуски с гор на лыжах; 4) торможения при спусках; 5) повороты на лыжах и движении; 6) прохождение учебных дистанций (1, 2, 3 км).

Спортивные игры. В качестве базовых игр рекомендуются баскетбол, ручной мяч (гандбол), волейбол, футбол (для мальчиков), а в качестве дополнительных -настольный теннис, бадминтон и др. По своему воздействию спортивная игра является комплексным и универсальным средством физического воспитания. Специально подобранные игровые упражнения, выполняемые индивидуально, в группах, командах, подвижные игры и задания с мячом создают неограниченные возможности для развития координационных, скоростных, скоростно-силовых способностей, выносливости, оказывают многостороннее влияние на развитие психических процессов учащегося (восприятие, внимание, память, быстрота и рациональность мышления, воображение и др.).

Плавание: 1) специальные плавательные упражнения для изучения кроля на груди, спине, брасса; 2) повторное проплывание отрезков 25-50, 100-150 м; 3) игры и развлечения на воде.

Дети среднего школьного возраста должны показывать результаты не ниже среднего уровня показателей, характеризующих развитие основных физических качеств.

Особенностью урочных форм занятий с детьми среднего школьного возраста является углубленное обучение базовым видам двигательных действий (гимнастика, легкая атлетика, лыжный спорт, спортивные игры, плавание).

В подростковом возрасте увеличиваются индивидуальные различия детей, что необходимо учитывать в обучении движениям и при развитии двигательных способностей. В этой связи для группы учеников и отдельных учащихся следует дифференцировать задачи, содержание, темп овладения программным материалом, оценку их достижений. Дифференцированный и индивидуальный подход особенно важен для учащихся, имеющих или низкие или высокие результаты.

При выборе средств и методов, используемых на занятиях, необходимо в большей мере, чем в младшем школьном возрасте, учитывать половые особенности учащихся. Соотношение практических методов (игрового, строго регламентированного упражнения) примерно равное.

В программе по физической культуре В.И. Ляха для 7 класса для развития силовых и скоростно-силовых качеств выделяется 18 часов в разделе гимнастики и 5 часов отводиться в разделе легкой атлетике, так же можно включать в уроки по спортивным играм комплексы на развитие этих качеств [5].

В спортивной игре, как волейбол силу развивают в упражнениях на прыжки для выпрыгивания на блок и нападающего удара. Также можно использовать сгибания и разгибания в упоре лежа и виса. Это способствует выполнению силовых подач и сильных нападающих ударов.

Для баскетбола используются аналогичные упражнения для развития силовых качеств. А для развития скоростно-силовых качеств, применяются упражнения в виде ведения мяча с отягощениями.

Основной раздел гимнастика делится на 3 основные темы, на которые выделяются по 6 часов. Этот раздел больше времени выделяет на развитие силовых способностей.

Силовые способности развиваются на темах: «Висы. Строевые упражнения» и «Акробатика». Развитие скоростно-силовых качеств, применяются на теме: «Опорный прыжок».

Также развить скоростно-силовые качества можно на уроках легкой атлетики на теме «Прыжок в высоту. Метание малого мяча», на эту тему отводиться 5 часов.

Достижение этих задач в большей мере зависит от умелой организации и соблюдения методических требований к проведению уроков для развития силовых и ско-ростно-силовых качеств.

Систематическое использование таких упражнений способствует комплексному развитию силовых и скоростно-силовых качеств.

В этом возрасте эти качества наиболее развиты, а также способствуют гармоничному развитию организма.

В результате обучения у учащихся должен повыситься уровень силовых и ско-ростно-силовых качеств.

Программный материал по развитию силовых и скоростно-силовых способностей сгруппирован по преимущественному воздействию их на соответствующие двигательные способности и умения.

Изучив программный материал по физической культуре, можно сделать вывод, что развитие силовых и скоростно-силовых способностей можно применять в методе круговой тренировке. Для развития этих качеств можно использовать средства из каждого раздела программы, относящегося к возрасту 13-14 лет. Этот метод никак не влияет на ухудшение физических показателей.

