Научная статья на тему 'Круг «Время - бытие-в-мире - понимание», или онтология подручного'

Круг «Время - бытие-в-мире - понимание», или онтология подручного Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
280
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ / PHENOMENOLOGY / ОНТОЛОГИЯ / ONTOLOGY / ЗАБОТА / CARE / DASEIN / ВРЕМЯ / TIME / ТЕМПОРАЛЬНОСТЬ / TEMPORALITY / ЭКСТАТИЧЕСКАЯ ТЕМПОРАЛЬНОСТЬ / ECSTATIC TEMPORALITY / ЭКЗИСТЕНЦИЯ / EXISTENZ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Артёменко Наталья Андреевна

Внутренний смысл и основная цель философии М. Хайдеггера эксплицировать вопрос о бытии, найти доступ к самому бытию, освободив его от ложных понятийных истолкований, причем время, надлежащим образом переосмысленное при постановке вопроса о бытии, выступает предельным онтологическим основанием. Хайдеггеровский онтологический поворот связан в первую очередь с раскрытием онтологической роли времени. Статья посвящена хайдеггеровскому «трансцендентальному» рассмотрению бытия как условия возможности открытости сущего всякому познанию. Автор на основе подробного текстологического анализа (анализа экстатической темпоральности) демонстрирует, что при обращении к проблеме доступа к сущему Хайдеггер остается в рамках трансцендентальной постановки вопроса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE «TIME - BEING-IN THE-WORLD - UNDERSTANDING» CIRCLE OR THE ONTOLOGY OF THE BEING-AT-HAND»

The inner meaning and the main purpose of Heidegger''s philosophy is to explicate the question of Being, to find access to the Being itself, freeing it from false conceptual interpretations, and the time properly rethought in setting the question of Being, proves to be the limiting ontological foundation. Heidegger''s ontological turn is primarily related to the disclosure of the ontological role of time. This paper is dedicated to the analysis of Heidegger''s «transcendental» consideration of Being as the condition of the possibility of the openness of Beingness to cognition. The author demonstrates on the base of the textual analysis (the analysis of the ecstatic temporality), that Heidegger''s question concerning the access to the Beingness remains within the bounds of the transcendental statement of question.

Текст научной работы на тему «Круг «Время - бытие-в-мире - понимание», или онтология подручного»

ФИЛОСОФИЯ

КРУГ «ВРЕМЯ — БЫТИЕ-В-МИРЕ — ПОНИМАНИЕ», ИЛИ ОНТОЛОГИЯ ПОДРУЧНОГО

Внутренний смысл и основная цель философии М. Хайдеггера — эксплицировать вопрос о бытии, найти доступ к самому бытию, освободив его от ложных понятийных истолкований, причем время, надлежащим образом переосмысленное при постановке вопроса о бытии, выступает предельным онтологическим основанием. Хайдеггеровский онтологический поворот связан в первую очередь с раскрытием онтологической роли времени.

Статья посвящена хайдеггеровскому «трансцендентальному» рассмотрению бытия как условия возможности открытости сущего всякому познанию. Автор на основе подробного текстологического анализа (анализа экстатической темпоральности) демонстрирует, что при обращении к проблеме доступа к сущему Хайдеггер остается в рамках трансцендентальной постановки вопроса.

Ключевые слова: феноменология, онтология, забота, Dasein, время, темпоральность, экстатическая темпоральность, экзистенция.

Артёменко Наталья Андреевна — кандидат философских наук, старший преподаватель, Институт философии, Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7/9; аг1етепко_па1аНа@уа1юо .сот

Литература

1. Хайдеггер М. Бытие и время / пер. В.В. Бибихина. М.: Ас! Ма^пет, 1997. 452 с.

2. Хайдеггер М. Основные проблемы феноменологии / пер. А. Г. Чернякова. СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 2001. 446 с.

3. Черняков А. Г. Онтология времени. Бытие и время в философии Аристотеля. Гуссерля и Хайдеггера. СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 2001. 460 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.