Научная статья на тему 'Кризисы развития: по результатам контент-анализа шестидесяти возрастных периодизаций'

Кризисы развития: по результатам контент-анализа шестидесяти возрастных периодизаций Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
415
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЗРАСТНЫЕ ПЕРИОДИЗАЦИИ / AGE PERIODIZATION / КОНТЕНТ-АНАЛИЗ / CONTENT-ANALYSIS / КРИЗИСЫ РАЗВИТИЯ / DEVELOPMENT CRISES / ЛИНИИ РАЗВИТИЯ / LINES OF DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Краснова Оксана Викторовна, Краснов Андрей Андреевич

Возрастные периодизации могут служить теоретическим содержательным материалом, связывающим объяснительные концепции с эмпирикой как отражение накопленного поколениями ученых опыта наблюдений и осмысления процессов развития личности, психики, когнитивных процессов и др. Авторами проведен модифицированный контент-анализ шестидесяти возрастных периодизаций с целью получения интегральной картины хронологии, содержания и направления изменений, происходящих в критические моменты развития личности от рождения до старости. Показана стратегия анализа, приведены гипотезы по первичным результатам и итоговые выводы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT CRISESYS: A RESULT OF CONTENT ANALYSIS OF SIXTY AGE PERIODIZATIONS

The age periodizations can serve as a meaningful theoretical material that binds the explanatory concept with empiricism as a reflection of the accumulated experience of generations of scientists in observing and understanding of the process of personal, mental, cognitive development, etc. A modified content-analysis of sixty age periodizations was held in order to obtain an integrated picture of the changes taking place in the critical moments of personal development from birth to old age. The strategy of the analysis is shown, the hypothesis on the primary results and final conclusions.

Текст научной работы на тему «Кризисы развития: по результатам контент-анализа шестидесяти возрастных периодизаций»

УДК 159.922.736, 159.9.075

КРИЗИСЫ РАЗВИТИЯ: ПО РЕЗУЛЬТАТАМ КОНТЕНТ-АНАЛИЗА ШЕСТИДЕСЯТИ ВОЗРАСТНЫХ ПЕРИОДИЗАЦИЙ

О. В. Краснова, А. А. Краснов

DEVELOPMENT CRISESYS: A RESULT OF CONTENT ANALYSIS OF SIXTY AGE PERIODIZATIONS

O. V. Krasnova, A. A. Krasnov

Аннотация. Возрастные периодизации могут служить теоретическим содержательным материалом, связывающим объяснительные концепции с эмпирикой как отражение накопленного поколениями ученых опыта наблюдений и осмысления процессов развития личности, психики, когнитивных процессов и др. Авторами проведен модифицированный контент-анализ шестидесяти возрастных периодизаций с целью получения интегральной картины хронологии, содержания и направления изменений, происходящих в критические моменты развития личности от рождения до старости. Показана стратегия анализа, приведены гипотезы по первичным результатам и итоговые выводы.

Ключевые слова: возрастные периодизации, контент-анализ, кризисы развития, линии развития.

Abstract. The age periodizations can serve as a meaningful theoretical material that binds the explanatory concept with empiricism as a reflection of the accumulated experience of generations of scientists in observing and understanding of the process of personal, mental, cognitive development, etc. A modified content-analysis of sixty age periodizations was held in order to obtain an integrated picture of the changes taking place in the critical moments of personal development from birth to old age. The strategy of the analysis is shown, the hypothesis on the primary results and final conclusions.

Key words: age periodization, content-analysis, development crises, the lines of development.

Аргумент о постепенном изменении, которое исследуется только путем наблюдения за небольшими интервалами, мало что говорит о существовании детства, юности и о взрослении. Здесь происходит то же, что и при переходе от дня к ночи. Если следить за ним с минуты на минуту, то нельзя сказать: «Теперь закончился день, наступила ночь».