Задачи и методы исследования

Исследование уровня развития силы средствами круговой тренировки у детей 13-14 лет на уроках физической культуры было организовано и проведено на базе ГБОУ школы №45 г. Санкт-Петербурга. Цель исследования выявление наиболее эффективных средств для развития силовых способностей с применением метода круговой тренировки на уроках физической культуры у детей 13-14 лет.

Для реализации поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

1. Изучить научно-методическую литературу по проблеме применения круговая тренировка как средство развития силы у детей 13-14 лет.

2. Подобрать средства для развития силовых способностей с использованием метода круговой тренировки на уроках физической культуры с учетом анатомо-физиологическими особенностями детей 13 - 14 лет.

3. Определить эффективность разработанных комплексов упражнений для развития силы методом круговой тренировки.

Для выполнения поставленных задач использовали методы исследования:

1.Анализ научной и методической литературы.

2.Педагогическое тестирование.

3.Педагогический эксперимент.

Организация и проведение работы по развитию силы средствами круговой тренировки у детей 13-14 лет на уроках физической культуры

Исследование проводилось в несколько этапов.

На первом этапе (сентябрь - декабрь 2017 года) - проведен анализ научно-методической литературы по исследуемой проблеме, сформулирована гипотеза, определены цель, задачи и методы исследования. Подобраны тесты для проведения педагогического тестирования. Разработан комплекс специализированных упражнений для развития силы средствами круговой тренировки у детей 13-14 лет на уроках физической культуры.

На втором этапе (январь - апрель 2018 года) - проведен педагогический эксперимент для обоснования эффективности разработанного комплекса упражнений с использованием метода круговой тренировки для развития силовых способностей у детей 13-14 лет на уроках физической культуры.

Отличительной особенностью проведения учебно-тренировочного процесса в экспериментальной группе являлось применение комплекса упражнений, направленного на развитие силовых способностей, включающей в себя специализированные упражнения для развития данных способностей у детей 13-14 лет, занимающихся по программе В.И.Ляха.

При этом использовался на уроках физической культуры в основной части урока метод круговой тренировки. Далее проведено педагогическое тестирование для определения уровня развития силовых способностей детей 13-14 лет.

На третьем этапе исследования (апрель-май 2018 года) - подведены итоги педаго-

гического эксперимента и оформлены результаты исследования.

Далее исследование проводилось на базе ГБОУ школы №45 г. Санкт-Петербурга с детьми 7-а (контрольная группа) и 7-б (экспериментальная группа). Все дети имеют возраст 13 - 14 лет и по состоянию здоровья, отнесенные к основной медицинской группе, занимающиеся физической культурой. Контрольная группа обучалась в объеме комплексной программы В.И. Ляха по физическому воспитанию 7-а класса общеобразовательной школы, а экспериментальная группа 7-б по той же программе, но на уроках применялись разработанные комплексы упражнений на развитие силовых способностей.

Тест № 1 - для оценки силы ног в относительно медленных движениях - прыжки в длину с места:

Подготовка к отталкиванию. И.П. Встать у линии отталкивания, стойка ноги врозь, поднять руки вверх, одновременно поднимая тело на носки с прогибом в пояснице, после обратное движение, вставая полностью на всю стопу, руки опустить вниз, согнуть колени и тазобедренные суставы, так чтобы они находились на уровне носок.

Отталкивание. Резко выбросить руки вперед, подтянуть вперед тазобедренные суставы, разогнуть колени, оторвать стопы «с взрывом» от поверхности отталкивания.

Полет и приземление. В момент полета тело ученика должно вытянуться в струну, а колени подтянуться к груди. В момент приземления руки выносятся вперед, для сохранения равновесия, ноги согнуты в коленях. Результат измеряется в сантиметрах, с точностью до одного сантиметра, по точке приземления пятками. Выполняется 3 попытки, засчитывается лучшая попытка.

Таблица 2.Определение оценки силы ног в относительно медленных движениях -прыжки в длину с места (В.И. Ляха)

Наименование норматива Мальчики Девочки

высокий средний низкий высокий средний низкий

Прыжки в длину с места 180 170 160 165 155 140

Тест № 2 - Для оценки силы ног в быстрых движениях - прыжки на скакалке в течение 20 с. (количество раз):

Техника выполнения упражнения. Локти прижаты к телу, ноги вместе, спина в вертикальном положении. Не подпрыгивать высоко, приземление осуществлять на носки и полусогнутые ноги, вращать ска-

калку за счет кисти рук. Прыгать, не останавливаясь, максимальное количество раз за заданное время. Если ребёнок сбился в прыжках, то счёт продолжается с того числа на котором закончил. Результат прыжков на скакалке засчитывается за 20 секунд.

