Научная статья на тему 'КРОСС-КУЛЬТУРНЫЕ КОММУНИКАЦИИ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРНОГО АРХЕТИПА'

КРОСС-КУЛЬТУРНЫЕ КОММУНИКАЦИИ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРНОГО АРХЕТИПА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
285
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / АРХЕТИПЫ / КУЛЬТУРНЫЕ АРХЕТИПЫ / КРОСС- КУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / МОДЕЛИ КОММУНИКАЦИЙ / КОММУНИКАТИВНЫЕ НОРМЫ / ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / CULTURE / ARCHETYPES / CULTURAL ARCHETYPES / CROSS-CULTURAL COMMUNICATION / COMMUNICATION MODELS / COMMUNICATION NORMS / BEHAVIORAL CULTURE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Лыткин В.В., Гегамян Ю.А.

В статье предпринята попытка осмыслить коммуникативные модели, стили и нормы в зависимости от культуры. Прослежена связь культуры и прошлого, которая представляет собой «негенетическую память», образующуюся при помощи традиций и предшествующего духовного опыта. Рассмотрена «работа» культурных архетипов, которая направленна на сохранение культурного генотипа, принадлежащего тому или иному народу. Найдены предпосылки, способствующие складыванию поведенческой культуры того или иного общества, формирование первых поведенческих правил. Также показана важность осознания принципов коммуникаций как в своём обществе, так и с представителями других культур. Ведь с расширением мировых деловых и культурных контактов участникам общения необходимо не только толерантное отношение к представителям других культур, но и знание их особенностей в общении и поведении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CROSS-CULTURAL COMMUNICATIONS AS A CULTURAL ARCHETYPE PHENOMENON

The article attempts to conceptualize communication models, styles and norms depending on the culture. The authors trace the connection between culture and the past, which is a "non- genetic memory" formed with the help of traditions and previous spiritual experience. The article considers the “work” of cultural archetypes, which is aimed at preserving the cultural genotype belonging to a particular people. The prerequisites are found that contribute to the formation of the behavioral culture of a society, the formation of the first behavioral rules. The article also shows the importance of understanding the principles of communication both within your own society and with representatives of other cultures. After all, with the expansion of global business and cultural contacts, communication participants need not only a tolerant attitude towards representatives of other cultures, but also knowledge of their features in communication and behavior.

Текст научной работы на тему «КРОСС-КУЛЬТУРНЫЕ КОММУНИКАЦИИ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРНОГО АРХЕТИПА»

В. В. Лыткин

Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского

Ю. А. Гегамян

Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского

КРОСС-КУЛЬТУРНЫЕ КОММУНИКАЦИИ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРНОГО АРХЕТИПА

В статье предпринята попытка осмыслить коммуникативные модели, стили и нормы в зависимости от культуры. Прослежена связь культуры и прошлого, которая представляет собой «негенетическую память», образующуюся при помощи традиций и предшествующего духовного опыта. Рассмотрена «работа» культурных архетипов, которая направленна на сохранение культурного генотипа, принадлежащего тому или иному народу. Найдены предпосылки, способствующие складыванию поведенческой культуры того или иного общества, формирование первых поведенческих правил. Также показана важность осознания принципов коммуникаций как в своём обществе, так и с представителями других культур. Ведь с расширением мировых деловых и культурных контактов участникам общения необходимо не только толерантное отношение к представителям других культур, но и знание их особенностей в общении и поведении.

Ключевые слова: культура, архетипы, культурные архетипы, кросс-культурная коммуникация, модели коммуникаций, коммуникативные нормы, поведенческая культура.