Б. Ливехуд

В научных исследованиях и в практической деятельности мы, как правило, опираемся на несколько наиболее известных периодизаций развития. Исследователи указывают на устаревание многих из периодизаций - особенно построенных «натурально» (а не теоретически). Несмотря на это, периодизации развития, безусловно, являются теоретическим содержательным материалом, связывающим объяснительные концепции с эмпирикой - как отражение накопленного поколениями ученых опыта наблюдений и осмысления процессов развития.

Мы подвергли своеобразному контент-анализу шестьдесят известных нам периодизаций развития.

Стратегия проведения анализа была следующей:

1. Простым прямым подсчетом установить число упоминаний различных возрастов как критических, как границ периодов - метод контент-анализа предполагает изучение содержания с применением подсчета количества (упоминаний темы, проблемы, идеи) в целом, либо негативных или позитивных и пр. Тем самым установить, какие возрасты, согласно большинству мнений, являются критическими, определить их количество и хронологию (рис. 1).

2. Собрать наиболее характерные черты каждого критического возраста - некую синтезированную из различных точек зрения картину, изучить ее, на этой основе сформулировать промежуточные выводы или гипотезы (содержание периодизаций скорее дополняет или дублирует друг друга, чем развенчивает, поэтому здесь вести подсчет количества и долей разных «тем», как это принято традиционно в контент-анализе, нецелесообразно).

3. Выделить несколько ведущих содержательных линий в развитии по содержанию периодизаций (причем в фокусе нашего интереса в данной работе - именно критические моменты) как эмпирически зафиксированные или теоретически предполагаемые наиболее показательные качественные сдвиги в развитии личности разных сфер ее жизнедеятельности (табл. 1). Содержание периодов здесь не обсуждаем, в данном случае нам интересно только их содержательное отличие - особенно смежных.

4. Сформулировать выводы по результатам.

Отобразим полученный результат на диаграмме (рис. 1).

Рис. 1. Границы возрастов в разных периодизациях: количество упоминаний каждого значения

На диаграмме видно, какие границы явно выделяются своим преобладанием (включением их во многие периодизации).

Анализ содержания критических переходных возрастов позволяет выдвинуть гипотезу о том, что границы, кратные десяти и пяти, авторы перио-

дизаций в некоторых случаях брали скорее в связи с распространенной десятичной системой, а не на основе точной качественной дифференциации возрастных периодов: их содержание (это хорошо видно по моментам 40, 50, 70-ти лет) в целом является продолжением ранее начавшихся периодов, а «поумнение» и нахождение новых смыслов именно к круглым датам, по нашим наблюдениям, - скорее ожидание, самовнушение, декларация, чем реальность. Мы предполагаем, что качественных структурных переломов в эти периоды не происходит, но из обзора их, конечно, не выбрасываем. Сводная итоговая таблица-синтез, которую можно будет сделать по результатам обзора периодизаций, как мы предполагаем, проиллюстрирует этот замеченный нами факт.

Попытаемся перечислить, какие явления (перемены) констатируют в наиболее часто (во многих периодизациях) называемых возрастных границах и их окрестностях (плюс-минус два-три года). Для анализа значимы качественные различия, темы; количество авторов-сторонников не имеет значения, поскольку, как видно из содержания периодизаций, они не противоречат, а, скорее, дополняют друг друга. Авторов каждого отдельного тезиса здесь указывать не будем. Выделим курсивом то, что нам видится наиболее значимым, а после попытаемся сформировать таблицу с основными содержательными линиями развития: когнитивной, социальной, рефлексивной, дея-тельностной, эмоционально-смысловой и, возможно, другими.

• 0 - рождение - здесь разночтений нет, начало периода «физического» развития, «животной» стадии развития, стадии «обезьяны», оральной стадии развития сексуальности, максимальный темп развития, упражнения рефлексов, первичные (направленные на тело самого младенца) и вторичные (стереотипные манипуляции с объектами) круговые реакции, «16 миллиардов клеток мозга только и ждут духовного питания, чтобы исполнить основную программу развития ребенка, духовные структуры образуются с помощью способностей и окружения» (М. Монтессори).

