Научная статья на тему 'Круглый стол «Воспитание как ведущий фактор формирования личности: концепты и дискурсы»'

Круглый стол «Воспитание как ведущий фактор формирования личности: концепты и дискурсы» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1616
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мешков Н. И., Филиппова О. В., Ломшин М. И., Мартынова М. Д., Шманова М. В.

6 апреля 2011 г. на базе кафедры педагогики с курсом методики преподавания математики Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева по инициативе заведующего кафедрой профессора Н. И. Мешкова состоялся круглый стол «Воспитание как ведущий фактор формирования личности: концепты и дискурсы». В его работе приняли участие ведущие ученые университета доктора и кандидаты педагогических, психологических, социологических, филологических, философских наук, а также представители Мордовской и Саранской епархии. Дискуссия велась вокруг следующих вопросов: воспитание как социальное и педагогическое явление; цели воспитания; содержание образования; воспитательные средства; субъекты воспитательного процесса; национальные традиции воспитания в Республике Мордовия. Вниманию читателей предлагаются тезисы нескольких выступлений, в которых были затронуты наиболее острые вопросы из области воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мешков Н. И., Филиппова О. В., Ломшин М. И., Мартынова М. Д., Шманова М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Круглый стол «Воспитание как ведущий фактор формирования личности: концепты и дискурсы»»

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

КРУГЛЫЙ стол «ВОСПИТАНИЕ КАК ВЕДУЩИЙ ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ:

КОНЦЕПТЫ И ДИСКУРСЫ»

6 апреля 2011 г. на базе кафедры педагогики с курсом методики преподавания математики Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева по инициативе заведующего кафедрой профессора Н. И. Мешкова состоялся круглый стол «Воспитание как ведущий фактор формирования личности: концепты и дискурсы». В его работе приняли участие ведущие ученые университета — доктора и кандидаты педагогических, психологических, социологических, филологических, философских наук, а также представители Мордовской и Саранской епархии. Дискуссия велась вокруг следующих вопросов: воспитание как социальное и педагогическое явление; цели воспитания; содержание образования; воспитательные средства; субъекты воспитательного процесса; национальные традиции воспитания в Республике Мордовия. Вниманию читателей предлагаются тезисы нескольких выступлений, в которых были затронуты наиболее острые вопросы из области воспитания.

ВОСПИТАНИЕ. ВЗГЛЯД С РАЗНЫХ ПОЗИЦИЙ

Н. И. Мешков, заведующий кафедрой педагогики с курсом методики преподавания математики, доктор психологических наук, профессор

История педагогики свидетельствует о том, что воспитание далеко не однозначно понималось и понимается представителями различных философских направлений, педагогами, психологами. Воспитание носит исторический и классовый характер. В условиях разделения общества на классы, отдельные социальные образования воспитание дуалистично (двойственно). В процессе формирования личности человека воспитание выступает его определяющим и ведущим фактором. Однако многие западные ученые в этом вопросе отдают пальму первенства биологическим факторам, и прежде всего наследственности. Так, представители преформизма утверждали наличие в половых клетках родителей материальных образований, предопределяющих развитие зародыша и, таким образом, тех или иных качеств будущего организма. Они считали, что не только индивидные, но и личностные качества есть результат наследственной детерминации.

Один из основателей френологии — теории, согласно которой по краниометрическим показателям можно судить о психических свойствах человека, — Чезаре Ломброзо, настаивал на биологических причинах преступного поведения. Следуя этой теории, людей с кри-

минальным статусом нельзя наказывать, изолировать от общества. Понятно, что такой подход ведет к социальному тупику. Признавая уязвимость ломброзианства, современные биосоциальные теории преступности учитывают влияние социальных факторов, но ведущую роль все же отводят биологическим детерминантам.

Данная мировоззренческая и методологическая позиция есть результат своеобразного сциентического подхода к объяснению любых — как природных, так и социальных — явлений, в том числе такого сложного биосоциального феномена, как личность человека. Вероятно, во многом она была определена интенсивным развитием биологической науки, генетики. Естественно, генетика как наука о наследственности и изменчивости придает большое значение фактору наследственности, но далеко не исчерпывается им. Сами генетики, и в частности Н. П. Дубинин, отмечают, что личность с ее мировоззрением «формируется, прежде всего, под воздействием социальных факторов». К наиболее значимым социальным факторам как раз и относится воспитание.

Современные подходы к проблеме воспитания проявляются в том, что оно рассматри-

вается не как процесс воздействия, а как процесс социального взаимодействия воспитателя и воспитанника. Сторонником такой субъект-субъектной педагогики был известный отечественный педагог В. А. Сухомлин-ский, отмечавший, что воспитание — это многогранный процесс постоянного духовного обогащения и обновления и воспитанников, и воспитателя. Некоторые педагоги прямо указывают на недопустимость понимания воспитания как одностороннего воздействия на личность, считая это манипулированием личностью воспитанника.