V. V. Lytkin

KSU named after K. E. Tsiolkovsky (Kaluga, Russia)

Y. A. Gegamyan

KSU named after K. E. Tsiolkovsky (Kaluga, Russia)

CROSS-CULTURAL COMMUNICATIONS AS A CULTURAL ARCHETYPE PHENOMENON

The article attempts to conceptualize communication models, styles and norms depending on the culture. The authors trace the connection between culture and the past, which is a "non-genetic memory" formed with the help of traditions and previous spiritual experience. The article considers the "work" of cultural archetypes, which is aime d at preserving the cultural genotype belonging to a particular people. The prerequisites are found that contribute to the formation of the behavioral culture of a society, the formation of the first behavioral rules. The article also shows the importance of understanding the principles of communication both within your own society and with representatives of other cultures. After all, with the expansion of global business and cultural contacts, communication participants need not only a tolerant attitude towards representatives of other cultures, but also knowledge of their features in communication and behavior.

Keywords: culture, archetypes, cultural archetypes, cross-cultural communication, communication models, communication norms, behavioral culture.

DOI 10.22405/2304-4772-2020-1 -4-85-94

Введение

Достаточно часто после общения с кем-либо мы говорим, что «... это культурный...» или «... это не культурный.» человек. Причем это определение возникает где-то на подсознательном уровне, никто из нас не вдается в тонкости, как именно мы это поняли, по каким признакам и моделям, параметрам и качествам. Обычно выражение культурный человек употребляется в значении воспитанный, интеллигентный. Само понятие «культура» созвучно для нас с такими явлениями, как «культура общения», «культурный человек», «культура быта», «культура поведения» [11, с. 70-73]. Предположительно, что внутри каждого из нас заложены формы, манеры поведения, правила учтивости и вежливости, принятые в том или ином обществе. Все эти определения можно отнести к дианоэтической добродетели (по Аристотелю), то есть той, которая возникает и развивается преимущественно путём обучения и опыта. А такие качества человека, как мужество, благоразумие, честность можно отнести к этическим добродетелям, которые слагаются путём привычек [1, с. 152-222]. И дианоэтическая, и этическая добродетель не даны нам от природы, так как качества данные природой невозможно изменить, а привычки могут меняться в зависимости от времени, общества и окружения в которое попадает индивид.

Весомое влияние на каждого человека оказывает культура, которая проявляется через нас в моменты общения, то есть коммуницирования. Существует несколько моделей коммуникаций [3, с. 83-90]

Типизация кросс-культурных моделей

Традиционная модель.

Смысл этой модели в том, что коммуникация-это отправка сообщений другим, путём его кодировки. Кодом в данном случае служит устная или письменная форма языка. Для того, чтобы получатель не только получил, но и расшифровал сообщение при отправке должны учитываться следующие принципы: 1) получатель должен разделять с отправителем один канал, 2) использовать с вами один и тот же код, 3) формат сообщения должен соответствовать выбранному каналу, 4) передача сообщения должна проходить без помех, к которым можно отнести шум при устной форме передачи или контекст, в случае письменной. Если какой-то из этих пунктов будет проигнорирован, то собеседники не достигнут взаимопонимания из-за того, что информация будет искажена уже на стадии её передачи. При отправке любого сообщения, отправитель ждёт обратной связи, то есть любой реакции слушающего на получаемую им информацию. Именно это и можно считать одним из важных инструментов коммуникации.

Нелинейная модель.

Ещё эту модель коммуникации можно назвать смысловой. К ней относят следующие модели: диалогическая, психологическая, философская и другие. В этих моделях акцентируется то, что распространение сообщений является

ритуальной функцией, благодаря чему происходит воссоздание ценностей и порядков, что необходимо для сохранения предыдущего опыта во времени.

Не менее важной частью нашего общения является невербальная коммуникация или, как по-другому её ещё называют - язык тела. При этой коммуникации обмен информацией между двумя индивидами происходит не через слова, а через позы тела, жесты, походку, мимику, тон голоса, прикосновения, одежда, причёска, смех и так далее. Такой способ восприятия информации достаточно прост для любого человека, так как долгое время наши предки общались по средствам жестов и мимики, а инструментом для коммуникаций у них служило собственное тело. Такое общение длилось достаточно долго, так как эти средства общения выполняли приспособительную функцию как в мире животных, так и в человеческом [4, с. 27-46] Видимо по этой причине при общении мы 55% внимания уделяем мимике и жестам, 38% тону голоса и только 7% содержанию (простая линейная модель Альберта Меграбяна) [9, с. 233-234]. В современном мире изучению невербальных коммуникаций уделяется много внимания, ведь благодаря умению считывать жесты возможно намного лучше понять собеседника. Но помимо владения навыками вербальных и невербальных коммуникаций для более комфортного общения необходимо иметь представления о коммуникативных нормах, которые играют немаловажную роль в жизни людей. С помощью этих норм мы можем определить принадлежность реципиента к одному с нами обществу.