• 1 - 1-2 - окончание младенчества, оральной стадии, «животной» стадии, снижение темпа развития с высокого на средний, преобладание интереса к внешней стороне вещей, доминирование развития восприятия и речи, начало практического интеллекта, третичных круговых реакций (с повторениями и вариациями от цикла к циклу), с 18 месяцев до 2 лет - начало интериоризации схем действий.

• 3 - окончание имитационной стадии, стадии адаптации, снижение темпа развития до низкого, самоконтроль как результат анальной стадии, освоение-принятие роли одного Другого (Дж. Мид), кризис трех лет, начало дошкольного возраста, начало периода низкого темпа развития, развитие общих умственных интересов, с двух лет - осознание «Я», «Я» - тот, кто умеет говорить «нет», начало периода персоналистского противопоставления себя, завоевания самостоятельности.

• До 7-10 лет - «весна», становление, начало школьного возраста, «поле внимание - один процесс», с 9-ти - «много процессов» (Я. Фельдман), «чистое подражание закончилось, но привычки и ритмы формируются извне под руководством взрослых» (Р. Штайнер), начало стадии интеграции при продолжении доминирования адаптации; с 5 лет - принятие ролей мно-

гих Других (Дж. Мид), идентификация со взрослым своего пола (З. Фрейд), начало периода бесконфликтных продуктивных контактов со взрослыми, расширение социальных контактов со сверстниками, начало стадии конкретных операций (Ж. Пиаже), постижение различия между «Я-хороший» и «Я-плохой»; с 6 лет - способность находить рациональные решения проблем и эффективно справляться с требованиями реальности; с 8 лет - начало «пастушеской» стадии, цивилизованной эры в жизни человека, с этого момента ребенка можно систематически обучать (базу для обучения подготавливает созревание организма), стадии анализа, начало индивидуальных особенностей и склонностей, развитие связано с формированием специальных интересов, открытием для себя нового места в пространстве человеческих отношений.

• 12 - 12-15 лет - конец детства либо отрочества (отрочество - переход от детства к юности), конец периода «сна разума», «время кризисов и срывов», пубертатный возраст, период активного умственного развития, начало юности, периода «бурь и страстей», включение механизмов психологической защиты, интимно-личностного общения как ведущей деятельности, интерес к деньгам и точным наукам, предварительное самоопределение, стадия рассудочного синтеза, переход от стадии конкретных операций к стадии формальных операций, переход от доморального уровня нравственного развития (наказание и награды - ориентиры) к конвенциональной (одобрение и авторитет) и автономной морали (совесть, обязательства перед обществом, общечеловеческие принципы), начало периода «бури и натиска», соответствующих времени романтизма; с 14 лет - верхний сознательный слой, бодрствующее сознание, опирающееся в дальнейшем на социальную стадию развития, доминирование индивидуализации (в социуме) и начало интеграции в обществе; в 15 лет - учебно-профессиональная деятельность выходит на первый план, происходит становление субъектности и осознание себя субъектом, потребность в отчуждении от всех тех, кто привычно, из года в год оказывал на него влияние; с 16 лет - начало принятия родителей как несовершенных и подверженных ошибкам, а не как всемогущей контролирующей силы, доминирование роли социума.

• 18 лет - юный взрослый, способность сделать выбор, «созревшая индивидуальность со сложившимся собственным пониманием вещей и людей», граница молодости/брака, начало возмужалости в более древних периодизациях, юности/молодости в современных; в 15 лет - переход от «плоского» с многомерному вниманию (от «одна карта» к «много карт»); с 16 лет -максимальный рост и влияние сексуального влечения на психическую жизнь, обучение абстрактной профессии, предварительное самоопределение, осуществление «Я» - «социальные творения», переход от ступени персонализа-ции к ступени индивидуализации, уход из родительского дома, кризис отрывания от родительских корней; с 17 лет - вхождение во взрослость мужчины, уточнение жизненных планов и начало их осуществления, осознание себя как взрослого человека, поиски себя, специализация и приобретение мастерства.

