Научная статья на тему 'Кроссфит как направление совершенствования процесса физического воспитания в вузе'

Кроссфит как направление совершенствования процесса физического воспитания в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5962
990
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРОССФИТ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ТРЕНИРОВКА / ДОСТУПНОСТЬ / РАЗНООБРАЗИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / CROSSFIT / PHYSICAL CULTURE / EDUCATIONAL PROCESS / TRAINING / ACCESSIBILITY / DIVERSITY / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зиннатнуров Айдар Замильевич, Панов Илья Игоревич

В статье представлен материал по применению системы кроссфита на уроках физической культуры. В процессе занятий со студентами варьируется вес, нагрузка, интенсивность, но суть программы остается без изменений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зиннатнуров Айдар Замильевич, Панов Илья Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CROSSFIT-DIRECTION AS IMPROVEMENT OF PHYSICAL EDUCATION IN HIGH SCHOOL

The article presents data on the use of CrossFit at physical training lessons. During the course the students varies weight, load, intensity, but the essence of the program remains unchanged.

Текст научной работы на тему «Кроссфит как направление совершенствования процесса физического воспитания в вузе»

КРОССФИТ КАК НАПРАВЛЕНИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ВУЗЕ

А.З. Зиннатнуров, И.И. Панов

В статье представлен материал по применению системы кроссфита на уроках физической культуры. В процессе занятий со студентами варьируется вес, нагрузка, интенсивность, но суть программы остается без изменений.

Ключевые слова: кроссфит, физическая культура, образовательный процесс, тренировка, доступность, разнообразие, эффективность.

На сегодняшний день современная система высшего образования переживает сложный процесс реформирования. Это проявляется в серьёзных изменениях в области содержания педагогического процесса, оптимизации организационно-управленческих структур, постоянном поиске наиболее эффективных форм и методов организации учебной и методической работы, соответствующих современным требованиям к профессиональному уровню специалиста в области высшего образования

[3].

В исследованиях ряда авторов делается акцент на то, что образовательная часть задачи процесса физического воспитания предполагает совершенствование двигательных качеств в избранном виде деятельности (виде спорта, комплексе каких-то двигательных действий, упражнений). Оздоровительная задача направлена на сохранение и укрепление при этом здоровья. Воспитательная задача способствует формированию нравственных убеждений и правил поведения. В целом же, данные задачи указывают на подготовку человека к жизни.

Сейчас, когда подрастающее поколение до весьма зрелого возраста освобождено от обязательного участия в общественно-полезном труде, своевременность постановки и злободневность этой задачи не вызывает сомнений, как, пожалуй, не стоит сомневаться и в том, что решение её будет зависеть от массовости и качества физкультурного и спортивного движения.

Применение кроссфита на занятиях по физической культуре способствует комплексному развитию физических и психических качеств (Атилов А.А., 2003; Аминов Р.Х., 2005). Исследования ряда авторов [2, С. 4-5] показывают, что кроссфит как вид спорта имеет свои характерные особенности:

- разносторонний характер воздействия на организм и на развитие специальных профессионально-важных качеств. Чередование движений и действий, часто изменяющиеся по интенсивности, разносторонности и продолжительности двигательная деятельность оказывает общее комплексное воздействие на организм занимающихся, способствует

развитию и совершенствованию у студентов основных физических качеств;

- внезапность изменения условий проведения приемов, быстрая смена обстановки, постоянно изменяющиеся условия заставляют занимающихся мгновенно оценивать ситуацию, действовать находчиво, быстро, инициативно, проявлять самостоятельность в действиях;

- высокая эмоциональность занимающихся и высокая активность выполнения движений поддерживается на фоне эмоционального напряжения (в этих условиях высокую оценку получают те занимающиеся, которые проявляют сдержанность, не теряют контроль за своими действиями);

- соревновательный характер, стремление превзойти соперника в быстроте и точности действий, в технической и тактической изобретательности приучает занимающихся мобилизовать свои возможности для действий с максимальным напряжением сил и преодолевать трудности.

