Научная статья на тему 'Круглый стол «И. Кант и практическая философия» Саратов, 2011'

Круглый стол «И. Кант и практическая философия» Саратов, 2011 Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
99
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Круглый стол «И. Кант и практическая философия» Саратов, 2011»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

Круглый стол «И. Кант и практическая философия» Саратов,2011

Уже стало доброй традицией ежегодное проведение круглых столов, посвященных актуальным вопросам философии И. Канта, на базе кафедры философии Педагогического института и кафедры философии культуры и культурологи Саратовского государственного университета. Не стал исключением и 2011 год. На этот раз темой для работы круглого стола была выбрана практическая философия в системе трансцендентального идеализма И. Канта. На первый взгляд может показаться, что история исследований практической философии Канта столь продолжительна и обширна, что ничего нового здесь уже сказать нельзя. Однако это далеко не так. Феномен философской мысли Канта заключается в том, что обращение к ней в любое время актуально. Круглый стол «И. Кант и практическая философия» подтвердил это, так как вопросы, затронутые в ходе его работы, вызвали оживленные дискуссии среди участников — преподавателей, аспирантов и студентов.

Работу круглого стола открыл проф. кафедры философии ПИ СГУ (г. Вольск, Саратовская обл.) Л. И. Тетюев докладом «Трансцендентальный метод в педагогике. П. Наторп и неокантианская теория воспитания». Докладчик отметил, что П. Наторп расширил кантовское понятие трансцендентального метода, который в неокантианстве распространялся лишь на теорию познания и науку вообще. Действенность трансцендентального метода философ направил на исследование практических сфер бытия человека — реальную культуру, гражданское общество и образование. Вопросы педагогики в философии И. Канта также поднимались в докладе доц. МГПУ (г. Москва) Н. В. Шуваловой. Доцент кафедры гуманитарных дисциплин Энгельсского филиала СГТУ (г. Энгельс, Саратовская обл.) Н. Н. Епифанова обосновала идею нравственного долженствования в современной педагогике. Студент СГУ (г. Саратов) К. С. Щедрин в своем докладе ««Вещь в себе» как источник наших представлений: в опровержение» обозначил поле для дискуссии по поводу противоречивости понятия «вещь в себе» в философии И. Канта. Проблему трансцендентальной педагогики озвучила асп. кафедры философии ПИ СГУ (г. Вольск, Саратовская обл.) З. И. Ефремова. Аспирант кафедры теоретической и социальной философии СГУ А. А. Дьяков исследовал феномен практики в практической философии Канта и ее взаимосвязь с современной праксиологией.

Логическим продолжением работы круглого стола стал доклад заведующего кафедрой философии культуры и культурологи СГУ проф. В. Н. Белова «Развитие кантовской этики в неокантианстве Г. Когена». В докладе автор поднял актуальные вопросы, касающиеся проблем построения мар-буржцем чистой этики, ее связи с юриспруденцией. Докладчик, опираясь на философские взгляды Г. Когена, обосновал точку зрения, согласно которой чистота как в логике, так и в этике понималась марбургским неокантианцем в качестве научной закономерности. В случае этики мы должны говорить о закономерности, имеющей свою реализацию в юридической

науке. Еще одной опорной проблематикой доклада был выход на индивида в рамках когеновской философии через связь этики с религией. В продолжение тематики асп. кафедры философии культуры и культурологи Т. Ю. Панкова рассмотрела рецепцию кантовских идей в философии марбургской школы неокантианства, а К. Ю. Миронова, асп. кафедры философии культуры и культурологи, рассказала о взглядах русского неокантианца Г. О. Гордона на традицию трансцендентальной философии.

Вопросы телеологии в философской системе Канта и специфики телеологического метода также были рассмотрены в рамках работы круглого стола. Этой проблематике были посвящены доклады доц., зав. кафедрой гуманитарных наук Камышинского технологического института (филиала) Волгоградского государственного университета С. В. Димитровой и доц. кафедры гуманитарных дисциплин Энгельсского филиала СГТУ А. В. За-левского.

Философия политики И. Канта, взаимосвязь морали с правом и с политикой в кантовской практической философии были рассмотрены в докладах проф. кафедры истории философии факультета гуманитарных и социальных наук Российского университета дружбы народов (г. Москва) С. А Нижникова, доц. кафедры философии СГАП Л. Ю. Пионткевич, доц. кафедры философии ПИ СГУ Е. В. Ислентьевой; асп. кафедры философии ПИ СГУ А. В. Исаева в рамках работы круглого стола осветила взгляды Э. Кассирера на миф как на форму политической технологии, некий символ тоталитарной власти.

В рамках доклада проф. кафедры философии ПИ СГУ С. В. Никитина были рассмотрены нравственные аспекты антропологии И. Канта. Профессор отметил, что кантовская антропология, претендуя на звание точной науки, не лишена этической проблематики. В частности, нравственность рассматривается как онтологическая характеристика человека. Связующим звеном выступает свобода, поэтому нравственность есть проявление свободы, реализуемой в сфере разума. Доцент кафедры истории и философии Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина В. А. Ду-дышкин обозначил в своем докладе проблему рецепции нравственного закона Канта в философии А. И. Введенского.

Живой и неподдельный интерес к выбранной тематике, а также плодотворная работа участников еще раз подтвердила актуальность проводимого мероприятия. В 2012 году круглый стол продолжит свою работу.

Т. Ю. Панкова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.