Однако процесс воспитания не есть полная автономная система взаимного влияния субъектов друг на друга. Воспитание и обучение понимаются и как процесс управления. Подход к обучению и воспитанию с позиции управления отмечают в своих работах такие известные отечественные ученые, как Б. Г. Ананьев, С. И. Архангельский, Л. Б. Итель-сон, Н. В. Кузьмина, Н. Ф. Талызина, В. А. Якунин и др.

Исходя из вышеотмеченных подходов к пониманию воспитания как процесса воздействия и взаимодействия, можно дать следующее определение понятия воспитания. Воспитание есть целенаправленное, систематическое и планомерное воздействие и взаимодействие воспитателя и воспитанника, ориентированное на формирование и развитие личности человека и (или) социальной группы и ведущее к возникновению у них определенных механизмов поведения и деятельности, способствующих выполнению определенных ролей в системе общественных отношений.

В настоящее время с целью повышения эффективности воспитания в отечественное педагогическое пространство, в том числе в систему высшего профессионального образования, вводятся западные технологии. Большие надежды возлагаются на вальдорфскую педагогику, Монтессори-педагогику, на игровые формы, сдобренные педагогическим гламуром и претендующие на инновации. Но зададимся вопросом: не заигрались ли мы, увеличивая арсенал игровых средств воспитания? Качество воспитательной работы при этом далеко не улучшилось.

Вальдорфская педагогика, например, антихристианская суть которой была определена мировоззрением ее основателя — немецкого философа-мистика Рудольфа Штейнера,

представляет собой синкретичность западных и восточных религиозно-оккультных учений, где представлены элементы гностицизма, каббалистики, пифагорийской мистики чисел. В рамках антропософического учения была разработана система ступеней посвящения с обрядами инициаций наподобие масонских. Путь духовного «восхождения», к которому призывает автор учения, есть усиление «темного полюса» духовности, который удаляет от Бога. Перевоплощение личности, отрицающее ее воскресение, есть не что иное, как противоречие нашей отечественной традиции.

Очевидно, что к любому нововведению нужно относиться очень внимательно. В области воспитания особенно важен принцип «не навреди». Сегодня, нередко без всякого критического подхода, мы берем на вооружение западные методики, психоаналитические процедуры, тренинги и т. п. Используя различные педагогические средства, влезаем в запретную область — подсознание личности, не имея представления о том, что это такое, программируем ее поведение с помощью технологий нейролингвистического программирования, оказываем зомбирующее влияние на нее. Недаром в настоящее время людей с отклонениями в психике, с неуравновешенным поведением, с различного рода девиациями становится все больше.

Воспитание — это такая сфера, в которой не может быть идеологического вакуума. В том случае, когда воспитание пускается на самотек, оно быстро заполняется чужой и нередко чуждой нам идеологией, призывающей к формированию «толерантности» у молодежи. Мы являемся свидетелями того, как в сознание многих представителей молодого поколения, у которых не сформирован социальный, вернее антисоциальный иммунитет, насаждаются ценности западного образца, претендующие на общечеловеческие. Между тем, как справедливо отметил митрополит Иоанн (Снычев), определяя пути русского возрождения, опору необходимо делать «на многовековые корни российского патриотизма. Поддержку усилий по укреплению государства как гаранта соблюдения национально осознанных, традиционных ценностей русской жизни. Признание самобытности нашего пути государственного строительства, отказ от неоправданных заимствований чуждого (западного) опыта».

№ 2, 2011

ГУМАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

О. В. Филиппова, заведующий кафедрой стилистики, риторики и культуры речи, доктор педагогических наук, профессор

Воспитание является неотъемлемой частью образовательного процесса в вузе, представляя собой целенаправленную систему воздействия/взаимодействия образовательной среды в целом, включающую ценности, цели, средства, технологии и т. п. (то, что можно назвать образовательным дискурсом), с одной стороны, и личности — с другой. Чисто утилитарный подход к образованию как к системе, нацеленной только на передачу/получение знаний, абстрактных показателей успеваемости, «успешности», однобок и вследствие этого губителен как для самого образования, так и для государства и общества, не говоря уже о личности. Такой подход лишает образование как государственный институт всякого смысла, поскольку не дает ответа на главный вопрос: зачем нужны знания и какие знания нужны, чтобы «выживать» и «сохраняться»? Между тем именно так сегодня стоит вопрос для нашего общества.

Одно из приоритетных направлений государственной политики в области образования составляют гуманизация всей системы обучения, создание благоприятных условий для развития личности учащегося. В системе вузовского образования условием для самоопределения и самореализации личности выступает сбалансированная система профессионально ориентированных дисциплин. Особое место среди них должны занимать гуманитарные дисциплины. Всплеск недовольства стандартами нового поколения со стороны мыслящей общественности вызван очевидным несоответствием между постулированием воспитательных задач и отсутствием необходимого для решения этих задач наполнения образовательного дискурса (в частности, из-за сокращения объема гуманитарных дисциплин как в средней, так и в высшей школе).