Коммуникативные нормы уходят своими корнями ещё в дочеловеческую историю. Если проводить параллель между взаимодействием животных друг с другом и на человеческое общение, можно найти схожие аспекты. Лауреат Нобелевской премии, один из крупнейших специалистов в области этнологии К. Лоренц в своих работах рассмативал поведение животных, в которых прослеживались повторяющиеся ритуалы в поведении, отмечал схожесть в поведении и поступках людей, например, в отстаивании своей территории, личных границ, собственную власть и ресурсы, идентично тому как за счёт ритуалов происходит объединение индивидов в сообщество, которое является отличным от других похожих союзов [6, с. 12-22]. В таких союзах залогом комфортного сосуществования являются «хорошие» манеры, условиями которых мы стараемся следовать, и они становятся нашей второй натурой. «Их назначение состоит в торможении агрессии и в создании социального союза.» - пишет К. Лоренц [6, с. 42].

С момента осознания человеком своего места в мире, начала складываться «поведенческая культура», то есть совокупность всех явлений, выработанных человеком с давних времён в области этого поведения. Первобытным людям пришлось икать способы, с помощью которых они смогли бы выжить, с этого моменты постепенно начали формироваться первые поведенческие правила. Со временем эти правила изменялись и усложнялись тем самым став в основу поведения того или иного общества.

Обычно относясь к одному обществу, единому союзу, его участники начинают рассматривать себя с позиции «мы», а участники же другой отличающейся от них группы «они». Чтобы влиться в коллектив, получить уважение со стороны его участников следует копировать их поведение, в случае подражания поведению членов другой группы произойдёт отторжение индивида. Средствами для обособления одной общности от другой являются обряды, язык, ритуалы, одежда и другие элементы поведения. Принимая нормы и правила коллектива, индивид показывает свое уважение к традициям и членам группы, тем самым получая к себе расположение, если этого не происходит, то индивид оказывается в оппозиции с потенциальными союзниками. Именно поэтому нормы кросс-культурных коммуникаций иногда относят к части нравственной культуры, где главным содержанием можно считать нравственные ценности. Культуролог Ю. М Лотман трактует коммуникацию как перевод текста «с моего языка на твой язык»: «...акт коммуникации следует рассматривать не как простое перемещение некоторого сообщения, остающегося адекватным самому себе, из сознания адресанта в сознание адресата, а как перевод некоторого текста с языка моего „я" на язык твоего „ты"» [7, с. 653].

Культура и прошлое всегда идут бок о бок и обладают неразрывной связью между собой, тем самым создавая «негенетическую» коллективную память. В образующей основе этой памяти всегда стоят традиции, которые обеспечивают идентичность и связь, необходимую для сохранения духовного опыта предыдущих поколений. В этой коллективной памяти запечатлелись те образы, идеи и нормы поведения, которые деды бережно и практически неизменно передают своим внукам и правнукам. Поэтому культура, по мнению Ю. М Лотмана: «представляет собой, в первую очередь сложившееся число документов, а во вторую - это заимствованные у предыдущих поколений символы» [8, с. 103-123]. Именно такие архаические культурные прообразы или культурные традиции, которые дают представление не только о человеке, но и его месте в мире и обществе, где социального-культурным наследием являются культурные традиции, пришедшие к нам из глубины веков, отражающиеся через поколения и воспроизводящееся в определённых общественных и социальных группах. У каждой отдельной группы, класса, слоя общества существуют свои персональные традиции, отличающие эти общества друг от друга. В зависимости о того по какому пути идёт общество, можно понять какие традиции стоят в основе. Если общество развивается и изменяется, то фундаментом служат позитивные традиции, если же наоборот, общество словно замерло в своём развитии, значит традиции, лежащие в основе, являются негативными.

