Научная статья на тему 'Круглый стол «К. Д. Ушинский — классическое наследие для современного образования», посвященный 190-летию со дня рождения великого педагога'

Круглый стол «К. Д. Ушинский — классическое наследие для современного образования», посвященный 190-летию со дня рождения великого педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
754
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Круглый стол «К. Д. Ушинский — классическое наследие для современного образования», посвященный 190-летию со дня рождения великого педагога»

спорим, обсуждаем

17 ФЕВРАЛЯ 2014 ГОДА В ИНСТИТУТЕ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ БЫЛ ПРОВЕДЕН КРУГЛЫЙ СТОЛ «К.Д.УШИНСКИЙ - КЛАССИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ДЛЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ», ПОСВЯЩЕННЫЙ 190-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ВЕЛИКОГО ПЕДАГОГА

Основными докладчиками были

М.В.Богуславский, заведующий лабораторией истории педагогики и образования ФГНУ «Институт теории и истории педагогики» РАО, Председатель Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки РАО, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор

и Л.М. Перминова, профессор Московского института открытого образования, ведущий научный сотрудник лаборатории дидактики ФГНУ «Институт теории и истории педагогики» РАО, доктор педагогических наук.

ВыступлениеМ.В.Богуславского - «Педагогическая судьба К.Д.Ушинского» - было посвящено целостной трактовке общественно-педагогических взглядов и просветительской деятельности выдающегося отечественного ученого. Выступающий процитировал Л.Н.Модзалевского, который дал высокую оценку личности К.Д.Ушинского: «Ушинский - это наш действительно народный педагог, точно также, как Ломоносов - наш народный ученый ...».

Выступление Л.М.Перминовой - «Немеркнущий свет идей К.Д. Ушинского» - высветило идею народности во взглядах великого педагога как философско-педагогическое обоснование «новой методологии» К.Д.Ушинского. В истории культуры, отметила Л.М.Перминова, цитируя высказывание академика РАО Э.Д.Днепрова , есть« имена людей, по отношению к которым понятие « прошлое» не применимо. Эти люди принадлежат не только своей эпохе, но и последующим поколениям.В их числе почетное место занимает Константин Дмитриевич Ушинский.»

Ведущий Круглого стола - С.В.Иванова, доктор философских наук, директор Института теории и истории педагогики - предоставила слово Иосифу Залмановичу Гликману, доктору педагогических наук.

И.З.Гликман в своем выступлении размышляет о проблемах учения и воспитания в творчестве К.Д.Ушинского и в современном образовании. Педагог К.Д.Ушинский утверждал, что учение и воспитание должны стоять на первом плане; что величайшее развитие умственное не предполагает

144

I Спорим, обсуждаем

еще прочной общественной нравственности, что воспитание начинается с организации жизни ребенка. И.З.Гликман подчеркивает,что внимательное прочтение и изучение идей К.Д.Ушинского, развитое другим нашим великим педагогом Макаренко, позволяет нам уточнить смысл понятия «воспитание».

Далее выступающий предложил присутствующим презентацию «Формирование образования и самообразования личности». Показал, апеллируя к сочинениям К.Д.Ушинского, роль правильно организованного воспитания и правильно организованного обучения. В презентации перечисляются разнообразные виды деятельности детей, которые необходимы для того, чтобы сформировать культуру нравственности, характер. Используя идеи К.Д.Ушинского и А.С.Макаренко, мы можем получать хорошие результаты в воспитании даже самых трудных детей. Вот такой вывод сделал выступающий в заключение.

Ю.Б.Алиев,доктор педагогических наук затронул в своем выступлении аспект работ Ушинского, который обычно замалчивают, имея в виду вопросы детского художественного творчества, художественного образования на примере приобщения к музыке. Ю.Б.Алиев цитирует слова К.Д.Ушинского из его капитального труда «Человек как предмет воспитания», в которых, на взгляд музыканта, как-то странно анализируется человеческий слух: «Власть наша над органом слуха простирается далеко, мы можем слышать чутко только одни звуки и не слышать других, что может музыкант, следящий за игрой одного инструмента в целом оркестре. Слух наш всегда открыт тем звукам, которые нас особенно занимают». Это - энциклопедическая мысль, отмечает выступающий, так как то прославление массовой культуры, которое есть в нашем обществе, и есть тот вывод, который сделал Ушинский значительное время тому назад.