• 28 лет - «кризис матерости», начало возраста «выполнения общественных обязанностей», начало зрелости, первая ее часть - переход к средней взрослости, к «золотому» возрасту, «совершенный человек», социально-производственная деятельность, консервативные рекомпозиции существующих структур и функций, зрелость - собственная семья, призвание, поста-

новка конкретных жизненных целей и самореализация, окончание либо, напротив, переход к периоду «бури и натиска»; 31-33 года - середина центрального периода взрослости, переход от персонализации к персонификации как персонализации с противоположным знаком («я не как все, а единственный и уникальный»), прежние представления о жизни оказываются не совсем верными, иногда строительство жизни заново, переход от переосмысления, недовольства к «корням и расширению», к анализу своих истоков и принятию частей своего Я, которые раньше игнорировались; с 30 до 40 лет - время расплаты с обществом - выдачи ему полезного продукта, иначе оно перенесет свои ожидания на представителей более молодого поколения, перелом с завоевания жизненного базиса на подтверждение и сличение найденных основ жизни; с 35 лет - полное включение во взрослый мир; 32-33 года - человек созревает как деятель, способный осуществить замыслы предыдущего периода; в 30 лет - резкий скачок удовлетворенности смыслом жизни, начало периода интенсивного самоутверждения, реализации своих жизненных целей и планов, «первых серьезных успехов», рост удовлетворенности смыслом жизни, интенсивная самореализация в профессиональной сфере; 35 лет - самодостаточность.

• 40 лет - кризис середины жизни, экзистенциальный, начало возраста «познания заблуждений» (Древнекитайская периодизация), «кризис узнавания границы» (Р. Гвардини), расцвет сил, но и открытие убывания жизненных сил, прощание с молодостью, расставание с иллюзиями, начало ступени универсализации, вторая половая зрелость, поиск новых целей и перестройки жизни, переориентация в профессиональных целях, депрессия, вторая вершина деятельности, «когда свежесть еще не потеряна и уже достаточно высока зрелость» (Н. Перна); с 43-44 лет - деятельность продолжается без заметного ущерба в силу приобретенного опыта, «спелость», самореализация.

• 50 лет - «последний период творческой жизни» (Древнекитайская периодизация), «отрезвленный человек» (Р. Гвардини), начало поздней зрелости, возраст душевного кризиса, кризис завершения, вопросы о ценности сделанного, борьба с собственным закатом, новый творческий подъем, фаза созревания и мудрости, которая уже не делится на стадии, резкое повышение удовлетворенности в связи «с приходом особой мудрости» - с благодарностью принимать то, что есть, и не требовать невозможного.

• 60, 63, 65 лет - начало угасания, пожилого возраста, отставка, ожидание смерти, тонатокризис - кризис ухода, преобладание деятельности «конкретного потребления» (Л. Сэв) в одних периодизациях, и начало «желанного» возраста (Древнекитайская периодизация), «кризис освобождения» (Р. Гвардини), мудрость, возможность еще раз осознанно достичь кульминации своей жизни, просветление - в других.

• 70 лет - начало старости.

• 75 лет - угасание, старость.

Поместим теперь полученные обобщенные данные в табл. 1, в которой, как намеревались, представим содержание критических моментов по четырем линиям развития - социальной, когнитивной, деятельностной, рефлексивной -и отметим доминирующие в рассматриваемых возрастах явления процесса развития.