Культурный архетип и коммуникации

Достаточно длительное время культурную традицию рассматривали с позиции обычая, который является шаблонным способом поведения, идущим

через поколения сквозь многовековые пласты практически в неизменном виде так как, является их наследием. Существование этого пласта было выявлено швейцарским ученым К. Г. Юнгом (1875-1961) и названо: «архетипом культуры» [10, с. 4-11].

Культурные архетипы - это такие установки «коллективного бессознательного», место которых где-то в глубине сознания. Необходимо приложить огромные усилия, чтобы суметь изменить их. «Работа» культурных архетипов, как правило, направленна на то, чтобы сохранить тот культурный генотип, который принадлежит тому или иному народу. Основой социокультурных процессов является такой древний слой культуры и психики, который является схожим у всех людей и передача его возможна только от поколения к поколению через мифы, сказания, символы, обряды, то есть там, где прослеживается невидимая связь между человеком и природой.

Наиболее часто культурные архетипы проявляются в повседневной жизни, оказавшись в ситуации, которая соответствует определённому архетипу, у индивида вырабатывается принудительность схожая по силе с инстинктом, который протаптывает себе путь несмотря ни на что. На основе этого можно сделать вывод, что культурные архетипы имеют неосознанный характер и возникают в соответствии с какой-то ситуацией.

Архетип (от др.-греч. - «первообраз»), понятие, которое было введено К. Г. Юнгом для обозначения «формальных образов поведения или символических образов, универсальных символов и мотивов, которые существуют в коллективном бессознательном» [12, с. 29-51]. Эти образы, являются структурной единицей коллективного бессознательного, они присущи всему человеческому роду, врожденны у каждого человека и передаются из поколения в поколение в сюжетах мифов и сказок разных народов, являясь отражением опыта предыдущих поколений [2, с. 84-87]. Эти образы собирались в коллективное бессознательное с первых дней человечества и в них «складируется» культурное поведение. Добраться до сознания человека архетипы могут только, обретя форму символа, по этой причине им дали определение - бессознательные образы. В создании этих образов участвуют природные, исторические и политические составляющие.

Культурный архетип - это первообраз, задающий структуру личности, накапливающий и хранящий культурное поведение. Достаточно весомые коррективы в понимание таких феноменов как культура и личность, с позиции бессознательного, внес психоанализ, который разработал З. Фрейд и продолжил К. Юнг. Фрейд разделил человеческую психику на две части: «сознательное» и «бессознательное» и доказывал, что комплексы символов и инстинктов находится в отделе «бессознательное» [2, с. 81-84]. Эти идеи Фрейда были взяты на рассмотрение многими школами, но дальше всех в своих исследованиях «коллективного бессознательного» продвинулся К. Юнг. По его мнению, «коллективное бессознательное» - это симбиоз животных инстинктов и давних манер осознания и переживания мира, что характерно для людей, относящихся к одной социальной группе или одному обществу. В зависимости

от того как человеческий мозг воспринимает и анализирует какое-то явление и является определяющим фактором, влияющим на разницу мировоззрений различных культур, этим факторам К. Юнг дал определение «архетипы». Если сознание отвечает за то, что дает направление нашей воле, то архетип занимается тем, что дает ориентир нашим инстинктам, но в то же время достичь сознания тот может только в форме символа. Находясь в ситуации внутреннего разногласия или под влиянием неодолимых жизненных преград в сознании человека наступает пробуждение творческой активности, которую задают архетипы.

Юнг даёт несколько разных объяснений архетипам, но между ними существуют общие черты: [10, с. 4-11].