Таблица 3. Определение силы ног в быстрых движениях - прыжки на скакалке в течение 20 с. (количество раз) (В.И. Ляха)

Наименование норматива Мальчики Девочки

высокий средний низкий высокий средний низкий

Прыжки на скакалке 46 44 42 52 50 48

Тест № 3 - Для оценки силы мышц рук в сравнительно медленных движениях -сгибание и разгибание рук в упоре лежа (максимальное число отжиманий):

И.П. горизонтальное положение, упор прямыми руками в пол. Все тело должно образовывать прямую линию. Для максимальной стабилизации тела нужно напрячь ягодицы, мышцы ног и брюшного пресса. Согните руки и опуститесь вниз. В нижнем положении необходимо коснуться грудью пола и задержаться в этом положении. Результат засчитывается по правильному выполнению упражнения максимальное количество раз.

Тест № 4 - Для оценки силы мышц брюшного пресса и спины - поднимание туловища до прямого седа из положения лежа на спине (руки за головой) в течение 1 мин (количество раз):

И.П. Лежа на спине, ноги согнуты в коленях, руки сомкнуты в замок за головой, локти разведены в стороны. В момент сгибания локтями касаться коленей, лопатками касаться пола (мата). Результат засчи-тывается по правильному выполнению упражнения максимальное количество раз за 1 минуту.

Таблица 4. Определение силы мышц рук в сравнительно медленных движениях - сгибание и разгибание _ рук в упоре лежа (максимальное число отжиманий) (В.И. Ляха)

Наименование норматива Мальчики Девочки

высокий средний низкий высокий средний низкий

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (отжимания) 20 15 10 9 7 5

Таблица 5. Определение силы мышц брюшного пресса и спины - поднимание туловища до прямого седа из положения лежа на спине (руки за головой) в течение 1 мин (количество раз) (В.И. ^ Ляха)__

Наименование норматива Мальчики Девочки

высокий средний низкий высокий средний низкий

Подъем туловища из положения лежа (пресс) 45 40 35 38 33 25

В начале эксперимента с детьми 7-а (контрольная группа) и 7-б (экспериментальная группа) было проведено тестирование на определение уровня развития силовых способностей. Анализируя полученные результаты, сделали следующие выводы: оба класса имеют примерно одинаковый уровень развития этих способностей. На первичном тестировании у 7-а

(контрольной группы) - 6 учеников имеют низкий уровень 27 %, 10 учеников средний уровень 45 %, а 6 учеников имеют высокий уровень 27 %. В экспериментальной группе 7-б - 6 учеников имеют низкий уровень 27%, 11 учеников средний уровень 49,5 %, а 5 учеников имеют высокий уровень 22,5

Таблица 6. Уровень развития силовых способностей детей 7-а класса (контрольная

№ Ф.И. Прыжки в длину с места Прыжки на скакалке 20 сек. Отжимания Пресс за 1 мин Баллы

Рез-т Ур-нь Рез-т Ур- нь Рез-т Ур- нь Рез-т Ур- нь Ур- нь

1 Кирилл 199 В 44 С 23 В 38 Н 17 -С

2 Борис 153 Н 40 Н 26 В 45 В 16 - С

3 Андрей 158 Н 32 Н 20 В 37 Н 14 - Н

4 Александр 200 В 45 С 19 С 52 В 18 - С

5 Влад 145 Н 29 Н 0 Н 39 Н 12 - Н

6 Илья 161 Н 44 С 14 Н 40 С 14 - Н

7 Алексей 190 В 37 Н 13 Н 45 В 16 - С

8 Роман 189 В 48 В 40 В 41 С 19 - В

9 Никита 164 Н 26 Н 13 Н 36 Н 12- Н

10 Тимофей 181 В 49 В 42 В 55 В 20- В

11 Александр 187 В 61 В 41 В 53 В 20- В

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12 Екатерина 180 В 59 В 23 В 47 В 20 - В