Мне, преподавателю русского языка и культуры речи, риторики, методики преподавания русского языка, вообще трудно себе представить сугубо прагматическое наполнение данных курсов. Их воспитательная составляющая неоспорима. Достаточно охватить хотя бы несколько ключевых понятий, чтобы в этом убедиться: коммуникативная личность,

речевой идеал, речевой поступок, кодекс оратора, условия успеха профессиональной речи, нравственное, экологическое, эстетическое воспитание, ценности педагогического дискурса и т. д. Процесс образования мне представляется не просто передачей знаний о языке и речи, особенностях профессиональной коммуникации и т. п., но и воспитанием профессиональной коммуникативной личности, ценностный уровень которой занимает первое место в иерархии уровней структуры личности. Немаловажную роль в этом играют и внеучебные формы работы, такие как олимпиады, конкурсы.

В нашем университете доброй традицией стало проведение риторических олимпиад. Преподаватели кафедры стилистики, риторики и культуры речи совместно с отделом молодежных инициатив ежегодно организуют олимпиады, на которых студенты соревнуются в умении публично мыслить и взаимодействовать с партнерами по коммуникации, аргументировать свою точку зрения, убеждать аудиторию, учитывая ее интересы. Ежегодно олимпиада привлекает все новых и новых участников, и интерес молодежи к ней не ослабевает, потому что стремление личности к овладению главным средством самовыражения и взаимодействия с подобными себе естественно. Важно удовлетворить этот интерес, одновременно прививая нравственную составляющую риторического искусства. Если бы вы знали, какая потребность у наших студентов поговорить о проблемах «бытия», жизненного выбора! Нам не следует забывать: то, на что мы, взрослые, обращаем внимание нашей молодежи, к чему ее привлекаем, говорит о том, что мы ценим в этом мире, что считаем престижным, за что поощряем.

Если нет продуманной воспитательной политики, создающей надежный фундамент и для самовоспитания будущего специалиста, духовный вакуум быстро стихийно заполнится. И тогда знания могут стать орудием преступления. Вот почему так важно сохранить гуманитарную основу нашей образовательной системы, в чем мы были сильны, и это признавалось мировым научным сообществом.

От того, как в вузе организован процесс воспитания личности — средствами ли учебных предметов, или внеучебной работы, — зависит, способна ли будет наша молодежь к строительству здорового в нравственном от-

ношении общества или сиюминутный успех, победа любой ценой, потребительство, эгоизм, корпоративизм, национализм станут единственными ценностями личности в обществе будущего.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ВЫБОРА МЕТОДОВ ВОСПИТАНИЯ

М. И. Ломшин, декан факультета довузовской подготовки и среднего профессионального образования, доктор педагогических наук, профессор

Характеризуя процесс воспитания,

А. С. Макаренко подчеркивал, что со всем сложным миром окружающей действительности ребенок входит в бесконечное число отношений. Это обстоятельство, на наш взгляд, нельзя не учитывать в реальном воспитательном процессе в настоящее время. С другой стороны, никакая система воспитательных методов не может быть рекомендована как постоянная, ибо изменяется сам ребенок, вступая в новые системы общественных связей и отношений, усложняются социальные функции воспитательного процесса, требования к подрастающему поколению. Поэтому очень важно в современной ситуации правильно выбрать методы воспитания в системе образования. В связи с рассматриваемым вопросом мне хотелось бы остановиться на проблеме выбора методов воспитания, не касаясь пока ни их сущности, ни содержания.

В практической работе педагога очень часто ставится задача не просто применить один из методов, а выбрать оптимальный. Выбор методов воспитания — всегда высокое искусство. Принимая решение, надо учитывать ряд обстоятельств.

1. Цели и задачи воспитания. Цель не только «оправдывает» методы, но и определяет их. Какова цель, такими должны быть и методы ее достижения.

2. Содержание воспитания. Одни и те же задачи могут быть наполнены различным смыслом. Очень важно поэтому правильно увязать методы не столько с содержанием вообще, сколько с конкретным смыслом.

3. Возрастные особенности воспитанников. Одни и те же задачи решаются различными методами в зависимости от возраста воспитанников. Возраст — это не просто число прожитых лет, а прежде всего приобретенный социальный опыт и уровень развития

психологических и нравственных качеств человека.

4. Уровень сформированности коллектива. По мере развития коллектива методы педагогического воздействия не остаются неизменными: гибкость управления становится необходимым условием успешного сотрудничества педагога с воспитанниками.