Поиск рациональных подходов физического воспитания и оздоровления студентов с применением кроссфита на занятиях по физической культуре является, на наш взгляд, одним из путей оптимизации учебного процесса по ФВ, кроссфит:

- требует и способствует всесторонней подготовке занимающихся;

- средство развития интеллектуальных способностей;

- воспитывает, «ставит» волевые качества, формирует нравственные привычки и поведение.

- доступен прикладными знаниями, умениями и навыками, необходимыми человеку в жизни;

- доступен любому, он не накладывает каких-либо ограничений на данные, свойства, способности, качества и т. п.

Кроссфит представляет собой набор высокоинтенсивных упражнений выполняемых друг за другом сетами с максимальной отдачей. Упражнения не станут для вас новинкой, так как практически все они взяты из других видов спорта - тяжелая и легкая атлетика, бег, фитнес.

Основной целью кроссфита является развитие функциональных качеств человека, то есть сила, скорость, выносливость, резкость, координация и другие и достигается это за счет изматывающих серий упражнений. Приведем пример такой серии: приседания со штангой на плечах 10 раз + 10 махов гири + 15 Ьигрее (кроссфит упражнение, объединяющее в себе комплекс - отжимания с выпрыгиванием и хлопком над головой) + бег с максимальным ускорением. Поверьте, после такого сета вам больше не придет в голову мысль о том, что в кроссфите нет ничего сложного.

В зависимости от вашей цели, будь то похудение, улучшение выносливости или силы или набор мышечной массы, кроссфит делится на несколько видов:

• тренировка на выносливость;

• тренировка на силу;

• кардиотренировка.

Но, в основном все эти тренировки являются частями одного комплекса и выполняются раздельно в течение недели. Тренировки кроссфита очень короткие в сравнении с другими видами спорта, но это по причине того, что они невероятно интенсивны и из-за этого гораздо быстрее создают для мышц состояние стресса. Еще одной особенностью кроссфита является то, что этот вид спорта очень универсален, у него нет четкой специализации и он подойдет вам в любой из поставленных целей.

На заметку девушкам, кроссфит предполагает работу с гирями и другим железом, но не стоит думать, что как только вы возьмете гирю в руку, у вас сразу же вырастет мужской некрасивый бицепс. К сожалению, для мужчин и к счастью для вас, для этого нужно слишком много усилий, так что не стоит бояться.

Таким образом, подводя итог можно сказать, что кроссфит - это:

1. Просто - для большинства упражнений вам не понадобится определенный инвентарь, достаточно лишь стадиона и турника с брусьями.

2. Универсально - выбирая из огромного множества целей, которые вы можете себе поставить, будь-то сжигание жира, набор мышечной массы, улучшение силы, ловкости, выносливости, вы можете быть уверены, что кроссфит поможет вам в достижении любой из этих целей.

3. Интересно - количество упражнений в кроссфите действительно огромно и из-за этого вы можете постоянно разнообразить свои тренировки.

4. Эффективно - кроссфит действительно очень эффективный вид

спорта.

Не хочу приводить никаких исследований, просто попробуйте выполнить пару полноценных кроссфит-тренировок и послушайте свое тело. Я уверен, что оно само подскажет вам правильный ответ.

Вы никогда не замечали молодых людей, которые без остановки делают серию приседаний со штангой над головой, затем серию подтягиваний, упражнения на пресс и махи гирей, и все это, в таком темпе, будто у них внутри батарейка. Что уж тут говорить про интенсивность таких тренировок - все на максимуме. Судите сами - закончив махать гирей, спортсмен переходит к очень интенсивному бегу на определенную дистанцию, после которого он начинает новый цикл (которых может быть и 5). Закончив тренировку, он проверяет свой результат на запущенном ранее секундомере. Правда все это не обычно? Как говорится, а Вам слабо?

Можно с уверенностью сказать, что для нашей страны это новое направление в фитнесе, которое становится очень популярным. По своей сути CrossFit является системой общей физической подготовки, которая создана таким образом, чтоб вызвать максимально широкую адаптационную реакцию организма. Спортсмен получает равномерное и

полноценное физическое развитие (не стоит путать со школьным понятием физкультуры). Специфика кроссфита не имеет конкретной специализации, это некий «коктейль» из тяжелой атлетики, гимнастики, бега, гиревого спорта, упражнений с собственным противовесом. Все это вносит разнообразие и эффективность в тренировочный процесс.