первое - это то, что в результате бессознательной деятельности, архетипы, принимая форму символов, то есть глубинных первообразов, возникают где-то на «поверхности» сознания;

второе - это то, что архетипы могут обнаружиться частично через проекцию на внешние объекты и тем самым становятся недосягаемы для наблюдения;

третье - это то, что архетипы затруднительны для понимания и их сложно верно изобразить в языке, они существенно конфронтируют с сознанием так как воспринимаются интуитивно.

Если рассматривать связь индивидуального бессознательного и коллективного, то следует принимать во внимание не только принципы «повторения» или «адаптации-социализации», но и принцип компенсации.

Каждый союз, каждая группащ - щодна большая социальная общность, где в процессе исторического развития органического мира в целом или отдельных его групп появляются такие свойства, которыми представители данной группы не обладают. Благодаря этим свойствам, возможно убрать «недостатки» и «шероховатости» индивидуального бессознательного на уровне коллективного.

Помимо того, что в процессе жизни человек подвергается изменениям, также не стоит забывать о том, что изначально все индивиды отличаются друг от друга, нет ни одного полностью идентичного, даже, если это представители одной группы или семьи. Иногда для того, чтобы понять и объяснить поступок индивида, следует изучить его культурный архетип, ведь именно там располагается «информация, обладающую социально-управляющей ценностью».

Для изучения культурных архетипов пользуются следующими способами: функционально их рассматривают с позиции первичных, архаичных форм при которых происходит процесс адаптации индивида к реальности, в окружении которой он находится, поэтому для их изучения необходимо воспроизвести факторы, оказавшие влияние на формирование этой реальности (политические, социальные, религиозны, культурные и т.п).

По причине того, что культурные архетипы имеют символическую природу, их находят в области смысловых и ценностных ориентаций, что дает

возможность понимать их через «постижение» символической области. Они являются основным фактором при формировании реакций на какие-либо ситуации, подсказываю способы и модель поведения при разрешении конфликтов, определяют специфику мировоззрения.

Культурные архетипы не только оказывают воздействие на онтогенез, но и закладывают фундамент для будущего культуры, где на её долговечность влияет независимость, единение и подлинность архетипов.

Если по какой-то причине происходит уничтожение культурного архетипа, попытка замещения его элементом чужой культуры, то культурная система теряет свою целостность, способность к самовоспроизведению, самовыражению и самосохранению.

Универсальные культурные и этнические культурные архетипы (этнокультурные) - это фундамент для создания константных моделей культурной и духовной жизни. Действие универсальных архетипов всегда неожиданно для индивида, в отличие от этнических, которые константны духовности нации, в них выражаются и фиксируются фундаментальные свойства общности как культурной целостности.

В каждой национальной культуре существуют свои ключевые архетипы, которые и служат основой для формирования взглядов, склада характера художественного творчества и исторической судьбы народа. Там происходит концентрация не только национального опыта прошлого, но и мечты будущего. При отсутствии этих архетипов не произойдёт сохранения уникальности и целостности национальной культуры.

По мнению доктора философских наук И. А. Есаулова: «под архетипами понимается не коллективное бессознательное, а «культурное бессознательное: сформированный той или иной духовной традицией тип мышления, порождающий целый шлейф культурных последствий, вплоть до тех или иных стереотипов поведения»» [10, с. 41]. Таким образом, под культурным архетипом понимается, неосознаваемая человеком, неподдающиеся изменению глубинные установки, которые актуализируются в новых исторических ситуациях и определяют представления о человеке, его месте в мире, нравственные идеалы и ценностные установки.

На сегодняшний день идёт тенденция к необходимости изучения этнической культуры, так как происходит увеличение межкультурных контактов у каждого из нас, ведь на территории одной страны, одного города и даже улицы проживают представители разных национальностей и разных этнических групп, люди стали более мобильны и могут свободно перемещаться по миру, попадая в непривычную для себя культурную среду. В случае незнания норм поведения, общения, веры исповедания, а иногда и неприемлемый внешний вид могут привести к возникновению трудностей в межкультурной коммуникации. Национальная специфика может находиться как в системе моральных установок, так и в методах их реализации. Так, например, знание существующих в каждой стране правил гостеприимства не приведёт к ситуации, в которой пострадает авторитет как гостя, так и хозяина.