5. Индивидуальные и личностные особенности воспитанников. Гуманный педагог будет стремиться применять такие методы, которые дают возможность каждой личности развивать свои способности, сберечь свою индивидуальность, реализовать собственное «Я».

6. Условия воспитания. Помимо материальных, психофизиологических, санитарногигиенических к ним относятся и отношения, складывающиеся в классе: климат в коллективе, стиль педагогического руководства.

7. Средства воспитания. Методы воспитания становятся средствами, когда выступают компонентами воспитательного процесса. Например, наглядные пособия, произведения изобразительного и музыкального искусства, средства массовой информации — необходимое подспорье для эффективного применения методов. К средствам воспитания относятся также различные виды деятельности (игровая, учебная, трудовая), педагогическая техника (речь, мимика, движения и т. д.), факторы, обеспечивающие нормальную жизнедеятельность педагогов и учащихся. Значение этих средств незаметно до тех пор, пока они находятся в пределах нормы. Но как только норма нарушается, их влияние на выбор методов воспитания может стать определяющим.

8. Уровень педагогической квалификации. Воспитатель выбирает только те методы, с которыми он знаком, которыми владеет. Многие методы сложны, требуют большого напря-

111!111Й1И1!Ш № 2,

жения сил: незаинтересованные педагоги предпочитают обходиться без них. Как следствие — гораздо более низкая эффективность воспитания, чем она могла бы быть при использовании разнообразных и адекватных целям, задачам и условиям методов.

9. Время воспитания. Когда времени мало, а цели большие, применяются «сильнодействующие», а в благоприятных условиях — «щадящие» методы воспитания. Деление методов на «сильнодействующие» и «щадящие» условно: первые связаны с наказанием и принуждением, вторые — с увещеванием и постепенным изучением.

10. Ожидаемые последствия. Выбирая метод (методы), педагог должен быть уверен в успехе. Для этого необходимо предвидеть, к каким результатам приведет применение метода.

На выбор метода влияет и стиль педагогических отношений. При товарищеских отношениях будет действенным один метод, при отношениях нейтральных или отрицательных приходится выбирать другие пути взаимодействия.

Выбор зависит от характера вызываемой им деятельности. Заставить воспитанника заниматься легким или приятным делом — это одно, а добиться выполнения им серьезного и непривычного труда — совсем другое. Проектируя методы воспитания, надо предвидеть психическое состояние воспитанников в то время, когда эти методы будут применяться.

Помимо перечисленных положений выбора методов воспитания существует целый ряд других. В любом случае выбор всегда остается за педагогом.

ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ НА ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ

М. Д. Мартынова, проректор по внеучебной работе, кандидат философских наук, профессор

Говоря о воспитании, мы должны принимать во внимание все те факторы, которые участвуют в данном процессе. Их много. Это и семья, и образовательное учреждение, и группы общения, и Интернет, и СМИ. Для системы высшего образования основными субъектами воспитательного воздействия выступают преподаватель и образовательная среда.

В вузе вопрос профессионального самоопределения студентов является сущностным, жизненно важным вопросом. С учетом того что далеко не все приходящие в вуз молодые люди имеют четкие профессиональные интересы, эту задачу должны выполнять преподаватели, прививая студентам профессиональный интерес и профессиональные ценности. Кто, если не преподаватель, должен нести высокую культуру студентам? Д. С. Лихачев говорил, что, когда в обществе высокий уровень культуры во всех смыслах, легче решаются экономические задачи, повышается дисциплина. Без культуры резко снижается уровень самосознания, человек перестает вообще отдавать себе отчет, что он делает, поддается инстинкту. Если преподаватель не выполняет эту задачу, то возникает некое пустое простран-

ство в жизненных интересах студентов, некая неудовлетворенность. И это пространство требует своего заполнения.

Преподаватель играет важнейшую роль в воспитательном процессе, поскольку он должен сформировать модель поведения образованного человека, дать образец отношения к предмету, к профессии и к знанию как таковому. Именно от преподавателя зависят создание атмосферы доверия и творчества в аудитории, формирование искреннего и обоюдного желания соучастия в процессе постижения знаний. Задача преподавателя — научить студента получать удовольствие от новых знаний и соотносить их с будущей профессией.

Вторым важнейшим фактором воспитательного воздействия является образовательная среда. Это территория, где царит дух исследований, интеллектуального и духовного развития. Качество образовательной среды определяется ее духовной и материальной составляющими. Духовная составляющая прямо зависит от атмосферы факультета, сложившихся научных школ, успехов научных исследований. Современное материально-техническое обеспечение позволяет студентам почувствовать себя получающими самое современ-

ное образование, что важно для их самооценки и уверенности в будущей профессиональной жизни.

В настоящее время складывается очень благоприятная ситуация, когда естественные и технические факультеты нашего университета имеют возможность получить самое современное техническое оснащение по программе национального исследовательского

университета. Это весомое преимущество не только в сфере науки и образовательного процесса, но и в сфере воспитания.