В публикациях Ушинского большое место занимают педагогические размышления о воспитательном значении хорового пения. Он говорил о хоровом пении как о могучем средстве, которое объединяет общемыслящих дружных певцов в дружном хорошем деле: «Когда запоют в наших школах, тогда можно будет сказать, что они, эти наши школы, пошли вперед». Вместе с тем К.Д.Ушинский, подчеркивает выступающий,говорит про дореволюционную Россию и отношение к пению так, как можно говорить сегодня: в наших училищах не введено хоровое пение, наши поэты, наши артисты не сделали ровно ничего в этом отношении для детей. Большую роль в деле воспитания отводил великий педагог песне, - отмечает Ю.Б.Алиев,-приводя высказывание самого К.Д.Ушинского: « В школу надо ввести пес-

145

Спорим, обсуждаем I

ню. Она из нескольких отдельных чувств сливается в одно сильное чувство и несколько сердец - в одно сильно чувствующее сердце».

Далее выступает Л.В.Алиева, доктор педагогических наук, акцентируя внимание коллег на актуальности классического педагогического наследия К.Д.Ушинского, который был первым создателем и разработчиком психолого-педагогической концепции воспитания человека. Он говорил о своей концепции как о гипотезе, но это характерно для настоящего ученого, для нас же, - подчеркивает Л.В. Алиева, - его наследие бесценно. Педагог связывал воспитание с совершенствованием человека и человеческого общества и гениально разработал особое знание о воспитании, педагогическое знание, которое назвал теорией воспитания, выстроив эту теорию на базе антропологического подхода, междисциплинарных научных знаний о человеке и человечестве. Л.В.Алиева обращает внимание слушателей на те идеи, проблемы, которые сегодня актуальны, прокручиваются в программах и концепциях воспитания. К.Д.Ушинский утверждает, что не может быть единой цели воспитания у семьи, школы, общественных структур. Проблемами полисубъектности воспитания, определения специфического воспитания занимается сегодня наша лаборатория ?? Ушинский предлагает критический анализ и осмысление зарубежного опыта применительно к нашей российской ментальности. В разработке профессиональной программы педагога-воспитателя сегодня необходимо опираться на концепцию Ушинского. Он утверждал, что педагог должен быть прежде всего воспитателем, а потом уже учителем. Его педагогическое наследие - это база для подготовки современных учителей.

Продолжил разговор о наследии великого педагога В.Г.Безрогов, который говорил о значении творчества Ушинского с точки зрения истории его изучения. Каждое поколение воспринимает Ушинского по-своему. Различно восприятие учителя и политика. Отношение к наследию Ушинского менялось, и бывали такие времена, когда его так сильно любили, что купировали и переписывали. Коллеги, изучая эволюцию журнала «Народное образование», существующего с 1803 года, подняли номера с прижизненными публикациями Ушинского и сравнили с советскими изданиями. Выяснилось, что последние имеют серьезные, никак не обозначенные купюры. В связи с этим В.Г.Безрогов выступил с предложением воспроизвести живого Ушинского, разместив на институтском портале работы Ушинского в том виде, в каком они впервые публиковались. Это сложный и серьезный проект. Он может занять много времени, нужно отсканировать оригиналы прижизненных изданий, но это даст читателю возможность пообщаться с

146

I Спорим, обсуждаем

подлинным Ушинским. В.Г.Безрогов предложил поделиться уже имеющимися у него файлами, а также выступить с идеей проекта на сессии историков педагогики в июне

М.В. Богуславский выступает с добавлением, отмечая, что и при жизни Ушинского тексты его работ подвергались страшнейшей цензуре. И когда они издавались, они тоже были далеки от Ушинского. Наивно считать, что первое издание - это подлинный Ушинский. М.В.Богуславский напоминает: Почему педагог ушел из журнала? Потому что его заставляли менять тексты, публиковать другое. Первые издания Ушинского - это подретушированные под ту идеологию тексты.

С.В.Иванова: А где же нам взять подлинники?

М.В.Богуславский: Рукописи, которые не горят, в архиве в Пушкинском доме.