13 Александра 177 В 53 В 25 В 44 В 20 - В

14 Зоя 160 С 49 Н 5 Н 31 Н 13 - Н

15 Анастасия 150 С 34 Н 13 В 46 В 17 - С

16 Марина 165 В 50 С 7 С 39 В 18 - С

17 Надежда 201 В 25 Н 10 В 36 С 17 - С

18 Ольга 135 Н 47 Н 0 Н 34 С 13 - Н

19 Света 169 В 52 В 5 Н 37 С 17 - С

20 Валентина 147 Н 51 С 2 Н 31 Н 13- Н

21 Олеся 197 В 44 Н 23 В 34 С 17- С

22 Дарья 180 В 45 Н 17 В 34 С 17 - С

На втором этапе эксперимента в контрольной группе 7-а классе проводились уроки физической культуры по программе В.И. Ляха. А в экспериментальной группе 7-б классе применяли на уроках физической культуры разработанные комплексы по развитию силовых способностей разных групп мышц. Данные комплексы включались в конспект урока и проводились методом круговой тренировки.

При проведении урока с использованием метода круговой тренировки обращалось внимание на уровень физической подготовки, место проведения, использование инвентаря.

Учащиеся предварительно знакомились с организационной формой проведения занятий, причем на протяжении урока сохранялась связь между учеником и учителем, применялся дифференцированный подход.

№ Ф.И. Прыжки в длину с места Прыжки на скакалке 20 сек. Отжимания Пресс за 1 мин Баллы

Рез-т Ур- нь Рез-т Ур- нь Рез-т Ур- нь Рез-т Ур- нь Ур-нь

1 Сергей 190 В 45 С 19 С 33 Н 16 - С

2 Влад 177 С 38 Н 14 Н 37 Н 12 - Н

3 Даниил 198 В 49 В 23 В 44 С 19- В

4 Никита 210 В 47 В 13 Н 42 С 17 - С

5 Александр 165 Н 31 Н 10 Н 41 С 13 - Н

6 Егор 200 В 49 В 15 С 43 С 18 - С

7 Павел 183 В 33 Н 17 С 41 С 16 - С

8 Артем 189 В 46 В 30 В 43 С 19 - В

9 Юрий 170 С 39 Н 16 С 33 Н 14- Н

10 Гриша 161 Н 40 Н 21 В 43 С 15 - Н

11 Андрей 199 В 55 В 15 С 38 В 19- В

12 Матвей 180 В 44 С 23 В 37 Н 17-С

13 Максим 167 Н 44 С 25 В 34 С 16-С

14 Ольга 175 В 56 В 13 В 51 В 20- В

15 Наташа 155 С 54 В 8 С 45 В 18-С

16 Валентина 155 С 46 Н 7 С 31 Н 14 - Н

17 Анастасия 203 В 35 Н 11 В 36 С 17 -С

18 София 169 В 51 С 23 В 34 С 18 - С

19 Лидия 169 В 52 В 8 С 38 В 19 - В

20 Надежда 180 В 51 С 15 В 33 С 18- С

21 Валерия 147 Н 43 Н 0 Н 25 Н 12- Н

22 Елена 170 В 45 Н 19 В 36 С 17 - С

Таким образом, на уроке физической культуры круговой метод позволяет большему числу учащихся упражняться одновременно и самостоятельно, использовать максимальное количество инвентаря и оборудования.

Время, планируемое на проведение круговой тренировки, зависело от задач, которые решались в процессе общей и специальной подготовки и количества станций.

В зависимости от поставленных задач круговая тренировка планировалась в

начале основной части урока. Цель круговой тренировки в начале основной части урока была связана с развитием силовых способностей в условиях, когда организм еще не устал и готов выполнить работу в большем объеме.

В конце эксперимента с детьми 7-а (контрольная группа) и 7-б (экспериментальная группа) было проведено тестирование на определение уровня развития силовых способностей (табл. 7, 8).