Таблица 1

Критические моменты процесса развития в возрастных периодизациях: основные линии

Возраст Основные линии развития

Социальная Когнитивная линия Деятельностнан Рефлексивная Ведущая линия развития, сснзнтивные периоды

I 2 3 4 5 6

0 Начало эмоциональных взаимодействий с близкими взрослыми Доминирует восприятие, «врожденная ученическая программа» Рефлекторные двигательные реакции, созревание функций Потоки органических ощущений от внутренних органов, мышц, сухожилий, суставов, вестибулярных каналов и др. Право быть и право быть обеспеченным (питанием, заботой), «животное», физическое развитие, упражнения рефлексов, доминирует восприятие, максимальный темп развития

1 Интенсивное развитие речи, после года -начало имитационной стадии Интерес к внешней стороне вещей, начало практического интеллекта„ третичных круговых реакций (с повторениями и вариациями от цикла к циклу), с 18 месяцев до 2 лет - начало интериоризации схем действий Самоидентичность Память и речь начинают доминировать как функции, наиболее интенсивно развивающиеся, снижение темпа развития до среднего

3 Окончание имитационной стадии, стадии адаптации, освоение-принятие роли одного взрослого, кризис трех лет, развитие общих умственных интересов, с 2-х - осознание «Я», начало периода персоналистского противопоставления себя, завоевания самостоятельности Самоконтроль как результат анальной стадии Чувство самоуважения, «Я» - тот, кто умеет говорить «нет», позже -расширение эго Сформированы право быть автономным {самостоятел ьны м в делах) и право быть независимым (не зависеть от другого в удовлетворении потребностей), начало формирования права желать, снижение темпа развития до низкого, социальная и когнитивная линия доминируют, мышление как развивающаяся функция доминирует

7 (1ачапо школьного возраста, начало стадии интеграции при продолжении доминирования адаптации, с 5 лет - принятие ролей многих других, идентификация со взрослым своего пола, начат периода бесконфликтных продуктивных контактов со взрослыми, расширение социальных контактов со сверстниками. открытие для себя нового места в пространстве человеческих отношен ий «Поле внимание — один процесс», с 9 лет - «много процессов», начало стадии конкретных операций, с 8 лет -начало «пастушеской» стадии. цивилизованной эры в жизни человека; с этого момента ребенка можно систематически обучать (базу для обучения подготавливает созревание функциональных структур мозга), начало стадии анализа, начало индивидуальных особенностей и склонностей Способность находить рациональные решения проблем и эффективно справляться с требованиями реальности, учебная деятельность, формирование права достигать - удовольствие может приносить не только само действие, но и воспоминание о проделанном действии Постижение различия между «Я-хороший» и «Я-плохой», образ Я (Я реальное, искаженный или достоверный, и Я идеальное как направление стремлений), рациональный субъект Ведущая учебная деятельность, развитие связано с форм ированием специальных интересов, идентификация со взрослым своего пола, качаю периода бесконфликтных продуктивных контактов со взрослыми, начало формирования права достигать (если мы правильно поняли автора периодизации С. Шишкова)

1 2 3 4 5 6

12-15 Конец детства либо отрочества (отрочество - переход от детства к юности), интимно-личностного общения как ведущей деятельности, переход от доморального уровня нравственного развития (наказание и награды ориентиры) к конвенциональной (одобрение и авторитет) и автономной морали (совесть, обязательства перед обществом, общечеловеческие принципы), доминирование индивидуализации (в социуме) и начало интеграции в обществе, потребность в отчуждении от всех тех, кто привычно, из года в год, оказывал на него влияние, с 16 лет - начало принятия родителей как несовершенных и подверженных ошибкам, а не как всемогущей контролирующей сипы, доминирование роли социума 12 лет - коней периода «сна разума», период активного умственного развития, интерес к деньгам и точным наукам, предварительное самоопределение, стадия рассудочного синтеза, переход от стадии конкретных операций к стадии формальных операции, с 14 лет -верхний сознательный слой, бодрствующее сознание, опирающееся в дальнейшем на социальную стадию развития В 15 лет - учебно-профессиональная деятельность выходит на первый план, становление субъектности и осознание себя субъектом Собственные проприативные стремления, начало юности, периода «бурь и страстей», включение механизмов психологической защиты, начало периода «бури и натиска», соот ветству юши х времени романтизма Кризис, пубертатный возраст, доминирование роли социума