С.В.Иванова:.: Уважаемые коллеги, сама по себе идея очень красивая. Здесь могут быть разные этапы. Все-таки то, что при жизни опубликовано, получило некое согласие автора. Конечно, мы в институте на сайте можем заняться публикациями. Что же касается рукописей. Эту тему нужно поднимать в министерстве, в РГНФ. Это - великолепная тема. Надо включить это предложение в решение Совета, призвать другие вузы, имеющие рукописи к сотрудничеству.

К.Ю.Милованов, канд. исторических наук, в своем выступлении показал исторический контекст эпохи, в которой жил К.Д.Ушинский. Он был одним из активных участников реформационных преобразований 60-х годов, так называемой головнинской реформы, связанной с министром народного просвещения Головниным. Ушинский был также участником реформы отечественной цензуры, в которой он участвовал опосредованно, борясь с официозом.

В трудах К. Д.Ушинского можно увидеть термин «всеобщее» или «общественное благо». Это перекликается с общественно-политическими взглядами Жан-Жака Руссо, частично с Гольбахом и Гельвецием и др.. Основой его взглядов является Гегель. К.Д.Ушинский взял гегелевскую методологию и как ученый блестяще ею пользовался. В каких предметных областях прославился Ушинский? Это - теория педагогики, или общая педагогика, теория воспитания и теория обучения, этнопедагогика. Основатель этнопеда-гогики Билибеков пишет, что он основывается на теоретических принципах К.Д.Ушинского. Это - педагогическая культурология, возрастная физиология теоретическая психология, его заслуги в области исторической фольклористики , это - сказки, издававшиеся тиражом в сотню тысяч. В деле

147

Спорим, обсуждаем I

распространения народного эстетического опыта Константин Дмитриевич Ушинский совершил революцию. Его имя можно поставить в ряд с Далем, Афанасьевым.

К.Ю.Милованов, продолжая выступление, сообщил о публицистических статьях на общественных сайтах «Ушинский и современная реформа образования». По мнению выступающего, Ушинский назвал бы действия современных преобразователей «мутным тупоумием».

И по поводу посмертной славы Ушинского. Есть 4 гениальных педагога: Ломоносов, Пирогов, Ушинский и Макаренко. Это педагоги разных эпох, но их фамилии прочно вошли в географические названия, в топонимику, в названия научных образовательных учреждений, в названия премий и государственных наград.

B. И.Невская, доктор педагогических наук: Не проводили ли Вы параллель между работами К.Д.Ушинского «Человек как предмет воспитания» и работой нашего современника Ананьева « Человек как предмет познания»? Никаких параллелей Вы не находили?

К.Ю.Милованов . Нет, но я об этом подумаю.

Обсуждение тем, вопросов и проблем, затронутых в работах К.Д.Ушинского, продолжалось. Коснулись спора между теорией и практикой в работах великого педагога, а также проблем сегодняшнего дня, когда забывают о существовании науки «Педагогика». Мы знаем три концепции педагогической науки, изданные Краевским. Если мы выходим за среды, возникает очень грустная ситуация. В Думе при классификации наук назвали естественные науки, социальные, гуманитарные, а педагогики нигде не оказалось. Огромная часть людей, стоящих у власти и занимающихся реформированием образования, не подозревает о существовании науки «Педагогика». Поэтому нам нужно быть активнее.

C. В. Иванова: Я понимаю всю боль выступающего. Уж я-то знаю, что педагогику наукой не считают. Но нам будет согревать душу то, что такие корифеи, как Константин Дмитриевич, заставят политических деятелей задуматься о научности педагогики.

В.И.Невская: Ушинский при встрече с немецкими педагогами в Швейцарии высказал интересную мысль: «О государстве судят по тому, какие в нем школы и дороги». Еще мне хочется подчеркнуть мысль Ушинского, что успех дела педагогического решают предназначение учителя, а не только его профессиональное мастерство. В педагогические вузы надо принимать, как в творческие вузы, предназначение важнее всего.

148

I Спорим, обсуждаем

С.В.Иванова:. Я благодарю всех, кто пришел к нам в гости, и тех, кто выступил. Напомню, что 14 февраля 1944 года начал существовать «Институт теории и истории педагогики». Юбилейная конференция по объективным причинам будет проходить 25 мая. Но нам ничего не мешает поздравить друг друга с этой чудесной датой сегодня.

Постановили: Одобрить работу Круглого стола «К.Д.Ушинский - классическое наследие для современного образования», посвященного 190-летию со дня рождения великого педагога.

149

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.