Ведь, если в гости к представителям кавказских народов, приедет делегация из азиатских стран, не знание особенностей кавказского хлебосольства, где тарелка гостя всегда должна быть полной, и не владение нормами застольной культуры азиатских народов, где всё, что находится в тарелке, должно быть съедено может привести к проблемам со здоровьем у приехавшей делегации, а, следовательно, оставит неприятный осадок от посещения этой страны. Облегчить процесс налаживания межкультурных коммуникаций может помочь умение считывать стандарты поведения путём наблюдения за представителем другого этноса. Но иногда неправильная расшифровка традиционных действий, так же может стать причиной сложностей в налаживании межкультурного общения. Основным правилом во время общения представителей разных культур и национальностей является взаимоуважение с одной и другой стороны.

Заключение

С увеличением перспектив мировых и культурных коммуникаций от взаимодействующих участников помимо либерального отношения к моделям поведения принятым в культурах других стран, ожидается и, хотя бы поверхностное понимание и уважение особенностей и традиций стран, с представителями, которых приходится взаимодействовать. Следует с почтением относиться к культурным и этническим ценностям, где под культурными понимается: мемориальные, нравственные, идеологические, художественные, религиозные и другие, то есть ценности, обуславливающие необходимое поведение и образ жизни индивида в системе культуры данного этноса, а этнические те, к которым относятся определённые черты национального характера, принятые нормы жизнедеятельности, тонкости национального этикета и традиции быта, религиозные особенности и т. д, то есть такие самобытные ценности, которые подчёркивают культурную и историческую индивидуальность.

По мнению некоторых авторов, феномен кросс-культурных коммуникаций объясняется пристальным и устойчивым интересом человека к осознанию своего места в мире, к включению себя в единую систему взаимовлияния и взаимодействия человека, Земли и космоса, и других людей в социокультурных контекстах [4, с. 12]. Достижение желаемых результатов от общения, как в деловой жизни, так и в повседневной будет невозможно без знаний культурных норм. С помощью этого инструмента идёт урегулирование стандартов культурной деятельности и поведения индивидов, что невозможно без обдуманного и добровольного принятия каждым участником. Эти нормы не являются ограничительным инструментом, они направленны на то, чтобы отрегулировать активность людей во сновных культурных сферах.

В социуме возрастает заинтересованность людей к этикетным нормам взаимодействия, особенно востребовано знание этих норм становится в сфере деловых коммуникаций, ведь во многом положительный исход переговоров

может зависеть от способности правильно коммуницировать. Умение корректно общаться, красиво говорить, проявлять уважение к любому человеку, находить выход из сложных ситуаций. Эти знания, доведённые до привычки, дают нам свободу в выборе линии своего поведения, а не ставят в тиски, как иногда это воспринимается.

Литература

1. Аристотель. Этика. Эстетика. Поэтика. Минск: Харвест, 2011.

1280 с.

2. Грушевицкая Т. Г., Садохина А. П. Культурология: учеб. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юнити-Дана, 2013. 687 с.

3. Дюметц Ж., Сосновская А. М. Кросс-культурная коммуникация // Управленческое консультирование. 2013. № 8. С. 83-90.

4. Дарвин Ч. Сочинения. В 12 т. Т. 5: Происхождение человека и половой отбор. Выражение эмоций у человека и животных / под ред. Е. П. Павловского. М. ; Л.: Изд-во АН СССР, 1953. 366 с.

5. Лыткин В. В. Космические альтернативы человечества: социальнофилософские, антропологические и религиозные проблемы русского космизма : моногр. СПб.: Книжный дом, 2012. 208 с.

6. Лоренц К. Агрессия. М.: Прогресс, 1994. 130 с.

7. Лотман Ю. М. Об искусстве. СПб.: Искусство, 1998. 702 с.

8. Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века). СПб.: Искусство, 1996. С. 103-123.

