Научная статья на тему 'КРУГЛЫЙ СТОЛ «БИОЭТИКА И БИОПРАВО»'

КРУГЛЫЙ СТОЛ «БИОЭТИКА И БИОПРАВО» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
171
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КРУГЛЫЙ СТОЛ «БИОЭТИКА И БИОПРАВО»»

/ LD университета

/-Ф имени О. Е, Кутафина (МГЮА)

Круглый стол «Биоэтика и биоправо»

8

апреля 2021 г в стенах Университета имени .О.Е. Кутафина (МГЮА) в рамках VIII Московского юридического форума под эгидой Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Патриаршей комиссии по вопросам защиты семьи, материнства и детства, Союза православных женщин прошел круглый стол, посвященный вопросам биоэтики и биоправа.

В работе форума приняли участие представители Министерства здравоохранения Республики Беларусь, Пущинского государственного естественно-научного института, а также студенческого научного общества Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА).

Модератором конференции выступил Александр Анатольевич Мохов, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой медицинского права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). В приветственном слове руководитель дискуссии отметил важность правового обеспечения данной области для дальнейшего ее развития в нашей стране.

«В прошлом году в Университете был создан Центр права и биоэтики. Мы не случайно начали заниматься этими вопросами, потому что есть запрос государства. Целый ряд государственных и общественных деятелей подключились к этой проблеме», — отметил Александр Мохов.

Заместитель председателя Государственной Думы Петр Олегович Толстой в приветственном письме подчеркнул, что проблема биоэтики все чаще становится одной из острейших тем современной гуманитарной правовой повестки.

««Без понимания общих начал биоэтических принципов невозможно обеспечить биологическую, экологическую и иные виды безопасности, следовательно, вопрос развития законодательства в данной области является вопросом государственного значения. В правовом государстве столь значимая деятельность не может осуществляться вне правового поля, однако в России до настоящего времени его границы не обозначены. Россия нуждается в федеральном законе о биоэтике», — отметил Петр Толстой в своем приветственном письме, которое было оглашено на заседании.

Маргарита Николаевна Павлова, член комитета Совета Федерации Федерального Собрания по обороне и безопасности страны, также подчеркнула важность и необходимость принятия данного закона, акцентируя внимание на национальной безопасности:

««Серьезный спор: с одной стороны, государство выступает за поддержку демографии и семей, а с другой — существуют направления бизнеса, которые нарушают институт семьи как самобытный институт. Активно продвигается антисемейная повестка, которая провозглашает нарушение естественных

Е а й д

ж

m п т

мероприятий

>

) университета

L-—имени О. Е. Кугафи на (МПОА)

циклов появления детей. Вопросы цифровизации: одни пишут об удобстве искусственного интеллекта, другие выступают против, потому что это вредит здоровью детей, что подтверждается рядом исследований. Мы не должны сбрасывать эти факторы со счетов. Эвтаназия, аборты, суррогатное материнство — существует масса вопросов, по которым необходимо очертить моральные рамки».

Сергей Иванович Куцев, доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент РАН, директор Медико-генетического научного центра имени Академика Н. П. Бочкова, главный внештатный специалист по медицинской генетике Минздрава России, обратил внимание слушателей на генетические технологии как одну из основных проблем биоэтики и обозначил ряд проблем, возникающих в связи с этим:

«В настоящее время существуют следующие проблемы:

— генетика здорового человека. Очень много коммерческих компаний, которые готовы сказать о будущем ребенка — этическая проблема;

— наследственные заболевания. Как решать проблему, если болезнь начнет прогрессировать через 20 лет? Этические проблемы: отказ от ребенка, дискриминация ребенка;

— использование генетической информации, которая возникла с развитием генетических технологий, например при редактировании генома. Этические проблемы: конкретных показаний для этого нет, проблемы могут быть для общества;

— ЭКО и генетическая диагностика. Прерывание беременности.

Есть этика общества, а есть индивидуальная этика. Если семья считает, что для нее та или иная ситуация нормальна, то сложно найти основание отказать. При этом тем не менее важно, как общество к этому относится».

Председатель Ассоциации юристов России, председатель Императорского православного палестинского общества, доктор юридических наук, кандидат исторических наук, профессор Сергей Вадимович Степашин заострил внимание на том, что без соблюдения биоэтических принципов невозможно обеспечить безопасность страны.

««В условиях бурного научно-технического прогресса проблема биоэтики все чаще становится одной из острейших проблем современной, гуманитарной, международной, правовой повестки. Без понимания общих начал биоэтических принципов, неукоснительного следования данным принципам в условиях развития высоких технологий невозможно обеспечить биологическую и экологическую безопасность страны и общества», — говорилось в послании Сергея Степашина, которое зачитал один из участников круглого стола.

Депутат Государственной Думы, член комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей Инга Альбертовна Юмашева привела в пример Женевскую декларацию как возможный источник закона «О биоэтике».

имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

««Если мы говорим о принятии законов, то в первую очередь в основе должна лежать приверженность духовно-нравственным ценностям. Главный принцип — уважение человеческого достоинства. Данный принцип закреплен как в Конституции РФ, так и в международных актах. Данный принцип должен распространяться в том числе и на новорожденных детей — это касается абортов, искусственного прерывания беременности», — уточнила Инга Юмашева.

Также она обратилась к понятию неприкосновенности генетической структуры и привела слова Президента РФ: «Это страшнее ядерной бомбы. Когда мы что-то делаем, мы не должны забыть моральный закон».

«Необходимо создание органа для контроля в данной области. Нашей стране необходимо изучить опыт зарубежный и создать такой орган, который будет заниматься контролем и не допускать умаления человеческого достоинства», — подводя итог своему выступлению, отметила Инга Юмашева.

Ирина Васильевна Силуянова, доктор философских наук, почетный профессор Российского национального исследовательского медицинского университета имени Н. И. Пирогова, член Церковно-общественного совета по биомедицинской этике при Московской патриархии, в своем выступлении за основу взяла принцип «каждый имеет право на жизнь». Понятие «жизнь» имеет много различных определений, но она предложила остановиться на двух: понятии жизни как состояния и как развития.

Рассмотрение жизни как развития ставит вопрос: когда начинается человеческая жизнь? В своем выступлении Ирина Васильевна приводит ряд ответов на этот вопрос:

««1) формирование дыхательной системы — 20 недель; 2) первое сердцебиение — 4 недели;

начало функционирования ствола мозга — 6 недель; начало формирования предшественника нервной ткани — 14-й день; имплантация в стенку матки — 5—6 дней; формирование ядра и т.д. <...>

То, что мы сейчас обсуждаем, это уже дает нам право рассматривать эмбрион как субъект. И в основе лежит принцип нашего морального отношения к началу человеческой жизни», — подчеркнула Ирина Силуянова.

Олег Иванович Аполихин, доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент РАН, главный внештатный специалист Минздрава России по репродуктивному здоровью, директор НИИ урологии и интервенционной радиологии

3)

4)

5)

6)

Е а и д

ж

гп п

мероприятии

>

) университета

L-—имени О. Е. Кутафи на (МПОА)

имени Н. А. Лопаткина, филиала Национального медицинского исследовательского центра радиологии Минздрава России, главный внештатный специалист по репродуктивному здоровью Минздрава России, отметил профессиональную

направленность проблемы, поскольку она связана с управлением рисками: «Если мы определяем правосубъективность, в том числе врача и пациента, тогда мы можем говорить о профилактике и изменении ситуации с реактивной на ту, которая может предотвратить».

Депутат Государственной Думы, член Комитета по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Николай Земцов подчеркнул важность совместной работы по проработке нового закона. «Этот вопрос от гиппократовского форума перешел в Государственную Думу, в Комитет по развитию гражданского общества, который в сотрудничестве с Университетом имени О.Е. Кутафина (МГЮА) теперь будет в рамках практикума выкристаллизовывать формулировки этого архиважного закона», — пояснил Николай Земцов.

Он выразил свое согласие с позициями предыдущих коллег, а именно в отношении того, что необходимо использовать Женевскую декларацию при создании закона «О биоэтике». Он должен соответствовать региональным и международным стандартам в области биоэтики. Безусловно, должна быть учтена Конституция РФ с точки зрения морально-нравственных ценностей.

Николай Земцов обозначил ряд блоков, которые должны быть отражены в этом законе:

«Первый блок — это этические ситуации, связанные с началом жизни, вопрос о статусе эмбриона, генетическое редактирование человека. Второй блок — это проблемы, связанные с концом жизни, проблемы умирания, определение критериев смерти, запрет на продвижение эвтаназии. Третий блок — проблемы, связанные с возможностью вмешательства в психическую и физическую целостность человека при трансплантации, экспериментировании, оказании психиатрической помощи. Четвертый блок — конфликты между интересами государства, общества, с одной стороны, и интересами индивида — с другой. Например, альтернативность выбора при невозможности вакцинации по религиозным или иным причинам. Необходимо также обратить внимание на тесную связь биоэтики и биополитики для обеспечения всех видов безопасности».

Священник Федор Лукьянов, председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, материнства и детства, подчеркнул остроту проблем, связанных с вопросами биоэтики.

«Сегодня мы столкнулись с проблемой трансгуманизма, которая несет деструктивный характер, вносит в социальные отношения вещи, которые разрушают не только общество, но и личность человека. Одной из самых серьезных угроз, которая существенным образом подрывает права человека, является утилитарно-инструментальное отношение к человеческой жизни, которое проявляется в легализации абортов, в отношении к эмбрионам как к расходному материалу. Не ведется системной работы по утверждению этических принципов у будущих врачей. Все это существенно обесценивает понятие человеческой жизни и человеческого достоинства», — подчеркнул отец Федор.