18 Граница молодости/брака, начало возмужалости в более древних периодизациях, юности/молодости в современных, осуществление «Я» — «социальные творения», переход от ступени персонал изации к ступени индивидуализации, уход из родительского дома, кризис отрывания от родительских корней В 15 - переход от «плоского» к многомерному вниманию (от «одна карта» к «много карт») Обучение абстрактной профессии, предварительное самоопределение, с 17-ти - вхождение во взрослость мужчины, уточнение жизненных планов и начало их осуществления, специализация и приобретение мастерства Осознание себя как взрослого человека, поиски себя С 16-ти максимальный рост и влияние сексуального влечения на психическую жизнь

28 Начало возраста «выполнения общественных обязанностей», переход к «золотому» возрасту, собственная семья, переход от персонализации к персонификации как персонализации с противоположным знаком (я не как все. а единственный и уникальный)» перелом с завоевания жизненного базиса на подтверждение и сличение найденных основ жизни, с 35 лет - полное включение во взрослый мир, в начало периода интенсивного самоутверждения, реализации своих жизненных целей и планов, «первых серьезных успехов», рост удовлетворенности смыслом жизни Консервативные рекомпозицим структур и функций, прежние представления о жизни оказываются не совсем верными, иногда строительство жизни заново Социал ьно-произ водствеш 1ая деятельность, призвание, постановка конкретных жизненных целей и самореализация, переход от переосмысления, недовольства к «корням и расширению», с 30 до 40 лет - время расплаты с обществом -выдачи ему полезного продукта, «иначе оно перенесет свои ожидания па представителей более молодого поколения», 32-33 года - человек созревает как деятель, способный осуществить замыслы предыдущего периода, интенсивная самореализация в профессиональной сфере, 35 лет - самодостаточность «Кризис матерости», окончание либо, напротив, переход к периоду «бури и натиска», переход к анализу своих истоков с принятием частей своего Я, которые раньше игнорировались, 30 лет -резкий скачок удовлетворенности смыслом жизни Время «расплаты» с обществом - выдачи ему полезного продукта, полное включение во взрослый мир «кризис матерости», «совершенный человек»

Окончание табл. I

1 2 3 4 5 6

40 1!роидание с молодостью Расставание с иллюзиями Начало ступени универсализации, поиск новых целей и перестройки жизни, переориентация в профессиональных цепях,, вторая вершина деятельности, «когда свежесть еще не потеряна и уже достаточно высока зрелость», деятельность продолжается без зачетного уи!ерба в силу приобретенного опыта, «спелость», самореализация Кризис середины жизни, <(узнавання границы», начало возраста «познания заблуждений», депрессия Экзистенциальный кризис, вторая половая зрелость, расцвет сил, но и открытие убывания жизненных сил, кризис «узнавания границы»

50 1 [ереход к фазе поздней зрелости Фаза созревания и мудрости, новый творческий подъем «Последний период творческой жизни» Возраст душевного кризиса, «отрезвленный человек», но резкое повышение удовлетворенности в связи «с приходом особой мудрости» - с благодарностью принимать то, что есть, и не требовать невозможного «Отрезвленный человек», борьба с собственным закатом, вопросы о ценности сделанного

63-65 Отставка, ко возможность еще раз осознанно достичь кульминации своей жшни, просветление, мудрость Активная деятельная полезность либо ожидание смерти Преобладание деятельности «конкретного потребления»

70-75 [ 1ачало и осознание старости, угасания деградация всех функций

Каковы основные результаты?

Во-первых, получена согласованная логичная картина изменений по четырем выделенным направлениям - когнитивной, социальной, деятель-ностной и рефлексивной линиям.