№ Ф.И. Прыжки в длину с места Прыжки на скакалке 20 сек. Отжимания Пресс за 1 мин Баллы

Рез-т Ур- нь Рез-т Ур- нь Рез-т Ур-нь Рез-т Ур- нь Ур-нь

1 Кирилл 200 В 45 С 25 В 39 Н 17 - С

2 Борис 155 Н 42 Н 27 В 46 В 16 - С

3 Андрей 159 Н 36 Н 21 В 39 Н 14- Н

4 Александр 200 В 45 С 19 С 53 В 18 - С

5 Влад 145 Н 30 Н 2 Н 39 Н 12 - Н

6 Илья 165 Н 49 В 16 С 40 С 16 - С

7 Алексей 190 В 40 Н 14 Н 45 В 16 - С

8 Роман 190 В 50 В 40 В 41 С 19 - В

9 Никита 165 Н 30 Н 14 Н 36 Н 12 - Н

10 Тимофей 185 В 52 В 42 В 55 В 20 - В

11 Александр 190 В 65 В 41 В 53 В 20 - В

12 Екатерина 180 В 63 В 24 В 47 В 20 - В

13 Александра 180 В 55 В 25 В 44 В 20 - В

14 Зоя 160 С 51 Н 6 Н 31 Н 13- Н

15 Анастасия 155 С 36 Н 15 В 46 В 17 - С

16 Марина 165 В 55 С 8 С 41 В 18 - С

17 Надежда 205 В 27 Н 12 В 36 С 17 - С

18 Ольга 140 Н 50 Н 2 Н 33 С 13 - Н

19 Света 170 В 55 В 6 Н 37 С 17 - С

20 Валентина 150 Н 56 С 3 Н 33 Н 13 - Н

21 Олеся 200 В 45 Н 25 В 34 С 17 - С

22 Дарья 180 В 45 Н 18 В 35 С 17 - С

Анализируя полученные результаты, делаем вывод, что в контрольной группе повысился уровень развития силовых способностей незначительно, а в экспериментальной группе уровень развития силовых способностей заметно увеличился (табл. 9). На вторичном тестировании у 7 - а (контрольной группы) - 5 учеников имеют низкий уровень 19,5%, 11 учеников средний уровень 49,5%, а 6 учеников имеют высокий уровень 27 %. В экспериментальной группе 7 - б - 3 учеников имеют низкий уровень 13,5%, 13 учеников средний уровень 58,5%, а 6 учеников имеют высокий уровень 27 %.

На основании проведенного исследования, определены место (в начале основной

части урока) и объем (минимальный) эффективного использования круговой тренировки в учебном процессе по физической культуре среди учащихся 7 класса.

В результате анализа применения круговой тренировки можно сделать вывод:

1. Использование круговой тренировки на уроках физической культуры влияет на развитие силовых способностей учащихся (показатели в конце эксперимента выше, чем в начале).

2. Увеличение нагрузки и нормирование упражнений комплекса круговой тренировки способствует увеличению силы учащихся.

№ Ф.И. Прыжки в длину с места Прыжки на скакалке 20 сек. Отжимания Пресс за 1 мин Баллы