Формирующаяся новая образовательная среда неизбежно отразится на общей атмосфере вуза и на мировоззрении наших студентов. Хочется, чтобы она оказала самое серьезное влияние на состояние умов будущих специалистов.

ПРИНЦИПЫ ВОСПИТЫВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

М. В. Шманова, кандидат философских наук, доцент кафедры стилистики, риторики и культуры речи

Проблема воспитания является одной из центральных в педагогической науке. Гуманистическая педагогика утверждает, что чем гармоничнее общекультурное развитие, тем более творческим и социально адаптированным будет человек. Поэтому одним из важнейших требований, предъявляемых к современному образованию, выступает требование реализации принципов воспитывающего обучения.

Система современного образования в большей мере лишь диктует учащемуся (студенту) свои условия, не активизируя в достаточной степени внутренние мотивы учения. Образование же должно быть двусторонним процессом, в результатах которого заинтересован и педагог, и его ученик. Чтобы достичь этой цели, нужно помнить не только об обучении, но и о воспитании. Пытаясь заинтересовать учащихся своим предметом, педагог находит новые приемы, способы подачи материала. Интерес, безусловно, возникнет, но может оказаться временным, поскольку ученики привыкают к «внешним эффектам». Поэтому необходимо воспитывать ученика (студента) как всесторонне развитую личность, поскольку именно личности присущи внутренние мотивы, позволяющие сформировать познавательные интересы.

Воспитательное воздействие — процесс сложный и глубокий, он не должен носить характера нравоучительных сентенций. Нужна такая организация учебного материала, при

которой воздействие на внутренние качества личности осуществляется естественным образом средствами самого учебного предмета.

Обоснование необходимости связи обучения и воспитания заняло значительное место в трудах выдающегося русского педагога и гуманиста К. Д. Ушинского. Именно он стал основоположником теории воспитывающего обучения, согласно которой воспитание и обучение представляют собой единый процесс. Педагог не отождествлял обучение и воспитание, видел разницу между ними и подчеркивал первенствующее значение воспитания. По его убеждению, обучение является лишь средством воспитания, в котором на первый план надо поставить формирование нравственных качеств личности. «Влияние нравственное, — писал К. Д. Ушинский, — составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями...»

Важно отметить, что нравственное воспитание К. Д. Ушинский понимал широко, как процесс разностороннего развития личности, конечной целью которого должна быть подготовка к жизни: научить чувствовать, мыслить и действовать. Трудно не согласиться с ним в том, что знания, науки могут оказать положительное влияние на формирование нравственного облика воспитуемых лишь при условии целенаправленной,систематической, продуманной работы педагога.

№ 2, 2011

ПРОБЛЕМА ЦЕЛЕЙ ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ В РОССИЙСКОМ СОЦИУМЕ

Н. Е. Садовникова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики с курсом методики преподавания математики

На сегодняшний день проблема целей воспитания в педагогической науке является одной из трудных, но в то же время и самых неотложных. В Законе РФ «Об образовании», принятом еще в 1992 году, как и в обсуждаемом проекте нового, нет четко поставленной цели, обозначены лишь определенные задачи. Кроме того, до сих пор само понятие «воспитание» не рассматривалось как одно из приоритетных направлений в области образования. Таким образом, процесс воспитания практически на два десятилетия был исключен из системы образования. Однако воспитывать, не сознавая цели воспитания, нельзя. В условиях инновационного педагогического пространства ощущается необходимость в обращении к духовно-нравственным традициям отечественного образования, в связи с чем в число важнейших выдвигается задача формирования ценностного и религиозного сознания. Данная проблема может быть решаема, если определить ее через модель национальных ценностей образования.

Становится актуальным исторически сложившийся в Российском государстве целостный подход к постановке цели воспитания — подготовка подрастающего поколения к земной и вечной жизни. Формулируя таким образом задачу воспитания, важно дополнить ее тем, что путь воспитания есть подготовка к свободе во Христе. Возрастание в вере и формирование религиозного сознания есть сложный и динамичный процесс. Очевидно, что общество сегодня не в полной мере готово к реализации такой сложной, но необходимой цели. Помощь в этом может оказать семья, которая является фундаментом в жизни ребенка, именно она закладывает ценностные ориентиры. Насаждаемые сегодня идеи прагматизма, индивидуализма и вседозволенности ведут к уничтожению идеалов чистоты и святости семейных отношений. Решение данной проблемы возможно только в православии, только при условии возрождения традиций

христианского брака, смиренной любви, благочестия.

Цель — это то, к чему мы стремимся, это идеал совершенного. Современное поколение необходимо воспитывать на положительных примерах. Образцом истинно христианской любви в супружестве и верности до самой смерти может служить семья императора Николая II и императрицы Александры Федоровны. Их брак был удивительно счастливым. Духовно влиять на детей может только тот, кто сам живет духовно богатой жизнью, будь то родители или педагоги.