Во-вторых, путем нехитрого анализа (авторы периодизаций сами указывают «центральное» в каждом возрасте) из всех содержаний удалось получить «центральную» линию развития, связанную с объективным созреванием и развитием психических и социальных функций личности.

В-третьих, мы убедились в правильности нашего предположения о содержании моментов 40, 50 и 70 лет как о не несущем кардинальных структурных изменений в процессе развития; ни физиологические, ни социальные факторы в эти моменты кардинальным образом не меняют своего влияния на динамику личностного развития, и внутренние переживания, связанные с подведением итогов и постепенной логичной адаптацией к реальности процесса физиологического старения, также не меняются кардинально. Эти кризисы (поскольку они не несут в себе коренных изменений в деятельности, социальной сфере, когнитивных процессах, а связаны с осознанием протяженности своей жизни, содержания сделанного и пр., т.е. с рефлексивной динамикой) видятся нами как промежуточные кризисы «перехода количественных изменений в качественные». В отличие от поворотных моментов, в которые происходят структурные сдвиги (созревают, стареют или развиваются во взаимодействиях психические функции, личность получает или теряет те или иные значимые содержания деятельности), происходит изменение меры активности и влияния на нее (личность) и ее на других. Проведенный анализ позволяет заключить, что такими моментами являются кризисы: рождения, 1 года, 3, 7, 15 лет, кризис «матерости» (30-31 год), кризис самоактуализации (63-65 лет).

Именно эти моменты можно считать узловыми в процессе развития личности.

Содержательно структурированные данные о критических моментах процесса развития, полученные в результате проведенного анализа периодизаций развития, - ценный материал для моделирования структурной динамики процесса развития личности в онтогенезе, его механизма [5; 6; 7]. Применение обсуждаемого в статье метода для целей исследования процесса развития личности, а именно для исследования динамики структур в этом процессе, оказалось продуктивным.

Список литературы

1. Ливехуд, Б. Кризисы жизни - шансы жизни / Б. Ливехуд. - М. : Духовное познание, 2012. - 76 с.

2. Малкина-Пых, И. Г. Возрастные кризисы : справочник практического психолога / И. Г. Малкина-Пых. - М. : Эксмо. - 1180 с.

3. Солдатова, Е. Л. Структура и динамика нормативного кризиса перехода к взрослости : моногр. / Е. Л. Солдатова. - Челябинск : Изд-во ЮУрГУ, 2007. - 267 с.

4. Слободчиков, В. И. Интегральная периодизация общего психического развития / В. И. Слободчиков, Г. А. Цукерман // Вопросы психологии - 1996. - № 5.

5. Краснова, О. В. Контент-анализ содержания критических возрастов в возрастных периодизациях / О. В. Краснова, А. А. Краснов // Инновации в науке, образовании

и бизнесе : сб. материалов XI Междунар. науч.-метод. конф. - Пенза : РГУ, 2013. - С. 30-33.

6. Краснова, О. В. Структурная динамика процесса развития личности в онтогенезе : моногр. / О. В. Краснова. - Пенза : Изд-во ПГУ, 2013. - 580 с.

7. Краснова, О. В. Структурная динамика развития личности в онтогенезе / О. В. Краснова // European social science journal. - 2012. - № 5 (21). - С. 199-205.

Краснова Оксана Викторовна

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики и психологии профессионального образования, Пензенский государственный университет E-mail: oksana_krasnova@mail.ru

Краснов Андрей Андреевич

студент,

Пензенский государственный университет E-mail: kiddik@gmail.com

Krasnova Oksana Viktorovna candidate of pedagogical sciences, associate professor, sub-department of pedagogics and psychologics of professional education, Penza State University

Krasnov Andrej Andreevich student,

Penza State University

УДК 159.922.736, 159.9.075 Краснова, О. В.

Кризисы развития: по результатам контент-анализа шестидесяти возрастных периодизаций / О. В. Краснова, А. А. Краснов // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2014. - № 1 (9). - С. 179-188.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.