Рез-т Ур- нь Рез-т Ур- нь Рез-т Ур-нь Рез-т Ур- нь Ур-нь

1 Сергей 192 В 47 В 21 В 36 Н 18 - С

2 Влад 180 В 42 Н 16 С 39 Н 15 - Н

3 Даниил 200 В 53 В 25 В 46 В 20 - В

4 Никита 210 В 50 В 16 С 43 С 18 - С

5 Александр 167 Н 40 Н 15 С 44 С 14 - Н

6 Егор 205 В 55 В 17 С 46 В 19 - В

7 Павел 185 В 38 Н 18 С 45 В 17 - С

8 Артем 190 В 49 В 32 В 45 В 20 - В

9 Юрий 173 С 44 С 19 С 35 Н 15- С

10 Гриша 166 Н 46 В 24 В 43 С 15 - С

11 Андрей 200 В 56 В 18 С 40 В 19- В

12 Матвей 182 В 47 В 25 В 39 Н 18 - С

13 Максим 169 Н 47 В 26 В 38 С 17 - С

14 Ольга 177 В 58 В 15 В 52 В 20 - В

15 Наташа 157 С 58 В 8 С 46 В 18 - С

16 Валентина 157 С 52 С 9 В 33 С 17 - С

17 Анастасия 205 В 40 Н 13 В 38 В 18 - С

18 София 170 В 50 С 25 В 35 С 18 - С

19 Лидия 170 В 56 В 12 В 41 В 20 - В

20 Надежда 182 В 50 С 16 В 36 С 18- С

21 Валерия 150 Н 48 С 3 Н 28 Н 13- Н

22 Елена 171 В 50 С 20 В 37 С 18 - С

Таблица 8. Сравнение уровня развития силовых способностей детей 13-14 лет ГБОУ школа № 45 г. Санкт-Петербург

Показатель силовых способностей Первичное исследование Вторичное исследование

Кол-во учеников % Кол-во учеников %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Низкий 7а 6 27 5 19,5

7б 6 27 3 13,5

Средний 7а 10 45 11 49,5

7б 11 49,5 13 58,5

Высокий 7а 6 27 6 27

7б 5 22,5 6 27

Так как при использовании метода кру- ется интерес к занятиям физической куль-

товой тренировки моторная плотность туры, значит, выбор метода круговой тре-

урока значительно повышается и появля- нировки был наиболее эффективным.

В конце исследования проведено обобщение, анализ и обработка результатов, составлены рекомендации для учителей физической культуры по применению метода круговой тренировки для учащихся 7 классов с учетом их анатомо-физиологических особенностей.

Рекомендации для учителя физической культуры по использованию метода круговой тренировки на уроках физической культуры в 7 классе, с учетом их анатомо-физиологических особенностей, направленных на развитие силовых способностей.

Для организации метода круговой тренировки необходимо:

- в спортзале заранее оборудовать «станции», то есть, места для выполнения соответствующих двигательных действий;

- на каждой «станции» ученикам определяются задания (упражнения), дозировка, методические указания по выполнению;

- задания выполняются одновременно всеми учащимися;

- учащиеся путём перестроения делятся на группы, в каждой группе назначается старший.

Применяя круговой метод на уроках физкультуры необходимо соблюдать правила:

- подбирать упражнения в соответствии с целями и задачами занятия;

- с учётом переноса двигательных качеств и навыков;

- выполнение всех упражнений необходимо строго регламентировать исходя из уровня подготовленности, возраста и пола детей.

Упражнения круговой тренировки приучают учащихся к самостоятельному мышлению, развитию физических способностей, вырабатывают алгоритмы двигательных действий близких по своей структуре к спортивной или профессиональной деятельности в комплексе с морально-волевой подготовкой.

При разработке упражнений круговой тренировки по учебно-программному материалу необходимо:

- определить конечные цели воспитания силовых способностей, их развития на конкретном этапе обучения;

- провести анализ упражнений, установить их связь с учебным материалом, помня при этом о положительном и отрицательном переносе отдельных упражнений для того или иного навыка;

- комплекс упражнений желательно проводить в начале основной части урока;

- определить объем работы и отдыха на «станциях» при выполнении упражнений с учётом возрастных и половых различий;

При составлении комплекса упражнений, направленных на развитие силовых качеств, необходимо чередовать «станции» на различные группы мышц.

Заключение

Результат применения метода круговой тренировки на уроках физической культуры позволяет значительно улучшить уровень двигательной дееспособности, функциональной подготовленности и состояние соматического здоровья, а так же силовые качества учащихся 7 классов.

Круговая тренировка представляет собой целостную самостоятельную организационно-методическую форму занятий. Она включает в себя ряд частных методик строго регламентированных упражнений с избирательным и общим воздействием на организацию занимающихся. Круговая тренировка - это форма занятий, при которой упражнения выполняются учащимися поочередно или группами на заданных местах, в процессе движений по кругу или по замкнутой линии.

Основная задача круговой тренировки -обеспечить высокую работоспособность организма и заинтересовать учащихся в занятиях физической культуры. Занятия должны быть регулярными, методически грамотно разработанными, интересными и разнообразными. Обязательное условие -учет индивидуальных половозрастных, морфофункциональных, анатомо-

физиологических и психологических особенностей учащихся.