В рамках приоритетных направлений развития Мордовского государственного университета особое значение приобретает рассмотрение этнопедагогического аспекта в традиционном воспитании мордовского народа. Подрастающему поколению важно знать о подвиге мучеников, новомучеников и исповедников земли Мордовской. Воспитательным идеалом для молодежи может служить священник Алексей Масловский, настоятель Троицкой церкви г. Саранска. Священника волновали вопросы нравственного образа жизни, православно-светского типа грамотности человека, формирования национального самосознания.

Протоиерей Василий Зеньковский в книге «Педагогика» отмечал, что нужно помочь каждому найти свой «технический оптимум», т. е. условия наилучшего и гармонического раскрытия личности. Важно определить дарование ребенка, почувствовать его тип, сгладить дурную наследственность, укрепить слабые стороны, ограничить резкие. Нужно, чтобы ребенок воспитывался в смирении, не брал на себя задачи, которые ему не под силу.

Задача педагогики — подвести дитя к внутренней жизни, к работе над собой, к овладению даром свободы. Смысл воспитания заключается в том, чтобы развить и укрепить находящиеся в душе ребенка силы, чтобы в последующем он был готов к жизни в обществе.

ЛИЧНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОГО

ВОСПИТАНИЯ

Т. А. Батяева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики с курсом методики преподавания математики

Все мы помним из курса педагогики, что воспитание — это целенаправленный процесс формирования личности. Чтобы правильно организовать этот педагогический процесс, семье, школе, обществу, государству необходимо приложить много усилий.

Воспитание имеет исторический характер. Именно поэтому воспитание — общая и вечная категория. Смена типа общественно-экономической формации влечет за собой смену типа воспитания.

В современном обществе действует целый комплекс институтов, направляющих свои усилия на воспитание: семья, СМИ, литература, искусство, трудовые коллективы, органы правопорядка. Однако такое широкое понимание воспитания мало что дает в свете его педагогической сущности, поэтому данное понятие нуждается в сужении и конкретизации. В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни. При наличии многих воспитательных сил успех воспитания может быть достигнут только путем жесткой координации действий всех причастных к воспитанию социальных институтов.

В настоящее время проблемы воспитания стоят очень остро. Мы говорим о недостаточном уровне воспитанности наших граждан. С чем же это связано и чем вызвано? Попытаемся ответить на этот сложный вопрос.

Известно, что основными факторами развития личности являются наследственность, среда и воспитание. Все они так или иначе связаны с семьей, которая оказывает особенно сильное воздействие на воспитание ребенка. Именно семья составляет основу формирования будущей личности. И как эта личность будет проявлять себя в дальнейшем, во многом зависит от той воспитательной среды, которая была создана в семье. К сожалению, современная семья плохо выполняет свою основную функцию — воспитательную.

Современные родители мало задумываются об организации правильной воспитательной среды. Если раньше в семьях детей воспитывали через приобщение к труду с раннего детства: они должны были заботиться о своих младших братьях и сестрах, вести дела по хозяйству, а затем и помогать родителям в поле, то сейчас воспитательная среда семьи сильно изменилась. Часто родители оберегают своих чад от любого труда, все делая за них, при этом не заинтересовывая их учебой. И вот такое «дитя» слоняется целыми днями без дела, потому что и в школе ему скучно и неинтересно. А ведь деятельность и общение человека являются важными факторами его развития и непосредственно влияют на процесс воспитания. Если в семье принято доброжелательно относиться друг к другу, быть внимательными, вежливыми, то ребенок, усвоив эти семейные ценности, будет так же относиться к окружающим людям. Родителям нельзя забывать и о важнейшем методе воспитания — личном примере.

К числу важных субъективных факторов воспитания относится личность воспитателя. Наука констатирует объективную истину: личность воспитателя — это если не решающее, то, по крайней мере, важнейшее условие эффективного воспитания. Практика на каждом шагу подтверждает это заключение. Однако педагогическая позиция должна быть деликатной, незаметной, как можно более скрытой от воспитанника.

Одну из особенностей процесса воспитания составляет его сложность: он не может быть так же жестко регламентирован, как процесс обучения, его результаты не так явственно ощутимы и не так быстро обнаруживают себя. Между педагогическими проявлениями воспитанности или невоспитанности лежит длительный период образования необходимых свойств личности. Личность подвергается одновременному воздействию множества разнохарактерных влияний и накапливает не только положительный, но и отрицательный опыт, требующий корректировки. Сложность воспитательного процесса обусловлена и тем, что он очень динамичен, подвижен и изменчив.