9. Меграбян А. Психодиагностика невербального поведения. СПб.: Речь, 2001. 256 с.

10. Монина Н. П. Русский культурный архетип: факторы формирования и философские доминанты: учебное пособие. Омск: Изд-во Омск. гос. ун-та, 2011. 196 с.

11. Степанова Н. А., Степанов А. А. Этикет как социокультурное явление // Образование и воспитание. 2018. № 5. С. 70-73.

12. Юнг К. Г. Структура психики и архетипы. М.: Академ. проект, 2015. 328 с.

References

1. Aristotle Etika. Estetika. Poetika. [Ethics. Aesthetics. Poetics]. Minsk: Harvest Publ. 2011. 1280p. [In Russian]

2. Grushevitskaya T. G., Sadokhin A. P. Kul'turologiya: ucheb. 3-ye izd., pererab. i dop. [Culturology. 3rd ed., reprint and additional]. Moscow: Unity-Dana Publ., 2013. 687p. [In Russian]

3. Dumets Zh., Sosnovskaya A. M. 2013. Kross-kul'turnaya kommunikatsiya [Cross-cultural communication]. Upravlencheskoye

konsul'tirovaniye [The scientific and practical reviewed journal "Administrative Consulting"]. Issue 8. Pp. 83-90 [In Russian]

4. Darwin C. Sochineniya. V 12 tomakh. Tom 5: Proiskhozhdeniye cheloveka i polovoy otbor. Vyrazheniye emotsiy u cheloveka i zhivotnykh [Works. In 12 volumes. Vol. 5: The origin of man and sexual selection. Expression of emotions in humans and animals]. Ed. by E. P. Pavlovsky. Moscow; Leningrad: Izdatel'stvo AN SSSR Publ., 1953. 366 p. [In Russian]

5. Lytkin V. V. Kosmicheskiye al'ternativy chelovechestva: sotsial'nofilosofskiye, antropologicheskiye i religioznyye problemy russkogo kosmizma: [Cosmic alternatives of mankind: social-philosophical, anthropological and religious problems of Russian cosmism]: monograph. St. Petersburg: Knizhnyy dom Publ., 2012. 208 p. [In Russian]

6. Lorenz K. Agressiya [Aggression]. Moscow: Progress Publ., 1994. 130p.

7. Lotman Yu. M. Ob iskusstve [About art]. St. Petersburg: Iskusstvo Publ., 1998. 702p. [In Russian]

8. Lotman Yu. M. Besedy o russkoy kul'ture: Byt i traditsii russkogo dvoryanstva (XVIII - nachalo XIX veka) [Conversations about Russian culture: Life and traditions of the Russian nobility (18 - early 19 century)]. St. Petersburg: Iskusstvo Publ., 1996. Pp. 103-123. [In Russian]

9. Mehrabian A. Psikhodiagnostika neverbal'nogo povedeniya [Psychodiagnostics of nonverbal behavior]. St. Petersburg: Rech' Publ., 2001. 256 p. [In Russian]

10. Monina N. P. Russkiy kul'turnyy arkhetip: faktory formirovaniya i filosofskiye dominanty: uchebnoye posobiye [Russian cultural archetype: factors of formation and philosophical dominants: textbook]. Omsk: Izdatel'stvo Omskogo gosudastvennogo universiteta Publ., 2011. 196 p. [In Russian]

11. Stepanova N. A., Stepanov A. A. Etiket kak sotsiokul'turnoye yavleniye [Etiquette as a socio-cultural phenomenon]. Obrazovaniye i vospitaniye. Issue 5. 2018. Pp.70-73. [In Russian]

12. Jung C. G. Struktura psikhiki i arkhetipy [The Structure of the Psyche and archetypes]. Moscow: Akademicheskiy proyekt Publ., 2015. 328p. [In Russian]

Статья поступила в редакцию 15.11.2020 Статья допущена к публикации 14.12.2020

The article was received by the editorial staff 15.11.2020 The article is approved for publication 14.12.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.