Литература

1. Байбородова Л.В. Методика обучения физической культуре: 1-11 классы / Л.В. Байбородова, И.М. Бутин, Т.Н. Леонтьева, С.М. Масленников. М.: «ВЛАДОС», 2004. 248 с.

2. Евстафьев Б.В. Физические способности, как вид способностей человека / Б.В. Евстафьев. -М.: Издательство «Спорт», 2012. 405 с.

3. Караулова Л.К. Физиология I физического воспитания I и спорта /Л.К. Караулова, Н.А. Краснопёрова, М.М. Расулов. М.: «Издат. центр Академия», 2012. 290 с.

4. Кузнецов В.С. Физическая культура. Силовая подготовка детей школьного возраста / В С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий. М.: НЦ ЭНАС, 2003. 200 с.

5. Лях В.И. Программа общеобразовательных учреждений физического воспитания учащихся 1-11 классов / В.И. Лях, А.А. Зданевич. М.: Просвещение, 2010. 130 с

6. Неверкович С.Д. Педагогика физической культуры / С.Д. Неверкович. М.: Издат. центр «Академия», 2014. 368 с.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Дебелый В.М. Круговая тренировка: развитие силовых способностей у детей 13-14 лет / В.М. Дебелый // Актуальные проблемы педагогики и психологии. 2022. Том 3. № 9. С. 15-32.

Сведения об авторе Дебелый Василий Михайлович

Средняя общеобразовательная школа № 45 с углубленным изучением математики Санкт-Петербург, Россия E-mail: v.debelyy@ list.ru

ACTUAL PROBLEMS OF PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY 2022, vol. 3, no. 9, pp. 15-32.

CIRCULAR TRAINING: DEVELOPMENT OF STRENGTH ABILITIES IN CHILDREN AGED 13-14

Debely V.M.

Secondary school No. 45 with advanced study of mathematics Saint Petersburg, Russia E-mail: v.debelyy@ list.ru

Abstract: The author substantiates the need for the use of circular training during physical education lessons at school in grades 7-8. The article proves the effectiveness of circular training in the development of strength abilities of children aged 13-14 years. The result of using the circular training method in physical education lessons can significantly improve the level of motor capacity, functional fitness and the state of somatic health, as well as the strength qualities of students in grades 7.

Keywords: circular training, strength, flexibility, dexterity, physical culture at school, development of children's strength abilities.

References

1. Bajborodova L.V., Butin I.M., Leonteva T.N., Maslennikov S.M. Metodika obucheniya fzi-cheskoj kulture: 1-11 klassy [Methods of teaching physical culture: grades 1-11]. Moscow, 2004.

248 p. (In Russ.).

2. Evstafev B.V., Fizicheskie sposobnosti, praktike kak vid xarakterna sposobnostej cheloveka muskulatur [Physical abilities, practice as a type of characteristic of human musculature abilities]. Moscow, 2012. 405 p. (In Russ.).

3. Karaulova L.K., Krasnopyorova N.A., Rasulov M.M. Fiziologiya fizicheskogo vospitaniya ravnomernogo i sporta [Physiology of uniform physical education and sports]. Moscow, 2012. 290 p. (In Russ.).

4. Kuzneczov V.S., Kolodniczkij G.A. Fizicheskaya kultura. Silovayapodgotovka detej shkolnogo vozras-a [Physical culture. Power training of school-age children]. Moscow, 2003. 200 s. (In Russ.).

5. Lyax V.I. Programma obshheobrazovatelnyx uchrezhdenij igrax fizicheskogo vospitaniya regulyarnost uchashhixsya 1-11 klassov [The program of the hall of general education institutions for physical education games regularity of students in grades 1-11]. Moscow, 2010. 130 p. (In Russ.).

6. Neverkovich S.D. Pedagogika neobxodimo fizicheskoj kultury [Pedagogy of the need for physical culture]. Moscow, 2014. 368 p. (In Russ.).

Information about the author Debely Vasily Mikhailovich

Secondary school No. 45 with advanced study of mathematics Saint Petersburg, Russia E-mail: v.debelyy@ list.ru

Поступила в редакцию 18.06.2022. Прошла рецензирование и рекомендована к опубликованию 27.08.2022.

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция - Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная -https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.