№ 2, 2011

В процессе формирования любого человека огромную роль играет школа как воспитательная система, главным организатором которой является классный руководитель. Учитывая реалии современного общества, с грустью приходится констатировать, что в большинстве современных школ институт классного руководства постепенно нивелируется. Оценивая работу учителя, мы прежде всего оцениваем уровень обученности его учеников, забывая об уровне воспитанности.

Школа как обучающий и воспитывающий институт постепенно превращается в школу обучения.

Необходимо признаться себе в том, что в современном государстве образованный человек ценится выше, чем воспитанный. Конечно, хотелось бы, чтобы образованный человек был обязательно воспитанным, но, увы, это не всегда так. Возникает вопрос: неужели воспитанный человек не конкурентоспособен в современном мире?

УСЛОВИЯ УСПЕШНОСТИ ВОСПИТАНИЯ С ПОЗИЦИЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ПЕДАГОГИКИ

В. Хохлов, секретарь Саранской и Мордовской епархии, председатель миссионерского отдела, протоиерей

В ветхозаветные времена у наших праот-цев был четко и категорично, на наш с вами современный взгляд — жестко и сурово, сформулирован стиль воспитания будущего поколения: «Наказывай сына твоего, и он даст тебе покой и доставит радость душе твоей» (Притчи, 29, 17).

Нынешние ценности мы часто находим противоположными ветхозаветным истинам. Сейчас, в той индустриальной эпохе, в которой мы живем, эти истины отвергаются, поскольку мы считаем их деспотичными и несовременными. Однако, несмотря на изменение данной позиции, роль воспитания в жизни каждого человека не умаляется. Ведь без правильного воспитания человек не сможет полноценно развиваться и, как следствие, не может быть полноценной личностью.

При рождении души всех людей равны перед Богом, они одинаково бесценны, но в процессе становления личности человек начинает творить, но в своем творчестве лишь немногие могут выражать стремление к бо-гоподобности.

Воспитание представляет собой сложный многогранный психофизиологический процесс становления и формирования личности. Этот процесс невозможен без родителей, наставников, педагогов и духовников, поскольку все они являются личностями сформировавшимися. Православная педагогика, разрабатывая методы воспитания и образования, опирается на авторитет Священного Писания и опыт Церкви.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Святитель Филарет (Дроздов) высказывался о воспитании следующим образом: «Наставляй добродушно, обличай кротко и мирно, наказывай умеренно и с сожалением». Очень важным моментом является и личный пример самого воспитателя (наставника). «Лучше можно научить дитя примером, нежели словами», — пишет блаженный Иероним. При этом необходимо учитывать, что отрицательные примеры производят на ребенка куда более сильное впечатление, чем примеры положительные. Поэтому православная педагогика указывает непоколебимый авторитет и великую Личность — Самого Господа нашего Иисуса Христа и многих святых, которые через исполнение Его заповедей, нравственного закона, достигли совершенного Идеала, тем самым удостоившись взойти на высшую ступень пьедестала бытия человеческой сущности (природы) и всего социума.

Любое достижение предваряет усиленная работа над собой. Самосовершенствование — это закаливание всех человеческих чувств, ограничение свободы воли, духа и тела человека. Для его достижения необходимо воспитывать в молодом поколении дух скромности, простоты во всем. По мнению святых отцов, невоздержанность является причиной не только физических расстройств, но и душевных болезней. Также для того, чтобы помочь детям упорядочить хаотичные движения сердца и воображения, их с малых лет необходимо приучать к трудолюбию.

Наряду с политикой удерживания от отрицательных поступков в воспитании используется также метод поощрения, стимулирующий воспитанников добросовестно исполнять возложенные на них обязанности. За любой труд педагог должен своевременно поблагодарить ученика, утешить и ободрить его, при этом избегая чрезмерной похвалы, которая может развить в нем такие пороки, как гордыня, са-мохваление и тщеславие. Именно поэтому педагогам необходимо проявлять бдительность. Одобрение — это высокая награда, доверие родителей и воспитателей — высочайшая. Но награда не должна получить значение цели, руководящей поступками ученика.

Неотъемлемой частью воспитания является наказание. По словам святых отцов, воспитывать должна одна любовь, но любовь не содержит в себе однотипное ласковое отношение к подопечному, здесь есть место и строгости. Святой Киприан Карфагенский говорит, что любовь в воспитании должна быть разумной, она должна не покрывать пороки учеников, но искоренять их.

Отсюда следует, что:

— наказание необходимо в случае нарушения нравственных норм, когда словесные вразумления уже не приводят к порядку;

— наказание не должно вредить здоровью, подавлять в воспитаннике чувство стыда и чести;

— наказание не должно вызывать презрения и исходить из жестокосердия;

—наказание не должно быть опрометчивым, иначе оно не возымеет должного эффекта;

— при выборе наказания необходимо учитывать личностные качества, физическое состояние, темперамент, возраст, пол, чувства провинившегося.