Данным видом спорта может заниматься любой человек, заинтересованный не только в больших объемах мышц, или рельефной мускулатуре, а все те, кому ежедневно нужна отличная спортивная форма, сила и выносливость. Это направление фитнеса становится популярным среди молодежи.

А какую пользу приносят занятия кроссфитом тем, что просто отрывают молодёжь от пагубного влияния «улицы». Учебные занятия по программе кроссфита, отвлекают студентов от мысли и экспериментов с курением, употреблением спиртных напитков, наркотиков и т. п. На занятиях по физическому воспитанию преподаватель предлагает занимающимся множество упражнений для их оздоровления, где вместо бесцельного времяпрепровождения они будут заниматься по целевой программе самосовершенствования; где вместо подлости будут учить благородству, а вместо рассказов о так называемых «подвигах», они услышат рассказы о здоровом образе жизни и его формировании; увидят на примере элементы различных видов спорта, да и сами со временем смогут продемонстрировать свое искусство и умение.

Резюмируя вышесказанное, мы пришли к выводу, что в литературе отсутствует единый методический подход к совершенствованию учебного процесса по физическому воспитанию студентов. Что не позволяет дать ясный ответ на вопрос: как в пределах строго лимитированных затрат времени на учебные занятия по физическому воспитанию студентов получать от них больший эффект, который был бы выражен в повышении общего уровня работоспособности, крепком здоровье, разностороннем развитии и совершенствовании физических способностей.

Изучив научно-методическую литературу по данной теме, мы ещё раз убедились в том, что изменение структуры организации и содержания занятий по физической культуре имеет большое значение для формирования физических качеств учащихся высшей школы, укрепления и сохранения их здоровья и двигательной активности.

Список литературы

1. Атилов А.А. Современный бокс. Серия «Мастера боевых искусств». Ростов н/Д: Феникс, 2003.

2. Куценко Г.И., Новиков Ю.В. Книга о здоровом образе жизни. М.: Профиздат, 2003.

3. Профессиональная подготовка специалистов по физической культуре и спорту: монография / А.З. Зиннатнуров [и др.]. М.: Изд-во «ТиПФК», 2011. 79 с.

4. Столяров В.И. Фундаментальные теоретические основы современной системы комплексного физического воспитания. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2013. № 2. С. 2-7.

Зиннатнуров Айдар Замильевич, канд. пед. наук, доц., [email protected], Россия, Салават, Филиал Уфимского государственного нефтяного технического университета,

Панов Илья Игоревич, студент, zaz 77@rambler. ru, Россия, Салават, Филиал Уфимского государственного нефтяного технического университета

CROSSFIT-DIRECTION AS IMPROVEMENT OF PHYSICAL EDUCATION IN HIGH

SCHOOL

A.Z. Zinnatnurov, I.I. Panov

The article presents data on the use of CrossFit at physical training lessons. During the course the students varies weight, load, intensity, but the essence of the program remains unchanged.

Key words: CrossFit, physical culture, educational process, training, accessibility, diversity, efficiency.

Zinnatnurov Aidar Zamilevich, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, [email protected], Russia, Salavat, The branch of Ufa state oil technical University,

PanovIlyaIgorevich, student, [email protected], Russia, Salavat, The branch of Ufa state oil technical University

УДК 796.012:612

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ АКВААЭРОБИКОЙ НА КАРДИОРЕСПИРАТОРНУЮ СИСТЕМУ СТУДЕНТОК СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ

Н.А. Коростелёва, Н.В. Синёва

Физические упражнения являются важнейшим фактором при развитии адаптационных возможностей организма. Наиболее эффективные виды водных упражнений, способствующие достижению желаемого тренировочного эффекта это аквааэробика.

Ключевые слова: студенты специальной медицинской группы, тип реакции на физическую нагрузку, функциональные пробы.

Проблема здоровья населения является одной из важнейших проблем современности. Состояние здоровья нации вообще и индивидуума

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.