университета ДАЙДЖЕСТ МЕРОПРИЯТИЙ

имени О.Е, Кутафина (МГЮА)

Также он отметил опасность того, что сегодня вместо понятия «здоровье» может появиться понятие «генетическая норма», вместо понятия «болезнь» введут понятие «неполноценная жизнь», в понятие болезни могут войти некие отклонения от заданной нормы — низкорослость, полнота. Идеи трансгуманизма являются явной антихристианской идеологией, которая пытается увлечь человечество на ложный путь фактического богоборчества.

В завершение своего выступления отец Федор подчеркнул единственную перспективу, в направлении которой должны двигаться наука, государство и общество, чтобы сохранить человеческую жизнь на земле, — это сопряжение науки и права с основным нравственным законом. В процесс разработки закона о биоэтике входит интеллектуальное обоснование путей дальнейшего развития человечества и будущего биосферы:

«Положения закона, на наш взгляд, должны иметь прежде всего социальную направленность и практическое выражение, отсюда вытекает необходимость общественных обсуждений многих сфер, такой диалог поможет понять особенности человеческого существования и границы его вмешательства в природную среду, будет способствовать традиционной трактовке категории блага, добра и зла, ответственности и справедливости, тем самым будут созданы предпосылки морально обоснованных и социально нравственных норм права».

Нина Борисовна Жукова, кандидат исторических наук, сопредседатель правления международной общественной организации «Союз православных женщин», отметила давность обсуждаемой проблематики, рассказала о множестве попыток сотрудничать и решать вопросы биоэтики, в том числе и с регионами, но в них такой проблемы часто не видят.

Она также обратилась к Женевской декларации, которую подписали 35 стран. Подписи России под ней нет Были обращения в государственные органы с предложением проработать этот вопрос, на которые следовали формальные ответы.

«Сегодня указанные проблемы решают люди, рожденные в 90-е гг. Не их вина, что моральный кодекс уже не существовал, а Конституция идеологию не предполагает, что в это время к нам пришла ювенальная юстиция вместе с Декларацией о защите прав ребенка. Они не виноваты, что выросли в такой атмосфере. И сейчас нам нужно исходить из того, что этой категории людей нужны законы, где все будет четко прописано», — комментирует Нина Борисовна.

«Но мы сейчас ведем речь о студентах, — также отметила Н. Б. Жукова, — и это немного другое. Это поколение, отличающееся от тех, о ком мы говорили ранее. Они уже проходили основы православной культуры, лица государства говорят о духовно-нравственных ценностях, о патриотизме, поэтому ребята, которые будут учувствовать в этом конкурсе, должны дать нам положения, отличные от того, что мы имеем сейчас. Они должны иметь представление о нравственности, о христианских ценностях. И тогда мы достигнем больших успехов!»

Людмила Васильевна Стебенкова, депутат Московской городской Думы на д конкретных примерах, в частности Древнего Рима, отметила, что несоблюдение й

духовных нравственных законов, этических норм — это путь к исчезновению. В связи с этим на всех нас лежит очень большая ответственность, в том числе по воспитанию наших детей и в том, чтобы сегодня принять именно духовный закон, который позволит остаться российской нацией. мероприятий

Е

ж

гп п

>

) университета

L-—имени О. Е. Кугафи на (МПОА)

Л. В. Стебенкова также затронула аспект торговли биоматериалами, что тоже является достаточно острой проблемой (продаются, как угодно и где угодно). Все это может иметь определенные негативные последствия для организма конкретного человека. Она отметила: ««Относительно забора биоматериала в частных лабораториях — мы все сдаем анализы, но мы точно не знаем, куда идут эти биоматериалы. Существует точка зрения, что часть идет на анализы, а часть также продается. Это тоже этические вопросы и вопрос этого закона».

А как будет регулироваться вопрос создания комитета по биоэтике? Что это должен быть за орган? По мнению Л. В. Стебенковой, это должен быть орган, сравнимый по своим полномочиям и по своему статусу с Конституционным Судом России, потому что вопросы очень многовекторные и многоплановые.

В завершение конференции руководитель круглого стола сообщил, что в рамках работы инициативной группы совместно с Университетом имени О.Е. Кута-фина (МГЮА) принято решение о привлечении к разработке законопроекта студенческой молодежи, для этого планируется объявление открытого конкурса «БИОэтика и БИОправо».

««Закон "О биоэтике" призван решить комплекс проблем развития современной медицины, порождающей конфликты между новыми возможностями науки, традиционными ценностными основаниями и религиозным мировоззрением. В настоящее время особая острота в этой сфере вызвана тем, что в области биомедицины право опаздывает по сравнению с темпами развития научного прогресса, нуждающегося в регулировании», — подвел итоги дискуссии Александр Мохов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.