Плохо, если проступок остался без наказания, это может стать причиной другого проступка. Угроза наказания удерживает человека от неправильных действий, соответственно наказание — это предостережение.

Православная педагогика выделяет в качестве главнейшего условия успеха воспитательного процесса высоконравственную и добродетельную жизнь родителя или педагога. Для того чтобы привить детям высокие нравственные чувства; пробудить в них стремления ко всему благородному, высокому и прекрасному, воспитатель сам должен иметь эту высокую нравственность, проявлять доброжелательность, рассудительность, любовь к ученикам.

Становится очевидным, что успешность педагогического процесса обусловливается таким фактором, как воспитание самих педа-гогов-наставников. С точки зрения субъектов воспитания, для успешности данного процесса необходимо взаимодействие Церкви, государства и общества.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ В ГЛОБАЛИЗИРУЮЩЕМСЯ МИРЕ

И. Л. Сиротина, заведующий кафедрой дизайна и рекламы института национальной культуры, доктор философских наук, профессор

В настоящее время традиционная триада субъектов воспитания семья — школа — улица становится не более чем устоявшейся метафорой. Ведь сегодня дети и подростки практически не видятся со сверстниками во дворе или на улице. Они проводят часы, дни и ночи за компьютером, гуляя по виртуальным мирам и общаясь в социальных сетях. Наряду с глобализацией одну из актуальнейших проблем современности составляет виртуализация современной культуры. «Улицей» для ребят сегодня являются просторы Интернета. Но если воздействие улицы было по большей ча-

сти стихийным, спонтанным, то влияние многих социальных сетей и веб-сайтов целенаправленно и продуманно. Интернет представляет собой новый, формирующийся, социальный институт, включающий в себя другие институты, с одной стороны, и являющийся техническим средством для уже существующих — с другой. Развиваясь, он приобретает все большее влияние на все сферы жизни, трансформируя пути развития человечества. А значит, перед нами встает проблема использования этого механизма в качестве воспитывающей силы. Пока же эту функцию выпол-

111!111Й1И1!Ш № 2,

няют владельцы и администраторы сетевых ресурсов, «вытесывая» из наших детей и подростков своих клиентов.

Еще одна проблема, о которой сегодня много говорится: в какой форме может заниматься воспитательной работой со студентами вузовский преподаватель? Действительно, системы плановых внеучебных мероприятий совершенно недостаточно. Георгий Петрович Федотов в 1930-х годах, с грустью анализируя состояние современных ему советских вузов, вспоминал, что в дореволюционной России все университеты обладали особой культурной атмосферой, которая «лучше всяких книг отесывала купчика или мещанского сына и превращала его в интеллигента». Думается, в это понятие входят и подбор материала для лекции, и межличностные отношения между преподавателем и студентами, внутри преподавательского и внутри студенческого сообщества. И, конечно же, нельзя забывать, что преподаватель воспитывает молодого человека, студента, своим личным примером, своим отношением к преподаваемой науке, к альма-матер, к книге, к людям, к природе, к родному городу, к проблемам современного общества.

Наша кафедра является выпускающей по специальности «Реклама». Мы преподаем все дисциплины профессионального цикла и прекрасно понимаем, что рекламная деятельность по многим параметрам — дело не очень нравственное. Как минимизировать этот негатив в процессе формирования личности будущего специалиста? Мы решили использовать тот существенный потенциал, которым обладает социальная реклама, способная в значительной степени формировать мировоззрение личности, ее ценностные ори-

ентации, взгляды и установки, транслировать идеи, социальные настроения, стереотипы поведения и т. п.

В 2006 году мы учредили и ежегодно проводим Межрегиональный фестиваль социальной рекламы. Готовя к нему свои проекты, студенты должны досконально изучить суть определенной социальной проблемы: алкоголизм, наркомания, брошенные дети, терроризм, большое количество ДТП, загрязнение окружающей среды и др.

Результат превзошел все наши ожидания. Ребята не только охотнее осваивают профессиональные навыки, но и, как выяснил опрос, бросают курить, в автомобилях пристегиваются ремнями безопасности, знают и соблюдают правила дорожного движения и противопожарной безопасности и т. п.

Особой воспитательной темой в Институте национальной культуры мы всегда считаем проблему сохранения и развития национальных традиций народов, населяющих Республику Мордовия. Для того чтобы наши выпускники любили свой язык, чтили культуру своих предков, уважали традиции своего народа, разрабатываются спецкурсы, вводятся соответствующие разделы в рабочие программы основных курсов, проводятся конкурсы научных и творческих студенческих работ, олимпиады. Национальная тематика занимает большое место в перечне тем курсовых и дипломных работ.

Опыт каждого народа, система жизненных и нравственных ценностей, лежащая в основе народной педагогики, — вот тот воспитательный потенциал, который сегодня в глобализирующемся и виртуализирующемся мире совершенно необходим для формирования Человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.